Главная страница

УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1). Учебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты


Скачать 1.71 Mb.
НазваниеУчебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты
Дата12.12.2021
Размер1.71 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1).doc
ТипУчебное пособие
#300807
страница18 из 24
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24

Уровни общественного сознания:


  1. В зависимости от глубины и обоснованности отражения действительности общественное сознание может быть:

а) обыденное сознание;

б) теоретическое сознание.

  1. По оценке и эмоциональной окраске социальных процессов (политических событий, партий, политических деятелей) выделяются:

а) общественная психология;

б) идеология;
Обыденное сознание – присуще всем людям и формируется в процессе их каждодневной практической деятельности.

Отличительные особенности:

а) формируется стихийно;

б) отсутствует систематизация общественных явлений;

в) отсутствует достижение сущности;

г) базируется на повседневном житейском опыте.

Теоретическое сознаниеглубинное отражение действительности на сущностном уровне с пониманием объективных закономерностей развития.

Отличительные особенности:

а) более высокий уровень общественного сознания;

б) выступает как логически связанная научная концепция тех или иных явлений общественной жизни;

в) субъектами теоретического сознания выступают ученые, специалисты, теоретики, которые могут судить о явлениях общественной жизни с научной точки зрения.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют между собой, результатом чего является развитие того и другого.
Общественная (социальная) психология есть совокупность чувств, настроений, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология формируется под влиянием конкретно-исторических условий социальной жизни. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, то неизбежно различаются между собой и их социально-психологические особенности.
Отличительные особенности:

а) формируется стихийно;

б) выражает отношение к явлениям общественной жизни, которое проявляется в чувствах, настроениях, обычаях, традициях, идеалах, проявлениях моды и т. д.;

в) выступает как единство эмоционального и интеллектуального;

г) она лежит в основе национального характера, менталитета той или иной социальной группы, народа в целом.

Основные функции:

  1. формирует ценностные ориентации людей, а также установки их поведения;

  2. обеспечивает мотивационно-побудительную деятельность.

Социальные эмоции могут быть непосредственной побудительной силой массовых действий с далеко идущими последствиями.

Идеологиясистематизированное, теоретически обоснованное, духовное выражение коренных интересов различных социальных групп или общностей. Идеология всегда выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы различных социальных сил. Поэтому в ней может быть четко выражено отношение тех или иных классов, политических партий и движений к соответствующей политической системе общества, государственному строю, отдельным политическим институтам. В современной западной философии термин «идеология» трактуется как система ложных социальных идей, которые искажают действительность и используются той или иной общественной группой в корыстных целях. По выражению американского социолога Д. Белла, идеология существует для «превращения идей в социальные рычаги».

Отличительные особенности идеологии:

а) создается целенаправленно и сознательно;

б) всегда имеет ярко выраженную социально-классовую природу (или национальные интересы);

в) создается идеологами, политиками, теоретиками-мыслителями;

г) служит оправданием интересов борющихся общественных сил.

Идеология может быть:

  • научной – ненаучной;

  • прогрессивной – реакционной;

  • радикальной – консервативной.

Идеология включает в себя три составляющих:

  1. теоретическую основу (политическую установку);

  2. механизм распространения идеологических установок в массах;

  3. программу действий для ее реализации.

Как правило, идеологические установки побуждают людей к единым социальным преобразованиям.

Вопрос 4. Формы общественного сознания.

Общественное сознание включает в себя не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами.

Формы общественного сознания возникли не одновременно, а по мере:

а) усложнения общественного бытия;

б) развития и обогащения познавательных способностей человека.

Формы отличаются друг от друга:

  1. по предмету (каждой из них отражается та или иная сторона общественной жизни);

  2. по способу отражения действительности (наука, к примеру, отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий и т. д., искусство – в форме художественных образов, моральное сознание – в моральных нормах, принципах поведения, обычаях, традициях);

  3. по присущим им социальным функциям, которые выполняет каждая из форм.

Основные функции форм общественного сознания:

а) познавательная;

б) воспитательная;

в) идеологическая;

г) эстетическая;

д) морального, правового, политического регулирования поведения людей;

е) прогностическая.

Формы общественного сознания:

  1. политическое;

  2. правовое;

  3. нравственное;

  4. эстетическое;

  5. религиозное;

  6. научное;

  7. философское.

Каждая из названных форм является особым видом духовного производства.

Политическое сознание – это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций, государств, т. е. потребность общества осмыслить сущность государства, государственной власти и свою роль. Политическое сознание неоднородно, потому что оно охватывает область отношений всех классов, социальных групп к государству и правительству, а также область взаимоотношений между всеми социальными слоями. Политическая оценка действительности зависит от:

а) положения, которое занимает носитель этой оценки (индивид, социальная группа, социальный слой) в данном общественном устройстве;

б) политических интересов;

Центральной проблемой политического сознания (мышления) является устройство государственной власти.

Политическая борьба за определение устройства, задач и содержания деятельности государства приобретает разнообразные формы:

а) гласное обсуждение социальных проблем;

б) парламентские дискуссии;

г) митинги, демонстрации, шествия;

д) социальные реформы;

е) социальные революции.

Следовательно, стержнем социальных столкновений являются политические интересы, которые оформляются в идеологические установки, теории.

Правовое сознание это осознание и отношение людей к действующему праву, знание меры в соотношении прав и обязанностей, законности и противозаконности, проявляющейся в поведении людей. Правоэто система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Между правом и правосознанием существует тесная взаимозависимость: право воздействует на формирование правосознания, а правосознание реализуется в праве и правосудии.

Основы правосознания составляют:

а) чувство собственного достоинства;

б) совесть и внутренняя дисциплина;

в) взаимное уважение и доверие граждан друг другу;

г) доверие граждан к власти и наоборот.

Правосознание тесно связано с нравственным сознанием. И то, и другое выполняют в обществе единую функцию – регулятивную. Поэтому правовые и нравственные взгляды носят нормативный и оценочный характер. Однако право есть принудительное требование государства к выполнению «минимума нравственности», который юридически закреплен в законах. Это обеспечивает достижение двух целей:

во-первых, личной свободы;

во-вторых, общего блага.

Понимание права предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно.

Правонеобходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, то должен ограничить свою свободу, чтобы предоставить свободу другим.

Нравственное (моральное) сознание. Его основу составляет нравственностьисторически сложившаяся система неписаных законов, в которой находят свое отражение представления, нормы и оценки социальных групп. Выполняя, наряду с правом, роль регулятора поведения людей мораль принципиально отличается от него.

Отличия морали от права:

во-первых, мораль присуща любому обществу, в то время, как право появляется в образованном государстве, в котором мораль уже не в состоянии обеспечить общественный порядок;

во-вторых, нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, а правовые – силой государства и принимают принудительный характер;

в-третьих, моральные нормы распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государством (дружба, товарищество, любовь и т. д.);

в-четвертых, категории морали и права принципиально отличны. Если основными категориями права выступают: законное и незаконное, правомерное и неправомерное, то основные категории морали: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье и др.;

в-пятых, нормы нравственности формируются стихийно.

Истоки нравственности – обычаи, в которых закрепились те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека.

Для нравственности в историческом развитии характерно:

а) преемственность;

б) относительная самостоятельность (каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а видоизменяет и развивает их);

Но вместе с этим, есть общечеловеческие нормы нравственности, которые являются отражением в сознании людей сложившегося в течение тысячелетий определенного порядка во взаимоотношениях между людьми, обеспечивающего общежитие.

Общечеловеческие нормы нравственности считают величайшим злом: убийство, воровство, насилие, обман, клевету. В них закреплена забота родителей о воспитании детей и забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость и т. д..

В структуре нравственности важное место занимают нормы профессиональной морали.

Профессиональная этика (мораль)совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а через него – к людям, с которыми он связан в силу специфики своей профессии. Таким образом, профессиональная этика является модификацией, уточнением, конкретизацией требований моральных норм с учетом особенностей профессиональной деятельности.

Эстетическое сознание осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетика (от греческого aesthesis - ощущение) – наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, в человеке, а также общие принципы творчества по законам красоты.

Наиболее ярким выражением эстетического отношения человека к действительности является искусство.

Этот термин употребляется в двух смысловых значениях.

В широком смысле – это мастерство, требующее большого умения и художественного вкуса. Это может касаться любого вида человеческой деятельности (красивый самолет, красивый дом и красивая скульптура).

В узком смысле – художественное творчество как таковое, которое проявляется в музыке, танце, живописи, скульптуре, архитектуре, художественных произведениях, кинофильмах и др.

Оно формирует эстетическое сознание.

Функции искусства:

во-первых, познавательная, произведения искусства являются ценными источниками информации;

во-вторых, воспитательная, искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствования или – падение;

в-третьих, эстетическая, специфическая функция, которая проявляется тем, что воспринимающий произведения искусства человек, пропускает их содержание через свое сердце, эмоции, дает им эстетическую оценку. Формируя в нас эту способность, искусство формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком.

Религиозное сознание – один из составляющих элементов сложного системного явления – религии. Религия – (от лат. religio – набожность, святыня) – мировоззрение, мироощущение и особое поведение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, которые господствуют над людьми.

Основные элементы религии:

1) религиозное учение;

2) религиозные чувства;

  1. культовая обрядность (религиозные действия);

  2. церковь, как организация.

Религиозное сознание характеризуется тем, что в нем:

во-первых, мир расколот на два мира:

  • земной, где живут люди;

  • потусторонний, где обитают сверхъестественные существа со сверхъестественными возможностями и господствующие над земным миром;

во-вторых, вера в бессмертие души и загробную жизнь.

Основные функции религии:

  1. компенсаторная, состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «царством небесным».Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности);

  2. интегративная – объединяя действия, мысли, чувства прихожан религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового;

  3. регулятивная – религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей;

  4. коммуникативная – религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению. Оно для верующих развертывается в двух планах:

а) общение с Богом и святыми;

б) общение друг с другом.

Религия играла и играет существенную роль в жизни общества и конкретного человека. В связи с крещением Руси к нам пришла грамотность, письменность, западная культура. Церковь способствовала объединению русской нации, укреплению государственности, патриотизма. Православие способствовало формированию общественного сознания, психологии образа мыслей – менталитета нации.
Тема 21. Сущность исторического процесса.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24


написать администратору сайта