УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1). Учебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты
Скачать 1.71 Mb.
|
Тема 16. Наука и научное познание. Лекция. Время: 4 часа. Вопросы лекции: Понятие науки как вида духовного производства. Особенности научного познания. Структура и уровни научного познания. Формы и методы научного познания. Наука и техника. Философские проблемы техники. Конспект лекции Вопрос 1. Понятие науки как вида духовного производства. Основной формой человеческого познания является наука. Наукой называется сфера исследовательской деятельности человека, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании, включая все условия этого производства. Философское осмысление науки включает в себя: понимание науки как токовой; как она устроена; как развивается; что может и на что она позволяет надеяться. Наука является важнейшей формой развития познания. Являясь специализированной областью духовного производства она имеет: а) свой инструментарий познания; б) свои учреждения; в) свой опыт и традиции исследовательской деятельности; г) свою систему информации и коммуникации; д) свое экспериментальное и лабораторное оборудование и др. Понятие "наука" употребляется в трех смысловых значениях: во-первых, непосредственная познавательная деятельность; во-вторых, результаты этой деятельности, выраженные в знаниях, которые образуют научную картину мира; в-третьих, в собирательном значении для отграничения ее от искусства, образования, информационной жизни и других явлений общества. Главная цель науки, ее предназначение – получить истинные знания. Наука рациональна, так как и способ познания истины, и сами знания связаны в основном с абстрактно-логическим мышлением, оперированием понятиями и суждениями, с открытием сущностных характеристик и закономерностей объекта познания. Наука системна, общезначима, универсальна и критична. Ее знания обладают высокой достоверностью, так как их можно проверить. Наука отличается от философии тем, что изучает бытие не в целом, а только его конкретные виды и формы. Наука отличается от религии тем, что ее научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они используются людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры. Наука отличается от искусства строгостью и «сухостью» суждений, ориентацией на точное рационально-теоретическое знание. Наука, выступая как важнейшая форма познания, выполняет ряд социальных функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры. Основными функциями науки являются: во-первых, культурно-мировоззренческая; во-вторых, выступает как непосредственная производительная сила; в-третьих, - социальная сила. Культурно - мировоззренческую роль наука стала играть после коперниковского переворота в понимании мироздания. Она оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Научное знание стало проникать в структуру деятельности человека и общества. Предлагаемые наукой ответы мировоззренческой значимости касались, в первую очередь, структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и др. Эти вопросы стали элементами общего образования, превратились в составную часть культуры. Занятия наукой стали в глазах общества самостоятельной и достойной сферой человеческой деятельности. Непосредственной производительной силой наука выступает особо зримо в масштабах и темпах современного научно-технического прогресса. Его результаты ощутимо проявляются во всех отраслях и сферах жизнедеятельности человека. Научные достижения, практически незамедлительно используются в различных областях практической деятельности, в корне меняющие облик и характер производства. Социальную силу наука играет непосредственно включаясь в процессы социального развития. Многие данные науки используются для разработки масштабных планов, программ социального и экономического развития. Исследуя пути решения глобальных проблем современности, предотвращения истощения природных ресурсов, загрязнения воды, почвы, воздуха и т.д. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре. Вопрос 2. Особенности научного познания. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Поэтому научное познание отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики. Процесс этого отражения обусловлен: с одной стороны, особенностями изучаемого объекта; с другой стороны, многочисленными факторами социокультурного характера. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что при переходе от одного общественного устройства к другому, менялись стандарты изложения научного знания, стиль мышления, значимость открытий и т.д. Особенности научного познания сводятся к следующему: во-первых, научное знание отличается предметностью и объективностью; во-вторых, оно выходит за рамки обыденного опыта; в-третьих, изучение объектов независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения, т.е. результаты исследований, могут стать предметом массового практического освоения в будущем; в-четвертых, системность и обоснованность научного знания; в-пятых, сформированы специфические способы обоснования истинности научного знания: а) экспериментальный контроль за получаемым результатом (знанием); б) выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Отличает научное познание от обыденного и средства, используемые им. К ним относятся: а) выработка специального языка, пригодного для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла. Специальный язык является необходимым условием научного исследования. Он постоянно развивается по мере проникновения науки в новые области объективного мира. Причем, некоторые научные понятия входят в естественный повседневный язык (электричество, мобильная связь и т.д.); б) конструирование и изготовление особой системы специальных орудий, которые, непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Это может быть специальная аппаратура, измерительные инструменты, приборные и др. специальные установки, которые позволяют ученым экспериментально изучать новые типы объектов; в) специфические методы познавательной деятельности; г) необходимость особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает: исторически сложившиеся средства научного исследования; приемы и методы оперирования этими средствами; определенную систему ценностных ориентаций; специфические для науки целевые установки (поиск объективной истины, постоянный прирост нового знания, запрет плагиата, допустимость пересмотра научного поиска и др.) Вопрос 3. Структура и уровни научного познания. Структура совокупной науки может быть представлена по разным основаниям. В зависимости от основных сфер исследования науки разделяют на: а) естественные (о природе); б) гуманитарные или общественные (о человеке, как личности и обществе); в) технические (о технике). В особую группу объединяются математические науки, синергетика, философия, знания которых универсальны. Каждая группа наук включает в себя большое количество конкретных наук, процесс дифференциации, которых продолжается. Считается, что сегодня насчитывается более 15 тысяч относительно самостоятельных научных дисциплин, обосновавших свой предмет и область исследований, имеющих категориальный аппарат, кадры и материально-техническую базу. По характеру знаний совокупная наука может быть разделена на: а) фундаментальные науки; б) прикладные науки. Фундаментальные науки: релятивистская физика, квантовая механика, высшая математика, химия, космология, синергетика, антропология, генетика и другие науки, которые исследуют сложнейшие фрагменты бытия. Многие знания таких наук гипотетичны, основаны на допущениях и силе логического мышления исследователя, трудно проверяемые. Знания механики, агрохимии, географии, многие технологические знания легко проверяемые и используются непосредственно на практике, поэтому такие науки называются прикладными. Внутренняя структура каждой отдельной науки включает ряд необходимых элементов: а) понятийный аппарат; б) совокупность теоретических концепций и учений; в) методологию исследования; г) научные кадры и их подготовку; д) учреждения науки; е) материально-техническую и финансовую базу; ж) лабораторно-экспериментальную базу; з) систему информации и др. Значимость того или иного элемента структуры в каждой конкретной науке может быть различна. Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса в XXI веке. Но отношение к науке сложилось двоякое: а) сциентическое направление выражает доверие к науке. Она признается одной их главных ценностей общества и доминирующим фактором развития человечества; б) антисциентическое – критикует науку за ошибки, видит ее главной причиной кризисных явлений, экологических и социальных глобальных проблем. Сторонники антистиентизма считают, что наука ограничена в своих возможностях решать главные и острые проблемы социального развития, враждебна человеку, негативно влияет на культуру. Корни сциентизма и антисциентизма имеют объективную основу, так как наука противоречива и оказывает воздействие на человека и общество как положительное так и отрицательное. К этим основам добавляются субъективно-идеологические и политизированные интерпретации роли науки в обществе. Поэтому и сегодня наука воспринимается в обществе неоднозначно: с доверием и недоверием, с надеждой и отчаянием, с оптимизмом и пессимизмом. Но очевидно, что без науки обществу в XXI веке не обойтись. В структуре научного познания принято выделять два уровня: 1) эмпирический; 2) теоретический. Эмпирическое и теоретическое научное познание взаимосвязаны. Это необходимые этапы всякого исследования, имеющие общие и отличительные признаки. Общим для них является прежде всего цель: получить обоснованное и проверенное знание, а также один объект исследования. Различаются тем, что: во-первых, в каждом из этих уровней в исследовательской деятельности заняты разные субъекты; во-вторых, в эмпирическом и теоретическом познании используются свои специфические методы. Вопрос 4.Формы и методы научного познания. Научное познание функционирует применяя специально разработанные методы. Значимость метода подчеркивал еще Ф.Бэкон, сравнивая его со светильником, освещающим в темноте дорогу путнику. Метод научного познания - это система приемов и практических действий, применяя которые исследователи получают новое знание. Методы научного познания являются сознательно разработанными приемами. Они опираются на предшествующие достижения познания. Каждый метод имеет двуединую природу: он основан на знании законов науки и в то же время неотделим от работы исследователя, решающего определенную познавательную задачу с той или иной степенью мастерства. Методы познания бывают: а) частные; б) общие (общенаучные); в) всеобщие. Частные методы применяются одной или несколькими науками, имеющими общий предмет исследования. Общенаучные – используются во всей науке в целом. Всеобщие (философские) методы являются органической частью любой философской системы и науки в целом. Эмпирический уровень научного познания формирует эмпирические знания, которые представляют собой совокупность научных фактов, образующих основу теоретического знания. Эмпирические знания получают посредством двух основных методов: а) наблюдения; б) эксперимента. Наблюдение – целенаправленное, преднамеренное восприятие исследуемого объекта. Постановка цели, способов наблюдения, плана контроля за поведением исследуемого объекта, использование приборов – таковы важнейшие особенности конкретного наблюдения. Результаты наблюдения дают нам первичную информацию о действительности в форме научных фактов. Эксперимент – такой прием научного исследования, который предполагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях. В эксперименте исследователь активно вмешивается в условия протекания научного исследования. Он может остановить ход процесса на любой стадии, что позволяет изучить его более детально. Он может ставить исследуемый объект в разнообразные связи с другими объектами или создавать условия, в которых он ранее не наблюдался, и, тем самым, устанавливать новые, неизвестные науке свойства. Эксперимент позволяет воспроизводить изучаемое явление искусственно и проверять результаты теоретического или эмпирического знания практикой. Эксперимент всегда, а в современной науке в особенности, связан с использованием порой очень сложных технических средств, т.е. приборов. Прибор – это устройство или система устройств, обладающих заданными свойствами, для получения информации о явлениях и свойствах, недоступных органам чувств человека. Приборы могут усиливать наши органы чувств, измерять интенсивность свойств объекта или устанавливать следы, оставляемые в них объектом исследования. Важнейший компонент эмпирических методов познания – сравнение, т.е. выявление сходства или различия устанавливаемых в наблюдении или эксперименте свойств исследуемых объектов. Частным случаем сравнения является измерение. Результаты наблюдения и эксперимента обладают научной значимостью лишь при условии, если они выражены посредством измерения. Измерение – это процесс определение величины, которая характеризует степень развития свойств объекта. Оно производится в форме сравнения с другой величиной, принятой за единицу измерения. Результатом эмпирического исследования является научный факт. Факты имеют сложное строение, включая в себя: а) информацию о действительности; б) интерпретацию события, явления; в) способ его получения; г) описание. Ведущая сторона факта – информация о действительности, предполагающая формирование наглядного образа действительности или отдельных ее свойств. Соответствие факта действительности характеризует его как истинный. В силу этих особенностей факты являются важнейшим способом подтверждения или опровержения теории. Благодаря фактам действительность осознается непредвзято. Факты позволяют открыть явления, которые не вписываются в рамки старой теории, противоречат ей. Важный компонент факта –интерпретация, которая реализуется в различных формах. Научный факт опосредован теорией, на основе которой определяются задачи эмпирического исследования и интерпретируются его результаты. Достоверность фактов во многом зависит от того каким способом, с использованием каких средств они получены. Например, в предвыборной кампании часто используются результаты социологических исследований, показывающие рейтинг кандидатов, их шансы на успех. Зачастую результаты значительно различаются, а то и прямо противоречат друг другу. Если исключить прямое искажение, то причина расхождений может объясняться различием методик. Всякий факт обязательно должен быть описан. Для адекватного описания используется язык науки, который включает в себя графики, схемы, научные обозначения и искусственный язык, т.к. естественный язык может изменять значение под влиянием контекста или психологических ассоциаций. Научные фаты дают знание лишь о том, как протекают явления и процессы, но не отвечают на вопрос, почему они протекают именно так, а не по-другому, т.е. не объясняют причины. Задача же науки – найти причины явлений и объяснить их. Она решается на теоретическом уровне. Поэтому теория является высшей формой научного познания. Основными формами теоретического познания являются: научная проблема; гипотеза; теория; принципы; законы; категории; парадигмы. Научная проблема. В обычном смысле термин «проблема» употребляется как обозначение трудности, преграды, задачи, требующей своего решения. Проблемы сопутствуют всем формам жизнедеятельности человека: они могут быть утилитарно-практическими, нравственными и политическими, правовыми и философскими, религиозными и научными и т.д. Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических знаний. Потребность объяснения новых научных фактов образует проблемную ситуацию, позволяющую констатировать, что нам недостает некоторых знаний для решения этой задачи. Научная проблема и является специфическим знанием, а именно, знанием о незнании. Правильно сформулировать и поставить научную проблему – задача трудная, так как процесс кристаллизации проблемы сопряжен с подготовкой отдельных компонентов ее решения. Поэтому постановка проблемы – первый шаг в развитии нашего знания о мире. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования. В нем используются как эмпирические, так и теоретические методы. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе. Гипотеза – это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза должна быть проверяемой. Невозможность проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза не должна содержать в себе формально-логических противоречий, должна обладать внутренней стройностью. Следующим шагом на пути углубления теоретического знания становится теория, т.е. всесторонне проверенная и подтвержденная практикой гипотеза. Теория – это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений. Она формируется в результате открытий общих законов природы и общества, раскрывающих сущность исследуемых явлений. Хорошо разработаная теория несет в себе возможность предвидеть существование еще неизвестных науке явлений и свойств. Теория служит основанием практической деятельности людей, ориентирует их в мире природных и общественных явлений. Благодаря научным открытиям люди преобразуют природу, создают технику, осваивают космос и т.д. Центральное место в теории принадлежит научным идеям, т.е. знаниям фундаментальных закономерностей, действующих внутри того класса объектов, которые в ней отражены. Научная идея объединяет законы, принципы, понятия, образующие данную теорию, в цельную логически стройную систему. Теория является той почвой, на которой возникают новые идеи, способные определять стиль мышления целой эпохи. В процессе своего формирования теория опирается на имеющуюся систему принципов, категорий, и законов и открывает новые. Принципы науки представляют собой основополагающее теоретическое знание, руководящие идеи, являющиеся исходными для объяснения научных фактов. В качестве принципов могут выступать аксиомы, постулаты, не являющиеся ни доказуемыми, ни требующими доказательств. Категории в философии – предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные стороны, свойства, отношения реального мира. Аналогичным является и определение категорий науки. Но в отличии от философских категорий, имеющих всеобщий характер, категории науки отражают свойства некоторого фрагмента реальности, а не реальности в целом. Законы науки раскрывают необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями. Это могут быть законы функционирования и развития явлений. Познание законов природы, общества и человеческого мышления – важнейшая задача науки. Оно проходит путь от раскрытия всеобщих и существенных сторон исследуемых объектов, фиксируемых понятий и категорий, к установлению устойчивых, повторяющихся, существенны и необходимых связей. Система законов и категорий науки образует ее парадигму. Парадигма – совокупность устойчивых принципов, общезначимых норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории. Она признается всем научным сообществом в качестве определяющих способов постановки и решения задач, возникающих на данном уровне развития науки. Парадигма ориентирует исследовательскую деятельность, организацию научных экспериментов и интерпретацию их результатов, обеспечивая предсказание новых фактов и теорий. Она исключает не согласующиеся с ней концепции и служит для решения исследовательских задач. Понятие парадигмы было введено в теорию познания американским философом Т. Куном. Согласно его определению, для «нормальной науки» характерно решение конкретных задач, опирающееся на соответствующую научную парадигму. Нормальные периоды в развитии науки сменяются революциями. Они связаны с открытием явлений, которые не вписываются в рамки старой парадигмы. В результате в науке начинается период кризиса, завершающийся ломкой старой парадигмы и возникновением новой. Утверждение новой парадигмы знаменует революцию в науке. Другой современный философ Й. Лакатос представил развитие науки в виде серии сменяющихся друг друга теорий, опирающихся на общие для них методологические принципы. Названная совокупность теорий получила наименование научно-исследовательской программы. Естественным следствием множества научно- исследовательских программ является их конкуренция. Конкурентоспособной и прогрессирующей является программа, в рамках которой возникает теория, способная предсказать новые дополнительные факты и объяснить старые, которые были успешно объяснены предшествующей теорией. В этом случае новая теория выступает как развитие старой. Если же новая теория ограничивается истолкованием фактов, открытых другими научно-исследовательскими программами и не предсказывает новые, то можно считать, что программа вырождается. Теоретическое познание осуществляется группой методов, которые являются универсальными в умственной деятельности человека. Без них мыслительный процесс невозможен. К ним относятся: абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, индукция, дедукция и умозаключение по аналогии. Абстрагирование состоит в том, что наше мышление идет по пути мысленного отвлечения от несущественных или случайных свойств, связей и отношений познаваемого объекта с одновременным фиксированием внимания на тех сторонах, которые важны для нас в настоящий момент. Обобщение предполагает нахождение общих свойств, связей и отношений в исследуемых объектах, установление их сходства, свидетельствующего об их принадлежности к некоторому классу явлений. Результатом абстрагирования и обобщения являются как научные, так и обыденные понятия (плод, стоимость, закон, животное и т.п.). Анализ – это метод познания, состоящий в мысленном расчленении предмета на составляющие его части с целью познания. Синтез предполагает мысленное воссоединение составных частей изучаемого явления. Цель синтеза заключается в том ,чтобы представит себе объект исследования во взаимосвязи и взаимодействии образующих его элементов в целостной системе. Анализ и синтез связаны между собой. Синтез можно определить как движение мысли, обогащенное анализом. Индукция- метод познания, основанный на умозаключении от частного к общему, когда ход мыслей направлен от установления свойств отдельных предметов к выявлению общих свойств, присущих целому классу предметов. Индуктивное умозаключение имеет вероятностный характер. Научная индукция устанавливает причинные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части предметов некоторого класса и от них – к установлению всеобщих причинных связей, имеющих силу для всего класса. Дедукция основывается на умозаключениях от общего к частному. В отличии от индукции, в дедуктивных умозаключениях ход мыслей направлен на применение общих положений к единичным явлениям. Индукция и дедукция так же тесно связаны между собой, как анализ и синтез. Взятые в отдельности и абсолютно противопоставляемые друг другу они не могут удовлетворять требованиям научного познания. Аналогия – сходство предметов в некоторых признаках. Умозаключение, основывающееся на сходстве предметов, называется умозаключением по аналогии. Из сходства двух объектов в некоторых признаках делается вывод о возможности их сходства в других признаках. Оно носит вероятностный характер, и его доказательная сила невелика. Наряду с перечисленными, существуют исторический и логический методы познания. Каждый развивающийся объект имеет свою историю и объективную логику, т.е. закономерность своего развития. Соответственно этим особенностям развития познающий субъект использует исторический и логический методы. Исторический метод познания представляет собой мысленное воспроизведение последовательности хода развития объекта во всем его конкретном многообразии и неповторимости. Логический метод является мысленным воспроизведением тех моментов процесса развития, которые закономерно обусловлены. Логический метод начинается так же, как исторический – с рассмотрения начала истории самого объекта. В последовательности переходов от одного состояния к другому воспроизводятся узловые моменты развития и, тем самым, его логика закономерности развития. Таким образом, логический и исторический методы едины: логический метод опирается на знание исторических фактов. В свою очередь, историческое исследование, чтобы не превратиться в нагромождение разрозненных фактов, должно опираться на знание закономерностей развития, раскрываемых логическим методом. Метод идеализации. Особенность данного метода состоит в том, что в теоретическом исследовании вводится понятие идеального объекта, не существующего в действительности, но являющегося инструментом построения теории. Конструируя объекты, ученый сознательно абстрагируется от тех или иных реальных свойств исследуемого объекта или наделяет их свойствами, которых реальные объекты не имеют. Такое мысленное упрощение действительности позволяет более рельефно выделять исследуемые свойства и представлять их в математической форме. Аксиоматический метод представляет собой такую организацию теоретического знания, при которой формулируются исходные суждения, принимаемые без доказательств. Эти исходные суждения называют аксиомами. На базе аксиом по определенным логическим правилам выводятся положения, образующие теорию. Метод аксиом широко применяется в математических науках. Он основывается на точности определения исходных понятий, на строгости рассуждений и позволяет исследователю оградить теорию от внутренней противоречивости, придать ей более точную и строгую форму. Вопрос 5. Наука и техника. Философские проблемы техники. Древнегреческое слово «технэ» переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Отличительной особенностью техники от природы является то, что она специально «целенаправленно» создается людьми. Произведенный человеком предмет, объект часто называют артефактом. Латинское слово « артефактум » означает искусственно сделанный. Следовательно, техника есть совокупность артефактов. Человек, развивая науку, творит технику и наоборот, техника способствует развитию науки. Налицо диалектическое единство. Техника, развиваясь, проходит ряд этапов в связи «человек-техника». 1. На этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности человека, увеличивали его физическую мощь. 2. На этапе машинизации, техника становится самостоятельной силой. Техника как бы отделяется от человека, но он вынужден, находится рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности. 3. На этапе автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее организатором и контролером. Под технологией понимается совокупность операций, их последовательность по целенаправленному использованию техники. Технология выступает как развитие техники, достижение ею стадии системности. На этой стадии, на первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта. К тому же, автоматизация производства способствовала бурному развитию потенциальных возможностей общества по удовлетворению своих потребностей. Казалось, что положительное значение этого процесса неоспоримо. Однако, вскоре выяснилось, что не все так прекрасно. Последствия развития техники имеют и негативный аспект. Это привело к необходимости философского осмысления проблем техники. Одним из главных вопросов, обсуждается проблема взаимоотношения техники и науки. Техника понимается как прикладная наука, прежде всего, как прикладное естествознание. Подчеркивается влияние техники на науку, ее самостоятельное значение. Философии хорошо известна такая закономерность: по мере своего развития «нечто» из подчиненного положения переходит в более самостоятельную стадию своего функционирования, а в последующем превращается в самостоятельный сложный объект. Техника перестала быть чем-то прикладным и играет важную, самостоятельную роль в общественном развитии. В связи с этим, возникает следующая проблема – это оценка техники и выработка в этой связи определенных норм. Другими словами, осмысливаются социальные, этические и др. последствия развития техники. Оценки полезности техники возможны посредством сравнения с идеалами . Такими идеалами выступают полезность, безвредность, гуманизм и др. Экспертами в оценке результатов выступают коллективное лицо либо коллективный орган, который может функционировать как в государственных, так и в негосударственных структурах. Оценка техники приводит к пониманию проблемы различения естественного и искусственного. Речь идет о том , что технические объекты, артефакты имеют , как правило, физико–химическую природу. Развитие биотехнологий привело к специальному выращиванию колоний микроорганизмов для их последующего использования в сельском хозяйстве, или специальное выращивание бактерий для использования как бактериологическое оружие. Эти микроорганизмы ничем не отличаются от природных. Однако, они есть и артефакты, т.е. результат специфической деятельности человека. С одной стороны, техника «вооружает» человека силой, а с другой - ослабляет его, т.к. укорачивает продолжительность жизни. Следовательно, человеку необходимо очень тщательно взвешивать последствия своей деятельности. В оценке феномена техники существует множество подходов. 1. Натуралистический– исходит из того , что человеку от природы недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать эти недостатки созданием артефактов. 2. Естественно – научный – рассматривает технику как прикладную науку , направленную на удовлетворение потребностей человека. 3. Волевой подход – человек посредством артефактов и технологических связей реализует свою волю к власти. Это проявляется на индивидуальном и особенно на национальном , классовом и государственном уровнях. 4. Рациональный подход рассматривает технику как сознательно регулируемую деятельность человека. Рациональность понимается как высший тип организации технической деятельности и, в случае ее дополнения гуманистическими результатами, отождествляется с целесообразностью и планомерностью. |