Философия науки. Учебное пособие очерки по истории и философии науки уровень магистратуры (издание второе) хабаровск, 2018 Содержание
Скачать 178.81 Kb.
|
Раздел II.ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИЛекция 1. Философия науки как фундаментальная науковедческая дисциплина. Три подхода к анализу науки. Потребность в особом виде знания, направленном на науку, т.е. наука о науке возникает тогда, когда в самой науке накапливаются острые проблемы, не разрешимые средствами частных научных дисциплин. В эти моменты научное сообщество прибегает к услугам философии, как к виду знания, который, одновременно, и является наукой (обладая стройной системой понятий и способами доказательства), и не является ей, поскольку выходит за рамки предметной соотнесенности, оперирует только абстракциями самых высоких порядков (философскими категориями). Можно выделить несколько периодов, когда философия науки внезапно становилась преобладающей формой философского знания и одним из главных интересов ученых. Во-первых, это период становления науки, как особой формы знания (XVI – XVII вв.). В этот период именно через философию была обоснована возможность науки, границы ее применения, принципы научной деятельности и метод научного познания. В это время, именно в лоне философского знания и опираясь на него, наука делает первые шаги. Симптоматично, что первое научное учреждение – академию наук – в Новое время создает философ и первый министр Британской короны Френсис Бэкон. Во-вторых, это период, когда наука начинает тяготиться «диктатом метафизики», стремится отделить себя от философии (начало XIX в.). Однако этот порыв привел к появлению в рамках науки «собственной философии» – позитивизма. Появившись, позитивизм не только последовательно разграничил область действия философии и науки, но и смог приступить к решению важных проблем в русле самой науки. Как соотносится специализированное знание внутри отдельной научной дисциплины и общее знание человека о мире? Насколько утилитарным (непосредственно, пригодным к хозяйственному использованию) должно быть научное знание? Что является критерием научности знания? На эти и другие вопросы пытались дать ответ позитивисты XIX – XX веков. Но, в 60-е годы ХХ столетия оказалось, что «изгнать» философию из науки, даже посредством особой философии – позитивизма – невозможно. В это время возникает новая философия науки, вновь поднимающая главный вопрос: как возможна наука? Она стремится выявить неявные и нерефлексируемые основания научных теорий, их философские предпосылки. Эта, новая философия науки и существует до настоящего времени. Что же общего у этих разных философий? Почему мы объединяем их в единую дисциплину? Для ответа на этот вопрос, определим предмет философии науки. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции развития науки, как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их исторической изменчивости и рассматриваемых в изменяющемся социокультурном контексте. Иными словами, философия науки – это философская дисциплина, рассматривающая общие принципы функционирования науки в обществе, в процессе познания человеком мира. Но и наука – явление сложное. Можно выделить, по крайней мере, три типа понимания науки, каждый из которых предполагает собственную направленность исследования. Наука, как способ познания мира, форма когнитивной (познавательной) деятельности людей. Наука, как особая форма мировоззрения, возникающая в исторически конкретный период в связи со специфическими социокультурными условиями. Наука, как особый социальный институт со своими нормами, стандартами поведения, системой распознавания «свой/ чужой» и т.д. В первом случае предметом исследования становится научный тип рациональности, отличие научного и ненаучного знания, формы развития науки, цели и возможности научного познания мира, как таковые. Научный тип познания, связанная с ним система выдвижения гипотез, аргументация, способ делать выводы и т.д. относятся к этой сфере рассмотрения. В рамках этого подхода определяется логика построения научного исследования, его описание и презентация. Здесь научное знание противопоставляется знанию интуитивному (озарению, вере, откровению), обыденному знанию, философии, как не-предметному знанию о мире, форме категоризации, а не изучения реальности. Во втором варианте наука рассматривается в ряду таких форм мировоззрения, как мифология и религия. Определяются ее отличия от этих форм мировоззрения, собственные мировоззренческие принципы науки (познаваемость мира, соответствие чувственных данных и действительности, объективность полученных данных и т.д.). Мифология – древнейшая и наиболее устойчивая форма мировоззрения. Она возникает, практически. вместе с современным видом человека и сохраняется до настоящего времени. Религия – катастрофическая форма мировоззрения, возникающая или становящаяся ведущей в эпоху социальных потрясений (Падение Римской империи, Юстинианова чума, Черная смерть). Если мифология устанавливает связи между видимым и невидимым миром (заклинания, ритуалы), то религия просто отрицает существование, точнее реальность видимого мира (морок). В свою очередь, наука предполагает отсутствие невидимого (не фиксируемого) мира. Третий подход к науке анализирует формы социального взаимодействия в рамках науки. Что значит – «известный ученый»? Чем обусловлено карьерное продвижение в науке? Что такое научная школа и как стать ее лидером? На эти и подобные вопросы отвечает изучение науки, как социального института. Каждое из этих направление – специфично. В то же время, только в совокупности они образуют философию науки – одно из ведущих и важнейших философских направлений современности. Лекция 2. Этапы развития науки: классический, неклассический и постнеклассический этап. Развитие научного знания проходит несколько этапов, каждый из которых обладает собственной спецификой, собственным представлением о смысле деятельности ученого, о смысле и механизмах развития самой науки. Огромный период времени от VI – V вв. до н.э. до XVI – XVII вв. н.э. охватывает этап «пред науки», предварительного накопления данных, зарождения отдельных методов исследования, появления ярких догадок о природе мироздания. Более или менее научными в этот период можно назвать гуманитарное знание. Математические откровения Пифагора, атомистические прозрения Демокрита были жестко встроены в мифологические (мировоззренческие) концепции той эпохи и стали научными только тогда, когда их прочли ученые XVII столетия. Гуманитарным наукам повезло больше. В них возникла острая необходимость. Дело в том, что священные для греков и индийцев тексты были написаны на языке, который к V веку до н.э., не говоря уже о более позднем времени стал малопонятен. Необходимо было перевести и прокомментировать поэмы Гесиода и Гомера, Рамаяну и Махабхарату. Так, формируется сообщество людей профессионально занятых переводами, комментариями к текстам, тем, что позже назовут филологией. Создание древний империй, обоснование их «права» на захват стало толчком к описанию «варварских народов» и прошлого и настоящего – истории. Конечно, «история» в текстах Геродота или Тацита существенно отличается от современных исторических трудов, но именно Геродота именуют «отцом Истории». Средние века не снизили востребованности этих специалистов, лишь одели их в рясы. Ведь священные тексты вновь оказались написанными на древних и не понятных языках (греческом, древнееврейском, латыни). Необходимость комментировать заповеди стала источником расцвета логики, а крестовые походы и связанная с ними миссионерская деятельность – географии. Однако только радикальный слом Средневековья, острейший кризис средневекового хозяйства и религиозного мировоззрения дал толчок к развитию науки как таковой. Становление мировой торговой системы было приостановлено страшной эпидемией чумы («черная смерть»). Почти половина работников физически исчезла. С наступлением «малого оледенения» резко снизился объем сельскохозяйственного производства. Наступает эпоха голода. Ответом на этот вызов стало производство машин и становление капиталистических отношений (промышленная революция). Именно массовое индустриальное производство, постоянное инновационное развитие дало возможность Европе не только пережить Апокалипсис позднего Средневековья и становления Нового времени, но и выйти на лидирующие позиции в мире. Развитие капиталистических отношений потребовало иного знания, нежели традиционное богословие, философия или филология, знания прикладного и естественного, знания не о спасении души, а о «видимом мире». Это и стало толчком для первой научной революции, связанной с трудами Н.Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона), и рождения науки. Возникает комплекс проблем, который и стал толчком для появления новой профессии и новой формы деятельности. Во-первых, вопреки устойчивому представлению, инновации далеко не всегда (точнее, очень редко) встречаются одобрительно, поскольку вырывают человека из зоны комфорта. Традиционно, инновации легитимировались с помощью сакральных институтов (жрец, священник). Эта легитимация была достаточно эпизодической. Для периода становления науки постоянный поток инноваций был критически важным для всего социума, обеспечивал его выживание. Потому и понадобился социальный институт не просто порождающий новое знание (инновацию), но и обладающий достаточным авторитетом (сакральным – способ построения «Царствия Божия на земле»), чтобы внедрить их в повседневность. Здесь формируется важнейшая функция науки – легитимизация инноваций. Но существовала и иная – политическая – проблема. Любая инновация на своем уровне меняет расстановку сил в обществе. Новый тип горючего разоряет владетелей прежнего ресурса, новый тип вооружения выводит на лидерские позиции новое государство и т.д. Соответственно, возникла необходимость в особом социальном типе, который бы производил и внедрял инновации, но сам их не использовал. Этим типом и стал представитель новой профессии – ученый. На такой основе были организованы первые академии. Именно в этот период (XV – XVII века) происходит выделение науки, как особой формы познания мира. Выделяются формы социального бытия науки, ее легитимизации в глазах общества, принципы научной рациональности, базовые представления о научности. В этот период в качестве ключевых параметров науки выделились: объективность, сравнимость, измеряемость и воспроизводимость результатов исследования; жесткое противопоставление истинности и ложности, здравый смысл, как критерий истинности научного исследования. Эти принципы с незначительными изменениями просуществовавшие до конца XIX столетия стали основой классического этапа развития научного знания. Основным типом знания в этот период выступает естественнонаучное знание (физика, химия, биология, астрономия и т.д.). Поскольку новая цивилизация, возникшая после Апокалипсиса в средневековой Европе, была ориентирована на производство машин, то ведущей формой знания становится механика. По матрице механики выстраивается и картина мира с ее статичностью, линейными причинно-следственными связями, обязательностью Бога в качестве перводвигателя (изначального механика). Но по мере развития науки на первый план выходит эволюционизм (изменчивость). На смену физической (механической) картине мира приходит биологическая. Соответственно, первая предполагала мир устойчивым и неизменным, вторая делала акцент на изменяемости и развитии естественных природных процессов. Возникшие в этот период общественные науки (экономика, социология, политология), инициированные Великой французской революцией, связанные со стремление гармонизировать общественные отношения, изгнать из Европы «призрак коммунизма», первоначально мимикрируют под естественные (настоящие) науки. Отец социологии О. Конт называет новую науку «социальная физика». Однако вторая научная революция (произошедшая в конце XIX – начале ХХ столетия и связанная с создание теории относительности и квантовой механики) существенно изменила сами принципы научной рациональности и научности как таковой. Оказалось, что наличие субъекта («наблюдателя») необходимый элемент научной объяснительной модели. Соответственно, абсолютная объективность, понимаемая как бессубъектность, знания терпит ущерб. Не менее остро воспринималось научным сообществом то, что две теории одного и того же объекта могут не только противоречить друг другу, как в классический период, дополнять друг друга. Наряду с классическим линейным детерминизмом (одна причина – одно следствие) возникает вероятностный детерминизм (совокупность причин с различной степенью вероятности могут вызвать ряд следствий). Логические критерии научного знания (кодифицированный здравый смысл) все более дополняются экстралогическими – простота, когерентность, красота и т.д. Такие изменения знаменовали собой новый – неклассический – этап развития науки. Этот этап обогатил науку новыми, более сложными объяснительными схемами, позволил рассмотреть новые классы объектов. Следующий этап развития науки – постнеклассический – начинается в 60-е годы ХХ столетия. Причин его появления несколько. Это кризис логического позитивизма, как способа «очистки» научного знания от иного («метафизики»). Это мощнейшее анти сциентистское движение охватившее мир, в связи с выводами «Римского клуба» о неизбежности экологической катастрофы. Это дальнейшая специализация научного знания, приведшая к тому, что даже исследователи из смежных научных областей перестали понимать друг друга. Поскольку же результаты смежных исследований они должны были применять и использовать, но не могли оценить их истинность, многократно возрастает риск ошибки. Возникает острая потребность в рефлексии над основаниями научного знания. Переопределения его границ, пересмотра представлений о целях и механизмах развития научного знания, о границах науки и не науки. Этот период и привел к превращению философии науки из вспомогательной философской дисциплины в ведущее направление научного исследования. Лекция 3. Понятие системы. Типы систем. Системный подход. Синергетика. Основные принципы и методологическое значение. Системность и системный подход одно из важнейших новаций, появившихся в науке второй половины XIX века. Свойства системы - не просто сумма свойств ее элементов, а нечто новое, присущее только системе в целом. Например, молекула воды. Сам по себе водород, два атома которого образуют данную систему, горит, а кислород (в нее входит один атом) поддерживает горение. Система же, образовавшаяся из этих элементов, вызвала к жизни совсем иное, а именно - интегративное свойство: вода гасит огонь. Наличие свойств, присущих системе в целом, но не ее частям, определяется взаимодействием элементов. К основным понятиям традиционно относят следующие: система, элемент, структура, функция. Рассмотрим эти понятия вместе с несколькими основными вспомогательными понятиями. Система (греч. systema - целое) - объединение некоторого разнообразия в единое и четко разделенное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места. Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними. Целостность системы - означает, что все ее составные части, соединяясь вместе, образуют уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами. Подсистема - наибольшая часть системы, которая обладает определенной автономностью, но в то же время подчинена и управляется системой. Структура (от лат. - строение, расположение, порядок) - относительно устойчивая система связей элементов, образующих целое (вещь). Иногда структуру определяют как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Функция- роль, назначение отдельного элемента в системе, а также системы в целом. Элемент (от лат. elementum - стихия, первоначальное вещество) - такой составной компонент предмета, который может быть и безразличен к специфике этого предмета. Это определение означает минимальный, далее уже неделимый компонент в рамках системы. Элемент является таковым лишь по отношению к данной системе, в других же отношениях он сам может представлять сложную систему. Устойчивые связи элементов определяют упорядоченность системы. Порядок - определенное расположение элементов в пространстве или их последовательность во времени. Существуют два типа связей между элементами системы - по «горизонтали» и по «вертикали». Связи по «горизонтали» - это связи координации между однопорядковыми элементами. Они носят коррелирующий характер: ни одна часть системы не может измениться без того, чтобы не изменились другие части. Связи по «вертикали» - это связи субординации, т.е. соподчинения элементов. Они выражают сложное внутреннее устройство системы, где одни части по своей значимости могут уступать другим и подчиняться им. Вертикальная структура включает уровни организации системы, а также их иерархию. Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Эти основные понятия имеют много граней, могут рассматриваться применительно к различным уровням организации природы и вследствие этого определяются многими разными способами. Эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулу воды, радикально меняют свои обычные свойства). Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация - последовательное включение систем нижних уровней в системы все более высоких уровней. Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включению систем разных уровней друг в друга любой элемент любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. В Новое время понятие «система» разрабатывалось многими выдающимися философами и учеными. Философия Гегеля практически целиком основывается на системном подходе к самым разным явлениям в природе и обществе. Однако в настоящее время разработанные ими представления практически утратили свое значение, поскольку в середине XX в. новый виток естественных наук придал данному понятию более глубокий смысл, повысив его онтологический «статус». То есть «системы», которые рассматривались в Древнем Мире и в Новое время (вплоть до начала XX в.), относятся к гносеологии. «Система» в тот период развития научного знания являлась идеальным объектом и сводилась к развитию конкретных схем мышления методами прежде всего логики. Согласно современным представлениям теория систем тесно связана с понятием «организация». Первая попытка определить, что такое организация, привела к идее целесообразности, а идея целесообразности, в свою очередь, заключает в себе идею цели. Каждый организм имеет свою «цель» и устроен в соответствии с нею. В настоящее время общепринятым является определение, сформулированное Дж. Клиром: «система - это множество элементов, находящихся в отношениях или связях друг с другом и образующих целостность или органическое единство». Общая теория систем» и «системный подход» - это не синонимы. Общая теория систем является наукой, формулирующей закономерности и принципы, общие для самых различных областей познания. Системный подход - методологией, в основе которой лежит исследование объектов как систем. Теория систем начинается с классификации систем. Часто выделяют три типа систем: дискретный (корпускулярный), жесткий и централизованный. Первые два типа являются крайними, или предельными. Системы, относящиеся к «дискретному» типу, состоят в основном из подобных элементов, не связанных между собой непосредственно, а объединенных только общим отношением к окружающей среде. Жесткий тип систем можно рассматривать как противоположный дискретному. Часто эти системы отличаются повышенной организованностью по сравнению с простой суммой их частей и тем, что обладают совершенно новыми свойствами. Разрушение одного отдельного органа губит всю систему. Централизованный тип систем содержит одно основное звено, которое организационно, но не обязательно геометрически, находится в центре системы и связывает все остальные звенья или даже управляет ими. Кроме того, различают простые, сложные и сверхсложные системы, отличающиеся по количеству, разнородности, и способу организации элементов. Выделяют так же открытые и закрытые системы по критерию наличия/ отсутствия обмена информацией с внешней средой. Теория систем привела к появлению общего системного подхода, согласно которому Вселенная в пределах космологического горизонта представляет собой самую крупную из известных науке систем. В процессе своего развития Вселенная создает определенные подсистемы, характеризующиеся различными масштабами, открытостью и неравновесностью. Вместе с тем считается, что изучение сложнодинамической системы требует сопряжения трех плоскостей ее исследования: предметной, функциональной и исторической. Применение системного анализа предполагает реализацию следующих этапов исследований (или методологических требований). 1. Выделенные элементы первоначально берутся сами по себе, вне исследуемого целого, в том виде, в каком они существуют в качестве самостоятельного материального образования. 2. Исследуется структура устойчивых связей, возникающих между элементами в результате их взаимодействия. 3. Структура становится системой координат для дальнейших исследований. Таким образом, поведение каждого элемента целостного объекта, его воздействие на другие элементы следует объяснять не из него самого, а из структуры целого, учитывая расположение всех других элементов, их взаимосвязь, качественные и количественные характеристики. Наиболее сложные типы систем сегодня рассматриваются в рамках особой разновидности системного подхода – синергетики. Синергетика (от греч. synergetike - содружество, коллективное поведение) - наука, изучающая системы, состоящие из многих подсистем самой различной природы; наука о самоорганизации простых систем и превращения хаоса в порядок. При этом под самоорганизацией понимается появление определенного порядка в однородной массе и последующего совершенствования и усложнения возникающей структуры, т.е. образование структуры происходит не за счет внешнего воздействия, а за счет внутренней перестройки. Самоорганизация, по определению автора науки, немецкого физика Германа Хакена, - спонтанное образование высокоупорядоченных структур из зародышей или даже из хаоса, спонтанный переход от неупорядоченного состояния к упорядоченному за счет совместного, кооперативного (синхронного) действия многих подсистем. Согласно синергетике в сложных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях может возникать особый тип организации и развития, когда равновозможными оказываются несколько линий. Такая точка, после которой возможны различные сценарии развития, получила название точка бифуркации. Каждая из возможных линий развития – аттрактор. Система «ищет» свой оптимальный способ организации. В этой ситуации сильное воздействие разрушает систему, ведет к ее упрощению, тогда как совокупность слабых воздействий может вывести систему на один из устойчивых аттракторов – линий развития. Системный подход стал важнейшим этапом развития науки. Появление же синергетики позволило включить в него элементы, традиционно считающиеся асистемными, хаотическими. Хаос оказывается не отрицанием системы, а ее наиболее сложным видом. Лекция 4. |