Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Скачать 3.18 Mb.
|
3. Фома АквинскийСамым видным и влиятельным философом-схоластиком западного средневековья был Фома Аквинский (1225/26 - 1274), монах доминиканского ордена и ученик знаменитого средневекового теолога и естествоиспытателя Альберта Великого. Фома Аквинский впоследствии был канонизирован римско-католической церковью (1323). Главный теолого-философский труд Фомы Аквинского "Сумма теологии", он был также автором комментариев к сочинениям Аристотеля и других философов. Учение Фомы Аквинского заново возродилось в ХХ веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных направлений католической философии на Западе, его влияние и по настоящее время значительно. Обоснование основных принципов христианской теологии Фома осуществлял с помощью логики Аристотеля. Аристотелевское учение было при этом преобразовано так, чтобы оно не вступало в противоречие с догматом творения и учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Высшая истина, согласно Фоме Аквинскому, это Бог, божественная истина; знание ее не в полной мере доступно человеческому разуму, ибо он ограничен; а потому человек должен принять на веру и ту истину, которую способен познать разум, и ту, которая вообще ему недоступна. То есть, соотношение веры и разума таково, что безусловное предпочтение отдается вере. Первой философией объявляется Аквинским та, что занята познанием главной истины - божественной, т.е. теология. Более того, он сводил вообще философию к богословию, или теологии. При этом Фома не допускал какой-либо доли свободы разума и науки по отношению к вере, выступал против учения о "двойственной истине" (именно в таком виде пыталась сохранить свое существование наука в средневековье: в форме признания веры и разума как равноправных критериев истины). Фоме Аквинскому принадлежит космологическое доказательство бытия Бога, он выводит доказательство не из понятия о Боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину. Следуя от одной причины к другой, Фома приводит к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов. В трактате "Сумма теологии" он писал: "Бытие Божие может быть доказано пятью путями, первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения... Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное... Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным: а под ним все разумеют Бога. Второй путь исходит из понятия производящей причины. В самом деле, мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако не обнаруживается и невозможен такой случай, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной; тогда она предшествовала бы самой себе, что невозможно... Следовательно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, которую все именуют Богом. Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости и сводится к следующему. Мы обнаруживаем среди вещей такие, для которых возможно и быть, и не быть; обнаруживается, что они возникают и гибнут, из чего явствует, что для них возможно и быть, и не быть... Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но самое составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог. Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Мы находим среди вещей более или менее совершенные, или истинные, или благородные; и так обстоит дело и с прочими отношениями того же рода... Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства; и ее мы именуем Благом. Пятый путь исходит из распорядка природы. Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности... Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом".1 Все эти доказательства почерпнуты Фомой у Аристотеля и направлены против возможных еретических учений, которые обосновывали существование Бога из его данности человеческому сознанию, исходя из мистического пантеизма, утверждавшего наличие Бога непосредственно в человеческой душе. Согласно Фоме Аквинскому, человек обладает двумя способностями в познании - чувством и интеллектом. Процесс познания начинается с чувственного опыта: чувственные образы, возникающие у человека под воздействием объектов, посредством активного разума превращаются в образы умопостигаемые. В этом и состоит процесс абстракции. Истину Аквинат определял как соответствие между разумом и вещью, сами же вещи являются истинными постольку, поскольку они соответствуют понятиям об этих вещах, которые уже существуют в уме Бога. В своих этических воззрениях Фома Аквинский, отходя от фанатизма, характерного для августианизма, придерживался позиции признания свободной воли, так как в противном случае с человека снималась бы ответственность за свои поступки. Аквинат, подобно Августину, пытается снять с Бога ответственность за зло, совершаемое в мире. Свободная воля человека подчинена разуму. Человека направляет к добродетельным поступкам его ум. Высшим же благом признается познание бога. Конечной целью деятельности человека Аквинат считал достижение "блаженства". Блаженство же состоит в деятельности творческого разума, в познании абсолютной истины - Бога. Философия Фомы Аквинского явилась вершиной ортодоксальной схоластики и была принята католицизмом как официальная философская доктрина. С соответствующими изменениями она развивается в настоящее время неотомизмом. Средневековая христианская философия в Западной Европе просуществовала в качестве господствующей формы мировоззрения более тысячи лет. Но к XIV веку появляются иные варианты мировоззрения, а затем на первый план выходит философская мысль эпохи Возрождения. Семинарское занятие на тему: Философия Средневековья1. Основная характеристика средневековой философии в сопоставлении с античной. Определение схоластики. 2. Раннехристианская философия: Августин и его произведение “О граде Божьем”. Учение о трансценденции. 3. Аристотелизм Фомы Аквинского. Обоснование принципов христианской теологии. 4. Спор об “универсалиях”: реализм и номинализм. Пьер Абеляр. 5. Средневековая мистика. Майстер Экхарт. Литература для самостоятельного чтения:Абеляр П. Тео-Логические трактаты. М., 1995. Августин. Исповедь.// Абеляр П. История моих бедствий. М., 1991. Антология мировой философии; В 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т.1. Ч.2. С.581-605, 787-907. Ансельм Кентерберийский. Сочинения (приложение Петр Дамиани). М., 1995. Блаженный Августин. О Граде Божием// Творения. В 4-х т. Т. 3, 4. СПб., К., 1998. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1996. Боэций. “Утешение философией” и другие трактаты. М., 1990. Введение в философию. Ч. 1., Гл. 2, 3. М., 1989. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 3. СПб., 1994. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. Дионисий Ареопагит. Ареопагитики// Мистическое богословие. Киев. 1991. История философии в кратком изложении: Пер. с греч. М., 1994. С.196-287. Краткий очерк истории философии. М., 1969. Гл. IV. Разд. II. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. Майстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991. Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991. Т.1. С.14, 15, 193-196, 483-485, 612-615; Т.2. С.375-377. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. Кн. 2. СПб, 1994. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.742-743. Таранов П.С. Мудрость трех тысячелетий. М., 1997. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. Уколова В.И. Античное наследие и культура средневековья. М., 1989. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1994. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. Фома Аквинский. Сумма теологии I-II. О благе и зле применительно человеческим действиям вообще// Вопросы философии. 1997. №9. Темы рефератов:
Тексты для анализа:1. Персонификация Бога. “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяло его ... Закон (“Ветхий Завет”.) дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, он явился... Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего не Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий”. (Библия. Евангелие от Иоанна. 1. 1-5; 17-18; 29-34.) “Смотрите, братия, чтобы кто не увлек Вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно”. (Библия. Послание к Колоссянам Святого апостола Павла. 2, 8-9.) “Бог для христианина есть нечто принципиально иное, нежели холодное, имперсональное и совершенно запредельное Единое неоплатоников. Бог явлен человеку в ипостаси Христа-Спасителя, и упование на него превыше всякого мудрствования”. (Столяров А.А. Августин. Жизнь. Учение. // Аврелий Августин. Исповедь. М., С.34-35. (Примечание 31).) 1. В чем отличие Бога “Ветхого Завета”, о котором идет речь в “Пятикнижии” Моисея, от Бога-Сына - Иисуса Христа, о котором повествуется в “Новом Завете”? 2. Как изменяется идея Духа, персонифицирующаяся в ипостаси Христа? 3. Что дает верующим представление о телесном Боге, пребывающем среди людей? 2. Посредническая роль Иисуса Христа “...Посреднику между Богом и людьми надлежало в чем-то уподобиться Богу, в чем-то уподобиться людям; подобный во всем людям, он был бы далек от Бога; подобный во всем Богу, он был бы далек людям и, следовательно, не мог стать посредником... Истинный же посредник, Которого в таинственном милосердии Твоем явил Ты людям, послав к ним, чтобы на Его примере научились они настоящему смирению, “Посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус” встал между смертными грешниками и Бессмертным и Праведным - смертный, как люди, праведный, как Бог... Как человек, Он посредник, а как Слово, Он не стоит посередине, ибо Он равен Богу, Он Бог у Бога, и единый Бог вместе с Богом... Вот предстает мне загадкой Троица, т.е. Ты, Боже мой, ибо Ты, Отец, начало мудрости нашей - это Твоя Мудрость, от Тебя рожденная, равная Тебе и, как Ты, извечная. Это Сын Твой, через Которого создал Ты небо и землю... Уже в имени Бога я узнал Отца, создавшего это; Началом именовался Сын, через Которого это создано; веря в троичность Бога моего, как я верил, искал я ее в святых речениях Его. И вот “Дух Твой носился над водами”. Вот троица, Боже мой: Отец и Сын и Святой дух, Создатель всякого создания... Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих. Они - все три - конечно, совсем иное, чем Троица; я только указываю, в каком направлении люди должны напрягать свою мысль, исследовать и понять, как далеки они от понимания. Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я есмь, я знаю, и я хочу; я есмь знающий и хотящий; я знаю, что я есмь и что я хочу; и я хочу быть и знать. Эти три свойства и составляют нераздельное единство жизнь, и, однако, каждое из них нечто особое и единственное; они нераздельны и все-таки различны”. Августин Аврелий (Блаженный) (354-430) - виднейший теолог и философ христианской церкви. (Августин Блаженный. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. - С. 218, 343, 347.) 1. Как усложняется идея верховного Божества, через ее персонификацию в личность Иисуса Христа? Как соотносятся между собой члены святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой? Какие проблемы принесла в христианство эта идея? 2. В чем смысл посреднической роли Иисуса Христа? 3. Как отражается в структуре сознания человека идея триединства Духовного мира? 3. Могущество и благость Бога “Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость твоя” (1.1.1.). “Что же Ты, Боже мой? Что, как не Господь Бог? “Кто Господь, кроме Господа? И кто Бог, кроме Бога нашего? Высочайший, Благостнейший, Могущественнейший, Всемогущий, Милосерднейший и Справедливейший; самый Далекий и самый Близкий, Прекраснейший и Сильнейший, Недвижный и Непостижимый; Неизменный, Изменяющий все, вечно Юный и вечно Старый. Ты обновляешь все и старишь гордых,...; вечно в действии, вечно в покое, собираешь и не нуждаешься, несешь, наполняешь и покрываешь, творишь, питаешь и совершенствуешь”. (1.4.4). “Исповедую Тебя, Господи неба и земли, воздавая Тебе хвалу за начало жизни своей и за свое младенчество... Ты создаешь нас, Господи, Ты, для Которого нет разницы между бытием и жизнью, ибо Ты есть совершенное Бытие и совершенная Жизнь. Ты совершенен и Ты не изменяешься”. (1.4.10). (Августин Блаженный. Исповедь. С. 53, 55, 58.) 1. В чем, по Августину, проявляется величие Бога? 2. Какие черты - Мудрость, Силу, Благость, личное Совершенство - подчеркивает Августин Блаженный в Боге? Чему он отдает предпочтение? 3. Конкретизируется ли им идея Мудрости Бога? В какой мере принцип могущества Бога благоприятен для развития концепции Мудрости? 4. Что необходимо, по мнению формирующейся церкви, чтобы человек уверовал в спасительную силу Христа? 4. Бог - источник всякого бытия “...Бог превыше всех и все должно покоряться ему... ...Я мысленно обратил взор свой и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно... ...До творения Твоего ничего не было, кроме Тебя и... все существующее зависит от Твоего бытия”. Августин Аврелий (Блаженный) (354-430) - христианский философ и теолог. (Августин Блаженный. Исповедь // Антология мировой философии. Т.I. Ч.2. М., 1969. С. 584, 585.) 1. В чем особенность христианского понимания бытия? Чему здесь присваивается статус действительного существования? Какой смысл имеет термин “пребывать”? 2. Что можно сказать о том, что стоит ниже Бога? Что значит: эти предметы и существуют, и не существуют? 5. Бог как предельно совершенная форма бытия “Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таком качестве он должен обладать наивысшим совершенством... Действующему первоначалу приличествует быть в наивысшей степени актуальным и потому в наивысшей степени совершенным...” (Фома Аквинский. Сумма теологии // Бургош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. С. 148, 149.) “Есть нечто, в предельной степени обладающее и совершенством, и благородством, а, следовательно, бытием: ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени есть”. (Фома Аквинский // Вопросы философии. 1987. №9. С. 163.) 1. Как образуется понятие бытия от сведения бытия к Богу? 2. Что значит, по учению Фомы, быть в наивысшей степени? 3. Какими наивысшими совершенствами обладает Бог как действующая причина? “Совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все ступени совершенства. И одна ступень совершенства состоит в том, что некоторая вещь совершенна и не может выйти из своего совершенства; другая же ступень совершенства состоит в том, что некоторая вещь совершенна, но может из своего совершенства выйти... Совершенство вселенной требует, чтобы были и некоторые вещи, которые могут отступить от своей благости; потому они и в самом деле время от времени делают это. В этом и состоит сущность зла, т.е. в том, чтобы вещь отступала от блага. Отсюда явствует, что в вещах обнаруживается зло, как и порча, ибо и порча есть некоторое зло... Из сказанного выше следует, что нет единичного первичного зла в том смысле, в котором есть единое первичное начало блага... Понятие зла противоречит понятию первичного начала, и притом не только потому, что зло, в согласии со сказанным выше, обусловлено благом, но и потому, что зло не может быть для чего-либо причиной иначе, как акциденциально и потому оно не может быть первопричиной...” (Фома Аквинский. Сумма теологии / Бургош Ю. Фома Аквинский. С. 156, 157, 158.) 1. Возможно ли изначальное существование зла в основах бытия (Боге, природе?) 2. Как зло может стать порождением блага? 3. Случайно или закономерно появление зла во Вселенной? 6. Откровение и разум “Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью... Цель эта не поддается постижению разумом; ...Между тем должно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение... Итак, для того чтобы люди достигли спасения и с большим успехом и с большей уверенностью, необходимо было, чтобы относящиеся к Богу истины Богом же и были преподаны в откровении... ... Священное учение есть наука... Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через откровение... Поскольку мир возник не случайным образом, но сотворен Богом через посредство активного интеллекта, как то будет показано ниже, необходимо, чтобы в божественно уме была форма, по подобию которой сотворен мир. А в этом состоит понятие “идеи”... Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Дабы это стало очевидным, следует иметь в виду, что для продуцирования какой-либо вещи необходим образец, т.е. постольку, поскольку продукт должен следовать определенной форме. В самом деле, мастер продуцирует материи определенную форму в соответствии с наблюдаемым им образцом, будь то внешний созерцаемый им образец или же такой, который зачат в недрах его ума... Эту определенность формы должно возвести как к своему первоначалу к божественной премудрости, замыслившей миропорядок, состоящий в различенности вещей. И поэтому должно сказать, что в божественной премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называем идеями или образцовыми формами в уме Бога...” Фома Аквинский (1225/26-1274) - средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. (Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. М., 1969. С. 824, 826, 827, 836, 838-839.) 1. Какие качества Бога выдвигает на первое место Фома Аквинский? Сопоставьте его модель Бога с моделью Бога Августина Блаженного. 2. Как идея Благости Бога связана у Фомы Аквинского с задачей познания? В чем особенность познания истин, относящихся к Богу? 3. Как объясняет Фома необходимость человеческого познания наряду с божественным откровением? 4. Проследите, как с переориентацией богопоклонения на богопознание изменяется сам стиль теологических трактатов. Сопоставьте страстную проповедь Августина Блаженного и доказывающую теологию Фомы Аквинского. |