Главная страница

Общ. пс. Учеб.пособие Ах.М.Т.. Учебное пособие общая психология Составитель доцент М. Т. Ахильгова


Скачать 344.07 Kb.
НазваниеУчебное пособие общая психология Составитель доцент М. Т. Ахильгова
Дата26.01.2021
Размер344.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОбщ. пс. Учеб.пособие Ах.М.Т..docx
ТипУчебное пособие
#171407
страница5 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Кинестетический аппарат дополняет осязательное и зрительное восприятие и дает возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины, как малых, так и крупных объектов в трех измерениях.

Восприятие времени - отражает длительность и последовательность явлений или событий и зависит от быстроты смены психических процессов. Таким образом, восприятие времени для каждого человека индивидуально, поскольку зависит от субъективных характеристик психики.

Восприятие движения неотделимо от пространственно-временного восприятия, так как любое перемещение объектов, происходит именно в этих измерениях.

Принято различать восприятие движения относительное и безотносительное.

К первому относится одновременное восприятие и движущегося объекта, и некой неподвижной точки, относительно которой перемещается данный объект.

Второе является восприятием движущегося объекта, изолированным от восприятия других объектов. Например, если человек наблюдает за перемещением футбольного мяча или игроков по полю, это относительное восприятие движения, поскольку его зрение фиксирует неподвижные границы поля.

Если же человек, плывущий по морю на яхте, наблюдает за плеском волн или за тем, как ветер гонит облака по небу, такое восприятие движения будет безотносительным – фиксированная точка отсутствует.

Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения.

С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объективное качество, обусловленное особенностями воздействия предметов внешнего мира.

Константность восприятия означает, что воспринимаемый объект не меняет своих характеристик в том случае, когда он удаляется от человека или приближается к нему, нарисован на картине или показан на экране.

Например, зрительный образслона в силу адекватности сознания будет образом крупного животного независимо от того, находится ли слон в непосредственной близости от человека, удален он на какое-либо расстояние или человек видит его по телевизору.

(Разумеется, речь в данном случае идет о взрослом человеке, который в своем опыте имеет зрительный образ слона. Маленький ребенок, не имеющий достаточного опыта восприятия, увидев на картинках одинакового размера слона и мышь, не составит адекватного представления без дополнительной информации.) Если не существует нарушений сознания, то зрительный (в данном случае) анализатор верно оценит перспективу, фон, на котором находится объект, и мозг даст адекватное представление о нем.

При расстройстве же восприятия константность может исчезнуть. Так бывает, например, при галлюцинациях. Кроме этого, может возникать искаженное восприятие. Это бывает при намеренном создании иллюзий – приеме, которым пользуются иллюзионисты, используя зеркала, соответствующее освещение и иное, или при спонтанно возникающих иллюзиях, когда при неясном освещении пенек можно принять за животное, или в дремотном состоянии раскаты грома могут быть восприняты как орудийные залпы.

Возникновение спонтанных иллюзий восприятия зависит от многих факторов: личного опыта, культурных традиций, социальной среды, преобладающего окружающего природного ландшафта в местности, где проживает человек. Например, иллюзии европейцев и африканцев или жителей города и деревни будут существенно разниться в силу вышеуказанных факторов.
Теории восприятия.

Возникновение первых воззрений на природу восприятия относится еще к античным временам. Например, Платон считал, что все предметы являются материализацией идей Творца. А восприятие предметов и возникновение их образов являются воспоминанием бессмертной души, которая до своего воплощения также находилась в мире этих идей. Идеалистический подход древнего мыслителя к воззрениям на психику и процесс восприятия впоследствии не нашел развития в психологической науке.

В процессе формирования психологии стал преобладать ассоцианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология – одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главным объяснительным принципом психической жизни являлось понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком. Он означает связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различные виды трактовки ассоциативной психологии были даны Дэйвидом Гартли, Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом.

В начале XX в. в противовес механистическому ассоциативному подходу к психике и восприятию как ее базовой функции была сформирована школа гештальтпсихологии (1910г). Понятие гештальта – целостного образа – легло в основу воззрений данной школы. Но концепция этой школы относительно процесса восприятия также оказалась нежизнеспособной, хотя и сыграла большую роль в преодолении механистичности ассоциативного подхода.

Гештальтпсихология приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды. Таким образом, согласно воззрениям этой школы сознание не является объективной функцией психики, основанной на адекватном отражении окружающего мира. Восприятие отрывается от внешнего мира, воспринимается как категория субъективного идеализма. Оно лишается какой бы то ни было объективности.

Другой шаг в преодолении ассоцианизма был сделан М. И. Сеченовым. Благодаря нему параллельно с развитием концепции гештальта развивалась рефлекторная концепция психики, которая в настоящий момент принята за основу многими зарубежными психологическими школами. Рефлекторная концепция отражения является компромиссом между механистическим материализмом ассоцианистов и субъективным идеализмом представителей гештальтпсихологии.

Согласно ей восприятие не является механическим процессом, но также и не представляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий мира. Восприятие есть процесс в своем роде творческий. В нем совокупно сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта.

В своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов (1863) предоставил теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организма и внешней среды. А в своей работе «Элементы мысли» он написал о процессе восприятия так: «Организм без его внешней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

В середине прошлого века в отечественной психологии был сформулирован деятельностный подход к изучению психики. Одним из основных его авторов являлся академик А. Н. Леонтьев. Данный подход характеризуется тем, что каждое психическое явление рассматривается в связи с деятельностью человека.

Процесс восприятия неразрывно связан с деятельностью. На каждой стадии онтогенеза (индивидуального развития) человек обладает ведущим типом деятельности. В формировании любого типа деятельности на каждом возрастном этапе непосредственно участвует процесс восприятия.

Кроме того, с расширением сфер деятельности восприятие качественно меняется. Это взаимовлияние схоже с взаимовлиянием восприятия и научения. Здесь необходимо разделить два понятия.

В психологии существуют два термина, являющихся синонимами термина «восприятие». Они взяты из латинского языка и введены в терминологический аппарат психологии именно для того, чтобы сделать акцент на различии двух типов восприятия.

Это термины «перцепция» и «апперцепция».

Перцепция – непосредственное восприятие объектов окружающего мира.

Апперцепция – восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей.

Различают устойчивую апперцепцию, зависящую от сформировавшихся качеств личности, таких как мировоззрение, убеждения или верования, образование, и апперцепцию временную, зависящую от ситуативного психического состояния.

1.ОЩУЩЕНИЯ И ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
[ Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное: «ничто не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении». Но ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать , обобщать, конкретизировать, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления и мышление составляют познавательные процессы].

Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением.

В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Информация о внешнем мире может попадать в головной мозг, т.е. перерабатывающий ее центр, только через сенсорную систему, которую можно поэтому считать воротами сознания. Сенсорная клетка ( рецептор ) преобразует стимул ( воздействие ) в короткие ритмические электрохимические

импульсы. Затем их поток передает по нервным путям в различные переключательные станции ЦНС, где эти импульсы, переходя с одного нейрона на другой, синтезируются и «декодируются» в систему данных о характере внешнего воздействия.

Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных конкретных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на наши органы чувств в данный момент.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих НС, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если кора мозга временно отключается ( с помощью наркоза или наркотиков ), то человек не может осознанно реагировать даже на сильную боль.

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического ( рецепторного ), передающего ( проводникового ) и центрального ( мозгового ).
Периферический ( рецепторный ) отдел анализаторов составляют все органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма ( в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, а мочеполовых органах ). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение.

Рецепторы могут находиться на поверхности тела ( экстерорецепторы ) и во внутренних органах и тканях ( интерорецепторы), реагируют на изменения, происходящие внутри организма ( ощущение голода, жажды …).

С деятельностью интерорецепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприорецепторы, находящиеся в мышцах и сухожилиях, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, и участвуют в определении свойств, качеств объектов.

Т.о., периферический отдел анализаторов выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата.

Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

ХАРАКТЕРИСТИКИ АНАЛИЗАТОРОВ
1. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя – есть « порог ощущений».

Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, интенсивность которых меньше, человеком не ощущаются.

Верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Интервал между нижним и верхним порогами ощущений – «диапазон чувствительности».
2. Дифференциальный разностный порог – наименьшее изменение в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком. Величина разностного порога пропорциональна интенсивности сигнала - ( закон Вебера ).

Для зрительного анализатора – К = 0, 01, для слухового – К = 0,1. Благодаря этому порогу мы постоянно улавливаем небольшие изменения параметров внешней и внутренней среды: степень освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, вибрации. Пороги всех ощущений индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически, относительно стабильны, хотя и испытывают большие возрастные колебания.
3. Оперативный порог различимости сигналов – точность и скорость различения достигают максимума. Он в 10-15 раз выше дифференциального порога.


  1. Интенсивность ощущения ( Е ) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя ( J ) – закон Вебера – Фехнера ) – Е = klogJ + c.

  2. Временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений.

Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя.

Острота зрения – способность глаза различать мелкие детали предметов. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл.мин. Минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога не менее 15 угл.мин ( для предметов простой формы ).

Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, – не менее 30-40. Объем зрительного восприятия – число объектов, которые человек может охватить в течение одного взгляда ( при предъявлении не связанных объектов – 4-8 элементов ).

6. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно ( инерция зрения = 0,1 – 0,2 сек. ). Поэтому время действия сигнала должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного = 0,2-0,5 сек. Иначе замедляется скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.
7. Органы чувств могут менять свои характеристики, приспосабливать к изменившимся условиям – адаптация ощущений. Напр., при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в 10-ки раз. Полная зрительная адаптация может занять 40 минут, может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает; при адаптации к свету вначале воспринимаются ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные.

Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз. Скорость и полнота адаптации разных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость - при обонянии, в тактильных ощущениях и медленная – зрительная и слуховая адаптация.

Наименьшая степень адаптации – боль ( это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью ).
ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ,

( классификация ощущений )
Наиболее используемой является классификация ощущений, предложенная англ. физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:
1. Интерорецептивные ( органические ), сигнализирующие о том, что происходит в организме ( ощущение голода, жажды, боли, насыщения, комплекс половых ощущений ).
2. Экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную рецепцию– ( зрение, слух, обоняние – ориентировка в ближайшей среде) и контактную- ( вкусовые, болевые, тактильные ощущения).

Наиболее древняя - органическая ( прежде всего – болевая ) чувствительность, затем появились контактные ( тактильная ) формы. И самые эволюционно молодые – слуховые и особенно зрительные системы рецепторов.

3. Проприорецептивные ощущения – их рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
МОДАЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ
По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные (85 % всей внешней информации), слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, господа.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей ( электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки.

Палочки позволяют видеть при тусклом, слабом освещении: они имеют очень высокую чувствительность к свету, но не различают детали и цвета.

Колбочки, напротив, отвечают за четкое цветное видение и хорошо работают при ярком свете. С их помощью мы можем видеть около 5 миллионов разных цветов и оттенков, но имеем названия только для 150-200 из них.

Благодаря слуховым ощущениям ( дистантные ) человек слышит речь, общается с другими людьми. Раздражителями для этих ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают высоту звука ( амплитуду ), которая зависит от частоты колебаний звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн.
Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы. К слуховым ощущениям примыкает и вибрационная чувствительность, которая отражает колебания упругой среды. Этот вид чувствительности называют « контактным слухом». Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. Отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма.

У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. [ Звуки возникают, когда некоторые действия, напр., удар, заставляют некоторые предметы, напр., барабан, вибрировать. Эти вибрирующие объекты толкают молекулы воздуха, и в результате изменяется воздушное давление. Изменения давления порождают колебания воздуха, имеющие форму синусоиды.

Звуковые волны с большой амплитудой – это громкий звук, с маленькой – низкий. Слышание возможно, когда мозг превращает синусоидные волны в слуховые ощущения. Звуковая волна проникает в ухо, отражается от тканей и слуховых косточек в среднем ухе и превращается в колебание жидкости во внутреннем ухе.

Эти колебания стимулируют крошечные волосковые клетки, которые трансформируют воздействие в нейронный импульс. Он поступает в слуховую часть мозга, где обрабатывается. Мозг подбирает подходящий ответ на воздействие, напр., уши, когда кто-то скребет ногтем по доске ].

Обонятельные ощущения (дистантные) отражают запахи окружа- ющих предметов обонятельными клетками в верхней части носовой полости.

Это наиболее примитивное чувство, которое появилось как необходимое

для поиска пищи. Запах – это химические молекулы, перемещающиеся в воздухе. Когда они сталкиваются с мембранами микроскопических волосков в носу, рецепторы посылают в мозг нервные импульсы. Они попадают в обонятельную луковицу, часть мозга, которая отвечает за анализ и интерпретацию сигналов о запахе.
Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или в воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба различают ощущения сладкого, кислого, горького и соленого.

В группу контактных ощущений входят вкусовые, кожные ( болевые, тактильные, температурные ) ощущения.
[Вся пища растворяется слюной, а вкус – это отдельные молекулы этой пищи. Вкусовые рецепторы, расположенные на верхней поверхности языка, сообщают во вкусовой центр мозга, какие молекулы присутствуют во рту. Напр., в случае ожога языка горячим супом наша способность различать вкус временно нарушается. Но вкусовые почки, в которых находятся рецепторы, имеют удивительную способность к регенерации (восстановлению) – они обновляются каждые несколько дней. Вкус – наиболее уязвимое из наших чувств].

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная ( ощущения прикосновения), температурная ( ощущения холода и тепла), болевая.

Система тактильной чувствительности ( ощущения давления, прикосновения, фактурности, вибрации ) охватывает все человеческое тело.

[Фактура - лат. строение; особенность отделки или строения поверхности какого-либо предмета]. Наибольшее скопление клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание. Если прикоснуться к поверхности тела, а затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение.

Т.о. тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют яркий эмоциональный тон.

Температурные ощущения связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к

холоду спина, наименее – грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие изменения положения тела относительно земли могут приводить к головокружению.

Особое место занимают интерорецептивные ощущения (органические ), которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют об их функционировании. Эти ощущения образуют органическое чувство ( самочувствие ) человека. К ним относят чувство голода, жажды, насыщения, комплексы болевых и половых ощущений.

Лекция № 3. Память как высшая психическая функция
Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем.

К этим процессам, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание (или следообразование), сохранение, узнавание, припоминание (воспроизведение), забывание.

В соответствии с современными представлениями нейрофизиологии и биохимии все явления памяти осуществляются либо путем изменения активности электрического возбуждения биопотенциалов соответствующих нейронов (кратковременная память), либо, при более длительных изменениях, на биохимическом уровне – в молекулах РНК и ДНК (долговременная память).

Память, как и любая высшая психическая функция, связана с индивидуальными психическими свойствами личности. Кроме этого, существует взаимодействие мнемических процессов с такими индивидуальными качествами человека, как опыт, знания, навыки, умения. Связь эта двусторонняя, поскольку память, с одной стороны, зависит от этих качеств, с другой – сама способствует их дальнейшему развитию.

Рассмотрим более подробно мнемические процессы .

Запоминание – запечатление в сознании следа какого-либо объекта. В данном случае под объектом запоминания понимаются и предметы окружающего мира, и события, и идеи, и взаимосвязи между ними, и их языковое отображение, и эмоциональный фон, соответствующий объекту, т. е. любое проявление жизнедеятельности человека является объектом запоминания. Этот процесс является первым в цепочке мнемических процессов – он необходим для любого последующего проявления памяти.

Запоминание может быть механическим или смысловым ( логическим ).

Первый тип осуществляется путем многократного повторения мнемического материала. Ну, например, это могут быть зубрежка таблицы умножения, многократное повторение иностранных слов при изучении языка или повторение последовательности каких-то движений, скажем танцевальных, для запоминания хореографической композиции.

Смысловой тип запоминания появляется тогда, когда мнемический материал связан с мышлением. Основное значение в этом типе имеют логический ход мысли и ассоциативность структуры материала. Часто используются одновременно оба типа запоминания – при заучивании какого-либо материала, например лекций, или при учении наизусть текста роли. Чем более в процессе запоминания задействованы смысловые образования, тем дольше объект сохранится в памяти. Поэтому современные методики обучения стараются избегать механической зубрежки и как можно более задействовать логику и ассоциации.

Надо отметить важную роль, которую в процессе запоминания играют мотивы мнемической деятельности. Виды таких мотивов могут быть различными. Например, Э. Харлок исследовал воздействие поощрения на процесс запоминания. Он установил, что в экспериментальной группе, в качестве мотивации которой было поощрение (в виде похвалы), продуктивность значительно выше, чем в контрольных группах, где хорошие результаты никак не поощрялись.

В. Симс и Дж. Малер изучали влияние мотивации соревнования на продуктивность запоминания. Качественные и количественные характеристики запоминания оказалось наиболее высоким в ситуации личностного первенства.

Еще одним из основных мотивов, повышающих параметры запоминания, является уровень притязаний испытуемых.

Опыты и исследования, проведенные отечественными психологами П. И. Зинченко и З. М. Истоминой, подтвердили существенную роль мотивации при запоминании, однако установили, что одни и те же мотивы у разных испытуемых могут оказывать абсолютно различное влияние на данный процесс.

Следующим в цепочке является процесс сохранения. Объект может сохраняться в сознании бессрочно, а может быть забыт со временем. Это зависит и от способа запоминания, и от важности объекта для конкретной личности, и от частоты последующих воспроизведений этого объекта.

Вернемся к упомянутым примерам. Если танцевальная композиция представляет собой некий сюжет, а каждое движение служит развитием сюжета и передачей образа, то артист сохранит ее в памяти значительно дольше, чем когда эта композиция является набором не связанных общей логикой движений.

В то же время длительность сохранения этой композиции зависит и от частоты ее исполнения. Так же и с ролью, и с учебным материалом. Даже будучи в свое время логически осмысленными, но затем более не применяемыми, знания быстро сотрутся из памяти. А примером действия ассоциативности на сохранение материала может послужить изучение языка. Механическое прослушивание записи иностранных слов значительно менее эффективно, чем обучение при помощи ассоциирования их в какие-либо логические связки, наглядных пособий и живого общения.

Из вышесказанного ясно, что процесс забывания неизбежно присущ человеческой памяти. Мы не можем хранить всю информацию, которая когда-либо была запечатлена в нашем сознании. Часть ее забывается за ненужностью. Кроме того, существует процесс вытеснения из сферы сознания неприятной, травмирующей информации. Таким образом, резко негативная эмоциональная окраска информации для данного субъекта также является фактором забывания.

Следующий процесс памяти – узнавание. Под этим термином понимают проявление памяти при повторном восприятии объекта. Простейший пример – узнавание по внешности или по голосу знакомого вам человека.

Процесс воспроизведения или припоминания отличается от узнавания тем, что объект вспоминается без повторного восприятия, т. е. вы можете просто воспроизвести в памяти внешность или голос знакомого. Ну и, разумеется, сюда же относятся более сложные формы воспроизведения – припоминание изученного материала, последовательности движений, нюансов какого-либо события вашей жизни и т. п. Психологи считают, что воспроизведение возможно даже при вытеснении некоего объекта из сознания в подсознательную сферу. Такое «извлечение» воспоминания может быть проведено, например, при гипнотическом воздействии на человека.

У каждого человека существуют различные виды памяти .

Три основные группы – это образная, эмоциональная и словесно-логическая память.

Образная память разделяется на несколько подвидов в соответствии с типом анализатора, создающего след (в данном случае запечатлеваемый образ). Такими подвидами являются зрительная, слуховая, моторная, обонятельная, осязательная, вкусовая память. В зависимости от степени развития того или иного анализатора у каждого человека некоторые подвиды образной памяти преобладают над остальными. Редко встречаются случаи, чтобы все анализаторы были развиты одинаково.

Образная память тесно связана с видом деятельности человека. Так, для художника наиболее важной является зрительная память, для музыканта – слуховая, для человека, владеющего боевыми искусствами, – моторная, и т. п. Например, Моцарт и некоторые другие композиторы могли после единственного прослушивания безошибочно воспроизвести самые сложные музыкальные произведения. А такие художники, как Левитан, Айвазовский, Васнецов обладали изумительной зрительной памятью, позволяющей им писать свои знаменитые картины не только с натуры, но и по памяти.

Преобладание того или иного вида памяти не обязательно определяет профессию. Просто, например, люди с преобладанием зрительной памяти лучше воспринимают материал, когда читают его, а не когда прослушивают. Для того чтобы, скажем, выучить наизусть стихотворение, им удобнее читать его, а не слушать. Попытка воспринять текст одновременно еще и на слух ухудшает качество запоминания, поскольку при подключении слухового анализатора в данном случае происходит торможение зрительного.

Как особый вид зрительной памяти выделяют эйдетическую память. «Эйдос» в переводе с греческого означает «вид, образ». Развитой эйдетической памятью наделены немногие люди, называемые эйдетиками. Они обладают уникальной врожденной способностью, взглянув бегло на какой-либо объект, в точности воспроизвести все детали.

Например, взглянув на дом, который они видят впервые, и сразу отвернувшись или закрыв глаза, они могут в точности рассказать, сколько у него окон, какие из них освещены, на каких балконах сушится белье, какие занавески на каждом из окон и т. п.

Таким образом, здесь происходит моментальное запечатление объекта при помощи одного только зрительного анализатора. Считается, что способности к эйдетическому способу запоминания можно до некоторой степени развивать путем тренировки. Но это касается людей с преобладающим зрительным типом памяти. Да и в этом случае результаты не достигнут способностей, проявляемых эйдетиками.

Эмоциональный (или аффективный) вид памяти заключается в запоминании, сохранении, узнавании, воспроизведении эмоций и чувств, когда-либо пережитых человеком. Как правило, толчком для воспроизведения объектов эмоциональной памяти являются воспоминания о событиях, которые вызвали данные эмоции. Ведь всякое значительное или незначительное событие нашей жизни сопровождается целой гаммой эмоций.

Кроме того, эмоциональная окраска воспоминаний позволяет им дольше сохраняться. Чем более сильные эмоции запомнились в связи с каким-либо событием или объектом, тем легче будет воспроизвести хранящийся в памяти образ. Отсюда следует вывод, что эмоциональная память неразрывно связана с образной. Ведь эмоции связаны не только с событиями жизни. Они могут быть вызваны музыкальным произведением, картиной, запахом, вкусовым ощущением, чувством голода или боли.

Если мы остались равнодушны к какому-либо музыкальному произведению, вряд ли нам удастся воспроизвести его в сознании. Если какое-то полотно вызвало у нас волнующую и сильную гамму чувств, мы наверняка запомним его надолго. Точно так же мы скорее и ярче запомним и впоследствии сможем распознать тот запах, который вызвал у нас восхищение или отвращение, чем тот, который не пробудил никакой эмоциональной реакции.

Эмоциональная память особенно важна для людей творчества, представителей различных видов искусства. Это связано с тем, что они по роду своей деятельности – будь то живопись, литература, музыка или что-то еще – обязаны наиболее ярко воспроизводить образы. А в этом лучшим помощником является эмоциональная память.

Словесно-логический вид памяти характеризуется тем, что информация сохраняется в словесной форме и объединяется в смысловые блоки, которые связаны цепочкой ассоциаций. Таким образом, материалом словесно-логической памяти может служить лишь прочитанная или услышанная информация.

В ходе онтогенетического развития человека происходит смена способов запоминания, и в процессе взросления и овладения логическим мышлением все большее значение приобретает именно словесно-логическая память.

Новое слово в представление о памяти внесла когнитивная психология . Это одно из ведущих течений зарубежной психологии, основанное в середине прошлого столетия. Представители этого течения проводили аналогию между познавательными процессами, в частности памятью человека, и процессами переработки, хранения и актуализации информации в вычислительных устройствах.

На основании этой аналогии они сделали вывод, который был воспринят и дополнен отечественными психологами. Он заключается в том, что функция памяти имеет две подсистемы – долговременную память и кратковременную. Впоследствии стали выделять еще оперативную память.

Долговременная память обеспечивает сохранение информации на длительное время – от нескольких часов до нескольких десятилетий. Проводя аналогию с компьютером, можно сравнить эту форму памяти с жестким диском, объем которого не безграничен, но, тем не менее, позволяет хранить основную необходимую информацию и обращаться к ней в случае надобности. У человека объем долговременной памяти очень велик.

Однако количество запоминаемой информации в течение жизни неизмеримо больше. Поэтому для того, чтобы сохранялось максимальное количество информации, она должна быть хорошо структурирована. Это означает, что необходима осмысленная интерпретация всякого вновь поступающего мнемического материала, увязывание его в одну систему с уже имеющимся. Простого механического повторения недостаточно для сохранения информации в долговременной памяти.

Кратковременная память служит для удержания на некоторое время данных, поступающих либо от органов чувств – для передачи в долговременную память, либо из долговременной памяти в оперативную – для того, чтобы работать с этими данными. Она представляет собой начальную стадию переработки информации.

Таким образом, можно сказать, что долговременная память отвечает за процесс хранения информации, а кратковременная начинает работать в момент запоминания, узнавания или воспроизведения.

Оперативная память представляет собой процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации для достижения конкретной цели в некий промежуток времени. И оперативная, и долговременная память в процессе своего формирования проходят стадию кратковременной.

Выделяют также сенсорную память как отдельную подсистему. Под ней подразумевается процесс удержания продуктов сенсорной информации, полученной от органов чувств, до того, как они поступают в кратковременную память. Это удержание длится очень короткое время – менее секунды.

Та сенсорная информация, которая фиксируется за этот промежуток времени сознанием, поступает в кратковременную память. Упомянутый выше эйдетический вид памяти по своей форме является именно сенсорной памятью. У эйдетиков она в значительной степени развита.

При экспериментальном исследовании памяти предметом рассмотрения становятся отдельные ее составляющие. Это могут быть, например, объем оперативной памяти, характеристики произвольного запоминания, точность сохранения образов и т. п.

Аномалии памяти заключаются чаще всего в ее ослаблении. Ослабление памяти носит название «гипомнезия».

Гипомнезия может быть временной, возникшей в связи с усталостью, перегруженностью информацией, болевыми синдромами, ситуацией сильного эмоционального потрясения. При устранении этих факторов память возвращается к норме без психотерапевтического вмешательства. Может она принимать и более устойчивые формы – при невротических и некоторых соматических расстройствах.

В таком случае функция памяти возвращается постепенно после излечения таких расстройств. Здесь, как правило, без помощи или хотя бы рекомендаций психотерапевта не обойтись. Кроме того, необходимо применение ноотропных средств – лекарственных препаратов, восстанавливающих и поддерживающих функции головного мозга.

Гипомнезия может наблюдаться при алкогольном психозе. Это известный в психиатрии синдром Корсакова (открыт русским психиатром С. С. Корсаковым в 1897 г.) – нарушение памяти на ближайшие события при сохранении ее на события прошлые. Данный синдром наблюдается также у старых людей, страдающих атеросклерозом сосудов головного мозга: события далекого прошлого, своей молодости, зрелого возраста такие люди помнят прекрасно, но не могут припомнить, что делали вчера или час назад.

Помимо гипомнезии, существует амнезияполная потеря памяти. Она в основном бывает вызвана травмами головного мозга.

Различают ретроградную амнезию, когда человек не может вспомнить ничего из той части жизни, которая предшествовала заболеванию, и антероградную амнезию – выпадение из памяти всего, что было после травмы. Бывает также частичная амнезия – потеря только одного вида памяти при сохранении остальных.

Существует еще одна аномалия памяти – гипермнезия. В отличие от ослабления памяти, здесь, наоборот, происходит усиление возможностей припоминания. У некоторых людей гипермнезия на те или иные виды памяти бывает врожденной, у некоторых – патологической, появившейся в результате травм мозга, на фоне высокой температуры или воздействия каких-либо психотравмирующих факторов.

Проявляется патологическая гипермнезия в том, что память удерживает огромное количество ненужных и несущественных деталей. Причем такое проявление является непроизвольным и не зависит от уровня интеллекта.

Врожденная же гипермнезия характеризуется сознательной возможностью удерживать в памяти значительно большее количество информации, чем это доступно обычному человеку. Людей с феноменальной памятью называют мнемонистами. Об одном из таких людей, обладающем уникальными способностями к запоминанию, написал известный российский психолог А. Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти».

Взаимодействие памяти и деятельности заключается в зависимости типа запоминания от его включенности в структуру деятельности. Будучи психическим процессом, происходящим на фоне какой-либо деятельности, запоминание определяется особенностями этой деятельности. По признаку включенности в деятельность запоминание делится на два типа – произвольное и непроизвольное.

Основной характеристикой любой человеческой деятельности является направленность. Следовательно, взаимосвязь запоминания и деятельности прежде всего характеризуется зависимостью запоминания от характеристик направленности.

Направленность деятельности представляет собой осознанное намерение достичь той или иной поставленной цели. Намерение, таким образом, является основой сознательной деятельности человека, стремлением достичь желаемого результата в соответствии с намеченной программой действий.

Направленность на запоминание какого-либо материала называется мнемической направленностью.

Она делится на следующие виды: направленность на полноту, точность, последовательность, прочность запоминания. Иногда эти виды выступают в совокупности, иногда отдельно – в зависимости от конечной цели деятельности.

Например, при заучивании текста наизусть необходимы все четыре вида. А, скажем, при переработке информации, целью которой является составление о каком-либо объекте собственного мнения, необходимы преимущественно направленность на точность и полноту, а последовательность и прочность запоминания не важны.

Итак, если целью деятельности является сознательное запоминание материала, то в этом случае запоминание является произвольным. Если же мнемическая задача не ставится, а запоминание является побочным эффектом деятельности, то это – непроизвольное запоминание. В чистом виде два этих типа запоминания встречаются не так часто. Обычно один из типов преобладает, но к нему примешивается и второй.

Непроизвольное запоминание непосредственно связано с процессом научения на ранних стадиях онтогенеза, так как процесс накопления жизненного опыта происходит путем неосознаваемого, т. е. непроизвольного, усвоения информации об окружающем мире. На более поздних стадиях онтогенеза в процесс научения вплетается и произвольное запоминание. Это происходит тогда, когда человек уже способен к целеполаганию в деятельности.

В опытах, проведенных академиком А. А. Смирновым, известным российским специалистом в области исследования памяти, наблюдается следующая закономерность – с возрастом показатель эффективности непроизвольного запоминания относительно уменьшается. Это объясняется тем, что продуктивность непроизвольного запоминания определяется в первую очередь интенсивностью интеллектуальной активности, необходимой для выполнения деятельности.

Дети прикладывают значительно больше усилий для выполнения какой-либо деятельности. Взрослым же людям в силу умственного развития требуется значительно меньшая интенсивность интеллектуальной активности, поэтому доля непроизвольного запоминания с возрастом уменьшается.

Развитие и тренировка памяти являются основной прикладной задачей исследований в области памяти. В современной психологии существует большое количество авторских методик, направленных на расширение возможностей запоминания текстовой, звуковой, образной и других видов информации.

Наиболее актуальными являются методики повышения эффективности в запоминании словесного материала в текстовой или устной форме. Это связано с тем, что наибольшую часть информации, связанной с обучением, развитием, адаптацией в социуме, мы получаем в словесном виде – при чтении учебных пособий, художественной литературы, прессы, при прослушивании лекций, радиопередач, при общении с людьми и т. д.

В качестве примера повышения эффективности запоминания словесной информации можно упомянуть одну из самых известных методик – методику алгоритмизации словесного материала. Она применяется для улучшения запоминания научных и научно-популярных текстов, публицистики, устных докладов и выступлений, а также для повышения скорости чтения.

Первым этапом является отделение существенной информации от несущественной; второй этап – отделение в существенной информации главной мысли от второстепенных мыслей; третий этап – «сжатие» главной мысли до слова-образа для формирования «ключа» для дальнейшего воспроизведения информации всего текста.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта