УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1). Учебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты
Скачать 1.71 Mb.
|
ЛекцияВремя: 2 часа Вопросы лекции Предмет и методы социальной философии. 2. Теоретические модели общества. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы и социальная структура общества. Конспект лекцииВопрос 1. Предмет и методы социальной философии. Понятие «социальное» употребляется в двух смыслах: а) широком; б) узком. В широком – понятие «социальное» (от лат. socialis - общественный) обозначает: а) все общество и созданный им мир, в отличие от природы, и происходящих в ней явлений; б) все, что относится к социальным группам в отличие от того, что касается индивида и его качеств. В узком – существование особой области общественных явлений (социальной среды), в которой решаются проблемы, затрагивающие кардинальные интересы людей (условий труда, жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д.). Применительно к философии, определение «социальная» употреблено в широком смысле, т.е. философское осмысление сущности общества и происходящих в нем процессов. Обществом в толковом словаре называют ту или иную форму коллективной человеческой жизни, основанной на совместном интересе. Само понятие «общество» может употребляться в двух смысловых значениях. В широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком – исторически конкретный тип социальной системы (рабовладельческое общество, спортивное общество и т.д.). Социальная философия использует понятие «общество» в широком смысле слова. Однако, общество изучает и социология (от лат. soci(etas) – общество) – наука об обществе. Во второй половине ХХ века остро дискутировался вопрос соотношения социальной философии и социологии. Выявилось три точки зрения: Социальная философия равна всей социологии. Социальная философия вне социологии. Социальная философия есть общетеоретическая и методологическая часть социологии. Большинство исследователей соглашаются с тем, что социальная философия – часть социологии, имеющая самостоятельный статус и изучающая общетеоретические проблемы жизни общества, в то время, как социология (в узком значении слова) исследует отраслевые проблемы (социология личности, социология революции, социология молодежи и др.), а так же методику проведения и обработки конкретных социологических исследований. Возникает вопрос: в каком отношении находится социальная философия с другими социальными науками? Ее роль сводится к следующему: во-первых, она стремится обозреть общественную жизнь в целом, а также обнаружить смысл существования всех общественных институтов; во-вторых, она стремится разрешить проблему отношения личности и общества в общем плане, независимо от конкретных типов общества; в-третьих, она исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность; в-четвертых, она обеспечивает методологию научного познания общественной жизни, обобщает опыт социальных наук. Итак, предметом социальной философии является общество как целостная саморазвивающаяся и самовоспроизводящая социальная система, во взаимодействии всех ее элементов и законов функционирования. Социальная философия изучает: во-первых, общество как целостную социальную систему; во-вторых, законы ее функционирования и развития; в-третьих, взаимодействие между собой различных обществ; в-четвертых, практическую деятельность людей и их общественные отношения; в-пятых, специфику типа связей индивидов в единое целое; в-шестых, исторический процесс во взаимодействии его объективных и субъективных сторон, а также закономерности его развития. Философское понимание общества включает в себя два главных признака: общество есть обособившаяся часть природы; будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, которые не сводимы к законам природы. Познание общества (социума) отличается от познания других объектов. Это объясняется тем, что: социум является самым сложным из объектов познания, так как представляет собой высшую форму движения материи; в социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения, которые сами по себе значительно сложнее, многообразнее и противоречивее чем связи в природе; в социальном познании общество выступает одновременно и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю и они же познают ее. Основные методы познания: а) включенное наблюдение – наблюдатель внедряется (как правило, инкогнито) в интересующий его социальный коллектив, ничем не отличаясь от других его членов, осуществляя процесс наблюдения изнутри. Оно носит созерцательный и поверхностный характер. С помощью наблюдения невозможно изменить объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его столько, насколько потребуется для завершенности наблюдения. Эти недостатки преодолеваются в эксперименте; б) социальный эксперимент – вид деятельности, предпринимаемой в целях открытия объективных закономерностей функционирования элементов, составляющих социум и состоящий из активного воздействия на изучаемый объект (процесс), посредством специальных инструментов и приборов. В результате эксперимента удается: изолировать исследуемый объект (процесс) от влияния побочных, несущественных явлений и изучать его в чистом виде; многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных условиях; планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения достоверного результата. Особенности социального эксперимента: во-первых, он носит конкретно-исторический характер; во-вторых, он обладает меньшей степенью изоляции экспериментальной группы от контрольной группы (здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства как вакуумные насосы, защитные экраны и т.п., применяемые в физическом эксперименте); в-третьих, он предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения. Метод проб и ошибок, используемый в физическом эксперименте здесь недопустим; в) моделирование – метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте, а на его заменителе, сходном с ним в определенных отношениях. При изучении общества моделирование применяется в следующих случаях: когда предмет недоступен для непосредственного изучения или вообще не существует (в прогностических исследованиях); когда непосредственное изучение требует колоссальных затрат; когда оно невозможно в силу этических соображений. Модели при изучении общественных процессов бывают двух типов: материальные, т.н. выборочная совокупность, когда изучается не весь социальный объект, а выборочно (скажем, проводить анкетирование населения многомиллионного города немыслимо и нецелесообразно: нужны огромные финансовые и людские затраты. В таких случаях, изучение проводится на выборочной совокупности объектов); идеальные (мыслимые). В качестве модели выступает уже имеющийся исторический опыт, многие черты которого являются типичными и способны реализоваться в других странах; г) метод исторических параллелей. В определенной степени он представляет собой модификацию общенаучного метода аналогии, но имеет свою специфику: во-первых, аналогом изучаемого явления выступает не сам объект или процесс, которые уже не существуют и не могут быть воспроизведены, а знания о сходных прошлых событиях; во-вторых, в историческом процессе нет полной повторяемости событий и явлений; в-третьих, исторические аналоги более условны, их вероятностный характер усугубляется тем, что в протекании и исходе общественных событий огромную роль играет субъективный фактор – сознательная деятельность людей, которая не всегда адекватно может быть учтена в выводах по аналогии. Метод исторических параллелей применяется, прежде всего, при обобщении прежнего исторического опыта в его сопоставлении с сегодняшним днем. Достоверная картина исторического прошлого и настоящего возможна только при одновременном использовании всей системы методов социального познания, опираясь при этом на принципы: логичности; историзма. Вопрос 2. Теоретические модели общества. Современное понимание сущности общества, как особой формы целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, базируется на идеях и концепциях второй половины XIX в. Исходной позицией является понимание того, что общество выступает подсистемой объективной реальности. Земля – есть колыбель человечества, но жизнь на ней как и она сама , зависят от центрообразующего нашей системы – Солнца. В конце XIX в. австрийский геолог Э. Зюсс ввел в научный оборот термин «биосфера», обозначающий: а) совокупность всех живых организмов; б) среду их обитания (нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры). Живые организмы отличаются от неживых способностью к обмену веществ, размножению, а также развитием на основе передачи наследственной информации и естественного отбора. Биосфера образует целостную динамическую систему, которая находится в непрерывном развитии. Общество – является ее частью (подсистемой), тысячами нитей связанное с ней. В свою очередь, общество представляет собой также динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой и находится в постоянном развитии, причем это развитие носит динамичный характер. К тому же, общество есть иерархическая и многоуровневая система. Все вышесказанное обусловило наличие различных теоретических моделей общества, стремящихся объяснить причины, условия и закономерности объединения людей. Систематизируя их, можно выделить ряд теорий. 1. Натуралистическая – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и Космоса в целом. Внутри натуралистического взгляда, в свою очередь, можно обозначить три подхода, объясняющие закономерности объединения людей: а) влиянием ритмов Космоса и солнечной активности (Л.Гумилев, А.Чижевский); б) особенностями географической, природно-климатической среды (Шарль Монтескье, И.Мечников); в) спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э.Уилсон, Р.Докинс и др.) Общество в натуралистической теории рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек – как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению и насилию. 2. Идеалистическая – сущность связей усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, духовных начал (единая государственная идеология или религия, которые выполняют роль скелета общественного устройства). Пока «жива» идея – общество развивается и процветает, идея «умерла» - общество «развалилось». Таким образом, причина всех изменений в обществе – сознание людей или Мировой дух (Гегель). Делается вывод о главенствующей роли сознания и необходимости духовного совершенствования каждого человека. 3. Атомистическая – общество есть сумма индивидов, связанных между собой договором, чтобы обеспечить выживание (Гоббс). В данной теории общество представляет собой механическое соединение индивидов, связанных условными связями. 4. Органистическая – общество предстает как целое, определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно не сводится. Отношение людей определяются соглашением (консенсусом). Социальное действие – есть результат человеческих действий, а не их намерений. 5. Материалистическая – ее суть в том, что объективные связи и основы развития общества усматриваются в развитии материального общественного производства. Таким образом, первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в условиях жизни людей, которые в решающей степени обуславливают мотивы деятельности, поведения, а также желания, стремления и цели каждого человека. Из формы материального производства, по Марксу «… вытекает: во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим». 6. В 80-е годы ХХ в. получают широкое распространение варианты теорий постиндустриального общества: а) информационное (Е.Масуд, Дж. Нейсби); б) сверхиндустриальное (О.Тоффлер); в) технотронное (З.Бжезинский). Вопрос 3. Общество как саморазвивающаяся система. Социальная философия, пытаясь постигнуть простейшее образование социальной системы, так называемой «социальный атом» (по аналогии с физическим атомом или биологической клеткой), анализ которого позволил бы понять всю систему в целом, прошла ряд этапов. Вначале «социальным атомом» выступал индивид. Со временем пришло понимание, что в изолированном виде он не представляет собой социальное явление, и на его место была поставлена семья, которая на проверку, в структурном отношении, оказалась весьма сложным явлениям. Потом - родовая община (самое примитивное общество, оказавшееся тоже сложным явлением). И поиск «социального атома» зашел в тупик. В середине ХIХ в. Карл Маркс в качестве первокирпичика социума обосновал идею общественных связей и складывающихся на их основе отношений между людьми. «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» - утверждал Маркс. В ХХ в. Питирим Сорокин делает вывод близкий к выводу К. Маркса, обозначая социальные связи и отношения как значимое человеческое взаимодействие, выступающее родовым социальным явлением. Таким образом, в обеих концепциях утверждается , что человек в ходе своей деятельности вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. Поскольку эти мощные отношения порождены деятельностью, следовательно, они являются ее необходимой общественной формой. Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами и внутри них. Поскольку человек включен в каждую из этих групп (этнос, класс, слой внутри класса, возрастная прослойка и т.д.), то он выступает в качестве универсального субъективного элемента и творца своих собственных общественных отношений. Следовательно, общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей производящих и воспроизводящих их в процессе своей действительности. Человек же есть совокупность соответствующих общественных отношений. К. Марксу принадлежит заслуга разработки научной теории об обществе как социальной системе. Социальная система – есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Характерные черты социальной системы. Во-первых, поскольку конкретный индивид включен в различные общественные группы (малые и большие), то общество в целом, как система, приобретает сверхсложный и иерархический характер. В ней можно выделить различные уровни (подсистемы, подподсистемы и т.д.), которые связаны между собой по принципу соподчинения. Во-вторых, социальная система обладает интегративным количеством, несвойственным для образующих ее частей и компонентов. Это обеспечивает относительно самостоятельное и обособленное ее существование, и функционирование. В-третьих, универсальным компонентом социальной системы является человек, который непременно включен в каждую (начиная от общества в целом и кончая семьей). Социализация индивида есть процесс его адаптации к существующей системе. В-четвертых, социальная система есть самоуправляемая. Способность к саморегулированию и саморазвитию предполагает наличие социальной подсистемы управления, что свойственно всем самоуправляемым системам (природным - биологическим и искусственным – автоматизированным машинам). Роль системы управления чрезвычайно велика. Именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы и их согласованное действие. Выражение: «система работает вразнос», т.е. саморазрушается, отражает состояние системы, когда выходит из строя подсистема управления и наступает рассогласованность в действиях компонентов системы. Основные функции социальной системы. Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – это роль, которую выполняет система или конкретный ее элемент (подсистема) по отношению к ней как целостности. Обществу, которое является сверхсложной самоуправляемой системой характерна многофункциональность. Она проявляется в двух аспектах: а) система, ее подсистемы выполняют множество функций; б) подсистема, выполняя свою функцию, берет на себя часть функций других подсистем. Все функции социальной системы могут быть сведены к двум основным. Во-первых, функция сохранения системы, ее устойчивого состояния. Во-вторых, функция совершенствования системы. Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. 1. Общество – это совместная жизнь многих людей, которые активно взаимодействуют между собой для удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. 2. В результате деятельности между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей и зависящие от существующих условий жизни. 3. Таким образом, общество предстает как совокупность общественных отношений и представляет из себя чрезвычайно сложную самоуправляющуюся систему. 4. В качестве системообразующих факторов выступают: во-первых, деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей); во-вторых, их общественные отношения. Вопрос 4. Основные сферы и социальная структура общества. В современном обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды деятельности: а) производственно-экономическая; б) социально-бытовая; в) политическая; г) религиозная; д) культурно-эстетическая и др. В них складываются (формируются) соответствующие общественные отношения, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате – складываются различные сферы жизни общества.. Основные сферы жизни общества: экономическая; социальная; политическая; духовная. 1. Экономическая сфера (подсистема) – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя: а) производство; б) распределение; в) обмен; г) потребление материальных благ. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. Она существует в следующих формах: экономическое производство – то, где осуществляется хозяйственная деятельность; деятельность институтов управления экономикой; способ производства материальных благ. Данная сфера для развития общества является основополагающей. 2. Социальная сфера (подсистема) – это сфера взаимоотношений всех социальных групп (классов, профессиональных и социально-демографических слоев, национальных общностей) по поводу условий их жизни и деятельности. Круг решаемых вопросов очень обширен и включает в себя: создание здоровых условий труда; обеспечение необходимого уровня жизни; решение проблем здравоохранения; обеспечение права на образование; решение вопросов социального обеспечения; соблюдение социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд; справедливое распределение созданных в обществе материальных и духовных благ; разрешение противоречий, возникающих при социальном расслоении общества; социальную защиту соответствующих слоев населения и др. Степень удовлетворения этих вопросов определяет уровень и качество жизни. Именно на это должна быть направлена социальная политика государства. 3. Политическая сфера (подсистема) – это пространство деятельности основных элементов социальной структуры (классов, национальных общностей, партий, движений, общественных организаций), направленной на осуществление своих политических интересов, которые касаются, прежде всего, достижения или удержания государственной власти и расширения своих прав и свобод. В конечном итоге все стремятся оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах. В настоящее время роль политической сферы в жизни общества значительно усилилась. 4. Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете). Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. Социальная структура общества. Разделение труда и специализация в общественном производстве неизбежно порождают социальную дифференциацию (лат. differentia - различие) – расслоение общества на относительно обособленные социальные общности и группы, которые: во-первых, выполняют только им свойственные функции; во-вторых, занимают определенное положение в обществе; в-третьих, имеют собственные интересы. Этот процесс резко усиливается в связи с имущественным неравенством, связанным с появлением института собственности. Следовательно, в основе социальной структуры (лат. structura – строение, устройство) лежат два фактора: а) общественное разделение труда; б) отношение собственности на средства производства и его продукты. Основными элементами социальной структуры являются: классы (рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие, капиталисты, предприниматели, владельцы предприятий и фирм и др.); этнические общности (нации, народности, национальные, этнические, этнографические группы); профессионально-образовательные группы (работники конкретных профессий, умственного и физического труда); социально-демографические группы (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры); территориальные группы (граждане, жители республики, региона, населенного