Главная страница
Навигация по странице:

  • ОРЛОВ В.В. О-66

  • Предисловие. Почему надо изучать философию

  • ВВЕДЕНИЕ. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА

  • Первый, или основной, вопрос философии

  • Учебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"


    Скачать 4.25 Mb.
    НазваниеУчебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"
    Дата10.03.2023
    Размер4.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOrlov_V.V_Osnovy_filosofii.doc
    ТипУчебное пособие
    #978674
    страница1 из 40
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

    ББК 15.1 О-66

    Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского университета

    Рецензенты:

    д-р филос. и., проф. Т.С. Васильева

    д-р филос. н., проф. Н.Г. Магомедов

    ОРЛОВ В.В.

    О-66 Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 1: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Пермский университет. - Пермь. 2001.. - 216 с.

    ISBN 5-7944-0194-Х

    Учебное пособие “Основы философии” состоит из двух частей: “Общая философия” и “Социальная философия”.

    “Общая философия” представлена двумя выпусками (соответс­твенно, темы 1-5,6-8).

    В ней раскрывается содержание наиболее общей философской на­уки, именуемой также “систематической философией” или “метафизи­кой”. Первое издание “Общей философии” опубликовано в 1991 г. На­стоящее издание - дополненное и переработанное.

    В центре внимания - изложение фундаментальных проблем фило­софии - сущности мира, сущности человека, сущности и смысла его существования. Рассматривается решение этих проблем в истории ми­ровой философской мысли, в современной научной философии. По­следняя представлена как закономерный результат более чем двухтысячелетнего развития философской мысли.

    По узловым проблемам освещается содержание дискуссий в оте­чественной и мировой философской мысли. Значительное место отво­дится анализу нерешенных проблем философской науки.

    Предназначено для студентов университетов, аспирантов, соиска­телей и всех интересующихся проблемами современной научной фи­лософии.

    ISBN 5-7944-0194-Х

    ©В.В.Орлов, 1991 ©В.В.Орлов, 1997 © В.В. Орлов, 2001

    Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?

    Поль Гоген

    К живым взываю!

    А.И. Герцен

    Предисловие. Почему надо изучать философию?

    Философия - это наиболее общее учение о мире и человеке, ос­нова мировоззрения. Стремление понять мир и самого себя заложено в самой природе человека, является коренным условием его существо­вания и развития. Мир и наше “Я” образуют два полюса человеческой мысли, ее глубинную структуру, без которой мысль не может сущес­твовать. Независимо от того, осознаем мы это или нет, думаем о про­стых повседневных делах или об основах мироздания, человеческая мысль возникает только на основе “диалога” с бесконечным миром, диалога, скрытого в самих исходных структурах мысли.

    Человек - не рядовое, бесконечно малое явление в мире, атом, затерянный в бесконечных космических пространствах. Человек уни­версален, природа его бесконечна и неисчерпаема. Поэтому и универ­сальна человеческая мысль, которая ставит перед собой вечную про­блему сущности мира и человека; мысль неполна и ущербна, пока она не затрагивает коренных вопросов человеческой сущности, места че­ловека в мире и перспектив его существования. Эти фундаментальные вопросы решались философией в течение более двух тысячелетий ее существования. Итогом и продолжением длительной истории фило­софской мысли является научная философия.

    Современный период мировой истории конца XX в. имеет глу­боко переломный характер. Три крупных исторических события опре­делили характер столетия. Первое из них - победа социалистической революции в России, строительство социализма в первой стране мира, ряде стран Европы, Азии и Америки; создание второй мировой сверх­державы; поражение социализма и реставрация капитализма в России и европейских странах, обусловленные неспособностью их руководс­тва своевременно разработать и воплотить в жизнь современную мо­дель социализма, учитывающую объективные законы товарного про­изводства (“рынка”) - в отличие от того, что удалось сделать в совре­менном Китае.

    Второе - великая научно-техническая революция, начавшаяся в физике на рубеже XIX-XX вв., включившая появление квантовой ме­ханики и теории относительности, релятивистской космологии, совре­менных взглядов на строение вещества, поиск единого физического взаимодействия (“Великое объединение” и “Суперобъединение”), не­евклидову геометрию и топологию, синтетическую теорию эволюции, генетику, кибернетику и др. Новые открытия и теории вызвали поис­тине революционные изменения в производительных силах общества, технике, технологии, содержании труда, привели к глубоким и далеко идущим сдвигам в экономике и социальной жизни общества, поставив последнее перед необходимостью коренного изменения самого типа человеческой цивилизации.

    Третье - кризис современной цивилизации в целом, вызванный неспособностью “цивилизованного” общества удовлетворительно ре­шить социальные проблемы в интересах всего общества и обострени­ем экологической ситуации, обусловленным заметным истощением ресурсов Земли и ее растущим загрязнением. По-прежнему существу­ет также опасность уничтожения человечества в результате термоядер­ной войны, угроза которой в будущем может усилиться в связи с кри­тическим обострением экологического и демографического кризиса.

    Выяснено, что при существующем способе существования че­ловечества, основанном на частной собственности и рынке, по запад­ным стандартам жизни уже в обозримом будущем сможет жить на Земле лишь один, так называемый “золотой”, миллиард людей, в то время как сейчас численность человечества приближается к шести миллиардам. Сможет ли человечество справиться с этой, кажущейся неразрешимой, проблемой? Войны, вымирание миллиардов людей, массовый геноцид могут стать реальностью обозримого будущего, ес­ли человечество не найдет другого способа социального существова­ния, не перейдет к новому типу цивилизации.

    Совершенно очевидно, что сохранение человечества и его даль­нейший социальный прогресс возможны только при условии глубокой экспансии человечества в космос. Однако уже в 70-80-е годы некото­рые ученые и философы предупреждали, что в обозримом будущем человечество может незаметно перейти тот предел расходования ре­сурсов Земли, за которым остающихся ресурсов окажется недостаточ­но для широкого выхода в космос1. Поскольку с тех пор способ сущес­твования человечества не изменился, вполне возможно, что этот пре­дел уже пройден. Возможно, что окажутся справедливыми предсказа­ния, связанные с моделями глобального развития, разработанные в1970-1972 гг. Медоузами и Форрестером. Согласно последним, если человечество в ближайшем будущем не перейдет к стратегии “нулево­го роста” населения и производства, то тридцатые годы XXI в. станут началом нисходящей ветви развития человечества, его деградации. Гамлетовский вопрос “быть или не быть” стал вопросом для всего че­ловечества

    На международной конференции по окружающей среде и раз­витию в Рио-де-Жанейро (1992) было отмечено, что частная собствен­ность является препятствием на пути решения глобальной экологичес­кой проблемы. Как заявила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, “более миллиарда человек, не могущих сегодня удовлетво­рять свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции. Она грядет”1.

    Разрушительные реформы в России 1992-1996 гг., весьма нега­тивно оцененные ведущими экономистами мира, чрезвычайно затруд­нили выход человечества из тотального социального и экологического кризиса, отбросили Россию далеко назад, поставили ее в крайне невы­годное положение в конкуренции за будущий раздел источников сы­рья, за право на достойное существование.

    Необходимость коренного изменения способа существования человечества, смены типа цивилизации осознается в настоящее время людьми самых различных убеждений и конфессий. Показательна в этом отношении позиция Папы Римского, который в послании 1994 г. к третьему тысячелетию заявил, что рыночная экономика неспособна решить проблемы человеческого существования и что существует “зерно истины” в коммунизме, утрата которого будет иметь прискорб­ные последствия.

    Тревожный, если не сказать - трагический характер современ­ной эпохи определяет тональность и современного учебника по науч­ной философии. Время “спокойных”, благодушных изложений аб­страктных философских истин прошло. Глубокий кризис человеческо­го существования сделал философские вопросы о природе мира и че­ловека, сущности и смысле его существования, способе рационально­го существования на Земле, месте человека в бесконечном мире ко­ренными вопросами выживания человечества, выхода из современно­го тупика и дальнейшего всестороннего прогресса общества, подлин­но человеческого бытия. Действительно, чтобы понять, способно ли человечество избежать самоуничтожения, необходимо выяснить, како­ва природа мира и самого человека: если человек - конечное и внут­ренне ущербное существо, несущее в себе зерно своего неизбежного уничтожения, случайная флуктуация природных процессов, “болезнь умирающей вселенной”, “генетическая ошибка” и т.д., как думают многие уче­ные и философы, то гибель человеческой цивилизации неизбежна.

    Человеческая жизнь никогда не была так насыщена философс­кими вопросами. В этом смысле современный период мировой исто­рии - это век философии, глубокого философского осознания мира и самого себя, которое должно быть положено человечеством в основу стратегии своего развития. Смыкание фундаментальнейших фило­софских проблем с острейшими практическими вопросами выжива­ния человечества - характерная черта современной эпохи

    В пособии излагаются основные идеи мировой философской мысли в истории ее развития, основы научной философии. Сложивша­яся в вузах СССР и современной России и в целом оправдавшая себя система освоения основ философии базируется на самостоятельном изучении первоисточников (произведений классиков мировой фило­софской мысли, книг и статей по математике, физике, химии, биоло­гии и другим фундаментальным наукам), лекциях и семинарах. Учеб­ник является необходимым пособием в самостоятельной работе. В данном пособии автор стремился показать, как и почему возникали важнейшие философские проблемы, как они решались в прошлом, ка­кое решение следует признать современным, научным. Особое внима­ние обращалось на основные идеи философии, их последовательное развитие, основной смысл предложенных решений и их аргумента­цию, обоснование. Ничто не может быть столь убийственным для на­учной философии, творческого интеллекта, как бездумное, не связан­ное с пониманием сути проблем и аргументации их решений, догмати­ческое, школярское “усвоение” общих философских истин. Пагуб­ность и даже безнравственность догматического подхода становятся особенно явственными в современный критический период мировой истории, истории России

    По ряду узловых вопросов теории в пособии кратко излагается содержание современных философских дискуссий, формулируются нерешенные научной философией вопросы. Цель изучения филосо­фии - не просто “знать” ее основы, а научится мыслить философски­ми понятиями, без которых человеческая мысль остается поверхност­ной и ущербной. Автор не стремился к одинаково полному изложению всех учебных тем, что, если бы и было возможным, привело бы к “усредненному” описанию основных разделов теории в ущерб “проблемности” ее изложения.

    Философия, как и другие отрасли человеческого знания, в ходе своего развития должна получить научный характер, стать наукой. Однако, этот процесс в философии был значительно более длитель­ным и трудным, чем в естествознании, конкретных науках вообще.

    Это обусловлено как особой сложностью предмета философии, его предельной широтой (философия работает на пределах человеческого знания и языка), так и многообразием ее связей и взаимозависимостей с другими формами духовной жизни общества, групповыми, классо­выми, общественными интересами. В пособии описывается процесс складывания научной философии из элементов научных подходов и догадок в истории ее развития, выясняются критерии научности фило­софии, имеющие заметно более сложный характер, чем, например, в естествознании или технических науках.

    При изучении философии неизбежно возникает ряд трудностей. Первая из них связана с большой абстрактностью философской тео­рии, требующей большого напряжения мысли, соответствующей под­готовленности, достаточной зрелости самой способности абстрактно­го мышления. Философия предполагает большую культуру оперирова­ния понятиями, их определениями, анализом объема и содержания, оперирования терминами. Однако философия и воспитывает высокую культуру теоретического мышления.

    Другая трудность состоит в том, что изучение философии пред­полагает знакомство со всеми важнейшими отраслями знаний - физи­кой, химией, биологией, социальными науками и т.д., на которых фи­лософия базирует свою теорию. Нельзя овладеть основами филосо­фии, стремясь замкнуться в пределах узкой специальности Изучение философии - средство формирования “открытости” по отношению ко всем отраслям знаний, ко всей духовной культуре общества в целом.

    Серьезная трудность связана со своеобразным свойством всех крупных, особенно широких и глубоких идей, которое, словами Геге­ля, можно назвать “хитростью понятия”. Наиболее фундаментальные идеи философии могут вызвать впечатление само собой разумеющих­ся и даже тривиальных, простых утверждений, которые кажутся поэто­му легкодоступными и понятными. В самом деле, что сложного, на­пример, в утверждениях, что “А есть А”, что “вещи находятся вне че­ловеческой головы”, а “роза красна и тогда, когда мы на нее не смот­рим”? Между тем многие, если не все, крупнейшие, поворотные идеи в современной науке, включая философию, были связаны с пересмот­ром подобных кажущихся тривиальными и само-собой-разумеющимися утверждений. Умение видеть глубокую проблему, скажем сильнее - тайну, за кажущимися само-собой-разумеющимися положениями - важнейшее условие понимания философской теории.

    Наконец, большие трудности вызывает формирование умения творчески применять философскую теорию для объяснения действите­льности, решения крупнейших проблем своей отрасли науки или прак­тики. Изучение философии приносит мало пользы, если ограничиться усвоением ее общих положений, не пытаясь понять, как философия содействует решению крупнейших проблем теории и практики. Ко­нечно, было бы утопичным требовать, чтобы каждый изучающий фи­лософию был способен решать с ее помощью крупнейшие проблемы своей отрасли знания, однако понять, как философия способствует та­кому решению, необходимо каждому. Преодолеть описанные трудно­сти - это и значит научиться “мыслить в философских понятиях”, осмысливать действительность в философских понятиях. Мышление только в сугубо специальных, узких понятиях какой-либо отрасли зна­ния делает мысль ущербной, ограниченной, превращая человека из “универсального существа”, как заметил Козьма Прутков, в специали­ста, “флюсу подобного”.

    ВВЕДЕНИЕ. ФИЛОСОФИЯ,

    ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА,

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

    И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

    Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

    Философия - наиболее общая часть мировоззрения, его фунда­мент. Специфика философии выражается прежде всего в ее проблема­тике. Философия решает два наиболее общих для человеческого по­знания вопроса.

    Первый, или основной, вопрос философии, по оценке Ф. Эн­гельса, - это вопрос об отношении сознания к материи, или, в неско­лько устаревших терминах, духа к природе, мышления к бытию. Ос­новное содержание и смысл этого вопроса описан Энгельсом в бро­шюре “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филосо­фии” (1886). Основной вопрос философии (ОВФ) имеет сложную структуру, которая обуславливает большое многообразие уровней или сторон философского мировоззрения. В составе ОВФ можно выделить три важнейших уровня. Первый, наиболее общий и фундаментальный уровень ОВФ выделил Энгельс в указанной брошюре. Этот исходный уровень определяет другие, производные от него уровни и модификации ОВФ.

    Рассматривая первый, наиболее фундаментальный уровень ОВФ, Энгельс различал в нем две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи выступает вопрос о том, что явля­ется первичным - материя или сознание, и, соответственно, что из них выступает в качестве вторичного, производного, зависимого. Понятие первичности имеет в философии три взаимосвязанных смысла: 1) что существует первым, т.е. что чему предшествует, 2) что является свойством или проявлением другого: сознание принадлежит высоко­организованной материи или, наоборот, последняя есть проявление сознания, 3) что отражает другое', сознание отображает внешний для него материальный мир, или материя есть отображение некоего духа. Нередко используется иная формулировка вопроса о первичности-вторичности: что лежит в основе мира: материя или сознание.

    Возможны два подхода к решению вопроса о первичности-вторичности, монистический и дуалистический. Монизм (от греч. monos- один, единственный) кладет в основу мира одно из двух “начал” - материю или сознание. Дуализм (от лат. dualis - двойственный) по существу отказывается от решения вопроса о первичности-вторичности и кладет в основу мира оба начала, материю и сознание. Так, фран­цузский философ XVII в. Р. Декарт считал материю и дух двумя неза­висимыми друг от друга началами, человек, с его точки зрения, пред­ставляет собой соединение души и тела. В иной форме дуализм высту­пал во взглядах немецкого философа XVIII в. И. Канта, который при­знавал объективное, независящее от человеческого сознания сущес­твование вещей, но отрицал познаваемость этих вещей для человечес­кого сознания и рассматривал последнее как некую самостоятельную сущность.

    Деление на монизм и дуализм не является в философии глав­ным и исходным. Важнейший водораздел философских взглядов су­ществует в рамках монистического подхода и заключается в делении философских воззрений на две основные философские концепции или направления - материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной в трех указанных смыслах слова, а созна­ние - производив от материи. По своей сути материализм является ре­алистическим мировоззрением, стремящимся понять материальный мир “из него самого”, не вводя никаких посторонних для мира факто­ров - бога, идеи и т.д. “ ... Материалистическое мировоззрение, - писал Энгельс, - означает просто понимание природы таковой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений”1. Материализм, прежде чем стать научным, прошел длинный путь развития и на каждой из предшествующих ступеней содержал существенные ошибки и упро­щения, однако основной дух материализма заключался в поисках ре­алистического объяснения мира “из самого себя”, без каких-либо по­сторонних прибавлений.

    Идеализм кладет в основу объяснения мира духовное начало. Его исходная, основная концепция представляет собой глубокое за­блуждение, возведенное в ранг философского мировоззрения. Однако было бы ошибочным рассматривать идеализм в качестве простой че­пухи, против чего предостерегали классики марксистской философии. Идеализм, как мы будем этого касаться в последующем изложении, был необходимой и неизбежной формой мышления, без которой не могла бы развиваться ее альтернатива - материализм. Чтобы возникло действительное, научное понимание мира и сознания, должна была появиться такая концепция, которая абстрагировала бы сознание от материи, преувеличила роль сознания, превратив сознание в творца всего существующего и тем самым исчерпала теоретические возмож­ности, заложенные в таком гипертрофированном объяснении роли со­знания. Только доведенный до предела, до исчерпания своих потенци­альных возможностей, идеализм (таковым оказалась идеалистическая философия Гегеля) мог сделать возможным (разумеется, наряду с раз­витием самого материалистического направления) появление научно­го материализма. Поэтому невозможно понять сути и значения мате­риалистической философской концепции, не зная содержания идеали­стической философии, историй ее развития.

    Вторая сторона ОВФ в рассматриваемом фундаментальном ас­пекте этого вопроса есть вопрос о познаваемости мира. Часть филосо­фов признают безусловную познаваемость мира для человека. Другие философы ее отрицают, являются агностиками (от греч. а - не, gnosis -знание) В Новое время классиками агностицизма были Д. Юм и И. Кант. Деление философов по решению вопроса о познаваемости мира не совпадает с их размежеванием на материалистов и идеалис­тов, ибо значительная часть идеалистов (например, Гегель) признава­ли познаваемость мира (понимая последний как мир духовный). Одна­ко признание или отрицание познаваемости мира не является безраз­личным к альтернативе материализма и идеализма. Последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости мира для человека, а ее отрицание в сущности является идеализмом (хотя агностические ошибки могли допускать и некоторые материалисты).

    Наиболее общий и фундаментальный аспект основного вопроса философии не исчерпывает всего содержания этого вопроса. Данная Энгельсом в прошлом веке характеристика ОВФ раскрывает его пер­вый и основополагающий уровень, но является недостаточной. Следу­ет учесть также, что брошюра Энгельса, в которой он характеризовал ОВФ, имела популярный характер и не преследовала цели изложения всего существенного содержания ОВФ. Последующее развитие науч­ной философии показало, что в ОВФ следует различать еще два уров­ня, существующие на основе первого, глубоко раскрытого Энгельсом

    Второй уровень ОВФ, вопроса об отношении сознания к мате­рии, представляет собой тройственный вопрос, или, иначе, состоит из трех неразрывно связанных вопросов, о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения второго к первому

    В советской философской науке в 50-х гг. возникла интерпрета­ция основного вопроса философии как вопроса исключительно об от­ношении сознания к материи. При такой интерпретации сущность ма­терии, внешнего мира остается вне рамок философского исследова­ния. Иными словами, внешний мир как таковой оказывается для фило­софии неизвестной величиной, выступает в качестве предмета иссле­дования лишь частных наук - физики, химии и т.д. Попытка превра­тить философию в учение о “чистой мысли”, но не о реальном мире и его отображении в сознании человека подробнее б) дет рассмотрена нами в последующих разделах пособия. Пока мы ограничимся утверждением, что основной вопрос философии является тройственным вопросом, т.е. вопросом о сущности мира как целого, о сущности со­знания и его отношения к материальному миру. Вопреки упомянутому выше узкому истолкованию, философия на протяжении двух с лиш­ним тысячелетий своего существования стремилась понять, что такое мир и как он отображается в человеческом познании. Сведение ОВФ к вопросу о чистом отношении одного к другому делает этот вопрос бессмысленным, поскольку нельзя выяснить отношения, не зная того, что относится и к чему относится.

    Существует и третий уровень ОВФ, выступающий в качестве модификации, или превращенной формы, первых двух уровней: во­прос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире и перс­пективах существования. В этой модификации ОВФ противополож­ность сознания и материи не выражена в явном виде, здесь миру в це­лом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием. Поэтому данная модификация ОВФ может быть понята только на основе двух первых уровней ОВФ, в которых дано четкое сопоставление двух предельно широких реаль­ностей - сознания и материи.

    Вместе с тем новая модификация ОВФ обладает рядом преиму­ществ: она включает не предельную абстракцию - сознание, а более конкретное понятие живого человека, наделенного сознанием. Созна­ние существует только как свойство или функция человека, поэтому вопрос об отношении сознания к материи выступает также в превра­щенной форме вопроса о природе человека, его месте в мире, сущно­сти и смысле его существования. Ни одна философская система не ограничивалась абстракциями сознания, духа, мышления и т.д. Про­блема человека, наряду с проблемой мира как целого, всегда занимала в философской мысли центральное место.

    Завершая общую характеристику основного вопроса филосо­фии, дадим схему его структуры.

    Структура основного вопроса философии

    ОБЩАЯ ФОРМУЛИРОВКА


    ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ СОЗНАНИЯ К МАТЕРИИ


    ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ


    Первая сторона: вопрос о первич­ности- вторичности





    Вторая сторона: вопрос о позна­ваемости


    ВТОРОЙ УРОВЕНЬ


    Тройственный вопрос о сущности мира, сущности сознания, сущно­сти отношения сознания к миру


    ТРЕТИИ УРОВЕНЬ (модификация)


    Вопрос о сущности мира, сущно­сти человека, его месте в мире, перспективах существования


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


    написать администратору сайта