Главная страница

УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1). Учебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты


Скачать 1.71 Mb.
НазваниеУчебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты
Дата12.12.2021
Размер1.71 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1).doc
ТипУчебное пособие
#300807
страница11 из 24
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24

Вопросы лекции


  1. Категория бытия и ее специфика.

  2. Основные виды и формы бытия.

  3. Материя.

  4. Движение и развитие. Концепция развития.

  5. Пространство и время.


Конспект лекции
Вопрос 1. Категория бытия и ее специфика.
Бытие – одна из важнейших категорий (научное понятие ) философии.

Она указывает только на факт существования чего-либо. Слово «бытие» происходит от слова «быть», т.е. существовать. Но категория «бытие» появилась тогда, когда стала анализироваться сама проблема существования. Понятие «бытие» ввел и стал исследовать древнегреческий философ Парменид (VI-V вв. до н.э.). Это предельно широкое понятие, объединяющее основные идеи о существовании мира:

  1. мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

  2. природное и духовное, индивиды и общество существуют равно, хотя в различных формах;

  3. их существование есть предпосылка единства мира;

  4. в силу объективности существования и развития, мир образует совокупную реальность, действительность;

  5. Данная реальность существует до и независимо от воли и желания людей, т.е. объективно.

Следовательно, бытие – это реально существующая, стабильная, самодостаточная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее, т.е. все, что существует в любой форме.
Вопрос 2. Основные виды и формы бытия.
Все существующее можно подразделить на два вида:

а) материальное бытие, материя;

б) духовное бытие, дух, идея.

Их объединяет то, что они существуют во времени.

Разъединяет то, что материальное бытие существует в пространстве, а духовное – вне пространства.

Основные формы материального бытия.

  1. Бытие вещей, процессов:

а) природы как целого, ее частей, состоянии;

б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком (вторая природа).

Отличительные особенности второй природы:

во-первых, она создается из первой природы;

во-вторых, она всегда социально ориентированна (создается человеком для удовлетворения потребностей человека);

в-третьих, в ней всегда есть духовная составляющая (замысел, идея создателя).

  1. Бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие (единство материального и духовного).

  2. Бытие социальное (общества):

а) бытие отдельного человека (элемента социума);

б) бытие самого общества (существование, развитие);

Осмысление бытия является предпосылкой для понимания единства мира.
Основные формы духовного бытия

а) индивидуализированное – неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивида (его духовный мир);

б) объективированное – может существовать и часто существует вне индивида.
Вопрос 3. Материя.
Из понятия «бытие», как совокупной реальности, следует, что существует два вида реальности:

а) объективная реальность, т.е. то, что не зависит в своем существовании от воли, желания, сознания индивидов и общества, т.е. материя;

б) субъективная реальность, т.е. то, что зависит от воли и желания индивидов - сознание.

Такое разделение условно, так как объективная и субъективная реальность являют собой единый многообразный и пространственный мир, но оно необходимо в целях познания.

Материя (ввел в философский оборот данное понятие Лукреций Тит Кар (99-55 гг. до н.э.) от латинского слова mater – «мать») как объективная реальность включает в себя бесконечное множество всех существующих в мире предметов, систем и процессов, их свойств, связей отношений, а также форм движения. Материя есть абстракция, как скажем, плод вообще. Ее нельзя видеть, осязать. Весь окружающий нас мир и мы сами представляем собой движущуюся материю.

В философии существует несколько подходов к пониманию материи.

  1. Материалистический подход – материя есть основа бытия, объективная реальность, существующая независимо от человека. Материя первична и представляет собой наличное бытие. Дух, сознание – порождение материи.

  2. Объективно-идеалистический подход – материя существует объективно, но есть порождение первичного идеального (абсолютного) духа.

  3. Субъективно-идеалистический подход – материи, как самостоятельной реальности, не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа.

  4. Позитивистский – понятие «материя» ложно, так как ее существование нельзя полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи.

Материя рассматривается, как основа единства мира. В этом смысле она есть субстанция (лот. substantia – сущность) – первооснова; то, что не зависит от другого, первопричина сущего, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Понятие «материя» употребляется в двух значениях:

во-первых, материя – это объективная реальность,существующая независимо от человеческого сознания, и, отображаемая им.

во-вторых, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания, и отображаемой им.

Материя всегда структурирована (лат. structura – расположения, строение). Все материальные объекты имеют структуру и их существование возможно, только благодаря взаимодействию образующих ее элементов. Элементами структуры материи являются:

а) неживая природа;

б) живая природа;

в) общество.

Каждый элемент материи имеет свои уровни.
Уровнями неживой природы являются (по восходящей):

  • субмикроэлементарный (мельчайшие единицы материи, меньше, чем атомы);

  • микроэлементарный (электроны, кварки);

  • ядерный (ядро атома);

  • атомарный (атомы);

  • молекулярный (молекулы);

  • единичные вещи;

  • макротела;

  • планеты;

  • системы планет;

  • галактики;

  • системы галактик;

  • метагалактики;

  • Вселенная, мир в целом.


К уровням живой природы относятся (по восходящей):

  • доклеточный (ДНК, РНК, белки);

  • клеточный (клетки);

  • многоклеточные организмы;

  • популяции;

  • виды;

  • биоценозы (сообщество живых организмов, населяющее однородный участок природы и имеющие определенный видовой состав);

  • биосфера в целом.

К уровням общества относится (по восходящей):

  • отдельный индивид;

  • семья;

  • группа;

  • коллективы разных уровней;

  • социальные группы (классы, страты);

  • этносы;

  • нации;

  • расы;

  • государства;

  • союзы государств;

  • человечество в целом.


Характерными свойствами (атрибутами) материи являются:

  1. движение;

  2. размещенность в пространстве (пространство);

  3. существование во времени (время);

  4. способность к отражению (отражение);

  5. самоорганизация и др..

Вопрос 4. Движение и развитие. Концепция развития.
Под движением в философии понимаются любые (все) изменения, которые происходят в мире, природе, телах, явлениях. Движение рассматривается в самом общем смысле слова, т.е. как способ существования материи. Другими словами, под движением понимается все изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Это внутренне присущий материи атрибут - неотъемлемый признак предмета, без которого предмет не может ни быть, ни мыслиться.Движение несотворимо и неуничтожимо. Поэтому движение абсолютно, покой относителен и является моментом движения.

Существует два основных типа движения:

а) движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. Любая вещь есть ни что иное, как процесс;

б) движение, связанное с переходом от одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета.

Движение существует в различных формах, которые связаны с уровнем организации и развития материи. Более простому уровню организации материи соответствуют более простые формы движения и наоборот. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. в высших формах присутствуют все более низшие формы движения. Высшие формы движения не есть сумма более низших, они не сводимы к ним, т.к. это качественно специфичны формы движения. Генетическая связь всех форм движения между собой и с уровнями развития материи также свидетельствует о материальном единстве мира.

Можно выделить три основных группы форм движения:

  1. в неорганической природе;

  2. в живой природе;

  3. в обществе.

В каждой из групп имеется множество форм движения, что связано с неисчерпаемостью материи.
Основными формами являются:

а) механическая;

б) физическая;

в) химическая;

г) биологическая;

д) социальная и др.

Движение материи не привносится извне, а возникает из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы. Поэтому оно характеризуется:

а) всеобщностью;

б) постоянством.

Движение, связанное с переходом из одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета принято называть развитием. Развитие всегда показывает наличие преемственности между качественными изменениями.

Основные признаки развития:

  1. качественный характер изменений;

  2. их необратимость;

  3. четкая направленность (прогресс, регресс).

Таким образом, развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение системы.

Движение и развитие материи представляет собой процессы, проходящие по определенным этапам. Одни стадии сменяют другие, но какие-то моменты могут повторяться. Все это имеет свою длительность, скорость, ритм и темп, т.е. время.
Вопрос 5. Пространство и время.
Материя расположена во времени и в пространстве. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Принципиально важным во всех спорах стоял вопрос: в каком отношении находятся пространство и время к материи?

По этому вопросу в истории философии сформировалось два подхода:

а) субстанциальный;

б) реляционный.

Сторонники субстанциального (от субстанция) подхода считали, что время и пространство являются отдельной реальностью, наряду с материей. Пространство – здесь чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительностью. Оно одинаково во всей Вселенной, и его течение ни от чего не зависит.

