Главная страница
Навигация по странице:

  • Пер­вый из таких подходов к

  • Второй подход

  • Третий подход

  • Основным целевым назначением государства

  • марченко проблемы тгп. Учебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно


    Скачать 3.02 Mb.
    НазваниеУчебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно
    Анкормарченко проблемы тгп.doc
    Дата06.05.2017
    Размер3.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламарченко проблемы тгп.doc
    ТипУчебное пособие
    #7173
    страница10 из 39
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   39
    § 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПЕРЕХОДНОГО ТИПА

    Переходный период в развитии любой страны, в том числе и России, это особый этап эволюции не только государства и права, но и самого общества, на базе которого они возникают и развиваются, экономики, политической и социальной жизни, идеологии. Процесс перехода от одного типа государства и права к другому уже в силу этого является весьма сложным, многогранным и довольно противоречивым процессом, происходящим как в сфере государственно-правовой, так и обществен­но-политической жизни.

    Находясь в центре данного процесса и оказывая на него, как прави­ло, огромное влияние, государство в данный период решает две взаимо­связанные между собой и дополняющие друг друга комплексные за­дачи или, точнее, группы задач. Одна из них связна с реорганизацией самого государственного механизма - изменением его сущности, со­держания, форм организации, методов деятельности, структуры. Другая же группа задач касается изменения общества, реформирования эко­номики, установления новых ориентиров во внутренней и внешней по­литике, формирования новой официальной идеологии.

    В прямой зависимости от характера и видов стоящих в переходный период перед государством задач находятся и основные направления его деятельности.

    Естественно, что экономическое и социально-политическое содер­жание задач и основных направлений деятельности каждого отдельного государства обусловливается целым рядом объективных и субъективных факторов.

    Огромное значение среди них имеет временной, точнее, историче­ский фактор. Суть его заключается в том, что, несмотря на общее на­звание "переходное состояние" и многие общие признаки и черты, свойственные любому переходному типу государства и права, все же конкретное их содержание, а следовательно, содержание основных на­правлений деятельности государства и решаемых им задач обусловли­ваются в каждом случае историческим опытом развития конкретного общества, уровнем развития экономики конкретной страны, характером и типом сложившихся в обществе отношений.

    Вполне понятно в связи с этим, что на современном этапе развития международного сообщества основные направления деятельности и за­дачи, решаемые, например, государством переходного типа в странах Африки, Азии или Латинской Америки, будут значительно отличаться от основных направлений деятельности и задач, решаемых такого же типа государствами в странах Восточной и Центральной Европы.

    Аналогично обстоит дело и с государствами, существовавшими в разные исторические эпохи. "Технология" и формы их перехода из од-

    120

    ного "типового" состояния в другое, несомненно, проявляются как внешне сходные, однопорядковые феномены, а конкретное содержание основных направлений их деятельности и решаемых ими задач будет далеко не одинаковым.

    Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что при изучении государства переходного типа, а также основных направлений его деятельности и решаемых им задач весьма важным представляется исходить не только и даже не столько из их общеродовых признаков и черт, свойственных любому государству, находящемуся в переходном состоянии, сколько из свойственных каждому государству экономиче­ских, социально-политических и иных особенностей.

    Общая концепция государства переходного типа, его общеродовые признаки и черты определяют лишь общие ориентиры и направления исследования данной тематики, позволяют выявить общие закономерно­сти возникновения и развития "переходных" государств, увидеть каждое переходное состояние государства в свете других аналогичных ему го­сударств. Что же касается сущности и содержания каждого конкретного "переходного" государства, основных направлений его деятельности и решаемых им задач, то они определяются только в каждом отдельном случае, применительно к каждому конкретному обществу, экономиче­скому и технологическому уровню его развития, к каждой отдельной стране.

    В дальнейшем при рассмотрении основных направлений деятельно­сти государства переходного типа и решаемых им задач будем опирать­ся лишь на материал, касающийся переходного состояния современной России и других бывших социалистических государств.

    На вопрос об основных направлениях деятельности и характере за­дач, решаемых данными государствами на современном этапе, ни в юридической, ни в иной научной литературе нет однозначного ответа. Последний обусловливается различными подходами к определению ме­тода и роли государства в переходный период, а также различными политическими и идеологическими воззрениями.

    Западные авторы выделяют четыре таких подхода и воззрения. Пер­вый из таких подходов к установлению места и роли государства в переходный период сводится к тому, что государство рассматрива­ется как "все охватывающий" и "всюду проникающий" феномен. Та­кая трактовка государства переходного типа ассоциируется с тотали­тарным государством и, естественно, не имеет никакой перспективы.

    Второй подход к определению места и роли переходного государст­ва сводится к тому, что оно, будучи "тотально коррумпированным государством", призвано выражать волю и защищать интересы пра­вящей коррумпированной элиты. Многочисленные примеры существо­вания такого государства демонстрируют страны "третьего мира" и час­тично новые, переходящие от социализма к капитализму государства.

    121
    Третий подход ассоциируется с формированием и функционирова­нием в переходный период развития общества либерального государст­ва, основные направления деятельности которого и задачи сводятся ис­ключительно к "обеспечению общества лишь всем самым необходи­мым"1.

    Этот подход на Западе является наиболее распространенным и в по­литико-идеологическом плане считается одним из самых перспективных при переходе от плановой, централизованной экономики к рыночной, децентрализованной экономике, от социализма к капитализму.

    Политической и идеологической базой такого подхода служат идеи либерализма, сформулированные еще в конце XVIII - начале XIX в. таким известным идеологом буржуазии, как англичанин И. Бентам (1748-1832), и адаптированные к новым условиям по мере развития об­щества.

    Имея своим первоначальным объектом воздействия общественные отношения, складывающиеся при переходе от феодализма к капитализ­му и на ранних стадиях развития капитализма, идеи либерализма стали впоследствии активно переноситься и на другие отношения, вплоть до тех, которые возникают и развиваются в переходный период от капита­лизма к социализму.

    С помощью идей либерализма в настоящее время стали не только активно оправдывать в России и других бывших социалистических го­сударствах существующие, порою разрушительно сказывающиеся на экономической, социальной и государственной структурах отношения, но и стимулировать возникновение новых, аналогичных по своему ха­рактеру общественных отношений.

    Согласно основным постулатам либерализма, государству и праву в переходный период отводится, по сравнению со стихийными процессами саморегулирования, происходящими в различных сферах жизни общест­ва и экономики, довольно заурядная роль. В области экономических отношений оно должно выполнять лишь функции государства -"ночного сторожа", охраняя эту сферу извне и не вмешиваясь в возни­кающие в ее пределах общественные отношения. Согласно разработан­ной И. Бентамом на базе либеральных идей теории утилитаризма, исхо­дящей из того, что "природа подчинила человека власти удовольствия и страдания" и что "принцип пользы" подчиняет все наши действия и по­мыслы "этим двум двигателям", государство не должно вмешиваться ни в процесс производства, ни в процесс обмена, ни в процесс распределе­ния произведенных продуктов и товаров.

    Оно не должно также вмешиваться в отношения между работодате­лем и работополучателем, ибо они сами, руководствуясь "моральной

    1 Aslund A. The Role of the State in the Transition to Capitalism // Moore J. (ed.). Legacies Of the Collapse of Marxism. L., 1994. P. 181.

    122

    арифметикой", определяют характер своих отношений и условия дого­вора, исходя из "собственной пользы".

    Позднее, как известно, этот постулат был существенно изменен. Принцип полного невмешательства государства в производственные от­ношения вначале был вытеснен принципом их частичного правового регулирования, а затем - принципом достижения и заключения тройст­венного соглашения между представителями работодателя, работополу-чателя и государства.

    В области социальных отношений государство, согласно идеям И. Бентама, заложенным в основу либерализма, должно решать лишь одну главную, хотя и весьма общую по своему характеру, задачу. А именно задачу достижения "наибольшего счастья для наивозможно большего числа членов общества".

    Основным целевым назначением государства и "предметом зако­нодательства", просвещал И. Бентам, "должно быть общественное бла­го". "Общая польза должна быть основой всякого рассуждения в облас­ти законодательства". Вся проблема, однако, состоит в том, пояснял автор, чтобы определить, "в чем заключается благо данного общества", и целое искусство состоит в том, чтобы "найти средства для осуществ­ления этого блага"1.

    Будучи выражен "в общей и неопределенной форме", продолжал И. Бентам, принцип пользы или общего блага всего общества весьма редко оспаривается, ибо на него смотрят как "на некоторого рода общее ме­сто морали и политики". Но это единодушное согласие - только кажу­щееся. С этим принципом не всегда связывают одинаковые идеи. Ему не всегда придают одно и то же значение. Он не служит источником оп­ределенной системы рассуждения - последовательной и единообразной2.

    Для того чтобы принцип пользы и общественного блага, делал вывод мыслитель, приобрел ту силу, которую он должен иметь, другими сло­вами - чтобы сделать из него основу общей теории, надо выполнить три условия.

    Это, прежде всего, связать со словом "польза" понятия ясные и точ­ные, которые могли бы оставаться "совершенно одинаковыми у всех, кто им пользуется". Затем "установить единство и независимость этого принципа, строго выделив все, что ему чуждо". И наконец, "найти ме­тод моральной арифметики, при помощи которой можно было бы прий­ти к однообразным результатам"3.

    Эти же условия наряду со многими другими нужно выполнить также, чтобы общая задача защиты принципа пользы и общего блага, стоящая перед государством, рассматриваемым во всей его многогранной дея-

    Бентам И. Принципы законодательства // Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. Т. I. M., 1997. С. 556.

    Там же. 3 Там же.

    123

    тельности под углом зрения либерально-утилитарных идей, стала более предметной и осязаемой.

    Наконец, четвертый подход к определению места и роли государ­ства в переходный период от социализма к капитализму ассоциирует­ся с созданием и функционированием вместо уходящего с политиче­ской арены социалистического, а точнее псевдосоциалистического, го­сударства социал-демократического.

    Важнейшей особенностью последнего, по мнению западных экспер­тов, является прежде всего то, что оно по сравнению с либеральным или любым иным проектируемым для создания в переходный период госу­дарством, обладает максимально высоким уровнем социальной ответст­венности перед населением .

    Данная теория неразрывно связана с такими родственными ей тео­риями, как доктрина "государства всеобщего благоденствия", "социаль­ного государства", концепция "народного капитализма" и ряд других ей подобных "измов". На практике они оказались в основе своей, как по­казывает опыт ряда высокоразвитых в промышленном отношении стран, где эти теории, по утверждению их сторонников и последователей, ус­пешно прошли апробацию, не чем иным, как чисто пропагандистскими, политическими доктринами. Основное их содержание сводилось к обос­нованию преимущества и правомерности существования капиталистиче­ского государства по сравнению со всеми другими государствами. В этом смысле все эти доктрины ничем не отличаются от прежней совет­ской доктрины "общенародного государства".

    Что же касается теории социал-демократического государства и воз­можности ее внедрения в современной России и других странах, нахо­дящихся в переходном состоянии, то этот процесс если и имеет место, то находится лишь в зачаточном состоянии и никак не обнаруживает себя. В практическом же плане в сфере государственно-правовой жиз­ни господствует либерализм.

    Он несомненно (по крайней мере теоретически) имеет определенные положительные стороны. Ибо еще Бентам с либеральных позиций ра­товал за то, чтобы любое государство имело своей единственной и безусловной целью обеспечение счастья людей.

    Добрые нравы, писал он, так же, как и равенство, свобода, справед­ливость, могущество, обходительность и даже религия, - все это "вещи почтенные, которые законодатель должен иметь в виду", но которые слишком часто вводят его в заблуждение, так как он "рассматривает их не как средства, а как цель. Он заменяет ими искание счастья вместо того, чтобы подчинить их ему" .

    Так, "в области политической экономики", пояснял автор, прави­тельство, будучи всецело занято заботами о торговле и богатствах,

    1 Aslund A. Op. cit. Р. 181.

    2 Бентам И. Указ. соч. С. 557.

    124

    "смотрит на общество только как на мастерскую, на людей - как на орудия производства и, довольствуясь тем, что обогащает их, мало забо­тится о том, что причиняет им страдания". Таможенники, банки, госу­дарственные бумаги поглощают все его внимание. "Оно остается равно­душным к массе бедствий, которые оно могло бы исцелить. Оно доби­вается только того, чтобы производилось как можно больше средств и орудий наслаждения, и в то же время беспрестанно ставит все новые затруднения самой возможности наслаждаться"1.

    Эти и иные им подобные рассуждения Бентама и других зачинателей и продолжателей либеральных идей несомненно свидетельствуют о на­личии позитивных моментов в содержании последних. Однако применит тельно к государственно-правовому и общественному развитию России и других бывших соцстран эти позитивные моменты господствующего либерализма никак не проявляются вовне, а угадываются лишь теорети­чески.

    В то же время весьма многие отрицательные его моменты проявля­ются в этих странах путем не прекрающейся за последние годы деграда­ции экономики общества и практически самого государства.

    Не случайно поэтому в современном научном мире России, в част­ности на Московской международной научно-практической конферен­ции "Век отечественной социал-демократии (к 100-летию I съезда РСДРП)", проходившей 14 марта 1998 г., довольно актуально звучали слова о том, что "сегодня традиции отечественной и международной социал-демократии вновь оказываются востребованными после несколь­ких лет либеральной шоковой терапии. Потребности социальной сба­лансированности общества выдвигают социал-демократическую идеоло­гию на первый план в качестве стратегической модели социально-экономического развития России".

    Следует отметить, что если либеральный путь развития страны в пе­реходный период ставит перед государством одни задачи и соответст­венно обнаруживает при этом одни направления его деятельности, свя­занные в основном с созданием благоприятных условий для реальных и потенциальных конкурентов в области экономики, а также с минималь­ным государственным вмешательством в жизненно важные сферы обще­ства, то социал-демократическая модель ориентирует переходное госу­дарство на несколько иные задачи и направления его деятельности.

    В рамках этой модели государство прежде всего осуществляет всю ту деятельность, которая связана с переходом от централизованной пла­новой экономики к децентрализованной рыночной экономике, с созда­нием различных форм собственности и условий для "добросовестной" конкуренции. Но вместе с тем оно не остается безучастным к разнооб­разным процессам, которые происходят не только в экономической, но и во всех других сферах жизни общества.

    Бентам И. Указ. соч. С. 557.

    125

    Важными задачами и соответствующими им основными направле­ниями деятельности государства социал-демократической ориентации в переходный период являются следующие: а) перестройка системы соци­ального страхования и социального обеспечения на новый, социал-демократический лад; б) введение в систему образования и медицинско­го обеспечения, которые до этого были и в значительной мере остаются прерогативой государства, наряду с публичными элементами частных элементов; в) совершенствование системы физического и духовного воспитания граждан с целью привития им новых социальных, политиче­ских, отчасти этических и иных ценностей; г) перестройка трудовых отношений в изменившихся условиях на новый, "партнерский" лад; д) сосредоточение внимания и усилий соответствующих государствен­ных органов в сфере экономики не только и даже не столько на макро­экономических, сколько на микроэкономических проблемах, и др.

    Всей этой и иной ей подобной социально ориентированной деятель­ностью государство, с точки зрения сторонников его социал-демок­ратической модели, должно заниматься не само по себе, а во взаимосвя­зи и взаимодействии с другими, негосударственными организациями. Кроме того, разрешая "переходные", довольно специфические пробле­мы, государство социал-демократического толка не должно упускать из виду и других его повседневных для любого государства проблем. Име­ется в виду его деятельность по сохранению и поддержанию экономиче­ского, политического, социального, военного и иного потенциала стра­ны, по защите национальных и государственных интересов, по усиле­нию гарантий, обеспечению и защите прав и свобод граждан и др.

    Органическое сочетание решения реформаторских задач и осущест­вления соответствующих направлений деятельности государства с тра­диционными для любого государства задачами и направлениями дея­тельности имеет принципиальное значение. Ибо перекос в сторону тра­диционной для государства повседневности и рутинности чреват кон­серватизмом и застоем. Перекос же в сторону радикального реформиз­ма, граничащего с официальным социально-политическим и экономиче­ским экстремизмом, независимо от того, в какие формы он облекается и как выражается, опасен подрывом национальной экономики, социаль­ной структуры системы образования и культуры, разрушением нацио­нальных обычаев и традиций, падением уровня жизни основных слоев населения, разрушением конституционно-правовой системы и государ­ственной структуры.

    Ключевым критерием оценки полезности и прогрессивности всякого рода реформистских (эволюционных) и революционных преобразований, осуществляемых государством в переходный период, является благо­творное влияние их на дальнейшее развитие экономики, науки, культу­ры, создание и совершенствование новых технологий, усиление гаран­тий прав и свобод граждан, повышение их материального и духовного благосостояния.

    126

    Если же этого не происходит в процессе проводимых революцион­ных преобразований и реформ, то для общества они, независимо от то­го, с какими благими целями и намерениями проводятся, теряют всякий смысл. Более того, если они ухудшают положение в стране, ведут к падению промышленного и сельскохозяйственного производства, сни­жают жизненный уровень населения, разрушают вековые обычаи и тра­диции, дезорганизуют общество и само государство, ставят их в эконо­мическую, финансовую и иную зависимость от других держав, то такого рода преобразования нельзя считать полезными для данного общества и государства даже в том случае, если они проводятся под лозунгами де­мократического, прогрессивного и им подобного преобразования или создания идеального государственного и общественного строя в буду­щем.

    Независимо от субъективных намерений и пожеланий властей пре­держащих при этом такого рода реформы и революционные преобразо­вания отбрасывают экономику страны, а вместе с ней государство и общество в современном мире на задний план и носят по отношению к ним откровенно реакционный характер.

    Оценивая роль государства, а также характер и последствия эконо­мических и социально-политических преобразований в России в пере­ходный период, западные исследователи констатировали в середине 90-х годов,..что "первые попытки либеральной трансформации в России про­валились" и что в стране возникла такая ситуация, при которой "невозможно ни движение вперед по пути к демократии, ни возврат на­зад - по пути к автократии"1.

    В академических и отчасти в политических кругах России и других бывших соцстран, находящихся в переходном состоянии, применительно к роли государства и права в этих условиях стала разрабатываться кон­цепция некой идеальной модели или "идеального типа перехода к демо­кратии" . По замыслу ее авторов, она должна сочетать в себе на разных стадиях ее реализации одновременно черты и либерализма, и социал-демократизма, и иных им подобных "измов".

    Всего выделяется четыре стадии реализации данной модели: 1) либе­рализация политической жизни, предполагающая институционализацию гражданских свобод, контролируемое "приоткрытие" режима; 2) демон­таж устаревших институтов - составных частей прежней политической системы; 3) демократизация общественно-политической жизни страны; 4) принятие мер к "ресоциализации" граждан, то есть к позитивному восприятию новых ценностей и вновь создаваемой политической систе­мы3.

    1 Gligorov V. The Great Transformation Revisited // Balkan Forum. Vol. 4. 1996. № 4. P. 25, 29.

    2 Харитонова О.Г. Генезис демократии. Попытка реконструкции логики транзитологических моделей // Космополис. Альманах. М., 1997. С. 36-69.

    3 Там же. С. 40.

    127

    Данная модель ориентирована в основном на политическую сферу жизни общества, на переход ее из одного, автократического состояния в другое, демократическое. Однако она может применяться и в других сферах.

    Естественно, как и всякая модель, она является не более чем моде­лью. Реальная жизнь гораздо богаче и разнообразнее, тем более в пере­ходный период, чем ее концептуально изображают или же с помощью различных схем и моделей отражают.

    Намного сложнее и разнообразнее задачи, решаемые государством в данный период, и его деятельность, осуществляемая на данном этапе. Они не вмещаются ни в рамки либерализма, ни в сложившиеся посту­латы социал-демократизма, ни в каноны любой даже самой идеальной "переходной" модели.

    Независимо, например, от того, какая из этих концепций и моделей взята власть имущими в переходный период на вооружение, государст­во на этом этапе вынуждено не только заниматься преобразователь­ной деятельностью и решать соответствующие задачи, но и уделять повышенное внимание охранительным функциям, предохраняя самое себя, экономику и общество от распада. В особенности это касается, как показал печальный опыт бывших СССР и Югославии, государств с федеративным устройством.

    Как верно подмечается в научной литературе, государство даже в обычных условиях "постоянно находится в некотором логическом поле между двумя опасностями". Одна возможность превратиться в "жесткую абстракцию абсолютного, проводящую унификацию, игнори­рующую разнообразие". Такое государство имеет шансы погибнуть в результате подавления живых сил общества, лишения его жизненно важных творческих ресурсов, разрушения механизмов диалога как ис­точника эффективных решений. Другая опасность заключается в том, что "бесконечное разнообразие элементов, частей общества будет ут­верждать себя, противостоя государству и тем самым дезорганизуя и в конечном счете разрушая его"1.

    Подобная опасность разрушения государства и распада общества в переходный период многократно возрастает. Ибо именно в этот период "разброда и шатаний" в обществе и государстве, как никогда раньше, усиливаются центробежные силы, растет национализм и экстремизм, бурно развиваются дезинтеграционные процессы.

    Такого рода явления имеют место во всех странах. Но особенно ак­туальными за последнее время, после развала СССР, они стали в Рос­сии. Заслуживают особого внимания предостережения западных экспер­тов относительно того, что одни и те же "центробежные силы", которые

    Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, тради­ции, перспективы. М., 1997. С. 282.

    128

    раньше погубили горбачевские реформы и разрушили Советский Союз, в настоящее время "угрожают дезинтеграции реформируемой России"1.

    Особые задачи стоят в переходный период перед государством и в других отношениях, а именно в связи с необходимостью создания новой монетарной и финансовой системы, обеспечением безопасности страны, коренным изменением правовой системы, установлением и поддержани­ем в новых условиях торговых, кредитных и иных отношений с окру­жающим (внешним) миром.

    Внутренние изменения, происходящие в России и других странах, находящихся на пути перехода от социализма к капитализму, отмечает­ся в научной литературе, неизбежно ведут к изменениям в отношениях и с внешним миром2. Характер этих изменений в силу ослабления по­зиций "переходных" государств в значительной мере предопределяется полностью сохранившими и даже умножившими за этот период свой потенциал западными странами. Это касается не только малых по своим территориальным и иным возможностям государств, но и самой России.

    Несколько категоричными представляются слова известного русско­го философа И.А. Ильина, сказанные задолго до реформирования Рос­сии, о том, что "европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы "цивилизовать" ее по-своему; угрожающая своими размерами, чтобы ее можно было расчленить; завоевательная, чтобы организовать коалицию против нее; реакционная, религиозно-разлагающаяся, чтобы вломиться в нее с пропагандой реформации или католицизма; хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на ее "неиспользованные" про­странства, на ее сырье или, по крайней мере, на выгодные торговые договоры и концессии".

    Однако в этой категоричности, как и в самих словах, есть огромная доля правды. Жизнь во многом подтверждает высказанные автором суж­дения. В силу этого перед государством в переходный период наряду с обычными, периодически возникающими в сфере внутренней и внешней политики проблемами стоят также и специфические проблемы. На него возлагаются задачи не только обеспечения динамизма в проведении эко­номических и социально-политических реформ и поддержания стабиль­ности внутри общества и государства, но и сохранения их полной само­стоятельности во всех сферах жизни и обеспечения их внешней незави­симости.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   39


    написать администратору сайта