УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1). Учебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты
Скачать 1.71 Mb.
|
Тема 18. Аксиология (учение о ценностях). Лекция. Время: 2 часа. Вопросы лекции Ценности в человеческой жизни, их природа и принципы классификации. Основные виды и роль ценностей в обществе. Нравственные (этические) ценности. Политические и правовые ценности. Религия и религиозные ценности. Конспект лекции Вопрос 1. Ценности в человеческой жизни, их природа и принципы классификации. Философское учение о ценностях называется аксиология (от греч. axios – ценности и logos – учение). Это особый раздел философии, где всесторонне исследуется проблема ценностей. Со времен античности и по сей день нет единства во взглядах различных философских школ и течений по основному вопросу аксиологии: является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности. Другими словами, или: а) ценность есть нечто объективное, существующее само по себе; б) ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера. В зависимости от понимания природы ценностей, сформулировалось несколько теорий. 1.Натуралистический психологизм – ценности понимаются как объективные факторы реальности и зависят от биологических, а также психологических потребностей людей. Следовательно, каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. 2.Аксиологический трансцендентализм – ценность понимается как идеальное бытие. Она не реальность, а идеал, носителем которого является запредельный субъект (Абсолютный дух, мировой разум), т.е. “сознание вообще”. При данном подходе ценности не зависят от человека. 3.Персоналистический онтологизм – в этой теории утверждается объективный характер ценностей, которые образуют сущностную основу личности. Ценности могут существовать и в предметах, и отдельно, независимо от предметов (ведь цвет существует независимо от предметов, точно так же может существовать Добро, Справедливость и т.д.). Познание ценностей основано на чувстве любви или ненависти. Они тем значимее, чем долговечнее и больше приносят удовлетворения. Высшей ценностью является любовь к Богу. Таким образом, в различных течениях современной философии природа ценностей понимается неоднозначно; Существуют разные точки зрения: а) ценность понимается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; б) ценность понимается как идеал (француз. - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений); в) ценность - как норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец); г) ценность – какзначимость чего-либо вообще для человека, любой социальной группы или общества. Различия в понимании не исключают, а дополняют общую концепцию ценностей, которые являются результатом оценки – осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека. Многообразие потребностей и интересов человека выражаются в сложной системе классификации ценностей. Все ценности различаются: во-первых, по времени их существования: конкретно-исторические (те или иные ценности по разному осознавались в то или иное время, эпоху); во-вторых, по содержанию (соответствуют подсистемам общества) и выступают в виде трех основных групп: а) материальные (экономические); б) социально-политические; в) духовные. Материальные – ценности включают в себя: производственно-потребительские или утилитарные; отношения к собственности; обеспечение быта и т.д. Социально – политические ценности: представления о социальной справедливости; представления о свободе; представления о правах человека; представления о роли и функциях государства; представления о роли политических партий, движений, объединений и т.д. Духовные ценности: нравственные (этические); правовые и политические; эстетические; религиозные; гносеологические. в третьих, по носителю: а) общечеловеческие; б) национальные; в) групповые; г) индивидуальные или личностные; в-четвертых, по значимости: а) абсолютная ценность; б) высшие; в) специфические и др. Несмотря на различные подходы к дифференциации ценностей, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи, единстве и образуют целостную систему. В настоящее время, во всяком случае, в пределах стран, ориентирующихся на принципы западной цивилизации абсолютной ценностью в системе ценностей считается сам человек, его жизнь и здоровье. Все великие мыслители различных времен и народов подчеркивали это. Наиболее кратко и емко в « Афоризмах житейской мудрости» высказался Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ. «Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают.… Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолётных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья» Именно человек является самоценностью. Постановка вопроса о ценностях вне человека лишена смысла. Вопрос 2. Основные виды и роль ценностей в обществе. Все ценности подразделяются на два больших класса: по носителю; по форме существования. По субъекту, т.е. носителю, ценности могут быть двух видов: а) надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, профессиональные, демографические, специфические и.т.д.); б) индивидуальные, субьективно-личностные. Истинным вопросом философии является выяснение отношений между надындивидуальными и индивидуальными ценностями. Во-первых, что первично - индивидуальные или общественные ценности? Во-вторых, что из чего выходит - индивидуальные из общественных или общественные из индивидуальных? Однако, большинство философов полагают, что эти вопросы надуманы. Общественные ценности предзаданы сознанию индивида: а) формируются и существуют до его рождения, б) продолжают существовать после его смерти. В этом смысле они выступают для индивида как объективная реальность, влияющая на личность и образующая её ядро. Поэтому надындивидуальные ценности первичны в формировании личности, они способствуют адаптироваться ей к социальной среде, занять в обществе определённое место. Таким образом, социальные ценности усваиваются личностью в процессе социализации. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков. Но формирование личности происходит в рамках социальных групп, общностей с их специфическим набором ценностей. Поэтому личность вынуждена разделять их идеалы и ценности, или искать компромиссы. Следовательно, индивидуальные ценности формируются под воздействием надындивидуальных и жизненного опыта индивида. Надындивидуальные ценности всегда оказывают влияние на поведение личности независимо от того, осознаются те или иные явления как ценности или таковыми не являются. Представления о системе ценностей составляют ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации подкрепляются и характеризуются жизненным опытом индивида и всей совокупностью его переживаний. По форме бытия все ценности также могут быть двух видов: а) материальные (предметные); б) идеальные (духовные); Материальные (предметные ценности) - это естественные блага, социальные блага, культурное наследие, предметы религиозного культа и.т.д., которые существуют в виде конкретных вещей, явлений в человеческом обществе. Предметные ценности представляют собой продукты целесообразной деятельности членов общества, которые соответствуют их представлениям о совершенстве. Они всегда выступают как объекты потребностей и интересов человека. Идеальные (духовные ценности) - это общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т.д..Духовные ценности всегда выполняют двоякую функцию: во-первых, они являются самостоятельной сферой ценностей; во-вторых, они выступают критерием оценки предметных ценностей. Духовные ценности неоднородны: а) по содержанию; б) по выполняемым функциям; в) по характеру требований к их реализации ценности могут быть: во-первых, жёстко программирующие цели и способы деятельности людей (стандарты, правила, каноны, эталоны и.т.д.). во-вторых, более гибкие, выступающие в виде алгоритма культуры, представляющие свободу в реализации ценности (нормы, вкусы, идеалы и др.) Норма - есть представление об оптимальной и целесообразной деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя: форму единообразия поступков; запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц, предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждения поступка. Идеал – представление о высшей норме совершенства. Он выполняет регулятивную функцию, служа вектором при определении стратегических целей, на реализацию которых человек готов посвятить всю свою жизнь. Идеал формируется в сознании индивида и является концентрированным выражением духовных ценностей. Вопрос 3. Нравственные (этические) ценности. Нравственность в системе ценностей занимает особое место: во-первых, нравственные ценности регулируют взаимоотношения в обществе; во-вторых, они применяются в качестве оценочных критериев во всех областях человеческой деятельности. Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений – длительный, сложный и противоречивый процесс. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как Добро, Зло, Справедливость, Совесть, Долг, Счастье, Любовь и др. Специальный раздел философского знания – этика – обобщила формирование нравственности. Еще в античности, Аристотель, определил место этики, назвав ее практической наукой. Этическая проблематика активно разрабатывалась стоиками. Исследуя категории добра и зла, они утверждали, что добро есть нечто объективно существующее, тогда как зло – это результат субъективной оценки человека. Назначение зла – укреплять дух и жизнестойкость, потому что, преодолевая зло человек, становится крепче. Этика средневековья связывает Добро и Зло с моральным выбором, проявлением свободной воли, которая в свою очередь соотносится с разумом и Божественной благодатью. В эпоху Просвещения Зло ассоциировалось с несправедливостью, социальным неравенством, несовершенством государственного устройства. Особенно всесторонне исследует мораль И. Кант. Он утверждает, что моральное чувство – это врожденное качество, как и совесть. Центральное место в этической системе Канта занимает категория долга. Долг всех людей друг перед другом: люби ближнего своего как самого себя. Каждый человек должен ''благотворить, т.е. по мере возможности помогать людям и содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое –либо вознаграждение ''. Человеческая жизнь постоянно связана с насилием. Практически стал традиционным (особенно в последнее время) способ решения любых проблем с позиции силы. Это подкрепляется и крылатыми выражениями: «у сильного всегда бессильный виноват», «тот прав у кого больше прав», «победителей не судят» и др. В ответ на насилие, которое возведено в принцип и творит беззаконие, возникла концепция ненасилия. Идеалом этики ненасилия выступает принцип человеколюбия. Его суть – обоснование принципов и методов, исключающих применение силы, насилия над личностью при решении любых конфликтов. Эта идея восходит к Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Эту форму действий трудно осознать и принять. Еще труднее ее выполнить. В Нагорной проповеди непротивление Злу рассматривается как проявление морального совершенства над лицом, применившим силу. Принципы этики ненасилия разрабатывал Л.Н. Толстой. Смысл его позиции сводится к тому, что насилие ничего не создает, а только разрушает. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни себя, ни других. Поэтому Л. Толстой делает вывод, что насилие по своей сути бессильно, бесплодно, разрушительно и антигуманно. А как принять умом заповедь ''любите врагов ваших ''? Мыслители с мировым именем: М.Л. Кинг, М. Ганди, А. Швейцер утверждают, что только умение прощать, развязывает узел неразрешимых проблем. А. Швейцер настаивал на том, что никого ни за что не следует осуждать, отсюда и не будет и необходимости прощать. Он проповедовал этику благоговения перед жизнью в любой форме. Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей, человеческой точки зрения кажется нижестоящей. Альберт Швейцер прожил девяносто лет (ушел в середине 60-х гг. XX в.) и две трети ее отдал реализации своей этической системы, суть которой кратко выражена его же словами: «Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами». Вопрос 4. Становление и развитие политических и правовых ценностей. Что понимается под политическими и правовыми ценностями? Понятие «политика» (греч. рolitika – государственные или общественные дела, от polis –государство) включает в себя сферу деятельности, связанную с отношениями между различными нациями, общественными группами, классами, государствами. Понятие «право» - это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), санкционированных и контролируемых государством. Следовательно, политические ценности – это осознание наиболее правильного, справедливого политического устройства общества, а правовые – средства обеспечения гарантированных свобод личности. Политические и правовые ценности имеют длительную историю своего становления и развития. Теоретическое осмысление этих проблем связано с именами Платона и Аристотеля. Именно Платон дал понимание государства как совместного общежития людей, осознавших необходимость взаимопомощи, которое создается посредством договора людей между собой. Его государство, должно реализовать абсолютный идеал справедливости – жизнь без зла и ненависти, построенная на четырех основных принципах: 1) воспитании и образовании членов общества; 2) разумной системе распределения материальных благ; 3) общественной собственности; 4) классовой структуре общества. Аристотель подверг критике учение Платона о государстве, в первую очередь, о роли частной собственности. Он утверждает, что обладание ею приносит удовольствие, является одним из путей к счастью. Философ признает возможность существования и общественной собственности, но ведущая роль должна принадлежать частной, ''…поскольку каждый будет с усердием относится к тому, что ему принадлежит». Он допускает существование в государстве смешанных отношений к частной собственности: владение может быть частным, а пользование – общим. Отношение Аристотеля к распоряжению собственностью достаточно гибкое; все зависит от типа собственности, специфики государства, исторических особенностей, обычаев и т.п. Аристотель сформулировал понятие «гражданин» – это человек, живущий в государстве. Для нормального функционирования государства необходимо, чтобы в нем функционировало три власти: 1) законодательная; 2) административная; 3) судебная. Однако, главное - в отношениях между ними, которые по-разному проявляются при той или иной форме политического устройства. Он выделил три формы правильного и три формы неправильного политического устройства. Правильные формы: а) монархия (власть одного); б) аристократия (власть меньшинства); в) политика (республика) – лучшая, предпочтительная форма. Неправильные формы: а) тирания; б) олигархия; в) демократия – может быть справедливой только при условии полного подчинения всех видов властей закону. Политическое правление по Аристотелю – это правление Закона, а не людей. Основная цель государства, по мнению Аристотеля, является обеспечение счастливой жизни человека. Через века можно проследить ''линии Платона и Аристотеля'' в осознании политических и правовых ценностей. Так, французский философ и политический деятель эпохи Возрождения Жан Боден (1530-1596), автор “Шести книг о государстве”, резко критикует платоновский проект государства и считает, что общественная жизнь обеспечивается тремя видами законов: а) божественными; б) природными (естественными); в) государственными. Божественные и естественные законы запрещают кровосмешение, прелюбодеяние, отцеубийство, стоят на страже частной собственности. Поэтому, в справедливо устроенном государстве должны быть такие законы, которые сохраняли бы общественное и не давали возможности покушаться на собственность каждого гражданина. В дальнейшем исследуются проблемы общественного договора, равноправия, естественных законов, форм политического правления. Подчеркивается важность введения принципа разделения властей. Лучшим считается такое государственное устройство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга. В XVII в. возникли два направления в теории естественного права на происхождение зла. Авторами первого были Ж.Ж. Руссо, Ж. Ламетри и др., которые считали, что: а) человек в первобытном состоянии был свободен и счастлив; б) миром правили справедливые законы природы; в) первобытный рай был разрушен возникновением собственности и разделением людей на богатых и бедных, что породило враждебность, зло и образование гражданского общества; г) все можно изменить революционным путем. Второе направление (Ф. Вольтер, К.Гельвеций и др.) считало: а) общество образовалось на основе естественных инстинктов человека – стремления к свободе; б) в обществе формируется общественный интерес, который выступает “мерой человеческих поступков”; в) плохие поступки, зло есть следствие несовершенного устройства законодательства; г) “реформу нравов следует начинать с реформы законов.” В понимании права есть единство мнений: его суть – быть регулятором общественных отношений. Право, как социальное явление, возникло на определенном этапе развития общества – с возникновением государства и отражает все этапы развития последнего. Для правового государства, как высшей ступени развития государства, характерно цивилизационное право. Оно отражает интересы не отдельных классов, иных общностей, а обеспечивает общечеловеческую справедливость, которая проявляется: а) в охране индивидуальных интересов личности; б) в обеспечении свободного волеизъявления; в) в мере ограничения свободы. Правовая норма: устанавливается государством; закрепляется законодательным актом; имеет принудительную силу. Сущность права внутренне противоречива: с одной стороны, оно обеспечивает: личную свободу и интересы граждан; их естественные права; с другой стороны, оно обеспечивает: общее благо; общую волю; общий интерес. Однако дозволения и запрет права представляют собой: а) оформленность свободы в общественном бытии людей; б) пределы свободы; в) границы между свободой и несвободой. Свобода, как ценность, привлекательная и сложная одновременно для понимания, и, тем более, для практического воплощения. Поскольку свобода всегда связана с борьбой за освобождение от прежнего гнета, то ассоциируется со свободой от чего-то. Но при этом, даже у участников процесса освобождения от старого царит разнобой в понимании: свобода для чего? свобода к чему? какая именно свобода? Некоторые понимают, что свобода – это вольница, делай, что хочешь! В. Хлебников выразил этот пафос удачной поэтической строкой: «Свобода приходит нагая. Но такой она только грезится. На самом деле свобода приходит в мир, и утверждается в нем, в невидимом, но прочном одеянии права» (правопорядок, дозволение, запреты, правонарушения и т.д.). Вопрос 5. Религия и религиозные ценности. Есть несколько подходов к пониманию феномена религии. Гносеологический – рассматривающий религию как одну из форм общественного сознания, опирающуюся на веру, которую нельзя подвергнуть рациональному анализу на истинность. Онтологический – отношение к религии, как к системе миропонимания, в основании которого – уверенность в существование Бога или иных сверхъестественных сил, сотворивших мир, человека и управляющих ими. Понимание религии, как особой формы человеческого опыта, связанного с верой в священное, сакральное. Понимание священного у разных народов – свое. Вместе с этим, все исследователи согласны в одном – религия выполняет важнейшие функции в общественной жизни: мировоззренческую; воспитательную; интеграционную; нравственную; эстетическую. Принято различать два вида религий: национально-государственные (языческие); мировые. 1. Основными национально-государственными религиями (по числу приверженцев) являются: а) иудаизм; б) индуизм; в) конфуцианство; г) даосизм. Иудаизм – религия древних (и современных) евреев, возникла в середине II тысячелетия до н. э. и, почти не изменившись, дошла до наших дней. Это монотеистическая религия. Бог Яхве выступает как управитель всего мира. Основа религиозного учения сосредоточена в Библии (Ветхом Завете) - Торе. В нем повествуется о создании Богом мира, земли, животных и человека, его грехопадении, о всемирном потопе, о патриархах еврейского народа и.т.д. Большое место отведено нравственным нормам поведения, которые Бог Яхве завещает еврейскому народу. Центральная идея иудаизма – идея спасения богоизбранного народа, как результат следования божьей воле. Индуизм возникает в Индии в I тыс. н. э., на основе модификации традиционного брахманизма в результате соперничества с буддизмом и джайнизмом. Центральная идея заключена в представлении о том, что человеческая душа вечна и переселяется (реинкарнирует) в другие живые существа, в зависимости от поступков, совершаемых человеком в этой жизни – закон кармы. Конфуцианство – это и религия, возникшая на основе учения Конфуция который был обожествлен – в его честь император Китая совершал богослужение. Особенность конфуцианства – нет касты жрецов; религиозные обряды совершают правительственные чиновники. Для того чтобы стать государственным служащим, надо в совершенстве знать классические труды конфуцианства, сдать по ним государственный экзамен. Важнейшим культом в этом учении является культ предков, легший в основу системы ценностей, в центре которой – сыновья почтительность (см. лекцию № 2). Даосизм представляет собой традиционную форму религии китайцев (храмы, жрецы, книги, обряды и др.). Ее основу составляют магические действия и заклинания. 2. Мировые религии представляют собой более высокий этап в развитии религиозного сознания; носят наднациональный характер. Сегодня в мире имеется три мировые религии: буддизм; ислам; христианство. Буддизм возник в V в. до н. э. в Индии. Основатель – принц Сиддхартха Гаутама, в последствии Будда (просветленный). Основой буддизма является нравственное учение, цель которого – сделать человека совершенным. Следуя учению Будды, человек вырывается из колеса сансары и погружается в нирвану (небытие). Ислам возник в VII в., основателем является Мухаммед. Основная книга ислама – Коран, в котором содержатся изречения, поучения и требования к организации жизни. Система ценностей содержится в понимании главной силы мироздания – Аллаха, как единственного бога, пророком которого был Мухаммед. Чтобы достичь бессмертия человеку нужно строго соблюдать: а) обряд ежедневного пятикратного моления; б) омовения перед ним; в) уплату налогов для бедных; г) ежегодный пост; д) совершить хотя бы раз в жизни паломничество в Мекку – главный центр ислама, город в Саудовской Аравии, где родился Мухаммед; е) систему нравственных норм в течение всей жизни. Христианство – одна из самых распространенных религий, ее исповедуют более 20% населения Земли. Основной книгой является Библия – Ветхий Завет и Новый Завет, который не признается иудеями. В Новом Завете содержится описание жизни и вероучения богочеловека Иисуса Христа, Откровения святого Иоанна Богослова с картинами Страшного суда, ожидающего каждого человека. Христианство, во многом опираясь на учение Ветхого Завета, вышло за рамки иудейского общества и стало привлекательным для других народов, потому что: во-первых, утверждало равенство всех верующих перед Богом; во-вторых, богочеловек Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти человечество; в-третьих, утверждало веру в воздаяние после смерти, пропагандировало новые нравственные ценности; в-четвертых, формировало идею воскресения. В 1054 году из-за политических и доктринальных расхождений христианство распалось на католичество и православие, а в XVI в. в результате мощного движения Реформации, происходит раскол католицизма, возникает протестантизм. Основной символ веры в христианстве – это Троица: Бог един по существу, но троичен в лицах (ипостасях). Это Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой – всем трем лицам приписываются одинаковые божественные свойства: премудрость, вечность, благость, святость и др., но у них есть индивидуальные различия. Бог-Отец – абсолютное первоначало, не рождается и не исходит ни от кого. Бог-Сын (Логос, Слово – смысловое начало) предвечно рождается от Бога-Отца. Бог-Дух – животворящее начало и исходит от Бога-Отца. Утверждается мысль, что божественная мудрость превышает любые способности человеческого разума. Обязанность человека, смысл человеческой жизни – любить Иисуса Христа, через него любить Бога-Отца, через всеобщую любовь прийти к Богу и, тем самым, спасти себя. Надо свято следовать Заветам Иисуса Христа, которые он выразил в своей Нагорной проповеди, а также целом ряде притч. Эти заветы носят в основном нравственный характер и существенно усиливают нормы, существовавшие ранее: всякий , гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем; не протився злому; кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему другую; любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас; не творите милостыни перед людьми, чтобы они видели вас; прощайте людям согрешения их, тогда Бог простит вам ваши согрешения; не собирайте себе сокровищ на земле, а собирайте их на небе; во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано; не то, что входит в уста человека, а то, что выходит из уст, оскверняет человека и целый ряд других. Тема 19. Социальная философия: предмет и метод. Общество как целостная система. |