УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1). Учебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты
Скачать 1.71 Mb.
|
Тема 15. Гносеология (учение о познании). Лекция 1. Познание как предмет философского анализа. Время: 2 часа. Вопросы лекции 1.Теория познания как философская дисциплина. 2. Проблемы гносеологии в истории философии. 3. Особенности познавательных способностей человека. 4. Состав и структура знания. Конспект лекции Вопрос 1. Теория познания, как философская дисциплина. Познание – это активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека; процесс проникновения человека в сущность действительности (вещей, явлений), в их закономерные связи и отношения, т.е. установление: а) существенных; б) устойчивых; в) повторяемых связей и отношений, т.е. законов. Теория познания (гносеология) – от греч. «gnosis» - познание и «logos» -понятие, учение, т.е. учение о познании. Термин «гносеология» введен в философию шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г., хотя само учение о познании разрабатывалось уже в античной философии (Гереклит, Платон, Аристотель). В западной философии распространен термин «эпистемология» - от греч. «episteme» - знание. Эта часть философии исследует общие черты процесса научного познания и знания, как его результат. Проблемы, которые исследует гносеология. 1. Природа познания (что, как и зачем познает человек). 2. Возможности и границы познания ( до каких пределов познаваем мир). 3. Отношения знания и реальности (соответствуют ли наши знания действительности). 4. Условия действительности знания, критерии его истинности. 5. Формы и уровни познания и т.д. Таким образом, гносеология – это раздел философии, где изучается: как мы получаем знание о разных предметах и явления действительности, каковы основания и границы нашего познания, насколько достоверно человеческое знание. Подлинная философская проблема – «познаваем ли мир?» включает в себя: 1) можно ли достоверно познать предметы; 2) можно ли познать их сущности; 3) можно ли познать проявление сущности. Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности состоит: во-первых, в обосновании мировоззренческой позиции при соотношении сознания и материи; во-вторых, в изучении взаимодействия субъекта и объекта познания; в-третьих, в анализе уровней, способов и форм содержания и результатов процесса познания; в-четвертых, рассмотрения общей и всеобщей методологии познавательной деятельности человека, особенностей научного и вненаучного познания, критериев познавательной деятельности. В решении проблемы: «познаваем ли мир?» обобщенно выделяют две основных позиции: 1. Гносеологический оптимизм – человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира; 2. Агностицизм – отрицает возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др. Сторонники скептицизма сомневаются в возможности или результативности каких- либо конкретных познавательных процессов, но не отрицают способности человека к познанию. Релятивисты отстаивают относительный характер соответствия знаний объекту познания, считают, что, истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует. Иррационализм присущ религиозной философии, мистицизму, экзистенциализму и ряду других философских учений. В них он рассматривается как ведущий, надрациональный уровень и способ постижения бытия; или как способ постижения только божественного, тайного, идеального; или как необходимое дополнение к чувственному и рациональному познанию. Важно отметить, что ограничение познавательных возможностей человека имеет и некоторую реально-фактическую основу. Агностицизм «живуч», потому что это обусловлено сложностью проблем процесса познания, таких как: а) неисчерпаемость границ познания; б) невозможность полностью познать вечно изменяющееся бытие; в) существование субъективных особенностей восприятия бытия; г) ограниченность познавательных возможностей человека. Агностицизм, как уже говорилось, проявляется в различных формах, но их объединяет ответ на вопросы: 1) о возможности получения достоверного знания о сущности предметов. Агностики отвечают отрицательно; 2) о закономерностях развития природы и общества. Агностики утверждают, что их нет. Вопрос 2. Проблемы гносеологии в истории философии. Античная философия. Только обозначает основные гносеологические проблемы: 1) соотношение знания и мнения; 2) соотношение истины и заблуждения; 3) соответствие знания предмету; 4) формируется диалектика как метод познания. Способами познания признаются: во-первых, созерцательность – рассмотрение мироздания в единстве природы, богов и человека; во-вторых, деятельность разума, освобожденного от власти богов. Важнейшее открытие – закон, который возвышается над частными интересами. Гераклит утверждал, что все течет, все меняется не как попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию и сознанию. Аристотель же, создавая свою логику, видел в ней важнейший инструмент, орудие познания, т.