Главная страница

УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1). Учебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты


Скачать 1.71 Mb.
НазваниеУчебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты
Дата12.12.2021
Размер1.71 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1).doc
ТипУчебное пособие
#300807
страница9 из 24
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24
Тема 9. Марксистская философия.

Лекция.

Время: 2 часа
Вопросы лекции

  1. Особенности марксизма.

  2. Единство материализма и диалектики.

  3. Теория познания и логика.

  4. Материалистическое понимание истории.

  5. Марксизм в России.

Конспект лекции
Вопрос 1.Особенности марксизма.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широко учениямарксизма, который включает в себя, кроме философии, политэкономию (экономическую теорию) и научный коммунизм (теорию революционного преобразования общества).

Критикуя немецких философов – классиков за то, что они «лишь различным образом объясняли мир», Маркс утверждает, что задача заключается в том, чтобы «изменить мир», т.е. преобразовать его на практике, используя выводы теоретической мысли. По словам видного современного французского философа и социолога Р. Арона, философия Маркса неоднозначна и неисчерпаема. Она стремится слиться с жизнью, стать самой жизнью. Она не хочет довольствоваться ролью совы, вылетающей в полночь и толкующей уже прошедшее, а возвещает новую эру, активно вторгается в жизнь, создает планы социального переустройства.

Марксистская философия материалистична по своему характеру состоит из двух больших разделов: диалектического материализма и исторического материализма.

Основными произведениями основателей марксизма являются: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» К. Маркса, «Манифест коммунистической партии», «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс; «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» - Ф. Энгельс и др.
Вопрос 2. Единство материализма и диалектики.
Философия марксизмадиалектико – материалистическая. Материалистическая потому, что утверждает о первичности материи и вторичности сознания. Она признает материальность мира и его познаваемость. Диалектическая потому, что рассматривает материальный мир в постоянном движении, развитии, обновлении.

Итак, Маркс и Энгельс утверждают что:

во-первых, в мире нет ничего кроме материи, которая находится в постоянном движении и развитии. Она вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования.

во-вторых, сознание не есть самостоятельная сущность, а свойство материи отражать саму себя; «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»;

в-третьих, субстанцией единства мира выступает движущаяся материя. Ф.Энгельс детально (в рамках развития научного знания той эпохи) рассмотрел и выявил основные формы ее движения и их взаимосвязь. На этой основе была разработана единая систематическая картина мира, соответствующая научным представлениям конца XIX века;

в-четвертых, человек есть часть природы и одновременно результат развития общества;

в-пятых, диалектика Гегеля (по выражению Энгельса) была ими спасена и поставлена с «головы на ноги», т.е. с идеалистических принципов на материалистические;

материалистическая диалектика:

а) есть учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Движение понимается как процесс единства и борьбы противоположностей, обуславливающих скачкообразный переход от одной формы движения материи в другую;

б) есть метод – раздвоение единого и познание противоречивых его частей. Таким образом, налицо органическое единство теории и метода;

в-шестых, Маркс и Энгельс различали два вида диалектики:

а) объективная – царит во всей природе;

б) субъективная – диалектика мышления, т.е. отражение господствующего во всей природе движения в сознании человека;

в-седьмых, предметом материалистической диалектики является изучение наиболее общих, т.е. диалектических законов природы, истории (общества) и познания, в первую очередь – мышления.

Они также выделили главный закон диалектикиЗакон единства и борьбы противоположностей; соглашаются с Гегелем, что выражением противоречивого характера развития является Закон превращения количественных изменения в качественные, а также Закон отрицания отрицания, который раскрывает механизм появления нового из старого путем диалектического отрицания предшествующего этапа развития, указывает на общее направление развития природных и общественных систем.
Вопрос 3.Теория познания и логика.
Марксом и Энгельсом была разработана диалектико-материалистическая теория познания (гносеология). Они отмечали:

во-первых, первичность, несотворимость материального вещества;

во-вторых, принципиальную познаваемость мира, исходя из предпосылки о единстве законов природы и законов мышления. Поставив вопрос «что такое мышление и сознание и откуда они берутся?» они отвечают, что это продукты человеческого мозга и что сам человек есть продукт природы, развивающийся в определенной среде вместе с ней;

в-третьих, что процесс познания истины, т.е. правильного отражения мира, по своей сути – противоречивый. Это и есть движение от относительной истины к абсолютной истине;

в-четвертых, под абсолютной истиной понимали всеобъемлющее, полное знание, а под относительнойзнание неполное, частичное, приблизительное. Абсолютная истина складывается из бесконечной суммы истин относительных;

в-пятых, что процесс познания диалектичен; истина – не застывшей итог, а непрерывный процесс перехода от одной относительной истины к другой – тоже относительной, но содержащей более весомую частицу абсолютной истины;

в-шестых кардинальным вопросом в теории познания является обоснование критерия истины. Они разработали концепцию общественно-исторической практики. В их понимании, практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность общественного человека.
Основные формы практики:

а) производство материальных благ и орудий труда;

б) социальная деятельность, приводящая к изменению политических систем;

в) научный эксперимент.
В структуре практики Маркс и Энгельс выделяли:

а) потребность;

б) цель и мотив деятельности;

в) целесообразную деятельность.
Практика выступает:

а) высшим критерием истины;

б) движущей силой познания;

в) целью познания.

Вопрос 4.Материалистическое понимание истории.
Важнейшим своим достижением в философии К. Маркс считал материалистическое понимание истории. Он утверждает, что прежде чем заниматься наукой, политикой, религией и т.д. люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище. Все это достигается в результате труда, а труд невозможен без изготовления, применения орудий труда и средств производства. Поэтому из многообразных общественных связей и отношений Маркс считал, что основными являются материальные производственные отношения.

Суть исторического материализма.

1. На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, распределение произведенного продукта и др.)

2. Производственные отношения, уровень развития производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений.

3. Государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису.

4. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга.

5. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки складывается особое образование, которое Маркс назвал общественно-экономической формацией. Она есть живой социальный организм, имеющий определенную социальную структуру, многообразие функций.

6. Анализируя общественно-экономические формации, Маркс научно обосновал периодизацию истории, выделив в ней периоды, исторические эпохи. Их пять:

а) первобытнообщинный строй;

б) рабовладельческий строй;

в) феодализм;

г) капитализм;

д) социализм (коммунизм)

7. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных общественных отношений и смене общественно-экономических формаций, и общественно-политического строя;

8. Уровень развития материального производства, производственных отношений определяет ход истории;

9. Маркс и Энгельс сформировали новый взгляд на проблему человека, который есть совокупность всех общественных отношений.

Каждый человек есть явление, в котором выражается сущность. «Люди – не винтики…Каждый из них неповторим в своей индивидуальности.»

10. Главный признак понятия «Человек»:

а) способность осмысленно и целесообразно трудиться, создавать орудия труда;

б) активное существо, способное творчески преобразовывать действительность.

11. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

12. Общество развивается закономерно. Законы общественного развития:

а) носят объективный характер:

- действуют независимо от сознания конкретного индивида;

- действуют с принудительной необходимостью, их нельзя отменить;

б) они естественно – исторические, т.е. воплощаются в жизнь только через деятельность людей. Поэтому люди сами творят свою историю, выступая как режиссеры и актеры собственной драмы.

Таким образом, познав сущность социальных законов, люди могут влиять на развитие общества.

Сформулировав свое учение, Маркс и Энгельс неоднократно предупреждали об опасности догматизма. По их мнению, никакое учение нельзя использовать как шаблон, нужно обязательно считаться с конкретно – историческими условиями, анализировать и всесторонне исследовать исторические факты.

Сформировавшаяся под большим влиянием Фейербаха марксистская философия вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно в конце XIX – первой половины XX вв. В странах, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки) материалистическая философия (выросшая на основе марксизма) стала официальной и общеобязательной.
Вопрос 5. Марксизм в России.
Среди последователей Маркса и Энгельса выделяется видный теоретик и пропагандист марксизма Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Его политические взгляды и деятельность менялись (от народничества, марксизма до меньшевизма), однако, диалектико-материалистическое мировоззрения оставалось неизменным. Основные произведения «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля», и др.
Суть взглядов.

1. Высоко оценивал появление философии марксизма утверждая, что ее появление есть самая великая революция, которую только знает история человеческой мысли. Потому, что только в трудах Маркса и Энгельса философия превратилось в цельное, гармоническое и последовательное мировоззрение.

2. Он подчеркивал, что диалектический метод Маркса и Энгельса составляет душу их материалистического мировоззрения, являясь алгеброй революции, а диалектический материализм есть философия действия.

3. Защищая марксистские взгляды на роль народных масс и личности в истории он утверждал, что истинным героем исторических действий является народ, у которого развито самосознание. Развитию последнего должен помочь марксизм.

Роль личности «великого человека», как говорит Плеханов, проявляется в том, что он видит дальше других и хочет сильнее других. Свои личные способности он направляет для служения великим общественным нуждам своего времени.

Выдающиеся личности появляются на арене истории именно тогда, когда в них возникает потребность. Личность, даже самая выдающаяся, представляет собой элемент случайности, в которой проявляется историческая необходимость.

4. Плеханов предлагает следующую классификацию движущих сил, или факторов исторического развития:

а) самой общей причиной является развитие производительных сил, которым обуславливаются последовательные изменения в общественных отношениях;

б) особенная причина – та историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил у данного народа;

в) единичная причина – личные особенности деятелей и др. случайности, благодаря которым события получают свои индивидуальные черты.

Особое место среди последователей Маркса и Энгельса занимает Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924). Он был не только теоретиком, но и выдающимся политиком, практиком, основателем Советского государства. Основные философские труды: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради».

Суть взглядов.

1. Учение Маркса не застывшая истина, а только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если не хотят отстать от жизни.

2. Материя есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

3. Движениесущественное свойства материи. Не может быть материи без движения и движения без своего материального носителя.

4. Конкретизирует в гносеологии вопрос об истинности наших знаний, соотношении абсолютной к относительной истины, подчеркивая ее объективность и субъективность. Субъективная истина всегда объективна, не в смысле ее существования где-то вне человеческого сознания, а в том, что содержания ее объективно, т.е. правильно отражает объективный мир в сознании людей.

Свойства (характеристики )каждой конкретной истины:

а) объективность;

б) относительность;

в) абсолютность.

5. Развил учение о практике. Практика, как критерий истины, характеризуется диалектическим единством относительного и абсолютного.

6. Краеугольным камнем материалистической теории познания является принцип отражение внешнего мира в человеческом сознании. Гносеология должна строиться на принципах диалектики.

7. Разрабатывая теорию исторического материализма, применяя ее на практике реализовал заветную мечту – создание государства диктатуры пролетариата.
З. Бжезинский, политолог США, апологет капитализма в книге «Великий провал. Рождение и смерть коммунизма в XX столетии» так отзывается о марксизме:

«Марксизм представляет собой новый, исключительно важный и творческий этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм ставит на первое место систематическое и строгое научное изучение материальной действительности, также как и руководство действием, вытекающим из этого учения».


Тема 10. Европейская философия второй половины XIXXX вв.

Лекция.

Время: 2 часа
Вопросы лекции

  1. Основные факторы, определившие развитие философии в этот период.

  2. Особенности развития философской мысли.

  3. Неопозитивизм.

  4. Неотомизм.

  5. Психоанализ.

  6. Экзистенциализм.

  7. Герменевтика.


Конспект лекции
Вопрос 1. Основные факторы, определившие развитие

философии в этот период.
Небывалый прогресс науки и техники во многом определил неповторимое своеобразие конца XIX – XX вв. Наука, из формы познания законов мироздания, превратилась в главное средство преобразования мира.

Классическая наука XVII в., с позиции сегодняшнего дня, создала упрощённую карту мира.

Во-первых, утверждалось, что в природе господствуют динамические законы и практически не уделялось внимания статическим.

Во-вторых, мир изучался с позиции возможности полного исключения человека из объекта познания, так как будто бы человека не было.

В-третьих, человек понимался как рациональное существо. Роль иррационального, тёмного начала в человеке в полной мере не была известна и не учитывалась.

Таким образом, картина мира классической науки создавала почву для веры в абсолютное торжество научного разума, с помощью которого будет развита наука, способная решить общественные и человеческие проблемы.

Однако, открытия второй половины XIX в., и особенно XX в., значительно усложнили научную картину мира.
К важнейшим открытиям относятся:

  1. Создание Джеймсон Максвеллом (1831-1897), английским физиком, теории электромагнитного поля.

  2. Обнаружение радиоактивности (А. Беккерель, М. Складовская – Кюри и др.), приведшее в дальнейшем к созданию немецким физиком Максом Планком (1858 – 1947 ) квантовой теории.

  3. Создание Альбертом Эйнштейном (1879 – 1955) теории относительности, в соответствии с которой в зависимости от скорости, возникает возможность ускорения и замедления течения времени.

  4. Создание в 40-е годы первой ЭВМ; в связи с этим стало возможным применение радиолокации, телемеханики.

Создание ядерного оружия, разработка проектов мирного использования энергии атома, реактивных самолётов, в т. числе со сверхзвуковой скоростью. Наметились первые шаги телевидения и многое другое.

  1. Технологическая революция проявилась в автоматизации, а затем в информатизации. Мировое внедрение получили компьютеры, были созданы компьютерные сети, которые в целом привели к осознанию роли информации как мощнейшего средства воздействия на общественные процессы и человека. Внедрение спутниковой связи и др. способов распространения информации не даёт возможности отгородиться от процессов, происходящих за пределами страны.

Всё это усложнило духовную ситуацию, которая в настоящее время становится значительно более многообразной и запутанной.
Вопрос 2. Особенности развития философской мысли.
Философия конца XIX – XX вв. – сложное духовное образование. На её становление оказали существенное влияние особенности развития:

а) политических систем;

б) науки и техники;

в) искусства и культуры;

г) взаимопереплетение культурных традиций и взаимообогащение духовного опыта народов и т.д.

Философия XX. в. предстаёт в различных направлениях:

  • идеализм и материализм;

  • антропологизм и натурализм;

  • рационализм и иррационализм;

  • сциентизм и антисциентизм и др.

Иррационализм ( от лат. – неразумный, бессознательный ) противопоставляет рациональному познанию созерцание, интуицию, инстинкт, веру. Он обращается к иррациональным силам, таящимся якобы в самом человеке. Иррационализм пытается доказать, что в человеческом сознании под тонким слоем логического мышления дремлют иррациональные, тёмные силы, определяющие это мышление.

Сциентизм ( от лат. scientia – наука ) – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы.

Антисциентизм – течение, которое не отрицая силы воздействия науки на общественную жизнь и человека, но это влияние истолковывает, как негативное, разрушительное.
Основные направления современных философских течений:

  1. Неопозитивизм 6. Философия жизни

  2. Неотомизм 7. Философия воли

  3. Экзистенционизм 8. Неокантианство

  4. Герменевтика 9. Неомарксизм

5. Феноменология 10. Психоаналитическая философия и др.

Почему философские течения, возникшие ещё в XIX в. оказались столь жизнестойкими?

Во-первых, дело в том, что они исследуют (изучают) проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность:

а) роль философского и научного познания;

б) человека и его жизнедеятельность;

в) взаимодействие духовного и материального;

г) взаимодействие объективного и субъективного и т.д.

Во-вторых, философские течения (практически все) выступают как некие матрицы, из которых произрастают философские теории, идеи, концепции, образуются школы, которые в той или иной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня.

Вопрос 3. Неопозитивизм.
Неопозитивизм является третьим этапом в развитии позитивизма – течения, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу. Оно зародилось в 30 – 40-е годы XIX столетия. Основателем является французский философ Огюст Конт – (1798 – 1857), ученик Сен-Симона.

Большой вклад в развитие позитивизма внесли также английские учёные Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).
Суть позитивизма.

  1. Позитивисты утверждают, что спор между материализмом и идеализмом бессмысленный. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.

  2. Истинные знания о мире могут дать исключительно физика, химия, и др. позитивные науки, причём всякая наука сама себе философия. Таким образом, традиционная философия, как мировоззренческая наука, отрицается.

  3. Философское (научное) знание должно быть абсолютно точным, достоверным и основываться на научном методе – эмпирическом наблюдении.

  4. Философия должна исследовать лишь факты, а не их причины.

  5. Философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании. Она отвечать на вопрос «как», а не «почему».

  6. Конт сформулировал закон двойственно эволюции человечества – интеллектуальной и технической.

Интеллектуальная эволюция (развитие) прошла через три последовательных стадии:

а) теологическая (мировоззрение основано на религии);

б) метафизическая (мировоззрение основано на несистематическом, вероятностном знании);

в) позитивная (мировоззрение основано на науке).

Техническая - отражает стадии технического развития общества:

а) традиционное общество;

б) доиндустриальное общество;

в) индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития общества в целом соответствуют друг другу и налицо тесная взаимосвязь.

Философия Конта заложила основы позитивизма.

Второй этап в развитии позитивизма – эмпириокритицизм (критика опыта) или махизм, возник в конце XIX – начале XX вв.

Его создателями являются австрийский физик и философ Эрнст Мах (1836 – 1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843– 1896). Причиной появления эмпириокритицизма явился прогресс естественнонаучного знания, связанный с развитием квантовой физики. Это поставило под сомнение эмпирическую методологию научного познания, поскольку была вскрыта зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. А поскольку все предметы и явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений», то, следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.

В связи с этим, философия должна стать:

во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой;

во-вторых, наукой об ощущениях человека, т.е. перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса не существует сама по себе, а существует то, что человек ощущает массой).

Таким образом, принципиальное различие между позитивизмом и махизмом заключается в том, что:

во-первых, махизм поставил в центр своего исследования вопросы, которые Конт считал совершенно абсурдными:

во-вторых, в этой философии преобладают субъективно-идеалистические идеи, переходящие в субъективный идеализм.

В силу этого эмпириокритицизм не получил широкого распространения.
Третий этапнеопозитивизм. Его представляют учёные, входившие в так называемый “Венский кружок”, возникший в Венском университете ( 1922 ) австрийский физик М. Шлик ( 1882 – 1936 ), немецкий философ Р. Карнап ( 1891 – 1970 ), английский философ К. Поппер ( 1902 ) и др.

Неопозитивизм неоднороден, он состоит из 2-ух направлений:

а) логического анализа философии;

б) лингвистической философии.

1. Философия – это не теория, а деятельность.

2. Эта деятельность состоит в исследовании логического анализа языка науки, поскольку язык – главное средство через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир.

  1. Поскольку все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний, то центральной задачей философии является разработка принципов проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека – принципы верификации (от лат. verus – истинный и facio – делаю) - можно перевести как подтверждение.

  2. Положение, понятие имеет смысл и представляет интерес для науки лишь тогда, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверки фактами.

  3. Поскольку большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, материя и др.) верифицировать невозможно, следовательно, они не имеют достоверного научного разрешения и поэтому из философии должны быть исключены.

В конце XX века оформился новейший вариант позитивизма – постпозитивизм. Его представителями являются К. Поппер (1902 - 1994) и Т. Кун (род. 1922).

Постпозитивизм отходит от проблем логического исследования научного знания (языка, понятий), а сосредотачивается на исследовании развития научного знания. Основными вопросами постпозитивизма являются:

а) как возникает новая теория?

б) как она добивается признания?

в) каковы критерии сравнения научных теорий (родственных и конкурирующих)?

г) возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?

    1. Американский философ Томас Кун сформулировал представление о науке, как едином стиле мышления, назвав его парадигмой т.е. единая модель постановки проблем и их решения.

    2. Парадигмы носят исторический характер, а их смена происходит в ходе научных революций. Таким образом, формирование и развитие знаний осуществляется в определённом пространстве предпосылок, характерных для данного общества на данном этапе его развития.

    3. Развитие науки – это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления, методологии и методике научного исследования.


Подводя итог следует сказать, что неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания.

Но суть в том, что философский анализ с точки зрения неопозитивистов не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь непосредственным опытом или языком.

Вопрос 4. Неотомизм.
Неотомизм – официальная философия Римско-католической церкви, которая обосновывает существование и всемогущество христианского триединого Бога. Его возникновение датируется 70-ми гг. ХIX в., когда в связи с энцикликой (обращением ) папы Льва XIII, принятой в 1879 г., томистское видение мира получило второе рождение. Теоретическим источником неотомизма является учение Фомы Аквинского ( латинское написание имени – Thomas – отсюда томизм; приставка нео – новейший томизм, неотомизм ). Его представители – Ж. Маритен ( 1882 – 1973 ), Э. Жильсон ( 1884 – 1978 ), Тейяр де Шарден ( 1881 – 1955 ), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. Стенберг (р. 1904), К. Войтика (р. 1920-2005 ).

Цель неотомистов:

во-первых, доказать истинность католицизма и католической философии;

во-вторых, приспособить католицизм к современным условиям.

Основные положения неотомизма.

  1. Мир един. Однако, единство мира состоит не в его материальности, а в бытии, т.е. существовании.

  2. Под “бытием вообще” они понимают бытие Бога, который является первичной и универсальной реальностью. Бытие Бога доказывается путём аналогии с бытием мира, причём, бытие Бога - бесконечное.

  3. Отрицая свою принадлежность к лагерю идеализма, неотомисты уверяют, что разрабатывают “реализм”, утверждая наличие объективной реальности, независимой от нашего сознания, подразумевают под этой объективной реальностью Бога и Душу человека, которая бессмертна.

  4. Защищая принцип “гармонии” веры и разума, религии и науки, неотомизм на деле исходит из вторичности науки. Утверждает, что наука способна познать только заранее заложенное Богом в природу. Отсюда любое достижения науки доказывает силу и помощь божественного духа, подтверждает абсолютную истинность догматов веры, которые сами по себе недоступны человеческому разуму.

  5. Неотомисты различают три ступени знания, образующие иерархию. Её основу составляют частные науки, центр – философия, а ее вершину – религия.

  6. Ступеням знания соответствуют три этапа познания:

а) чувственное;

б) разумное;

в) божественное откровение, доступное вере, а не разуму.

  1. Центральной проблемой является не теоцентризм, а проблема человека, отстаивание общечеловеческих ценностей, исследование смысла человеческого бытия и миссии человека в истории, смысл скорби. Стремление показать человеку и понять вечные ценности и ценности сегодняшние:

а) утверждается, что человек всегда личность – персона, сутью которой является Душа;

б) Душа фокусирует в себе космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью;

в) история и общество развиваются через личность человека.

Отсюда, основная проблемаэто вопросы свободы и нравственного воспитания человека.

Неотомизм создал новый образ человека, который творит свой культурно-исторический мир, побуждаемый к этому Творцом. Поскольку человек есть основной элемент бытия и через него проходит история, ведущая к “Граду Божьему”, то история имеет гуманный смысл и назначение построение общества на высших религиознонравственных ценностях.

Вопрос 5. Психоанализ.
Психоанализ-направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В ходе практической деятельности, анализируя психику, Фрейд сделал два главных открытия:

во-первых, бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и, в значительной степени, контролирует его;

во-вторых, реакции вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций и всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики. Отрицательные эмоции, нереализованные желания вытесненные в бессознательное рано или поздно проявляют себя в виде «случайных» спонтанных действий, поступков, оговорок, ошибок и иных «странностей».

Фрейд утверждает, что сны являются проявлением жизни бессознательного. В снах реализуются скрытые стремления человека (то, что не реализовалось в реальной действительности, и тем самым, наступает психическое равновесие.

Он схематично представляет психику как совокупность трех слоев:

оно; Я; сверх-Я.

1. «Оно» - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

2. «Я» - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

3. «Сверх-Я» - давящая и влияющая на человека внешняя реальность (цензура общества): законы, запреты, мораль, культурные традиции и др.

«Я» пытается подчинить себе «Оно». Это ему практически никогда не удается, а как правило, случается наоборот.

Фрейд образно иллюстрирует это, сравнивая всадника и лошадь, где всадник это «Я», а лошадь-«Оно». С первого взгляда кажется, что всадник «Я» контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь «Оно» в действительности сильнее всадника, так как несет его на себе. В некоторых случаях она вообще не подчиняется всаднику и везет его куда заблагорассудится.

«Сверх-Я» (нормы и запреты действующие в обществе) так же подчиняют себе «Я». Таким образом, утверждает Фрейд, «несчастное человеческое «Я»» испытывает мощное давление с трех сторон:

во-первых, бессознательного «Оно»;

во-вторых, внешнего мира;

в-третьих, норм и запретов «сверх-Я».

Быть здоровым в этой ситуации «Я» просто не может.

Главными факторами, которые управляют психикой являются:

а) удовольствие (психика всегда стремиться к удовольствию);

б) вытеснение (психика всегда вытесняет в бессознательное те желания и идеи, которые невозможно реализовать).

Вытесненные в бессознательное мысли и желания сублимируются - преобразуются в разрешенные виды деятельности (искусство, творчество и т.п.).

Отвечая на вопрос, что является «ядром», двигательной силой бессознательного Фрейд сформулировал две точки знания:

первая - господствовала до 1920г.;

вторая - после 1920г..

Согласно первой - в основе бессознательного находится «либидо»-сексуальный инстинкт, который ищет выхода в трех возможных проявлениях:

во-первых, он может реализоваться в сексуальных действиях любого проявления;

во-вторых, он может быть вытеснен из бессознательного через сублимацию, т.е. преобразован в несексуальную энергию;

в-третьих, он может быть подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Следовательно, психическая деятельность человека есть процесс превращения его сексуального инстинкта.

Согласно второй - в основе бессознательного находятся Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) обеспечивает конструктивное поведение человека, направленное на созидание. Благодаря ему человек удовлетворяет свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушении всего того, что кажется ему чужим и опасным.

Жизнь человека есть постоянная борьба Эроса и Танатоса.

На основе учения Фрейда возникло философское течение-неофрейдизм. Видными представителями являются Альфред Адлер, Густав Юнг, Эрих Фромм, Герберт Маркузе.
Альфред Адлер (1870-1937) австрийский врач психиатр и психолог, ученик Фрейда считал, что главным источником мотивации человеческой деятельности является стремление к самоутверждению. Оно же выступает как компенсация возникающая в раннем детстве чувство неполноценности. Именно вытесненный комплекс неполноценности вызывает к жизни гиперактивность человека, сверхстремление, которые позволяют добиться успеха в бизнесе, политики, науках, искусстве, личной жизни.
Карл Густав Юнг (1875-196) швейцарский психолог и философ, развил учение о коллективном бессознательном, которое выступает в виде архетипов. Юнг утверждает, что у человека жизненная энергия (включая и сексуальную) наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей среды, сублимируется не в индивидуальное бессознательное, а в коллективное (всеобщее) бессознательное в виде архетипов.

Архетипы - универсальные образы «код» вытесненной общечеловеческой жизненной энергии. Ими могут быть мифы, грезы, галлюцинации, парапсихологические эффекты, содержание снов. Архетипы являются как бы зашифрованной историей человечества (Родина-мать, богатырь, змей-Горыныч и т.д.).

Цель философии, по мнению Юнга, помочь человеку расшифровать архетипы, понять их мысли, а через них - себя и окружающую действительность.
Эрих Фромм (1900-1980) немецкий-американский (с1933 г. в США) психолог и социолог, поставил проблему противоречивости человеческого существования.

Он выделил следующие основные противоречия:

а) патриархат и матриархат;

б) гуманистическое и авторитарное сознание;

в) власть и подчинение;

г) стремление к обладанию и просто жизнь;

д) личное открытие и историческое бытие (история);

е) «свобода от» и «свобода для».

Цель философии - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», т.е. разрушительные инстинкты.

Герберт Маркузе (1898-1979) немецко-американский философ и социолог, в своем главным произведении «Одномерный человек» утверждает, что современное «одномерное общество» формирует нормального, но «одномерного человека». Его основные желания, интересы, увлечения направлены на потребление. Человек-потребитель постепенно становиться «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, подавляет самого себя.

Выход из данного положения - «прорыв» одномерного общества, который возможен, как утверждает Маркузе, в полной сексуальной свободе и раскрепощенности.
Вопрос 6. Экзистенциализм.
Экзистенциализм (лат. еxsistentia – существование ) – философия существования. Он представляет собой одну из современных разновидностей иррационализма. Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами, как ответная реакция на хрупкость человеческого существования в критических и кризисных ситуациях.

Родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер ( 1888 – 1976 ) и Карл Ясперс ( 1883 – 1969 ); французские философы и писатели Жан Поль Сартр ( 1905 – 1980 ), Гобриэль Марсель (1889 – 1973 ), Альберт Камю (1913 – 1960 ).

Главными темами исследований, размышлений являются:

а) человеческое существование;

б) судьба личности в современном мире;

в) проблема веры и неверия;

г) утраты и поиска смысла жизни.

Эти вопросы всегда привлекали писателей, поэтов, художников, поэтому экзистенциализм приобрел популярность в среде творческой интеллигенции. Мыслители стремятся “вглядеться” в человеческую жизнь, дать предельно искренний “самоотчёт” мыслящего индивида, оказавшегося в эпицентре кризисных процессов.

Экзистенциалисты обращают внимание на то, что:

  1. катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия;

  2. чтобы выстоять, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности;

  3. важную роль в проблеме выживаемости играет духовная выдержка человека;

  4. человека нельзя превращать в инструмент, которым можно манипулировать ( инструмент познания или производства ). Человек это не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие.

Отсюда призыв: “Человек, пробудись!”, т.е. займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире и научись противостоять ему всеми своими силами;

  1. человек не только полномочный представитель человеческого рода и суверенная личность, но это качественная специфичность и индивидуальная неповторимость. Отсюда объектом философского осмысления выступает бытие индивидуальности, его смысл, знания, ценности, которые образуют “жизненный мир” личности, т.е. мир духовности, субъективности, а не материальный;

  2. важной проблемой является соотношение социального и индивидуального бытия. Подчёркивая разорванность этих двух сфер человеческого бытия, экзистенциалисты исследуют вопросы: сущности и существования, бытия и обладания, познания и понимания и др. Они утверждают, что главное не сущность, а существование, т.к. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нём, а уж потом определяется как личность, т.е. сущность;

  3. человек – это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Зная это, он должен высоко ценить всё то, что напоминает ему о сущности. Понять это можно, находясь в “пограничных ситуациях” т.е. перед лицом смерти;

  4. пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора той или иной формы поведения, ориентируясь на те или иные ценности и идеалы;

  5. выбирая идеалы и действуя сообразуясь с ними, индивид формирует себя как личность;

  6. способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира – это есть фундаментальная характеристика человеческого существования – его свобода. Она сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности делать свой выбор любой формы поведения, духовно-нравственной позиции.

Подытоживая, можно сказать: в экзистенциализме подчеркивается что деятельность людей направляется прежде всего не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в одинаковых обстоятельствах реагирует не одинаково.

В экзистенциализме содержится трагизм современной эпохи, её противоречия, опасность угрозы сохранения жизни на Земле, а также ярко выраженный нравственно-этический компонент, который мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.

Вопрос 7. Герменевтика.
Герменевтика (от греч. germeneutikos – разъясняю, истолковываю) – искусство и теория истолкования текста.

К сути, заложенной в этом понятии, обращались уже философы древности: истолковывали мифы, философские тексты, афоризмы, символы и иносказания. ( Эзоп, разъяснение произведений Гомера и др. )

С возникновением христианства, интерпретация текста Библии рассматривалась как искусство, инструмент правильного её понимания. Ещё Отцы церкви обнаружили в Cвященном тексте несколько смысловых уровней: за первым, буквальным смыслом был обнаружен более глубокий, духовный смысл Евангелия.

Как философская проблема, герменевтика была поставлена и разработана немецким протестантским теологом Фридрихом Шлейермахером ( 1768 – 1834 ). Для него герменевтика стала способом понимания характера и психологии автора текста.

Следующий этап в развитии герменевтики связан с именем немецкого философа Вильгельма Дильтея ( 1833 – 1911 ). Он утверждает, что для правильного толкования текста обязательно необходимо понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые события, факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа. Необходимо отыскать и понять индивидуальные особенности, главные жизненные моменты автора.

Следующий шаг в развитии герменевтики был сделан в XX веке.

Видными представителями являются немецкий философ Х.– Г. Гадамер (1900), французский философ Поль Рикер (1913 ), американский философ Томас Кун (1922 ) и др.
Приверженцы герменевтики утверждают.

  1. Герменевтика из метода познания социально-гуманитарных наук превратилась в учение о бытии. “Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании.” Следовательно, понимание является не только способом познания, но и способом существования человека.

  2. Интерпретация (толкование) является процессом проникновения в глубь смысловой структуры текста, т.е. движение от явного смысла к скрытому.

  3. Интерпретация подчинена достижению понимания – это главная цель герменевтики.

  4. В этом процессе всегда просматривается так называемый герменевтический круг, сутью которого является взаимосвязь части и целого:

а) понимание целого складывается из понимания отдельных частей;

б) для понимания частей необходимо понимание целого.

Идея герменевтического круга предполагает, что беспредпосылочного понимания не существует. Для того, чтобы начать понимать какой-либо текст, необходимо иметь некоторое представление о том, что предстоит понять. Разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр и являются процессом понимания смысла текста.

  1. Для этого необходимо проникнуть (понять) внутренний мир человека, писавшего данный текст, дух иной культуры, т.е. перенестись в жизнь автора текста.

  2. Герменевтика рассматривает сквозь призму понимания весь объём человеческих взаимоотношений, самые разнообразные формы общения и приходит к выводу:

во-первых, что человек очень сложное существо и представлен не только лишь сознанием. Сознание есть лишь тонкая оболочка, покрывающая глубинные пласты непознанной субъективности;

во-вторых, противопоставление человека и мира оправдано только для методологических потребностей естествознания. В действительности же человек является неотъемлемой частью мира. Бытие человека - есть составная часть мирового бытия;

в-третьих, чтобы понять и освоить мировое бытие необходимо углублённое познание человеческого бытия, его субъективного мира.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24


написать администратору сайта