пункта); производственные группы (работники отдельных отраслей производства, трудовые, учебные коллективы, арендаторы, фермеры и др.); группы по характеру и уровню образования (не имеющие образования, имеющие образование начальное, среднее, средне-специальное, высшее, гуманитарное, техническое и др.); группы по уровню дохода (живущие за чертой прожиточного минимума, имеющие средние, высокие доходы). Сами по себе социальные группы и национальные общности по составу неоднородны и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и более мелкие группы со своими собственными политическими, экономическими, социальными и другими интересами. В западной социологии эти слои называются «страты», а деление (стратификация) осуществляется по уровню доходов, профессии, политическим взглядам, ценностным ориентирам и т.д. Взаимосвязь между элементами социальной структуры носит динамичный характер и проявляется по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Основные тенденции в развитии социальной структуры российского общества проявляются в следующем: а) идет активный процесс дифференциации общества; б) сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных групп; в) происходит нарушение сложившегося социального равновесия, что ведет к социальной нестабильности (резкое расслоение на бедных и богатых, которые нажили свое богатство незаконными путями). Все это порождает глубокие и острые социальные противоречия. Главная задача государства, в этой связи – создание условий для нормальной жизнедеятельности и повышения благосостояния людей, соблюдая принципы социальной справедливости. Тема 20. Материальные и идеальные процессы в обществе. Лекция. Время: 2 часа. Вопросы лекции Проблема материального и идеального в обществе Понятие и виды общественного производства. Материальное производство. Духовное производство и его виды. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания. Вопрос 1. Проблема материального и идеального в обществе. Основной вопрос в философии: что первично - материальное или идеальное – находит свое продолжение в осознании истоков деятельности людей. Если исходить из того, что мотивы и цели людей являются первопричиной их деятельности, то налицо идеалистическая трактовка общественного развития. Если же считать, что мотивы и цели деятельности людей определяются условиями их бытия, то утверждается материалистический подход в объяснении истоков человеческой деятельности. Следовательно, основополагающим вопросом социальной философии является вопрос о том, как соотносятся между собой сознание и бытие людей, что первично и является определяющим? Идеализм в социальной философии основывается на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной. Прежде, чем что-то делать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и содержание деятельности – духовной, экономической, политической и т.д. Это значит, что идеальный план деятельности всегда предшествует его воплощению в какой-либо практический результат. Отсюда делается вывод: сознание первично, все остальное в обществе вторично, производно от сознания и определяется им. Все предметы материальной и духовной культуры есть воплощение и олицетворение сознания и в целом духовного начала. Данный вывод подкрепляется, в частности, историческим фактом отделения умственного труда от физического и духовного производства от материального. При этом делается заключение об определяющем значении умственного труда в жизни общества и каждого человека, потому главное в развитии общества усматривается в духовном совершенствовании каждого человека. Несмотря на кажущуюся логику суждения, это еще не доказывает абсолютной самостоятельности и полной независимости сознания людей от материальных условий общественной жизни. Материалистический подход к пониманию общества заключается в признании объективных основ его существования и развития. Это обосновывается в социальной философии марксизма. Первопричины развития общества усматриваются не в духовных образованиях, а в материальных условиях, прежде всего в развитии материального общественного производства. Тем самым, принципиально меняется исходное начало. Создается иная картина причинно-следственных взаимозависимостей внутри общества. Данный подход составляет сущность современной диалектико-материалистической социальной философии как философской теории развития общества. Одновременно он выступает в качестве диалектико-материалистической методологии исследования явлений общественной жизни, общества как целостной социальной системы. Данная методология утверждает, что первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в общественном бытии людей. Оно, в решающей степени, обусловливает мотивы деятельности и поведения каждого человека, в том числе его желания, стремления, цели. Роль сознания, духовных факторов при этом не отрицается. Напротив, говорится о постоянном возрастании их значения в развитии общества. В то же время указывается, что они производны от содержания общественного бытия людей, материальных условий их жизни. Таким образом, развитие общества предстает