Главная страница

УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1). Учебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты


Скачать 1.71 Mb.
НазваниеУчебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты
Дата12.12.2021
Размер1.71 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1).doc
ТипУчебное пособие
#300807
страница22 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

Концепция Л.Н. Гумилева.

Лев Николаевич Гумилев (1912-1992), этнолог, географ, историк, философ, автор концепции этногенеза как составной части социогенеза (происхождения отдельных народов, этносов).

Ее суть сводится к следующему:

во-первых, этнос (гр. ethnos - народ) – это сложная система, связанная, с одной стороны, с биосферой, в рамках которой люди осуществляют свою жизнедеятельность, а с другой – с обществом, в котором они вступают в определенные взаимоотношения для реализации своих потребностей;

во-вторых, возникновение этносов связывается с механизмом мутации (этнического толчка) – внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий (природных, географических и биологических факторов), в определенном месте и в определенное время;

в-третьих, в результате «этнического толчка» образуется новый этнос, с присущим ему особым генетическим признаком – пассионарности;

в-четвертых, пассионарность (лат. passio - страсть) – это появление внутри сообщества некоторого количества людей с избыточной энергией, у которых проявляется необоримое стремление к изменению природного или социального окружения, даже наперекор чувству самосохранения. «Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками… они … вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новый этнос…»;

в-пятых, однако, пассионарный заряд энергии вследствие соперничества, междуусобиц, кровопролитий уменьшается «рассеивается» и кристаллизуется в памятниках культуры. Расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, общество находится в фазе «надлома»;

в-шестых, теряя былую пассионарность общество приходит в состояние видимого равновесия, живя по инерции, на основе приобретенных ценностей. Инерционную фазу характеризует образование больших государств, накопление материальных благ;

в-седьмых, вследствие утраты пассионарности, ведущее место в обществе занимают люди с пониженной пассионарностью, которые вялы, эгоистичны и стремятся уничтожить любую активность. Общество проедает и пропивает все созданное в героические времена. Наступает фаза обскурации (лат. obscurantis - затемняющий), при которой процессы распада становятся необратимыми;

в-восьмых, затем наступает мемориальная фаза, когда этнос сохраняет лишь память о своем прошлом. Затем исчезает и память, приходит фаза равновесия с природой, когда люди живут лишь поддерживая налаженное предками хозяйство, предпочитая «великим замыслам обывательский покой».

Время существования этноса примерно 1500 лет.

По мнению Л.Н. Гумилева, возникновение человека (антропогенез) возможно так же связано с пассионарным толчком, а преемственность в истории отсутствует.

Подытоживая, необходимо отметить, что формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории – это осмысление жизни общества по разным логическим основаниям.

  1. При формационном подходе история – это объективный, независимый от сознания и воли людей результат их деятельности. При цивилизационном подходе история – это процесс жизнедеятельности людей, наделенных сознанием и волей, ориентированных на определенные ценности, специфические для данного общества.

  1. Формационная теория выявляет глубинные, сущностные основания периодизации истории.

Цивилизационная – описывает те формы, в которых история представляется исследователю.

  1. Формационный анализ – раскрывает движение человечества от низших (простых) ступеней или форм развития до все более сложных (развитых).

Цивилизационный – исследует уникальные, неповторимые образования (цивилизации), сосуществующие в историческом пространстве и времени.

4. Формационная теория – это, в основном, социально-экономический срез истории. Отправной пункт исследования истории – способ материального производства.

Цивилизационная – отдает предпочтение культурологическому фактору. Исходный пункт исследования – культура (в узком значении слова): традиции, обычаи, обряды, т.е. жизнь сама по себе.

5. При формационном подходе акцент делается на внутренние факторы развития, саморазвитие. Основное внимание уделяется борьбе противоположностей.

При цивилизационном – исследуется преимущественно то, что объединяет людей в данное сообщество.

Следовательно, это две различные системы классификации общественной жизни, которые дополняют друг друга.
Вопрос 4. Закономерность развития и проблемы социального предвидения.
Идея существования особых законов, которым подчиняется историческое развитие начала складываться только в Новое время. Возникло понимание, что исторический процесс, протекая во времени и пространстве, осуществляется:

а) во времени – различными этапами исторического развития, эпохами, формациями, событиями (войны, революции);

б) в пространстве – народностями, национальными территориями, государствами.

Социальное пространство и социальное время – это объективные формы исторического процесса. В настоящее время активно формируется единое мировое пространство, единая мировая история. Таким образом, историяреальная общественная жизнь людей проявляется в конкретных взаимосвязанных событиях, фактах, процессах. Но существует ли между ними связь? Есть ли закономерность или это хаотичное нагромождение проявлений общественной жизни? Большинство мыслителей XIX-го века полагали, что в развитии общества действует закономерность, хотя в основе ее различные проявления.