е. «органон». Другими словами, посредством логики Аристотель стремился определить путь достижения нового знания. Продемонстрировав веру в силу разума и подчеркнув объективную истинность познания он сформулировал ряд требований: необходимость рассматривать явления в их изменениях; исследовать причинность, приведшую к изменению; исследовать «раздвоение единого». Средневековая философия. Рассматривает основную проблему – соотношение веры и разума; религии и науки, философии, и решает ее следующим образом: 1) выступает против разума («верую, потому что абсурдно»- Тертуллиан); 2) утверждает необходимость познать в свете разума то, что принято верой («Верь, чтобы понимать»-Августин Блаженный); 3) обосновывает гармонию между верой и разумом при первостепенной роли веры (Фома Аквинский), так как: а) знания на основе опыта и разума ценны, но б) еще более необходима вера (ибо ум человеческий слаб, ограничен, чтобы постичь глубину мироздания). Философия эпохи Возрождения. 1) утверждает идеал светского, а не религиозного знания, т.е. науки; 2) опытные науки возводит в ранг важнейших, так как они дают истинное знание о природе; 3) большинство мыслителей опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Философия Нового времени. 1. Оформляются основные направления философии познания: а) эмпиризм (греч. еmpeiria – опыт) – приоритет отдает опытному познанию; б) сенсуализм (лат. sensus – ощущение, чувство) – признает ощущение единственным источником познания; в) рационализм (лат. rationalis – разумный) – обосновывает приоритет разума в познании мира; вера в разум, в очевидность разумного усмотрения в силу доказательности; г) агностицизм (греч. agnostos – непознаваемый) – полностью или частично отрицает возможность познания объективного мира. 2. Всесторонне разрабатываются методы научного познания. 3. Выявлены и исследованы глобальные заблуждения в познании («идолы», «призраки» разума Ф. Бэкон). В своей работе «Новый Органон» Бекон утверждал, что новая логика должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей, т.е. не измышлять и выдумывать, а открывать и выражать то, что совершает природа. Есть три пути познания: а) «путь паука» - выведение истин из чистого сознания, путь схоластики; б) «путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения; в) «путь пчелы» - соединение двух путей, сочетание чувственного и рационального, но приоритет отдается первому. Гносеология Р. Декарта пронизана убеждением в беспредельности человеческого разума, в огромной силе познания. Разум, вооруженный интуицией и дедукцией, может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если будет руководствоваться истинным методом, т.е.: надо мыслить ясно и четко (отчетливо); расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы; методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; не допускать пропусков в логических звеньях исследования и др. Немецкая классическая философия. 1. Исследует познавательные способности человека (чувственность, рассудок, разум – И.Кант.). 2. Обосновывает роль диалектического метода в познании ( Г. Гегель). 3. Впервые рассматривает практику как одну из гносеологических проблем, как критерий, наряду с другими, но она есть абстрактно-духовный труд (Г.Гегель.). Марксистская философия. Основные положения диалектико-материалистической гносеологии: 1. Познание - процесс отражения действительности, существующей независимо от сознания и принципиально познаваемой. 2. Познание- осуществляется человеком, как социальным существом. Условие познания - активность познающего субъекта. 3. Теория познания – итог, вывод всей истории познания. 4. Важнейший принцип – единство логики, диалектики на основе материалистического понимания истории. 5. Элементы диалектики (законы, категории, принципы): а) сформулированы всеобщие законы развития; б) есть всеобщие формы мышления; в) они регулируют познавательную деятельность. 6. Теория познания опирается на данные всех форм познавательной деятельности. Западная философия XIX-XX вв. Включает гносеологические исследования: 1) ориентированные на науку – сциентические течения: неореализм; постпозитивизм; аналитическая философия и др. 2) ориентированные на внешние формы отношения человека к миру – антисциентические течения: экзистенциализм; герменевтика; феноменология; философско-религиозные направления. Вопрос 3. Особенности познавательных способностей человека. Познание и знание характерны для человека и высших животных. У животных познание не является самостоятельным в психике способом освоения окружающего мира и самих себя. Знания высших животных закрепляются в первой сигнальной системе, как знаки («мимика», движения, позы и т.п.) неосознаваемого рефлекторно-приспособительного характера. Они ситуативны, демонстрируют, как считал И.П. Павлов, «ручное мышление» животных (обезьян). Часть таких неоднократно возникающих и повторяющихся знаний прочно закрепляется в психике, поведении и наследственности животных. У человека познавательный процесс и его результаты осознаются. Осознанию, как и всему сознанию человека, характерны: а) целенаправленность; б) осмысленность; в) целесообразность; г) творчество; д) предвидение. Знания у человека закрепляются не только в первой, но и во второй, знаково-вербальной сигнальной системе , основанной на языке и речи. В связи с тем, что познание присуще высшим животным и человеку, существуют два его определения. В широком смысле, познание - любое психическое отражение. В узком смысле – отражение у человека, опосредованное историческим опытом и речью. Всякий познавательный процесс включает в себя: а) объект познания; б) познающего субъекта. Субъект познания – всегда человек, наделенный сознанием и способный осуществлять познавательную деятельность, а так же коллектив, социальная группа, класс, общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры. Объект познания – окружающий мир и его конкретные элементы, связи и свойства которые стремится познать человек, т.е. бытие во всем его разнообразии. Когда человек познает сам себя, субъект и объект познания предметно совпадают. Объектом познания бытие выступает тогда, когда субъект устанавливает с ним непосредственную или опосредованную связь. В современной философии принято различать три основные формы или способности познания человеком действительности: чувственное познание; абстрактное мышление; интуиция. I. Чувственное познание – познание с помощью органов чувств. Человеческий организм имеет две чувственные системы: а) экстерорецептивная – направленная на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность). б) итерорецептивная – направленная во внутреннею среду и связанная с осознанием внутреннего физиологического состояния организма. Формы чувственного познания. а) ощущения; б) восприятия; в) представления. Ощущение – простейший элемент чувственного познания; отражение свойств объективной реальности, возникающие в результате воздействия ее на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Следовательно, различается пять видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Это идеальные образы сознания, в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания. Ощущения, как первичное знание у человека – самая богатая, динамичная и многообразная совокупность образов сознания. Это исходный пункт познания мира. Общепризнанно, что наиболее важными для человека являются зрительные ощущения (до 80% всей информации), слуховые (до 12%). Различные чувственные ощущения в нашем сознании моментально и совершенно незаметно для нас объединяются в целостный образ предмета. Это есть восприятие. Восприятие (мыслящее созерцание) – сложный процесс приема и преобразования информации, где включается разум и создается чувственно-конкретный образ. Восприятие – первый шаг деятельности сознания по группировке и некоторому обобщению информации, содержащейся в ощущениях. Благодаря восприятиям, человек разграничивает объекты познания как целостные единицы – явления, находит в них внешне общее – форму, отдельные признаки. Основными свойствами восприятия являются: а) предметный характер; б) константность; в) осмысленность. Мы воспринимаем не отдельные фрагменты, а предмет как нечто целое и устойчивое, независимо от зрительной проекции, удаления или приближения к глазу. Мы всегда воспринимаем предметы как имеющие значения. Процесс восприятия обязательно включает в себя рациональность. Человек видит и слышит не только глазами и ушами, но и разумом. Представления – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предметов, явлений, действительности на органы чувств. Особенности представления: а) отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом; б) обобщенность и усредненность образа восприятия; в) «смазанность» подробностей образа; г) обобщение частностей, особенностей ранее воспринятого; д) «включение» памяти позволяет комбинировать образы и их элементы. Представления осуществляется в двух формах: а) в виде воспоминания; б) в виде воображения. Роль чувственного познания (отражения). 1. Органы чувств – единственный канал, непосредственной связи человека с предметным миром. 2. Они – основа познания и мышления. 3. Рациональное базируется на информации, которую дают органы чувств. 4. Предметная деятельность без органов чувств невозможна. 5. Без первичной информации органов чувств невозможно развитие научного знания. 2. Абстрактное мышление (рациональное или абстрактно-логическое познание). Оно представляет собой более высокий уровень и позволяет проникнуть в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное познание, не предполагающее прямого воздействия с объектом познания. Только с помощью мышления можно понять закономерности, «увидеть» причинно-следственные связи. Формы абстрактного мышления: а) понятия; б) суждения; в) умозаключения. Понятие- исходная и ведущая форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных объектов. Оперирование понятиями позволяет находить общие, особенные, частные, существенные признаки и на основе их осуществлять классификацию объекта познания. Формирование понятий осуществляется вне непосредственного взаимодействия с объектом познания, когда субъект познания как бы «со стороны» осмысливает информацию о познаваемом объекте. При этом активно используются такие приемы мышления, как абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение, определение. Суждение - представляет всякую завершенную мысль об объекте познания. Суждение выражается обычно предложением, хотя вопросительные, большинство побудительных предложений, не считаются суждениями. Нельзя относить к суждениям мысли и предложения как грамматическую их форму, если они выглядят неопределенными по смыслу, когда отсутствует логическая связь между основными понятиями. В суждении всегда должны быть понятия – такие слова, которые имеют объем и содержание, несут важную информацию об объекте познания. Умозаключение – представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое знание. Суждения в умозаключении могут нести новые знания о существенных признаках и связях изучаемого объекта. Абстрактно-логическое или рациональное познание сегодня является основным способом глубокого и всестороннего познания бытия. Но оно с необходимостью опирается на чувственное познание и через него реализует теоретические знания. Особенность абстрактно-логического познания: а) способность к отражению общего в предметах; б) способность к отражению существенного в предметах; в) способность к конструированию; г) способность к опосредованному познанию действительности. Следовательно, абстрактно-логическое познание характеризуется способностью создания абстракций. 3. Интуиция (от лат.intuition – рассматривание) – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью доказательств. Интересно характеризует эту способность Луи де Бройль ( 1892-1972) французский физик, создатель квантовой механики, академик, лауреат Нобелевской премии. Воображение, пишет он, позволяет нам представить себе сразу часть физической картины мира в виде наглядной картины, выявляющей некоторые ее детали. Интуиция же, неожиданно раскрывает нам в каком-то внутреннем прозрении, не имеющем ничего общего с тяжеловесным силлогизмом, глубины реальности, является возможностями органически присущими человеческому уму; они играли и повседневно играют существенную роль в создании науки. Человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжких оков строгого рассуждения. Условия проявления интуиции. 1. Основательная профессиональная подготовка, глубокое знание изучаемой проблемы. 2. Наличие поисковой ситуации, состояние проблемности. 3. Наличие у субъекта поисковой доминанты – стойкого очага возбуждения в коре головного мозга. 4.Наличие «подсказки», как «пускового механизма» для интуиции. Свойства интуиции. 1. Неожиданность решения проблемы. 2. Неосознанность путей, средств решения проблемы. 3. Непосредственность постижения истины на сущностном уровне. 4. Вероятностный характер Виды интуиции. Соответствуют видам предметно-практической деятельности людей: - техническая; - научная; - врачебная; - художественная; - обыденная и др. Природа интуитивного знания (озарения) скрыта в процессах перехода от чувственных образов к понятиям и от понятий к чувственным образам, а также в быстрых мыслительных процессах, развертываемых в подсознании. Вопрос 4. Состав и структура знания. Термин «знание» обычно употребляется в трех смыслах: способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать; любая познавательно значимая информация; особая познавательная единица, существующая наряду и во взаимосвязи с практикой. Гносеология исследует знание употребляемое в двух последних смыслах. Знание – идеальный образ бытия; проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Другими словами, знание формируется как результат познания и одновременно является предпосылкой его дальнейшего развития, производства новых знаний, превосходящих исходные. Классификацию знаний можно осуществлять по различным основаниям: по характеру познавательных способностей; по степени адекватности объекту (истинности); по степени научности и т.д. 1. По характеру познавательных способностей человека, участвующих в познании знания могут быть: а) перцептивные; б) рациональные; в) предметно-практические. Перцептивные знания ( лат. perceptio – восприятие органами чувств)- знания человека основанные на информации, полученной от органов чувств человека при их непосредственном контакте с предметами природы, знаковыми системами различных языков (науки, искусства, музыки и т.д.) Перцептивное знание является результатом избирательного восприятия субъектом объективной действительности, на которое влияет ранее накопленный опыт, потребности и установки субъекта. Оно характеризуется: а) целостностью; б) осмысленностью; в) константностью; г) предметным характером. Перцептивное знание формируется в непосредственной связи с рациональным. Рациональные знания – опосредованные, отвлеченные, обобщенные знания. Они опираются на перцептивное и практическое знание, отвлекаясь от конкретного многообразия явлений выражаются в понятиях, суждениях и умозаключениях. Рационально объясняются любые явления, как на обыденном уровне, так и в религии. Однако, наиболее адекватное рациональное знание продуцирует наука, опирающаяся на логику Предметно-практические знания связаны с жизнеобеспечением человека. Они содержат информацию о приемах трудовой деятельности, решении бытовых вопросов, знании обрядов, ориентация в пространстве и во времени и т.д. Следовательно, это жизненный опыт, традиции, здравый смысл, а также знания – умения, которые невозможно выразить словами. Например, сказав, что я умею кататься на велосипеде, это вовсе не означает, что я могу сказать, как мне удается сохранить равновесие. 2. По истинности знания бывают: а) достоверные (истинные); б) вероятные; в) ошибочные. 3. По степени научности знания могут быть: а) обыденные; б) донаучные; в) вненаучные; г) научные. Обыденные (житейские), или «здравый смысл» - это представления людей о природе, обществе, самих себе, складывающиеся в результате повседневного жизненного опыта и общения. В здравом смысле фиксируется лишь такое знание, которое адекватно отражает всю жизнедеятельность человека. Он формируется стихийно и не требует какого либо предварительного знания. О значении здравого смысла в жизни человека очень точно выразился А. Эйнштейн: «Вся наука является ничем иным, как усовершенствованием повседневного мышления». Однако, здравый смысл, которому присущ наивный реализм не в состоянии проникнуть в тайны бытия (микро и макро мира), дает «сбой». Скажем, наука доказала, что звуки и цвета, воспринимаемые нами представляют из себя волновые процессы и композиции огромного числа беззвучных и бесцветных микрочастиц, а запахи, - диффузия молекул, определенных веществ в воздухе. Донаучные – представляют из себя знания, сформировавшиеся до развития науки (сложные системы счета, солнечный и лунный календари, медицинские, астрономические и др. знания, которые передавались традициями, ритуалами, практическими действиями). В отличие от обыденных, донаучные знания были достоянием избранных (жрецов, знахарей, философов). В некоторых случаях они передавались в качестве семейной традиции. Вненаучные (паранаучные) – существуют на гране науки. В них используется научная терминология, но с наукой они не совместимы (алхимия, магия, астрология, уфология, парапсихология и т.п.). Указывая на ограниченность традиционной науки сторонники псевдонауки, используя тягу людей к информации, выдают за сенсационные открытия непроверенные факты, почерпнутые из сомнительных источников; используют «свидетелей» для подтверждения якобы имевшего место события. Особенность вненаучного знания: а) отсутствует система; б) отсутствует обоснованность; в) отсутствует доказательность; г) отсутствует достоверность. Научные – представляют логически связанные системы истинных знаний о мире, которые объясняются посредством научных теорий. Только научные знания отражают сущность бытия. Однако, научные теории являются продуктом человеческой изобретательности, поэтому они также могут быть ошибочными. Лекция 2. Учение об истине Время: 2часа. Вопросы лекции 1. Истина как предмет философского анализа. 2. Классическая, когерентная и прагматическая концепции истины. Диалектика объективного и субъективного, относительного и абсолютного, абстрактного и конкретного в истине. Проблема критерия истины. Практика как критерий истины. Конспект лекции. Вопрос 1. Истина как предмет философского анализа. Посредством органов чувств, мышления и интуиции человек постигает объективную действительность, приобретает знания. Целью познания являются истинные знания. Однако, познания есть сложный и противоречивый процесс взаимодействия объекта познания и субъекта познания, направленный на постижение субъектом объекта познания, проникновения в сущность предметов и явлений. Все формы познания субъектом мира как-то соотносятся с внешним миром, совпадая с ним или нет. Для выражения этого соотношения в философии используется категория «истины». На вопрос: «Что есть истина?» ответы могут быть самые разные: а) это соответствие знаний действительности; б) это опытная подтверждаемость; в) это свойство самосогласованности знаний; г) это полезность знания, его эффективность; д) это соглашение ученых и др. В связи с этим возникает следующий вопрос: «Свойством чего является истина?»: а) свойством действительности; б) свойством мышления; в) свойством языка, выражающего наши мысли о действительности?» Это уже философская проблема, которая требует осмысления. 1) Приписывание действительности свойств истины может трактоваться только в утверждении: существуют или несуществуют те или иные предметы и явления. 2) Свойством мышления, его творческой активностью, мы можем приписать предметам и явлениям какие-либо свойства, даже отсутствующие. Вместе с этим, именно мышление (мысль) оценивает их истинность т. е. соответствие действительности. Еще Аристотель считал, что истинное и ложное находятся не в вещах, а в мысли. 3) Свойством языка является возможность мыслить и выражать мысли о действительности. Однако, еще Тютчев отметил, что изреченная мысль есть ложь.Философы издавна подметили, что мышление и язык (выраженная мысль) не совпадают. а) Мышление одно, а языков много. Языки есть более или менее развитые. В неразвитых языках богатство выражений обеспечивается за счет интонаций, а не за счет развитой грамматики. Одно и то же слово, произносимое с разной интонацией, будет иметь разное значение. Это затрудняет, даже искажает мысль. б) Мышление развивается гораздо быстрее, так как оно отражает, воспроизводит быстро меняющуюся действительность (каждый день случаются новые явления, открытия в науке). А язык изменяется очень медленно, он отстает от развития мышления и для объяснения того или иного нового просто не хватает слов. Отсюда, появляются искусственные языки науки, профессиональные языки, сленги, жаргон, что также затрудняет процесс понимания. в) В последнее время стала широко применяться ненормативная лексика. Используя ее, наши современники, общаясь между собой, вообще обходятся тремя – четырьмя нецензурными словами, выражая ими все оттенки своих мыслей и чувств. г) Между языком и мышлением – сложные противоречивые отношения. Одно дело – думать, а совсем другое – сказать, о чем думаешь. Слово предназначено для обозначения предметов и явлений, для описания их внутренних характеристик, для утверждения или отрицания определенных свойств, для выражения отношения человека к миру, к тому же в слове невольно отражаются субъективные особенности конкретного человека, его характер, темперамент и прочее. Многие наши чувства, да и мысли, мы не можем понятно высказать – не хватает слов, поэтому вполне правомерно говорить о том, что истина есть свойство и языковых выражений, поскольку язык является средством выражения мысли. Вопрос 2. Классическая, когерентная и прагматическая концепции истины. Концепцию истины, которая впоследствии стала называться классической,сформулировал Аристотель. Истина – есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел, т.е. соответствие наших знаний действительности.Действительность в данном определении понимается очень широко: а) объективная реальность (внешний мир); б) субъективная реальность (внутренний духовный мир); Классической концепции присущи следующие принципы: во-первых, действительность не зависит от знаний; во-вторых, между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; в-третьих, существует критерий для проверки соответствия мыслей действительности; в-четвертых, теория соответствия логически непротиворечива. Однако,классическая концепция истины столкнулась со значительными трудностями. Первая трудность связана с понятием действительности. Чтобы иметь возможность сопоставлять знание с действительностью, мы должны быть уверены в ее подлинности. А уверенности как раз нет, потому что мы сравниваем наше знание не с самой действительностью, а с нашим восприятием ее. Наши восприятия, сформированные образы не могут быть независимы от наших познавательных способностей. Круг замкнулся. Вторая трудность связана с необходимостью уточнения самого понятия «соответствие». Ведь отношения между мыслями и действительностью не являются простым соответствием. Мысль, образ – не копия действительности, а сложное идеальное образование, которое имеет многоуровневую структуру. Реально мы сравниваем знания с фактами, но сами факты так же выражаются в утверждениях. Следовательно, мы устанавливаем лишь соответствие одних утверждений другим. Третья трудность вызвана проблемами соответствия как такового. Как быть с утверждениями типа «все имеет причину», «энергия не уничтожается»? С какого рода конкретными объектами или фактами можно соотнести эти утверждения, если они относятся ко всему на свете? Четвертая трудность связана с наличием плюрализма истин. К примеру, человек изучает науки: биологию, медицину, антропологию, социологию, экономику, этику и т.д.. Каждая из них дает свое знание о человеке, которое невозможно объединить в одно целое или предпочесть одно другому. Трудности классической концепции еще более очевидны на фоне обнаруженных в ней логических парадоксов. К примеру, парадокс лжеца. Если лжец утверждает о самом себе: «Я лгу», то он описывает факт своего неискреннего поведения. Вместе с этим его высказывание достоверно, поэтому истинно. Следовательно, лжец – достопорядочный человек, потому что он говорит истину. Существование этих трудностей привели к возникновению других концепций: а) когерентной истины; б) прагматической истины. Концепция когерентной истины (от лат. cohaerenco – срастаться, тесно соединяться) утверждает, что знание истинно, если оно внутренне согласованно и непротиворечиво с более общей, обхватывающей системой знания. Сторонники этой теории утверждают, что мир – единое целое. В нем все, даже самые мельчайшие явления связаны между собой. Поэтому знания об отдельных вещах или явлениях должны соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом. Следовательно, истина о мире – одна, а частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей истины. Однако, жизнь подтверждает, что самосогласованности знания явно недостаточно для признания его истинным. Концепция прагматической истины (от гр. pragma - действие) – истинным признается такое знание, которое: во-первых, имеет благие последствия для человечества; во-вторых, успешно применяется на практике. Конечно, практика является важным критерием истинности наших знаний (строятся самолеты, которые летают, мосты, по которым ездят и т.д.). Однако, истина, таким образом, соотносится не с действительностью, а с деятельностью человека. Вопрос 3.Диалектика объективного и субъективного, относительного и абсолютного, абстрактного и конкретного в истине. Процесс познания есть движение от незнания (заблуждения) к знанию (истине). На всех этапах развития истина неразрывно связана со своей противоположностью – заблуждением, которое является: а) постоянным, б) необходимым, ее спутником. Заблуждение – знание не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Таким образом, заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности. Причины, приводящие к заблуждениям: поспешное обобщение; одностороннее восприятие объекта; истолкование вероятных знаний как достоверных; предубеждения; несовершенство познавательных средств и др. Заблуждения неизбежны при познании действительности и многообразны по формам: а) научные и вненаучные; б) эмпирические и теоретические; в) сенсуативные и интуитивные и др. «Истина» и «заблуждения» - категории гносеологии. Аксиологический, оценочный аспект содержится в другой паре близких им понятий: «правда» и «ложь». Правда– истина, содержащая нравственную оценку. Правдивое – это не только истинное , но и правильное, честное, справедливое. Противоположностью правде является ложь. Ложь – это преднамеренное искажение истины в корыстных целях и характеризующееся сообщением заведомо ложной информации – дезинформации, чтобы ввести в заблуждение тех, кому она предназначена. Истина – это такое знание, которое соответствует объекту познания, его свойствам, законам, другим характеристикам, т. е. знание, соответствующее своему предмету;адекватное отражение объективной действительности, познающим субъектом. Истина характеризует не предмет, а знания о предмете, который существует сам по себе и к истине безразличен. Характеристики истины. Во-первых, в результате взаимодействия субъекта и объекта познания истинапредставляет собой единство объективной и субъективной сторон. Объективность знания (объективная истина) – это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания (человека и человечества). Признавать объективную реальность – значит признавать объективную истину. Вместе с тем, по способу существования – истина субъективна. Субъективность знания (субъективная истина) – вне человеческого сознания не существует. Любое суждение содержит объективное знание, но само суждение, как форма мышления, существует только в сознании субъекта. Субъективная истинавключает в себя две характерные особенности: а) знание существует только в сознании субъекта; б) оно обусловлено особенностями познающего субъекта. Таким образом, истина содержит в себе объективное и субъективное знание, представляет их единство. Во-вторых, всякое знание есть процессуточнения, понимания, преодоления заблуждений.Для характеристики полноты, глубины и точности отражения объектов исследования применяются категории: а) относительная истина; б) абсолютная истина. Относительная истина, или, точнее, относительное в истинном знании – это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания. Абсолютная истина (абсолютное в истинном знании) – это знание, тождественное своему объекту, и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания. Следовательно, абсолютная истина – это: во-первых, полное исчерпывающее знание о действительности; во-вторых, знание, которое никогда не будет опровергнуто; При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина (абсолютное и относительное в истине) – это две стороны субъективной истины. Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, а абсолютное – складывается из суммы относительных истин. Но достижима ли абсолютная истина? Может ли человеческое познание дать полные и исчерпывающие знания? Ограниченность существования человека во времени, неисчерпаемость мира, его бесконечность и изменчивость, то обстоятельство, что на каждом этапе своего развития, познание осуществляется при ограниченных возможностях данной эпохи, означает постоянную незавершенность процесса познания. Природа человека и природа мира – объекта и субъекта познания – делают невозможным исчерпывающее познание мира в целом. Вместе с тем, не существует принципиальной границы, отделяющей познанное от еще непознанного. Расширяя границы познания, углубляя знание о мире, человечество, пока оно существует, будет приближаться к абсолютной истине, постигая ее в истинах относительных. Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов. Именно наличие абсолютно достоверных и поэтому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет права рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления; в-третьих, истина есть единство абстрактного и конкретного знания. Абстрактность истины выражает возможность самостоятельного существования знания от объекта познания, когда, когда в нем опускаются многие конкретные признаки, а общие, типовые – сохраняются. Любое общее положение, выраженное в теориях, аксиомах, законах и т. д., представляет собой абстрактную истину. Ее содержанием являются общие существенные признаки, присущие классу объектов и их отношениям. Чем выше степень обобщения, тем «дальше» удаляется знание от объекта познания, тем абстрактнее оно становится. Абстракции всеобщего характера приобретают мировоззренческий смысл. Такие понятия, как «бытие», «материальное», «идеальное», «изменение», «покой», «движение» и другие являются предельно широкими абстракциями истинного знания. Существует абстрактно-истинное знание и меньшей степени обобщенности: «человек», «общество», «политика», «юрист», и т. д. Абстрактное в истине – необходимый признак. Он позволяет осуществлять классификацию и типизацию объектов познания, временно обращать внимание на одни характеристики, изучая их более подробно и глубоко, отвлекаясь от других характеристик. Вне абстрактного знания невозможна ни одна теория. Эти истины служат общим методологическим ориентиром в познании реальных объектов. Но отдельный объект имеет особые, только ему присущие свойства. Он существует в определенных конкретных условиях, в определенном месте и в определенное время. Конкретность в истине указывает на соотношение знания с определенным объектом познания. Г. Гегель с убеждением утверждал, что истина всегда конкретна, т.е. связана с конкретными условиями места, времени, определенным положением в пространстве. Таким образом, а) место; б) время; в) определенная система координат, характеризуют известное утверждение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Вопрос 4. Проблема критерия истины. Практика как критерий истины. Проблема критерия (гр. kriterion – мерило для оценки чего-либо) истинности знания, имела место во все периоды развития философии. За это время оформилось несколько подходов: критерий, в данных ощущений и восприятий человека (если знания соответствуют чувственному опыту – они истинны); все, что можно доказать путем выведения из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости – истинно; критерием является внутренне согласованное и непротиворечивое знание (в когерентной теории истины); критерия истинности знаний нет, т.к.: а) ни чувственное наблюдение, б) ни самоочевидность, в) ни ясность и отчетливость всеобщих положений не могут служить критерием истинности знания. Общий недостаток этих и некоторых других концепций состоит в том, что критерий истинности знания находится в самом знании. Но может ли знание быть собственным критерием? Встала задача найти такой критерий, который: во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в тоже время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность с непосредственной действительностью. Таким критерием стала практика. Практика (от гр. praktikos - деятельный) – целесообразная, предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем и самого себя в этом процессе. Это деятельность не отдельного индивида, изолированного от общества, а социального субъекта, который вооружен знаниями, навыками и приемами, соответствующими данному этапу своего развития. Практика имеет социально историческую природу, она опирается на опыт предшествующих поколений. Особенность практики заключается в том, что она: а) включает в себя знания; б) способна порождать новые знания; в) выступает основанием знания; г) выступает конечной целью знания. Формы практики 1. Материальное производство(труд) – преобразование природы, естестественного бытия людей. 2. Социальное действие – преобразование общественного бытия, изменение соответствующих социальных отношений путем революций, реформ, войн, изменения социальных структур. 3. Научный эксперимент – активная деятельность человека по созданию искусственных условий, позволяющих исследовать свойства объективного мира. Основные функции практики в процессе познания. Практика выступает как: источник познания, т.к. знания вызваны ее потребностями; основа знания – все познавательные процессы обусловлены задачами практики, к тому же практика обеспечивает познания техническими средствами, приборами, оборудованием; цель познания – оно осуществляется не ради любопытства, а для регулирования деятельности людей; критерий истины, так как позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Вместе с этим, практика не является единственным критерием истины. Существуют и другие критерии: а) чувственный; б) логический; в) эстетический; г) когерентный и другие. Однако, все они в конечном счете опосредованы практикой. Поэтомуобщественная практика является решающим и всеобщим критерием истины. Как критерий истины практика и абсолютна и относительна. Абсолютна потому, что все, подтвержденное практикой является истиной. Относительна потому, что и практика, и теория непрерывно развиваются. Поэтому на каждом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить теорию. И только практика в ее развитии может быть критерием развивающегося знания. |