Общ. пс. Учеб.пособие Ах.М.Т.. Учебное пособие общая психология Составитель доцент М. Т. Ахильгова
Скачать 344.07 Kb.
|
Аристотель ( 384-322 гг. до н.э.) в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Он говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум ), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него. Помимо философов, свое представление о душе имели и теологи. Согласно теистическим воззрениям душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Пантеизм определял душу как индивидуальное проявление единой духовной субстанции (микрокосм как отражение макрокосма). Итак, знания о душе, безусловно, накапливались, но в то же время возникал спор о терминах. Борьба идеалистического и материалистического представлений о душе перетягивали данную отрасль знания в сферу то богословия, то естествознания. Но ни та, ни другая сфера не могла дать полного представления о человеке. Только в позапрошлом столетии сформировались четкие представления о предмете психологии, ее собственная методология и категориальный аппарат (набор основных понятий). Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. е. уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных свойств. Под церковным влиянием, характерным для Средневековья (5 в.– 1 пол. 17 в. ), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия ( Фома Аквинский ). Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном ( мистическом ) опыте. В Средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях организма как одной из основ психики. Отметим арабских мыслителей 1Х-Х11 вв. – Авиценну и Аверроэса. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» ( 1590 ). С ХП века начинается новая эпоха в развитии психологического знания ( умозрительная ). Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. В Новое время Рене Декарт ( 1596-1650 ) предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. Он считал, что между душой человека и его телом полнейшее различие: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило психофизическую проблему: как связаны между собой телесные и психические процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской ( причинностной ) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Барух ( Бенедикт ) Спиноза ( 1632-1677 ). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции ( материи ). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Готфрид Лейбниц ( 1646 -1716 ), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных множеств малых перцепций ( восприятий ). Из них возникают сознательные желания и страсти. В Х1Х в. немецкий философ Христиан Вольф ввел термин «эмпирическая психология», принцип которого состоит в наблюдении за конкретным, психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Джон Локк ( 1632-1704 ) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Основателем ассоциативной психологии в 18в. стал английский врач и священник Дэйвид Гартли ( 1705 – 1757 ). По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» ( чувствований ) посредством их ассоциации. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 80-х годах ХХ века. Создавались спец. научно-исследовательские учреждения с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта(1832-1920 ), создателя первой в мире психологической лаборатории (1879 ). В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Последователь Вундта - американский психолог Эдвард Титченер ( 1867- 1927 ), основатель структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания ( ощущений, образов, чувств ) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется наблюдением субъекта за актами собственного сознания. Основные направления психологии Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного – ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни. Бихевиоризм – направление американской психологии (1913 г.), отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. Формулу S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон. Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями. Гештальтпсихология (1910 г.) (гештальт (нем.) – форма, конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальтпсихологии: фигура и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней. Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: Абрахам Маслоу. Пирамида потребностей человека – самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии: 1) человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален; 3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире= главная психологическая реальность; 4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциалами непрерывного развития и самореализации; 6) человек обладает определенной степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ В РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Основоположником отечественной научной психологии считается Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психол. процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову (1862-1936), который создал в России психологический институт (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857-1927). В 1885 г. он организовал экспериментальную психологическую лабораторию в России. Усилия Ивана Петровича Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Значительный вклад в развитие психологии ХХ века внесли ученые Л.С. Выготский (1896-1934), А.Н. Леонтьев (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я. Гальперин (1902-1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях ( мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний ( интрапсихический ) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в развернутом виде программу в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого. А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» ( интериоризации) высших форм орудийно - знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психол. науки – нейропсихологии. П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы ( от восприятия до мышления включительно ) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий ( образов, понятий ). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения. Лекция 2. Психика. Особенности психического отражения Традиционно под психикой понимают свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности активно и адекватно отражать реалии окружающего мира в их связях и отношениях Психическое отражение не является зеркальным механическим пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т .е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями; это субъективное избирательное отражение объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективного мира». Психику нельзя сводить просто к НС, хотя НС является одним из органов психики. При нарушении деятельности НС страдает, нарушается психика человека. Тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности психики. Хотя головной мозг – это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир. Человеческая психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе и душа, если ребенок изолирован от других людей. Только в процессе общения и взаимодействия с другими у ребенка формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у него ничто человеческое ни в поведении, ни в психике не появляется ( феномен Маугли ). Психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, формирующиеся у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Специфически человеческие качества ( сознание, речь, труд и т.д. ), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика включает в себя, по меньшей мере, три составляющих: - внешний мир, природу, ее отражение ( полноценная деятельность мозга) ; - взаимодействие с людьми; -активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. Отражаемое (весь мир) - Отражающая система - Отраженное ( психические явления ) СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТИ Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики. Психическое отражение зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления ( одну и ту же информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать совершенно в различном ракурсе, думая при этом, что его восприятие самое верное ). Восприятие мира двояко: репродуктивное ( сфотографирование вещи, требующее активное участие ума ) и созидательное ( сознательное постижение реальности, оживляя и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности своих мыслительных и эмоциональных процессов). Удельный вес каждого вида восприятия не одинаков. Иногда один из видов восприятия атрофируется. Относительная атрофия созидательной способности проявляется в том, что видимо на поверхности ( видит детали, но не целое, видит деревья, но не лес), но не способен проникнуть внутрь, в сущность ), т.е. фотографически воспроизводит окружающий мир в своем уме. Но, с другой стороны, человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности, ( в результате тяжелой психической болезни – психоза – потому его называют психотик ) – безумен. Он живет в своем мире. Когда человек видит предметы, не существующие реально, а целиком являющиеся продуктом его воображения, случаются галлюцинации. Т.е. оба неадекватно, искаженно воспринимают мир. Болезнь «психотика», утратившего контакт с реальностью, такова, что он не может функционировать социально. Болезнь «реалиста» обедняет его как человека. |