Главная страница

Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию


Скачать 3.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
АнкорApreleva_uchebnik.doc
Дата11.02.2018
Размер3.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаApreleva_uchebnik.doc
ТипУчебное пособие
#15438
страница20 из 60
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   60

4. Философия Спинозы



Бенедикт Спиноза (1632-1677) был самым значительным философом XVII века. Главные произведения: "О Боге, человеке и его счастье", "Трактат об усовершенствовании разума" (неоконченный), "Этика", "Политический трактат".

Спиноза, подобно Декарту, стремился построить философию на достоверных началах. Достоверность и строгую доказательность, как считалось в то время, давала математика, поэтому Спиноза берет геометрию с ее аксиомами в качестве формы, в которой можно обосновать философскую систему. Главный свой труд "Этику" он изложил геометрическим способом.

Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного, что называется пантеизмом.

Субстанция обладает двумя главными атрибутами: 1) мышлением и 2) протяжением, распространенностью, посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме ее самой.

От субстанции, представляющей собой необусловленное бытие, Спиноза отличает конечные вещи, для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что они зависят от внешней причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение. Между модусами существуют как внешнее воздействие, так и внешние связи. Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворенная. Модусов существует бесчисленное множество.

Концепция субстанции Спинозы определяет и его концепцию детерминизма, которая вытекает из первой. В мире не существует ничего случайного, так как субстанция характеризуется внутренней необходимостью своего существования. Бог для Спинозы выступает "имманентной, а не внешней причиной всех вещей". Каждая вещь имеет причину в чем-то еще. Тем самым в мире господствует жесткий детерминизм, который понимается Спинозой механически. Он отождествлял причинность с необходимостью, а случайность считал только субъективной категорией.

Спиноза был сторонником жесткого детерминизма во всех областях человеческой деятельности, даже в области аффектов и поведения на основе этих аффектов. Для Спинозы аффект является следствием воздействия окружающих предметов на нас. В "Этике" Спиноза указывает, что тяга ребенка к молоку причинно обусловлена инстинктом самосохранения. Таким же образом Спиноза объясняет и самоубийство: оно обусловлено возникновением аффектов, изменяющих духовную и телесную природу самоубийцы, т.е. человека тянет к самоубийству так же, как в противоположных случаях он детерминирован инстинктом самосохранения. Это приводило Спинозу к фатализму. Он считает, что человек - раб своих страстей, аффектов, поэтому человек не свободен, но затем Спиноза показывает, что человек в состоянии выйти из этого рабства и стать свободным, если составит ясную идею о своих страстях, аффектах, т.е. познает это состояние. В зависимости от познания своих аффектов разные люди, согласно Спинозе, находятся на разной степени свободы.

Спиноза подверг критике понятие свободы воли. Согласно Спинозе, свободы воли как таковой нет, так как человек - частичка природы и представляет собой звено мировой детерминации. Субстанция - это единство свободы и необходимости. Свободен только Бог, ибо все его действия продиктованы своей собственной необходимостью. Человек же часть природы, поэтому он включен в необходимость, но он - существо особого рода, так как кроме протяжения обладает атрибутом мышления, разумом. Тем самым свобода воли человека ограничена, она сводится по сути дела к определенной степени разумного поведения. Свобода и необходимость у человека выступают связанными понятиями, обусловливая друг друга. Спиноза ввел даже понятие свободной необходимости. Одним из самых сильных проявлений свободы он считал стремление к самопознанию. Воля - это разум, полагал Спиноза.

5. Лейбниц и его монадология



Г.Лейбниц (1646-1716) - немецкий философ, пантеистическому монизму Спинозы противопоставил бесконечное число субстанций, названных им монадами (в переводе с греч. "монада" - это "единое" или "единица"). Монада, по Лейбницу, есть нечто простое, неделимое. Но это не материя, ибо материя делима до бесконечности. Наделяя монады влечением и восприятием, Лейбниц мыслил их подобными человеческой душе. Лейбниц пришел к отрицанию материи и замене ее бесконечными собраниями душ.

Бесчисленное множество монад не связано между собой причиной и следствием, они, как выражался Лейбниц, "не имеют окон". И хотя каждая монада отражает Вселенную, но это происходит не потому, что Вселенная воздействует на нее, а потому, что бог дал ей такую природу. Все существует в гармонии и создается видимость взаимодействия. Однако это происходит так же, как работают в одно и то же время двое часов, потому что они работают синхронно. У Лейбница бесконечное число часов, и всем им установлено богом отбивать одно и то же время и в один и тот же момент не потому, что они влияют друг на друга, но потому, что каждые из них являются совершенно точным механизмом. Лейбниц считал, что его теория - монадология - дает доказательство существованию бога. Он ввел понятие предусмотренной гармонии.

Так в понимании Лейбница мир предстал живым и одушевленным, в каждом веществе ему виделось бесконечное множество живых существ - монад. Это вполне совпадает с современным ему представлением о том, что окружающий мир наполнен невидимыми глазу микроорганизмами. Монадология Лейбница явилась своеобразным философским обобщением, предшествующим научному открытию микроскопа. Научные открытия требовали новых воззрений на природу, и ответом на эту потребность явилась монадология Лейбница.

Мы рассмотрели философские концепции наиболее известных рационалистов XVII в. В центре их внимания были проблемы гносеологии, хотя и в тесной связи с онтологическим основанием. Такая форма мышления предшествовала эмпиризму. Если в XVII веке для философии были характерны критика средневековой схоластики и апелляция к разуму, то в дальнейшем критика была направлена против метафизики, которая пришла на смену средневековой схоластике. Вместе с Локком (1632-1704) - английским просветителем - в философии началась критика умозрительных концепций метафизики, которым противопоставлялась эмпирическая теория познания.

Семинарское занятие на тему: Философия Нового времени


1. Общая характеристика социально - исторических и культурных условий формирования философии Нового времени.

2. Основные направления в теории познания Нового времени.

3. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода познания.

4. Дуализм Декарта и идея научного метода. Роль “картезианского сомнения” в познании.

5. Метафизика Спинозы и Лейбница.

6. Французский материализм XVIII века.

Литература для самостоятельного чтения:


Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2-х т. М., 1972. Т.2.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т.3. СПб., 1994.

Гоббс Т. Основы философии. Часть первая// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989.

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

Декарт Р. Рассуждение о методе// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989.

История философии в кратком изложении / Пер. с греч. М., 1994. С. 345-454.

Краткий очерк истории философии. М., 1969. Гл. VI. 7 3 01, 3-6,. Гл. VIII, 73 02.

Лейбниц Г.В. Монадология // Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т.1. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме// Соч. В 4-х т. Т. 2. М., 1983.

Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1995.

Соколов В.В. Западно-европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.

Спиноза Б. Этика // Избранные произведения: В 2-х т. М., 1957. Т.1.

Юм Д. Исследование о человеческом познании// Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1996.

Юм Д. Сокращенное изложение трактата о человеческой природе// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1996.

Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. Ч. 1. М., 1997.

Темы рефератов:


  1. “Теория идолов” Ф. Бекона.

  2. “Монадология” Г. Лейбница.

  3. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.

  4. Философский пантеизм Б. Спинозы. “Этика”.

  5. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

  6. Вольтер в истории французской и мировой культуры.

  7. Э.Б. Кондильяк, П.А. Гольбах и другие просветители.

  8. Механика и натурфилософия И. Ньютона.

Вопросы и упражнения:


1. Объясните пантеизм Нового времени. Как относилась к нему схоластика и почему? Приведите примеры пантеистических учений.

2. Сравните авторитет науки и авторитет церкви. Есть ли отличия? Приведите учения философов, следующих этим авторитетам.

3. Что такое эмпиризм философии Нового времени? Кто следовал этому направлению и в чем это выражалось?

4. Кому принадлежит известное изречение: “Знание - сила”? С какой философской ориентацией оно связано?

5. Что такое теория “двойственной истины”, кем и когда она выдвинута? Какие философы следовали ей и почему?

6. В чем существо разработки индуктивного метода познания, принадлежащей Бэкону?

7. В чем сущность метода “картезианского сомнения”? Какую позицию в вопросах гносеологии занимал его автор?

8. В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона.

9. Кто из мыслителей Нового времени был автором научного метода “Универсальная математика”? Опишите этот метод.

10. Расскройте понятие “субстанция”. Какие учения о субстанции (или субстанциях) Вам известны и в чем они состоят?

11. Объясните, почему концепция Декарта называется дуализмом? Сопоставьте ее с монизмом других учений, известных Вам.

12. Каковы свойства механической картины мира? Какие учения построены на ней? Сопоставьте ее с вещественной картиной мира (по содержанию, по времени возникновения и пр.).

13. В чем состояла метафизика Декарта? Было ли в ней место Богу?

14. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: “Свобода есть осознанная необходимость”? С чем он связан, какую научную основу имеет и традиции какой этической школы продолжает?

15. Объясните сущность пантеизма Спинозы. Сопоставьте с пантеизмом известных Вам учений.

16. Что означает выражение “natura naturans”? Кому оно принадлежало? Свидетельствовало ли оно об атеизме автора?

Практические задания:


1. По произведению Р. Декарта “Начала философии”. (“Мир философии”. Ч.1. С. 25-26.)

а) Какое направление в философии отражает позиция Декарта - эмпиризм или рационализм?

б) Было ли в гносеологии Декарта место религии? Как называется такая позиция в философии?

в) Как Вы сформулируете взгляд Декарта на социальное развитие и место в нем философии?

2. По произведению Ф. Бэкона “Новый Органон” (“Мир философии”. Ч.1. С. 485-491)

а) У кого из философов произведения получили схожее название (“Органон”) и почему? Почему, на Ваш взгляд, Бэкон назвал свою работу “Новый Органон”?

б) Какое направление в философии отражает позиция Бэкона - эмпиризм или рационализм? Приведите подтверждения этому.

3. По произведению Г. Лейбница “Два отрывка о свободе” (“Мир философии”. Ч.2. С. 180-182)

а) Что же, по Лейбницу, основное в природе - свобода или необходимость? Чем подтверждается Ваш вывод?

б) Можно ли отнести Лейбница к механицистам во взглядах на материю? Почему?

в) Каково его отношение к религии? Как оно называется? Почему?


1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   60


написать администратору сайта