Сторонники реляционного (лат. relatio – отношения) подхода утверждают наоборот, что пространство и время образуются в результате взаимодействия материальных объектов, т.е. это система отношений.

В настоящее время, исходя из достижений науки, более достоверно выглядит реляционная теория.

Согласно ей, пространствоэто форма бытия материи, характеризующая ее:

во-первых, протяженность;

во-вторых, структурность;

в-третьих, сосуществование;

в-четвертых, взаимодействие элементов во всех материальных системах. Пространство характеризуется такими свойствами:

а) протяженность;

б) однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек);

в) изотропность (равноправность всех возможных направлений);

г) трехмерность.

Понятие пространства (протяженность) имеет смысл потому, что сама материя дифференцирована и структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Но материальный мир не просто состоит из структурно-произвольных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы. В них можно выделить особо качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных изменений дает нам представление о времени.

Время – форма бытия материи, выражающая:

во-первых, длительность существования материальных систем, тел, процессов;

во-вторых, последовательность смены состояний и изменений этих систем.

Оно также характеризуется:

а) одномерностью;

б) необратимостью.

Из такого понимания следует, что пространство и время являются объективными свойствами материи. Они тесно переплетены. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, сформулированная Альбертом Эйнштейном в 1916 г., подтвердила правильность реляционной теории – т.е. понимание времени и пространства, как отношений внутри материи, а также перевернула прежние взгляды на пространство и время, как вечные и неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейн доказал, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменится – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлит свой бег. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Следовательно, пространство и время – это формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся в пространстве и во времени материи. Неразрывность материи, движения, пространства и времени находит свое подтверждение в науке и практике.
Тема 13. Диалектика (учение о развитии).
Лекция.

Время: 4 часа
Вопросы лекции

  1. Диалектика, как учение об универсальных связях, изменениях и развитии.

  2. Альтернативы диалектики: метафизика, эклектика, софистика, догматизм, релятивизм.

  3. Основные принципы диалектики.

  4. Категории диалектики.

  5. Общее понятие законов диалектики.

  6. Законы диалектики



Конспект лекции
Вопрос 1. Диалектика, как учение об универсальных связях,

изменениях и развитии.
Понятие «диалектика» (от греч. искусство вести беседу, спор, рассуждать) в Древней Греции обозначало искусство вскрывать противоречия в суждениях собеседника.

В настоящее время понятие диалектика– это учение о самых общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого мышления.

Диалектика, как теория, представляет собой стройную систему, в которую входят:

во-первых, законы диалектики;

во-вторых, категории диалектики;

в-третьих, принципы диалектики.

Для понимания диалектики, как теории и метода познания действительности, важно уяснить ее два основных принципа:

а) принцип всеобщей связи;

б) принцип развития.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность и взаимозависимость всех его составляющих: предметов, явлений, процессов.

Объективно существующая взаимозависимость и взаимообусловленность явлений и предметов обозначается понятием «связь». Познать окружающий мир – значит изучать сложный комплекс взаимосвязей между явлениями и предметами, организованными в системы. Окружающий нас мир – это бесконечное разнообразие материальных систем, находящихся в сложной иерархической зависимости друг от друга. Они изучаются конкретными науками (физика, химия и т.д.)

Диалектика дает ключ к пониманию наиболее общего характера этих связей, учит выделению решающих, определяющих, детерминирующих связей и взаимозависимостей внутри системы и между ними. Г. Лейбниц еще в XVII веке утверждал, что Вселенная есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом далеком расстоянии.

Эта связь, объединяющая все предметы и процессы в единое целое, носит всеобщий характер, т.е. универсальная. В зависимости от уровня организации материи выделяют три вида связей:

а) связи в неживой природе;

б) связи в живой природе;

в) связи в обществе.

Формы связей бывают:

  • внутренние и внешние;

  • непосредственные и опосредованные;

  • функциональные и генетические;

  • пространственные и временные;

  • закономерные и случайные и т.д..

Главная проблема диалектики – что такое развитие? В отличие от движения, понимаемого как изменения вообще, развитие – есть процесс, для которого характерно два отличительных признака:

во-первых, самодвижение, т.е. процесс, источник жизни которого заложен в самой развивающейся системе. Развитие возникает в результате борьбы противоположностей, как друг друга обуславливающих, так и друг друга отрицающих крайностей;

во-вторых, а) необратимость;

б) направленность;

в) закономерность изменений.

Таким образом, развитие – процесс длительно накапливающихся необратимых, поступательных изменений, сложных систем в больших интервалах времени.Чтобы понять данное явление, надо установить, как оно возникло, через какие фазы изменений оно прошло. Содержание развития невозможно осмыслить, если не установлена связь между изменившимися явлениями.

Принято выделять три типа развития.

  1. Прогресс (от лат. движение вперед) – направление развития сложных систем, характеризуется переходом от низших, менее совершенных форм, к более высоким, совершенным.

  2. Регресс (от лат. возвращение) – процесс обратной направленности. Однако, следует иметь в виду, что каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, так как он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития в других направлениях.

  3. Одноплоскостное развитиепереход объекта из качественного состояния, одной степени сложности, в другое качественное состояние, той же степени сложности.

Суть принципа развития материи заключается в том, что это есть бесконечное движение по восходящей спирали. Оно противоречиво, включает в себя отступления, возвращения назад, однако, в целом это движение от простых форм к формам более сложным, от систем примитивных к высокоорганизованным.

Вопрос 2.Альтернативы диалектики: метафизика, эклектика,

софистика, догматизм, релятивизм.

Диалектика является не единственной теорией и методом познания всего сущного. Наряду с ней существует и альтернативные теории:

  • метафизика;

  • эклектика;

  • софистика;

  • догматизм;

  • релятивизм.

Метафизика (от греч. мeta ta physika – после физики) употребляется в трех значениях:

  1. философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) началах бытия. Понятие впервые употребил Антроник Родосский ( I в. до н.э.), который систематизируя труды Аристотеля так назвал работы об умопостигаемых началах бытия, все что было помимо физики (природы);

  2. в современной Западной философии термин часто употребляется как синоним философии;

  3. противоположный диалектике основной философский метод.

Метафизика является главной альтернативой диалектики, потому что она:

а) является, как и диалектика, развитой теорией;

б) многие вопросы рассматривает с противоположных диалектике позиций.

Основные отличия метафизики от диалектики сводятся к тому, что метафизика:

1) полностью отвергает наличие связей между старым и новым, утверждая, что новое целиком вытесняет старое;

2) отрицает, что причина движения материи находится в ней самой и настаивает на том, что причиной движения является внешний первотолчок;

3) отрицает диалектическую взаимосвязь количества и качества, считая, что количество и качество изменяются сами по себе (соответственно увеличивается или уменьшается, улучшается или ухудшается);

4) если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, либо по кругу, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо вообще отрицает;

5) отрицает диалектическое мышление, осуществляемое через триаду «тезис – антитезис – синтез», настаивая, что движение мысли опирается на формулу «или – или», «если не то, значит – это»;

6) видит мир не целостным и взаимосвязанным, а состоящим из отдельных вещей и предметов.

Таким образом, диалектика и метафизика есть две противоположные системы осмысления действительности, развития.

На Западе метафизика является равноправной с диалектикой теорией и методом познания бытия.

Для эклектики и софистики характерен тот же подход к действительности:

а) односторонность;

б) рассмотрение отдельных фактов вне их связи с другими, с сущностью процесса;

в) неумение видеть и выделять главное;

г) субъективизм.

Эклектика (гр. eklektikos – выбираю) – механическое смешение разнородных вещей, их сторон, явлений без выяснения их внутренней диалектической связи.

Метод эклектики – это механическое соединения разных подходов к объекту, констатация различных его сторон без уяснения главного.

Опасность эклектики в том, что внешне создается впечатление «всестороннего» подхода к действительности, но нет главного: анализа связей по степени их значимости (главные, случайные и т.д.).

Софистикаэто сознательная подмена в анализе действительных связей мнимыми, выведение из верных фактов умозаключений правильных по форме, но ложных по содержанию.Особенно часто софистика, как прием политической борьбы, используется для манипулирования общественным сознанием.

Догматизм (гр. dogmatos – учение, установленное мнение) – рассматривает мир и мышление как нечто готовое, неизменное, раз и навсегда установленное и стремящийся отыскать неизменную, вечную сущность вещей, что-то «абсолютное».

Как метод – негибкость в мышлении, рассуждениях, понимании и объяснении окружающей действительности.

Релятивизм (лат. relativus) – учение, согласно которому всякое познание относительно, объективная истина не существует и, следовательно, объективное познание действительности невозможно.Сторонники релятивизма абсолютизируют изменчивость мира и наших знаний о нем.
Вопрос 3.Основные принципы диалектики.

Термин «принцип» (от лат. principium –начало, основа) обозначает основное исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Говоря о принципах диалектики, имеется в виду, основополагающие установки при исследовании мироздания.

Основными принципами диалектики являются:

  • принцип всеобщей связи;

  • принцип развития;

  • принцип системности;

  • принцип причинности;

  • принцип историзма.

Два первых принципа детально были рассмотрены в первом вопросе лекции.

Системность подобно движению, пространству, времени, отражению представляет собой всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Это означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому, окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Таким образом, система это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, которые объединяет структура.

Элемент – неразложимое далее составляющее (компонент) сложных предметов, систем, явлений, при данном способе ее рассмотрения.

Структура – относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого. Структурностьэто внутренняя расчлененность материального бытия. Материя во всех своих масштабах обладает формообразующей активностью. Бесструктурной материи нет. Структурное многообразие, т.е. системность является способом существования материи.

Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его:

а) устойчивость;

б) стабильность;

в) качественную определенность.

Системные объектыобладают целостной, устойчивой структурой, для которой характернопоявление новыхсвойств, возникающих в результате взаимодействия элементов в рамках целого.

Структура системы может характеризоваться:

а) по горизонтали (связи между однотипными, однопорядковыми компонентами системы);

б) по вертикали (выделение и уяснение различных уровней системы и наличие иерархии этих уровней).

Способом регулирования многоуровневой иерархии, обеспечения связи между различными уровнями является управление, т.е. разнообразные по жесткости и формах способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие сложных систем. Специфическим признаком системы является иерархичность строения, а характерным выражениемсвязи управления.

В последнее время все больше обращается внимание на способность материальных систем к самоорганизации.

Сформировалась новая научная дисциплина - синергетика.

Синергетика(гр. – содействие, сотрудничество) исследует закономерности явления самоорганизации, которые проявляются во всех материальных системах – живой и неживой материи.

Замечена определенная тенденция в самоорганизации, которая проявляется в смене состояния:

х аос равновесность хаос равновесность и тд.

Синергетика стремится ответить на вопросы почему и как это получается.

Причинность – отражает наличие таких отношений, связей между предметами, явлениями, когда одна порождает другую, одно явление порождает другое явление. Первое называется причиной, а порожденное – следствием. Причинно – следственная связь называется детерминацией (лат. determinare – предопределять, предустанавливать) – причинная обусловленность всех явлений природы и общества.

Причинные связи бывают:

а) простые и сложные;

б) прямые и опосредованные;

в) главные и второстепенные и т.д.

Историзм подразумевает два аспекта характеризующих окружающий мир:

  1. вечность, неуничтожимость мира, истории;

2) его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Вопрос 4.Категории диалектики.

Все, что человек знает об окружающем мире, он знает в форме понятий, категорий (от грч. kategoria – доказательство). Таким образом категории – это научные понятия, выражающие наиболее общие и основные отношения, формы и связи объективной действительности. Каждая область знаний имеет свои научные понятия (категории) физика – «атом», «масса»» и т.д. Категории философии носят универсальный характер, т.к. они используются во всех отраслях человеческого знания. Категории, законы - есть предмет, изучение диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов (часть-целое, общее-индивидуальное, единичное-множественное, возможность-действительность и т.д.). Категорий диалектики бесчисленное множество. Выделим самые основные:

а) единичное-общее;

б) явления-сущность;

в) форма-содержание;

г) необходимость-случайность;

д) возможность – действительность;

ж) причина-следствие.

Единичное и общее.

Категории «единичное» и «общее» служат ступеньками познания действительности.

Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимость.

Общее - это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях.

Общее - (дом, дерево и т. д.) представлено всегда не конкретными предметами, явлениями, а чертами их сходства, подобия.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи.

Общее не существует само по себе, в «чистом» виде. Оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него.

Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты.

Получается, что отдельный предмет - не просто «сгусток» индивидуального, в нем так или иначе всегда есть общее.

Диалектика единичного и общего выражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения.
Явление и сущность.

Явление и сущность это различные уровни познания объективной реальности. Они выражают соотношение внешнего и внутреннего в явлениях.

Явлениеэто внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики предметов и явлений.

Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу.

Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом.

Гегель подчеркивал, что непосредственное бытие вещей - это кора, завеса, за которой скрывается сущность, а Маркс уточнял: если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя.

Вместе с тем если бы явление и сущность не были бы связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно.

Cущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Например, болезни человека (сущности) проявляются через болезненные симптомы (явления). Но вся сложность диагноза болезни в том, что одинаковые явления (температура, головная боль и т.д.) могут быть присущи разным по сущности болезням. Явление может, таким образом, маскировать сущность, вводить в заблуждение.

Познание сущности достигается через познание явления.

Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности: тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность - по отношению к его собственным проявлениям.

Таким образом, явление и сущность есть понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. А процесс познания - есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, ко все более глубокому, скрытому - к сущности!

Форма и содержание.

Понятие "форма" обобщенно выражает способы существования различных видов бытия (строение, воплощение, преобразование).

Под содержанием понимают совокупность различных составляющих ее элементов и их взаимодействие, характер того или иного предмета, явления, процесса.

Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Содержание и форма понятия диалектические. Они выражают разные, но неразрывно связанные аспекты одного и того же предмета.

Гегель подметил, что содержание всегда оформлено, а форма содержательна.

Недооценивать форму нельзя. Она организует то или иное содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее. Форма более консервативна, чем содержание.

Реально форма неотделима от предмета. Она есть более или менее устойчивая его организация.

В то же время, она имеет относительную самостоятельность.
Необходимость и случайность.

Необходимость и случайность - полярные, диалектические категории. Под необходимостью понимают закономерный ход событий, вытекающий из сущности явлений. Необходимость выражает закономерности развития мира. Случайность — это явления, процессы, вытекающие из побочных, внешних, временных связей. Как все явления, случайность не беспричинна. Наступление случайного события в принципе возможно, однако не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти. Грань между случайностью и необходимостью относительна. В одной связи явлений данное событие (например, научное открытие) случайно, в другой — необходимо. Категории «необходимость» и «случайность» очень тесно связаны с категориями «возможность» и «действительность».

Возможность и действительность.

Возможность - это предпосылка возникновения того или иного явления, его потенциальное существование.

Действительность - это реализованная возможность. Обе категории нельзя смешивать, ибо процесс превращения возможности в действительность — это сложный, зачастую длительный процесс развития. К тому же, не каждая возможность способна превратиться в действительность. Экономический кризис, в котором очутилась наша страна в 80-е гг., во многом объясняется тем, что экономическая политика руководства не считалась с реальностью, а исходила из надуманных, иллюзорных возможностей, стремилась превратить их в действительность и потерпела поражение (безрыночная модель экономики оказалась нежизнеспособной, и страна с историческим опозданием идет по реальному пути создания рыночной экономики).

Причина и следствие.

О категориях «причина» и «следствие» уже говорилось, однако, в дополнение надо отметить, что они есть суть детерминизма.

Детерминизм учение об объективной, закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Детерминизм – это и научный метод, и способ объяснения явлений в окружающем нас мире, их причино-следственный характер.

Само понятие «причинно-следственная связь» усложнилось в XX в. Ранее в науке господствовал механистический детерминизм, для которого было характерно очень жесткое понимание причинных связей, исключавшее случайность. Все процессы определялись предыдущим состоянием явления, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания развития явления.

Жизнь показала, что принцип статической детерминации с большей степенью вероятности отражает объективно сложный, многовариантный характер общественного развития.

Современное понимание детерминизма, базирующееся на новейших достижениях науки (в частности, изучении особенностей микромира) исходит из того, что причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями.
Вопрос 5.Общее понятие законов диалектики.

Исследуя детерминизм, мы отмечаем, что он носит закономерный характер.

Законэто необходимая, существенная, регулярно повторяющаяся связь явлений.

Таким образом, характерными признаками закона являются:

  1. необходимость;

  2. повторяемость;

  3. устойчивость;

  4. всеобщность.

Для философии характерно иметь дело с законами не частного характера (специфическими) а всеобщими, т. е. их действие проявляется в неживой природе, живой природе и обществе, характеризуя развитие.

Общепризнано, что существует три основных закона диалектики, причем каждый из них раскрывает ту или иную его грань.

  1. Закон единства и борьбы противоположностей показывает источник развития. Он отвечает на вопрос: почемупроисходит развитие?

  2. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как, в какой формепроисходит переход от одного качества к другому?

  3. Закон отрицания отрицания показывает направление развития. Он отвечает на вопрос: куданаправлено развитие?



Вопрос 6.Законы диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей - один из универсальных законов диалектики, так как проявляет свое действие в природе, обществе и мышлении.

Суть закона заключается в том, что он объясняет развитие каксамодвижение и саморазвитие.

Закон единства и борьбы противоположностей утверждает:

во-первых, всем объектам и процессам материальной и духовной сферы бытия присущи противоречивые стороны, тенденции, т.е. каждый объект и явление содержит в себе противоположные начала;

во-вторых, борьба сторон объекта происходит потому, что противоположности находятся в единстве, отчего объекты не разрушаются, а остаются теми, чем они есть. Для лучшего понимания содержания закона необходимо уяснить содержание категорий: тождество и различие.

Тождество – есть отношение, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, совпадающие друг с другом. Но нельзя не заметить того, что вещи, оставаясь тождественными самим себе в тоже самое время изменяются, разрушаются (человек стареет, машина изнашивается), т.е. объекты материального мира становятся другими.

Различие есть отношение, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, не совпадающие друг с другом;

в-третьих, нарушение гармонии между единством противоположностей дает импульс к самодвижению, саморазвитию.

Под противоположностями понимаются такие стороны, моменты в явлениях, предметах, которые:

а) находятся в неразрывном единстве (полюса магнита);

б) взаимоисключают друг друга;

в) взаимопроникают друг в друга.

Нет противоположностей без единства и наоборот, нет единства без противоположностей.

Понять диалектическое противоречие – значит, понять, как оно развивается и как разрешается.

Развитие и разрешение противоречийэто процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

1. На первом этапе противоречие характеризуется господством тождества над различием противоположностей. Здесь еще не все противоречивые явления, предметы выступают явно. Они существуют в зародыше. Поскольку противоречия находятся в скрытом, зародышевом состоянии, их трудно обнаружить, но вместе с тем, в силу развития предмета, проявляются различия.

2. В дальнейшем процессе развития противоречия в качестве господствующей стороны противоположностей начинает выступать различие.

3. Третий этап развития противоречия характеризуется его практическим разрешением и переходом явления в новое состояние.

Разрешение противоречий означает, что борьба противоположностей получила новую форму своего развития. Разрешение противоречия и есть исчезновение данного, конкретного противоречия. И одновременное возникновение нового противоречия. Разрешение противоречий есть скачок, разрыв старого единства, ликвидация старого противоречия и обеспечение дальнейшего развития на основе действия новых противоречий.

Диалектические противоречия могут выступать в следующих формах:

а) внутренние – внешние;

б) основные – неосновные;

в) антагонистические – неантагонистические.

Из сказанного становится ясно, что противоречия составляют внутренний источник развития явлений действительности.

Следовательно, развитие объективного мира и познания осуществляется, потому что единое раздвоено на взаимоисключающие стороны и тенденции, взаимоотношения которых, с одной стороны, характеризуют ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой стороны, составляют внутренний импульс ее развития, изменения, превращения в новое качество.

Закон перехода количественных изменений в качественные дает ответ на вопрос: в какой форме осуществляется развитие, как происходит «рождение» нового качества?

Диалектика количественных и качественных изменений выражает процессы смены качественных состояний материи, духа, раскрывает механизм развития как процесс накопления количественных изменений, которые переходят в новое, качественное состояние предметов, процессов, явлений.

Прежде чем вникнуть в сущность закона, необходимо понять содержание его основных категорий: «качество», «количество» и «мера».

Качество — это такая определенность предмета, которая неразрывно связана с его существованием, представляет единство существенных свойств предмета придает ему своеобразие и отличает от других предметов. Количество — это степень интенсивности существенных свойств предмета. Количество выражается в числовых показателях (температуры, величины заряда, энергии и т. п.). Определенное качество сопряжено с определенным количеством и их единство выражается понятием "мера". Изменения количества, выходящие за рамки (границы) меры, ведут к смене качества.

Развитие есть единство:

  • непрерывности;

  • прерывности.

Понятие «непрерывность», выражает количественные изменения, которые происходят постепенно.

Понятие «прерывность» указывает на изменения качества, происходящее скачкообразно.

Переход количественных изменений в качественные, или переход из одного качественного состояния в другое выражается понятием - скачок - т.е.коренное, качественное изменение предмета или явления, превращение старого качества в новое, в результате количественных изменений.

Для перехода к новому качеству скачки обязательны, хотя по форме и длительности они различны.

Формы скачка многообразны и зависят как от характера явления так и от тех условий, в которых протекает его развитие. По существу, каждое явление переходит в новое своим особым способом.

Скачки бывают двух типов:

1) резкие;

2) постепенные.

Закон перехода количественных изменения в качественные ориентирует на понимание мира как сложного, многокачественного, в неразрывной связи количественных и качественных характеристик, в котором мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь на какой-то ступени нарушают меру предмета, явления и вызывают коренные, качественные изменения. Подытоживая необходимо отметить, что:

  1. В философии качеством называется то, что характерно для данной вещи, что отличает ее от других вещей, т.е. совокупность существенных, определяющих свойств предметов и явлений.

  2. Под количеством понимается величина предметов (размер, объем, вес, форма), а также отношения «больше-меньше» и др..

  3. Количество и качество характеризуют предметы с разных сторон. Но они диалектически связаны. Их единство естьмера.

  4. Диалектика утверждает, что развитие совершается путем перехода количественных изменений в качественные. Новое качество появляется не на пустом месте. Сначала в рамках старого качества происходит накопление мелких, незаметных количественных изменений. До определенного момента они не оказывают заметного влияния на старое качество. Однако наступает такой период, когда количественные изменения превращаются в качественные. Этот переход называется скачок.

Закон отрицания отрицания (диалектическое отрицание) тесно связан с другими законами диалектики. Однако, он имеет свои особенности.

Он отражает закономерный процесс обновления, смены старого качества новым, результат саморазвития объекта, т.е. он отражает наиболее общие черты прогрессивного развития.

Категория «отрицания» обозначает разрушение «уничтожение» старого предмета, превращение его в другой. Но это уничтожение открывает простор для нового развития. Отрицание охватывает момент разрушения противоречий и становление нового единства, нового качества.

Отрицание отрицания (двойное отрицание) указывает на повтор в процессе развития, но на новой, более высокой основе.

Таким образом, переход от старого качества к новому, возникновение нового всегда происходит на основе достигнутого ранее. Новое в своем развитии всегда опирается на то, что было сделано ранее и поднимается выше, являясь более высокой ступенью по сравнению со старым. Это обуславливает поступательный характер развития. Если диалектическое отрицание характерно лишь для процессов прогрессивного развития, то недиалектическое отрицание, т.е. разрушение старого и возникновение нового качества, присуще любому процессу развития и движению вообще. Это отрицание не ведет к возникновению высшего из низшего, а лишь обеспечивает движение системы в пределах одного уровня сложности или ее деградацию (размол зерна, гибель человека в дорожно-транспортном происшествии и т.д.).

Итак, закон отрицания отрицания вскрывает диалектику связи нового со старым, которая проявляется в следующем:

  1. указывается направленность развития;

  2. преемственность (невозможность возникновения нового изолировано от старого);

  3. поступательность;

  4. повторяемость (но на более высоком уровне);

  5. необратимость;

  6. неодолимость нового в развитии.

Действие закона отрицания отрицания превращает основную линию отношений меры в спираль, каждый виток которой лежит выше предыдущего, но в тоже время над ним, отражая момент тождество прошлого и будущего. Развитие носит спиралеобразный характер. Для любого развития это обусловлено единством цикличности и необратимости, для прогрессивного развития – действием закона отрицания отрицания.

Тема 14. Проблема сознания в философии.

Лекция.

Время: 2 часа
Вопросы лекции

1.Проблема сознания в историческом аспекте.

2. Материалистическая концепция сознания и его возникновения.

3. Структура сознания.

4.Источники сознания.

5.Функции сознания.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24


написать администратору сайта