как «естественно-исторический процесс», развивающийся по своим объективным законам. Подчеркивается, что его развитие носит противоречивый характер. Многообразные социальные противоречия в области материального производства, а также в социальной и политической сферах общества, выступают как источники происходящих в нем изменений и развития. Проблему поиска объективных оснований в жизни общества разработали Г. Гегель и К. Маркс. Г. Гегель – высказал идею, что основой всемирной истории является экономическая деятельность (труд, преобразование природы с помощью орудий труда). Противоречия, конфликты – двигатель прогресса. К. Маркс – завершил начатое, доказав, что: во-первых, существует зависимость сознания и бытия: «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни»; во-вторых, ввел понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». Именно общественное бытие людей – объективная реальность (социальная материя), которая отражается в общественном сознании, определяет его направление; в-третьих, идеи, как таковые, не имеют собственной истории. Их история – отражение в общественном сознании развития общественного бытия. Следовательно, общественное бытие - есть та жизнь, которой живет общество, объективная реальность, отражающаяся в общественном сознании, своего рода социальная материя. Общественное сознание - это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Особенности общественного сознания: во-первых, вторичность (обусловленность общественным бытием); во-вторых, относительная самостоятельность: а) оно активно, т.е. способно влиять и даже изменять породившее его бытие (признана важная роль идей, субъективного фактора в общественной жизни); б) оно имеет внутреннюю логику своего развития (преемственность идей в науке, морали, религии). Следовательно, для понимания прошлого, настоящего и анализа тенденций будущего надо начинать не с того, что думала и думает о себе та или иная эпоха, а с анализа общественного бытия людей этой эпохи. Вопрос 2. Понятие и виды общественного производства. Материальное производство. Общественное производство – способ жизни людей вместе, позволяющий наследовать и творить историю; процесс целенаправленной деятельности людей. Функции общественного производства: Воспроизводство материальных условий существования. Производство социальных связей и отношений. Производство идей (идеологий) и духовных ценностей, символов, знаков. Производство самих людей как общественных индивидуумов. Понятие «общественное производство» раскрывает общественный ход истории общества. Человек в процессе жизни производит социальные обстоятельства, которые производят его самого. Чтобы выжить, люди, объединенные в обстоятельство, вынуждены выполнять ряд элементарных функций: а) экономическую; б) контроля над насилием; в) развития знания; г) развития способности к самоограничению и движению На каждом историческом этапе своего развития общество по-разному выполняло эти функции. Однако, именно в процессе исторического развития людей, осуществляющих процесс общественного производства, как его результат, явилось общественное разделение труда. Основные виды общественного производства: материальное производство; духовное производство, нематериальное. Одни группы людей производят материальные продукты (рабочие), другие – идеальные (ученые, инженеры, музыканты). В то же время в продукте материального производства присутствует идеальное. Скажем, рабочий, строящий мост, воплощает проект (план), который есть результат деятельности инженера. Следовательно, материальное и духовное производство связаны между собой теснейшим образом и являют собой диалектическое единство. Материальное производство (материальная сфера) – представляет собой совокупность отраслей материального производства, производящих или доводящих до потребителя материальные блага. Материальное производство – это процесс создания материальных благ. Его роль сводится к следующему: Материальное производство обеспечивает существование общества и функционирование всех сфер (социальной, духовной, организационной и др.) Материальное производство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества (существование классов, социальных групп, слоев). Материальное производство (способ производства) обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов. Материальное производство обеспечивает существование и развитие духовной сферыкак в материальной плоскости (строительство зданий театров, кинотеатров, филармоний, библиотек, типографий и т.д.), так и в непосредственно духовной (развитие искусства, науки, религии, морали). Материальное производство (способ производства материальных благ) имеет две стороны: а) производительные силы, б) производственные отношения. Производительные силы - это: во-первых, люди с их знаниями, умениями и навыками к труду; во-вторых, средства производства (орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется производство). Производственные отношения – это отношения между людьми, которые складываются в процессе производства. Они включают в себя: а) отношения собственности на средства производства. В зависимости от характера собственности (частной, коллективной, государственной), хозяевами предприятий могут быть отдельные люди, различные коллективы, государства и смешанная форма собственности; б) отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося разделения труда (инженер, врач, учитель, фермер и т.д.) в) отношения, складывающиеся при распределении созданных материальных благ. Таким образом, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу: производства; распределения; обмена; потребления материальных благ. Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты (экономические ресурсы). Смена отношения собственности неизбежно влечет за собой смену и преобразования других звеньев производственных отношений. Это ведет к изменению социального характера способа производства и к изменению облика всего общества. Вопрос 3. Духовное производство и его виды. Структура общественного сознания. Духовное производство – это производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Оно развивалось исторически. Вначале духовные потребности человека не существовали отдельно от материальных. И только впоследствии, по мере того как производство материальных благ создало для этого необходимые условия (устойчивое воспроизводство прибавочного производства), духовное производство превратилось в самостоятельную отрасль. Виды духовного производства: а) духовное потребление; б) духовное распределение; в) духовный обмен; г) духовные отношения. Функциидуховного производства: Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям. Духовное потребление направлено на потребление, на удовлетворение духовных потребностей людей, оно может быть двух видов: а) стихийное – когда никем не направляется и человек на свой вкус выбирает ценности; б) целенаправленное – когда навязывается рекламой, средствами массовой информации, т.е. происходит манипулирование сознанием людей Духовные отношения – это прежде всего отношения разума и чувств человека к тем или иным духовным ценностям, а в конечном счете – ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца, проявляясь в отношениях между людьми к тем или иным ценностям. Цель духовного производства – воспроизводство общественного и индивидуального сознания в его целостности. Общественное и индивидуальное сознание не могут существовать друг без друга, но они не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании, кроме общезначимого, много сугубо личного, неповторимого: особенности характера, темперамента, уровень культуры и многое другое. Индивидуальное сознание – есть отражение общественного бытия отдельным человеком через восприятие им конкретных условий жизни и его психических особенностей. Процесс формирования сознания осуществляется посредством: контакта с другими людьми и овладения речью; вовлечения в различные виды человеческой деятельности и осмысления ее содержания и значения; усваивания духовной культуры прошлых поколений, современников и использования ее в соответствии с социальным значением; усваивания приемов, умений и навыков работы с предметами материальной культуры и др. Таким образом, индивидуальное сознание – это индивидуальные особенности восприятия и отражения людьми различных явлений общественной жизни, что порождает определенные особенности в их поведении и действиях. Общественное сознание – это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны жизни общества. Оно возникает из общественной практики людей как результат ее осознания. Именно в ходе совместной деятельности люди осмысливают социальную действительность. В этом суть социальной природы общественного сознания. Специфика общественного сознания, как уже говорилось, заключается в том, что оно по отношению к общественному бытию вторично и относительно самостоятельно. Однако вторичность общественного сознания не означает умаления его роли. Оно является необходимой стороной общественно-исторического процесса. Без него невозможно представить себе общественный процесс. Относительная самостоятельность проявляется в следующем: во-первых, между общественным бытием и общественным сознанием отсутствует «жесткая связь»: а) общественное сознание может отстать от общественного бытия; б) общественное сознание способно опережать общественное бытие; во-вторых, общественному сознанию присуща преемственность (те или иные идеи вырастают на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями); в-третьих, в рамках общественного сознания происходит активное взаимодействие различных форм (политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное), которые оказывают влияние друг на друга; в-четвертых, общественное сознание способно активно обратно воздействовать на общественное бытие. При этом необходимо учитывать два обстоятельства: а) сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей; б) активное воздействие на общественное бытие может быть: прогрессивным; консервативным; регрессивным. Структура общественного сознания: Общественное сознание представляет собой сложную систему, в которой принято выделять: уровни; формы. |