Уч.пособие по мед.деонт. Учебное пособие по развитию профессиональной речи ростовнаДону 2019
Скачать 0.85 Mb.
|
Скнар Г.Д., Шевченко О.Н., Кравченко Л.С. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ: ВРАЧ И БОЛЬНОЙ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ Ростов-на-Дону 2019 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра русского языка и культуры русской речи Скнар Г.Д., Шевченко О.Н., Кравченко Л.С. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ: ВРАЧ И БОЛЬНОЙ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ Ростов-на-Дону 2019 УДК 811.161.1 (075.8) ББК 81 Я 7 С43 Скнар Г.Д. Медицинская деонтология: врач и больной: учебное пособие по развитию профессиональной речи /Г.Д. Скнар, О.Н. Шевченко, Л.С. Кравченко; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, кафедра русского языка и культуры русской речи. - Ростов н/Д:, 2019. - с.130. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, Рабочей программой по элективному курсу «Медицинская деонтология: врач и больной». Предназначено для обучающихся 1-го и 2-го курсов медицинских вузов. Рецензенты: Коростова С.В. – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Института филологии, журналистики и международной коммуникации ЮФУ. Лучкина Н.В. – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка № 1 ФБГОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Утверждено центральной методической комиссией ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Протокол № 2 от 3 октября 2019 г. Утверждено центральной предметной комиссией по русскому, латинскому и иностранным языкам ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Протокол № 1 от 26 сентября 2019 г. Одобрено на заседании кафедры русского языка и культуры русской речи ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Протокол № 1 от 28 августа 2019 г. © ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, 2019 © Скнар Г.Д., Шевченко О.Н., Кравченко Л.С., 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………5 РАЗДЕЛ 1. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ 1.1 История создания медицинской клятвы…………………………….. . .8 1.2 Медицина в системе культуры………………………………………….14 РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКЕ В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии……………….22 Принципы медицинской этики …………………………………….. Этика и деонтология взаимоотношений между медицинским персоналом и пациентом…………………………………………………………...30 Этика и деонтология взаимоотношений сотрудников медицинского учреждения и фармацевтов…………...…………………………………………...33 Долг и ответственность медицинской сестры………………………40 РАЗДЕЛ 3. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ 3.1. Модели взаимоотношения по Роберту Витчу………………………...52 3.2 Особенности вербализации субъективных ощущений в свободных высказываниях пациентов…………………………………………………………56 3.3 Общение с пациентами разных возрастных групп…………………..67 3.4 Мастерство слова и речевых оборотов………………………………...73 РАЗДЕЛ 4. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ УЗКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 4.1 Этические аспекты в педиатрии………………………………………..77 4.2 Этические аспекты в хирургии…………………………………………93 РАЗДЕЛ 5. ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ И ЧУДЕСА СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ 5.1 Врачебные ошибки………………………………………………………96 5.2 Чудеса в медицине…………………………………………...................118 РАЗДЕЛ 6. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ 6.1 История трансплантологии…………………………………………....125 6.2 Основные проблемы трансплантологии……………………………...130 6.3 Эвтаназия………………………………………………………………..138 6.4 Суррогатное материнство: за и против ………………………………140 РАЗДЕЛ 7. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В МЕДИЦИНЕ 7.1 Благотворительные фонды: понятие, история, виды………………...144 7.2 Деятельность благотворительных фондов и хосписов………………146 7.3 Благотворительность как показатель хороших качеств человека…..154 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...165 ПРЕДИСЛОВИЕ Человек в среднем проводит на работе треть своей жизни. Каждый день он принимает на себя определенную социальную роль, связанную с профессией. И его самоидентификация и то, как человека воспринимают окружающие, во многом определяются именно его работой. В той или иной мере определенный отпечаток на личность накладывает любая профессия. Это может быть хорошее влияние. Например, работа медика прививает аккуратность, чистоплотность, ответственность. Но порой забота врачей о гигиене принимает навязчивый характер, особенно если она касается не только самого врача, но и окружающих его людей. Обратная сторона влияния работы на личность — профессиональная деформация, при которой человек начинает оценивать окружающий мир сквозь призму приобретенных профессиональных фильтров, а его поведение в значительной степени определяется рабочими привычками. Представители некоторых профессий, таких, как медики, работники правоохранительных и судебных органов, педагоги, руководители особенно сильно подвержены такому влиянию, причем отражается оно не только на их повседневной жизни, но и на способности хорошо выполнять свою работу. Существует мнение, что люди, подвергшиеся профессиональной деформации, мыслят шаблонно, не развиваются, выполняют работу механически. Положительные качества, полученные в результате профессиональной деятельности, нужно сохранять, а вот с приобретенными на работе плохими привычками и чертами характера, мешающими в общении, необходимо бороться. Учителя, долго работающие с детьми, приобретают привычку поучать окружающих, произносить нравоучения. Часто у них появляется характерный «учительский» тон разговора. Признаки профессиональной деформации учителя — авторитарность, враждебное отношение к отстающим ученикам, снижение способности анализировать и контролировать свои действия. Золотое правило для учителей: выходя из кабинета, оставлять работу по ту сторону двери. Люди творческих профессий порой становятся оторванными от реальной жизни. Часто они непрактичны в быту и не умеют мыслить рационально. Люди, занимающие руководящие должности, рискуют со временем стать высокомерными и утратить профессионализм. У них формируется чувство превосходства, причем направленное не только на подчиненных, но и на близких и знакомых людей. Такие люди утрачивают способность к самокритике, приобретают привычку общаться в приказном, распорядительном тоне. Профессиональная деформация руководителя влияет не только на его личную жизнь, но и на работу. Интересы компании отодвигаются все дальше, а на первый план выступает жажда получить еще больше власти. Методов борьбы с профессиональной деформацией, действующих безотказно, не существует. Прийти в профессию бывает намного проще, чем уйти из нее. Чтобы избавиться от отпечатка, оставленного работой, недостаточно даже уволиться, поскольку развившиеся качества за долгие годы становятся составляющей частью личности. Поэтому негативные изменения в себе, вызванные особенностями работы, лучше не лечить, а предотвращать. Можно узнать, какие нежелательные черты развиваются у представителей вашей профессии и в зависимости от них сформулировать для себя несколько правил поведения. Например, взять за правило не разговаривать с близкими людьми в приказном тоне, обращаться к ним только с просьбами. Полностью избежать влияния работы на личность нельзя, но можно корректировать это влияние, направляя его в хорошее русло. В рамках настоящего пособия рассмотрены вопросы врачебной этики, изучены вербальные средства общения в медицине, проанализированы этические аспекты деятельности врачей узких специальностей. В пособии дается обзор этическим дилеммам, врачебным ошибкам и чудесам современной медицины, затрагивается и тема благотворительности в медицине. РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ 1.1 Экскурс в историю медицинской клятвы Есть профессии, к которым общество и государство предъявляют особые, в том числе моральные, требования. К ним относится профессия врача — врачи дают клятву, в которой содержатся этические нормы поведения врача, его отношения к больным, к коллегам и т. д. Но клятва, обязывающая врача действовать во благо пациента, плохо сочетается с «рыночным» отношением к пациенту, как к источнику дохода. Так какое значение имеет эта клятва сегодня? Начнем с небольшого экскурса в историю медицинской клятвы. Иллюстрация из статьи «Гиппократ» с сайта БМЭ Большая медицинская энциклопедия (БМЭ) и Большая Российская энциклопедия сообщают, что задолго до Гиппократа врачебная клятва передавалась устно от поколения к поколению в семьях врачей. Около 300 года до нашей эры в античной Греции клятва впервые была записана и получила название «Клятвы Гиппократа». Клятва содержала этические обязательства молодого врача по отношению к учителям, коллегам по профессии, к пациентам и пр. «Клятва Гиппократа» «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому». На основе античной клятвы в разные исторические периоды в разных странах формулировались собственные клятвы врачей, в которых толкование врачебных обязательств сильно различалось. В России «Клятва Гиппократа» легла в основу «факультетского обещания» в XIX веке, текст обещания помещался на обратной стороне врачебного диплома. Фотография факультетского обещания Михаила Булгакова «Факультетское обещание» XIX века. Россия «Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажею тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных. Когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать их заслугам и стараниям». В 1948 году Всемирная ассоциация врачей приняла Международную клятву врачей, которую ещё называют Женевской декларацией или «Женевской клятвой». В переводе на русский язык текст международной клятвы гласил: «Женевская клятва» «Вступая в медицинское сообщество, я добровольно решаю посвятить себя нормам гуманности и клянусь: — На всю жизнь сохранить благодарность и уважение к своим учителям. — Исполнять свой профессиональный долг по совести и с достоинством. — Здоровье моего пациента будет моим первейшим вознаграждением. — Уважать доверенные мне секреты даже после смерти моего пациента. — Делать все, что в моих силах, для поддержания чести и благородных традиций медицинского сообщества. — Коллеги будут мне братьями. — Не позволить соображением религиозного, национального, расового, партийно-политического и социального характера встать между мной и моим пациентом. — Я буду проявлять абсолютное уважение к человеческой жизни с момента зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую своих медицинских знаний в ущерб нормам гуманности. Я принимаю эти обязательства обдуманно, свободно и честно». Иллюстрация. Фрагмент документа с Женевской клятвой 1948 г. с сайта Всемирной ассоциации врачей В СССР в 1971 году была законодательно утверждена Присяга советского врача. При этом БМЭ отмечает, что «введение закона о присяге врача Советского Союза как государственного акта имеет большое воспитательное значение». Присяга советского врача «Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь». В постсоветской России эта Присяга была сначала заменена на «Клятву российского врача», а в 1999 году законодательно была утверждена «Клятва врача России». Современная клятва врача в России установлена статьей №71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в 2011 году. По этому закону клятву врача дают «лица, завершившие освоение образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа об образовании и о квалификации». Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» |