Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. ВОПРОСЫ ПОНЯТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

  • 3. Форма государства

  • § 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

  • марченко проблемы тгп. Учебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно


    Скачать 3.02 Mb.
    НазваниеУчебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно
    Анкормарченко проблемы тгп.doc
    Дата06.05.2017
    Размер3.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламарченко проблемы тгп.doc
    ТипУчебное пособие
    #7173
    страница13 из 39
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   39
    Глава VH. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

    § 1. ВОПРОСЫ ПОНЯТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

    1. Среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. В научной и учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими ее сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом.

    Форма государства всегда выступает как непосредственное выраже­ние его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете и его форма.

    Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зре­ния содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить же государство с точки зрения его формы - значит в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти.

    2. Форма государства, так же как его сущность и содержание, ни­когда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, не­изменной. Под влиянием множества экономических, социально-полити­ческих, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и раз­вивалась. Постоянно менялось и представление о ней. Справедливо ут­верждение Л. Гумпловича о том, что "учение о различии государств или о государственных формах" является "столь же шатким и неустанов­ленным, как и определение понятия государства"1.

    Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были выдвинуты десятки, если не сотни различных теорий о форме государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются.

    Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий фи­лософ Платон исходил, например, из того, что идеальной формой прав­ления "идеального государства" как государства "лучших и благород-

    1 Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 221.

    162

    ных" является "законная власть немногих" - аристократия. Кроме того, им рассматривались "законная монархия" - царская власть и "незакон­ная" - олигархия.

    Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу "испорченности человеческой натуры", ее форм. Идеаль­ное государство и его аристократическая форма, согласно этому уче­нию, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму.

    Аристократия, согласно учению Платона, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую демократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господ­ство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в оли­гархию. Олигархия же, основанная на имущественном цензе и власти немногих богатых, - в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в "неразбавленном виде" может вырождаться в свою противополож­ность - тиранию. Тирания - самая худшая форма государства, при ко­торой безраздельно господствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства - тиран захватывает власть от имени народа и выступает как "ставленник народа".

    На многообразие форм государства имел свои взгляды и Аристо­тель - ученик Платона и вместе с тем его критик. Считая форму госу­дарства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государства он назвал "правильными", ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в соответ­ствующую "неправильную" форму - тиранию, олигархию или охлокра­тию. "Неправильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

    Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Цицерон, например, выделял в зависи­мости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, народную власть -демократию) и смешанную форму.

    Когда верховная власть находится в руках одного человека, писал он, мы именуем такую форму государства "царской властью". Когда она находится в руках у выборных лиц, то говорят, что "эта граждан­ская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках на­рода".

    Для того чтобы предотвратить искажение и вырождение той или иной простой формы государства, великий римский оратор и государст-

    163

    вовед предлагал использовать смешанную форму, складывающуюся в результате выделения и смешения положительных качеств всех простых форм.

    Целые учения и отдельные идеи, касающиеся формы государства, развивались не только в Древней Греции и Древнем Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития цивилизации, но и во все последующие столетия.

    Значительное внимание исследованию формы государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, так же как и среди предшественников, нет единого мнения о понятии, видах и содержании формы государства. Высказываются самые разные точки зрения. Имеют место самые раз­личные подходы к определению понятия и содержания формы государ­ства.

    Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х годов было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государ­ственного устройства. Позже, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государст­ва состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное глубоко обоснованное мнение преобладает не только в отечественной, но и в зарубежной литературе. Этот подход используется и в настоящем учебнике.

    3. Форма государства, независимо от того, какой своей стороной она проявляется (форма правления, форма государственного устройства или государственный режим) или как она выражается, всегда имеет са­мую непосредственную связь с государственной властью.

    Отмечая это обстоятельство, еще дореволюционные российские ав­торы не без оснований указывали на то, что "в современную эпоху" любое государство есть не что иное, как "организация государственной власти", выступающая в ее различных формах и проявлениях .

    При этом государственная власть "в юридическом смысле этого сло­ва" понималась не в общепринятом ее восприятии как воля государства, а как "известное отношение одной воли и другой, господство одной во­ли над другой"2.

    Если бы воля государства, писал в связи с этим в начале XX в. Ф. Кистяковский, была властью, т.е. если бы оба эти понятия государ­ственной власти и государственной воли были тождественны, то госу­дарственная воля "оставалась бы властью и в тех случаях, когда госу­дарство вступает в частноправовые сделки. Но в действительности это

    1 Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С. 18.

    2 Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. С. 190.

    164

    не так. В частноправовых сделках воля государства не является вла­стью, а стоит наравне с волей частных лиц. Поэтому определение вла­сти как воли явно несостоятельно"1.

    Говоря о прямой связи формы государства с государственной вла­стью, следует обратить внимание также на то, что власть в данном слу­чае, равно как и во всех других случаях, рассматривается не в абст­рактном виде, как совокупность ее общих, родовых признаков и черт (верховенство, суверенность, территориальность и др.2), а в ее конкрет­ном, социально-классовом виде и проявлении.

    Это означает, что при определении понятия форм того или иного го­сударства их как способ или своего рода модель организации власти соотносят с последней не вообще, а применительно к тому или иному типу государственной власти, к строго определенному в социально-классовом отношении государственному и общественному строю.

    При рассмотрении, например, форм рабовладельческого государства и выявлении их особенностей данные формы можно соотносить лишь с соответствующим, т.е. с рабовладельческим, типом власти и таким же типом государственного и общественного строя.

    Аналогично обстоит дело с процессом определения форм и выявле­ния их особенностей и у других типов государства. Попытки же игно­рирования данной закономерности и решения вопроса о формах госу­дарства безотносительно того или иного соответствующего им типа ни к чему позитивному, а тем более весомому, в научном плане не приведет. Все рассуждения и выводы о формах государства сведутся только к са­мым общим, весьма абстрактным выводам и рассуждениям, касающимся лишь их некоторых общеродовых черт.

    Из всего сказанного следует, что, имея общее представление о фор­мах государства, их общеродовых признаках и чертах, для глубокого и разностороннего изучения необходимо соотносить данные формы с кон­кретным типом государства, наполнять их конкретным социально-классовым содержанием. Каждая из форм государства имеет свою поли­тико-практическую значимость лишь в том случае, когда она берется не сама по себе, вообще, безотносительно ко времени и пространству, а соотносится с конкретным, вполне определенным типом государства.

    § 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

    1. Форма правления характеризует способ организации государст­венной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотно-

    Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. С. 190.

    2

    Там же. С. 192.

    165

    "

    шений их друг с другом и с населением. Формы правления в значи­тельной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборно­му органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления; во втором - республи­канская.

    При монархической форме правления источником власти и ее носи­телем является монарх. При республиканской источником власти объ­является народ, а ее носителем - выборные государственные органы.

    Классификация форм правления государства в зависимости от чис­ла стоящих у власти, правящих является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире классификаций. В процессе ее прове­дения используется количественный критерий. Если "высшее распо­ряжение государственной властью, - писал в связи с этим еще в конце XIX в. известный русский ученый-юрист Н.М. Коркунов, - принадле­жит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия"1.

    Количественный критерий подкупает своей простотой и непосредст­венностью, но отпугивает упрощенностью. Руководствуясь только им, порой весьма трудно провести различие между отдельными формами государства и ответить на некоторые, принципиально важные вопросы.

    Например, какая часть общества или правящих слоев должна стоять у власти для того, чтобы появилось основание называть такую форму правления аристократической республикой или аристократией? Это должна быть, как минимум, треть правящего класса? Половина его? Или весь правящий класс?

    К тому же, как правильно подметил Н. Коркунов, кого, собственно, следует называть правящими? "Если тех, в чьих руках сосредоточено все распоряжение государственной властью", а все "другие учреждения являются лишь содействующими им или действующими по их полномо­чию", то под определение монархии как власти и правления одного ли­ца "подойдет только неограниченная, абсолютная монархия". Ибо в конституционной монархии "парламент не содействует только монарху и не от него получает свои полномочия". Напротив, парламент, являясь самостоятельным органом и опираясь на полномочия, данные ему наро­дом, всячески "ограничивает монарха"2.

    Если же "под правящими, - продолжал автор, - разумеют тех, в чьих руках сосредоточено не все распоряжение властью, а только функции так называемой исполнительной власти, тогда большинство совре­менных республик, имеющих единоличного главу исполнительной вла­сти, президента, окажутся также подходящими под определение монар­хии".

    С другой стороны, рассуждал Н. Коркунов, под определение демо­кратии как правления всех "не подойдет в сущности ни одно действи­тельно существующее государство". Ибо "нигде к участию в осуществ­лении функций власти не допускается все без исключения население"1.

    Уже в древности, в период появления демократии и определения ее "как правление всех", к управлению делами государства допускалось далеко не все взрослое население, а только свободные граждане. Ос­тальная часть общества была вообще лишена правоспособности и поли­тических прав, находилась на положении рабов.

    В современном государстве, где все объявляются свободными и рав­ноправными, также далеко не все "участвуют в функциях власти". Даже там, подчеркивал Н. Коркунов, где введена "так называемая всеобщая подача голосов, правом голоса на политических выборах пользуется в действительности не более одной четверти всего населения"2.

    Из всего этого делался вполне оправданный вывод о том, что коли­чественный критерий (по числу правящих) классификации форм госу­дарства является далеко не совершенным, "слишком внешним и слу­чайным". Он не дает возможности провести четкую грань в ряде случа­ев между монархической и республиканской формой. Следуя ему, в частности, "пришлось признать, что Россия во время совместного цар­ствования Иоанна и Петра перестала быть монархией и сделалась ари­стократической республикой" .

    2. Предостережения в отношении ущербности количественного кри­терия классификации форм правления постоянно следовали и от многих других авторов. Это подтолкнуло ряд исследователей к тому, чтобы не ограничиваться только данным критерием, а разрабатывать и другие критерии.

    Так, еще Платон пытался свести различие форм правления к разли­чию трех добродетелей - мудрости, мужества и умеренности, из кото­рых каждая может преобладать то в одном, то в другом государстве.

    Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как по­литическую систему, которая олицетворяется верховной властью, в процессе классификации форм правления использовал наряду с количе­ственным критерием также и другие критерии. В частности, он широко использовал такие критерии, как общая польза, благо и интерес.

    В более поздний период Монтескье, рассматривая в качестве кри­териев классификации форм правления различные принципы организа­ции и деятельности государственной власти, считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность - в основе аристократии, честь - в основе монархии и страх — в основе деспотии.

    Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 255.

    ' Там же. С. 256.

    166

    Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 256. Там же. Там же.

    167

    Помимо названных критериев в отечественной и зарубежной литера­туре, в особенности ранних лет, довольно широко использовались так называемые юридические критерии. Суть их, по общему признанию, сводилась к тому, что в процессе классификации форм правления за основу брались не количественные или любые иные факторы, а юриди­ческое положение (статус) высших государственных органов и "правя­щих лиц".

    Различие между монархической и республиканской формами прав­ления, констатировал в связи с этим Н. Коркунов, заключается не в наличии различного числа правящих или иных, второстепенных по сво­ему характеру, их особенностей, а в различном "юридическом положе­нии" правящих лиц.

    При республиканской форме правления, пояснял автор, все лица, "участвующие в распоряжении властью", ответственны перед народом от "последнего избирателя до президента", стоящего во главе республи­ки и призванного действовать от ее имени. В монархии же все обстоит как раз наоборот, а именно - в условиях монархии "имеется и безответ­ственный орган власти", называемый монархом1. Именно в этом разли­чии ответственности и безответственности, подытоживал Н. Коркунов, заключается "различие президента республики и монарха, а не в объеме и характере их функций", как это иногда утверждается в литературе. В самом деле, президент США пользуется большей властью, нежели анг­лийская королева. Однако президент "ответственен перед конгрессом и потому не монарх". Английская же королева, напротив, "безответствен­на и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней"2.

    Юридические критерии классификации форм правления широко ис­пользовались также известным русским ученым-юристом Ф. Кистяков-ским. В своих "Лекциях по общему государственному праву", изданных в 1912 г., он всячески подчеркивал, что "юридическое различие между монархией и республикой нужно искать не в компетенции правительст­венной власти, а в ее организации, именно, в юридическом положении носителя этой власти"3.

    В чем конкретно выражается это "юридическое положение"? Со­гласно представлениям Ф. Кистяковского и других авторов, многократ­но подтвержденных самой жизнью и политико-правовой практикой, оно может выражаться, во-первых, в выборности (в условиях республики) или наследственности (в условиях монархии) высших органов государ­ства и самой государственной власти.

    . Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 257.

    2Там же. С. 257-258.

    3 Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. С. 298.

    168

    Указывая на то, что "обыкновенно отличительным признаком монар­хической власти считают наследственность ее монарха, а отличитель­ным признаком высшей правительственной власти в республике - ее выборность", Ф. Кистяковский в то же время вполне справедливо ут­верждал, что многие теоретики государства и права не разделяют дан­ную точку зрения. Основная причина этого заключается в том, что ис­тория знает не только наследственные, но и выборные монархии1.

    Однако, замечает автор, выборные монархии составляют не столько само правило, сколько исключение из него. А кроме того, по наблюде­ниям автора, "избирательная монархия" везде, где бы она ни существо­вала, "оказывалась учреждением весьма неустойчивым и нецелесооб­разным". Она "или приводила к разложению государственного строя, или превращалась в наследственную монархию"2.

    Выборность и наследственность как критерии подразделения форм правления государства на республики и монархии органически сочета­ются с такими их немаловажными признаками, как срочность пребыва­ния у власти главы государства в условиях республики и соответствен­но бессрочность - в условиях монархии.

    Данные критерии, впрочем, как многие другие, имеют, естественно, относительный и к тому же формально-юридический характер, по­скольку в реальной жизни иногда бывает все наоборот. Однако тем не менее они довольно широко использовались раньше в процессе класси­фикации форм правления как дополнительные критерии. В качестве таковых они могут быть использованы и сейчас.

    Во-вторых, различное юридическое положение носителей власти как общий критерий классификации форм правления может выражать­ся, по мнению ряда авторов, в ответственности их перед народом, нацией, парламентом и т.д. в условиях республики и "полной безот­ветственности" в условиях существования монархии.

    Самостоятельность власти монарха и его безответственность, писал Н. Коркунов, имея в виду прежде всего "доконституционную" монар­хию, оказывают значительное влияние "на все формы проявления госу­дарственного властвования". Монархический принцип требует, чтобы "в государстве ничего не совершалось против и даже помимо воли монар­ха"3.

    От его имени отправляется правосудие. Он назначает "всех высших должностных лиц суда и управления". В отношении к законам "ему принадлежит обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению". Разумеется, заключает ав-

    Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. С. 287.

    2 Там же.

    3 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 258.

    169
    тор, все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница при этом состоит в том, осуществляются ли они "безответственным монархом или же ответственным перед народом должностным лицом"1.

    Об ответственности государственных органов - носителей власти как признаке республики и безответственности носителя власти как призна­ке монархии говорится также в работах и других авторов. Так, в на­званной работе. Ф. Кистяковского при выявлении особенностей монар­хической формы правления наряду с наследственностью как "сущест­венным признаком монархической власти" безответственность, т.е. не­подотчетность ее носителя какой-либо иной власти или органу рассмат­ривается в качестве "ее обьиного признака".

    При этом автор справедливо утверждает, что "исторически начало безответственности установилось задолго до конституционных учрежде­ний". Она стала результатом неограниченности власти монарха, с одной стороны, и "бессрочности его права - с другой". Однако безответствен­ность монарха "сохранилась повсюду и после введения конституционно­го строя" . Формально-юридически существует она в большинстве кон­ституционных монархий и по сей день.

    Наконец, в-третьих, различное юридическое положение носителей власти в условиях республики и монархии проявляется в том, что в пер­вом случае, в организации и деятельности высших и местных государст­венных органов преобладают принципы коллегиальности, а во вто­ром - единоличности.

    В монархической форме правления, замечает по этому поводу Н. Коркунов, "властвование по собственному праву плохо мирится с разделением этого властвования между несколькими лицами". Прави­тельство в монархии "всегда стремится принять единоличную форму". Республике же, напротив, "более соответствует коллегиальная органи­зация правительства, так как этим лучше обеспечивается подчинение делегированной правительственной власти народу". Там же, где при республиканской форме имеется "единоличная организация" правитель­ственной власти, это объясняется, по мнению автора, влиянием монар­хических идей3.

    3. Подразделение форм правления на монархию и республику явля­ется исторически первой и самой общей их классификацией. Противо­положность монархической и республиканской форм проявляется уже на самых ранних ступенях развития государственной жизни. Та и другая выступают в истории как основные формы организации жизни государ­ства.

    1 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 258.

    2 Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. С. 290.

    3 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 259.

    170

    Уже орда, по справедливому замечанию известного немецкого госу-дарствоведа и правоведа Г. Еллинека, которая предшествовала террито­риальной организации государства, была организована либо на началах единоличного властвования, либо "на принципе товарищества". Руково­дящее и "решающее значение имеет либо воля одного лица, стоящего над всеми другими, либо воля всей совокупности полноправных членов орды"1.

    Глубокое и разностороннее исследование форм правления с неиз­бежностью требует, во-первых, изучения их не вообще, а применитель­но к конкретным условиям жизни общества и государства. А во-вторых, - дальнейшего подразделения основных форм правления на от­дельные виды и подвиды.

    Многочисленные и весьма весомые основания для такого подразде­ления дает сама жизнь. Применительно, например, к монархии в каче­стве оснований-критериев для ее классификации на разновидности мо­гут служить различная степень концентрации власти в руках одного лица - монарха, наличие или отсутствие конституционных актов, ока­зывающих сдерживающее влияние на проявление монархической вла­сти, функционирование в стране наряду с монархическими институтами республиканских институтов в виде парламента или других представи­тельных органов.

    В силу этих и иных особенностей на современном этапе развития общества и государства различаются монархии двух видов - дуалисти­ческие и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть нахо­дится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламен­та. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

    Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления го­сударственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответст­венность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парла­ментарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарные монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями.

    В парламентарных монархиях, являющихся наиболее распространен­ными формами монархии в настоящее время, правительство формирует­ся партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голо­сов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающий большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха является весьма огра-

    1 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 493.

    171

    ничейной во всех сферах государственной жизни и деятельности и пре­жде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господ­ствующие слои рассматривают конституционную монархию как своего рода резервное средство воздействия на остальные слои населения, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов.

    При конституционной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеют формальный харак­тер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парламентом законопроектов.

    Применительно к республиканской форме правления в качестве ос­нований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населе­ния или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.

    В зависимости от названных и иных особенностей республиканских форм современные республики разделяются на два вида: парламентар­ные и президентские.

    Отличительными чертами парламентарной республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; форми­рование правительства на парламентской основе из числа лидеров поли­тических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формирует­ся и возглавляется премьер-министром. Парламентарные республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

    Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и прави­тельства; отсутствие института парламентской ответственности прави­тельства; внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом; со­средоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической власти; нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству. Наиболее типич­ными примерами президентской республики могут служить США и

    172

    Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

    Названные формы правления принадлежат современным капитали­стическим государствам. Что же касается форм правления, свойствен­ных другим типам, в частности рабовладельческому и феодальному го­сударствам, то они лишь по названию и общим признакам напоминают формы правления капиталистического государства. По своей же (оформляемой ими) сути и социально-классовому содержанию они да­леко не совпадают с ними. Чтобы убедиться в этом, обратимся соответ­ственно к каждой из форм правления рабовладельческого и феодально­го государства.

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   39


    написать администратору сайта