Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура древних славян.

  • СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ Феодальный способ производства. Складывание

  • Раннефеодальная монархия. «Норманнская теория».

  • Формирование территории государства. Объединение восточных славян вокруг Киева.

  • Складывание феодальных отношений.

  • Социальная и политическая структура государства.

  • Учебное пособие Издание четвертое, стереотипное Издательство экзамен москва 2007


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издание четвертое, стереотипное Издательство экзамен москва 2007
    АнкорKniga_1_S_DREVNEJShIKh_VREMEN_Zhukova.docx
    Дата07.04.2017
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKniga_1_S_DREVNEJShIKh_VREMEN_Zhukova.docx
    ТипУчебное пособие
    #4599
    страница6 из 67
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67

    Основные занятия населения.
    Византийские источники отмечают неравномерность развития племен, вошедших в состав государства восточных славян. Одной из причин этого были, очевидно, природно-климатические условия, способствовавшие складыванию двух систем земледелия у восточных славян.

    На севере, в районе таежных лесов, господствующей была подсечно-огневая система, на юге — перелог. При подсечно-огневой системе в первый год деревья вырубали; на следующий год их сжигали и прямо в золу сеяли зерно. Несколько лет участок давал высокие урожаи. Затем, когда земля истощалась, ее забрасывали и переходили на новый участок. Из орудий труда здесь использовались топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которым разрыхляли почву. При перелоге землю на одном участке засевали в течение

    двух-трех лет; затем, когда она истощалась — переходили на другой участок. Использовались земледельческие орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки — соха, рало, деревянный плуг с железным лемехом.

    Низкий уровень развития производительных сил требовал больших затрат труда; некоторые особенно трудоемкие работы мог выполнить только большой коллектив. Поэтому большую роль в жизни славян играла община — мир, вервь. Луга, леса, водоемы и пахотная земля находились в общинном пользовании. В то же время, в пределах общины развивается институт частной собственности. Появляется право отдельных семей на расчищенный самостоятельно небольшой участок земли («лядину»).

    В силу природно-климатических условий, цикл земледельческих работ у восточных славян прерывается в зимний период. В то же время, здесь не требуется сооружения и поддерживания в постоянном порядке крупных ирригационных систем (каналов, дамб и т.д.). Поэтому, несмотря на наличие в общине некоторого, незначительного количества рабов, рабовладельческий строй не угвердился у славян.

    С земледелием тесно связано было скотоводство. Разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. На юге в качестве рабочего скота использовали волов, на севере — лошадей.

    Некоторую роль в хозяйстве, особенно в лесной зоне, продолжали играть охота, рыболовство и бортничество.

    Хотя хозяйство имело натуральный характер, совсем без торговли обойтись было невозможно. На ранних этапах своей истории славяне, очевидно, торговали хлебом с римлянами. Кроме того, торговали мехом, воском и медом. Одним из важнейших торговых партнеров была Византия. Внутренний рынок был развит еще очень слабо и существовал, в основном, за счет обмена сельскохозяйственных продуктов на ремесленные изделия.
    Культура древних славян.
    Культура славян накануне образования древнерусского государства известна мало. Из дошедших до нас образцов прикладного искусства следует упомянуть клад русских вещей VI-VII вв. в бассейне р. Роси, среди которых — серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в славянской одежде.

    Из других археологических находок интересен идол, найденный в районе города Збруча (в земле бужан) в 1848 г., дающий представление о языческом пантеоне древних славян.

    Вообще, религия была существенной частью жизни древних славян. Каждое событие в жизни человека, от рождения до смерти, сопровождалось определенными обрядами и заклинаниями. Существовал годовой цикл земледельческих праздников, широко были распространены приметы и гадания.

    Главными божествами славян были: божество Вселенной — Род, божество солнца — Даждьбог, бог скота — Белее, бог огня — Сварог, бог грозы — Перун. Некоторые исследователи полагают, что боги Хоре (солнца) и Симаргл (почвы и подземного мира) вошли в славянский пантеон из иранского. Существование различных наименований одного и того же бога (например, солнца — Даждьбог, Ярило, Хоре) говорит об отсутствии еще устойчивого межплеменного единства.

    С утверждением княжеской власти изменился и религиозный культ — на первое место выходит Перун, который становится богом войны и покровителем князя.

    СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И

    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА

    КИЕВСКАЯ РУСЬ
    Феодальный способ производства. Складывание

    феодальных отношений. Соотношение их с другими

    укладами экономики.
    Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, распад родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений подготовили возникновение нового, феодального способа производства. Феодальный способ производства материальных благ — это способ производства, при котором главное средство производства (земля) находится в руках крупных собственников-феодалов, а само производство строится на эксплуатации крестьянина, который за пользование наделом отдает часть производимого им прибавочного продукта феодалу в виде феодальной ренты. Разнообразные виды этой ренты можно свести к натуральной, отработочной и денежной.

    При феодализме, особенно на ранней стадии, сохраняется натуральный характер хозяйства (в феодальной вотчине производится большая часть необходимого для жизни), но это не исключает обмена товарами (на всех стадиях развития феодального строя существуют ремесленники и купцы).

    Существенной чертой феодального строя является связь землевладения и политической власти.
    Раннефеодальная монархия. «Норманнская теория».
    Государство, которое сформировалось у восточных славян в IX в. имело ряд характерных особенностей: процесс образования классов1 еще далек от завершения (класс крестьян оформился лишь к XIV в., а класс феодалов к XVII в). Как в экономике, так и в политическом строе существуют первобытнообщинные пережитки. Такая форма государства называется раннефеодальной монархией. Аналогичным образом развивалась государственность у древних германцев и некоторых других народов Европы.

    Существует множество теорий, объясняющих происхождение государства, в том числе, например, теократическая (теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом), патриархальная (государство возникает непосредственно из разросшейся семьи), договорная

    (переход от догосударственного состояния общества к государственному достигается сразу — путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти). Своеобразными вариантом последней стала так называемая «норманнская теория». Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером, Г.З. Байером, А.Л. Шлёцером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. На основании легендарного летописного рассказа о призвании варягов в качестве князей делался вывод о неспособности славян создать собственную государственность. Сама часть летописного рассказа, на которой построена теория, у некоторых историков вызывает большие сомнения (например, было высказано предположение, что легенда о призвании варягов была «вставлена» в текст летописи в XII вв. по политическим соображениям). Кроме того, текст легенды не слишком многословен и имеет несколько вариантов толкования.
    Формирование территории государства. Объединение восточных славян вокруг Киева.
    Ядром формирования государства восточных славян стали два центра — Киев и Новгород, а также города по пути «из Варяг в Греки». В 882 г. князь Олег объединил их в единое государство и сделал Киев столицей. Кроме того, Олег подчинил себе северян, радимичей и древлян. Впоследствии им несколько раз удавалось отложиться от Киевской Руси, и окончательно они были присоединены лишь при князе Ярополке. При князе Игоре в состав русского государства входят уличи. В правление князя Святослава было присоединено племя вятичей. В княжение Владимира к русскому государству были присоединены земли по обе стороны Карпат, окончательно присоединяется земля вятичей. На юге страны возводится линия укреплений и засечных черт, строятся крепости на реках Стугне, Суле и Десне. Таким образом, начинается оформление границ государства.
    Складывание феодальных отношений.
    Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI века. Очевидно, первоначально номинальным собственником всей земли считался Великий князь. Остальные землевладельцы находились по отношению к нему в сложных вассальных отношениях. Местные князья должны были платить контрибуцию Великому князю. Постепенно сбор дани с присоединенных земель переходит в руки самого Великого князя, а местные князья заменяются родственниками. Родственные отношения оформляются либо через династические браки, либо через передачу земель в управление родственникам самим Великим князем, либо через передачу в наследственное владение. Более или менее определенно оформляется церковное и монастырское землевладение. Верховным собственником этих земель оставался Великий князь, однако он, как правило, не распоряжался церковными и монастырскими землями. Кроме того, местные князья

    могли жаловать церквям и монастырям земли. Собственником церковных и монастырских земель считалась церковь или монастырь, а не конкретное лицо. Эти земли не передавались по наследству, но могли покупаться, продаваться или обмениваться. В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), как княжеская, так и боярская.

    Одним из первых юридических актов, закреплявших княжеское вотчинное владение, было, по мнению ряда историков, постановление Любечского съезда князей 1097 г.

    Источником роста вотчинных владений были земли «черносошных» крестьян, которые путем пожалований Великого князя передавались в частные руки.

    Оформление боярского вотчинного владения начинается с XI в. Некоторые категории бояр наделяются земельными владениями с правом передачи по наследству. При этом, по мнению ряда исследователей, верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

    Поземельные отношения в Киевской Руси первоначально не были закреплены юридически.

    Великий князь собирал с подвластного ему населения полюдье. Некоторые исследователи, признавая государство в лице князя верховным собственником всей земли в стране, видят в полюдье феодальную ренту. Другие считают, что полюдье — не особый вид феодальной ренты, а военная контрибуция, наложенная на покоренные киевскими князьями племена. Есть также мнение, что полюдье —: часть общегосударственного налога. Разные точки зрения на сущность полюдья вполне объяснимы — юридически еще не оформлены ни собственность феодалов на землю, ни взаимоотношения феодалов с зависимым населением. Первым шагом к регламентации этих отношений стали реформы княгини Ольги. После гибели Игоря она установила точный размер дани («уроки») и места ее сбора («погосты»). С этого момента сбор дани приобретает регулярный и упорядоченный характер.

    Следующие законодательные акты, регулировавшие общественные и поземельные отношения — это краткая редакция «Русской Правды», составленная, вероятно, в 1016 г., «Правда Ярославичей» (1072 г.) и «Устав Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г).

    Краткая редакция русской Правды содержала 43 статьи. В ней оговаривался порядок кровной мести, содержались статьи, охраняющие жизнь и имущество феодалов, регулировались отношения между княжескими дружинниками и остальным населением и т.д.

    «Правда Ярославичей» была принята после ряда восстаний 1068-1072 гг. Она содержала 121 статью, значительная часть которых охраняла имущество феодалов и их поземельные права. Регламентировались также порядок заключения договоров и передача имущества по наследству.

    Устав Владимира Мономаха, принятый после городского восстания 1113 г., ограничивал ростовщические проценты и разрешал феодалам отпускать закупов на заработки для отдачи долга.


    В основу первых законодательных актов Киевской Руси легли нормы обычного права, что наложило отпечаток на тексты, особенно Правды Ярослава Мудрого. Списков «Русской Правды» известно довольно много — свыше 100, при этом они содержат существенные разночтения, что указывает не столько на ошибки переписчиков, сколько на тенденции к складыванию местного законодательства.

    Исходя из содержания статей «Русской Правды», нельзя безусловно говорить о законодательном закреплении прав феодалов на землю, однако есть статьи, предусматривающие, например, наказание за порчу межи, или регламентирующие передачу имущества (не исключая землю) по наследству.

    Основное же внимание в законодательстве уделялось регламентации отношений между различными социальными группами.
    Социальная и политическая структура государства.
    Социальная структура государства Киевская Русь была достаточно сложной. Начинается оформление отдельных групп феодалов-землевладельцев.

    Самую привилегированную часть феодалов составляли князья. Великий князь (киевский) считался старшим по отношению к другим князьям. Его взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров — крестных грамот, которые определяли права и обязанности Великого князя. Местные (племенные) князья, в свою очередь, должны были приносить ему клятву на верность, признавая его старшинство.

    Другая категория феодалов — бояре. Формирование боярства начинается еще в VI-IX вв. В X-XI в. боярство разделилось на «княжьих мужей» и земских бояр («старцев градских»). «Княжьи мужи» занимали более привилегированное положение — в частности, им передавались земли на вотчинном праве и т.д. Бояре обязаны были служить в войске князя, выполняли ряд административных функций, но имели и права — например, право «отъезда».

    С принятием христианства в социальной структуре появляется еще одна категория землевладельцев — духовенство.

    Что касается зависимых категорий населения, то основная масса населения еще сохраняла личную свободу и причисляется историками к категории «черносошных крестьян». По мнению части историков, их также называли «люди». В этом случае термин «люди» обозначал лично свободных граждан государства. Другие полагают, что «людьми» называли жителей городов. Есть также версия, что «людьми» называли полусвободное население, находящееся в зависимости от конкретного феодала и обязанное участвовать в военных походах князя, а также платить «полюдье».

    Сельское население, зависимое от князя, называлось «смердами». Смерды несли повинности, как в пользу государства, так и в пользу князя.

    Временно утрачивали личную свободу «закупы» (получившие от феодала в долг «купу» и вынужденные отрабатывать до полной отдачи долга; при этом закон разрешал закупу уходить от феодала на заработки для отдачи долга, у закупов сохранялось свое, отдельное от господского, хозяйство) и «рядовичи»

    (заключившие «ряд» о работе на феодала на определенный срок). Эти категории выделяются приблизительно в XII в. В случае, если закупы или рядовичи пытались бежать от феодала до истечения срока ряда, или до полного возвращения долга, и были пойманы, они полностью утрачивали личную свободу и обращались в холопов.

    Полностью утрачивали личную свободу «холопы» и «челядь». Термин «челядь» упоминается уже в договоре Олега с Византией. В «Русской Правде» появляется термин «холоп».

    Выделяются и другие социальные группы — «изгои» и «прощенники». Изгоями назывались люди, по той или иной причине утратившие связь с сельской общиной. Прощенники — люди, попавшие под покровительство либо церкви или монастыря, либо светских феодалов. Чаще всего речь шла о тех, кто совершил то или иное преступление и был избавлен от наказания путем внесения за него выкупа. Очевидно, по своему положению эти социальные группы максимально приближались к рабам.

    Вообще, рабы у восточных славян имелись, но в незначительном количестве. Помимо «прощенников» рабами могли становиться военнопленные, если их не выкупали родственники. Однако эта социальная группа была очень немногочисленна.

    Вовлечение населения в феодальную зависимость шло несколькими путями. На раннем этапе в основном речь шла о внеэкономическом принуждении — с помощью вооруженной силы, через изменение юридического статуса и т.д. В более поздний период широко распространяется экономическое принуждение — через ростовщичество.

    Оказавшись вовлеченным в зависимость, население должно было платить различные подати и повинности, содержать великокняжескую администрацию и т.д.

    Политическая структура государства Киевская Русь типична для раннефеодальной монархии. Во главе государства стоял Великий князь. Его функции заключались, в первую очередь, в организации вооруженных сил, командовании ими и обороне государства. Кроме того, великий князь собирал дань — полюдье и организовывал внешнюю торговлю. С расширением территории государства прерогативой великого князя стало назначение местной администрации. После принятия христианства великий князь становится также защитником и покровителем церкви. Великокняжеский престол передавался по наследству — старшему в роде, либо от отца к сыну.

    Великий князь опирался на боярскую думу. Боярская дума как высший совет при князе сложилась уже в X веке. Она не имела постоянного состава — в нее в разных случаях входили княжьи мужи, земские бояре, княжеские дружинники и представители духовенства. Созывалась она также не регулярно, по мере необходимости. С XI в. боярская дума стала включать в себя преимущественно князей и бояр.

    Помимо боярской думы время от времени собирались съезды князей. Так, в 1072 г. по случаю переноса мощей Бориса и Глеба собрался съезд князей в Вышгороде, на котором были приняты первые статьи Правды Ярославичей. В

    1097 г. Любечский съезд, созванный для прекращения княжеских междоусобиц, установил порядок оформления княжеских вотчин. В 1100 г. Витичевский съезд ратифицировал заключение мира между князьями Святополком, Изяславом, Владимиром Мономахом, Олегом и Давидом Святославичем. На Долобском съезде 1103 г. было принято решение об организации похода против половцев.

    Основными чинами, ведавшими государственными делами помимо самого князя, были дворцовые слуги. В самом великокняжеском дворце главным был дворский, управлявший хозяйством; ему подчинялись «слуги под дворским». Вооруженные силы князя управлялись воеводой и обеспечивались конями конюшим. В земли великокняжеского домена1 назначались великокняжеские наместники (в города) и волостели (в сельской местности).

    После реформ княгини Ольги местным органам власти вменялся в обязанность сбор дани с населения. Часть собранной дани они оставляли себе на «корм». Таким образом, начинает складываться система кормления. Однако, во времена Киевской Руси «кормления» носили эпизодический характер и четко не были определены.

    Вне пределов великокняжеского домена сохранялась десятичная система управления — десятские, сотские, тысяцкие и т.д.

    Специальных органов судебной власти еще не существовало. На местах судили кормленцы. Судебные функции имели и княжеские наместники в городах. Существовал и великокняжеский суд. Значительными судебными полномочиями была наделена церковь.

    Вооруженные силы государства складывались из дружины Великого князя, дружин местных князей, ополчений, которые приводили с собой бояре, а также из народных ополчений. Дружина Великого князя состояла из «старшей», в которую входили бояре и мужи, и «младшей». «Младшая» дружина выполняла функции личной охраны Великого князя, его семьи и дворца. В то же время, в составе младшей дружины, например, в княжение Олега, были дети покоренных князей.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67


    написать администратору сайта