Главная страница

УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1). Учебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты


Скачать 1.71 Mb.
НазваниеУчебное пособие издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2005 Рецензенты
Дата12.12.2021
Размер1.71 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ для подготовки к экзамену (1).doc
ТипУчебное пособие
#300807
страница3 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

В-четвертых, любая философская система исторически обусловлена.


Следовательно, философия – это наиболее систематизированное, максимально рациональное мировоззрение своей эпохи.
Основные функции.

  1. Мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.

  2. Методологическая функция, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

  3. Прогностическая функция - формулировка в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития бытия, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем большей степени философия опирается на обобщенные данные конкретных наук.

  4. Критическая функция - принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода по отношении к существующему знанию.

  5. Аксиологическая функция (от греч. аxios – ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п.

  6. Социальная функция – является многоплановой:

во-первых, философия, как правило, не только объясняет социальное бытие, но и, опираясь на критику существующего порядка, предлагает иные, более совершенные с точки зрения данного философа, формы его построения и пути его достижения;

во-вторых, помогает осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению.

  1. Гуманитарная функция выражается в том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.

Отмеченные выше функции характерны для философии как таковой. В конкретных же философских теориях обычно преобладает одна или некоторые из перечисленных функций.
Основные разделы философии:

онтология – учение о бытии;

гносеология – учение о познании;

диалектика – учение о развитии и всеобщей связи; общая теория развития и общая методология познания;

философская антропология - философское учение о человеке;

социальная философия;

формальная логика;

аксиология – учение о ценностях;

этика;

эстетика;

философия истории;

история философии, важность данного раздела обусловлена тем, что без знания узловых пунктов развития философской мысли трудно понять саму философскую проблематику и разобраться во всех остальных составляющих философской науки.


Раздел 1. История философии

Тема 2. Философия Древнего Востока.
Лекция.

Время: 2 часа.
Вопросы лекции


  1. Исторические типы философии.

  2. Философия Древней Индии.

  3. Философия Древнего Китая.


Конспект лекции
Вопрос 1. Исторические типы философии.
Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в 3-х очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.

Ее рождение – длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося, в основном, на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум.

Почему именно VII – VI в до н. э. время взрыва интеллектуальной энергии ?

Ученые предполагают, что это обусловлено:

  1. развитием производительных сил (переход от бронзы к железу);

  2. появлением товарно-денежных отношений;

  3. возникновением первых государств;

  4. ростом научных знаний;

  5. ростом оппозиции традиционной религии.


Философия с момента своего зарождения носит конкретно – исторический характер, потому что является духовной составляющей общества.

Изменения в общественной жизни меняли ее предмет, расставляли другие акценты. Этим обусловлен тот факт, что философия, как и любая форма общественного сознания (политика, право, мораль, религия, искусство, наука) имеет свою историю.

Принято различать следующие исторические типы философии: (тип – гр. typos – отпечаток, т.е. основная форма, объединяющая в себе признаки всей группы предметов).

  1. Философия Древнего Востока (Индия, Китай) – (возникла вVII,VI в. до н.э.; просуществовала в различных модифекациях вплоть до Нового времени).

  2. Философия Древней Греции и Древнего Рима (Античная) – (VII в. до н. э. - VI в. н. э.)

  3. Философия Средневековья – (II, III вв. - ХIV в.)

  4. Философия эпохи Возрождения – (ХV – ХVI вв.)

  5. Философия Нового времени – ( ХVII – начало ХVIII вв.)

  6. Философия эпохи Просвещения – (ХVIII в.)

  7. Классическая немецкая философия – (конец ХVIII –ХIХ вв.)

  8. Философия марксизма – (ХIХ – ХХ вв.)

  9. Западноевропейская философия конца ХIХ – ХХ вв.

  10. Русская философия – (ХI –ХVII вв.; ХVIII - XIX вв; конец ХIХ – ХХ вв).


Вопрос 2. Философия Древней Индии.
Вторая половина II-го тысячелетия до н.э. Племена ариев с северо-востока двинулись в долину Инда и Ганга. Они не смешались с коренным населением, а сохранили свою духовную культуру. Суть ее (обычаи, нравы, история и т. д.) зафиксирована в «Ведах» («веда» – знание) XI –IX вв. до н. э., которые включают:

  • священные тексты гимнов;

  • описание ритуальных действий;

  • откровения, пророчества и т. д..

Каждая веда позднее «обросла» брахманами т.е. жреческими комментариями, а затем упанишадами – толкованиями наиболее известных мудрецов, включавшими в себя значительные мировоззренческие фрагменты.

Таким образом, в последствии ведическая литература представляла из себя:

  1. Ригведы – (знание гимнов);

  2. Брахманы (руководство ведическим ритуалом);

  3. Упанишады (ведическая идеология мировоззрения) – своеобразное толкование мироустройства.

Согласно мировоззрению упанишад, первоосновой всего существующего выступает безличное сущее – Брахман.

Брахман – субстанция мира, это то из чего все возникает и куда все возвращается. Наряду с Брахманом существует Атман – духовная сущность каждого человека.

Мироустройство рассматривается как взаимосвязь Брахмана и Атмана, что создает круговорот жизни (сансару) и закон воздаяния (карму).

Круговорот жизни вечен, все в мире ему подчинено.

Человек не может избавиться от перевоплощения. Причем, душа (Атман) входит в такую телесную оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни.

Его ждет карма (воздаяние). Чтобы избежать кармы, надо вознестись над радостью и скорбью, жизнью и смертью.

В середине 1-го тысячелетия до н. э. углубляется имущественное различие, приходит в упадок институт племенной власти, ведические знания ставятся под сомнение.

Возникают новые доктрины, которые пересматривают отношение человека к миру, его место в обществе, выражают сомнение в идеологии «Упанишады».

Среди множества мировоззренческих школ получили распространение джайнизм и буддизм.

Джайнизм – религиозные течение (3 мил. последователей), основанное Вардхаменом (именуемый Джиной) в 6 в. до н.э.. Он отвергает авторитет Вед и открывает доступ в общину мужчин и женщинам. Сохранил ведическое учение о перерождении душ и воздаянии за поступки.

Целью человека является освобождение от перерождений, достижение нирваны(угасание), путем соблюдения строгих правил – непричинения вреда живым существам.

Джайнизм уделяет большое внимание этике, опираясь на 3 принципа:

  1. правильное понимание мира, и своего места в мире;

  2. правильная вера;

  3. правильная жизнь во имя личного спасения.

Отсюда – индивидуалистический характер этики джайнизма.

Буддизм – одна из 3 мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в VI – V вв. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама. Буддизм распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Ср. Азии и Сибири.

Гаутама родился в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо – востоке Индии, поэтому его называют еще шакьямуни (мудрец из племени шакья). На 7-й день мать умерла. Его воспитывала ее сестра, в последствии ставшая мачехой.

Отец намеренно оберегал сына, изолировав от мира роскошью и благодушием. Однако, юный принц встретился с жизнью: увидел больного, старика, покойника, аскета. Узнал, что жизнь бренна и его впереди ждут: болезнь, старость, смерть.

Он стал искать путь спасения. В двадцать девять лет убежал из искусственного рая, ушел из родины в безродность. Стал на путь аскетического отрешения от удовольствий.

Толчком к бегствупослужило осознание эфемерности, обманчивости и недолговечности красоты и сладости жизни. 6 – 7 лет провел в суровой аскезе. Он познакомился с философскими традициями, овладел йогой, техникой созерцания (медитацией), управления собственным телом. Понял, что через самоистязание не дойти до высшей истины.

Одна из ночных медитаций под смоковницей – открыла ему истину.

Спасение достигается через освобождение от желаний.

Гаутама стал Буддой (просветленный). Он достиг состояния, когда кончаются всякие желания, вырвался из круговорота жизни и смерти, обрел бессмертие.

Последующие 44 года были посвящены проповеди учения и организации общинно-монашеской жизни. Умер примерно в 477 г. до н.э. (80 лет) Последние слова: «Жизнь подвержена старению, прилежно трудитесь для спасения».

Исходный пункт жизнеучения: ни наслаждения жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. «На лодке удовольствий и на лодке самоистязаний невозможно переплыть океан сансары (круговорот жизни)».

В основе жизнеучения Будды есть 4 благородные истины:

  1. есть страдания;

  2. есть причина страдания;

  3. есть прекращение страдания;

  4. есть путь, ведущий к прекращению страдания – правильная срединная дорога:

  • Страдание - сама жизнь.

  • Источник страдания, его причина – желание жизни, наличие самих желаний.

  • Прекращение страданий – достижение нирваны («затухание», «остывание»).

Понять ее, не достигнув ее – нельзя! О блаженстве знает только блаженный.

  • Путь, ведущий к нирване:

  1. истинное воззрение (праведная вера);

  2. истинное намерение (отрешение от мира) ;

  3. истинная речь (не лгать, не браниться);

  4. истинные поступки (не нанесение вреда живому);

  5. истинный образ жизни;

  6. истинное усилие (постоянные бодрствования);

  7. истинное памятование (помнить, что все преходящее);

  8. истинное сосредоточение (духовное самопогружение).

Восемь ступеней верной дороги – схема действий нравственно совершенствующейся личности. Таким образом:

а) исходный путь – понимание смысла жизни;

б) затем – это становится внутренне значимым мотивом;

в) далее – мотив переходит в определенное решение;

г) это решение реализуется в поступках;

д) поступки определяют сознательную линию поведения;

е) далее – оценка (осмысление) поступков, насколько они свободны от дурных мыслей;

ж) нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни;

з) последнее звено выход за границы самой морали, достижение смысла жизни;

Моральный кодекс сторонников Будды.

Не убивать;

Не воровать;

Жить целомудренно;

Не лгать;

Не употреблять опьяняющие напитки.

В социальном плане учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности.

Авторитет буддизма, его широкое распространение обусловлено тем, что страдание можно победить в этой жизни (а не загробной).

Помимо «джайнизма» и «буддизма» в Индии появлялись и другие мировоззренческие учения, созвучные европейскому философскому пониманию мироздания, в которых, в частности, исследовались проблемы онтологии и гносеологии.


Вопрос 3. Философия Древнего Китая.
Ее становление во многом аналогично индийской философии. Та же:

  • ломка традиций общинных отношений, вызванная экономическим прогрессом;

  • появление частной собственности, денег;

  • рост научных знаний (астрономия, математика, медицина – иглоукалывание (чжень) и прижигание (цзю) имеет 5-тысячелетнюю историю). Первые литературные данные: в VI в. до н.э. упоминается о чжень-цзю. III в. до н.э. - руководство по этому методу лечения, которое не утратило значение и сейчас. Тем самым, создалась благоприятная почва для духовных перемен.

В воображении древних китайцев из бесформенного мрака родились две силы, упорядочившие мир: дух мужской ЯН - управитель неба, и женский ИНЬ – земли.

Существование – это циклический процесс, круг без начала и конца: «Колесо крутится не прекращаясь, вода течет не останавливаясь, начинаясь и кончаясь с тьмой вещей».

Все в мире подчинено высшему принципу, всеобщему законуДао, который лежит в основе саморазвивающегося универсума (лат. слово – «мир как целое»). «Дао» – Не только путь развития природы, но и основание нравственного поведения человека.

Движущим началом саморазвития мира является противоборство «Ян» и «Инь». Таким образом, в китайской философии рассматривается онтология событий, вот почему отсутствует категориальный аппарат (качество, атрибут и т.д.). Все общественные отношения были подчинены ритуалу, имевшему мировоззренческое значение.

Ритуал обеспечивал постоянство неба, порядок земли и поведение народа. Эти мысли впервые обосновал Конфуций (551-479 гг. до н.э.) – искаженная запись китайского КУН–ФУ–ЦЗЫ. Он родился в аристократической семье, хоть и бедной, но с богатой родословной. Отец был прославленным воином.

Разработанные Конфуцием идеи настолько было важны, что во II в. до н.э. приобрели статус официальной государственной идеологии, сохранившись до начала ХХ в.

Основой учения является небольшая по объему, но неисчерпаемо глубокая по содержанию книга, составленная его учениками «Лунь юй» («Суждения и беседы»). В I в. н.э. она была канонизирована и выбита на каменных стелах. Таким образом, она стала этико-культурной основой, фундаментом восточной цивилизации. Самое важное открытие Конфуция – это открытие человека как особой реальности.Он центр и высшая цель мироздания. Человек находится на пересечении 2-х детерминаций – (лат. determinare – причинно-обусловленное, закономерные отношения):

а) природной;

б) этической.

Нельзя ответить на вопрос, что такое человек, не отвечая – каким он должен быть? Специфическим признаком, который делает человека человеком, согласно Конфуцию, – есть возможность создавать (созидать) самого себя. Для конфуцианства характерно уважительноеотношение к Знанию - оно говорит нам, что делать и чего избегать. Человеческое предназначение – правильно относиться к людям.

Конфуций формулирует правило, получившее название «золотого».

На вопрос ученика: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?»

Конфуций ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Он обосновывает значимость ритуала (правило, церемония, этикет, обряд).

Его суть: как реализовать равенство в отношениях между неравными людьми, что обеспечит согласие в обществе, не допустит смуту ?

Надо - соблюдать сыновью почтительность, что является первичной, абсолютной этической нормой. Она - краеугольный камень здания китайской цивилизации: почести, которые сын оказывает отцу, возвращаются к нему через его собственных детей.

Правильность отношений в обществе определяется соблюдением следующей формулы:

«Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».

Идеал человека – «благородный муж», который:

во–первых, должен достойно относиться к самому себе – быть на уровне собственного общественного предназначения.

В основе лежит воспитанность, она может преобразовать индивида и стать его новым естеством;

во-вторых, должен быть искренним и правдивым в словах, честным и почтительным в поступках, не стыдиться своих поступков;

в-третьих, у него есть единственное средство благотворного воздействия на окружающих – это безупречность собственного поведения («если не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?»);

в-четвертых, предмет особой заботы благородного мужа – соответствие между словами и делами.

Суть своего учения Конфуций сформулировал в словах: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Учение должно было обеспечить разумное отношение правителя и подданных, отцов и детей, мужа и жены, чтобы каждый выполнял свою социальную роль.

Наряду с конфуцианством, наиболее влиятельным учением был даосизм.

Даосизм – древнейшая философская школа в Китае. По определению основателя этой школы Лао-Цзы (ок. 603 г. до н.э.) Дао (буквально – путь дорога) – это невидимый вездесущий закон природы, человеческого общества, поведения и мышления индивида. Люди в процессе этой жизни должны следовать дао. Всякое действие, противоречащее дао, не может привести к цели и является напрасной тратой сил, ведущей к неудаче и гибели. Мудрый человек во всем следует дао.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта