Главная страница
Навигация по странице:

  • Негативное или позитивное

  • Может ли понятие материи устареть

  • Материалистический метод

  • Материя как субстанция

  • Учебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"


    Скачать 4.25 Mb.
    НазваниеУчебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"
    Дата10.03.2023
    Размер4.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOrlov_V.V_Osnovy_filosofii.doc
    ТипУчебное пособие
    #978674
    страница14 из 40
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   40

    Дискуссии о материи
    Обнаруженный марксистской филосо­фией способ постижения сущности мира коренным образом отличается от способов решения проблем частных наук. Необычный с позиций частнонаучного мышления спо­соб выведения важнейших понятий научной философии привел к по­явлению серьезных трудностей в разработке категории материи, поро­дил длительную дискуссию о природе понятия материи в советской философской науке.

    В 60-70-е гг. рядом советских ученых было высказано представ­ление о чисто гносеологическом характере понятия объективной ре­альности, т. е. о том, что это понятие якобы не отражает собственную, позитивную природу внешнего мира, а лишь выражает отношение со­знания к внешнему миру, который должен исследоваться только част­ными науками. Исходя из этого одни философы предлагали дополнить ленинское определение материи будто бы более широким онтологиче­ским определением, а другие утверждали, что понятие материи вообще может быть только гносеологическим, поскольку философия, с их точ­ки зрения, представляет собой лишь теорию познания, гносеологию.

    По мнению В.П. Тугаринова, определение материи как объекти­вной реальности — гносеологическое определение, даваемое через противопоставление материи сознанию, должно быть дополнено он­тологическим определением материи как “всеобщего предмета” или “сущности природы”. В отличие от гносеологического онтологичес­кое определение материи, как считал Тугаринов, дается минуя проти­вопоставление материи сознанию. “Определение материи как объек­тивной реальности, данной нам в ощущениях,— писал Тугаринов,— является одним из определений материи, оно характеризует отноше­ние материи к сознанию, объективного к субъективному”47.

    Но какой реальный смысл имеют понятия “всеобщего предме­та”, “сущности природы”, “субстанции” и т. д., если они даются не че­рез противопоставление сознанию, минуя решение основного вопроса философии? Как уже было показано ранее, материю, материальный мир как целое не от чего отличить, кроме как от его универсальной противоположности — сознания.

    Отказ от единственно возможного пути определения предель­ного понятия философии, независимо от лучших намерений авторов, приводит к тому, что признаки “сущность природы”, “всеобщий пред­мет” и т. д., рассматриваемые как находящиеся за пределами признака “быть объективной реальностью”, по законам логики оказываются ли­бо принадлежащими к субъективной реальности, либо стоящими “вы­ше” объективного и субъективного, т. е. относящимися к некоей тре­тьей, нейтральной, не объективной реальности. Оба эти варианта пол­ностью исключаются единственно возможным путем постижения сущности ми­ра—через противопоставление ее универсальной противоположности.

    Сходный с изложенным вариант пересмотра ленинского опре­деления материи, как единственно возможного и исчерпывающего, был предложен С.Т. Мелюхиным, который считал, что признак объек­тивно-реального существования является лишь одним из многих свойств материи, обнаруживаемых “при первоначальном общем под­ходе”. По его мнению, свойство объективно-реального существования производно от более общих атрибутов материи — взаимодействия, со­существования и абсолютности.

    “Взаимодействие и сосуществование, — писал Мелюхин, — яв­ляются более фундаментальными атрибутами материи, чем объектив­ность по отношению к сознанию. Объективность сама выступает как конкретная форма их проявления, но лишь на высших этапах развития материи, когда появляется познающий субъект, выделяющий себя из всей природы и противопоставляющий себе природу как нечто объек­тивное по отношению к нему”48.

    С изложенных позиций оказывается, что объективная реаль­ность—это свойство, которое возникает... вместе с сознанием, т. е. не существует до появления “познающего субъекта”! Нетрудно заметить также, что попытка определения материи через указание на ее “свойс­тва” — взаимодействие и существование, а не через противопоставле­ние материи ее универсальной противоположности, не имеет смысла. “Свойство” объективно-реального существования не есть свойство в обычном смысле слова, оно представляет собой интеграль­ный сущностный признак материи, выражающий материю в ее целост­ности и включающий в себя все другие признаки материи — субстан­циальность, движение, пространство, время, взаимодействие и т. д., поскольку все они являются объективно-реальными, принадлежат объ­ективной реальности, представляют собой ее внутренние моменты. В этом и только этом смысле Ленин называл признак “быть объективной реальностью” единственным признаком материи

    Попытка своеобразной субъективизации понятия материи была предпринята В. Библером, который утверждал, что “объективным со­держанием философского понятия материи является не “общий при­знак” существования вне сознания, а сложный, противоречивый процесс опре­деления сознания бытием в ходе практической деятельности человека”49.

    Спрашивается, каким образом понятие материи может отразить процесс определения сознания внешним миром, не отражая природы определяющего фактора, т. е. внешнего мира? Не ясно ли, что при та­ком подходе к понятию материи последнее теряет свой собственный смысл, который вкладывается в него материалистической философи­ей? Если принять утверждение, что понятие материи отражает не сам мир, а лишь его “определяющее воздействие” на сознание, то не сле­дует ли признать вслед за этим, что понятия о материальных телах, ве­ществе, живых организмах и т. д. также отражают не сами материаль­ные тела, организмы и т.п., а лишь “процесс определения сознания” этими телами? Нетрудно заметить, что трактовка материи Библером представляет собой попытку интерпретации материи с позиций гносеологизма. Именно гносеологизм обусловил искусственное различение объективно-реальной природы внешнего мира и “процесса определе­ния сознания” внешним миром.

    По мнению Б.М. Кедрова, понятие материи является всецело гносеологическим и “в принципе не может устареть, поскольку оно выражает неизменную способность человека отражать внешний мир”50. Как видим, понятие материи, согласно Кедрову, не может уста­реть не потому, что оно правильно схватило наиболее общую природу внешнего мира, а потому, что оно выражает “неизменную способ­ность человека” познавать внешний мир. Центральное понятие мар­ксистской философии выводится, таким образом, не из объективного мира — как его отображение, а из способности познания. Остается не­ясным, как можно говорить о неизменной способности сознания познавать внешний мир, не имея представления о сущности этого мира? Распространяется ли “неизменная способность познания” на саму сущность внешнего мира9. Или таковой вообще не существует для ма­териализма в его понимании Кедровым? Если же эта способность обусловлена объективной природой мира и человека, то центральное понятие материализма должно отображать не “неизменную способ­ность познания”, а сущность объективного мира (всегда с известной долей относительности)

    Следует учесть, что представление, согласно которому сознание отражает не внешний мир, а лишь его способ воздействия на нас, уже выдвигалось в истории философской мысли, но и в агностических или идеалистических философских системах. Подводя итог краткому изло­жению дискуссий вокруг понятия материи в советской философской науке, отметим, что в них со всей очевидностью была выявлена прин­ципиальная невозможность иного определения материи, кроме как че­рез противопоставление внешнего мира его универсальной противо­положности — сознанию. Ленин был глубоко прав, утверждая, что “единственное “свойство” материи, с признанием которого связан фи­лософский материализм, есть свойство быть объективной реально­стью, существовать вне нашего сознания”51.

    Негативное

    или

    позитивное

    Что нередко вызывает трудности при изучении по­нятия материи, как у студентов, так и у многих уче­ных, так это возникающее ощущение недосказанно­сти создается впечатление, что понятие объектив­ной реальности указывает скорее на адрес материи — вне сознания, но не на ее собственный, позитивный признак. Отображает ли понятие материи собственную природу мира, подобно тому, как, например, физические понятия воспроизводят позитивную природу вещества или поля, элементарных частиц и т. д., или же понятие материи фикси­рует только тот факт, что внешний мир, с его неизвестной нам приро­дой, существует до, вне и независимо от сознания?

    Является ли понятие объективной реальности только негатив­ным, т е оно утверждает лишь, что внешний мир не есть сознание, или же это понятие несет в себе и нечто позитивное! Иными словами, говорит ли понятие объективной реальности только о том, чем мир не является (не является сознанием), или же оно указывает также, что есть мир сам по себе!

    Гносеологическая концепция философии по существу негатив­но трактует понятие материи, рассматривая материю как своеобраз­ную “перевернутую” концепцию сознания.

    Однако понятие объективной реальности представляет собой позитивное описание внешнего мира, обобщающее не особенности сознания и не отношение сознания к внешнему миру, а собственную природу бесконечного мира. Когда мы определяем внешний мир как объективную реальность, мы тем самым утверждаем, что мир обладает своим собственным существованием, собственными свойствами и за­кономерностями и не нуждается для своего существования в нашем понятии о нем, в его осознании, в боге, идее и т. д.. Понятие объектив­ной реальности выступает поэтому как высшая степень абстракции, в которой в чрезвычайно сжатом и концентрированном виде выраже­ны собственное бытие и собственная сущность или природа беско­нечного мира. Возникающая при этом в определенных случаях иллю­зия негативности понятия материи (т. е. того, что оно указывает, чем ма­терия не является, но не указывает, что она есть) вызвана чрезвычайной степе­нью обобщенности и сжатости абстракции материи.

    “Свойство” внешнего мира “быть объективной реальностью” выводится материалистической философией отнюдь не из “способно­сти познания”, не как негативная противоположность сознания, а из действительных признаков и свойств многообразных вещей внешнего мира. Суть дела заключается в том, что предельно сжатую характерис­тику мира как такового, как показано марксистской философией, мож­но осознать, вывести, фиксировать только через противопоставление внешнего мира сознанию как универсальной противоположности ми­ра. Противопоставление мира сознанию — это не источник содержа­ния понятия материи, алогическая процедура, средство формирования понятия материи на основе огромного массива конкретно-научных фактов.

    Понятия материи и сознания возникают в философии путем обобщения двух массивов положительных фактов науки: наук о вне­шнем мире и наук о психической деятельности человека. Содержание понятий материи и сознания определяется этими массивами фактов, а способ обобщения этих массивов фактов заключается в противопо­ставлении их друг другу.

    Представление о негативном характере понятия объективной реальности неизбежно приводит к заключению о негативном характе­ре философии в целом, о невозможности научного мировоззрения, к отрицанию всеобщих черт и закономерностей объективного мира или их познаваемости.

    Может ли понятие материи устареть?

    С момента возникновения научной фило­софии, введения понятия материи как объ­ективной реальности предметом исследо­вания для научной философии становится уже не общий факт объек­тивности мира, который отныне не подлежит сомнению, а внутреннее

    содержание “свойства” объективно-реального существования мира. Это содержание бесконечно и неисчерпаемо. Отмечая данную корен­ную особенность научного понятия материи, Ленин писал: “...говорить о том, что такое понятие может “устареть”, есть “младенческий лепет”52.

    С каждым крупным открытием в области естественных, общес­твенных и технических наук марксистское понятие материи должно претерпевать существенное изменение, оставаясь тем не менее поня­тием объективной реальности. Смысл, который мы вкладываем в по­нятие объективности, является функцией от уровня понимания окружа­ющего нас мира, который определяется уровнем развития системы наук.

    Понимание объективной реальности претерпело в XX в. сущес­твенные изменения в связи с появлением квантовой механики, теории относительности, развитием современной математики, с накоплением противоречивого опыта строительства социализма. Эти изменения за­ключаются в кардинальном усложнении смысла понятия объективно­сти. Как понять, например, объективно-реальное существование мик­рообъекта, если, с позиций квантовой механики, он в одной экспери­ментальной ситуации ведет себя как корпускула, обладающая опреде­ленной локализацией в пространстве, а в другой — как нечто совер­шенно противоположное, как волна, простирающаяся в бесконечность и не имеющая строгой пространственной локализации.

    Весьма существенный вклад в понятие объективности внесла теория относительности с ее представлением об относительности про­странства и времени. Серьезный пересмотр смысла понятия объектив­но-реального существования связан с осмыслением отношения мате­матических абстракций к реальной действительности. Заметим, что в советской философской науке процесс обогащения понятия объектив­ной реальности на основе данных современной научно-технической революции далеко не завершен.

    Еще более сложным, вопреки обыденному представлению, яв­ляется способ объективно-реального существования человека и об­щества Социальное материальное бытие настолько тесно переплетено с различными формами его осознания, настолько сложно облечено для нас в формы осознания и переживания, что абстрагировать его как та­ковое, в его собственном содержании, в отвлечении от субъективной формы человеческих переживаний и осознания, несравненно труднее, чем схватить способ объективного существования микрообъекта. Как мы пока­жем позднее, абстракция материального человеческого бытия была одной из величайших абстракций науки, одним из крупнейших открытий маркси­зма. Вместе с тем Маркс смог довести эту абстракцию до определенной границы, которая сейчас представляет для марксистской науки особый ин­терес и содержит в себе ключ к теории социализма.

    Заметим также, что для абстрагирования социальной объектив­ной реальности от субъективных форм ее переживания и осознания необходимо предварительно пройти ряд ступеней абстракции, решить ряд философских вопросов, один из которых: красна ли роза, когда мы ее не воспринимаем.

    Новый глубинный смысл понятия объективной реальности мо­жет быть открыт в результате осмысления противоречивого опыта строительства социализма, осмысления требований объективных зако­нов развития общества, которые в существенной мере игнорировались сталинской моделью социализма. Нерешенность коренных экономиче­ских проблем современного социализма означает, что само понятие объективной реальности, объективности, объективных законов, из ко­торого мы в настоящее время исходим, оказывается недостаточно глу­боким, во многом не соответствующим требованиям жизни. Понять “формулу объективности”, соответствующую современным реалиям жизни, — основная и трудноразрешимая задача современного научно­го материализма. Цель современной марксистской философии — под­нять уровень понимания объективности на “порядок” выше.

    В связи со сказанным читатель может попытаться самостоятель­но разработать “формулу объективности” применительно к его отрас­ли науки или практической деятельности, формулу объективности во­обще. Естественно, что эта формула должна содержать общее, “инва­риантное” теоретическое ядро и специфические моменты, связанные с особенностями исторической, экономической, физической и т. д. реальностей.

    Материалистический метод


    Концепция материи с ее вечно услож­няющейся “формулой объективности”

    является теоретической основой материалистического метода. Основ­ное требование этого метода, как уже отмечалось, есть требование объективно-реального подхода к оценке реальной действительности, деятельности общества, классов, партий, личностей. Рассматривая мир как бесконечно многообразный, марксизм ориентирует на непрестан­ный поиск новых форм и проявлений объективной реальности, новых форм бытия и, поэтому, новых идей. Требование беспощадной объек­тивности, правды — важнейшее требование марксизма, вытекающее из его классовой и общечеловеческой природы. “Наша сила, писал Ленин,— в заявлении правды”53.

    История коммунистического движения — это накопление бога­тейшего опыта объективно-реального подхода к действительности, связанного с реальными достижениями и одновременно с крупными ошибками. Крупной ошибкой в оценке состояния общественного раз­вития была попытка построения “нетоварного” социализма, вызван­ная первоначальным переносом концепции социализма, разработан­ной Марксом и Энгельсом применительно к иным, более развитым условиям капитализма, в основном исчерпавшем свои внутренние по­тенции развития, на условия развития России. Эта ошибка была испра­влена по инициативе Ленина, разработавшего политику Нэпа, но вновь допущена в результате прихода к руководству партией и стра­ной группы Сталина.

    Важнейшим уроком развития нашего общества был урок правды. Необходимой философско-теоретической основой новой модели социализма является выработка новой формулы объективности, свя­занной с требованиями объективных законов общественного развития.

    Материя как субстанция

    Признак “быть объективной реальностью”, как уже неоднократно говорилось, это уни­версальный, интегральный признак, в котором обобщено бесконечное многообразие свойств вещей окружающего нас мира. Этот признак включает в себя все всеобщее, особенное и единичное. Материя — это не только всеобщая сущность мира, но и все ее проявления, все многообразие особенного и единичного. Прав­да, для нас пока еще остается неясным, каким образом понятие объективной реальности уже могло отобразить, в сокращенном и обобщенном виде, бесконечное многообразие мира, хотя это понятие создано на основе конечного человеческого опыта. Разгадка этой проблемы еще впереди.

    Интегральное понятие объективной реальности, в котором как бы свернуто все основное содержание марксистской философской теории, развертывается в целостную систему понятий, т. е. целостную теорию философии диалектического и исторического материализма. Все дальнейшее изложение будет представлять собой логический про­цесс развертывания основных моментов понятия материи.

    Поскольку материя — это и сущность мира и вся совокупность ее проявлений, логично ввести понятие о сущности, или природе, ма­терии и совокупности материальных и духовных явлений. Материя — это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные ее проявления. К числу последних надо отнести и явления психики, ду­ховные явления, принадлежащие высокоорганизованной материи. Эн­гельс в “Диалектике природы” ввел понятие о сущности, или природе, материи, которое, однако, не получило еще в философской науке до­статочной разработки.

    Следующее крупное подразделение в рамках понятия материи как объективной реальности связано с понятиями субстрата, субс­танции и ее атрибутов

    Каждая вещь обладает специфическим субстратом и свойства­ми, принадлежащими этому субстрату. Так, можно различать живое вещество как субстрат всех жизненных свойств. В таком же смысле материя выступает как всеобщий субстрат, который является носите­лем всех свойств материи Субстанция — это материальный суб­страт в единстве с его свойствами. Материя как субстанция — “при­чина самой себя”. Всеобщие свойства материи называют ее атрибута­ми. Субстанция несет в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства

    Принято различать прежде всего три важнейших атрибута мате­рии, выступающие в качестве ее внутренних форм бытия (существо­вания)' пространство, время и движение — развитие. К атрибутам материи относятся также еще ряд ее свойств несколько иного рода, или круга: отражение, бесконечность, бесконечное качественное и количественное многообразие материи. Если пространство и время — формы бытия материи, то бесконечное качественное и количествен­ное многообразие характеризует содержание материи. Материя — бесконечно (качественно и количественно) многообразный мир, суще­ствующий в перечисленных выше формах бытия. Бесконечное качес­твенно-количественное многообразие содержания материи определяет бесконечное многообразие форм ее бытия.

    Субстрат, субстанция, атрибуты, формы бытия и т д. — это “определения” материи, имплицитно содержащиеся в понятии объек­тивной реальности. Однако не будем забывать, что бес сомнения дале­ко не полностью изгнан нами, ибо все еще остается неясным, каким образом признак “быть объективной реальностью”, скрывающий в се­бе бесконечное многообразие вещей и их свойств, мог быть выявлен нами на основе конечного опыта.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   40


    написать администратору сайта