Учебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"
Скачать 4.25 Mb.
|
Некоторые особенности процесса логизации античного интеллекта. Примечательно, что, не создав еще естествознания, ни одной естественнонаучной теории, сохранившей свое значение до настоящих дней (исключая, впрочем, в определенной степени геометрию Эвклида), античные мыслители создали теорию формальной логики, основное содержание которой не утратило своего значения до нашего времени. Имея дело с относительно простыми явлениями природы и общественной жизни, античные философы открыли основные законы и формы мышления. Первый формально-логический закон мышления - закон тождества был сформулирован Парменидом. Закон достаточного основания в качестве эмпирического закона мысли описан Демокритом1. Родоначальником логики как развернутого учения является Аристотель. В собрании трактатов по логике (названном его последователями “Органоном”) Аристотель рассматривал логику по существу как вспомогательную научную дисциплину, подобно риторике, или, как можно перевести название “Органон”, орудие мысли. Для Аристотеля законы мышления - естественные законы, обладающие общеобязательным характером. Аристотель подробно проанализировал лишь два из четырех основных законов логики - противоречия и исключенного третьего. Два других - тождества и достаточного основания, известные уже предшественникам, у него лишь намечены. Следует отметить, что предпочтение, отданное законам противоречия и исключенного третьего, было обусловлено возникшей в античной философии ситуацией, связанной с полемикой между философами-метафизиками и диалектиком Гераклитом. Если первые отстаивали закон тождества (вещь всегда тождественна себе), то второй выдвинул несомненно более глубокую идею противоречивости бытия, его нетождественности самому себе. В интерпретации Парменида закон тождества, справедливый сам по себе лишь в определенных пределах (определенность вещи как предмета мысли), получал чрезмерно расширительный и ошибочный смысл - абсолютного тождества вещи самой себе, абсолютной неподвижности бытия. В утверждении Гераклита “нельзя дважды войти в одну реку”, также правильном лишь до известного предела, содержался элемент релятивизма, чреватый разрушительными последствиями для мысли, что позднее и проявилось в представлениях Кратила (“нельзя и одного раза войти в одну реку”) и софистов. В противостоянии этих крайних подходов Аристотель сумел обнаружить формально-логические принципы (законы) мышления, развивающие и дополняющие законы тождества и достаточного основания. Однако Аристотель не смог развить дальше логику, заложенную в диалектическом принципе “все течет”, сформулированном Гераклитом. Эта логика, впрочем, представляла собой более глубокий пласт мышления, выходящий за переделы собственно формальной логики. Логическая система Аристотеля содержала учение о категориях (философ выделил десять основных категорий), определениях понятия, суждениях, умозаключениях (главным образом учение о силлогизмах), доказательствах, анализ софизмов и т.д. Примечательной стороной процесса логизации античного интеллекта является большой интерес к парадоксам мысли. Мысль должна была пройти школу мыслительных парадоксов. Хотя практика парадоксов нередко сводилась (например, у софистов) к не слишком серьезным мыслительным экспериментам, формулировка и поиски способов преодоления парадоксов были совершенно необходимыми для формирования рефлексирующего и объясняющего интеллекта, в конечном счете - для решения наиболее общих, мировоззренческих вопросов - сущности мира, развития, человека. Парадокс - это форма мысли, в которой соединены два исключающие друг друга утверждения, имеющие, однако, одинаково необходимые основания. Таковы, например, утверждения о конечности и бесконечности мира, если они рассматриваются как одинаково обоснованные (первая антиномия И. Канта). Парадокс может выступать в форме софизма, в котором взаимоисключающие утверждения могут быть представлены в скрытой, вербально не расчлененной форме. Таков, например, софизм “Я лгу”. Все категории философии и частных наук возникают через разрешение соответствующих парадоксов, которые могут быть представлены в скрытом, неразвернутом виде. Решение крупнейших проблем философии опосредовано постановкой и разрешением определенных парадоксов. Разрешение соответствующих парадоксов - один из важнейших критериев научной философии, научного интеллекта вообще. Большую роль в становлении человеческого интеллекта, возникновении диалектического способа мышления сыграли парадоксы, выраженные в апориях Зенона. В V в. до н. э. школа софистов (Горгий, Протагор, Продик и др.) доводит до абсурда элемент релятивизма, заложенный в представлениях Гераклита. Это явственно выражено, например, в софизмах об “изменяющемся человеке”: взявший взаймы теперь ничего не должен, так как он стал другим; приглашенный вчера на обед приходит сегодня непрошенным, так как он уже другое лицо. При всей наивности таких рассуждений софизмы позволяли глубже понять диалектическую природу бытия и его мысленных отображений. Софизмы не были пустой “игрой ума”, они выражали удивление перед “странностями” мысли и были связаны с детством формирующегося объяснительного интеллекта. В [V в. до н. э. Мегарская школа (Диодор, Кронос, Филон, Эвбулид и др.) пошла дальше софистов, сформулировав ряд парадоксов, сохранивших серьезное значение и в наши дни: парадоксы “лжеца”, “кучи”, “покрытый” и др. Парадокс “лжеца” в формулировке Эвбулида состоит в утверждении. “Высказывание, которое я сейчас произношу, ложно”. Не трудно заметить, что если считать это утверждение истинным, то оно оказывается ложным, что делает его истинным, и так до бесконечности. Парадокс “лжеца” обнаруживает замечательную и уникальную способность мысли к самообращению, которое приводит к “дурной бесконечности” повторяющегося и бесплодного круга рассуждений. Мегарцы не придали особого значения этой дурной бесконечности, что сделали, однако, скептики. Скептики Пиррон, Тимон, Карнеад, Энесидем и другие (IV-II в до н.э.) отрицали возможность достоверного знания, утверждая, что каждое логическое доказательство приводит к регрессу в бесконечность и становится невозможным. Скептики всякое толкование рассматривали с двух сторон, формулируя тезис и антитезис, и далее стремились показать, что ни тот, ни другой не может быть признан состоятельным. Таким способом они анализировали, например, проблему причинности. Признание причинности, с точки зрения Энесидема, невозможно, как и ее отрицание. Возникает причина раньше или одновременно с действием? И то и другое утверждение приводит к абсурду. Причина не может быть раньше действия, так как тогда оставалась бы без действия и не была причиной, но причина не может быть и после действия. Причина и действие не могут быть и одновременными, ибо тогда они были бы неразличимы. Скептики приходили к весьма сильно звучащему выводу о том, что ни один реальный процесс не может быть начат, не может быть причинен, или, иначе, ничто не может быть начато* В рабовладельческом обществе, таким образом, сформировались первые философские концепции мира и человека, поставлены важнейшие философские проблемы и сделаны попытки их решения. “В многообразных формах греческой философии, - писал Энгельс, - уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений”1 В материалистических взглядах античности нашла выражение тенденция человеческой мысли к пониманию природы такой, какова она на самом деле, ставившая материализм несомненно выше идеалистических и религиозных концепций мира. В античной философии возникла также первая форма диалектики, носившая стихийный характер. Появление такой диалектики Энгельс объяснял тем, что первые шаги в познании мира неизбежно должны были начаться с целостного, нерасчлененного взгляда на мир, при котором бросается в глаза всеобщая связь и взаимопереходы одного в другое, но остаются в тени частности. “Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает. Этот первоначальный, наивный, но по сути дела правильный взгляд на мир был присущ древнегреческой философии и впервые ясно выражен Гераклитом...”2 По образному выражению Энгельса, древние греки “за лесом не видели деревьев”. Наиболее последовательный характер диалектика получила в материалистической философии, прежде всего во взглядах Гераклита Диалектика Платона - лишь метод мышления, в то время как истинное бытие - идеи остаются неподвижными, неизменными. Истинное бытие Парменида, “перводвигатель” или “форма форм” Аристотеля также неподвижны по своей сути. Материализм и идеализм древности создали также глубоко различные концепции человека. Для материалистов Древней Греции человек - микрокосм, составляющий частицу и подобие космоса. В силу этого он способен к познанию космоса. Человек - телесное существо, фатально подчиненное законам природы, космоса. Человек идеалистической философии - это прежде всего душа, которая является проявлением или частицей потусторонних непознаваемых духовных сил, предопределяющих человеческую судьбу. Земная, телесная жизнь человека - отблеск, тень потусторонней “реальной” жизни Что может человек, например, в абсолютно неподвижном мире Парменида? Идея фатальной предопределенности человеческой судьбы была одинаково свойственна материалистическим и идеалистическим учениям. Однако фатализм древних материалистов - первоначальный способ понимания всеобщих объективных законов материального мира. Представление о естественной природной - среде и естественной телесности человека послужило основой оптимистического этического учения Эпикура о блаженстве как естественной основе нравственной жизни В античной философии отчетливо проявилась несовместимость материализма и идеализма, борьба партий Некоторые древние авторы утверждали, что “Платон возымел намерение сжечь все сочинения Демокрита, какие только он мог собрать, пифагорейцы же Амикла и Клиний отсоветовали ему [привести это в исполнение] ...Дело в том, сказали они, что уже у многих [имеются эти] книжки”1 Однако позднее сочинения Демокрита действительно были уничтожены и дошли до нас только в виде фрагментов в трудах различных авторов. В крайней нетерпимости “линии Платона” к материализму - зачаток будущей средневековой реакции, доходившей до физического уничтожения не только подозреваемых в атеизме, но даже отклонявшихся от официальной доктрины церкви. Античный материализм, первая форма материализма, имел существенные недостатки. Он был наивным, поскольку еще не мог опираться на данные строгой науки, исходил из довольно простых представлений о материи, закономерности и т д. Этот материализм не распространялся на общество, поскольку последнее не могло быть объяснено “водой” Фалеса или атомами Демокрита. Диалектика древних была скорее диалектикой движения, чем развития. Материализм древних, верный по своей основной глубинной тенденции объяснять мир из самого себя, не мог получить строгого обоснования и оставался весьма уязвимым. Однако его огромная историческая роль в развитии мировой культуры заключалась в том, что он послужил началом того процесса, который привел к появлению научного материализма. 2.2. ФИЛОСОФИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В феодальном обществе с его двумя основными классами - феодалами и зависимыми от них крестьянами, другими социальными слоями (ремесленниками, купцами), жестким сословным делением и сословной иерархией, феодальной собственностью и т.д. главной формой осознания мира и самого себя, формой идеологической “защиты” общественного строя могла стать только религия. Период феодализма характеризуется поэтому безраздельным господством религии и церкви в духовной жизни общества. Материализм, как система философских взглядов, исчезает на весьма длительный - в Западной Европе около тысячи лет - период. Средневековье знает только одну философию - религиозную, которую оно превращает в “служанку богословия”, или теологии (от греч theos - бог). Читатель может поразмыслить над причинами, но феодализм является первым и единственным общественным строем, который в своем существовании идеологически всецело опирался на идею бога, пытался построить свою духовную жизнь, понять смысл человеческого существования исключительно на религиозных основах. При феодализме религия выступает в качестве “...наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции. ”2 общественных порядков. Фигурально выражаясь, эго была своего рода “проба истории” построить человеческое существование на идейных началах религии и идеализма Господствующее положение в философии феодализма занимала схоластика (от лат. scholastica - ученый, школьный), которая рассматривала в качестве пути постижения бога разум, логические рассуждения, а не мистическое созерцание и чувство. Целью “служанки богословия” становится философское обоснование и систематизация христианского вероучения Характерной чертой схоластики была слепая вера в непререкаемые “авторитеты”. Источники схоластики - учение Платона, а также идеи Аристотеля, из которых устранены все его материалистические взгляды, Библия, писания “отцов церкви”. Наиболее крупным идеологом схоластики был Фома Аквинский (1225- 1274). Его основные взгляды изложены в “Сумме теологии” и “Сумме против язычников”, построенных в виде сотен вопросов и подвопросов, на которые даются категорические ответы. Развивая взгляды Аристотеля, Фома Аквинат рассматривал бога как “чистую форму”, первопричину и конечную цель всего существующего. Важное место в его взглядах занимает учение о божественном творении мира, дальнейшее развитие концепции гилеморфизма. С позиций схоласта вещи суть единство материи и формы. При этом материя - результат божественного творения, она есть лишь “чистая возможность” вещей. Вещи становятся вещами только благодаря форме Фома Аквинат делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, человеческая душа бессмертна и др. ) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты человеком на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеческому разуму. К последним Фома Аквинат отнес, например, догматы сотворения мира и троичности бога Характерно, что умственно непостижимыми оказались такие догматы, в которых в наибольшей мере проявлялись противоречия исходного и основополагающего понятия - бога. Объяснение творения вещей неподвижным по своей сущности началом принципиально невозможно, оно действительно “сверхразумно”, поскольку является ложной мыслью, противоречащей самой себе. В противоположность античным оптимистическим представлениям о человеке как телесном земном существе, микрокосме, способном к познанию мира, теология и схоластика создали аскетическую концепцию греховного существа, которое должно испытывать презрение ко всему плотскому, стремиться к искуплению и потустороннему “вечному блаженству” В рамках этой концепции человека, выражая, очевидно, требования реальной жизни, возник элемент, имеющий серьезный рациональный смысл, - идея индивидуальной ответственности, индивидуальной греховности и индивидуального искупления При этом признание индивидуальной ответственности человека за свои поступки вступало в неразрешимое противоречие с основополагающей идеей бесконечного всемогущества бога и всеобщего предопределения природных и социальных явлений, всего человеческого поведения Совместить эти две идеи религии и ее философии никогда не удавалось Устранив материалистическую философию, оказывая мертвящее влияние на искусство, эпоха средневековья представляет собой в определенной мере шаг назад в развитии духовной культуры Вместе с тем ее нельзя рассматривать только как регресс в человеческой истории Энгельс считал грубейшей ошибкой оценивать средневековье в качестве простого провала в ходе развития мировой культуры “ Дело идет тут отнюдь не о простом отбрасывании всего идейного содержания этих двух тысячелетий, а о критике его, о вышелушивании результатов, добытых в рамках ложной, но для своего времени и для самого хода развития неизбежной идеалистической формы, из этой преходящей формы”1 В недрах феодальной культуры вынашивались и вызревали и положительные тенденции. Происходило дальнейшее развитие начатков математики, астрономии, физики, химии, истории и других наук. Претерпевала дальнейшее развитие формальная логика, оттачиваемая в схоластических диспутах Накапливалось определенное позитивное содержание в схоластических исследованиях нравственности, психологических свойств человека В искусстве возникает гуманистическая тенденция, обусловленная зарождением буржуазного экономического уклада В рамках этих позитивных процессов вызревает и материалистическая тенденция, которая нашла свое первое робкое выражение в концепции номинализма. Одним из крупнейших вопросов схоластики был вопрос о природе общих понятий, по которому были выдвинуты две основные противоположные концепции С точки зрения реализма (ее придерживался, например, Фома Аквинат) общие понятия, или универсалии, существуют объективно, вне человеческого сознания и вне вещей С позиций номинализма универсалии есть только названия, даваемые нами сходным вещам. Существовал также концептуализм, согласно которому универсалии - не только имена вещей, но и общие понятия, существующие лишь в человеческом сознании В схоластических диспутах вызревали проблемы, которые в дальнейшем приобрели серьезный научный статус Одна из таких проблем “Может ли всемогущий бог создать такой камень, который он сам не сможет поднять['1” - Если он всемогущ, то может создать любой камень, но если он всемогущ - почему он не сможет его поднять? Рассуждения действительно “схоластические” в расхожем значении этого слова. Но не будем спешить с их оценкой под схоластической оболочкой спора скрывается действительная теоретическая и логическая проблема - бесконечности, свойство которой заключается в том, что она превосходит любое свое ограничение |