Главная страница
Навигация по странице:

  • Критерии научности

  • 3.1.1 Социально-экономические предпосылки

  • 3.1.2. Конкретно-научные предпосылки

  • Учебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"


    Скачать 4.25 Mb.
    НазваниеУчебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"
    Дата10.03.2023
    Размер4.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOrlov_V.V_Osnovy_filosofii.doc
    ТипУчебное пособие
    #978674
    страница7 из 40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   40
    ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

    3.1. ЗАКОНОМЕРНЫЙ ХАРАКТЕР НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

    Истина - цель всякого человеческого познания. Основное на­правление более чем двухтысячелетнего развития 'философии - пости­жение истины, движение к научному объяснению мира и человека, движение к научной философии.

    В период с XV по XIX в. возникает научное объяснение различ­ных областей природы, формируются естественные науки - математи­ка, физика, химия, биология и др. Формирование научного мышления - важнейшее достижение человеческого интеллекта. Возникновение и развитие научного мышления происходило при мощном воздействии материалистической философии как высшего выражения реалистичес­кого способа понимания мира. Однако формирование научного фило­софского мышления происходило со значительным отставанием от частных наук, научного мышления в частных областях знания.

    Критерии

    научности

    В зрелой науке XIX в. были выяснены основные критерии научности, научного мышления. Исход­ным из них считается наличие достаточной эмпири­ческой базы, полученной путем наблюдений и экспе­риментов. Научными могут быть только те положения, которые полу­чены на основе достаточно широкой фактической основы. Факты -воздух ученого.

    Вторым критерием выступает существование адекватного изу­чаемой действительности научного метода сбора и обобщения эмпи­рического материала, который включает в себя, в качестве общенауч­ного компонента, логику. Ядром всякого научного метода выступает принцип объективности, объективно-реального подхода к познанию действительности. Логический строй научного мышления включает в себя доказательность, наличие доказательств научных утверждений, теорий в целом. В состав научного метода входит также введенный еще Декартом принцип конструктивного сомнения.

    Третьим важным критерием научности является возможность практической проверки теоретических представлений. Как было пока­зано научной философией (1845), конечным критерием истины может служить лишь успех общественно-исторической практики..

    Уже философия Возрождения, в противоположность религиоз­ной средневековой философии, в неявной форме обсуждает требова­ние научного подхода, или объективности, к философскому познанию Идея объективности, или научности, усиливается в материализме XVII-XVI11 вв., сыгравшем, как известно, весьма существенную роль в формировании науки В философии Канта и Гегеля задача создания научной философии ставится уже в достаточно явном виде. Характер­но название одной из работ Канта - “Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки” (1783).

    Однако в философии критерии научности оказываются несрав­ненно более сложными, чем в естествознании. Это объясняется боль­шей сложностью предмета философского знания. Философия призва­на научно объяснить не какую-либо частную область мира или челове­ческою существа, а сущность мира как целого, сущность человека, его место в мире, смысл существования. Ее эмпирический материал охватывает не отдельные частные области действительности, а мир в целом, включая человека. Особую сложность критериям научности в философии придает то, что философия должна отобразить всеобщие свойства и законы бесконечного мира. Философия - это предельное знание о мире и человеке, она “работает” на пределах возможностей человеческого мышления и языка.

    Попытка осознания специфики критериев научности филосо­фии привела в немецкой классической философия XVIII-XIX вв. к раз­личным результатам. Если для Канта проблема конечности или беско­нечности оказалась неразрешимой и послужила источником его агно­стицизма, т.е. убеждения в непознаваемости сущности объективного мира, то Гегель считал проблему бесконечности разрешимой на осно­ве признания мира выражением бесконечной логической идеи, позна­ющей самое себя. Однако, как было показано ранее, логическая идея Гегеля неминуемо оказывалась конечной, что приводило к крушению всей философской конструкции Гегеля. Объективный идеализм “не выдерживал” понятия бесконечности. Л. Фейербах сделал весьма важ­ный шаг вперед, обосновав необходимость возврата к материализму. Однако, утратив полностью диалектику Гегеля, он фактически закрыл себе дорогу к созданию научной философии.

    Вся длительная история развития мировой философской мысли, человеческого познания в целом свидетельствует о том, что высшей формой философии, т.е. научной философией могла стать только предельно реалистическая философия, философия материализма. Другие формы философской мысли пришли к непреодолимым трудностям и неразрешимым парадоксам. Важнейший урок истории человеческой мысли, выразившийся в крахе грандиозной гегелевской философской
    системы, заключался в том, что идеализм в его самой развитой и изощренной форме оказывался неспособным объяснить мир и челове­ка. О том же свидетельствует опыт развития западной философской мысли XX в., которая в конечном счете в той или иной форме пришла к идее реалистической философии.

    История философской мысли показала также, что действитель­но реалистическая философия должна быть диалектической. Таким образом, научная философия должна была представлять собой высший синтез материализма и диалектики, вернее, материализм, включив­ший в себя диалектику.

    Такой синтез, произведенный на основе обобщения данных фундаментальных наук середины XIX в., удалось осуществить К. Мар­ксу и Ф. Энгельсу - создателям диалектического материализма. К сходным философским идеям, хотя и в значительно менее совершен­ной форме, пришли ряд других мыслителей, в особенности И. Дицген, сформулировавший диалектический материализм независимо от Мар­кса и Энгельса и даже независимо от Гегеля.

    Перед дальнейшим изложением напомним, что сам характер на­учной философии и вообще научного знания требует творческого и, следовательно, критического осмысления предлагаемых положений и трактовок. Научный характер диалектического материализма К. Мар­кса, Ф Энгельса, В.И. Ленина в современной России оспаривается ря­дом деятелей “новой волны”. Другие отечественные философы, высо­ко оценивая положения диалектического материализма, в то же время считают его пройденной ступенью современной философской мысли и ведут поиск новой формы научной философии. Все дальнейшее из­ложение будет построено, как и ранее, не в стиле догматического на­вязывания “безусловных истин”, а максимально доказательно. Автор пособия видит свою задачу в том, чтобы по каждому важному вопросу философии рассмотреть важнейшие точки зрения, из которых чита­тель должен сделать самостоятельный выбор наиболее обоснованной. Разумеется, автор занимает при этом вполне определенную философс­кую позицию. Время бездумного “усвоения” готовых философских ис­тин прошло, если вообще когда-либо существовало.






    3.1.1 Социально-экономические предпосылки возникновения научной философии

    Марксистская философия, учение Маркса в целом возникают как ответ на потребность человеческого общества в познании мира и самого себя, своей собственной сущности. Научная философия, таким образом, возникает в результате действия общечеловеческой потреб­ности к знанию и самопознанию. Человеческое существование и раз­витие невозможны без знания внешнего мира и самопознания и поэто­му на каждой ступени исторического процесса общество создавало определенную, хотя и всегда противоречивую, картину мира и тракто­вку своей сущности.

    Включая все более значительные элементы объективной исти­ны, представления о мире и своей собственной сущности в течение тысячелетий имели более или менее искаженный, донаучный характер. В период капитализма, завершающий предысторию общества, возни­кает необходимость в научном знании о сущности мира и общества, ибо переход к подлинной истории человечества невозможен без глу­бокого понимания мира и общества, законов их развития. Закономер­ная черта переходного периода мировой истории заключается в осо­знании человечеством своей сущности в единстве с пониманием сущ­ности окружающего бесконечного мира. Возникновение марксизма вызвано поэтому прежде всего общечеловеческими факторами разви­тия общества.

    Для появления подлинно научного, объективного знания об об­ществе и окружающем мире необходимы определенные объективные социально-экономические предпосылки. Это прежде всего достаточно высокий уровень развития способа производства, обусловливающий необходимую степень овладения человеком материальными силами природы и общества. Для осознания самого себя общество, далее, должно было получить развитую социальную структуру, ибо только на достаточно сложной ступени развития объективно проявляются внут­ренние “механизмы” и законы действительности. Такой ступенью раз­вития был капитализм, который довел все общественные отношения До чисто экономических отношений “голого интереса, бессердечного чистогана”, “эксплуатацию, прикрытую религиозными и политически­ми иллюзиями”, заменил “эксплуатацией открытой, бесстыдной, пря­мой, черствой”3 и тем самым сделал возможным теоретическое осо­знание скрытых пружин, движущих не только капиталистическим об­ществом, но и историей вообще.

    Создание научной теории мира и общества стало возможным на ступени достаточно зрелого капитализма, которую последний достига­ет к 40-м гг XIX в Это нашло свое отражение в начавшихся периоди­ческих кризисах перепроизводства, революционных выступлениях ра­бочих (восстания лионских ткачей 1831,1834 гг, силезских ткачей 1844 г)

    Для появления научного мировоззрения были необходимы не только объективные условия, общечеловеческие потребности, но и та социальная сила, которая была прямо заинтересована в создании науч­ной теории общественного развития В расколотом на антагонистичес­кие классы обществе такой силой мог стать только класс, который по своему объективному положению в системе общественного произ­водства, месту и роли в социальном прогрессе был заинтересован в объективном взгляде на .мир и самого себя, в беспощадной критике су­ществующего общественного строя Таким классом, как известно, мог стать только пролетариат В силу своего реального положения в капи­талистическом обществе пролетариат является наиболее последовате­льным революционным классом, заинтересованным в устранении ка­питалистического общества и создании общества, в котором “свобод­ное развитие каждого является условием свободного развития всех”' При этом пролетариат не может освободить самого себя, не освобо­ждая всего общества, не создавая принципиально новый, высший спо­соб человеческого существования Призванный коренным образом пе­рестроить общество, пролетариат нуждается в последовательной и глубоко научной критике всего существующего, не заинтересован в каком-либо сокрытии правды и поэтому испытывает потребность в по­явлении действительно научной теории, научного мировоззрения Та­кое мировоззрение было создано гениальными мыслителями К Мар­ксом (1818-1883) и Ф Энгельсом (1820-1895)

    3.1.2. Конкретно-научные предпосылки возникновения научной философии

    Научная философия — диалектический и исторический мате­риализм —была подготовлена также развитием частных наук Энгельс особо отмечал при этом роль, которую сыграли в возникновении науч­ной философии естественные науки

    Естествознание проходит в своем развитии два крупных этапа Первый (со второй половины XV в до конца XVIII в ) связан со сбо­ром и первичной систематизацией фактического материала Он харак­теризовался преобладанием анализа, разложения целого на части,мысленной остановкой процессов движения и привел к появлению метафизического метода. Второй этап в развитии естествознания начи­нается с тем движением, которое вызвала гипотеза Канта — Лапласа Он характеризуется тенденцией к глубокой систематизации и обобще­нию и может быть назван, в отличие от первого, собирательного, эта­па, систематизирующим В XIX в дух систематизации особенно явно выразился в трех великих естественнонаучных открытиях закона со­хранения и превращения энергии, клеточного строения живого, эволюционнюй теории. Философское значение этих открытий было рас­крыто Энгельсом

    Открытие в 1842—1845 гг Робертом Майером независимо от него Гровом и Джоулем) закона сохранения и превращения энергии свидетельствовало о том, что в неорганической природе происходят процессы превращения форм движения, при которых энергия, как ме­ра физического движения, не исчезает и не возникает заново, а лишь переходит из одной формы в другую Открытие этого абсолютного, по оценке Энгельса, закона природы свидетельствовало о диалектичес­ком характере природы и ее несотворимости и неразрушимости, т.е. материальности

    В 30-е гг XIX в М Я Шлейден и Т Шванн создали клеточную теорию строения животных и растений. Если прежде биология рассма­тривала растительный и животный миры как два изолированных царс­тва живого, то открытие клетки говорило о едином плане строения жи­вой природы, ее диалектическом единстве

    Эволюционная теория Ч Дарвина, исходные положения кото­рой были опубликованы в конце 30 - начале 40-х п , а зрелый вариант в труде “Происхождение видов” (1859), основывалась на понятиях наслдственнрсти, изменчивости и естественного отбора Теория Дар­вина впервые научно доказала, что живая природа находится в про­цессе развития от простых форм живого к сложным, включая челове­ка Теория Дарвина,—писал Маркс,— “дает естесгвенноисторическую основу нашим взглядам”4

    Заметим, однако, что Маркс не считал теорию Дарвина исчер­пывающей теорией эволюции Эта весьма проницательная оценка дар­винизма долгое время не была понята биологами и философами и по­лучила свое подтверждение лишь в последние десятилетия

    Три великих естественнонаучных открытия послужили выраже­нием диалектизирующегося характера естествознания середины XIX в, который сделал возможным появление научного материализма, включившего в себя диалектику Необходимо заметить, что роль есте­ствознания этого периода отнюдь не сводится только к обусловливанию диалектического способа мышления. В естествознании середины прошлого века возникают по существу первые обобщающие научные концепции в ряде определяющих отраслей науки - физике, химии, биологии, что делает возможным и необходимым появление научного материализма

    Зрелый характер науки XIX в. выразился также в ряде других великих открытий. Одним из них несомненно является Периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым (1869) и составленная на этой основе Периодическая система элемен­тов, которые представили химический мир в виде единого и законо­мерного целого.

    Весьма важным открытием явилась неевклидова геометрия, со­зданная, в ее различных вариантах, Н. Лобачевским (1826), Я. Больяи (1882), К. Гауссом и Б. Риманом (1854). Неевклидова геометрия свиде­тельствовала о глубокой зависимости пространства от материального мира, содержала огромный революционный философский потенциал, который был выявлен только в XX в.

    Крупный теоретический потенциал содержался также в откры­тии существования классов (историками периода Реставрации) и тру­довой теории стоимости (У. Пегги, А. Смит, Д. Рикардо), которая впервые выявила главный материальный фактор общественной жизни - материальный труд.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   40


    написать администратору сайта