Главная страница
Навигация по странице:

  • Раздел IV СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ

  • Франчайзинговые

  • Местные коммерческие FM-станции

  • Общенациональные или центральные радиостанции

  • Радиостанции универсального, или общего, характера

  • Засурский Я.Н._Система СМИ России. Учебное пособие для вузов Под ред. Я. Н. Засурского


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов Под ред. Я. Н. Засурского
    АнкорЗасурский Я.Н._Система СМИ России.doc
    Дата09.04.2017
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗасурский Я.Н._Система СМИ России.doc
    ТипУчебное пособие
    #4654
    страница16 из 22
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   22
    по тематическому признаку: информация; музыка; кино; культура и искусство и т.д.;

  • по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молодежи; для женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домохозяек и т.д.;

  • по национальному признаку: республиканская программа; программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих национальных образований;

  • по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная – межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа;

  • по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);

  • по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной платы телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный (работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы); арендный (политическая партия, общественное движение, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной организации).


    Независимо от технической и организационной базы реализации вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать одним или несколькими указанными типологическими признаками.

    Однако сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются возможностями вещания. Телеэкран становится все более полифункциональным. По крайней мере три его функции общеизвестны: телевизор, видеотелефон и дисплей компьютера. Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности:

        • антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание;

        • спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);

        • кабельное (абонентское) телевидение;

        • кассетное (видеотечное) телевидение – видеодиски (лазеровидение);

        • титровое телевидение – видеотекс, телетекст.


    Единственной средой бытования и формой существования традиционного антенного телевещания является телевизионная программа, характеризуемая прежде всего необратимым временным фактором. Спутниковому и кабельному ТВ далеко не в такой степени присущи характерные признаки программности, а система повторов отдельных передач и целых программных блоков ослабляет фактор необратимости времени трансляции. Более того, неограниченное по времени (круглосуточное, не принимающее во внимание время суток, ибо зона приема телесигнала нередко столь велика, что режим дня у различных групп телезрителей не совпадает) вещание рождает новые формы организации телепрограммы. Чаще всего тот или иной канал спутникового ТВ специализируется на одном из видов вещания: Си-эн-эн – круглосуточные новости со всех уголков планеты, Эм-ти-ви – телеканал современной музыки, действующий по принципу «нон-стоп».

    На кабельном ТВ количество телевизионных каналов неизбежно ведет к новому качеству дифференциации вещания по зрительским интересам. И все же антенное, спутниковое и кабельное ТВ используют форму вещания, трактуемого как специфический способ распространения общественно значимой информации техническими (аудиовизуальными) средствами.

    Для кассетного телевидения не характерны ни программность, ни вещательные характеристики, что объясняется почти полной индивидуализацией использования видеокассет зрителями, возможностями их просмотра в любое удобное для владельца видеомагнитофона время. Воспринимаемое многими как продолжение кинематографа, кассетное ТВ сейчас обретает черты самостоятельного, весьма оригинального и эффективного средства массовой информации. В качестве примера можно привести видеожурнал типа «Огонек-видео», кассеты которого не просто служат иллюстрацией, видеодополнением популярного массового издания, но обладают чертами нью-медиа с ярко выраженными информационными, пропагандистскими, социокультурными, просветительскими и рекреативными функциями.

    Логически рассуждая, можно предположить, что при всемерном распространении кассетного и многоканального кабельного ТВ, имеющего значительное количество художественных программ, для антенного телевидения появится необходимость в немалой степени сократить развлекательный раздел вещания. Уместными здесь будут лишь яркие премьеры художественных произведений собственно телевизионного производства, прямые трансляции уникальных публичных выступлений художественных коллективов, хорошо сделанная культурная хроника. Все виды телепродукции — от различных сериалов до классики киноискусства и золотого фонда музыкальной культуры – удел специализированных каналов кабельного ТВ, кассет и видеодисков.

    Глобальный характер спутникового ТВ требует информации соответствующего характера: ее уровень, значимость, глубина осмысления и яркость формы должны совпадать с масштабами потенциальной аудитории. Разумеется, и степень интернационализации этой информации должна быть несравненно выше, чем у национальных телесетей, что не означает отказа от национального своеобразия.

    Первое спутниковое телевидение на русском языке – «НТВ плюс» – вещает с ноября 1996 г. Первоначально оно включало в себя четыре, потом пять основных каналов, а также (за отдельную плату) ночной канал. За два с половиной года на «НТВ плюс» подписались более 150 тыс. человек. Первое действительно частное ТВ, совершенно независимое от государства, но действующее лишь при наличии принимающей тарелки, пережило два кризиса. Первый – творческий. По большому счету зрелищными оказались только спортивный канал и «Мир кино». «Наше кино» грешило частыми повторами, что можно объяснить трудностями, переживаемыми отечественным кинематографом. Эротика, которую так ждали отдельные подписчики, не оправдала их ожиданий. Пошел вал критических писем, некоторые отказывались вносить абонентскую плату. Однако сама плата была стабильной и достаточно низкой, что дало возможность постоянно увеличивать количество «тарелок».

    Но тут разразился финансовый кризис 17 августа 1998 г. «НТВ плюс» решило игнорировать крах рекламного рынка и резкое уменьшение доходности от телепродукции и пошло на новый весьма смелый проект: переход с аналогового на цифровое оборудование. На это холдинг «Медиа-Мост» затрачивает огромные средства. В подмосковном Сколкове в рекордные сроки возводится первая очередь приемно-передающего комплекса, предназначенного для цифрового вещания и управления собственным спутником.

    Спутник «Бонум-1/Мост-1» был выведен на орбиту с мыса Канаверал в США 22 ноября 1998 г. В начале 1999 г. спутник обеспечивал трансляцию 18 телеканалов, преимущественно на русском языке. Кроме старых, выходящих на аналоговом ТВ, это еще один детский канал «Nickelodeon» западного образца, из спортивных – два новых: «Eurosport» и собственный чисто футбольный канал, популярные повсюду в мире научно-познавательные программы «Animal Planet» и «Discovery». Любители боевиков получили возможность смотреть их 24 часа в сутки в режиме «non-stop». Канал «Romantica» удовлетворяет любителей латиноамериканских мыльных опер. В апреле 1999 г. спутниковых каналов стало 20: добавился хорошо раскрученный в США «Hillmark», показывающий телевизионные фильмы и мини-сериалы, и еще один детский – «Fox Kids». Это количество программ укладывается в восемь вариантов подписки. Продажу аналогового оборудования компания прекратила, но заверила владельцев аналоговых комплектов, что будет продолжать вещание до тех пор, пока последний из них не будет заменен на цифровой.

    Для наших соотечественников за рубежом в Западной Европе и Израиле русскоязычное вещание осуществляет «HTB-International».

    В любом случае очевидно, что до тех пор, пока спутниковое телевидение не станет столь же привычным, как и антенное, организаторам этой формы вещания следует учитывать ожидания телеаудитории, ее потребности в хроникальной и культурной информации мирового значения.

    Спутниковое телевидение стало престижным и модным не только в Западной Европе и Америке. В бывших социалистических странах и в бывших советских республиках сегодня наблюдается откровенный «бум» спутникового ТВ. В качестве примера можно привести сеть спутниковой связи «Ямал», созданной в 1992 г. открытым акционерным обществом «Газпром», в которое, кроме газодобывающих гигантов Тюмени, Надыма, Уренгоя и Ямбурга, вошла ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева. В настоящее время система «Ямал» использует геостационарный космический аппарат «Горизонт», дающий возможность распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе спутникового ретранслятора. В системе используется цифровое кодирование и уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия.

    Масштабы развития сети спутниковой связи «Ямал» таковы: в 1997 г. охват – 10 млн. жителей Сибири и Крайнего Севера; в 1998 г. – расширение зоны охвата до 45 млн. телезрителей; в 1999 г. – охват 70% территории Российской Федерации и СНГ. В 2000 г. ожидается полномасштабная реализация системы распространения, включая территории стран Балтии, Центральной и Западной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Австрии, Германии, Франции и др.).

    Пока возможности вещания системы «Ямал» не превышают 4 часа в сутки, после запуска ретрансляторов «Ямал-100» предусматривается увеличение времени передач до 12 часов в сутки. Спутники «Ямал-100» создаются ОАО «Газпром» совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» при техническом участии американских аэрокосмических фирм. Здесь применяются самые последние достижения космической техники и технологии, электроники, двигателестроения.

    Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение – своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища. Сейчас трудно сказать, что более повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего поколения – школьное образование, учебно-просветительские программы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры – один из наиболее перспективных разделов компьютеровидения.

    Но в электронные игры включаются не только дети. Специальные программы научат управлять автомобилем и самолетом, атомной электростанцией и транснациональной компанией, почувствовать себя в кресле президента или главнокомандующего. Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезировать трехмерные изображения, создающие невиданные ранее возможности для «бизнес-график» – машинного проектирования, особенно промышленного дизайна. Специалисты называют эту новую функцию телеэкрана инфографией.

    Компьютерная графика уже сегодня заняла заметное место в оформлении телепередач. Это реальный путь к стереотелевидению.

    К телевизионным новинкам следует отнести также телетекст, видеотекс, телефаксимиле, другие системы персонального информирования потребителей. Все это так называемое титровое телевидение. Видеотекс – принятое во многих странах мира обозначение для интерактивных служб – систем передачи информации по проводам телефонной сети. Не следует путать его с термином «видеотекст», означающим способ передачи текстовой и графической информации через эфир, по каналам телевидения, параллельно с обычными вещательными программами. Этот способ во всем мире именуется «телетекстом». Получение печатной копии с телевизионного изображения называется репрографией.

    Интерактивные мультимедиа – одно из наиболее перспективных направлений в развитии ТВ. Телевидение впервые применило своеобразную систему интерактивного ТВ во время Олимпийских игр в Барселоне. До начала соревнований журналисты имели возможность выбирать потенциальных победителей, а в последний момент перед финишем состязания могли получить конкретный результат прогноза, который потом легко сравнить с истинным результатом.

    Испанское телевидение (RTVE), не желая останавливаться на достигнутом, совместно со специально созданным предприятием, приступило в 1993 г. к передаче экспериментальных программ в рамках интерактивной системы. Для успешного приема интерактивных передач RTVE использует особый прибор под названием TELEPICK. В его состав входят декодер, микрокомпьютер, монитор, принтер и модем. Примечательно, что такая система не влияет на нормальную работу обычной телесети.

    «TELEPICK» подключается к телевизору и телефонной линии. Таким образом телезритель получает, например, возможность участвовать в разгадке слов во время телеигры типа «Поле чудес». Во время передачи о кулинарном искусстве достаточно нажать клавишу автоматического запроса и через несколько секунд можно получить на принтере запись того или иного рецепта. Так же легко, путем нажатия специальной кнопки, большинство зрителей выбирают один из двух блоков передач (в каждом один художественный и один документальный фильмы или мультфильм и сериал). Используя клавиатуру приемной системы, можно получить приз за победу, вступить в прямой контакт с участниками игры «по другую сторону экрана».

    Разработаны проекты использования такой интерактивной системы для оперативного приобретения авиабилетов или билетов в кинотеатр, не выходя из дома.

    Недалек и тот день, когда можно будет «дозировать» объем сцен насилия и непристойностей на экране своего телеприемника. Компания «Video Freedom» из Сан-Диего считает, что при помощи новых технологий телезритель сможет легко и просто контролировать содержание любой программы. Специальная система способна отобрать шокирующий материал по четырем категориям: секс и нудизм, насилие, ненормативная лексика. Телезрителю предоставляется возможность убрать нежелательные фрагменты в рамках этих четырех категорий.

    Это последнее чудо телевизионной техники, находящееся в стадии эксперимента, сослужит хорошую службу тем, кто критически относится к отдельным телепрограммам.

    Современное развитие телевидения идет по пути все большей массовизации производства и индивидуализации потребления. Несомненно, учет специфики и возможностей каждого СМК, каждого вида тележурналистики, а также потребностей аудитории, которые она идентифицирует именно с данной функцией телеэкрана, – перспективный путь организации деятельности и планирования системы информации, распространяемой аудиовизуальными средствами


    165[1] Такое деление закреплено в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» (ст. 31). См.: Законодательство и практика средств массовой информации. 1995. № 9. С. 6.

    166[2] В США работает несколько русскоязычных кабельных телеканалов, но Россия к этому не имеет никакого отношения.

    Конец формы

    Раздел IV

    СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
    К концу 90-х гг. XX в. сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций.

    Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6–7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.

    Структура радиовешания в условиях рынка по типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных секторов.

    Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы – создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ-FM.

    До 1995 г. параллельно существовала другая Российская телерадиокомпания – «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». После ликвидации компании «Останкино» в 1995 г. все эти каналы получили статус общероссийских, в результате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовые возможности.

    Однако реорганизация не сработала и прежде всего в силу консерватизма старых вещательных организаций, бывших в течение длительного времени вершителями пропагандистской и информационной политики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущения невозможности да и отсутствия необходимости каких-либо серьезных изменений в вещании.

    Помимо этого важного психологического фактора, сыграла свою роль объективная ситуация – не только недостаточное финансирование электронных масс-медиа, но и невнимание государства к радиовещанию, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложилась особая культура слушания радиопередач, появился прочный интерес аудитории к радиовешанию и, наконец, сказалось отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, как это было до последнего времени.

    Главное государственное «Радио России», оставшееся в системе ВГТРК, по мере эволюции постепенно теряло свой альтернативный имидж, его программы стали мало отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера.

    В августе 1997 г. Указом Президента «О совершенствовании структуры радиовещания в Российской Федерации» было ликвидировано Радио-1 как государственная станция, в результате акционирования переместившаяся в сектор негосударственного радиовещания в качестве канала Радио-1-Культура. Единую вещательную организацию образовали радиостанции «Маяк» и «Юность».

    «Радио России» в значительной степени изменило свою программную концепцию и прежде всего в информационной части эфира: новости «Радио России» выходят в эфир под тем же названием «Вести» и с той же заставкой, что и информационная программа РТР.

    В 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента от 8 мая 1998 г. и соответствующим постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк», объединенный с радиостанцией «Юность», «Орфей» и Российская государственная радиокомпания «Голос России» (Иновещание), технические службы, 99 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, ПО региональных передающих радиотелецентров как филиалы государственной компании на местах. Таким образом воссоздается система единого государственного телерадиовещания страны. Конечно, финансовый, экономический и политический кризис 1998–1999 гг. не мог не отразиться на положении государственного радио, резко сократилось его финансирование, процесс формирования единого вещательного комплекса идет сложным противоречивым путем, подвержен политическим влияниям.

    В целом сегодня, по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют 1419 вещательных организаций, из них — 292 государственные167[1].

    К зоне государственного радиовещания примыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Таких станций насчитывается более трехсот168[2], причем число их постоянно уменьшается.

    По наблюдениям Ф. Вильямса, консультанта Би-би-си МРМ по региональным вопросам, судьба муниципальных вещателей достаточно сложна, ибо соответствующие власти мало или совсем не финансируют их деятельность. Отсюда низкий уровень программ, устаревшая техника, ограниченное время вещания. Муниципальное вещание постепенно вытесняется другими видами станций169[3].

    Весьма небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим и другим организациям.

    И, наконец, мощный, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, несмотря на кризис, финансовые трудности, жесткую конкурентную борьбу, сектор коммерческих и частных радиостанций. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ-РМ-диапазон. Если в 1990 г. в Москве, например, функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, а в 1993 – 20170[4], при этом ряд станций исчез из эфира («Алла», SNC – радиостанция известного музыканта Стаса Намина, «Престиж радио» и др.), в то же время появились новые.

    Вначале, на рубеже 80–90-х гг., стал заполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт), поскольку отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон, причем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах.

    В целом по стране сейчас насчитывается 1103 коммерческих вешателя. Определяющим фактором динамичного развития коммерческого радиовещания стали экономические преобразования, появление частного капитала. Как правило, учредителями станций являются либо компании, принадлежащие частным лицам, либо частные лица.

    На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Однако доля их участия в общенациональном масштабе невелика. Было создано сразу три российско-французских станции: «Европа плюс», «Ностальжи», «М-радио». Из них первенство, бесспорно, принадлежит «Европе плюс», которая сумела профессионально удовлетворить запросы аудитории. Одной из первых в отечественном эфире появилась и российско-американская станция «Максимум». Весьма популярное «Радио 7. На семи холмах» – также российско-американский проект. С помощью американских и иных капиталовложений создаются некоторые местные коммерческие станции, например «Радио Модерн» (Санкт-Петербург), «Балтик+» (Калининград). В Москве сейчас работает более 30 негосударственных станций, из них 23 – в УКВ-FM-диапазоне, в Санкт-Петербурге насчитывается 11 коммерческих станций.

    В начале 90-х гг. коммерческие вещатели почти единодушно говорили об отсутствии конкуренции и взаимодополняемости станций . Однако к концу десятилетия радиорынок оказался радикально поделенным, и конкуренция стала остро ощущаться практически всеми станциями – и государственными, и негосударственными. Резко обострилась конкурентная борьба за частоты, за качество звучания (а это связано с проблемой технического оснащения – с переходом на цифровую аппаратуру, компьютерным сбором информации и компьютерным монтажом, спутниковой связью и спутниковым вещанием и т.д.), за рекламу, за доступ к информации и максимально оперативную передачу ее в эфир, борьба за слушателя, рейтинг станции и др.

    Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания – образование мощных вещательных корпораций. В мультимедийный холдинг «Медиа-Мост» В. Гусинского наряду с НТВ, НТВ плюс, НТВ Кино, НТВ Профит, НТВ Дизайн, телесетью ТНТ, Бонум – частным спутником цифрового вещания, Бонум-1 – одним из крупнейших в стране операторов спутниковой связи, Издательским Домом «7 дней» и различными печатными изданиями входят популярные радиостанции «Эхо Москвы» и РДВ.

    Таким образом, сложился полноценный издательско-телерадиоконцерн, в рамках которого проводятся единая информационная политика, совместные мультимедийные акции.

    Сформировалась также «империя СМИ» Б. Березовского, объединяющая пакеты акций ОРТ, ТВ-6, радиостанцию «Наше радио», ряд газет и журналов, Издательский Дом «Коммерсантъ». Идет процесс создания своеобразных радиовещательных империй – сетевых музыкальных и музыкально-информационных станций «Европа плюс», «Русское радио», «Ностальжи» и др., выходящих в FM-диапазоне в Москве и через спутники на другие города России, ближнего и дальнего зарубежья. Ряд станций имеет дочерние предприятия, например недавно зазвучавшие станции «Монте-Карло», «Динамит» – проект «Русского радио».

    В процессе монополизации, охватившем сферы как государственного, так и негосударственного вещания, сформировались своеобразные полугосударственные-полукоммерческие образования. Такого же рода акционерные общества с участием властных государственных структур (смешанная форма собственности) создаются в регионах.

    Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном уровне работают:

        • Франчайзинговые (от англ, franchise привилегия) коммерческие сетевые FM-станции – ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Например, в Екатеринбурге существует пять станций, транслирующих московские музыкальные коммерческие станции и информационную, общественно-политическую и развлекательную радиостанцию «Эхо Москвы». Отношения таких региональных филиалов с ведущими вещателями различны. «Европа плюс», например, проводит жесткую программную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характеристикам. Более либеральной позиции придерживается «Русское радио».

        • Местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более). Так, например, в Екатеринбурге работают четыре местные коммерческие станции. Стартовав с небольшим капиталом, с минимальной техникой, многие из региональных станций прочно обосновались в радиоэфире, расширили свои возможности, укрепили связи с аудиторией171[5].

        •  В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону – телерадиокомпания «Пульс», в Екатеринбурге – компания Игоря Мишина (два телеканала, две радиостанции, три газеты и рекламная группа), вошедшая в «Медиа-Мост».


    По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно классифицировать следующим образом:

        • Общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся:

          •  государственные радиостанции: «Радио России», вещающее по первому каналу проводного вещания и общенациональной сети, занимает 1-е место по охвату аудитории (по данным Национального института социально-психологических исследований (НИСПИ)), его слушают 41% мужчин и 49% женщин; «Маяк», чьи передачи идут по второму каналу проводного вещания и общенациональной радиосети, занимает 3-е место по охвату аудитории – 26% мужчин и 25% женщин.

          •  коммерческие каналы: «Русское радио», программы которого слушают 29% мужчин и 25% женщин, прочно занимает 2-е место, а на 4-м месте – передачи радиостанции «Европа плюс» – к ним обращаются 25% мужчин и 21% женщин172[6].


    Таким образом, чаще других станций россияне слушают «Радио России». Его основные респонденты – люди старших возрастных групп, с невысоким уровнем образования, пенсионеры. Радиостанцию «Маяк» слушают люди среднего и пожилого возраста, со средним уровнем образования, проживающие в сравнительно небольших городах.

    К «Русскому радио» и «Европе плюс» обращаются чаще всего молодые, высокообразованные люди, студенты, а также респонденты со сравнительно высоким уровнем дохода, предприниматели, домохозяйки.

        •  Региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны.

        •  Локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.


    Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.

    Среди многообразия вещателей следует выделить:

        • Радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежную и детскую аудиторию. В системе государственного радиовещания – это «Радио России», где половину эфирного времени занимают информационные выпуски – «Вести», информационно-развлекательный канал. Остальное вещательное время отдано каналу «Домашняя академия», включающему разнообразные тематические рубрики (литературные чтения, советы юриста, врача, календарь садовода, секреты домашней кухни), музыкальным и музыкально-развлекательным программам, молодежным, радиотеатру, передачам для детей и подростков, каналу «Невский проспект» и др.

    На волнах «Радио России» звучат также социально-ориентированные передачи для незрячих (это единственная радиостанция, которая готовит программы совместно с Всероссийским обществом слепых), для людей, находящихся в местах заключения, на темы борьбы со СПИДом и наркоманией.

    Близок к универсальным по содержанию и жанровому спектру канал «Радио-1. Доброе радио», сочетающий выпуски новостей с публицистикой, музыкальными, литературно-драматическими, спортивными, детскими, молодежными, развлекательными передачами.

    Совершенно уникальное явление FM-диапазона – радио «Эхо Москвы», которое также тяготеет по характеру вещания к станциям универсального, или общего, типа. В его программах удачно сбалансированы информация, общественно-политические, аналитические, культурно-просветительские и развлекательные программы, музыка, спорт, передачи для детей, игры и ток-шоу.

        •  Особый сегмент эфира составляют информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения.

    Примером может служить ветеран эфира круглосуточная информационно-музыкальная радиостанция «Маяк» (основана в августе 1964 г.). Информация чередуется с музыкой. Каждые полчаса после позывных и джингла «Маяк-новости» звучат выпуски новостей, включающие самую оперативную информацию собственных корреспондентов и информационных агентств. Кроме этого, «Маяк» ежесуточно передает 50–55 оригинальных звуковых материалов – репортажей, интервью, комментариев и т.д., аналитические программы, в которых на вопросы радиослушателей отвечают политики, депутаты, ведущие политологи.

    С информационной радиостанцией «Маяк» успешно соперничает «Эхо Москвы», в программах которого оперативной информации и аналитике отведена важнейшая роль, особо выделены утренний, дневной и вечерний информационные каналы, расширенные выпуски новостей – «Эхо» и краткие выпуски, обзоры прессы, спортивный канал, новости экономики, новости стран Европы и др., а также параинформационные передачи «Эхономика», «Эхонет», «Проезжая часть», «Московские старости», «Мед-инфо» и др. Существенная часть программ «Эха» – серьезные аналитические передачи, ток-шоу, игры, например Большая конандойлевская игра, «Коровьевские штучки» и др.

    К концу 90-х гг. «Эхо Москвы», являясь практически единственным полноценным информационным каналом в коммерческом эфире, прочно заняло свою вещательную нишу. Концепция канала – дать в наиболее краткий отрезок времени наибольший объем точной и не только оперативной, но и опережающей информации. Именно в силу этого «Эхо Москвы» совмещает черты универсальной и одновременно информационной радиостанции.

    Можно также выделить музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции.

    В начале 90-х гг. пионерами коммерческого эфира стали молодежные музыкальные радиостанции разного типа. Опираясь на успешный опыт SNC-радио и канала «Европа плюс», музыкальные радиостанции осваивали новое поле музыкального вещания, целый пласт музыкальной культуры, который оставался за пределами программ государственного радио и в советские времена подвергался гонениям и запретам – европейские и американские шлягеры 80-х гг., такие направления, как ритм-энд-блюз, рэп, тяжелый металл и др., музыкальные произведения отечественных неформальных групп и исполнителей.

    Из музыкальных форматов (определенного типа составления и верстки программ по жанровым, тематическим и другим признакам, рассчитанного на соответствующую аудиторию) западного радиоэфира особенно популярны в отечественном вещании АС (Adult Contemporary) – мягкая музыка с ненавязчивым звучанием, «хиты» – современные и недавнего прошлого. Формат CHR (Contemporary Hit Radio) – современная популярная музыка 90-х гг., традиционная рок-музыка.

    В российском музыкальном эфире FM-диапазона редко можно встретить тот или иной формат в чистом виде. Так, «Европа плюс» использует в значительном объеме (до 70% вешания) CHR, остальное место в эфире занимает музыка формата АС, западная ретро-музыка 60–80-х гг. и др.

    В европейском формате EHR – Europian Hit Radio – работает радио «Максимум», «Радио 7. На семи холмах».

    Формат «Nostalgic» – музыка прошлого, вызывающая воспоминания, представлен радиостанциями «Ретро» (российская музыка) и «Ностальжи» (западная музыка).

    Среди других музыкальных форматов можно выделить AOR (Album Oriented Radio) – альбомный рок, EL (Easy Listening) – легкая музыка, MOR (Middle of the Road) – музыка для всех.

    Классическую музыку в коммерческом эфире можно услышать на радиостанциях «Радио 7», «Эхо Москвы», «Радио-1. Доброе радио».

    Среди музыкальных станций FM-диапазона четко ориентированных на определенный формат нет. Программная политика этих каналов основывается на сочетании разных типов вещания, популярных у слушателей.

    Особое внимание следует уделить музыкальной радиостанции «Русское радио». Начав свою работу в августе 1995 г., эта станция резко вырвалась в лидеры коммерческого вещания. Феномен «Русского радио» заключается в том, что это первая национальная станция, воплотившая новый принцип: в ее эфире звучат музыкальные произведения только на русском языке. Профессиональный состав станции, отличное качество звучания и прежде всего «Музыка для души» (отечественная музыка минувшего времени и наших дней) – все это обеспечило почти мгновенный успех «Русского радио». Вместе с тем погоня за рейтингом не всегда идет на пользу радиостанции, в ее эфире есть откровенно пошлые программы.

    Программная политика «Русского радио» оказала влияние и на другие коммерческие станции, которые также пошли по пути частичной и полной переориентации на российскую музыку.

    Радио «Хит FM» также выдерживает соотношение российской и ритмичной европейской музыки (около 40%), передает поп- и диско-музыку, «хиты» 80–90-х гг., ориентируясь, как и другие музыкальные станции, прежде всего на молодежную аудиторию до 30 лет.

    Таким образом, московский FM-эфир предлагает аудитории богатую палитру музыкальных станций.

    Говоря о новостном формате передач музыкальных радиостанций коммерческого диапазона, следует отметить, что информационные выпуски имеют практически все, может быть, за исключением «Хит FM», где большую часть эфира составляет «нон-стоп»-музыка. Это выпуски новостей на основе материалов информационных агентств, прессы, информации радиостанции «Эхо Москвы», Интернета, но, как правило, в них нет эксклюзивной информации. Музыкальные станции не располагают разветвленной информационной службой.

    Так, на волнах популярного «Радио 7» звучат информационные выпуски – расширенные в начале и краткие в середине часа. Это пришедшие к данному времени сообщения информационных агентств. Более обширной службой располагает радиостанция «РДВ-"Деловая волна"», рассчитанная на радиослушателей, средний возраст которых 25–30 лет, – деловых людей, предпринимателей, соответствующим образом направленно строит и информационную часть вещания: обзоры деловой прессы, оперативные новости с горячих линий, освещение событий в политике, экономике, бизнесе, культуре. Особое место уделяется проблемам российской экономики по сообщениям ведущих агентств в режиме реального времени.

    Но как бы выигрышно ни выглядело с точки зрения оперативности, широты тематического диапазона информационное вещание музыкальных станций, оно не играет главной роли. Как правило, это программы второго плана после музыкальных, развлекательных, игровых передач.

    Развлекательные, игровые программы существуют на всех без исключения коммерческих станциях. Но особенно велик их объем на музыкальных станциях. Примером могут служить автомобильная игра «Русская формула», «Игра без слов», где лишь по нескольким тактам вступления нужно угадать мелодию, игра-загадка «Чехарда ассоциаций», развлекательные музыкальные программы «Русские гвозди» – хит-парад наоборот и «Доброе утро, Вьетнам», выходящие на «Русском радио». Целый каскад подобных развлечений – от игр на везение «Дозвонитесь седьмым» или «Друзья «Радио 7» до познавательных «Да или нет», «Московская викторина», музыкальной «Три кита» и многих других – предлагает своим слушателям «Радио 7. На семи холмах».

    Существуют также специализированные станции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории. Интересен, например, опыт московского узкоспециализированного «Авторадио», рассчитанного на автомобилистов. «Авторадио» стремится максимально оперативно предоставить водителям всю необходимую информацию: о состоянии дорог, аварийности, преступности, экологической обстановке и т.п. Именно узкая функциональность и определила успех этой станции.

    Заметное явление современного эфира – религиозные станции, представляющие разные конфессии: «Радонеж», «Радио Алеф», «Радио Кришналока», радиостанция «София», радио «Теос» (Санкт-Петербург).

    Немаловажным показателем для анализа структуры радиовещания является рейтинг радиостанции. Конечно, это величина переменная, и тем не менее она отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей, позволяет изучить причины этой популярности и строить правильные прогнозы.

    Мониторинг российских радиостанций в течение последних лет подтверждает неизменную четверку основных лидеров по рейтингу популярности: «Радио России» – 19%, «Русское радио» – 13%, «Маяк» – 11% и «Европа плюс» – 10%173[7].

    В Москве, по данным социологической службы КОМКОН-2, по объему ежедневной аудитории в число наиболее популярных каналов входят «Радио России» (17,8%), «Русское радио» (13,2%), «Маяк» (11,7%), «Европа плюс» (11,1%), «Хит FM» (8%), «Радио 7. На семи холмах» (6,3%), «Эхо Москвы» (5,9%), «Максимум» (5,6%), «Авторадио» (5,3%), «Наше Радио» (4,4%), «РДВ» (4%)174[8].

    Среди коммерческих станций практически сразу после выхода в эфир вот уже несколько лет первое место принадлежит «Русскому радио». Рост рейтинга этой самой популярной в стране коммерческой станции объясняется не только ее программной политикой, но и расширением региональной сети, охватывающей всю Россию, страны СНГ и Балтии, США (всего около 400 городов).

    Что касается слушательских предпочтений по отношению к видам передач, то в столице на первом месте находятся музыкальные передачи (79,2%) (процент аудитории эфира), на втором – новости (64,6%), далее общественно-политические программы (23,3%), концерты по заявкам (21,5%), образовательные, научно-популярные программы (17,6%), спектакли и драматические передачи (10,8%), коммерческие и развлекательные (9,1%), хит-парады (9%)175[9].

    Среди опрошенных в регионах Центра России 38,9% слушают музыку, 20,7% – информационные программы, 14,1% – ждут радиопостановок. Показательно и то, что 13,4% населения видят в прямом эфирном вещании возможность поговорить с любимыми музыкантами, ведущими, задать вопросы по телефону176[10].

    И государственные, и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые программы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания.

    Конкуренция заставляет станции вырабатывать свой индивидуальный стиль, формировать эфирный имидж. И те станции, которые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей.

    В последнее время «Радио России», несмотря на сложности с финансированием, осуществляет ряд совместных проектов с ведущими радиостанциями Украины, Белоруссии; в рамках сотрудничества с Европейским вещательным союзом готовится рубрика «Концерты Еврорадио»; не остался незамеченным радиослушателями цикл «Ни дня без Пушкина», а также цикл программ о шедеврах крупнейших музеев страны.

    «Маяк» не только реформировал информационную часть вещания, расширив ее объем, географию, жанровую палитру, но и изменил музыкальное вещание, в сетке появились новые передачи. Больше времени уделяется классической музыке.

    В 1997–2000 гг. многие московские станции и FM-станции других городов начали вещание в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) и в записи. «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы», «Станция 2000», радио «Ракурс» и др., санкт-петербургские «Северная столица», «Модерн», «Балтика», канал «Мелодия», вещают в прямом эфире. Радиостанция «Голос России» (Иновещание) ведет свои передачи в записи и в режиме реального времени. Вещание в Интернете – важное явление, ибо компьютер – рабочее место современного специалиста, и радиостанции, ведущие передачи в глобальной сети, не просто расширяют свою аудиторию, но и дают радиослушателю возможность получать необходимую оперативную информацию в течение рабочего дня. В таком же режиме звучат передачи «Радио Рандеву» (Нижний Новгород), радио «Август» (Тольятти), радио VBC (Владивосток), Пульс-Радио (Улан-Удэ), Инта-Радио (Иркутск) и др.

    Кризис 1998–1999 гг. отразился на отечественном вещании – как на государственном, так и на разветвленном негосударственном. Далеко не все станции устояли в борьбе с финансовыми трудностями, конкурентами. За это время перестали существовать «Радио Арт», «Радио 101», после многократных смен учредителей радиостанция «Рокс» имеет одну из наименьших в FM-диапазоне аудиторию. Информационно-музыкальное радио «Престиж», купленное Издательским домом «Коммерсантъ», было закрыто, и на его частоте появилось «Наше радио», вошедшее в «информационную империю» Б. Березовского. Радио-1 сначала было приобретено известным певцом и бизнесменом И. Кобзоном, а сейчас спонсируется фондом Горбачева. Прекратила вещание радиостанция «Спорт». Ее частоту в FM-диапазоне получил по конкурсу «Маяк». Многие коммерческие станции сократили объемы вещания, перешли на музыкально-информационный формат, отказавшись от более сложных, трудоемких и затратных программ.

    И все же развитие радиовещания в стране не остановилось. Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в системе средств массовой информации страны. Ведь исторически радио было и остается главным источником информации, особенно в регионах России. Поэтому оно выполняет важнейшую интегрирующую функцию. Социологические исследования показывают, что 89% жителей областных центров России слушают радио. Причем 77% опрошенных удовлетворены работой радиовещания. В среднем время прослушивания радиопередач в будние дни составляет 2 часа 42 минуты, а в выходные – 2 часа 36 минут. Радио слушают дома, в автомобиле, на дачном участке. Большинство (33,7%) опрошенных радиослушателей, проживающих в областных городах Центра России, слушают УКВ-FМ-диапазон, 25,3% предпочитают средние волны. В столице FM-частоты пользуются большей популярностью, чем в Центре России177[11].

    Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии.

        •  Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов.

        •  Определилась и консолидировалась аудитория различных станций.

        •  Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важные направления развития вещания.

        •  Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий.

        •  Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу.

        •  Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением.

        •  Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность.

        •  Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник.

        •  Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока.

        •  Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию.


    В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей.

    Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.


    178[1] Телевидение и радиовещание России. 1998. Официальный справочник. М., 1998. С. 5.

    179[2] Там же. С.4.

    180[3] Internet. www.internew.ras.media

    181[4] Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. М., 1995. С. 4.

    182[5] Internet, www.Internew.ras.media

    183[6] «Независимые Медиа Измерения». М., 2000. Август. С. 115–117.

    184[7] «Независимые Медиа Измерения». М., 1999. Август. С. 118.

    185[8] Радиомониторинг. Сентябрь – октябрь 1999 г. Комкон-медиа. 1999.

    186[9] Телевидение и радиовещание России. С. 9.

    187[10] «Независимые Медиа Измерения». М., 1999. Август. С. 110.

    188[11] Телевидение и радиовещание России. С. 9.

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   22


  • написать администратору сайта