О. Конт утверждал, что «развитие общества осуществляется в соответствии с великим основным законом интеллектуальной эволюции человечества», и астрономическими законами;

Г. Спенсер – объективными биологическими законами;

У. Уорд – законами психической деятельности людей, то есть требованиями желаний и побуждений;

Г. Тард – законами подражания;

К. Маркс – законами развития материального производства.

Многообразие подходов к объяснению закономерностей развития общества убеждает в том, что социальные законы, если они существуют, существенно отличаются от законов действующих в природе.

Под законом (социальным законом) понимается необходимая, повторяющаяся, существенная связь явлений, которая устанавливается между подсистемами социальной системы и внутри подсистемы. А есть ли она?

В XX в. число сторонников идеи, что в обществе действуют социальные законы, стало уменьшаться. Зрела мысль, что в общественной жизни действуют не законы, а проявляется тенденция (лат. tendero – направлять, стремиться) – направление, в котором идет развитие, линия развития.
Отличительные особенности тенденции:

во-первых, если закон действует всегда, то тенденция складывается в конкретное время;

во-вторых, в отличие от закона, тенденция всегда условна (складывается при определенных условиях и прекращает свое существование при исчезновении этих условий);

в-третьих, срок осуществления тенденции всегда ограничен (отчетливо проявившись в одну эпоху, может совершенно отсутствовать в другую).

Характеризуя исторический процесс в целом, необходимо отметить, что история это взаимосвязанные события, которые образуют единую целостную систему, характерными чертами которой являются:

а) необратимость;

б) поступательность;

в) преемственность;

г) неравномерность;

д) единство и многообразие.

Необратимость исторического процесса исключает движение вспять (обратимость) и отвергает вечный круговорот исторических событий.

Поступательность указывает на то, что исторический процесс, несмотря на замедление, торможение, откаты назад (характерные для регресса), тем не менее, в целом, развивается поступательно.

Преемственность – важнейшая характеристика, определяющая поступательный характер исторического процесса. Обеспечивает связь времен и, тем самым, единство истории человечества во временном пространстве.

Единство – исторический процесс в любой стране, подчинен одним и тем же закономерностям. Единство не исключает многообразия исторического процесса.

Многообразие – каждый народ имеет определенный уровень материальной и духовной культуры, что обуславливает многовариантный характер развития.

Вместе с этим, в условиях когда:

а) стремительно увеличивается население планеты;

б) усложняется развитие общества;

в) ускоряется ритм истории;

г) иссякают многие природные ресурсы

важно прогнозировать и предвидеть последствия своих действий.

Научное понимание тенденций развития общества, роли и значения объективных факторов исторического процесса, позволяют прогнозировать перспективы развития общества.

Прогнозы есть двух видов: краткосрочные и длительные, которые, в свою очередь, бывают:

а) в обозримом будущем (10-15 лет от сегодняшнего дня) – рассматриваются контуры развития общества, составляются планы и прогнозы, прежде всего в области экономики;

б) в отдаленном будущем (несколько десятилетий от сегодняшнего дня) строятся предвидения, касающиеся общих тенденций развития общества.

Это особенно необходимо, когда стремительно увеличивается население планеты, иссякают многие природные ресурсы, резко осложнена экологическая ситуация. При этом требуется прогнозировать и предвидеть последствия своих действий не только в области материального производства, но и в области политики и духовной жизни. Все это должно быть подчинено интересам выживания и развития человечества, всех существующих народов и каждой человеческой личности.

Тема 23. Современная эпоха и будущее человечества.
Лекция.

Время: 2 часа.
Вопросы лекции

  1. Современная эпоха и новое понимание соотношения человека и природы.

  2. Глобальные проблемы современности. Особенности их осмысления философией.

  3. Классификация глобальных проблем.

  4. Будущее человечества.



Конспект лекции
Вопрос 1. Современная эпоха и новое понимание соотношения человека и природы.

Современная эпоха характеризуется глубокими, радикальными и необратимыми преобразованиями во всех сферах жизни общества. Только за последние десятилетия, в результате стремительного роста научно-технических достижений, в развитии производительных сил общества произошло больше изменений, чем на протяжении многих предшествующих столетий. Буквально в течение ХХ века, бурное развитие получила механизация и автоматизация производственного процесса, а в последнее десятилетие – компьютеризация. Сегодня силы человека, вооруженного техникой, сравнимы с силами природы, а порой превосходят их.

Огромная роль информации и рост знаний дали толчок к пониманию современного общества как общества, в основе развития которого находится развитие информации и знания, а не труд и капитал, как утверждается в формационном подходе.

Подчеркивая значимость грядущих изменений, английский историк А. Тойнби, еще задолго до компьютерной революции утверждал, что в ХХ веке началась всеобщая история.

Английский философ К. Ясперс еще в 1948 году в работе "Истоки истории и ее цель" написал, что "благодаря техническим возможностям современных средств сообщения наша планета стала единой целостностью, полностью доступной человеку, стала "меньше", чем была некогда Римская империя".

Теоретически и практически реализовались идеи освоения космического пространства: на орбиту были выведены искусственные спутники Земли, вышел в космос человек, исследуя поверхность Луны, космические аппараты "ушли" в сторону Марса. Новейшие электронные и спутниковые системы связи чрезвычайно расширили возможности "простого" телефона. Телефакс, телетайп, электронная почта, мобильный телефон стали обычными средствами связи сегодняшнего человека, создали единое информационное пространство. Все это подняло роль, вес и значимость человека, повысило степень воздействия его на природу. Речь идет о более активном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны природы и овладения ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в происходящие процессы.

Достаточно сказать, что более 40% всей поверхности суши, прежде жизнеспособных территорий, превратились в пустыни, появились озоновые дыры в стратосфере, острой проблемой стало существование малых и больших рек, превратившихся в сточные канавы. Негативное влияние на природу часто достигает тех границ, за которыми природа не в состоянии самовосстановиться. Такое положение характеризуется, как экологический кризис. Его суть состоит в том, что в результате многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воздуха, воды, почвы) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. Многие параметры единой системы "общество – природа" глубоко расстроены, находятся на грани необратимых процессов. Это проявляется, в первую очередь, в следующем:

а) продолжается все возрастающими темпами выброс в атмосферу, водоемы и на поверхность Земли химических элементов, особенно тяжелых;

б) многочисленные искусственные материалы (пластмассы, полиэтилен, стекло) "заполонили" сферу обитания человека, причем, природа сама не в состоянии их "переварить", а горы техногенного мусора, отходов производства ежесекундно растут;

в) отравленные химией поля и водоемы, а как следствие, и наши продукты питания, поставили под угрозу здоровье и жизнь самого человека.

Одно из наиболее точных определений современного мира – техногенный, т.е. обусловленный развитием техники. Человек XXI века живет, в так называемой, техносфере – в искусственном мире, созданном руками и умом предшественников и современников. Дома, в которых мы живем, мебель и бытовая техника, с которой мы свыклись, производственные здания, в которых работаем, станки, приспособления и приборы, которыми мы ежедневно пользуемся, дороги, по которым ходим и ездим на машинах, ускоряющих наше передвижение, и многое другое – все это предметы техники и результаты предметной, преобразующей деятельность человека. Таким образом, налицо как негативное, так и позитивное в нашей деятельности.

Поэтому проблемы и неблагоприятные последствия, порожденные научно-техническим прогрессом, могут и должны успешно разрешаться и преодолеваться опять таки посредством науки и техники, за счет дальнейших шагов в их развитии.

Для осмысления противоречивой ситуации и в связи с ней в 1968 г. был образован Римский клуб – авторитетнейшая международная организация ученых, философов и общественных деятелей. Она поставила своей целью деятельности - подготовку и публикацию докладов по животрепещущим проблемам современности. За это время опубликовано уже более двух десятков докладов, в которых глубоко анализируются, раскрываются многие аспекты общечеловеческих проблем и пути их решения. Уже первый доклад "Пределы роста" (1972г.) вызвал эффект "разорвавшейся бомбы", так как показал, что человечество не осознает того, что "играет со спичками сидя на пороховой бочке". Анализ ситуации позволил сделать следующие выводы:

во-первых, размеры планеты, несмотря на их бесконечность, все же конечны, и мы все (человечество в целом) являемся заложниками своей деятельности;

во-вторых, материальный рост не может продолжаться до бесконечности;

в-третьих, истинные пределы человеческого развития определяются не столько физическими, сколько экологическими, биологическими и др. социальными причинами.

Все это приведет к тому, что уже в начале третьего тысячелетия человечество может прийти к непоправимой катастрофе. Чтобы избежать этого участники Римского клуба рекомендуют:

а) "заморозить" производство;

б) стабилизировать быстро увеличивающуюся численность населения, в первую очередь, за счет разумной социальной политики.

Однако возникает вопрос, кому должны быть адресованы данные рекомендации. Кто является субъектом, который обладает достаточными возможностями и полномочиями для реализации согласованных мероприятий в масштабах всей планеты? Таким субъектом, считается, могла бы быть международная организация – ООН. Однако, она не обладает ни соответствующими полномочиями , ни необходимыми возможностями. Поэтому адресатом рекомендаций являются правительства отдельных государств и общественность. Но и здесь имеются свои трудности, связанные с неравномерностью развития и различным воздействием глобальных проблем на конкретную страну. Тем не менее, деятельность клуба приносит свои плоды, формируя соответствующее мировоззрение.

Вопрос 2. Глобальные проблемы современности. Особенности их осмысления философией.

Глобальными называются общечеловеческие проблемы, которые проявляются в масштабах всей планеты (от лат. globus – шар, земной шар).

Они имеют ряд общих существенных черт:

во-первых, затрагивают интересы каждого человека, государства, региона и человечества в целом;
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


написать администратору сайта