Главная страница

Учебное пособие Омск Издательство Омгту 2010 удк 004. 4 (075) ббк 32. 973018я73 ч 49 Рецензенты


Скачать 1.07 Mb.
НазваниеУчебное пособие Омск Издательство Омгту 2010 удк 004. 4 (075) ббк 32. 973018я73 ч 49 Рецензенты
АнкорABC_Pascal.doc
Дата15.02.2017
Размер1.07 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаABC_Pascal.doc
ТипУчебное пособие
#2721
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Российской Федерации




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»


Ю. П. Чернов, О. П. Шафеева


ПРОГРАММИРОВАНИЕ

в системе Pascal ABC

Учебное пособие

Омск

Издательство ОмГТУ

2010

УДК 004.4 (075)

ББК 32.973-018я73

Ч 49
Рецензенты:

В. И. Стариков, канд. техн. наук, доцент ОГИС;

С. С. Ефимов, канд. техн. наук, доцент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Чернов, Ю. П.

Ч 49 Программирование в системе Pascal ABC: учеб. пособие / Ю. П. Чернов, О. П. Шафеева. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 100 с.
ISBN 978-5-8149-0897-1
Пособие включает теоретический материал с описанием элементов языка и системы программирования Pascal ABC, а также примеры разработки алгоритмов и программ на языке Паскаль для задач разного уровня сложности. Рассмотренные схемы проектируемых алгоритмов позволяют облегчить усвоение материала студентами.

Учебное пособие предназначено для изучения языка программирования высокого уровня Паскаль в дисциплинах «Информатика», «Основы алгоритмизации и программирования», «Алгоритмические языки и программирование», «Программирование на языке высокого уровня».

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета


УДК 004.4 (075)

ББК 32.973-018я73

ISBN 978-5-8149-0897-1 © ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010



ВВЕДЕНИЕ

Наиболее распространенным в настоящее время языком программирования для компьютеров серии IBM PC является Паскаль. Это язык высокого уровня, отличающийся простотой синтаксиса, структурированный и удобный для начального обучения программированию.

Учебная система программирования Pascal ABC (автор  С.С. Михалкович [1]) представляет собой диалект стандартного языка Паскаль.

Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на студентов младших курсов. По мнению разработчиков этой системы, первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным и иметь богатые и современные библиотеки подпрограмм.

К достоинствам системы Pascal ABC следует отнести то, что она позволяет:

  • программировать на языке Паскаль, подобном Delphi Pascal, включая объектно-ориентированные расширения;

  • работать с графикой;

  • создавать событийные приложения.

Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Некоторые языковые конструкции допускают, наряду с основным, упрощенное использование, что позволяет использовать их на ранних этапах обучения.

К важнейшим достоинствам пакета Pascal ABC относится соответствие стандартному Паскалю, быстрая компиляция программ, объединение компилятора с текстовым редактором, предупреждение об ошибках на уровне исходной программы, обширная библиотека подпрограмм и полезные расширения, упрощающие программирование. Начинающему программисту целесообразно начинать изучение языка и среды именно с этого пакета.

Компилятор Pascal ABC является компилятором переднего плана (front- end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде .exe -файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора. В итоге скорость работы программы оказывается медленнее скорости работы этой же программы, откомпилированной в среде Borland Pascal или в среде Borland Delphi. Однако на современных компьютерах это практически не ощущается.

Название "Pascal ABC" относится к интерактивной системе программирования, состоящей из компилятора языка и объединенного с ним экранного редактора. Интерактивность системы проявляется в основном в удобстве редактирования и обработки ошибок, обнаруженных в исходных текстах программ. Запуск программ в этой системе происходит на уровне исходных текстов. Высокая скорость компиляции приводит к тому, что переход от исходного текста к исполняемой программе происходит очень быстро. Это значительно сокращает цикл трансформации программ от редактирования к компиляции и исполнению программ.

Система Pascal ABC включает в себя как язык программирования, так и инструментальную среду, предназначенную для написания, отладки и исполнения программ. Язык характеризуется расширенными возможностями по сравнению со стандартом языка Паскаль и хорошо развитой библиотекой модулей, позволяющих использовать возможности операционной системы, формировать графическое изображение и т.д. Инструментальная среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и оперативно их исправлять, тестировать и выполнять отлаженную программу. Среда включает также большой объем справочной информации.

В настоящем учебном пособии описаны синтаксические правила и основные возможности языка, работа в интегрированной среде. Практические приемы программирования продемонстрированы на примерах решения конкретных задач.

Пособие подготовлено с учетом опыта чтения лекций и проведения авторами лабораторных занятий в компьютерном учебном центре ОмГТУ. В первую очередь пособие предназначено для студентов университета и представляет теоретическое руководство по программированию как в среде Pascal ABC, так и в средах Free Pascal и Turbo Pascal.

1. СИСТЕМА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL ABC
Процесс выполнения задачи на компьютере включает ряд обязательных этапов: набор текста программы и запись его в именованный файл на дис­ке; компиляция программы с обнаружением и исправлением синтаксических ошибок; тестирование; устранение семантических и алгоритмических оши­бок; непосредственное выполнение программы с заданием реальных значе­ний и получением результатов. Максимальные удобства для подготовки и отладки программ при программировании на Паскале предоставляет специ­альная интегрированная среда (совокупность взаимосвязанных сервисных программных средств, обеспечивающих всестороннюю поддержку процесса разработки программ) [1–3]. Умелое использование возможностей среды позволяет значительно упростить этапы проектирования, тестирования и отладки программ.

Система программирования Pascal ABC представляет собой единство компилятора языка программирования Паскаль и инструментальной программной оболочки, называемой средой. Среда предоставляет необходимые сервисные услуги и способствует повышению эффективности процес­сов разработки, отладки и испытаний программ, что облегчает труд программиста.
1.1. Структура меню среды

Управление средой осуществляется с помощью системы последователь­но разворачивающихся меню. Меню фиксирует некоторое текущее состояние диалоговой среды и предлагает несколько альтернативных путей перехода из этого состояния. Каждое конкретное меню реализуется в виде окна с текстом. Содержащиеся в меню альтернативы команд называют опциями.

Вызов системы производится запуском на исполнение файла PascalABC.EXE. После входа в среду в верхней строке экрана появляется главное меню (рис. 1): Файл Правка Вид Программа Сервис Помощь.


Рис. 1
Главное меню включает оглавление разделов меню (подменю). В них сгруппированы близкие по своему роду команды, условное название раздела для кото­рых находится в главном меню:

Файл  работа с файлами и выход из системы;

Правка  операции редактора текстов и поиска;

Вид  работа с окнами в системе;

Программа  выполнение и отладка программы;

Сервис  вызов вспомогательных функций;

Помощь  обращение к справочнику системы.

Выбор раздела главного меню может быть осуществлен указателем мыши либо перемещением к соседней кнопке с помощью горизонтальных стрелок на клавиатуре ПК. В каждом из случа­ев происходит вывод окна меню, содержащего опции раздела. Выбор опции меню производится аналогично выбору раздела главного меню (клавишами с вертикальными стрелками) и может привести к вызову подменю следующего уровня или окна диалога. В случае ошибочного выбора опции для возвращения на высший уровень меню необходимо нажать клавишу Esc или кнопку Отмена.

Выбор опции из раздела главного меню может быть ускорен одновременным нажатием сочетания клавиш Ctrl и условной буквы меню в произвольный момент подготовки программы. Например, при выборе команды поиска достаточно ввести с клавиатуры Ctrl-F.

Для ускорения процесса выбора часто используемых опций меню можно пользоваться специальными кнопками инструментальной панели.
1.2. Команды редактора Pascal ABC

Для создания и редактирования текстов программ предназначен текстовый редактор системы Pascal ABC. Режим редактирования автоматически уста­навливается сразу после загрузки Pascal ABC: в окне редактора появляется кур­сор.

В нормальном режиме работы редактора (режим вставки) каждый вновь вводимый символ «раздвигает» текст на экране, смещая вправо остаток строки. Редактор также может работать в режиме наложения новых симво­лов на существующий старый текст: в этом режиме новый символ заменяет символ, на который указывает курсор. Для перехода к режиму наложения необходимо нажать клавишу <Insert>. Повторное нажатие этой клавиши восс­тановит режим вставки.

Все команды редактора условно можно разделить на команды перемещения кур­сора, команды удаления/вставки, команды работы с выделенными блоками.

Среди команд перемещения курсора наиболее часто используются сле­дующие:

Pg Up  на страницу вверх; Home  в начало текущей строки;

Pg Dn  на страницу вниз; End  в конец текущей строки;

Ctrl-HOME  в начало программы; Ctrl-END  в конец программы.

Команды удаления и вставки

INS – включить (отключить) режим вставки;

Back space  стереть символ слева от курсора;

Del  стереть символ справа от курсора или выделенный фрагмент;

Ctrl-Y  удалить строку, на которой располагается курсор;

Ctrl-T  удалить слово справа от курсора;

Enter  вставить новую строку.

Для выделения текста блока применяются следующие команды:

Shift-<стрелки>  выделить фрагмент текста;

Ctrl-A  выделить всё.

Редактор позволяет также обрабатывать выделенные фрагменты текста. Выделение текста выполняется обычными средствами: “мышью” или клавишами Shift со стрелками. Команды редактора находятся в меню Правка (рис. 2).


Рис. 2
Для записи подготовленного текста на диск достаточно нажать кла­виши Ctrl-S или обратиться к разделу меню Файл и опции Сохранить.

Рекомендуемым способом загрузки файлов является выбор раздела Файл и затем опции Открыть. После этих действий на экране появляется диалоговое окно, в котором с клавиатуры необходимо задать имя файла и нажать клавишу Enter. Если файл с таким именем сущест­вует, то в редакционном окне появится содержимое данного файла для дальнейшего редактирования. Если файла с таким именем нет, то редакци­онное окно будет очищено и можно вводить требуемый текст, который при записи на диск (клавишами Ctrl-S) в дальнейшем будет занесен в файл с дан­ным именем. Ускоренное создание нового файла реализуется через раздел Файл (Ctrl-N) и опцию Новый. В этом случае файл не имеет имени и при записи его на диск запрашивается имя файла для сохранения.

1.3. Правила оформления программ

Набор текста программы производится с клавиатуры. После заполне­ния очередной строки следует нажать на клавишу , чтобы перевес­ти курсор на следующую строку.

Каждое предложение программы рекомендуется начинать с новой стро­ки. Предложение можно продол­жить в следующей строке (без введения каких-либо знаков переноса или продолжения). Предложение в языке Паскаль может начинаться с любой позиции строки, однако при на­боре программы следует придерживаться единых для всех программ правил оформления текста.

Признаком хорошего стиля программирования является применение отступов в строках при оформлении текстов программ, поскольку они дела­ют программу более наглядной.

Так, объявления (const, type, var и т.п.) и слова begin - end, определяющие тело главной программы, выравниваются по левому краю текста. Все предложения внутри любой пары операторных скобок begin - end записываются с отступом на определенное число позиций по отношению к первой букве слова begin (end).

Предложения тела цикла обычно выравниваются по расположению управляющей переменной цикла в заголовке. В конструкции if-then-else с одинаковых позиций (в разных строках) записываются слова then и else, в операторных скобках  слова begin и end. Предложения внутри подпрограмм записываются тоже с отсту­пом от левого края текста программы.

Программирование на языке Паскаль в соответствии с изложенными правилами именуется структурным программированием.

Важными моментами при написании программы являются выбор имен (идентификаторов) и оформление полученных результатов. При введении обозначений следует отдавать предпочтение мнемоническим (смысловым) именам, а не именам типа х, y, z, которые совершенно не информативны. Результаты программы должны иметь наглядный вывод: сопровождаться за­головками и сообщениями, поясняющими смысл выводимых величин.

Кроме того, сделать программу более наглядной позволяет включение в ее текст комментариев. Комментарии рекомендуется помещать в начало программы и в начало крупной программной единицы (подпрограммы, вложен­ных циклов и т.п.) и выделять пустыми строками или особо важные заклю­чать в рамку.

1.4. Компиляция и исправление синтаксических ошибок

После подготовки текста программы необходимо ее откомпилировать, связать с библиотекой стандартных процедур и функций, загрузить в оперативную память и передать ей управление. Компиляцией называется трансляция программы, записанной на исходном языке, в объектный модуль и создание в результате исполняемого файла.

Вся эта последо­вательность действий называется исполнением программы и реализуется в разделе Программа командой Выполнить (F9). Вызов команды Выполнить приводит к компиляции и исполнению программного модуля, находящегося непосредственно в редакционном окне (рис. 3). Кроме этого система Pascal ABC позволяет выполнять пошаговую компиляцию и исполнение со входом в подпрограмму (F7) или без входа в подпрограмму (F8), а также исполнение программы вплоть до строки программы, в которой находится курсор, с помощью клавиши F4.


Рис. 3
Этап компиляции позволяет определить наличие или отсутствие синтаксических ошибок в программе. При их обнаружении среда автоматически загружает в окно редактора исходный файл и помещает курсор в ту строку программы, при компиляции которой найдена ошибка.

Во многих случаях такие ошибки возникают из-за неправильного на­бора текста на клавиатуре, пропуска запятых, двоеточий и т.п. Найден­ная ошибка исправляется программистом, и производится повторная компиляция программы.

Если в программе нет синтаксических ошибок, то далее производится тестирование программы, в процессе которого выявляются семантические и алгоритмические ошибки [4, 5]. Тестирование включает подготовку тестов (специальным образом подобранных наборов входных данных, для которых заранее просчитан результат), его прогон и сравнение полученных результатов с эталонными (тестовыми). Число тестовых наборов должно быть достаточным для слежения за ходом выполнения программы по всем ее ветвям и проверки свойств, характеристик и функций (спецификаций) проектируемой программы. Кроме того, необходимы наборы, контролирующие допустимые значения для исходных данных и предельные значения для результатов.
1.5. Этапы подготовки и решения задач на компьютере

Практика программирования показывает, что решение прикладных, инженерных, экономических и научных задач на ЭВМ сложный и трудоемкий процесс, состоящий из следующих этапов.

1. Постановка задачи состоит в четком изложении условия задачи и определении подзадач.

2. Физический и математический анализ. Анализируется, существует ли вообще решение данной задачи и единственно ли оно. Подбирается математический аппарат, и строится математическая модель для решения задачи. Выбирается метод или методика решения (составляются формулы, определяются правила, связывающие эти формулы).

3. Этап алгоритмизации. На основании выбранного метода и конкретных методик с учетом возможностей ПК разрабатывается алгоритм и строится его схема. Этот этап заключается в разложении вычислительного процесса на возможные составные части, описании содержания каждой такой части, установлении порядка их следования, которые определят структуру программы, т. е. разрабатывается укрупнённый алгоритм решения задачи и проверяется возможность реализации выбранного метода. Подобное расчленение алгоритма на составные части называется структуризацией.

4. Этап программирования. Выбирается язык и (или) система программирования, и в соответствии с алгоритмом разрабатывается программа на конкретном языке программирования.

5. Отладка программы итестирование. Отладка программы состоит в обнаружении и исправлении ошибок, допущенных на всех этапах проектирования программы. Синтаксические ошибки обнаруживаются компилятором, который выдаёт сообщение об ошибке и её месте (в основном это ошибки в написании операторов) при компиляции. Алгоритмические ошибки или смысловые (семантические) обнаруживаются в результате тестирования.

6. Решение задач на компьютере.

7. Обработка результатов решения задач. Производится анализ результатов, строятся таблицы, графики, делаются выводы.

Дополнительно могут присутствовать такие этапы, как описание структуры программы, описание структур данных, оптимизация программы, этап документирования.

Готовая программа в компьютере проходит следующие стадии:



Различают следующие системы подготовки и выполнения программы:

1) компилирующего типа (статистическая подготовка) (СИ, ПАСКАЛЬ);

2) интерпретирующего типа (динамическая подготовка).

В системах компилирующего типа сначала для всей программы готовится загрузочный модуль, который затем выполняется, т.е. подготовка и выполнение разделены во времени.

В системах интерпретирующего типа последовательно читается, транслируется и сразу же выполняется оператор за оператором (БЕЙСИК).
1.6. Словарь основных терминов

Трансляция  преобразование программы, представленной на одном языке программирования, в эквивалентную форму на другом языке.

Компиляция  трансляция программы с исходного модуля в объектный модуль (или на язык низкого уровня, близкого к машинному языку).

Редактирование связей (компоновка)  сборка программы с другими модулями и стандартными подпрограммами, приводящая к изменению порядка размещения, формата и содержимого данных.

Загрузка  пересылка программы с внешнего носителя данных в основную (оперативную) память и из основной в регистровую.

Исходный модуль  это текст программы, записанный на языке высокого уровня.

Объектный модуль  это программа после компиляции (в машинных кодах с относительными адресами).

Абсолютный модуль  это программа в машинных кодах с подсоединёнными к ней подпрограммами, настроенная на выполнение в заданной области оперативной памяти.

Компилятор – программное средство, выполняющее компиляцию программы.

Транслятор  программа или специальное технические средство, выполняющее трансляцию программы.

Интерпретатор  вид транслятора, осуществляющего пооператорную (покомандную) обработку и выполнение исходной программы.

Редактор связей  программа, предназначенная для построения одного загрузочного модуля из одного или более независимо транслируемых объектных или загрузочных модулей.

Загрузчик  обрабатывающая программа, выполняющая загрузку абсолютного модуля в основную память по установленным адресам.


2. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ PASCAL ABC
2.1. Алфавит языка

Алфавит языка включает буквы, цифры, шестнадцатеричные цифры, специальные символы и зарезервированные слова.

1. Буквы  это прописные и строчные буквы латинского алфавита (они не различаются, если не входят в строковые или символьные вы­ражения).

2. Арабские цифры  это цифры от 0 до 9.

3. Шестнадцатеричные цифры, значения которых заключены в [0..15]: первые десять записываются цифрами от 0 до 9, остальные шесть  латинскими буквами 10 – А, 11 – В, 12 – С, 13 – D, 14 – E, 15 – F (или a, b, c, d, e, f).

4. Символ подчеркивания.

5. Символ пробела.

6. Специальные знаки:

а) знаки операций + - * / = > < <> := <= >=

б) разделители и ограничители . " , ; ' ( ) [ ] @ $ # ^

в) составные символы (* *) (. .) ..

Составные символы и составные знаки операций пробелами разделять нельзя.

7. Основные резервированные (ключевые) слова языка Паскаль:

AND (логическая операция «И»), ARRAY (массив), BEGIN (начало), CASE (случай), CONST (константа), DIV (деление нацело), DO (делать), DOWNTO (уменьшая к), ELSE (иначе), END (конец), FILE (файл), FOR (для), FUNCTION (функция), GOTO (идти к), IF (если), IN (в), LABEL (метка), MOD (остаток от деления), NIL (пустая ссылка), NOT (логическая операция «НЕ»), OF (из), OR (логическая операция «ИЛИ»), PROCEDURE (процедура), PROG­RAM (программа), RECORD (запись), REPEAT (повторять), SET (тип-множество), SHL (сдвиг влево), SHR (сдвиг вправо), STRING (строка), THEN (то), TO (увеличивая к), TYPE (тип), UNIT (модуль), UN­TIL (до тех пор пока), USES (использовать), VAR (переменная), WHILE (начало цикла с предусловием), WITH (оператор присоединения), XOR (логическая операция «исключающее ИЛИ»).
2.2. Константы

В программе обрабатываются некоторые данные, которые представляют собой постоянные (константы) или переменные величины.

В качестве констант в Pascal ABC используются целые, вещественные, шест­надцатеричные числа, логические константы, символы, строки символов, конструкторы множеств, признак неопределенного указателя.

Целые константы записываются в естественной форме со знаком или без него, т.е. +1, 120, -35, 0 и т.п.

Вещественные числа записываются в форме основной вещественной константы (естественная запись вещественного числа с десятичной точ­кой) или в экспоненциальной форме, когда число состоит из основной ве­щественной константы (или целой константы) и экспоненциальной части. Экспоненциальная часть начинается с символа Е(е), за которым следует десятичный порядок (целое число со знаком или без него). Например: 3.4; 5.56E4; -0.5Е-3; 3Е-1. Перед точкой и за ней должна следовать хотя бы одна цифра.

Шестнадцатеричное число состоит из шестнадцатеричных цифр (0, 1, 2, ..., 9, А, В, С, D, E, F), перед которыми ставится признак шестнадцатеричного числа  $. Например, $A5 (соответствует числу 165 в десятичной системе счисления).

Логическая константа может принимать два значения: FALSE (ложь) и TRUE (истина).

Символьные константы  любой символ персонального компьютера, заключенный в апострофы. Для записи символа апострофа он удваивается (''''). Допускается записывать символы путем указания кода, которому предшествует знак #. Например, эквивалентными являются пары записей: #97 > 'а'; #67 > 'A'; #11  код перевода строки.

Строковая константа  это любая последовательность символов язы­ка, заключенная в апострофы. Например, строковой константой является: 'Это строка'.

Если две строковые константы отличаются типом букв (прописные или строчные), то такие константы считаются различными. В строке символов могут указываться коды символов, которым предшествует #. Например: #7'Ошибка' #7.

Конструктор множества  список элементов множества, заключенный в квадратные скобки ( [1, 2, 3, ... , 7, 8] , [ ], [TRUE] ).
2.3. Идентификаторы и типы данных

Идентификаторы  это имена констант и переменных, а также ти­пов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях, которые объявляются в начале программы и затем в ней используются.

Идентификатор описывается последовательностью латинских букв, цифр и знака подчеркивания, начинающейся с буквы. Он может иметь лю­бую длину, но различимыми являются первые шестьдесят три символа (про­белы и специальные символы в идентификаторы не входят).

Например, идентификаторами будут: x, z0, ALFA, x353, SENT_3_2010.

В качестве идентификаторов в программе нельзя использовать зарезервиро­ванные слова и имена, которыми названы стандартные константы, файлы, функции, процедуры, типы Pascal ABC.

Любые данные в программе (константы, переменные, значения функций или выраже­ний) характеризуются своими типами. Тип определяет множество значений, которые может иметь данное, операции, применимые к нему, а также формат внутреннего представления. Лю­бые данные до их использования должны быть предварительно объявлены с указанием их типа.

Типы в Pascal ABC делятся на простые, структурированные, проце­дурные, указатели и строки. В свою очередь простые типы включают по­рядковые и вещественные данные, а структурированные делятся на массивы, записи, множества и файлы.

Порядковые типы как стандартные, так и нестандартные, введенные разработчиком программы, отличаются тем, что каждый из них содержит конечное число возможных значений. Эти значения можно определенным образом упорядочить или пе­ренумеровать. Для таких типов для каждой пары элементов можно всегда определить, какой из них предшествует другому. В Pascal ABC являются порядковыми типы integer, byte, char, перечислимый и диапазонный. Только значения этих типов могут быть индексами массивов, а также взяты в качестве выражения-переключателя в операторе выбора Case.

К вещественным типам указанные функции применить нельзя, количес­тво возможных значений вещественных типов очень велико, так что сопос­тавить с каждым из них число (его номер) невозможно.

Для порядковых типов оп­ределены три специальные функции:

ORD(X)  возвращает порядковый номер значения выражения X;

PRED(X)  возвращает значение, предшествующее X в его типе, т.е.

ORD( PRED(X) ) = ORD(X) - 1;

SUCC(X)  определяет следующее по порядку за X значение:

ORD( SUCC(X) ) = ORD(X) + 1.

2.4. Переменные и именованные константы

Переменная – это одно из основных понятий в программировании. Переменными называются величины, которые могут изменять свои значения в процессе выполнения программы. Для каждой переменной отводится отдельная ячейка памяти. Переменные имеют свои имена, называемые идентификаторами.

Переменные объявляются в начале программы в разделе описания переменных, который начинается со служебного слова VAR, после которого следует описание переменных. Однако переменные могут быть объявлены в начале любого блока BEGIN . . . END таким же образом, как и в начале программы:

VAR <имена_переменных> : <тип>;

Имена переменных в списке перечисляются через запятую, через двоеточие указывается тип этих переменных, а в конце ставится точка с запятой.

Например:

VAR x, y : real; { переменные x, y вещественного типа}

k, n : integer; { переменные k, n целого типа}

Именованными константами называются константы, которым присвоены имена. Именованные константы объявляются в разделе описания констант, начинающегося со служебного слова CONST. Допустимы два способа объявления именованных констант – с указанием типа констант или без типа. Сначала пишется имя (идентификатор) константы, а затем за символом “равно” (=) записывается значение этой константы. Разделителем в списке констант служит символ “ ; ” например :

CONST <идентификатор> = <значение> ;

<идентификатор> : <тип> = <значение>;

В отличие от переменных в системе Pascal ABC именованные константы в программе изменять нельзя. Именованные константы могут быть любого типа, кроме файлов.

Примеры объявления именованных констант простых типов:

CONST d = 35; {константа целого типа}

C1: integer = 311; {константа целого типа}

C2: real = 3.14; { константа вещественного типа}

C3: boolean = false; { константа логического типа}

C4: char = 'A'; { константа символьного типа}

В среде программирования Turbo Pascal константы с объявленным типом называются типизированными и фактически играют роль переменных с начальным значением.

2.5. Структура простой программы и комментарий

Простая программа начинается с заголовка программы служебным словом PROGRAM, за которым пишется имя программы. После заголовка следует раздел объявления именованных констант CONST и раздел объявления переменных VAR. Далее следует основной блок программы, начинающийся ключевым словом BEGIN и за­канчивающийся словом END с точкой в конце. Основной блок программы состоит из выполняемых операторов, в которых используются только те данные, что были объявлены в разделе описаний. В конце каждого оператора обязательно должен стоять символ “ ; “. Программа компилируется последовательно, поэтому все, что используется в програм­ме или подпрограмме, должно быть определено выше.

Приведем пример программы, преобразующей вещественные числа в целые:

PROGRAM INTRЕAL;

CONST Y= 5.7;

VAR A, B, C: INTEGER;

X, Y : REAL;

BEGIN

READ(X); {ввод числа с клавиатуры}

A := TRUNС(X); {выделение целой части X}

B := ROUND(Y); (* округление Y *)

C := B - A;

WRITELN( ' X= ' , X, ' A= ' , A , ' B= ' , B, ' C= ' , C); {вывод на экран

монитора}

END .

Программа на языке Паскаль может содержать произвольные комментарии.

Комментарий в Pascal ABC  это произвольная последовательность любых символов, обрамленная фигурными скобками { и } или составными символами
(* и *). С этой целью применяется также двойной слеш-символ //, после которого остаток строки воспринимается как комментарий. Коммента­рий разрешается вставлять в любое место программы, где по смыслу может стоять пробел.

3. ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ И ЧИСЛОВЫЕ ДАННЫЕ
3.1. Арифметические выражения

В программах на Паскале обрабатываются выражения различных типов. Простое выражение представляет собой константу или переменную.

Сложное выражение содержит константы и переменные, объединенные знаками операций, скобками и функциями. Данные, которые участвуют в операциях, называются операндами. Операциями называются действия, производимые над данными (т.е. операндами).

Арифметическим называется выражение, содержащее операнды целого или вещественного типов и арифметические операции. Правило для определения типа арифметического выражения: если в выражении все операнды целые и отсутствует операция деления, то результат выражения получится целого типа (integer), в противном случае  вещественного типа (real).

В арифметических выражениях могут использоваться бинарные и унарные арифметические операции (табл. 1), а также стандартные функции.

Таблица 1
  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта