Главная страница
Навигация по странице:

  • "Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь

  • 1.2 Медицина в системе культур

  • Влияние культуры на развитие медицины.

  • РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКЕ В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии

  • Уч.пособие по мед.деонт. Учебное пособие по развитию профессиональной речи ростовнаДону 2019


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по развитию профессиональной речи ростовнаДону 2019
    Дата06.10.2022
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУч.пособие по мед.деонт.docx
    ТипУчебное пособие
    #718628
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Статья 71. Клятва врача


    1. Лица, завершившие освоение образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа об образовании и о квалификации дают клятву врача следующего содержания:

    "Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

    честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

    быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

    проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

    хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

    доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

    постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

    2. Клятва врача дается в торжественной обстановке.
    1.2 Медицина в системе культур

    На первый взгляд медицина и культура имеют не так много общего. Тем не менее между ними есть много пересечений, ведь медицина развивается в контексте культуры, на нее влияют особенности исторического развития страны, существующие в обществе традиции, даже национальные черты характера. Точно так же развитие медицинских знаний влияет на представление людей о самих себе, распространение оптимистических или пессимистических настроений в обществе, принятые нормы человеческого поведения.

    Влияние культуры на развитие медицины.

    Канадская исследовательница М. Локк так выразила связь между медициной и культурой: "Любая медицинская система является продуктом истории и существует внутри конкретного экологического и культурного контекста. Если этот контекст изменяется, то меняется и медицинская система. На нее будут влиять экономические, политические и философские концепции". В трудах по истории медицины часто отмечались культурные и исторические особенности, влиявшие на развитие медицины: контакты с другими государствами, обладавшими более совершенными медицинскими знаниями; религиозные запреты на проведение анатомических исследований; изменение отношения к телу и душе с течением времени. Однако целенаправленное исследование воздействия изменений в культуре на медицину началось лишь в XX веке.

    Одним из первых подробный анализ оказываемого в конце XVШ—начале XIX века воздействия изменений в культуре на медицину предпринял французский философ М. Фуко в своих работах "Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху" (1961) и "Рождение клиники" (1963). В частности, в книге "Рождение клиники" он так писал о связи медицинского знания с историческим и культурным контекстом: "То, что составляет теперь единство медицинского взгляда, — это не круг знания, в котором он завершен, но открытое, бесконечное, подвижное, без конца перемещающееся и обогащающееся временем обобщение. <.. .> То, на чем оно основывается, — это не восприятие болезни в ее особенности, но коллективное сознание всей информации, которая перекрывается, разрастаясь в сложную переплетающуюся крону, произрастающую к тому же в пространстве истории, географии, государства" .

    Значимое влияние на изучение взаимосвязи медицины и культуры оказало появление в 1988 г. работы американской исследовательницы Л. Пейер "Медицина и культура. Как лечат в США, Англии, Западной Германии и Франции". Л. Пейер отметила, что в разных странах представления о здоровье и болезни, возможностях медицины, практика использования лекарств и образ врача различаются. При этом культурные факторы воздействуют на:

    • телесные стандарты, которые ассоциируются с состоянием здоровья или его нарушением;

    • постановку диагноза при неявной этиологии;

    • медицинские привычки пациента, для которого могут быть характерны образы стоика, страдальца, анархиста, сопротивляющегося или победителя;

    • особенности фигуры врача в культуре (образ отца, мудреца, созерцателя, героя или воина);

    • отношение к возможностям медицины (безгранично оптимистичное, сдержанно рациональное или скептически осторожное);

    • лекарственную практику (узкоспециализированную или общеукрепляющую, массированную или осторожную, следующую природе или идущую ей наперекор);

    • идеал здоровья (акцент на физическом или психическом здоровье);

    • образ болезни (внешний враг или вариация естественного состояния).

    Л. Пейер проанализировала особенности культуры США, Англии, Западной Германии и Франции. В частности, она отметила, что характерные для немецкой культуры склонность к порядку, пессимистический настрой и развитие романтического мироощущения, основанного на важности душевных переживаний, слиянии с природой, особой значимости сердечных порывов, приводят к появлению соответствующих черт и в сфере медицины. Больной воспринимает себя как страдалец, претерпевающий болезнь, а врач воспринимается как авторитарная фигура. Большое значение в процессе лечения уделяется совмещению медикаментозной терапии и воздействия сил природы (прогулки в лесу, грязевые ванны, травяные настои). Если причина недомогания не ясна, часто плохое самочувствие связывают с проблемами сердца.

    Во французской культуре Л. Пейер выделяет три основные линии: Декарта (рациональность и ясность ума), Вольтера (свобода мысли, остроумие) и Рабле (любовь к жизни, наслаждениям). В связи с этим и образ больного здесь иной: он воспринимается как человек жизнелюбивый, преодолевающий болезнь. Особое внимание уделяется не внешним методам воздействия, а способности организма сопротивляться болезни. В американской культуре, напротив, болезнь считается внешним врагом, по отношению к которому должны применяться все возможные меры воздействия. В образе пациента подчеркивается желание быть победителем, преодолевшим болезнь за счет силы воли и боевого настроя. Зачастую преуменьшаются риски, связанные с лечением, и недооцениваются преимущества выжидания и консервативных методов лечения.

    Для России аналогичный анализ был проведен Е.И. Кириленко. В частности, она отмечает, что само слово "больной" ("тот, кто испытывает боль, страдание") показывает, что в России заболевший человек воспринимает себя как страдальца, ожидающего понимания и сочувствия от окружающих людей и врача. В отличие от этого европейское слово "пациент" произошло от латинского корня "раi", означающего "терпеть, переносить". Также она отмечает, что болезнь в России традиционно воспринимается как внешнее воздействие, внешний враг, и больные не ассоциируют себя со своей болезнью. Преобладавшие длительное время в российском сознании коллективные установки сказываются в том, что по сравнению с западными странами меньше внимания уделяется индивидуальным проблемам со здоровьем, не так распространены превентивные меры по сохранению здоровья. Врач в российской культуре воспринимается как авторитарная фигура, поскольку в обществе традиционно заложено уважение к сильной власти.

    Актуальную информацию о восприятии образа врача в обществе дают опросы общественного мнения, которые регулярно проводит Фонд общественного мнения. В 2002 г. был проведен опрос населения для выявления образа врача и Министерства здравоохранения. Обращает на себя внимание, что мнения опрошенных жителей разделились практически поровну. Примерно 42% респондентов обрисовали весьма положительный образ врача как человека умного, грамотного, доброго и внимательного к пациентам, честного, культурного, вежливого. В то же время еще 42% опрошенных создали весьма негативный портрет врача как работника непрофессионального и безответственного, безличного, злого и равнодушного, меркантильного и не брезгующего брать взятки. Из остальных опрошенных некоторые отметили, что видят врача наподобие существующего в их сознании положительного литературного образа.

    Безусловно, в каждой стране культура влияет на развитие медицины, но имеет место и обратный процесс — медикализация культуры. Под этим термином понимают "распространение влияния медицины на всё новые сферы общественной жизни". В чем она заключается?

    Во-первых, многие отклонения в поведении людей, ранее относимые к слабоволию, невоздержанности, скверному характеру, стали восприниматься как медицинские проблемы, требующие лечения. Например, алкоголизм стал считаться заболеванием. То же относится и к наркомании, гиперактивности, истеричности, беспричинной жестокости. В результате человек, у которого наблюдаются подобные симптомы, ожидает сочувственного отношения к себе, помощи со стороны других людей, склонен менее критично относиться к себе и оправдывать свои поступки. В обществе также изменяется восприятие людей с такими проблемами, создаются центры психологической помощи, за решением проблемы можно обратиться к профессионалам, будучи уверенным, что к ней отнесутся серьезно и постараются помочь.

    Во-вторых, за счет распространения информации через средства массовой информации (СМИ), научные и популярные журналы люди получают очень много сведений по медицинской тематике, часто в упрощенном виде. По телевидению постоянно показывают рекламу медицинских препаратов, транслируются передачи о здоровье и правильном питании. Всё это приводит к распространению самолечения, к принятию препаратов и опробованию новых методов лечения без консультации с врачом. Получает распространение не профессиональная, а массовая и обыденная медицинская культура, что создает дополнительные риски для заболевших людей.

    В-третьих, в современном обществе сформировалось мнение, что медицина является своеобразной панацеей, не только способной излечить людей от многих болезней, ранее считавшихся неизлечимыми, продлевающей жизнь до возраста, встречающегося ранее лишь в легендарных сказаниях, но и позволяющей существенно улучшить качество жизни, изменить саму жизнь человека. Абсолютно здоровые люди пьют биоактивные добавки, обращаются к услугам косметических хирургов, чтобы усовершенствовать свою внешность, посещают спа-салоны. Считается, что достижения современной медицины позволяют улучшить внешность, память, внимание, умственные и физические (допинг для спортсменов) способности.

    В-четвертых, происходит распространение медицинского языка и медицинских методов анализа на иные области, не связанные с медициной. Например, медицинские термины используют для описания экономической ситуации (понятия "депрессия" и "шоковая терапия" в экономике). На это, в частности, указывает В. И. Маады, который приводит в пример использование в статьях таких терминов, как "потребление нефти как болезнь", "шизофрения как диагноз текущего состояния сцены", "Канны как диагноз".

    Среди основных факторов, способствующих медикализации культуры в настоящее время, можно отметить: большую доступность медицинского знания за счет выпуска многочисленных публикаций и воздействия СМИ; увлечение здоровым образом жизни и культивирование социального стандарта, предполагающего физическое и психическое здоровье человека; постоянный уход за своей внешностью; заинтересованность фармацевтических компаний и частных клиник в рекламе и продвижении своих услуг и товаров; достижения науки, ускоряющие процесс разработки и выведения на рынок всё новых лекарственных препаратов.

    Существуют и агенты медикализации, активно способствующие этому процессу. К ним можно отнести представителей фармацевтических компаний, СМИ, врачей, чье социальное влияние возросло, и самих пациентов, предъявляющих повышенный спрос на медицинские услуги и лекарственные препараты. У многих лекарств выявляются непредвиденные нежелательные явления, приводящие к еще худшим заболеваниям. Стремление продлить жизнь и победить болезни обусловливает развитие генной инженерии, трансплантации органов, клонирования, что порождает в обществе споры об этичности использования этих методов. Такие опасения нашли отражение и в художественной литературе, где в последние годы врачи становятся героями произведений в стиле триллера и фантастики, что вызвано тревогами в отношении дальнейшего усиления влияния медицины. Об этом в своем анализе образа врача, в частности, пишет Т.А. Ковелина. Наконец, люди, полагаясь в решении всех проблем только на врачей, теряют мотивацию к преодолению сложностей за счет силы воли, стремления выстоять даже в сложных обстоятельствах. Таким образом, врачи, становясь агентами социального влияния, должны осознавать степень своей ответственности и оценивать возможные негативные последствия дальнейшей медикализации для общества.
    РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКЕ В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ


      1. Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии

    Медицинская этика - это раздел философской дисциплины, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

    В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

    Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

    Слово "мораль" происходит от латинского и обозначает "нрав", "обычай". Мораль - одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества. Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия, традициями и личной убежденностью человека. Термин "этика" применяется в том случае, когда имеют в виду научное обоснование той или иной моральной системы, того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т. д.

    Однако в ряде случаев этика так же, как и мораль, означает систему норм нравственного поведения. Следовательно, этика и мораль - категории, определяющие принципы поведения человека в обществе. Мораль как форма общественного сознания и этика как теория морали изменяются в процессе развития общества и отражают его классовые отношения и интересы.

    Несмотря на различие классовой морали, характерной для каждого вида общества людей, медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие внеклассовые принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью - стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Если эта первичная обязательная основа врачевания отсутствует, нельзя говорить о соблюдении моральных норм вообще. Примером тому может послужить деятельность врачей и ученых в фашистской Германии и Японии, которые во время Великой Отечественной войны сделали много открытий, которыми человечество пользуется до настоящего времени. Но в качестве экспериментального материала они использовали живых людей, в результате этого, решениями международных судов, их имена преданы забвению и как врачей, и как ученых - “Нюрнбергский кодекс”, 1947; Международный суд в Хабаровске, 1948.

    Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным. Определяя понятие врачебной этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Царегородцев считает, что она представляет собой "совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе.

    Вопросы этики, которые были предметом изучения и обсуждения с древних времен, в нынешнем обществе приобретают особую остроту. Нормы поведения человека определяются законами государства, которые им устанавливаются и выполнение которых им контролируется. Они построены на основных принципах морали. Закон придает этическим правилам юридическую, силу; соблюдение правовых норм обеспечивается мерами принуждения. Но есть такая область действия, поступков человека, которые не рассматриваются как преступления, как нарушения закона, но которые осуждаются как нарушения этических норм. Этические нормы устанавливаются, соблюдение их контролируется, нарушение осуждается обществом

    Этика - учение о морали, а мораль представляет форму общественного сознания, которая выражается в исторически сформировавшейся совокупности правил и норм поведения человека. Общество прививает своим членам понимание добра и зла, чувство долга перед всем народом и каждым человеком. Оно развивает в каждом человеке чувство совести, служащей самоконтролем своего поведения и своих поступков.

    Когда говорят и пишут об этических нормах и об их нарушениях, имеют в виду главным образом не правонарушения, не явные преступления, караемые законом, а соблюдение или несоблюдение тех правил поведения, которые законом не предусмотрены; они контролируются обществом и собственной совестью, т.е. сознанием и чувством моральной ответственности за свои действия. Следует уточнить, что разграничение нарушений правовых и этических норм условно. Эти границы нередко трудно определимы. Осуждение обществом нарушений этических норм может быть не менее тяжким, чем осуждение законом. А суд собственной совести, оставляющий след на долгие годы и даже на всю жизнь, может оказаться тягостнее и тяжелей кары, определяемой законом. «Жалок тот, в ком совесть нечиста» (А. С. Пушкин «Борис Годунов»).

    Та область этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией (от греческого слова deon - должное). Таким образом, этика - понятие более широкое, нежели деонтология, она включает в себя также и учение о моральных ценностях, добре и зле (аксиологию).

    Деонтология - важнейшая этическая категория, основным принципом которой является сознательное подчинение личных интересов нуждам общества в гармоническом сочетании личного и общественного.

    Принципы и нормы этики (включая и деонтологию) - продукты определенной исторической эпохи и форм общественных отношений. Помимо общих этических принципов, деонтология определяет формы профессиональной морали, выполнение гражданского долга в конкретных областях общественной жизни и деятельности.

    Медицинская деонтология - учение о профессиональном долге медицинского работника перед человеком, находящимся в сфере его деятельности, и перед всем обществом.

    Медицинскую деонтологию неправильно понимать как учение о долге лишь перед больным. Еще М. Я. Мудров указывал, что врачебный долг включает в себя обязанности не только по отношению к больному, но и к здоровому человеку. В условиях медицины, основой которой является принцип профилактики, это положение приобретает особое значение. В отечественной, как и в зарубежной, литературе часто применяется термин «врачебная деонтология». Правильнее говорить о медицинской деонтологии, определяющей нормы профессионального долга не только врача, но и любого медицинского работника (врача, фельдшера, сестры, фармацевта и т.д.). Так, сестра при оказании медицинской помощи нуждающемуся в ней человеку больше и теснее, чем врач, общается с больными. Этические нормы ее профессиональной деятельности заслуживают не меньшего внимания, чем в работе врача.

    Более того, мы считаем возможным говорить о деонтологии медицинского коллектива. Хирург Н.Н. Петров указывал, что каждая «мелочь» в лечебном учреждении имеет существенное значение в общем комплексе медицинского обслуживания больных.

    Итак, предметом медицинской деонтологии является профессиональный долг медиков различного ранга перед больным и здоровым человеком, а также, как подчеркивал Б. В. Петровский, перед всем народом (т. е. перед обществом).

    Речь идет не только об умении руководствоваться законами формальной логики, но и о законах диалектической логики, об овладении диалектическим мышлением. В. М. Сырнев и С. Я. Чикин, исходя из этой позиции, приводят интересный опыт анализа врачебных ошибок.

    Помимо тех действий врача, которые принято считать врачебными ошибками, следует отнести к ним и нарушения деонтологических правил - нанесение психической травмы как больному, так и его родственникам, неоправданное причинение больному болевых ощущений, неумышленное несоблюдение врачебной тайны и т. д. Ошибки может совершать не только врач, но и медицинская сестра, лаборант и т. д. Поэтому мы считаем правильнее говорить не о врачебных, а о медицинских ошибках. «Добросовестные заблуждения» медицинской сестры обычно происходят при выполнении лечебных назначений, они чаще всего связаны с недостаточностью специальных знаний. Такие ошибки изредка могут вести к трагическим последствиям. Если медик страдает, мучается сомнениями и раскаянием, совершив ошибку, приведшую к тяжелым последствиям для больного, то он больше такой ошибки не повторит. Он будет стремиться восполнить свои знания, советоваться со старшими товарищами по работе и с большей ответственностью подходить к решению того или иного вопроса диагностики и лечения или к выполнению каких-либо диагностических и лечебных назначений. Но если врач или медицинская сестра, может быть, и сознавая свою вину, пытаются всеми мерами обелить себя, снять ответственность и переложить ее на своих товарищей, то это значит, что у таких медиков притуплено чувство совести и не хватает гражданского мужества. Они теряют уважение своих товарищей, доверие к ним падает. Многие крупные клиницисты, не щадя себя, разбирали на лекциях свои ошибки. Этим они не снижали, а повышали свой авторитет и служили образцом для молодых врачей. Плохое знание своей специальности не может быть оправданием ошибок, допускаемых врачом; ошибки, возникающие в результате невежества, по существу нельзя отнести к «добросовестным заблуждениям». Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства. Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия - боязнь заболевания раком.

    К деонтологии относится и сохранение врачебной тайны. В ряде случаев приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например такой диагноз, как рак. Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными. Есть правило: "Слово лечит, но слово может и калечить". Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

    С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного. Если человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить, что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней.

    Понятие врачебной этики и деонтологии многозначно. Это и отношения с пациентом, рождающиеся и базирующиеся на глубокой обратной связи. Это и контрапункт между больным и обществом, родными, знакомыми, сослуживцами. Очень важно помнить, что врач обладает огромнейшей властью над больным человеком, поскольку пациент доверяет ему свою жизнь. В этой подчас беспредельной власти - одна из волшебных граней привлекательности и величайшей ответственности профессии врача. Для хорошего человека - это неограниченное пространство добра и сострадания, но не дай бог такую власть - корыстному и злому человеку!

      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта