Учебное пособие по Дисциплина гсэ. Ф. 03. Отечественная история. Специальность 1 курс Все права защищены
Скачать 0.57 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНЛЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА КАФЕДРА ИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ Н.Д.ПОСТНИКОВ Учебное пособие по Дисциплина ГСЭ. Ф.03. Отечественная история. Специальность 1 курс Все права защищены: © Н.Д. Постников, 2010. Москва 2010 Уважение к минувшему—вот черта, отличающая образованность от дикости. А.С.Пушкин ВВЕДЕНИЕ В представленном учебном пособии, освещена история нашей Родины с древнейших времен до конца XX в. Своей задачей учебное пособие ставит знакомство студентов с основными процессами развития истории Отечества. Студенты в ходе работы с учебным пособием получают систематизированную и обобщенную характеристику основных явлений и причинно-следственных связей развития нашей страны. С другой стороны учебное пособие не ставит перед собой цель подробного освещения истории России, поэтому только использование наряду с данным учебным пособием всего комплекса учебной и научной литературы, а также источниковедческих материалов (хрестоматий по Истории России т.д.), позволит студентам в полной мере освоить курс Отечественной истории, и познакомиться с множеством важных событий, которые делают историю нашей страны неповторимой и увлекательной, поучительной и интересной. В представленном учебном пособии освещены основные события социально-политической истории России с эпохи зарождения и создания Древнерусского государства до конца ХХ в. Для самостоятельного изучения студентам предлагается ознакомиться и изучить темы по русской культуре. В разделе: «Темы для самостоятельного изучения» представлены основные этапы развития русской культуры. Здесь рассмотрены в динамике развития архитектура, литература, живопись, музыка. Для работы с данным разделом в нём выделены отдельные темы, которые рассматривают русскую культуру в определенные исторические периоды её развития. Представлен список рекомендованной литературы по отечественной культуре. Для удобства пользования учебным пособием дана хронология исторических событий. Введение хронологии также позволит студентам более легко запоминать даты и важнейшие события истории нашей страны, понимать непрерывность протекающего исторического процесса. Часть первая. ДРЕВНЯЯ РУСЬ. Тема 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ: ИХ СОСЕДИ, ЗАНЯТИЯ, ВЕРОВАНИЯ. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье народов, которые проживают сегодня в Европе и частично в Азии до Ирана и Индии. Славяне как этнос сформировались, видимо, в середине/конце I тыс. до н.э. Расселение славян, их занятия и соседи. Славяне вначале нашей эры занимали часть Центральной и Восточной Европы: от Одры на западе до Днепра на востоке, и от южного побережья Балтийского моря до Южных Карпат. Древнерусский летописец Нестор (автор летописи «Повесть временных лет») считал, что славяне изначально жили и западнее Одера вплоть до Эльбы (по-славянски - Лаба). Приблизительно, в начале нашей эры начинается процесс разделения славянства на восточных и западных славян, завершившийся к III в. K V в. основном из восточных славян вышли южные славяне, которые заселили Балканский полуостров. Так, в современном названии государства Хорватия сохранилась память о восточнославянском племени белые хорваты, которые жили в Закарпатье. В результате к V в. сложилось три ветви славянства: восточная (из нее вышли такие современные народы, как русские, украинцы, белорусы); западная (поляки, чехи, словаки, лужичане, кашубы), южная (сербы, хорваты, черногорцы, боснийцы, словенцы, болгары, македонцы). К VII в. восточные славяне продвигаются далеко на север Восточно-Европейской равнины, заселяя междуречье Волги и Оки (вятичи и кривичи) и район озера Ильмень и реки Волхов (новгородские словене). Всего к VIII в. насчитывалось 12 восточнославянских племенных объединений. Поляне жили и районе современного Киева, севернее Киева вверх по Днепру древляне, радимичи, дреговичи, полочане. Еще севернее кривичи и новгородские словене. Южнее полян жили северяне и уличи. На запад от Днепра - волыняне, белые хорваты. Между Южным Бугом и Прутом - тиверцы. Основным занятием восточных славян было земледелие. Они выращивали злаки, горох и другие культуры. Восточные славяне занимались также разведением скота, рыбной ловлей, бортничеством. На севере соседями восточнославянских племен были угро-финские племена (ижора, весь, мурома, мещера и др.). Эти племена были немногочисленными и слаборазвитыми. Они занимали территорию от междуречья Волги и Оки до Финского залива и уже в средневековье были ассимилированы (поглощены) восточными славянами. Общее название угро-финских племен было чудь. Отсюда появилось, слово чудак и другие однокоренные слова, а также название Чудского озера. В междуречье Оки и Волги сохранилось множество географических названий угро-финского происхождения, прежде всего в названии рек (Клязьма, Яуза, Москва, Ока и т.д.). На юге, в Северном Причерноморье, соседями восточных славян были кочевые народы, с которыми они на протяжении нескольких столетий вели долгие и кровопролитные войны. В III в. в Северном Причерноморье жило ираноязычное племя скифов. С ними у восточных славян установились добрососедские отношения. Видимо, часть скифских племен была ассимилирована восточными славянами. От скифов у восточных славян сохранилось несколько слов, например «хорошо» (по-славянски «добро»), «топор» - «секира», «собака» - «пес». Скифов сменили в основном тюркские племена. Но в начале IV в. восточные славяне столкнулись с готами (германское племя). Со второй половины IV в. до середины V в. восточные славяне воевали с гуннами (тюркское племя). В VI в. их сменили авары, в VII в. хазары и болгары. Тогда же в низовьях Волги сложилось государство Хазарский каганат. Около VIII в. в Северном Причерноморье появилось угро-финское племя венгров, пришедшее из-за Урала, где и сегодня проживают родственные им народы ханты и манси. В результате постоянных войн с кочевниками восточные славяне отступили от Северного Причерноморья на север вглубь континента приблизительно на 200 километров. Общественный строй у восточных славян. До появления государства у восточных славян, они жили родоплеменным строем. Ячейкой восточнославянского общества была родовая община (вервь), которая с развитием производственных отношений и социального расслоения заменялась соседской (территориальной) общиной. В недрах последней формировалась частная собственность, прежде всего, на орудия труда и скот. Происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. Усложняются общественные отношения, их регулирование берет на себя князь (вождь), опираясь на военную силу (дружину), значительные богатства, награбленные во время военных походов и свой авторитет. Власть вождя становиться наследственной. Все эти изменения подготавливают восточнославянское общество к появлению нового феодального строя. Религия у восточных славян. Восточные славяне были язычниками, т.е. обожествляли силы природы. На протяжении столетий существования славянского этноса язычество развивалось постепенно. Создателем вселенной (мира) славяне считали бога Рода (отсюда род и т.д.). Его во главе пантеона языческих богов сменил бог неба (Вселенной) - Сварог. Также известны: бог солнца - Даждьбог, бог скота и богатства - Велес (Волос), бог ветра - Стрибог, богиня земли, бог грозы - Перун, богиня любви - Лада, бог холода - Мороз и др. Тема 2. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКАЯ РУСЬ В IX-XII ВВ. Формирование древнерусского государства. Первые киевские князья. Процесс формирования государства у восточных славян занял несколько столетий и завершился возникновением в конце IX в. Древнерусского государства называемого также Киевской Русью. Исследователи рассматривают несколько предпосылок создания государства у восточных славян, среди которых выделяют объективные и субъективные причины. К объективным (т.е. присущие общемировому процессу перехода от первобытности к цивилизации) относятся следующие причины: --- разложение родовой общины и формирование соседской (территориальной); --- усиление роли вождя, как предводителя войска и судьи. Т.е. формируются такие государственные институты как армия и суд. Власть вождя становиться наследственной; --- формирование частной собственности; --- выделение ремесла из сельского хозяйства; развитие городов и товарообмена. Из субъективных причин выделяют: --- наличие торгового пути «из варяг в греки» (из Балтийского моря в Черное море). Торговля способствовала быстрому обогащению князя и купцов, развитию товарно-денежных отношений, появлению денег, как эквивалента богатства, а значит социального неравенства. По исторической традиции начало русской государственности относят к 862г., когда новгородцы «призвали» варяжского конунга (князя) Рюрика. Он захватил власть в Великом Новгороде, где правил до своей смерти в 879г. Варягами на Руси по традиции называли викингов (отсюда русское слово «витязь»), племена германской языковой группы, проживавшие на Скандинавском полуострове. Викинги (с норвежского языка - «жители прибрежных заливов» - фиордов) - предки таких современных народов, как норвежцы, шведы, датчане, исландцы. В Европе варягов называли норманны - «северные люди». По летописи вместе с Рюриком на Русь пришли его братья Синеус и Трувор, но это явно вымышленные фигуры, «Синеус Трувор» со старошведского переводится «его род», т.е. летопись читается: «пришел Рюрик и его род». После смерти Рюрика править стал его родственник князь Олег. В 882г. он спустился с дружиной из Новгорода и захватил Киев, убив правивших в нем князей Аскольда и Дира. Объединив север и юг русских земель в единое Древнерусское государство - Русь, которое являлось одним из крупнейших и сильнейших государств раннего европейского средневековья. Столицей Руси стал Киев. Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял монарх, носивший титул Великого киевского князя. Князь Олег (882-912) проводил активную внешнюю политику. Ему удалось разгромить хазар и освободить от их дани южнорусские земли. Он заключил союз с венграми, пропустив их через Русь в Европу. Особенно удачны были походы Олега на Византию в 907 и 911гг., в результате которых были заключены выгодные для Руси торговые договоры. При сыне Рюрика Игоре (912-945) уже, по-видимому, сложилась система сбора дани с покоренных племен - полюдье. Во время сбора дани Игорь и был убит восточнославянским племенем древлян (Игорь был привязан к двум согнутым деревьям и разорван на куски). Его жена, княгиня Ольга (945-964) жестоко отомстила за смерть мужа, подавив восстание древлян. Но, сделав выводы из причин восстания, провела реформу сбора налогов. Ольгой были установлены нормы сбора дани (уроки) и места ее сбора (погосты). Княгиня Ольга - первая из русских правителей лично приняла христианство (957г.), что говорило об усилении влияния этой религии на Руси. Сын Ольги и Игоря - князь Святослав (964-972) - отказался принять христианство. Он прославился и оставил след в русской истории как полководец. В 964-965гг. Святослав разгромил Хазарский каганат, после чего хазар сменило новое кочевое тюркское племя - печенеги. В результате победы над Хазарией Русь получила под свой контроль важнейшие торговые пути в Северном Причерноморье. Район переволоки (перетаскивания судов посуху из реки в реку) между Волгой и Доном - Белую Вежу, а также Керченский пролив, соединяющий Азовское и Черное моря, где возникло Тмутараканское княжество. Заключив военный союз с Византией против Дунайской (Балканской) Болгарии Святослав разгромил её в 967г. и присоединил к Руси, утвердившись на Балканах. Победы Святослава насторожили Византию. Византийский император Цимисхий начинает войну со Святославом (русско-византийская война 970-971гг.), в результате которой киевский князь, оторванный от Руси и лишённый помощи, терпит поражение. Святослав был вынужден покинуть Балканы. Возвращаясь на Русь, Святослав был убит в 972г. у днепровских порогов (район современного города Запорожья, Украина) печенегами. Принятие христианства. К концу X в. на Руси сложились условия для принятия одной из мировых религий, т.к. язычество, уже не в полной мере, отвечало нуждам феодального государства. Оно не способствовало усилению великокняжеской власти и интеграционных тенденций внутри Древнерусского государства, не могло объяснить угнетение человека человеком. Религиозный выбор князя Владимира (980-1015), определивший историко-цивилизационный путь развития нашей страны, пал на христианство (его византийский вариант) и этот выбор не был случайным. Исследователи выделяют следующие причины принятия именно византийского христианства: --- тесные торговые, культурные и военно-политические связи Киевской Руси с Византией; --- общая граница на западе с христианскими странами: Польшей, Чехией и другими христианскими странами; --- личное знакомство Владимира с христианством, т.к. воспитывала его бабушка, княгиня Ольга, принявшая христианство. Принятие христианства было выгодно Руси и с внешнеполитической точки зрения. Так при принятии ислама Русское государство столкнулось бы с необходимостью противостоять европейским христианским странам, которые в это время отражали на юге Европы нападения арабов. Оказаться в состоянии войны с Европой Владимир явно не хотел. С другой стороны принятие иудаизма от хазар поставило бы Русь в положение политического изгоя с соседними странами, т.к. евреи, носители иудаистской религии, подвергались в Европе дискриминации. Владимир крестил Русь в 988г. На юге Руси, где с христианством были уже знакомы, крещение происходило спокойно. В то время как на севере Руси крещение проходило сложнее. Так новгородцев дядя Владимира Добрыня (прообраз былинного героя Добрыни Никитича) крестил с помощью силы. Принятие христианства в 988г. первоначально носило, естественно, формальный характер. Христианизация Руси продолжалась 150-200 лет. Принятие христианства имело значительные последствия для Руси и русского государства: Мировоззренческое последствие. Христианство сформировало менталитет русского народа, его мироощущение и также мировосприятие окружающего мира. Так, если бы Русь приняла ислам, то, например, положение и статус русской женщины в обществе были бы совершенно иными. Политическое последствие. Христианство принесло на Русь из Византии основы феодального государства. Оно обожествляло власть Великого князя, делая его непогрешимым в глазах населения. Международное последствие. Принятие христианства позволило установить дипломатические связи со странами Европы, что подтверждают династические браки. Так, дочери Ярослава Мудрого (сын Владимира) вышли замуж за французского, норвежского и венгерского королей. Этнокультурное последствие. Христианство способствовало объединению разрозненных восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. Культурное последствие. После принятия христианства на Руси стали распространяться научные знания, письменность, образование, архитектура. Через христианство Русь приобщилась к ценностям греко-римской культуры. Русские люди значительно расширили временные и пространственные горизонты знаний об окружающем мире, узнав о древних цивилизациях и могущественных империях (древнеегипетской, вавилонской, римской и т.д.), о далёких странах (Индии, Персии и т.д.) о великих полководцах (Александре Македонском, Юлии Цезаре и т.д.) и т.д. Русь в XI – первой трети XII вв. В XI в. Киевская Русь достигла наивысшего могущества, одновременно с середины XI в. на Руси складываются условия для развития феодальной раздробленности, чему способствовали рост городов, развитие феодальных отношений в сельском хозяйстве, прежде всего рост боярско-вотчинного землевладения. Часть исследователей читает, что феодальная раздробленность началась после правления Ярослава Мудрого в 1054г. Однако большинство историков относит начало феодальной раздробленности на Руси к 1132г. Наиболее яркими князьями в этот период были Ярослав Мудрый (1019-1054) и его внук Владимир Мономах (1113-1125). Ярослав Мудрый прославился как выдающийся политический деятель. При нем на Руси развивалось образование, в монастырях открывались школы. Из Византии и Болгарии на Русь привозились книги. Еще правя в Новгороде, Ярослав Мудрый составил первый свод законов на Руси – «Русскую Правду» (около 1015г.). Она заложила многовековую правовую традицию на Руси. «Русская Правда», в различных редакциях, просуществовала как свод законов в русских землях до конца XV в. В 1036г. под Киевом Ярославом были разгромлены печенеги, после чего они сошли с политической арены, но вскоре им на смену пришёл другой кочевой народ половцы. В честь победы над печенегами в Киеве был воздвигнут Софийский собор. Еще один Софийский собор был воздвигнут Ярославом в Новгороде. Мудрый установил тесные международные связи со многими королевствами Европы посредством династических браков (Норвегией, Венгрией, Францией и т.д.). На окраинах государства Ярослав Мудрый возводил города, которые становились центрами торговли и русского влияния в регионе. Так, Ярославом Мудрым были возведены Ярославль, Переславль-Рязанский (современный город Рязань), Юрьев (современный Тарту, Эстония). Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах (1113-1125) до того как стал Великим князем, правил в приграничном со степью Переславском княжестве. Он стоял во главе нескольких походов вглубь степи против половцев. Особенно успешным был поход 1111г. При Мономахе окончательно складывается летописание (летопись «Повесть временных лет»). Мономах создал новую редакцию «Русской Правды». На окраине своего Переславского княжества, в которое входило и междуречье Оки и Волги, Мономах основал город Владимир на Клязьме. Став Великим князем, Мономах проводил взвешенную внутреннюю политику. При нем на Руси не было никаких крупных социальных потрясений. Мономах прославился и как писатель-публицист, написав книгу об управлении государством «Поучение Владимира Мономаха». Некий внутренний сакральный смысл/символ правлению Владимира придавало и его родовое прозвание Мономах, перешедшее к нему от его матери сестры византийского императора Константина IX Мономаха. Время правления Владимира Мономаха сохранилось в памяти потомков как время побед и успехов, а сам Великий князь - как один из лучших правителей Русского государства. Неслучайно царский венец, которым Иван III, в конце XV в., венчал своего внука, был назван «шапкой Мономаха». При сыне Владимира Мономаха, Мстиславе Великом (1125-1132), Русь еще сохраняла единство, но после смерти Мстислава в 1132г. Древнерусское государство окончательно распалась на отдельные земли и больше уже никогда не объединялась в прежних границах. Крупнейшими землями феодально-раздробленной Руси были Новгородская феодальная республика, Галицко-Волынская Русь и Северо-Восточная Русь. Наиболее важную роль в будущей истории России сыграла Северо-Восточная Русь, ставшая центром будущего Московского государства. В 1132г. Русь вступила в период феодальной раздробленности. Северо-Восточная Русь. В разное время Северо-Восточная Русь (своё название земля получила т.к. находилась на северо-востоке от Киева) называлась по столичным городам: Ростовская земля, Ростово-Суздалъское княжество, Владимиро-Суздальская Русь. Северо-Восточная Русь в начале XII в. являлась далёкой окраиной русского государства. Население здесь было крайне редким. Крупных городов было мало. В это время в Северо-Восточной Руси правил младший сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1132-1157). Все изменилось после распада Руси на отдельные земли. С юга киевской державы на северо-восток русских земель хлынули переселенцы, спасаясь от набегов половцев. В княжестве возникло множество деревень и поселений. Юрий Долгорукий основал целый ряд городов. Часть из них получила названия бывшей родины переселенцев: Переславль-Залесский, Галич, Звенигород. Другим городам Юрий Долгорукий сам давал названия, например, Москва, Дмитров, Юрьев-Польский, Кострома и др. Приток населения в княжество, наряду с развитой речной сетью, обеспечил ему устойчивое экономическое развитие. Юрий Долгорукий все еще считал Киев столицей Руси и хотел править в нём, за что и получил свое прозвище. В 1154г. он захватил Киев, но правил недолго, до 1157г., когда был отравлен боярами. Его сын Андрей Боголюбский (1157-1174) уже не считал Киев столицей Руси и, взяв его в 1169г., разграбил. В этом же году столица Руси была перенесена во Владимир. Сам Андрей Боголюбский взял себе титул Великого князя Владимирского. Это был исторический момент в развитии русского государства, в прошлое уходила Киевская Русь ей на смену выдвигался и начал своё формирование новый политический центр русской государственности – Северо-Восточная Русь. Выдающийся русский историк С.М.Соловьёв отмечая это событие писал: «этот поступок Андрея был событием величайшей важности, событием поворотным, от которого история принимала новый ход, с которого начинался на Руси новый порядок вещей»1. Придавая большое значение Владимиру как столице могущественного княжества и новому политическому центру русских земель, Боголюбский хотел возвысить Владимир, украсив его величественными сооружениями. В новой столице княжества был воздвигнуты Успенский собор, Золотые и Серебряные ворота, церковь Покрова Богородицы на р.Нерль недалеко от Владимира, дворцовый комплекс в Боголюбово. Андрей Боголюбский стремился, и не безуспешно, распространить своё политическое влияние на важнейшие русские земли Киев и Великий Новгород. Захватив Киев в 1169г., и получив титул Великого Киевского князя, Боголюбский не остался править в Киеве, а посадил на княжеский стол своего младшего брата Глеба. После упорной борьбы с Новгородом Боголюбскому удалось поставить вольный город в зависимость от Владимиро-Суздальского княжества. В 1170г. в Новгородской земле выдался неурожайный год, воспользовавшись этим, Андрей Боголюбский перекрыл поставки продовольствия в Новгород. Оказавшись на краю голода, новгородцы были вынуждены подчиниться Владимиро-Суздальскому князю и «пригласить» в новгородские князья ставленника Боголюского Рюрика Ростиславовича. Одновременно Боголюбский стремился к единодержавию, что вызвало недовольство бояр. Они составили против Андрея Боголюбского заговор, и князь был убит в июне 1174г. в своей резиденции - Боголюбове (отсюда и прозвище Андрея). После двухлетней усобицы Великим Владимирским князем стал сводный брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). Князь получил прозвище из-за большой семьи. При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего могущества. Территория княжества расширилась далеко за Волгу. Всеволод подчинил себе Рязанскую землю. Он считался сильнейшим князем на Руси, ставя послушных себе князей на киевское княжение и в Новгородскую землю. Прославляя Всеволода, силу и многочисленность Владимиро-Суздальских полков автор «Слова о полку Игореве» написал: «Великий княже Всеволоде! … Ты бо можеши Волгу веслами раскропити, А Дон шеломами выльяти!»2 Могущество Всеволода было известно и за пределами Руси. После смерти Всеволода во Владимиро-Суздальской Руси между его сыновьями началась борьба за власть. Мощь княжества ослабла. Нашествие монголо-татар Русь встречала феодально-раздробленным государством, что значительно подорвало её военную силу перед лицом грозного врага. |