Главная страница
Навигация по странице:

  • Логико-психологические основы познания ...... 65

  • Познавательное отношение и цель познания. . 138

  • Главные познавательные «стратегии» ....... 192

  • Познание и жизнь ....................... 275

  • Основы теории познания М.Л.Мялютим .Р.Жеипатч I. Я. н,в

  • Феномен знания ........................... 7

  • ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ СПбГУ 2000 Б ПР. Учебное пособие Под редакцией дра филос наук Б. И. Липского


    Скачать 1.66 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Под редакцией дра филос наук Б. И. Липского
    Дата27.02.2019
    Размер1.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ СПбГУ 2000 Б ПР.doc
    ТипУчебное пособие
    #68977
    страница17 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    Глава I. Феномен знания .................... . ...... 7

    § 1. Обыденное и научное познание ................. -

    § 2. Познание как «отражение» и познание как «кон-

    струирование» действительности ............... 27

    § 3. Интуитивное и дискурсивное познание .......... 46

    Глава П. Логико-психологические основы познания ...... 65

    § 1. Психология чувственного восприятия ............ -

    § 2. Психология мышления ...................... 94

    § 3. Эмпирический опыт и формы его концептуализации 113

    Глава III. Познавательное отношение и цель познания. . 138

    § 1. Субъект познания ........................... -

    § 2. Объект познания .................. ....... 155

    § 3. Истина как цель познания .................. 171

    Глава IV. Главные познавательные «стратегии» ....... 192

    § 1. Знание и понимание ............. ............ -

    § 2. Знание: сущность и рациональность ........... 215

    § 3. Динамика осмысленного знания .............. 253

    Глава V. Познание и жизнь ....................... 275

    § 1. Познание и практика (Познание как общение) ... 278 § 2. Ценность знания и познание ценности ......... 299

    § 3. Рациональное знание и «искусство жизни» ...... 312

    Учебное издание

    Основы теории познания

    М.Л.Мялютим '.Р.Жеипатч I. Я.

    н,в,

    Лицензия ЛР J* 040050 от Ιβ.Οβ.ββ.

    Подписано в печать 14.05.99. Формат βΟχ84ι/ι«· Бумага офсетная. Гарнитура литературная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 19,63.

    Уч.-изд.л. 17,6. Тираж 400 экз. Заказ 179. Издательство СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.

    Типография Издательства СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.

    духовного производства, но вынуждена платить за них крайне высокую цену. Неудивительно, что нынешние пионеры суверенности считают критерии рациональности, истинности, единства формами защиты существующего порядка и ищут новые пути самореализации. Однако философы авангарда не могут ни выйти за пределы философии, ни разрушить управляемый анонимными силами механизм обмена. Произ­ведения, направленные против сложившегося порядка, пере­вариваются рынком и тем самым не разрушают, а укрепляют его. Отрицание старой культуры становится формой приоб­ретения символического капитала. Для тех художников, которые ставят своей задачей преодоление отношений обмена, осознание этого становится настоящей личной трагедией, выход из которой они часто видят в молчании. Но и это не избавляет от того, что их символический капитал будет переприсваиваться и эксплуатироваться беззастенчивыми дельцами. В этой связи следует задуматься над парадоксаль­ной мыслью, направленной против попыток искусства воз­выситься над отношениями обмена:«Если в искусстве и есть какая-то эмансипаторная сила, то этой силой является только коммерческий художественный рынок*.13

    Если даже признать вслед за Ницше и современными панками, что наша жизнь является отрицанием, так как связана с отказом, самоограничением и насильственным покорением другого, а поэтому необходимо искать формы утверждения человека, то можно заметить, что и здесь поиски пионеров суверенности не выходят за рамки старой игры в «будни и праздник*. Эксперименты с насилием, сексуальнос­тью, смертью, безумием, поэтизация маргинального образа жизни могут быть оправданы в теоретическом отношении, если способствуют разоблачению пороков, прикинувшихся добродетелями. Можно понять протест против романтически-возвышенного дискурса о^женщине в условиях ее безжалост­ной эксплуатации, можно оправдать безумцев, если общест­венные нормы ненормальны. Дать слово «униженным и оскорбленным» — благородная задача философии. Но, пред-

    13Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993. С. 331.

    332
    лагая исполнение запретных желаний в качестве формы жизни, следует спросить себя, насколько они свободны, аутентичны и подлинны, не интенсифицируются ли они тоже искусственно, не является ли их производство частью стратегии власти, направленной на консервирование общест­венного порядка? Такая постановка вопроса снова приводит к проблемам разума и рациональности, к диалогу с общест­вом, историей и культурой. И то, что наше общество является больным, совсем не значит, что разум ему больше не нужен. Наоборот, рациональность всегда была и останется формой выживания и освобождения людей.

    Философские процессы в России и на Западе протекают несколько разнонаправленно. Действительно, там мы наблю­даем господство структурализма, освоившего марксизм, фрей­дизм, экзистенциализм, опирающегося на достижения этно­графии, истории, литературоведения, охватывающего соци­альные, экономические, познавательные и даже повседневные структуры. Ему противостоит опыт анархии и маргинальности как опыт освобождения. У нас, напротив, на фоне анархии и архаики процветают дискурсы о человеческом и духовном, а все более популярными становятся религиозно-антрополо­гические дискурсы. Ясно, что потребность и социальный заказ являются движущей силой. И все-таки философия всегда связана с пророческим даром и способностью видеть на несколько шагов вперед. Именно это, а не создание красивых теорий в духе «русской идеи», часто маскирующих или компенсирующих недостатки реальной жизни, делало философию необходимой для выживания общества. Достичь этого можно только одним путем — разрабатывать более емкую философскую парадигму, в которой нашлось бы место самым разнообразным стратегиям и тактикам мировой и отечественной философии.

    Грант РГНФ № 98-03-04401
    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение ......................................... 3

    Глава I. Феномен знания ........................... 7

    § 1. Обыденное и научное познание ................. —

    § 2. Познание как «отражение» и познание как «кон-

    струирование» действительности ............... 27

    § 3. Интуитивное и дискурсивное познание .......... 46

    Глава П. Логико-психологические основы познания ...... 65

    § 1. Психология чувственного восприятия ............ -

    § 2. Психология мышления ...................... 94

    § 3. Эмпирический опыт и формы его концептуализации 113

    Глава III. Познавательное отношение и цель познания. . 138

    § 1. Субъект познания ........................... —

    § 2. Объект познания ......................... 155

    § 3. Истина как цель познания .................. 171

    Глава IV. Главные познавательные «стратегии» ....... 192

    § 1. Знание и понимание ............. ............ -

    § 2. Знание: сущность и рациональность ........... 215

    § 3. Динамика осмысленного знания .............. 253

    Глава V. Познание и жизнь ....................... 275

    § 1. Познание и практика (Познание как общение) ... 278 § 2. Ценность знания и познание ценности ......... 299

    § 3. Рациональное знание и «искусство жизни» ...... 312

    Учебное издание Основы теории познания

    Зав. редакцией М.Л.Малютина

    Редактор Д. Р. Есипович

    Художественный редактор Е. И. Егорова

    Корректоры Е. Н. Тодорова, Н. В, Ермолаева

    Лицензия ЛР № 040050 от 15.08.96.

    Подписано в печать 14.05.99. Формат 60x84 /16. Бумага офсетная. Гарнитура литературная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 19,53.

    Уч.-изд.л. 17,6. Тираж 400 экз. Заказ 179. Издательство СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.

    Типография Издательства СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта