Учебное пособие Омск Издательство Омгту 2010 удк 004. 4 (075) ббк 32. 973018я73 ч 49 Рецензенты
Скачать 1.07 Mb.
|
PROCEDURE B(I:BYTE); FORWARD; PROCEDURE A(J:BYTE); BEGIN . . . B(J); END; PROCEDURE B(I:BYTE); BEGIN . . . A(I); END; 7.8. Вложенные подпрограммы В разделе описаний любой подпрограммы могут встречаться описания других подпрограмм, тогда говорят, что одна подпрограмма вложена в другую. Любые идентификаторы для описания переменных, констант, типов, а также процедур и функций, описанные внутри подпрограммы, локализуются только в ней и называются локальными для данного блока (подпрограммы). Такой блок подпрограммы вместе с выделенными в нем модулями называется областью действия этих локальных имен. Локальные имена не являются формальными параметрами. Переменные, описанные в разделе описания основной программы, называются глобальными. Область действия глобальных переменных основная программа и ее подпрограммы. Имена называются нелокальными, если они описаны не в самой подпрограмме, а в охватывающем ее блоке (или во внешней подпрограмме). Все имена в пределах подпрограммы должны быть уникальными и не могут совпадать с именем самой подпрограммы. При входе в подпрограмму низшего уровня становятся доступными не только объявленные в ней имена, но и сохраняется доступ ко всем именам внешних уровней. Рекомендуется описывать имена в том блоке, где они используются, если это возможно. Если один и тот же объект (переменная или константа) используется в двух и более блоках, то их описание необходимо сделать в самом верхнем блоке, который содержит все остальные. Если переменная, используемая в подпрограмме должна сохранять свое значение до следующего вызова этой подпрограммы, то она описывается во внешнем блоке, содержащем данную подпрограмму. 7.9. Процедуры EXIT и HALT Процедура EXIT; осуществляет выход из программного модуля подпрограммы или основной программы. Из подпрограммы управление передается этой процедурой в вызывающую программу к следующему за ее вызовом оператору. В программе EXIT приводит к завершению ее работы. Процедура HALT(Cod); прекращает выполнение программы, вызывает в случае необходимости подпрограмму завершения и осуществляет выход в операционную систему. Cod необязательный параметр, определяющий код завершения программы. 7.10. Пример и задания с подпрограммой-процедурой Пример. Ввести два массива A [1..3], B [1..4] с помощью процедуры "ввод". Вычислить средние арифметическое и геометрическое значения элементов каждого из них, используя подпрограмму-процедуру. Для решения задачи pазpаботана СА (pис. 15), состоящая из основной программы (а) и двух процедур: одной для ввода элементов массива (б), другой – для определения средних арифметического и геометрического значений в массиве (в), а также написана пpогpамма для реализации алгоритма: Program lr7; type mass = array[1..5] of integer; var ka, kb: byte; Sr, Sg: real; a, b: mass; PROCEDURE VVOD ( Var d: mass; Var k: byte ); {заголовок процедуры ввода} Var i: integer; Begin {тело процедуры} writeln(' введите число элементов'); read(k); writeln(' введите массив из ', k,' элементов'); FOR i:=1 to k do read(d[i]); e nd; {конец процедуры VVOD} PROCEDURE SARR (k:byte; f:mass; var s,p:real); {заголовок процедуры} var i: byte; begin s:=0 ; p:=1; for i:=1 to k do begin s := s+f [i]; p:=p*f[i] end ; s := s/k ; p := EXP(Ln(p)/k) End; {конец тела процедуры SARR} BEGIN {Блок основной программы} VVOD(a,ka); { ввод элементов массива А и его размера} SARR(ka,a,Sr,Sg); {вызов процедуры для обработки массива А} writeln( ‘ SrA= ’ , Sr:5:2 , ‘ SgA= ’ , Sg :5:2); VVOD(b,kb); SARR(kb,b,Sr,Sg); {вызов процедуры для обработки массива B} writeln( ‘ SrB= ’ , Sr :5:2, ‘ SgB= ’ , Sg :5:2); END. Задания для самостоятельного выполнения Задание 1 Написать и отладить программу для п. 6.4 с выделением алгоритма обработки или формирования массива. Организовать вызов процедуры с параметрами-массивами для двух наборов исходных данных. (Для ускорения отладки массив можно задать типизированной константой). Задание 2 1. Даны массивы A [1..6], B [1..6], C [1..6]. Получить A*B, B*С, A*C. Вычисление произведения массивов оформить процедурой. 2. Даны массивы A [1..5], B [1..6]. Получить новые массивы путем сдвига элементов в массиве А на один разряд, а в массиве В на два разряда вправо, освободившиеся слева элементы обнулить. Сдвиг элементов в массиве оформить подпрограммой. 3. Даны два одномерных массива А [1..6] и C [1..6]. Получить A2, С2, А*С. Перемножение массивов выполнить в подпрограмме. 4. Даны две матрицы целых чисел S [1..3,0..2], K [1..3,0..2], в которых имеется по два одинаковых числа. Найти и распечатать их значение и индексы. 5. Вычислить значение функции Z = x1+ex2, где x1, x2 – корни уравнения Aix2+Bix + Ci = 0, i = 1,2,..,N. Коэффициенты уравнения заданы в массивах A [1..N], B [1..N], C [1..N]. Для вычисления корней использовать процедуру. 6. Составить процедуру для перемножения двух квадратных матриц, с помощью которой вычислить вторую, третью и четвертую степени матрицы M [1..5,1..5]. 7. Даны массивы A [1..6], B [1..6], C [1..6]. Преобразовать их, каждому элементу массива присваивая значение соседнего с ним справа. Последнему элементу присвоить значение первого. 8. По заданным вещественным массивам A [1..6], B [1..6] и С [1..6] вычислить (minAi)/maxAi + (maxCi)/min(Ci) + max(B+C)i /min(B+C)i. 9. Даны массивы A [1..6], B [1..8]. Выбрать из них положительные элементы и записать соответственно в массивы A1 [1..k] и B1 [1..n], где k < 6, n < 8; из отрицательных элементов сформировать массивы A2 [1..6-k], B2 [1..8-n]. 10. Даны массивы A [1..6], B [1..6], C [1..6]. Переставить элементы в них таким образом, чтобы слева подряд были записаны отрицательные, а справа положительные элементы. 11. Даны две целые квадратные матрицы четного порядка. Элементы массивов с четными номерами строки и столбца заменить нулем (стереть). Напечатать полученные массивы. 12. Даны одномерные массивы A [1..6], B [1..8], C [1..10]. Записать их в виде матриц AA [1..3,1..2], BB [1..2,2..4], CC [1..5,1..2]. 13. Даны две целые квадратные матрицы шестого порядка. Распечатать элементы главных диагоналей каждой из них и определить симметричность каждой матрицы относительно главной диагонали. 14. По заданным 10 элементам вещественных массивов A, B и С вычислить 15. Даны две матрицы целых чисел V (-1..2,0..3) W [1..3,0..2]. Сформировать из них одномерные массивы VV и WW, записывая элементы построчно. 16. Дана матрица чисел H [1..5,1..6]. Переставить столбцы матрицы таким образом, чтобы элементы первой строки матрицы были расположены в порядке возрастания их модулей. Перестановку двух столбцов матрицы реализовать процедурой. 17. Дана матрица чисел G [1..4,1..6]. Переставить элементы в матрице так, чтобы элементы каждого столбца матрицы были расположены в порядке возрастания их модулей. Перестановку элементов в столбце реализовать процедурой. 18. Даны массивы A [1..6], B [1..6], C [1..6]. Упорядочить элементы в них в порядке убывания их модулей. 19. Даны две матрицы целых чисел V [1..2,1..3], W [1..3,1..2]. Найти общие суммы элементов строк и столбцов, результаты сформировать в виде двух массивов. 20. Даны две целые квадратные матрицы шестого порядка. Определить, можно ли отражением относительно главной и побочной диагоналей преобразовать одну в другую. 8. ОБРАБОТКА СИМВОЛЬНЫХ ДАННЫХ 8.1. Символьный тип Символьный тип это тип данных, состоящих из одного символа (знака, буквы, цифры). Традиционная запись символьного значения представляет собой символ, заключенный в апострофы ('ж'). В Pascal ABC имеются альтернативные способы представления символов [1]. Значениями символьного типа является множество всех символов компьютера. Каждому символу приписывается целое число в диапазоне 0..255, которое служит кодом его внутреннего представления. Связь между символом и кодом устанавливается функцией ORD: <Код > = ORD ( <символ> ) . Переменные символьного типа объявляются в блоке VAR ключевым словом CHAR. Пример. VAR C1, C2, C3: CHAR; BEGIN C1 := 'A' ; C2 := 'B' ; C3 := chr(43); … END. Для кодирования символов используется код ASCII (AMERICAN STANDART CODE FOR INFORMATION INTERCHANGE Американский стандартный код для обмена информацией). Код ASCII имеет 7 бит, которые позволяют кодировать в стандарте основные 128 символов, включающие латинские пpописные и стpочные буквы, цифpы, pазделители и pяд служебных символов (с кодами 0..31). Служебные символы в тексте считаются пробельными и в операциях ввода-вывода имеют самостоятельное значение (табл. 7). В Pascal ABC применяется восьмибитовый код, содержащий 256 символов. Кодировка символов с номерами [128..255] зависит от типа ПК и включает буквы русского алфавита, а также графические символы [3–5]. К символам типа char применимы операции присваивания и все операции логических отношений: <, >, <=, >=, =, <>. Примеры 'A' = 'A' (TRUE); 'A' <> 'a' (TRUE); 'A' < 'a' (TRUE); Таблица 7 Служебные символы
Символьный тип имеет следующие встроенные функции: ORD(С ) возвращает код типа byte для символа С:char; CHR( b) возвращает символ по коду аргумента b:byte; UPCASE(c) переводит в верхний регистр только букву латинского алфавита, оставляя любой другой символ без изменения, и возвращает символ c:char; PRED(C) возвращает символ, предшествующий С:char в таблице кодов; SUCC(C) возвращает символ, следующий за С:char в таблице кодов. Пример. Напечатать прописными только латинские буквы из двух заданных. Зададим буквы константами и применим функцию UpCase: Var c1, c2:char; Begin c1:= UPCASE( 'f' ); c2:= UPCASE( 'ф' ); writeln(c1, ' ' , c2, #7 ) {строка вывода: F ф } End. {Вывод сопровождается звуковым сигналом} Символы также можно описывать указанием в функции CHR кода символа или с признаком # перед кодом. Например, считаются эквивалентными следующие записи: 'A' CHR(65) #65. 8.2. Задания для символьных данных 1. Дана строка из 20 символов. Вывести из нее на печать только строчные буквы латинского алфавита. 2. Вывести на печать все строчные, а затем все прописные буквы русского и латинского алфавитов. 3. В заданной строке подсчитать частоту появления букв «a», «b». 4. Дан текст из 60 литер. Напечатать только строчные русские буквы, входящие в этот текст. 5. Дана последовательность символов, содержащая символ «я». Определить порядковый номер символа «я» в последовательности. 6. Дана последовательность символов. Определить в ней символ, который по алфавиту предшествует другим. 7. Напечатать в алфавитном порядке все различные строчные буквы, входящие в заданный текст из 100 литер. 8. Определить, является ли заданная последовательность символов в строке симметричной: читается одинаково слева направо и справа налево. 9. Напечатать текст, образованный символами с порядковыми номерами 56, 89, 84 и 69, и текст с изменением регистра. 10. Даны две строки с1 и с2, содержащие до 5 цифр каждая. Преобразовать их к данным целого типа, используя процедуру VAL, вычислить арифметическое выражение с3 = (с1-с2)/(с1+с2). 11. Вычислить суммы кодов всех букв, входящих в слова SUM и ALFA. Сравнить слова и определить, какое из них больше. 12. Напечатать заданный текст с удалением из него всех букв b, непосредственно перед которыми находится буква с. 13. Имеется символьная переменная d, присвоить логической переменной T значение true, если значение d – цифра, и значение false в противном случае. 14. Если в заданный текст входит каждая из букв слова key, тогда напечатать «yes» , иначе – «no». 15. Написать программу, которая предварительно запрашивает ваше имя, а затем приветствует вас по имени. 16. Ввести вещественное число, преобразовать его в строку. Подсчитать количество разрядов в целой и дробной частях. Найти представление числа в виде мантиссы (по модулю меньшее единицы) и порядка. 17. Ввести строку, состоящую из нулей, единиц и десятичной точки. Преобразовать ее в десятичное число. 9. ОБРАБОТКА СТРОК ТЕКСТА 9.1. Строковый тип Строковый тип (String) используется для обработки текстовой информации. Строка-константа это произвольная последовательность символов, заключённая в апострофы. Отдельный символ совместим по типу с элементом типа CHAR. Для обработки текстовой информации используется тип динамических строк. Строка представляет собой цепочку символов. В программе строковая переменная может быть описана в блоках Type или Var. Например: CONST N=16; {N255} TYPE stroka: string[100]; VAR st: string; {строка может содержать не более 255 символов} str: string[10]; {строка может содержать не более 10 символов} st1: string[N]; {строка может содержать не более N =16 символов} st2: stroka; {строка может содержать не более 100 символов} Максимальная длина строки 255 символов. Строка имеет структуру, подобную одномерному массиву. Поэтому строка st1 трактуется как st1: array[0..N] of char. Отличие между строкой типа string и массивом состоит в том, что строка имеет переменную длину (количество символов) и нулевой элемент строки st[0] содержит информацию о длине строки. Длина строки может быть изменена путем заполнения строки новым элементом или путем изменения ее нулевого элемента. Текущая длина строки может быть определена значением ORD(st[0]). Строки можно присваивать и сравнивать. Операции отношения >, <, =, >=, <=, <> для строк выполняются посимвольно слева направо с учетом внутренней кодировки символов. Строки считаются одинаковыми, если они имеют одинаковую длину и одинаковые символы. Например: 'abcd' = ‘abcd' 'abcd' <> 'abcde' 'abcd' > ' abc' 'abcd' < ' ABC'. К строкам применима операция сцепления (+) или конкатенации, например: st := 'AB' + 'BC'; st := st + 'CD'; {st содержит 'ABBCCD'} Если количество символов превышает максимально допустимую длину, то "лишние" символы справа отбрасываются. Отдельный элемент строки совместим с типом char. Пример: Var stt: string[2]; c: char; Begin stt := '123'; c := 'a'; writeln(stt); {stt = '12' , излишек отсекается } stt[2] := c ; {stt = '1a' } End. 9.2. Встроенные функции и процедуры для обработки строк LENGTH(s) функция выдает в байтах длину строки s:string, измеряемую в символах. Например, функция LENGTH(st), где St = 'ABBCCD' возвратит значение 6. CONCAT(s1,s2,...,sN) – функция осуществляет сцепление строк s1,s2, ..., sN:string и выдает результат в виде одной общей строки. Например: St := '1a'; S3 :=Concat(St, 'bc'); аналог S3 := St+'bc' S3 = '1abc'. COPY(S, Start, Len) функция выдает подстроку типа string из строки S:string длиной Len:integer, начиная с символа с номером Start:integer. Если Start >Length(S) (больше длины всей строки S), то функция вернет пустую строку; если Start>255, то возникает ошибка. Если Len больше, чем число символов от позиции Start до конца строки S, то вернется остаток строки S от Start до конца. Например, для выражения COPY('ABCDEF', 2, 3) результатом является строка 'BCD'. |