Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. ИЗДАНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН

  • По виду изданий

  • По региону распространения

  • По аудиторному признаку

  • По целевому назначению

  • По предметно-тематической специализации

  • Засурский Я.Н._Система СМИ России. Учебное пособие для вузов Под ред. Я. Н. Засурского


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов Под ред. Я. Н. Засурского
    АнкорЗасурский Я.Н._Система СМИ России.doc
    Дата09.04.2017
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗасурский Я.Н._Система СМИ России.doc
    ТипУчебное пособие
    #4654
    страница12 из 22
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   22
    Часть духовно-просветительских изданий предназначена для семейного чтения. Это прежде всего журнал «Православная беседа». Он имеет постоянные рубрики, которые помогают читателям разных поколений определить свой круг чтения: «Верую», «Домашняя церковь», «Светильники Вселенной», «Воскресная школа», «Государство и церковь» и др. Для детей «Православная беседа» дает специальный «журнал в журнале» – «Зернышко». Под грифом «Для семейного чтения» выходят некоторые епархиальные и обительские газеты.

    Отличительной особенностью «семейных» изданий является то, что их тематика разрабатывается с учетом интересов всех членов семьи. В материалах, как правило, нет прямой назидательности, прямых поучений, они рассчитаны именно на неспешное семейное чтение, на то, чтобы читатели постепенно приобщались к православной вере и учились воспринимать ее как естественную потребность своей духовной жизни.

    Другой разновидностью духовно-просветительских изданий являются газеты и журналы, предназначенные для воскресного чтения. Эти издания занимали большое место в дореволюционной духовной периодике и относились к категории народных журналов, ориентированных на все социальные группы читателей. Сейчас такой тип изданий с душеполезным воскресным чтением развивается менее активно и очень близок изданиям «Для семейного чтения». Одно из них – цветной иллюстрированный журнал «Воскресный день» – на русском и английском языках издает в Мурманске православное братство св. Кирилла и Мефодия. В нем есть постоянные рубрики: «Евангелие», «Инославие», «Сокровищница» (святоотеческие тексты), «Созерцание» (духовные наставления), рассчитанные на взрослую аудиторию; другие – «Воспитание», «Воскресная школа», «Детям» – посвящены подрастающему поколению; есть и общие разделы, как, например, «Встречи и знакомства», где православные священники рассказывают о своем жизненном пути и высказывают мнения по самым разным общественным и общечеловеческим проблемам.

    Систему православной печати представляют не только церковные газеты и журналы различного уровня и типа. Множество православных изданий выпускаются совместными усилиями церковных, общественных, иногда государственных организаций и частных лиц. Среди этих изданий есть и такие, которые много внимания уделяют не только духовным, но и общественным, политическим проблемам. Это дает основание классифицировать их как религиозно-общественные и религиозно-политические издания.

    Религиозно-общественный тип издания представляет информационно-аналитический вестник «Церковь и общество», который выпускает Общественный Совет по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата при содействии ИТАР-ТАСС. Его рубрики «Государство и церковь», «Многоконфессиональная Россия», «Возрождение», «Мученики и исповедники Святой Руси» и др. полностью отвечают назначению журнала – соединению православия и общественной жизни.

    К этому же типу религиозно-общественных изданий можно отнести газеты «Радонеж» и «Православная Москва», «Николо-Угрешский вестник», который выпускает Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь и Общественный Комитет возрождения Николо-Угрешского монастыря, газету «Лампада» храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино, «Мирянин» – издание православного братства ев. Иоанна Богослова, «Православный Санкт-Петербург» и др.

    В настоящее время такой тип религиозно-общественных изданий развивается активно и наряду с газетами и журналами духовно-просветительского направления играет все более значительную роль в православной периодической печати. Это свидетельствует о возрастающей роли Русской Православной Церкви в обществе, о том, что она готова обсуждать все самые острые проблемы общественной жизни.

    Общероссийское общественное движение «Россия Православная» с 1997 г. издает еще одну религиозно-общественную газету «Десятина» с подзаголовком «Газета православных мирян». Как сообщает в рубрике «Колонка редактора» ее основатель и главный редактор А. И. Буркин, известный предприниматель и церковный деятель, «газета видит свою задачу в том, чтобы одолеть нравственную и духовную смуту на основе религиозного возрождения». Для этого, по мысли редактора, необходимо информационное пространство, выстроенное «по принципам церковного симфонического единства, соборного собрания». Газета «Десятина» претендует в дальнейшем на роль общенациональной православной общественно-политической газеты.

    Другие религиозно-общественные издания ставят перед собой более скромные цели и, как правило, адресуются определенной аудитории, как это делает православная газета для военных «Благовест», которую издает Союз «За духовность армии и флота», или студенческая православная газета МГУ «Татьянин день» (хотя она тоже старается расширить круг читателей и уже наладила выпуск молодежного приложения в Санкт-Петербурге «Петр и Павел»).

    Сложность современной политической жизни и неразрешенность многих общественных проблем вызвали появление еще одного, достаточно распространенного типа – религиозно-политических изданий, имеющих конкретную политическую направленность, как правило, монархическую. К такому типу изданий относится газета Тверской епархии «Православная Тверь». В редакционной статье ее главный редактор о. Александр (Шабашов) пишет: «...церковная печать может стать началом объединяющим, не только просветительским. Она должна нести своему народу братство, слабому – защиту, злому – грозу! ...Церковная печать – это место, где должна выступать русская национальная интеллигенция или то, что от нее осталось... церковная печать должна стать печатью, где будет звучать голос архипастыря, священника, иконописца, учителя, профессора, офицера, судьи и литератора».

    Наряду с традиционными для церковного издания рубриками «Церковный календарь», «Проповедь», «Святоотеческое наследие», «Основы веры» в газете регулярно появляются и такие, как «Эсхатология» (освещение пророческой и апокалиптической литературы), «Православная мысль», под которой публикуются материалы с резкой критикой экуменический идеи, «Монархическая государственность» и т.п. «Православная Тверь» целенаправленно проводит мысль о монархии как единственном пути спасения российской государственности.

    Стремление ряда церковных изданий стать объединяющим началом вокруг той или иной политической идеи в целом для церковной периодики – явление достаточно редкое. Она все-таки больше сосредоточена на проблемах духовного просвещения, веропроповедничества, нравственного воспитания и на внутрицерковных делах. Политическими проблемами больше занимаются издания различных религиозно-патриотических объединений, общественных движений, фондов, национально-патриотических союзов. Так, Общественный комитет в защиту Сербии и Черногории выпускает в Санкт-Петербурге религиозно-политическую газету «Сербия», общественно-патриотическое объединение «Русский национальный собор» – газету «Русский Собор» под девизом «Мы русские! С нами Бог!», Попечительский фонд иконы Казанской Божьей Матери — религиозно-политическую газету «Положение дел».

    Патриотические идеи, связанные с национальным возрождением на основе православия, развивает и одна из самых крупных религиозно-политических газет «Русь державная», которая выходит под грифом «Православная народная газета» и издается при участии Русского национального банка. Все религиозно-политические издания адресуются широкому кругу не только верующих, но и всех политически активных читателей.

    Религиозные организации не оставляют без внимания и детскую аудиторию. Московский Патриархат выпускает ежемесячный журнал «Пчелка». Уфимское епархиальное управление уже несколько лет издает красочный литературно-художественный журнал для детей «Купель», православная община Храма свв. бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине – цветной иллюстрированный журнал для дошкольников «С нами Бог». Занимаются изданием религиозных журналов для детей и общественные организации. Так, Российский детский фонд выпускает детский православный журнал «Божий мир».

    Значительное место в системе православной периодики занимают литературно-художественные и философские журналы, которые издаются различными общественными организациями. По своей сути и содержанию это скорее религиозные, а не светские издания, так как здесь преобладают материалы религиозной направленности.

    Идеи христианства развивает литературно-художественный, историко-краеведческий «Московский журнал». Это же направление является приоритетным в ежемесячном журнале художественной литературы и общественной мысли «Слово», который имеет специальную рубрику «Благовест», где публикуются материалы по церковной жизни. Больше половины объема занимают публикации на церковные и религиозные темы в литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Радонеж». Христианско-просветительское издательство «Аслан» совместно с христианским молодежным клубом «Осанна» выпускает литературный альманах «Свеча».

    Целый ряд изданий занимается вопросами церковного искусства. Наиболее известные среди них – теоретический журнал «Хоругвь», выпускаемый Спасо-Андрониковым монастырем, и красочный иллюстрированный журнал «Храм», учрежденный Независимым фондом возрождения церковного искусства.

    Религиозная печать постепенно формирует и расширяет свою аудиторию, предлагая читателям разнообразные издания в зависимости от возраста и интересов. С этой же целью создаются новые по видам и формам издания, в частности различные приложения (тематические вкладыши – «газета в газете», дайджесты, отдельные приложения.) Газета «Православный Санкт-Петербург» выпускает сразу две «газеты в газете». Одна из них – «Co-Весть» с подзаголовком «Сборник православных изданий» – является своего рода дайджестом, где публикуются наиболее интересные материалы других православных изданий – епархиальных, монастырских и т.п., которые не имеют выхода на широкую аудиторию. Другая «газета в газете» под названием «Горница» представляет собой «Собрание православных писателей» и публикует художественные произведения современных православных авторов и архивные материалы. С 1997 г. «Горница» стала выходить как самостоятельное издание. По мысли издателей, «Горница» в будущем станет аналогом «Литературной газеты» для тех авторов и читателей, которые видят в православии основу и суть русской культуры.

    Несколько тематических вкладышей имеет и газета «Православная Москва»: «Миссионерское обозрение» с подзаголовком «Противосектантское издание», молодежное приложение «Лествица» и «Радуга» – «газета для детей и про детей».

    Религиозная печать расширяет свою аудиторию и с помощью светской прессы. Некоторые светские издания выпускают специальные тематические приложения, посвященные вопросам религии. Например, газета «Первое сентября» имеет еженедельное приложение «Воскресная школа», которое адресуется «учащимся православных и светских школ, учителям, родителям и всем добрым людям». Как приложение к газете «Советская Россия» выходила «Русь православная», которая с 1998 г. стала самостоятельным изданием. Этот опыт развивает не только московская, но и региональная печать. В частности, «Амурская правда» с мая 1998 г. выпускает еженедельный религиозный вкладыш «Золотые купола» под грифом «Семейная православная газета». В «Слове к читателям» редакция сообщает, что свое издание адресует прежде всего людям неверующим, тем, «кто хотел бы узнать побольше о православии, о его истории, обычаях, обрядах и праздниках, о людях, посвятивших себя служению церкви».

    Такого типа приложения, как правило, готовятся совместно с церковными организациями, представители которых входят в состав редакций, а нередко и возглавляют их. В издании газеты-приложения «Воскресная школа», например, деятельное участие принимает Православный Свято-Тихоновский Богословский институт.

    Газета-вкладыш «Золотые купола» выходит под духовным попечительством преосвященного Гавриила, епископа Благовещенского и Тындинского, а «Русь православная» издается с благословения ныне усопшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.

    Православную периодику представляют не только издания Русской Православной Церкви и разделяющих ее позиции общественных организаций. Со своим словом к читателям обращается старейшая в России Русская Православная старообрядческая церковь. В 1991 г. она возобновила свое официальное теоретическое и духовно-просветительское издание – журнал «Церковь», другое же ее издание «Старообрядческий вестник» заявляет свой статус как всероссийской газеты, хотя имеет небольшой круг читателей-единоверцев.

    Одно за другим появляются издания Русской Православной Церкви за рубежом, которые тоже привлекают значительную часть аудитории. В России выходят церковно-общественная газета «Православная Русь», информационный вестник «Церковная жизнь», духовно-просветительские журналы «Русское возрождение» и «Благовестник», журнал «Русский пастырь» в помощь священнослужителям и «Трезвон» – красочный журнал для детей.

    Очень активно развивается экуменическая миссионерская печать, которая в основном занимается духовно-просветительской деятельностью. Представитель этого направления христианской печати – иллюстрированный журнал «Русский паломник», учрежденный Валаамским обществом Америки. Этот старейший миссионерский журнал издавался еще в прошлом веке и возобновил свою деятельность в 1991 г. Он тоже ориентирован на православных христиан, но ставит перед собой более широкие цели – «сохранение и распространение древнехристианской монашеской мудрости вне всяких церковных разделений для всех 50 юрисдикции, исповедующих православную веру во всех странах мира».

    Большую издательскую деятельность ведут и другие церкви, зарегистрированные на территории России. Их периодическая печать по количеству и видам изданий уступает православной, хотя их типологические группы практически одинаковы.

    Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов издает свой официальный орган – иллюстрированный журнал «Христианское слово», в котором освещается повседневная жизнь братства и отдельных поместных церквей. Церковь издает также научный, богословский журнал «Братский вестник», а ее Московская богословская семинария выпускает богословско-публицистический журнал «Путь богопознания».

    Если эти издания в силу своей специфики имеют ограниченный круг читателей, то другой орган Союза евангельских христиан-баптистов – молодежная религиозно-общественная газета «Христианин и время» – рассчитан на широкую аудиторию не только своих единоверцев, но всех читателей, кого интересуют духовные вопросы. Кроме того, церковь евангельских христиан-баптистов издает первый и пока единственный в России христианский журнал для женщин «Мария».

    Небольшую, но весьма стабильную аудиторию имеют издания Церкви христиан-адвентистов Седьмого дня. Ее Евро-Азиатское отделение совместно с журналом «Adventist Review» (США) издает в России информационный журнал «Адвентистский вестник» и бюллетень Заокской духовной академии Церкви АДС «По стопам Христа».

    Свой официальный орган, духовно-просветительскую, благотворительную газету «Новый Иерусалим» выпускает Восточная Небесная Апокалиптическая церковь.

    Разнородную и в типологическом, и в содержательном плане христианскую периодику дополняют издания католических организаций. Часть из них представляет собой информационные вестники, но есть издания и духовно-просветительского характера, которые в основном развивают экуменические идеи, публикуя материалы о проблемах христианского единства, роли католиков восточного обряда во вселенской Церкви, знакомят читателей с жизнью Римской церкви и западных христиан. Всего на русском языке и для российских читателей издается более 50 наименований католических газет и журналов, но в России печатается только несколько из них. В Москве выходят информационный вестник «С Богом» и бюллетень «Истина и жизнь». Кроме того, Апостольская администратура выпускает здесь ежедневную газету «Свет Евангелия» для католиков Латинского обряда и ежедневную молодежную газету «Встреча». Свой информационный вестник «Вифлеемская звезда» имеет новосибирская католическая община. Ежемесячный бюллетень духовно-просветительского характера «Любовь и истина» издает в Санкт-Петербурге католическая организация, объединяющая семьи Западной и Восточной Европы. Помимо католиков, в состав редакции входят и православные верующие.

    Система религиозной печати России продолжает развиваться, хотя основные типологические группы изданий уже в целом определились.

    12. ИЗДАНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН
    Женские издания в России появились еще в XVIII в., но регулярно стали выходить в начале XIX в. Это «Журнал для милых», «Дамский журнал», «Аглая». После отмены крепостного права при активизации женского движения возникает в конце столетия три десятка новых женских журналов, в том числе «Рассвет» (универсальный, рассчитанный на широкую аудиторию), «Лучи» (для девушек), «Мой журнал» (для девочек), «На помощь матерям». Издаются журналы, адресованные профессиональным группам: «Вестник моды для портних», «Модный курьер», «Модистка», «Акушерка». Публикуются тематические издания: «Русская хозяйка», «Новый русский базар», «Модный свет», «Моды и рукоделия».

    В советский период основными женскими изданиями стали журналы «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Кроме того, выходило 17 республиканских журналов и иллюстрированные журналы мод. После войны к ним добавились два международных журнала – орган Международной федерации женщин «Женщины мира» и советско-индийский журнал для женщин «Диалог».

    До начала 90-х гг. структура женских изданий была достаточно стабильна. Интенсивное развитие этой группы изданий произошло в связи с переменами в российском обществе, ознаменовавшими последнее десятилетие XX в. По данным Российской книжной палаты, в 1997 г. для женщин издавались 24 газеты с разовым тиражом около 1 млн. 200 тыс. экз. и 22 журнала, имеющих разовый тираж свыше 1 млн. экз.

    Потребность в женских изданиях и публикациях на женские темы в общей прессе диктуется общественными потребностями, местом и ролью женщины в процессах воспроизводства и функционирования социальной системы. Роли женщины в современном обществе широки и многообразны – от продолжательницы рода до общественной деятельницы, свободной творческой личности. В зависимости от типа общества и стадий его развития эти роли модифицируются, меняется их вес в обществе и общественном сознании.

    В советские времена основными считались профессиональные функции женщины, и потому именно трудовая жизнь женщин была в центре внимания средств массовой информации: женщина с кайлом и лопатой, женщина у станка и с подойником, в классе и в кабинете поликлиники. Это было связано с тем, что человек воспринимался прежде всего как существо общественное.

    В то же время и исконные роли продолжательницы рода, воспитательницы детей, хозяйки в доме занимали, судя по исследованиям, важное место не только в жизни, но и в общественном сознании и, следовательно, в женской прессе. Этим вечным ролям женщины она всегда уделяла и сейчас уделяет большое внимание.

    Однако в период общественных перемен последнего десятилетия XX в. женщина начала чувствовать себя более свободной и осознавать свое равенство с мужчиной не только в производственной и общественной сферах, но и в семье и личной жизни. Этому содействовало и то, что были сняты прежние запреты в СМИ на темы интимной жизни, секса и т.п. Поэтому стали более заметными, акцентированными роли подруги, спутницы мужчины, сексуального партнера. Хотя по-прежнему женщина воспринимается обществом прежде всего как воспитательница детей, хозяйка в доме, хранительница семейного очага.

    Другими словами, роли женщины и отношение к ним общественного мнения (соответственно отраженного в СМИ) качнулись по закону маятника – от производственных, бесполых к чисто женским, даже физиологическим, сексуальным.

    Но маятниковая ситуация, ситуация крайностей, постепенно ослабевает, и в будущем женщина (по мнению экспертов – руководителей женских изданий)103[51]. будет исполнять все свои многообразные роли. Возрастет ее влияние в обществе в качестве носительницы норм морали, нравственности, миротворицы, противницы войн и насилия, гаранта стабильности общества, защитницы природы, экологии, самостоятельной творческой личности, активно участвующей в профессиональной, деловой, общественно-политической жизни.

    Одним из самых важных системообразующих признаков женской прессы является аудиторный. Женская аудитория по своей структуре так же многоуровнева и многопланова, как аудитория в целом: в ней есть разные возрастные группы, разные группы по профессиональным занятиям, типам интересов и т.п. Аудитория женской прессы не столь замкнута, как может показаться на первый взгляд. Исследования показывают, что в последние годы ее заметно пополнили мужчины — в иных изданиях они составляют до 40% читателей («Сударушка»). Не мал и процент подростков и молодежи (у «Москвички» 19% читателей – школьники и студенты). Как правило, современная женская пресса является массовой, популярной, доступной людям самых разных возрастов, профессий, интересов.

    Чтобы охарактеризовать аудиторию женской прессы, необходимо отметить социально-психологические особенности, своеобразие женской психики. Женщины, как правило, менее агрессивны, чем мужчины, но более подвержены стрессам, обидам, более чувствительны к несправедливости и лжи. С другой стороны, они более практичны, конкретны, менее амбициозны, более корректны в словесном выражении своих мыслей и идей, гибки, вариативны в поведении, адаптивны. Им свойственны развитое чувство эмпатии, сопереживания, душевности, уступчивости, более оптимистический взгляд на события. Женщины достаточно наделены интуицией, «быстрым ритмом душевной жизни», «богатством бессознательных душевных процессов», «крепостью организовавшихся ассоциаций». В их распоряжении всегда имеется запас «готовых суждений», аналогий, который облегчает понимание и оценку всякого нового факта. Женщина живет более внутренней, нежели внешней жизнью. Наибольшую роль в жизни женщины играет чувство, а не интеллект. Но именно благодаря «жизни преимущественно чувством» женщина в каждый данный момент являет собою более законченную и гармоничную, но в то же время более сложную и всестороннюю, чем мужчина, личность, потому что чувства, в отличие от идей, «гораздо легче совмещаются между собой» и «логика чувств не знает закона противоречия». Женщина по сравнению с мужчиной менее склонна в чем-либо проявлять инициативу, ей не по силам «натиск на мир», но зато она обладает большей устойчивостью при натиске мира на нее. Она эмоциональна, склонна к «аргументам чувств», а не к логическому доказательству. «Мужчина силен анализом, женщина – синтезом»104[52].

    Данные, которые получены в результате анализа ответов руководителей женских изданий (исследование «Женская пресса и перспективы ее развития»), подтверждают выводы психологов и дополняют этот портрет новыми чертами: терпеливая, умеющая многое сносить, сочувствующая, способная сопереживать, сердечная, готовая помочь, открытая, общительная, работящая, духовная, исповедующая духовные ценности, обладающая развитой интуицией, эмоциональная, терпимая к недостаткам других людей, покладистая и легковерная, равно нацеленная на работу, самореализацию в профессиональной деятельности и в семье, одновременно склонная к новаторству и традиционная, консервативная, фантазерка и реалистка, религиозная и атеистка, беспечная и расчетливая, легкомысленная и серьезная, иногда не уверенная в себе, зажатая, покорная, зависимая.

    В связи с коренными потребностями и характеристиками женской аудитории, ее социальными ролями в обществе важным системообразующим признаком женской прессы является ее целевое назначение. Оно вовсе не предполагает обособление женской аудитории, замкнутости в строго очерченных рамках узких «кастовых» интересов. Но женщины должны иметь свою трибуну, позволяющую аккумулировать те элементы бытия женщин, которые возникают и распространяются в будничной повседневности, становятся более или менее заметными на общем фоне.

    Основные цели и задачи женской прессы заключаются в следующем: сообщать новости, относящиеся к жизни и деятельности женщин и женских организаций; изучать и выдвигать на обсуждение актуальные проблемы, связанные с женским вопросом и женским движением; отражать и формировать образ современной женщины; выражать и удовлетворять запросы женщин, их потребности и интересы; показывать роль женщины в обществе и семье; вырабатывать правильное понимание ее функций и назначения, а также необходимые практические навыки, умения и действия.

    Одна из целей женской прессы – формирование инициативной, образованной, умной, милосердной, высоконравственной, духовно развитой личности. Отсюда вытекают задачи: просвещать женщин, расширять сферу их образования и воспитания; развивать в женщине высокие нравственные начала; совершенствовать ее вкусы; обогащать духовный мир.

    Как правило, представительницы слабого пола испытывают потребность в моральной и психологической помощи. Поэтому среди задач женской прессы – морально-этическая и психологическая поддержка женщин, защита их прав, предупреждение различных стрессов, положительная эмоциональная разрядка, поиск выходов из усложненных жизненных ситуаций.

    В последние несколько лет особенно заострилась в качестве важной цели женской прессы проблема укрепления семьи. На первый план выдвигается задача не только привлекать внимание к проблемам материнства и детства, но и помогать решать их, содействовать укреплению прав человека в семье, сплачивать семью, развивать родственные связи, национальные традиции, обычаи.

    В жизни любой женщины есть потребность в добром совете, полезной рекомендации, особенно когда это касается воспитания детей, здоровья членов семьи или ведения домашнего хозяйства. Поэтому содействие укреплению здоровья женщин, организация обмена опытом (житейским, трудовым, социальным), освещение специфических интересов женщин, развитие их самодеятельности входят в круг основных задач женской прессы.

    Женская пресса призвана реализовывать применительно к своей аудитории все функции: просветительскую, воспитательную, организаторскую, психологической поддержки, консультационную.

    Эти основные функции и особенности женской прессы модифицировались во времени в связи с изменением ролей женщины в обществе, с переменами, произошедшими в самом обществе и СМИ. Так, исследование динамики задач женской прессы показывает, что в советское время их круг был достаточно узок и сосредоточивался на помощи в выполнении семейных ролей и овладении практическими полезными навыками, просвещении и сохранении здоровья.

    В постсоветское время этот перечень, по мнению экспертов, стал более широким, но на первое место вышла функция, которой не было в прошлые годы, – «помогать адаптироваться в новых рыночных условиях». Большую, чем прежде, значимость приобрела охрана здоровья женщин, их психологическая поддержка. Возрастает значение таких функций, как защита гражданских и социальных прав, консолидация, укрепление авторитета женщин, изменение отношения к ним в обществе и семье, формирование общественного мнения женщин.

    Тематическое содержание женской прессы тоже отличается своеобразием. Особое внимание уделяется вопросам морально-этического свойства, истории, религии, искусству, т.е. всему, что связано с духовным развитием человека.

    Современные издания для женщин чаще всего поднимают такие темы, как охрана материнства и детства, роль женщины в семье, здоровье женщины, ее психологическое самочувствие и нравственное состояние, милосердие, права женщин, социальное положение женщины, ее труд, материальное обеспечение, участие женщин в экономическом развитии страны и управлении государством, женщина в быту, полезные советы и практическая помощь ей, взаимоотношения полов, культура секса, духовный мир женщины, ее эстетические вкусы, женщина в литературе, истории, искусстве, рукоделие, мода.

    Хотя многие женские издания объявляют себя вне политики, но и эта сфера освещается в них через восприятие женщины. В фокусе внимания находятся и вопросы экономического, правового, религиозного образования. Анализируются опыт и формы организации женского движения, феминистские концепции, международные связи.

    В наборе обязательных материалов все меньше становится публикаций о так называемых производственных успехах и престижных профессиях. Более важной становится информационная помощь в адаптации женщин к рыночным реалиям. Пришли на страницы изданий и новые герои – женщина-коммерсант, современный государственный деятель. Значительная площадь отводится «семейным страницам».

    В последние годы появились и темы, которые долгое время считались непубличными или второстепенными, например сексуальные отношения. В современных изданиях велика доля публикаций о моде, одежде, украшениях, о взаимоотношениях мужчин и женщин, любви и сексе, о светской жизни, женской элите, о содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере обслуживания, торговле и услугах, о финансовом положении семьи.

    Объективные и субъективные причины, связанные главным образом со сложной общественной ситуацией, не позволяют женским изданиям в полной мере освещать проблемы, которые насущно важны для женщин. Особенно это касается адаптации к рынку, женских и детских проблем, порожденных трудным временем.

    В связи с особенностями женской аудитории, ее психологического склада женским изданиям присуща своя характерная стилистика, которую возможно отнести к системообразующим признакам прессы для женщин. Характер женской прессы требует особой мягкой тональности, доброжелательного душевного настроя.

    При выборе манеры общения с читателем предпочтение отдается задушевной беседе, контактным приемам, которые находят отклик в душе, ведут к взаимопониманию, ориентируют на совместные размышления.

    Социологические исследования показывают, что женская аудитория выберет скорее публикацию, написанную в доверительном тоне, чем деловую, предпочтет материал, адресованный к эмоциональной сфере, а не к рациональной.

    Обобщая информацию о характере женских изданий, можно выделить следующие особенности: с одной стороны, душевность, положительный настрой, эмоциональность, близость к своей аудитории, доверительный диалог с нею, ориентированность на совместные размышления о жизни, на просветительские, духовные устремления женщин, а с другой – удовлетворение практических, прикладных интересов женской аудитории.

    Изданиям для женщин не противопоказаны никакие жанры. Но предпочтителен выбор таких, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории. Поэтому активно используются диалог, интервью, беседа, острая публицистическая или проблемная статья, портретный очерк. К числу весьма распространенных форм относятся информационная смесь, малые формы прозы и поэзии.

    Следует отметить популярность эпистолярных жанров, переписки с читателями. У большинства женских изданий имеется богатая почта. Письма читателей публикуются на страницах журналов и газет. Но даже не будучи опубликованными, они служат источником, поводом для актуальных выступлений, журналистских командировок, конструктивным основанием в разработке той или иной темы. Весьма распространена в женской прессе справочная информация (советы, консультации). Встречаются очерки и зарисовки, хотя они практически исчезли из изданий общего направления. Популярны различные тесты, анкеты, игровые формы и юмор.

    Есть отличия и в оформлении изданий. Они ориентируются на привлекательный, но спокойный и сдержанный дизайн, избегая излишней яркости и крикливости.

    Живой, красочный стиль женской прессы во многом определяют иллюстрации. В некоторых изданиях они занимают иногда до 60% общего объема материалов, особенно в журналах. Порой иллюстрации несут большую функциональную нагрузку: расширяют знания читателей о заинтересовавшем их предмете, воспитывают эстетически.

    Своеобразно преподносится и реклама. Она ненавязчива, часто оформляется с большим изяществом, эстетически привлекательно и тактично. Рекламируются прежде всего товары, которые могут найти наибольший спрос у женщин, предназначенные для использования в семье, личном хозяйстве.

    Ценностные ориентиры, концептуальные особенности, место и роль в обществе, направленность в воздействии на читателя и структурно-содержательные аспекты отображения действительности, которые отбирает для себя современная женская пресса, и образуют ту нишу, которую она заняла как подсистема российских СМИ. Все вышесказанное позволяет охарактеризовать типологическую структуру женской прессы, которую можно разделить по нескольким основаниям.
    По виду изданий женская пресса делится на:

        •  журналы («Работница», «Крестьянка», «Мир женщины», «Женский клуб», «Космополитен» и др.);

        •  еженедельники («Сударушка» и др.);

        •  газеты («Москвичка», «Натали» (Санкт-Петербург), «Анхен» (Калининград), «Женские игры» (Волгоград) и др.);

        •  дайджесты («До и после 18-00»);

        •  бюллетени («Вы и мы» и др.);

        •  практические руководства («Катерина», «Валентина» и др.);

        •  приложения к различным изданиям (вкладки, тетрадки, «газеты в газете»: «Домашний калейдоскоп» в «Работнице», «Хозяйка», «Музеи мира» в «Крестьянке», «Дом Натали» в газете «Натали»).


    Среди приложений есть и выходящие в виде самостоятельных изданий («Обыватель» – приложение к «Крестьянке»). Часто дочерние приложения становятся самостоятельными. Например, «Сударушка» появилась как приложение к «Вечерней Москве», «Дочки-матери» – как приложение к «АиФ», а затем они стали распространяться по всей России и за ее пределами.
    По региону распространения женские издания делятся на:

        •  всероссийские, распространяемые по всей территории страны («Крестьянка», «Работница», «Женское счастье» и др.);

        •  республиканские («Женщина», «Сюембике» (Татарстан) и др.);

        •  региональные, распространяемые в одной или нескольких областях (тюменская «Сударыня» и др.);

        •  городские («Яблоко» (Саратов) и др.);

        •  международные («Космополитен», «Elle» и др.).


    По аудиторному признаку женские издания предназначены либо массовой, либо специальной аудитории и образуют следующие группы:

        •  адресованные всем женщинам России («Работница», «Крестьянка», «Сударушка»);

        •  адресованные региональным или этническим женским сообществам (например, «Женщины Дагестана»);

        •  адресованные различным возрастным группам (например, подросткам и молодежи – «Маруся», «Саратога», «Cool Girl», Женщинам среднего активного возраста – «Космополитен», «Она»);

        •  адресованные женщинам-матерям («Няня», «Мамина газета», «Мой малыш»);

        •  адресованные семье («Домашний очаг»);

        •  адресованные представительницам различных женских профессий (например, «Супермодель»);

        •  адресованные женщинам с высоким уровнем дохода («Harper's Basaar», «Elle»).


    По целевому назначению женскую прессу можно разделить на издания:

        •  общесоциальной направленности («Работница», «Москвичка»);

        •  просветительные, образовательной направленности («Сударушка», «Женский клуб»);

        •  информационно-познавательные («Венера-пресс») и проблемно-информационные («Диалог»);

        •  развлекательные («Маруся», «Cool Girl»);

        •  прикладные, практические (журналы мод и т.п.);

        •  рекламно-информационные (например, «Алиса»).


    По предметно-тематической специализации можно выделить издания общесоциальной направленности и специализированные по тому или иному кругу тем и проблем (например, издания, посвященные семье и школе (газета «Мы и наши дети», выходящая в Хабаровске) или здравоохранению (журнал «Здоровье для женщины»), профессионально-ориентированные и одновременно популярные («Ton-модель» и «Салон»), литературно-художественнные (журнал «Атлантида» Лиги писательниц России)). Особую группу составляют журналы мод и издания, популяризирующие технику шитья, рукоделия, ведения домашнего хозяйства, художественного творчества и мастерства.

    Если говорить о периодичности женской прессы, то больше всего насчитывается ежемесячных журналов и еженедельников, меньше газет и пока совсем нет ежедневных изданий.

    По объему издания традиционно «тонкие» («Берегиня») и «толстые» («Женский клуб»). Формат у одних в последнее время увеличен («Крестьянка»), у других уменьшен («Мир женщины»).

    Большинство изданий выходит на русском языке, но есть и национальные издания. Некоторые издаются на двух, а порой и на нескольких языках («Мир женщины», «Женщины Дагестана» и др.).

    Немало журналов, выходящих на русском языке, основаны зарубежными издательскими фирмами и являются русскоязычными версиями известных западных изданий («Космополитен», «Elle», «Домашний очаг» и др.).

    Формат журналов, как правило, А-4 до 80–100 страниц, формат газет А-3 от 4 до 24 страниц. Печать цветная, многие журналы печатаются за границей, тиражи разные – от нескольких тысяч до нескольких сотен экземпляров.

    Перспективы развития женской прессы – вопрос сложный. В значительной мере ее будущее зависит от того, как будет развиваться страна. Однако руководители женских изданий считают, что в дальнейшем будут создаваться прежде всего специализированные, узконаправленные издания, ориентированные на те аудиторные и тематические ниши, которые еще не закрыты существующими изданиями (разные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей, журналы с прикладной тематикой). В регионах скорее всего будет развиваться женская пресса общесоциальной направленности, которой пока мало.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   22


    написать администратору сайта