УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1). Учебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты
Скачать 1.71 Mb.
|
Тема 4. Философия Средневековья. Лекция. Время: 2 часа. Вопросы лекции Особенности развития философии европейского Средневековья. Формирование христианской догматики. Учение Августина Блаженного. Религиозно – философские взгляды Фомы Аквинского. Полемика между «реалистами» и «номиналистами». Конспект лекции Вопрос 1. Особенности развития философии европейского Средневековья. Понятие «средневековье», впервые употребили гуманисты во второй половине XV в.. Им обозначают историческое развитие Западной Европы в период со II по XV века. Характеризуется тем, что в духовной жизни общества доминирующее положение занимала религиозная идеология. Наиболее яркими представителями европейской средневековой философии являлись: Тертулион Карфагенский (160-220), Августин Аврелий (Блаженный) (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Уильям Оккам (1285-1349). Философия Средневековья – своеобразный исторический тип философии. Ей присущ ряд особенностей. Во – первых, она формировалась из двух источников: а) древнегреческой философии; б) священного писания; Во-вторых, она по сути теоцентрична (греч. theos - Бог); (центром мироздания есть Бог) и опирается на 2 принципа: а) идею творения; б) идею откровения; В третьих, в основе миропонимания лежит: а) креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) т. е. убеждение, что Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, пребывающую в постоянном изменении; б) провиденциализм (лат. providentia –провидение) – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет Бог, или его действия. В четвертых, философией занимались «по совместительству» священники, аббаты, епископы и т. д. Она развивалась только в стенах церковных и монашеских школ, лишившись статуса самостоятельной области знания и превратилась в «служанку богословия», т.е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию – теологическому. В средневековой философии выделяют два основных этапа: а) патристика (лат. pater - отец) – совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые обосновывали христианство, опираясь в основном на идеи Платона; б) схоластика (лат. scholasticos – школьный) – школьная учебная философия, преподававшаяся в университетах и школах. Кто занимался ею, был «схоластиком». Это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик». Вопрос 2. Формирование христианской догматики. Учение Августина Блаженного. В патристике (II в. – VIII в.) принято различать три этапа: апологетика (II - III вв.), (греч. apologetikos – защита), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения от язычества; классическая патристика (IV – V вв.), сформировавшая философские принципы и основания христианского учения, систематизировавшая его; заключительный период (VI – VIII вв.), стабилизировавший христианскую догматику. Главные проблемы патристики: проблема сущности Бога и Его тройственности (Бог – Отец, Бог – Сын и Бог- Дух святой); отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников; понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»; свобода воли человека и возможность спасения его души; проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог – теодицея (греч. theos – бог + dike - право, справедливость). В IV в. сформировалась христианская догматика, т. е. перечень основных положений вероучения (догматов), признавать которые обязывался каждый сторонник христианства. Прежде всего, это так называемый «символ веры», составленный «отцами» христианской церкви (богословами) и утвержденный на Никейском общецерковном (вселенском) соборе в 325 г. и дополненный на Константинопольском соборе в 381 г. Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой философии оказал крупнейший представитель патристики Аврелий Августин (354 – 430), именуемый «Блаженным» и причисленный в дальнейшем, клику святых. Он родился в африканском г. Тегасте, в семье мелкого собственника. По тем временам получил основательное гуманитарное образование. Преподавал риторику. Еще во время учебы начался долгий и сложный путь духовных исканий. В 33 года в Милане принял христианство. В 391 г. в Гиппоне (Сев. Африка) Августин получает сан священника и вскоре становится епископом (греч. episkopos), т.е. главой церковно-административной территориальной единицы (епархии). Основными трудами являются: «О Троице», «О Граде Божьем» и «Исповедь». Главные идеи - это проблемы бытия и времени, движения истории и исторического процесса, личности человека, его воли и разума перед лицом Бога. В «Исповеди» Августин стремился побудить и других язычников к обращению в христианство. Здесь он подробно описывает тернистый путь своего прихода к этой религии, давшей ему нравственное удовлетворение и ответы на его мировоззренческие поиски. Проблема времени и бытия. Августин утверждает, что Бог сотворил мир из ничего, создав не только порядок в нем, но и саму первоматерию (субстанцию). Бог сотворил и время. Сам он пребывает вне времени, а в вечности. Человек же неразрывно связан со временем, от рождения до смерти. Он имеет прошлое, настоящее и будущее, которые смыкаются в вечности. Но само время есть человеческое понятие, потому что ум имеет способность разделять события на «до», «сейчас» и «после». На самом же деле человек живет только в «настоящем». Настоящее человека распадается на «настоящее прошлого» (память), «настоящее настоящего» (созерцание сегодняшнего), «настоящее будущего» (надежда, ожидания). Таким образом, время существует только в уме человека, который вспоминает, созерцает, ожидает. Значит, времени до Бога не было. Движение истории и исторического процесса. История, по мнению Августина, разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем». Первый - составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти, а другой – из желающих жить по духу. Два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Град земной – это мир зла и сатаны, Град Божий – это мир добра и Бога, где по любви служат взаимно друг другу. Вся история человечества – это борьба двух градов. История закончится вторым пришествием Христа, который будет судить народы и каждого человека в отдельности за деяния земной жизни. Поэтому, вне Града Божьего, вне Церкви нельзя обрести спасение души. Итак, высшей целью человеческой жизни должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Бог – исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека. Личность человека, его свобода, воля и разум перед лицом Бога. Августин утверждает, что человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Но он стремится к Богу, потому что в нем он находит любовь, покой и благодать. К Богу есть 2 пути. Путь познания разумом, при помощи теологии и философии. Путь через веру, проявляющуюся в воле человека. Воля позволяет подражать Христу. Поэтому воля и вера, ведущие человека по жизни, гораздо выше ума, который часто склонен к ошибкам. Вера есть самостоятельный и высший источник Истины. Разум подкрепляет положения веры, но сам Истину обрести не может, поэтому вера важнее разума. «Верь, чтобы понимать», учил Августин, кратко формулируя суть своей теории познания. Человек в учении Августина не просто «раб Божий», он – личность, связанная с Богом. Человек создан по образу и подобию Бога, значит, обладает свободной волей, которую может направить к спасению души или погибели, к добру или злу. Личность человека абсолютно свободна и находится в состоянии выбора между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе. Бог не творил зла. Он – творец гармонии, добра, благодати и любви. Признание любого человека личностью (даже ребенок впервые понимается как личность), имеющей сложную структуру, включающую моральную сторону, является значительным достижением философии Августина. Впервые было четко сказано о свободе и уникальности людей, личности и ее ответственности перед людьми и Богом за свои поступки с позиции христианской философии. В условиях распада Римской империи и ослабления светской власти христианская церковь становилась все более влиятельной политической силой и нуждалась в систематизации своего учения. Отсюда понятен успех и большой авторитет Августина не только в то время, но и в последующие столетия. Вопрос 3. Религиозно – философские взгляды Фомы Аквинского. Полемика между «реалистами» и «номиналистами». Этап схоластики (IX-XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Главные проблемы схоластики: вопрос о доказательстве бытия Бога (может ли человек, существо несовершенное, вообще что-либо знать о совершенном Боге и логически доказать его существования?); проблема теодицеи (богооправдания) (если мы признаем, что мир создал Бог, который всеблаг и вседобр, то как тогда объяснить наличие в мире зла?); проблемы соотношения разума и веры и их роли в познании Бога; проблема реализма и номинализма (что обладает истинной реальностью единичное или общие, имена или понятия?). Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки. Отсюда философия обретает статус науки, вполне готовой бороться за спасение человеческой души. Античная философия уже не считается враждебной христианству. Переосмысливается ряд положений, используется категориальный аппарат. Правда, отношение к понятиям, их определениям, классификациям и схемам иногда становилось чрезмерным, заслоняя собой суть проблемы. Тогда занятия философией сводились к выработке сети понятий, становились пустыми по содержанию – той самой «схоластикой», которую отождествляют и сейчас с бессодержательностью, надуманностью проблем, скрывающейся за многозначительностью и научностью терминов. В этот период влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля, с его четко выраженной философской позицией реализма и развитым логическим мышлением. Фома Аквинский (1225 –1274) родился в Италии в местечке Аквино, был седьмым сыном графа Аквинского. Семья графа принадлежала к одной из самых знатных семей Европы. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал там же преподавателем богословия и философии. Он вошел в историю философии как систематизатор схоластики и основатель религиозно- философской системы католицизма, получившей название томизм (Фома – лат. Thomas). За особые заслуги церковь причислила Фому Аквинского после его смерти (в 1323 г.) к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех учебных заведениях, как единственно правильную. Главная заслуга Фомы Аквинского – разработка проблем: а) соотношение веры и разума в познании; б) сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема остро встала потому, что в период позднего Средневековья, под влиянием непрекращающегося роста научных знаний, обострения споров по поводу содержания основных церковных догм, церковь вынуждена была занять более гибкую позицию по вопросу о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума. Формулируя эту более гибкую позицию, допускавшую возможность сочетания веры и разума, Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения: между методами познания с помощью веры и с помощью разума есть много общего, есть сходство; а) – и вера, и разум познают один и тот же предмет — Бога и созданный им мир; б) - оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга; в) - оба источника познания созданы Богом, и потому имеют одинаковое право на существование. однако, сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия: а) вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле; б) разум постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога; в) поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия». Аквинский уделял большое внимание не только проповеди принятых на веру библейских истин, но и их рациональному, логическому обоснованию. Причем главное внимание он уделял рациональным доказательствам существования Бога через его творения. С этой целью он разработал пять доказательств: Первое доказательство. Мир есть движение, причем каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Но эта цепь не может быть бесконечной. Следовательно, должен быть некий, первоисточник, сообщивший начало, давший первотолчок всему движению. Таким первоисточником, первотолчком движения мог стать только Бог. Второе доказательство.Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Но в таком случае должна быть исходная, начальная причина всего сущего, первопричина. Такой причиной может быть только Бог. Третье доказательство. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность. Определенным законам подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Законов множество. Но кто же дал миру первый основной закон? Творцом такого закона мог быть только Бог. Четвертое доказательство. Мир представляет собой своеобразную многоступенчатую пирамиду, каждая, из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Но в этой пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог. Пятое доказательство. Окружающий нас огромный, разнообразный мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла, одухотворен. Каков же источник этой цели и смысла? Таким источником целесообразности мира может быть только Бог. И, наконец, Фома Аквинский решает ожесточенный спор средневековых «номиналистов» и «реалистов». Философы давно заметили, что человек воспринимает органами чувств только единичные вещи. Но, вместе с тем, в нашей речи и мышлении большую роль играют и общие понятия, в которых выражаются общие свойства предметов: дерево, овощи, животные и т. д. Поэтому стоял вопрос: «Что такое общее? Это только слово или оно существует реально?» Реалисты полагали, что общее существует реально, как идея Платона. Например, существует «яблоко вообще» — в чистом виде. Номиналисты считали, что общее существует только в имени, а реально существуют единичные предметы, в нашем примере это реальные яблоки с дерева. Было сделано несколько попыток примирения этих позиций. Фома Аквинский предложил иное, оригинальное решение, которое и было принято церковью. «Общее» существует вполне реально и не в уме, но и не в виде «идей» Платона. «Общее» в Боге. Бог есть общая полнота бытия — «общее в чистом виде». «Общее» – это бытие, созданное богом. Другого «общего», кроме Бога и связи, единичных вещей через Бога, нет. Подводя итог, следует отметить. С Фомой Аквинским философия Средневековья достигла своей высшей точки развития, теоретически оформившись в глубоко продуманную религиозно-философскую систему, где все – и Бог, и природа, и человек – заняли каждый свое достойное место. Средневековая философия внесла существенный вклад в разработку ключевых понятий и проблем западноевропейского варианта философии, например, категории веры и разума, абстрактного и конкретного, логических доказательств и др. Средневековая философия внесла существенную струю рационализма в христианское вероучение, что в дальнейшем, вольно или невольно способствовало появлению протестантизма, как нового направления в европейском христианстве, и секуляризации самой философской мысли Европы, а также укреплению нравственных устоев общества, проповедуя общечеловеческие ценности, равенство всех перед Богом, воспитания людей в духе любви и терпимости. Тема 5. Философия эпохи Возрождения. Лекция. Время: 2 часа. Вопросы лекции Особенности эпохи Возрождения. Основные идеи раннего Возрождения. Философия Высокого Возрождения. Философия позднего Возрождения. Конспект лекции Вопрос 1. Особенности эпохи Возрождения. Возрождение (франц. renaissance - возрождение) называется переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (XIV – XVI вв.), когда феодальное общество в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Ренессанс – это, прежде всего, новый взгляд на мир, противопоставивший себя средневековому схоластическому мышлению. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем, происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция. Видными мыслителями этого периода являются: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вало, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мишель де Монтень и др. Для этой эпохи характерно. Становление простого товарно-денежного хозяйства. Возрастание социальной и политической роли городов, где процветает труд ремесленников. Развитие торговли и банковского дела. Появление мануфактуры. Появление первых парламентов. Возникновение светской культуры: а) пересмотр взглядов средневековья, но не разрыв; б) возврат к ценностям античной культуры; в) формирование на этой основе нового мировоззрения; г) новая культура устремлена к человеку (средневековая – к Богу). Этому способствовали технические открытия: изобретение самопрялки, усовершенствование ткацкого станка, возникновение доменного металлургического производства, изобретение пороха, огнестрельного оружия, микроскопа, книгопечатания, а также ряд географических открытий конца XV – начала XVI в., прежде всего, открытие Америки Колумбом (1492) и морского пути в Индию (1497), приведшие к возникновению ранее неизвестных торговых путей. Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522) доказало, что Земля имеет форму шара. Для философской мысли этого периода характерны: во-первых, гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечность). Сам термин употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106 – 43 до н. э.). Мыслители эпохи Возрождения акцентировали своё внимание на ценности человека как личности, воспевали его величие и могущество, отстаивали его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей; во-вторых, антропоцентризм (греч. ahtropos – человек и centrum – центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания; в-третьих, антиклерикализм (греч. anti - против и лат. clericalis – церковный), движение против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии; в – четвёртых, пантеизм (гр. Pan – всё + theos - Бог) – течение, где Бог рассматривается как сверхличность, растворённая в природе; в – пятых, большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству. В философии Возрождения выделяют 3 периода: I - раннее Возрождение (XIV – XV вв.); II - период расцвета или Высокое Возрождение (XV – начало XVI вв.); III - позднее Возрождение (XVI в.) Вопрос 2. Основные идеи раннего Возрождения. Особенности периода. Христианское вероучение дополняется философскими идеями античности. Сформирован основной принцип антропоцентризма – человек всесторонне развитый, деятельный, в определённом смысле равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом. Мыслители сосредоточены на решении моральных и социальных проблем. Набирает силу антиклерикализм. Данте Алигьери (1265 – 1320) – поэт, вдохновитель гуманистического движения, автор «Божественной комедии»: во-первых, пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека: а) божественное и человеческое существуют в единстве; б) Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека; в) существование человека обусловлено с одной стороны Богом, а с другой – природой; во-вторых, человек есть продукт реализации возможностей собственного разума; в-третьих, человеческое существование подчинено его разуму. Франческо Петрарка (1304 – 1374), родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель. Главной задачей считал разработку «искусства жизни». Во-первых, человеческая жизнь даётся один раз, она уникальна и человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Во-вторых, человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно; ей принадлежит свобода и право выбора. В-третьих, человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои собственные силы, имея для этого достаточный потенциал. В – четвёртых, загробной жизни, скорее всего, не существует, а бессмертия можно добиться лишь творчеством и в памяти людей. В – пятых, формирование творческой личности, достигшей полной независимости, самообладания и душевного покоя, возможно только при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром. Вопрос 3. Философия Высокого Возрождения. Особенности периода. Философская мысль очищается от схоластики. Начинается процесс секуляризации философии (лат. saecularis – мирской, светский) – освобождение от религиозного влияния. Упрочняется принцип антропоцентризма. Утверждается органицизм – природа рассматривается как огромный единый организм. Возникают натурфилософские идеи (лат. natura – природа) истолкование природы как единой целостности. Натурфилософы: а) обосновывали материалистический взгляд на мир; б) формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; в) выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); г) считали, что мир познаваем органами чувств и разумом (а не благодаря Божественному откровению). Утверждается пантеизм – (гр. pan – все + theos – Бог) – течение, где Бог рассматривается не как личность, а сверхличность, существующая в единстве с природой (Бог во всем). Природа сплошь пронизана магическими силами – вплоть до неодушевленных стихий. Николай Кребс (Кузанский) родился в селении Куза в Южной Германии (1401 – 1464). Получив образование в ряде университетов, становится священнослужителем, а впоследствии - кардиналом (высший духовный сан в католической церкви) и помощником Папы Римского. В Работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» Кузанский выступает за изучение естественных наук, отстаивает рациональное знание и невмешательство религии в эту сферу деятельности человека. Основные направления философии Николая Кузанского. Во-первых, учение о Боге. Утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован – абсолютный максимум, а мир – ограниченный максимум. а) Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога; б) Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного; в) сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует о единстве мира. Во-вторых, учение о человеке. Отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека. Рассматривает его как микрокосм, соединенный с божественным абсолютом, т. е. он являет собой подобие Бога (очеловечившийся Бог). Таким образом, человек: а) диалектическое единство конечного и бесконечного; б) обладает творческой сущностью и полной свободой воли; в) обладает естественной потребностью к познанию. В-третьих, учение о познании. а) познавательные возможности реализуются посредством ума; б) ум – индивидуален: чувство, рассудок, разум. В- четвертых, проблема истинности знания. а) истина неотделима от своей противоположности - заблуждения, как «свет неотделим от тени, без которой он невидим»; б) истина всегда процесс (а не догма) познания, движения к Богу. Вопрос 4 . Философия позднего Возрождения. Особенности периода – возник новый тип философского мышления. Для него характерно критическое переосмысление роли и места человека в мироздании. Основная причина – открытия в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превращается в незаметную песчинку мироздания, затерянную в бесконечном мировом пространстве. Поэтому: усиливаются позиции пантеизма; преобладают материалистические тенденции; проявляется интерес к опытному знанию, благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея. Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину мироздания гелиоцентрическую: во-первых, Земля не является центром Вселенной (отвергает геоцентризм); во-вторых, Солнце является центром по отношению к Земле, и она вращается вокруг Солнца (гелиоцентризм); в-третьих, все космические тела движутся по собственной траектории; в-четвёртых, космос бесконечен; в-пятых, процессы, происходящие в космосе закономерны, объяснимы и лишены «священного» смысла. Джордано Бруно (1548 – 1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда – Ноланец), в семье обедневшего дворянина. В 1566 – 1575 годах обучался в монастырской школе, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно оставил монастырь. Преподавая философию в университетах Франции, Англии, Германии, он резко выступает против схоластики. За свои взгляды более 7 лет провел в застенках инквизиции, а 17 февраля 1600 года – сожжен на костре. Теоретические интересы Д. Бруно сконцентрировал на решении натурфилософских проблем, изложенных в основных произведениях: «О причине, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах», «О монаде, числе и фигуре» и др. Суть учения. Во-первых, цель философии – познание природы. Во-вторых, божественное и природное, материальное и идеальное, телесное и духовное, рациональное и чувственное, космическое и земное находятся в диалектическом единстве. В-третьих, проблема соотношения природы и Бога решается с позиции пантеизма, выраженного в более законченной форме: а) Бог находится везде и повсюду, не «вне» и «над», а во всем; б) природа мыслится в виде некоего самостоятельного начала: «Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих вещах»; в) Бог отождествляется не только с природой, но и с материей. В-четвертых, субстанция материальна и выступает как первоматерия. В-пятых, активное начало не в форме, как утверждал Аристотель, а в материи, являющейся божественным бытием в вещах, тем началом, которое все производит, сохраняя свою независимость. В-шестых, вместе с этим Бруно полагает также существование духовного субстрата – мировой души, присущей всем вещам без исключения; они составляют собой единое целое. В области космологии (что и явилось причиной обвинения его в ереси). Природа и Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров. Бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником универсальную мировую душу, а не Божественную всемогущность. Бесчисленным мирам присущи различные формы чувственной и разумной жизни. Утверждается физическая однородность земного и небесного. Верховной субстанцией есть «монада монад» или Бог. Все противоположности совпадают в одной неделимой точке – Боге. Это такое целое, которое существует во всех единичных вещах мира. Развивая гносеологические идеи Бруно: решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов: «Низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы»; цель познания – получение определенных знаний; процесс постижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума: а) чувства нужны, чтобы «возбуждать разум»; б) рассудок осмысливает чувственную информацию; в) разум или интеллект проникает в высшие тайны природы; решая проблемы соотношения разума и веры, Бруно придерживается концепции двойственности истины. В учении о человеке отстаивает концепцию единой субстанции. Тело «ниже» души, но ей необходимо в качестве существования. Душа «выше» тела, но необходима для тела в качестве разумного начала. Учение Бруно внесло огромный вклад в преодоление средневекового мировоззрения и явилось существенным шагом к мировоззрению Нового времени. Бескомпромиссная жизнь Джордано Бруно стала легендой. Во втором и особенно в третьем периодах эпохи Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Одни философы пытались изменить существующее общественное устройство, а другие – сосредоточились на проектах идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Томас Мор (1478-1535) английский ученый, философ, политический деятель (член парламента, председатель палаты общин, с 1529 г. – лорд-канцлер (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. был казнен за отказ присягнуть королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви). Считается основателем утопического социализма. Свои идеи изложил в произведении «Утопия» (греч u –не, нет + topos –место, которого нигде нет), - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Суть учения. Во-первых, в данном государстве отсутствует частная собственность и все граждане участвуют в производительном труде на основе всеобщей трудовой повинности. Во-вторых, все произведенные продукты поступают на общественные склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В-третьих, поскольку все заняты производительным трудом – рабочий день составляет всего 6 часов. В-четвертых, от трудовой повинности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. В-пятых, самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и преступники). В-шестых, все должностные лица избираются (прямо или косвенно). В-седьмых, мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности). Другой проект идеального общества разработал Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) итальянский политический деятель, философ; за свои взгляды и деятельность проведший в тюрьме 27 лет, где написал знаменитое произведение «Город Солнца». Суть взглядов: во-первых, Кампанелла как и Томас Мор отрицает частную собственность, отстаивает всеобщий производительный труд и равномерное распределение его результатов между членами государства; во-вторых, труд совмещается с одновременным обучением; в-третьих, жизнь граждан регламентирована до мельчайших подробностей и все делается совместно (работа, отдых, прием пищи, развлечения); в-четвертых, большое внимание уделяется воспитанию, которое осуществляется государством с раннего детства в специализированных школах, где дети обучаются наукам, приучаются к коллективной жизни и нравственным нормам; в-пятых, во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый жителями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями и всеми профессиями. Подводя итог, следует отметить, что философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии: а) начиная с признания средневекового мировоззрения, пришла к практически полному его отрицанию; б) начав с возвышения человека до состояния Бога, разочаровалась в его роли, но вместе с тем начала более внимательно всматриваться в его деятельно – познавательную сущность; в) наработала бузу для возникновения рационалистической философии. |