Главная страница
Навигация по странице:

  • Конспект лекции

  • Однако

  • Философия истории

  • Идеалистические

  • У. Ростоу - стадии роста

  • Многолинейное развитие

  • Осевое время

  • Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль личности в истории.

  • Движущие силы

  • ) могут быть: а) личные;б) групповые;в) общественные.Перед субъектами исторического процесса всегда стоит проблема - осознать свои интересы

  • Формы классовой борьбы

  • Роль личности в истории.

  • УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1). Учебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты


    Скачать 1.71 Mb.
    НазваниеУчебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты
    Дата12.12.2021
    Размер1.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1).doc
    ТипУчебное пособие
    #300807
    страница19 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    Лекция


    Время: 2 часа

    Вопросы лекции





      1. Возникновение и основные этапы развития исторического знания.

      2. Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль личности в истории .

      3. Революционная и эволюционная формы исторического процесса.

      4. Понятие социального прогресса и проблема его критериев



    Конспект лекции



    Вопрос 1. Возникновение и основные этапы развития исторического знания.

    Слово «история», употребляемое в обыденной речи обозначает любое изменение и развитие, но термин «история» - обозначает те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента своего возникновения. Следовательно, история, как наука, в качестве своего предмета избрала человеческое общество в его изменении и развитии.

    Первым историком по праву считается древнегреческий Геродот (V в. до н.э.) - «отец истории». Он является автором сочинений истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Другой древнегреческий историк Фукидид (V в до н.э.) написал труд «История» в 8-ми книгах, который посвящен Пелопоннесской войне. Его «История», описывая жизнь полную катастрофических превратностей, вооружает людей опытом прошлых поколений:

    во-первых, история может быть только политической или военной;

    во-вторых, государство состоит из пассивного большинства и активного меньшинства;

    в-третьих, в истории народа заложена какая-то конечная, постепенно реализующаяся тайна.

    Наконец, у древнегреческого историка Полибия (II в до н.э.), написавшего 40 книг «Истории», охватывающих историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран, в центре внимания не событийная история войн, а проблемы столкнувшихся в них политических сил. Он уже анализирует следующие вопросы:

    а) чем определяется сила одного государства и слабость другого;

    б) какова связь между внутренними и внешними явлениями (событиями) в истории государства;

    в) история для всех народов едина или каждый народ имеет свою историю?

    Однако, первым представителем философского осмысления истории стал итальянский философ Д. Вико(1668-1744). Он рассматривал историю как процесс, в котором люди создают системы языков, нравов, законов, общественных институтов. По мнению Вико, в истории есть определенные периоды, которые имеют общие черты и повторяются в других периодах. Сходные периоды имеют тенденцию чередоваться в одном и том же порядке.

    Философия истории - представляет собой философскую интерпретацию исторического процесса.

    Сам термин «философия истории» впервые употребил французский мыслитель эпохи Просвещения Ф. Вольтер. Однако, идею о единстве и закономерности исторического процесса, в который вовлекаются все народы, выдвинул немецкий просветитель XVIII века И. Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества»(1784). Исторический процесс представляет собой бесконечное разнообразие, калейдоскоп и уникальность исторических событий. Все они совершались в определенном пространстве и времени, т.е. социальном пространстве и социальном времени.

    Философское осмысление исторического процесса оформилось в три концепции развития истории:

    1. однолинейное развитие;

    2. многолинейное развитие;

    3. циклическое развитие.

    1. Однолинейное развитие - отстаивает идею наличия в истории:

    во-первых, внутренней логики;

    во-вторых, особого сакрального смысла для всего совершающегося;

    в-третьих, конечной цели.

    Вместе с этим, однолинейное понимания истории не однородно. В нем есть несколько подходов к объяснению исторического процесса:

    а) христианское понимание истории как эпохи взросления, совершенствования человечества, руководимого Богом; процесс движения общества от его создания Богом до Судного дня, т.е. второго пришествия Христа (А. Блаженный). Истории присущи:

    • необратимость;

    • уникальность каждого события.

    Смена поколений представляет собой процесс вхождения временного мира в мир вечный;

    Идеалистические (Ж. Кондорсе, Г. Гегель) Ж. Кондорсе (1743-1794) - один из основателей теории исторического прогресса. По его мнению, движение истории характеризуется поступательным характером от несовершенного состояния к более совершенному, зависящее от степени развития человеческого разума. Исторические эпохи - следствие радикальных прорывов познающего мышления. Будущее человечества (поскольку люди разумны)предполагает его объединение в одну нацию, одно государство, одно правительство, наконец, один язык. История является управляемым процессом.

    По Г. Гегелю, в истории действует объективный дух, Мировой разум, который постепенно разворачивается и направляет деятельность людей. Цель всемирной историипознание Мировым духом самого себя, который выражается в духе каждого народа и не может успокоиться пока не узнает, что собой представляет. Критерием этого развития является сознание свободы. Человечество, как по ступенькам (ими являются достижения отдельных стран и народов), поднимается к светлому царству свободы и разума;

    Материалистическое – подчеркивает, что история человечества едина (К Маркс). Все народы должны пройти через пять стадий своего развития (общественно-экономических формаций) и прийти к светлому будущему - коммунизму. В истории господствуют объективные законы, которые не зависят от сознания и воли людей. Эти законы можно познать и, следовательно, с большей или меньшей точностью управлять историческим процессом развития общества: предсказывать негативные последствия, выбирать оптимальный путь развития.

    У Маркса, как и у Гегеля, конечная цель человечестваторжество разума и свободы на Земле.

    Ещё одной разновидностью материалистического подхода является теория американского экономиста и социолога У. Ростоу - стадии роста. Она задумывалась как антимарксистская теория, но на деле мало чем отличается от неё. Общество развивается однолинейно по-восходящей. В основе развития - совершенствование техники. Этот процесс состоит из пяти стадий:

    1-я стадия - традиционное общество (включает в себя всю историю человечества от его зарождения до возникновения капитализма . Здесь господствует аграрное производство);

    2-я стадия - переходное общество (зарождается промышленное производство, складываются нации);

    3-я стадия - сдвиг, или промышленная революция (происходит быстрое накопление капитала, ускоренно развиваются ведущие отрасли производства);

    4-я стадия - стадия зрелости (бурно развивается автомобилестроение, судостроение, станкостроение. Общество может производить все, что захочет);

    5-я стадия - стадия массового потребления (все направлено на удовлетворение потребностей и рост благосостояния населения: образование, медицина, отдых, жилье с высоким уровнем комфорта, т.е построено общество «всеобщего благоденствия», в которое в 1970-х годах вступили США, ФРГ, Япония и некоторые др. страны).

    2. Многолинейное развитие обосновывают немецкий философ, историк Карл Ясперс(1883-1969) и немецкий философ и социолог Макс Вебер(1864-1920).

    К. Ясперс весь исторический процесс представил следующей схемой:

    1) доистория - или «прометеевская» эпоха (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем),когда человек только становится человеком;

    1. существование великих культур древности (древнеиндийская, древнекитайская, древнеегипетская, ацтеков и т.д. );

    2. осевое времяполностью формируется современный человек;

    3. научно-техническая эпоха, которая сейчас оказывает преобразующее воздействие на мир и человека и, возможно, приведет к новому осевому времени.

    Осевое время - наступившее примерно за 500 лет до н. э., характеризуется резким интеллектуальным всплеском, что привело как бы к повороту оси истории.

    Суть поворота:

    а) человек осознал беспредельность и ужас окружающего его мира и свою собственную беспомощность;

    б) человек открыл в себе то, что потом стало называться личностью;

    в) человек понял, что может отказаться от благ общежития, уединиться(уйти в горы, пустыни) и, став отшельником - прозреть, постичь мудрость мироздания, его законы и эти знания принести людям;

    г)человек ощутил время; у него пробудилось историческое сознание, ему стало казаться, что он живет в самом конце истории.

    Именно в этот период, почти одновременно в Китае, Индии, Греции возникли философские школы, появились великие мыслители. В Китае- Конфуций, Лао-цзы; в Индии - Будда; в Иране – Заратустра; в Греция – Фалес, Парменид, Демокрит, Гераклит.

    Для Ясперса история представляет собой результат творчества личностей. Вне личности никакой истории быть не может.

    Народы, не воспринявшие идей осевого времени остались как бы на «задворках» истории. Они развиваются или деградирует очень медленно – «спят». В этом смысле, развитие общества, по Ясперсу, многолинейно, а человеческая истории - есть своего рода пульсация.

    Ещё одной концепцией многолинейности истории является учение М. Вебера. Он утверждал, что к началу первого тысячелетия до н.э. в мире сложилось три большие культурные сферы: китайская, индийская и греко - переднеазиатская. Им соответствовали и религиозные воззрения, представленные конфуцианством, буддизмом и греческой религией .

    В Китае – человек себя ощущает частью космоса, который был полон богов и безличных сил, с которыми человек тесно связан и вынужден считаться. Суеверия над ним довлели, ограничивали свободу и инициативу.

    В Индиичеловек есть часть космоса, окутанного причинно-следственными связями как сетью. Вырваться из них очень сложно. Это возможно если только стать на путь самосовершенствования, отказавшись от желаний, достигнув нирваны.

    В Греции- человек равен богам, он может вступать с ними в контакт. Ничто не ограничивало его инициативу и свободу. Христианство, впитавшее в себя гуманизм, свободу, представления о равенстве, заложил основы и свой путь европейской цивилизации, которая сумела в своем развитии вырваться вперед.

    3. Циклическое развитие - для него характерно понимание истории как исторических событий, которые проходят в определенном ритме и как бы повторяются.

    Выделяют несколько типов цикличности:

    а) маятникообразный;

    б) круговой;

    в) спиралевидный;

    г) волновой (синусоидный).

    Тип зависит от размеров и масштабов общественной системы:

    • в малых- преобладают маятниковые циклы (семья);

    • в средних – круговые и спиралевидные;

    • в больших – круговые и длинноволновые.

    Если учесть, что любая крупная общественная система имеет свои подсистемы, которые «живут» по законам своего социального времени, то конечный результат развития непредсказуем. Специалисты по системному анализу общества указывают на такие закономерности социальных систем, как соответствие циклов (фаз роста и перестройки) числовому ряду Фибоначчи. Итальянский математик Леонардо Пизанский (1180-1240) выстроил элементы числовой последовательности 1,1,2,3,5,8,13…(ряд Фибоначчи), в которых последующий член равен сумме двух последних. А что касается социального пространства, то исследователи отмечают, что основные события мировой истории проходили в странах, расположенных около 30-ой параллели северной широты. Возле нее находятся египетские пирамиды, Синайская пустыня, развалины Древнего Вавилона, остров Пасхи, мексиканские пирамиды и другие памятники истории.

    Следовательно, пространственно - временные координаты истории - это проблема, решение которой требует своего времени и своего мыслителя.

    Следует заметить, что в истории общества, как социальной реальности, линейные, циклические и спиралевидные процессы выступают не как параллельные или следующие друг за другом через определенные интервалы времени, а как взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимопроникающие моменты одного и того же целостного развития. Другими словами, диалектика социального развития такова, что в нем одновременно присутствуют и цикличность, и линейность, и спиралевидность в разнообразии конкретных исторических форм.
    Вопрос 2. Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль личности в истории.

    Когда мы обращаемся к социальному развитию, закономерно встает вопрос: что движет им? кто субъекты этого развития?

    Источниками исторического процесса являются результаты взаимодействия трех независимых друг от друга миров:

    во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека;

    во-вторых, это мир бытия «второй природы»;

    в-третьих, это мир человеческой субъективности.

    Таким образом, источниками исторического процесса являются:

    1. природные и климатические условия, которые влияют на политическое устройство общества;

    2. процесс разделения труда и развитие техники;

    3. морально-религиозное, духовное развитие и совершенствование общества.

    Человеческое обществоэто высокоорганизованная, самоуправляемая система, по сложности, превосходящая любую самоорганизованную систему в природе. Характерная ее особенность состоит в том, что ее развитие осуществляется через деятельность людей, преследующих свои цели. Следовательно, участниками исторического процесса являются все люди. Однако, субъектами они становятся лишь в той мере и тогда, когда действуют сознательно, т.е. осознают:

    а) свое место в историческом процессе;

    б) социальное значение своей деятельности;

    в) направленность исторического процесса.

    Таким образом, субъектами исторического процесса могут выступать: политические партии, классы, нации, народности, отдельные личности, элитарные группы и т.д., включая народы и человечество вцелом, которые четко осознают свое место и роль в истории.

    Движущие силы, т.е причины развития истории включают в себя:

    а) объективные факторы;

    б) субъективные факторы.

    Объективные факторы:

    1) природные и климатические условия жизни общества;

    2) состояние материального производства;

    3) существующая социальная структура общества;

    4) потребности людей в обеспечении необходимых условиий жизни и интересы, которые являются главным побудителем человеческой деятельности.

    Потребности (нужда в чем-либо)могут быть:

    а) естественные (биологические);

    б) социальные (созданные обществом).

    Интересы (отношение человека к самой потребности) могут быть:

    а) личные;

    б) групповые;

    в) общественные.

    Перед субъектами исторического процесса всегда стоит проблема- осознать свои интересы. Если они осознаются, то субъект создает свой мысленный план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель, выбирает необходимые средства и предпринимает действия по достижению цели. При достижении поставленной цели, возникают другие потребности. И так до бесконечности. На этой основе сформулирован закон возвышения потребностей.

    5) общественные противоречия, которые всегда являются постоянно действующей движущей силой и источником общественного развития (важнейшее противоречие между потребностями и их удовлетворениями).
    Субъективные факторы:

    а) сознание, духовный мир людей;

    б) умение и навыки к производительной деятельности;

    в) социальный опыт;

    г) уровень культуры;

    д) организаторские, волевые качества;

    ж) организованность в действиях людей.

    Таким образом, субъективные факторыэто разного рода способности людей, своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Объективные и субъективные факторы исторического процесса активно между собой взаимодействуют. Как только люди осознают объективные обстоятельства своей жизни, свои потребности и оптимальные способы их удовлетворения, они действует уже не стихийно, а сознательно. Чтобы удовлетворять возрастающие материальные и духовные потребности людей (членов общества), необходимо постоянно расширять общественное производство материальных благ и духовных ценностей, что ведет к постоянному и прогрессивному, непрерывному развитию общества.

    Вместе с этим, возникает вопрос: а есть ли решающая сила общественного развития? Да. Такой силой является народ.

    Роль народных масс в истории:

    во-первых, это решающая сила исторического процесса; народ является творцом истории. Именно его деятельность является определяющей силой в изменениях общества;

    во-вторых, эта сила исторически развивается и возрастает, так как в ходе истории все более широкий круг общественных явлений, преобразований осуществляется народными массами.

    Однако, общество не однородно. Внутри него функционируют классы, нации, всевозможные коллективы и другие социальные общности. Каждая социальная общность объединяется каким-то объективным общим интересом. Интерес той или иной общности - это не только общее мнение, общая позиция, но это и общее действие. Этот интерес реально существует, функционирует в обществе именно через социальное действие, социальную активность. Следовательно, социальные общности являются объединениями людей, руководствующихся программой деятельности для реализации ее в жизнь. Поэтому они являются важными движущими силами общественной жизни.

    В обществе, основанно на частной собственности, борьба социальных групп, общностей, классов, народностей носит объективный характер, так как является отражением объективных экономических, социальных противоречий классов, их интересов.


    Формы классовой борьбы:

    а) экономическая - борьба за улучшение своего существования в пределах данного строя;

    б) политическая – борьба по вопросам государственного устройства и государственной власти;

    в) идеологическая – борьба против взглядов и теорий, распространяемых противоположным классом, т.е. идеологии.

    Роль классовой борьбы тесно связана с ролью народных масс в истории. Ведь народ, начиная с рабовладельческой формации, состоит из классов и роль соответствующих классов в истории это и есть не что иное, как определенное выражение развития роли народных масс.
    Роль личности в истории.

    Проблема роли личности в истории имеет два аспекта, связанных со смысловым содержанием термина «личность»:

    1. человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

    2. устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта