Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

  • марченко проблемы тгп. Учебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно


    Скачать 3.02 Mb.
    НазваниеУчебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно
    Анкормарченко проблемы тгп.doc
    Дата06.05.2017
    Размер3.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламарченко проблемы тгп.doc
    ТипУчебное пособие
    #7173
    страница4 из 39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
    Глава П. ОБЩЕСТВО, ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

    § 1. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО В СОСЛОВНО-КАСТОВЫХ ОБЩЕСТВАХ

    Государственно организованному обществу предшествовало перво­бытное (первоначальное) общество, основанное на кровно-родственных связях, совместном труде, общем владении и потреблении. Развитие производства и разделение труда породили разнообразие форм собст­венности, деление общества на классы, касты, сословия, обусловили возникновение права и государства1. Дальнейшее развитие общества шло в тесном взаимодействии права, государства, социальных структур, экономических основ различных обществ. При всех различиях взглядов на периодизацию государственно организованного общества (форма-ционный, цившшзационный и другие подходы) история такого общества делится на две большие эпохи: 1) эпоха кастово-сословных обществ, основанных на правовом неравенстве членов общества, и 2) "граждан­ское общество", основанное на юридическом равенстве.

    Особенностью кастово-сословных обществ было прочное определе­ние юридического положения в обществе и государстве каждого чело­века, принадлежащего к тому или иному сословию2. Право древнего мира и средних веков всегда закрепляло основанную на открытом (юридическом) неравенстве социальную структуру, обусловленную в первую очередь разделением труда, а также этническими, религиозными и другими факторами.

    Среди сословий (или каст, варн и иных социальных страт) обяза­тельно обозначались: 1) сословие, занятое земледелием и (или) ремес­лом; 2) сословие (каста) привилегированное: духовенство, аристократы, правители, к которым примыкало (частично совпадало) 3) администра­тивное сословие, состоящее из лиц, профессией которых являлось

    1 Государство и право возникли одновременно; решающим моментом пере­хода от предправа к праву в процессе становления классового общества спе­циалисты считают создание "особого судебного аппарата власти", т.е. монопо­лизацию решений спорных дел вождями и другими носителями властных пол­номочий, и организацию органов исполнения судебных решений. См.: История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 448-459; Ва­сильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства (Формирование основ социальной структуры и политической администрации). М., 1983. С. 52-53.

    2 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 6. С. 311.

    Проблема сходства и различия каст, варн и других сословно-подобных об­разований в исторической науке не нашла единого решения (см., напр.: Вига-син А.А., Самозванцев A.M. Архашастра. Проблемы социальной структуры и права. М., 1984. С. 131 и след.). Главное в том, что эти и аналогичные соци­альные группы имели различные и вполне определенные правовые статусы.

    36

    управление и (или) принуждение. Централизованная иерархическая ор­ганизация этих лиц в аппарат управления и принуждения образует госу­дарство1. Внутри названных сословий нередко обозначались свои под­разделения.

    Каждое сословие имело разное правовое положение, различные пра­ва, обязанности, правовые статусы. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий.

    На структуру общества и его связь с правом и государством сильно влияло сохранение ряда пережитков коллективной (общественной) соб­ственности (особенно на землю), собственности, подчиненной особому правовому режиму (общинная собственность, царская, храмовая, мона­стырская собственность, служебные наделы, поместья, вотчины, майо­раты и др.). Известно, что в классовом обществе отношения собствен­ности большей частью оформлялись и закреплялись в законах ; право­вое определение и регулирование отношений собственности, лежащих в основе классовой структуры общества, временами приводило к форми­рованию отношений власте-собственности3, когда государство фактиче­ски совпадало с сословием лиц, наделенных особенным видом собст­венности (служебные наделы, поместья и др.), т.е. когда по существу не было разницы между экономически и политически господствующими классами.

    На всех этапах своего развития право тесно связано с историей об­щества, органически вплетено в его структуру, отражая существующее разделение труда, оформляя отношения собственности, закрепляя соци­альное неравенство, определяя способы решения споров и обществен­ных конфликтов. В этом смысле право не имеет своей собственной ис­тории4. Структура сословно-кастовых обществ прямо и открыто опре­делилась правом, а государство, влияющее на содержание права, соеди­нялось с привилегированными сословиями или кастами. Этим предопре­делялась зависимость социально-правового положения сословий и от внешних условий (нашествия, завоевания, победы, поражения), и от столкновений между сословиями, и от государственной политики. По­этому из-за распределения и перераспределения прав и обязанностей между сословиями (и внутри сословий) их социальное положение порой сильно менялось. Так, в период средних веков правовое положение кре­стьянства в России менялось от его "сословной неравноправности" до

    1 О понятии государства (в связи с категорией "политическое отчуждение") см. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1. Тео­рия государства. М., 1998. С. 350 и след.

    2 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 15.

    3 Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М., 1994. С. 69 и след.

    4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 64.

    37

    самых грубых форм крепостничества, ничем не отличавшихся от рабст­ва1.

    В сословно-кастовых обществах государство и общество частично сливались в том отношении, что государственный аппарат формировал­ся из представителей привилегированного сословия (кшатрии, благород­ные, свободные граждане, патриции, дворяне), а само общество держа­лось на государственно-правовой - регламентации и охране сословных границ и привилегий. "Старое гражданское общество, - писал Маркс, -непосредственно имело политический характер, т.е. элементы граждан­ской жизни, - например, собственность, семья, способ труда, - были возведены на высоту элементов государственной жизни в форме синьо-риальной власти, сословий и корпораций"2. Соответственно в древнем мире и в средние века существовали государства кастовые, варновые, деспотические (опирающиеся на бюрократию и армию), рабовладельче­ские (аристократические, тиранические, демократические, олигархиче­ские), феодальные, в которых господствующее сословие осуществляло функции государственной власти, монархические (самодержавные или сословно-представительные), республиканские, теократические и др. Некоторые государства как управление общества особым сословием, писал Энгельс, нередко развивались (неприкрыто и ясно) из формы хо­зяйства3. Особенностью всех этих государств4 и их правовых систем было поглощение общества государством, поддерживающим его сослов­ное деление, охраняющим границы между сословиями, вмешивающимся в отношения собственности, производства и быта. Общества древнего мира и средних веков были огосударствлены в том плане, что индивид был во власти ряда государственно-правовых запретов, приказов, огра­ничений, его производственная и иная деятельность, а также личная жизнь находились под постоянным контролем должностных лиц, кото­рые, в свою очередь, также были связаны множеством предписаний. Республиканский воздух средневековых городов делал свободным от

    1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 3. С. 185; Т. 39. С. 70. Поэтому трудно найти ясную границу между рабовладельческой и феодальной формациями. Иначе нельзя понять, почему при формационном подходе рабство негров в США рассматривалось как феодальный пережиток. См. Там же. Т. 27. С. 141.

    Заслуживает внимания концепция "большой феодальной формации", обос­нованная известным теоретиком исторической науки Ю.М. Кабищановым (Вопросы истории. 1992. № 4-5). Такая формация охватывает все сословно-кастовые общества, начиная с Древнего Китая. Трудно согласиться, однако, с включением в эту формацию тоталитарных обществ - государств XX в. (см. далее § 3).

    2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 403.

    3 Там же. С. 412.

    4 За исключением античных Афин и Древнего Рима, где существовали эле­менты гражданского общества.

    38

    крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных обязанностей и ограничений. Привилегиро­ванные сословия феодального общества имели многие права и преиму­щества перед представителями других сословий, но были обязаны слу­жить государству или господствующей церкви, обременены рядом со­словных условностей и запретов. Еще жестче была правовая регламен­тация социального положения и образа жизни разных каст в кастовых (или варновых) обществах.

    Кастово-сословные общества имели иерархическое строение: разли­чались высшие, менее высокие по социально-правовому положению, низшие, непривилегированные, наконец, бесправные сословия; каждое из них имело особый правовой статус. Этим обусловливалась слож­ность, многослойность права сословного общества. Как и всякое право, оно охранялось государственным принуждением; нарушение многочис­ленных запретов влекло жестокие наказания. Содержание прав сослов­ного общества определялось рядом источников: государством, церковью, сословными традициями, обычаями, сложившимися в общинах.

    Основным принципом реализации сословного права была законопос­лушность (законопокорность), т.е. сообразность поведения каждого чле­на общества статусу своего сословия, соблюдение запретов, безогово­рочное выполнение приказов власти. Опорой законопослушности (зако-нопокорности) часто были традиции, религиозно-нравственные нормы, но право сословного общества всегда было обязывающим приказом, данным сверху: правителем, его чиновниками, церковью, богом, хозяи­ном - тем, кто наделен властью.

    В ряде государств, преимущественно деспотических или самодер­жавных, политико-административный режим состоял не только в де­тальном правовом регулировании отношений личной и общественной жизни, но и в почти неограниченном, произвольном вторжении в жизнь и отношения низших сословий со стороны облеченных властными пол­номочиями чиновников, владельцев вотчин и поместий, военных, жре­цов, объединенных общим классово-сословным интересом, покорностью велениям деспота или самодержца, угодничеством перед высшими чи­нами. Законопослушность населения в таких обществах заключалась не только в соблюдении действующих правовых норм, но и в беспреко­словном выполнении приказов и распоряжений чиновников и других лиц, облеченных властью, хотя бы эти приказы и распоряжения предпи­сывали что-то сверх действующего права или даже против права. Как правило, общим оправданием даже наиболее кричащих фактов чинов­ничьего произвола в случаях, когда о них становилось известно высшим (центральным) органам власти, были ссылки на целесообразность актов произвола, их соответствие предполагаемой воле и намерениям носите­лей высшей власти. Иными словами, чиновничий произвол в кастовых и сословных обществах допускался, если он был видом законопослушно­сти административного сословия.

    39

    Тем не менее уже в древнем мире возникала проблема соответствия управленческой деятельности чиновников праву и законам центральной власти. Эта проблема остро стояла в периоды больших реформ и пере­строек, когда возрастала социальная роль законов, декретов, указов, издаваемых центральной властью. Наряду с необходимостью идеологи­ческого обоснования реформ, взламывающих вековые традиционные устои общества, всегда возникала надобность обеспечить исполнение приказов 'власти административным аппаратом чиновничества, через который осуществлялась основная работа по проведению реформ и пе­рестроек. Так было, например, в период становления объединенного государства Древнего Китая (III в. до н.э.). Если в предшествующий этому период легасты ("законники") теоретически обосновывали и идеологически оправдывали сильное государство, опирающееся на сис­тему строгих, жестоких наказаний, но недооценивали социальную роль чиновничества и его способность разрастись и превратиться в правящее сословие1, то в процессе проведения реформ для обуздания своеволия разросшейся массы чиновников, подчинения ее приказам императора пришлось принимать специальные меры, дополнительные идеологиче­ские обоснования2. В этом аспекте проблема соотношения права и дея­тельности государства (должностных лиц) выступала как проблема го­сударственной дисциплины, законопослушности чиновничества, подчи­ненности оперативной государственной работы приказам верховной власти.

    Второй аспект той же темы - соответствие закону действий верхов­ного правителя государства. Речь идет, разумеется, не о праве такого правителя изменить действующий закон, отменить его или принять дру­гой - такое право в неограниченных монархиях не ставилось под со­мнение, обсуждалось только соблюдение верховным правителем дейст­вующего, неотмененного закона. Древнекитайские легисты считали та­кое соблюдение не более чем нравственным долгом правителя, хорошим примером для подражания3.

    Радикальнее были мысли о соотношении права и государства древне­греческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.), изложенные в из­вестном трактате "Политик". За основу классификации форм государ­ства Платон взял отношение правителей к праву: "Бывает управление согласное с законами и противозаконное" . Мысль о необходимости подчинить правителей законам содержится и в его позже написанной книге "Законы"5. Однако между названными произведениями - немалая

    1 Переломов Л.С. Конфуцианство и легитимизм в политической истории Китая. М., 1981. С. 129.

    2 Там же. С. 180-181.

    3 Там же. С. 116-117.

    4 Платон. Соч. В 3 т. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 70.

    5 Там же. С. 189.

    40

    разница. В первом из них речь идет о необходимости соответствия за­кону деятельности лиц, облеченных верховной властью. На соблюдении законов основаны царское правление, аристократия и некоторые демо­кратии; с законами не считаются тирании, олигархии и часть демокра­тий. Такой подход был созвучен политическим идеалам Афин, где су­ществовали элементы гражданского общества и граждане пользовались значительной свободой. Упорядочение общественно-политической жиз­ни афинской демократии остро ставило именно проблему стабильности законов и их соблюдения как народным собранием, так и должностны­ми лицами.

    Иная концепция излагается и обосновывается в "Законах". Повторяя мысли, изложенные ранее, Платон пишет: "Есть два вида государствен­ного устройства: один, где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы"1. Однако законам предназначена гораз­до большая роль, чем только обуздание произвола правящих. "Законодателю, - рассуждает Платон, - следует позаботиться о браках, соединяющих людей, затем - о рождении детей и воспитании как муж­чин, так и женщин, от ранних лет и до зрелых вплоть до старости. Он должен заботиться о том, чтобы почет, как и лишение его, были спра­ведливыми, наблюдать людей во всех их взаимоотношениях, интересо­ваться их скорбями и удовольствиями, а также всевозможными вожде­лениями, своевременно выражая им порицание и похвалу посредством самих законов. Равным образом о гневе и страхе, о душевных потрясе­ниях, происходящих от счастья или несчастья, о том, как отвратить их, обо всех состояниях, которые бывают с людьми во время болезней, вой­ны, бедности и при противоположных обстоятельствах, - всему этому законодателю следует и поучать граждан и определять, что хорошо и что дурно в каждом отдельном случае. Потом законодателю необходимо оберегать достояние граждан и их расходы и знать, в каком они поло­жении..."2. В том же духе в "Законах" рассуждается о регулировании численности населения, его занятий, ремесел, искусств, военном деле и благоустройстве, о хороводах, как необходимом условии истинного за­конодательства и основе мусического воспитания3.

    Обоснование Платоном дотошной законодательной регламентации всех сторон личной жизни, хозяйственной и политической деятельности граждан, разделенных на классы и сословия, дало Марксу повод назвать идеал Платона "афинской идеализацией египетского кастового строя"4. Резкое противоречие между относительно свободной жизнью граждан

    1 Платон. Соч. В 3 т. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 208.

    2 Там же. С. 329-330.

    3 Там же. С. 117, 248 и др.

    4Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 379.

    41

    современных Платону Афин1 и идеалом, описанным в "Законах", стало причиной современных толкований политико-правовой концепции Пла­тона как идеологического обоснования тоталитаризма2. Однако между тоталитаризмом XX в. и сословно-кастовым правовым строем имеется ряд существенных различий. Сословная или кастовая организация древ­них и средневековых обществ имела своей основой или истоком естест­венно складывавшееся разделение труда, а потому была преходящей, но исторически необходимой формой организации производства и распре­деления. Тоталитаризм XX в. является искусственной системой, порож­даемой политическим экстремизмом в кризисные периоды развития гражданского общества. Кроме того, если предпосылки гражданского общества зарождались и стихийно развивались в сословных обществах, то тоталитаризм сознательно и целеустремленно стремится уничтожить и гражданское общество, и его предпосылки (см. § 3).

    § 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

    Становление и развитие гражданского общества является особым пе­риодом истории человечества, государства и права. Гражданское обще­ство возникает в процессе и в результате отделения государства от со­циальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

    Категория "гражданское общество", отличная от понятий государст­ва, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII - XIX вв. и обстоятельно разработана в "Философии права" Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) . В "Философии права" отмечено, что право­выми основами гражданского общества являются равенство людей как

    Виднейший идеолог либерализма Бенжамен Констан (1767-1830), проти­вопоставляя политическую свободу древних гражданской свободе современных народов, специально отмечал ту особенность античных Афин, что индивид не был подчинен почти неограниченной власти государства и общества, как было в остальных древнегреческих республиках. См.: Констан Б. Об узурпации // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995. С. 212.

    Поппер Карл. Открытое общество и его враги. Т. I. Чары Платона. М., 1992.

    3 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 227 и след.

    42

    субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная соб­ственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Под гражданским обществом Гегель понимал современ­ное ему буржуазное общество. "Гражданское общество, - писал он, -создано, впрочем, лишь в современном мире..."1.

    Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделе­ния труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук. На исследовании гражданского общества как осо­бого этапа развития человечества основаны многие теоретические выво­ды современной социологии, политологии, теории государства и права, теории конституционализма и других общественных наук.

    Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе2. Его идеологические, экономические, политические предпо­сылки складывались в Западной Европе в период позднего средневеко­вья (примерно XV - XVI вв.); в борьбе против сословно-феодального неравенства и произвола идеи гражданского общества стали воплощать­ся в действительность. Исторической вехой становления гражданского общества была революция в Англии (1640-1649 гг.), от которой ведется отсчет Нового времени.

    Становление и развитие гражданского общества связано с сущест­венным изменением социальных связей и структур, правовых и государ­ственных отношений. В отличие от предшествующих ему сословных и кастовых обществ гражданское общество основано на признании все­общего правового равенства людей, определившего качественно новое положение личности в обществе и государстве.

    На смену вертикальным феодальным структурам пришло преоблада­ние горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Громадное социальное значение имело именно то, что впервые в многовековой истории человечества все люди незави­симо от их социального происхождения и положения были признаны юридически равными участниками общественной жизни, имеющими ряд признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности про­явить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отве­чать за свои действия и их правовые последствия.

    1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 228.

    2 Об особенностях гражданского общества в сопоставлении с государством см.: Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993. С. 34. и след.; Киров В.Ц. Парадоксы государственной вла­сти в гражданском обществе. М., 1992. С. 21 и след.

    43

    Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и утверждение Билля о правах (Англия, США) или Деклара­ции прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское обще­ство - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, ос­вобожденное от лишних запретов и дотошной административной регла­ментации.

    Законодательное признание юридического равенства людей на осно­ве наделения их правами и свободами - едва ли не главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением сред­невекового способа производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословии право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является "просто право, равное право"1.

    Важно отметить, что становление и утверждение в качестве основы общественной жизни юридического равенства людей, положившее нача­ло Новому времени, - столь же глубокий переворот в истории, как, скажем, разрушение первобытной общины доисторического времени и переход к классово-сословному строю древнего мира.

    Становление гражданского общества сопровождалось существенным изменением государства. Важную роль в переходе от сословного обще­ства к гражданскому играли сложившиеся в позднее средневековье цен­трализованные национальные государства, стремившиеся к устранению разнообразия прав, существовавшего в период феодальной раздроблен­ности. "Новое государство призвано было совершить процесс уравнения общественных элементов и превратить сословное общество с его много­численными разделениями в общество гражданское, построенное на началах равной правоспособности"2.

    От феодально-удельных государств средних веков национальные го­сударства Нового времени отличались сосредоточением власти в руках монарха, созданием государственной казны, централизованного аппарата управления и правосудия, постоянной армии, обособленностью государ­ства от сословных, религиозных, этнических и иных социальных групп.

    В эпоху становления гражданского общества стали складываться ка­чества современного представительного государства, существенно отли­чающие его от государств сословно-кастовых обществ.

    Само понятие государства, отличного от общества, получило широ­кое признание лишь в Новое время. Суть дела в том, что при докапита­листическом, сословно-кастовом строе государство практически совпа­дало с какой-то частью общества и было обособлено от основной массы населения. В кастовых и сословных обществах древнего мира и средних

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 320.

    2 Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 20.

    44

    веков общественное неравенство было выражено и закреплено в праве, не равном для различных социальных групп; господствующая социаль­ная группа была организована в государство, которое поддерживало сословные границы и охраняло привилегии высших сословий, от имени которых (или их предводителя) и осуществлялась государственная власть. В сословных обществах государственная регламентация охваты­вала многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религи­озной, духовной жизни общества.

    Совпадение организационных структур общества и государства в ко­нечном счете определялось существовавшими в тот период истории формами собственности и разделения труда. Примитивные формы раз­деления труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение "гражданское общество" возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из антич­ной и средневековой общности. - писали Маркс и Энгельс. - Благодаря высвобождению частной собственности из общности (Gemeinwesen), государство приобрело самостоятельное существование наряду с граж­данским обществом и вне его...»1

    Именно это обусловило теоретическую возможность раздельного ис­следования проблем общества и государства, возникновения и развития социологии, государствоведения, политологии и других наук, изучаю­щих структуру и динамику общества и государства как самостоятель­ных явленшг. Еще важнее социальные последствия обособления обще­ства от государства, государства от общества. Одной из острых проблем существования и развития гражданского общества является далеко не абстрактная возможность такого вмешательства государства в общест­венные отношения, которое, взламывая коренные устои общества, осно­ванного на равноправии, способно привести к возрождению сословно-образных иерархий. Поэтому понятие "гражданское общество" чаще всего используется именно в сопоставлении с понятием государства. "Государство, - пишет профессор Боннского университета И. Изензее, -существует в виде того, что противостоит "обществу" .

    Отделение государства от общества и обособление общества от го­сударства выражены в различии их структур, принципов организации и строения.

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35, 62; см. также с. 20-21, 38 и др.

    2 Некоторые современные политологи полагают даже, что государство поя­вилось в Западной Европе только в XIV-XVII вв. (см.: Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. С. 122). Аналогичные предположения обосновывал П.А. Кропоткин (см.: Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 397 и др.).

    3 Изензее И. Государство // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1992. № 6. С. 36.

    45

    Любое государство организовано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должност­ных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины . Эта система содержится за счет общества (налоги, сборы, государственные займы). Постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация - охрана общества и управление им.

    В отличие от государства гражданское общество представляет собой систему .многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов, отношений, основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и в самостоятельности добычи средств к суще­ствованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объеди­нений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.

    Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений, а тем самым - на систему права.

    Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют (должны действовать) строго на основе права. Жизнь и дея­тельность членов гражданского общества правом не предопределены и не обусловлены. Создание и деятельность их объединений могут регу­лироваться законом, но создаются и существуют эти объединения толь­ко по доброй воле их участников.

    Граждане имеют правоспособность, дающую им самые широкие воз­можности совершать любые сделки, кроме запрещенных, в разных сфе­рах общественной и частной жизни. В отличие от граждан государст­венные органы и должностные лица наделены компетенцией, опреде­ляющей довольно узкие параметры их деятельности, предопределенные их целью, предметом ведения.

    Права граждан - это гарантированные возможности пользоваться ка­ким-либо благом, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию. Использование права не является обязанностью гражданина . Должностные лица и государственные органы наделены правомочиями, которыми они обязаны пользоваться при осуществлении своих функций для решения стоящих перед ними задач.

    Вертикальная соподчиненность четко выражена в строении управленче­ского аппарата. Соотношение разных уровней органов правосудия (а также представительных органов центральной и федеративной законодательной власти в федерациях) определяется соотношением их компетенций и подзаконностью принимаемых ими правовых актов.

    Едва ли не единственное исключение - использование родительских прав; это может считаться обязанностью уже по той причине, что пренебрежение такими правами может повлечь применение некоторых санкций (имуществен­ная ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, лишение роди­тельских прав лиц, пренебрегающих воспитанием своих детей).

    46

    Отношения между гражданами, их объединениями, союзами (и внут­ри этих объединений) основываются на соглашениях, договорах, строят­ся на началах равенства, свободы, координации. Образно говоря, граж­данское общество основано на горизонтальных отношениях равноправ­ных лиц.

    Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинен прямому выше­стоящему начальству (органу, учреждению). Государственные отноше­ния восходят к единому центру (и (или) "подцентрам"), управленческие отношения носят вертикальный характер.

    Гражданам разрешено все, что не запрещено законом1. Должностным лицам разрешено только то, что вытекает из компетенции или предпи­сано приказом.

    Гражданин может быть привлечен к юридической ответственности только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Долж­ностное лицо отвечает не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

    Нормы публичного права охраняются от нарушений преимуществен­но штрафными, карательными санкциями (уголовными, административ­ными, дисциплинарными). Для охраны частно-правовых норм и отноше­ний первостепенное значение имеют правовосстановительные санкции и ответственность.

    В отношениях между частными лицами или объединениями, регули­руемых частным правом, закон устанавливает правила лишь на будущее время; он не имеет обратной силы. В публичном праве закон может иметь обратную силу, если государство в чем-то улучшает правовое положение лиц; он обязательно должен иметь обратную силу, если этим

    1 Это положение содержалось в статье 5 французской Декларации прав че­ловека и гражданина 1789 г.: "Закон может запрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не приписываемому законом" (Конститу­ции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв. М., 1957. С. 250). Уже из названия Декларации видно, что адресатом этого правила явля­ются граждане (члены гражданского общества). В том же духе сфера примене­ния этого правила определялась в нормативно-правовых актах начала перестро­ечных реформ (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. № 3. Ст. 52).

    Тем не менее о сфере применения этого правила возник было теоретиче­ский спор о допустимости или недопустимости действий должностных лиц, не предусмотренных законом (см.: Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. Политико-правовой взгляд. М., 1989. С. 170-171; Гукасян Р.Е. Концепция слияния прав и обязанностей и административно-командные методы управления // Советское государство и право. 1989. № 7. С. 28 и след., 32 и след.).

    47

    законом смягчается наказание (или взыскание) за какое-либо правона­рушение либо устраняется противоправность этого деяния.

    Обособление гражданского общества от государства привело к ряду государственно-правовых последствий, обусловливающих те особенно­сти современного государства, которые отличают его от государств кас-тово-сословной эпохи.

    Во-первых, разграничение сфер личных (частных) и публичных (общих/ интересов находит отражение в системе права, в делении его на частное и публичное. Это деление, намеченное в праве Древнего Рима, где существовали элементы гражданского общества, получает широкое распространение в странах, вставших на путь капиталистического раз­вития. Именно в сфере частного права закрепляются идеи равенства членов общества, их личной свободы, безопасности и незыблемости собственности, самостоятельности, освобождения от свойственных со­словным обществам идей "соборности", покорности властям и коллек­тивам.

    Во-вторых, развитие гражданского общества порождает представле­ние о конституции как о законе, определяющем не только устройство высших органов власти, но также права и свободы граждан (билль о правах, декларация прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятель­ности (государство - публичная власть, сфера общих интересов, обще­ство - сфера индивидуальных свобод, частных интересов). Исследовате­ли отмечают, что если исходным пунктом европейского конституциона­лизма как политического течения было свойственное еще эпохе абсо­лютизма крайне неопределенное истолкование конституции в качестве "основных законов всякого общества", не содержащее идей ограничения обществом власти государства , то эволюция конституционализма при­вела к резкому сужению этого понятия, "которое приобретает конвен­циональный (договорный) характер и определяет основной закон взаи­моотношений общества и государственной власти. Конституция интер-

    1 В самодержавных государствах "основными" назывались законы, опреде­лявшие полновластие и богоустановленность монархов, а также порядок пре­столонаследия. В Российской империи Основные государственные законы от­крывались главой первой "О существе верховной самодержавной власти", где утверждалось: "Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодер­жавная власть. Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает... Особа государя императора священна и неприкосновенна" (Свод Основных государственных законов. Раздел первый. Основные государст­венные законы // Государственный строй Российской империи накануне кру­шения. Сборник законодательных актов. М., 1995. С. 15). Поэтому непонятно сожаление О.О. Миронова о том, что в названии Конституции в настоящее время отсутствует термин "Основной Закон" (см. Государство и право. 1998. № 4. С. 5).

    48

    претируется, по существу, как договор о распределении власти между ними" .

    В-третьих, развитие конституционного законодательства состоит не только в закреплении прав и свобод членов гражданского общества, но и в предоставлении гражданам средств воздействия на государственную власть. Именно становление гражданского общества дало возможность теоретически осмыслить проблему "политического отчуждения" и соз­дало предпосылки его преодоления2. В структуре высших органов госу­дарства Нового времени появляются и устанавливаются в качестве по­стоянных общенациональные (а не только сословные) представительные учреждения парламентского типа, обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов (законов). Возникновение и развитие представительной демократии - явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегда зако­нодательствовали от имени всего народа (нации).

    Притязания представительных учреждений на участие в государст­венной власти (от имени общества) в ряде стран сталкивались с сопро­тивлением абсолютных монархов и приводили к революционным потря­сениям; отражением этих потрясений стала идея разделения властей в целях обеспечения прав и свобод членов общества. Одновременно поя­вились понятия "правовое государство"3 и "законность". Эти понятия возникли как политико-правовые идеи, направленные против "деспо­тизма" и "полицейского государства". Под тем и другим понималось бесправие податных сословий перед абсолютистским государством, а затем (в периоды революций и контрреволюций конца XVIII - начала XIX в.) - незащищенность личности от произвола должностных лиц различных правительств, чрезвычайных трибуналов, многочисленных агентов власти. Наряду с критической направленностью обе идеи имели глубокое позитивное содержание.

    Как отмечено, одним из устоев гражданского общества является свобода личной инициативы, самостоятельность и предприимчивость граждан в добыче средств к существованию; эта свобода резко противо-

    1 Медушевский А.Н. Гражданское общество и правовое государство в поли­тической мысли Германии // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1992. № 5. С. 43. Аналогичные сужде­ния см.: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 19.

    2 О политическом отчуждении и формах его преодоления в гражданском обществе см. подробнее; Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1. Теория государства. М., 1998. С. 350 и след.

    3 Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мыс­ли // Политология. Курс лекций. М., 1997. С. 76-91.

    49 4-6343

    речит сословно-кастовым ограничениям рода и вида занятий, существо­вавшим в предыдущие эпохи, а также притязаниям феодально-абсолю­тистских государств на выражение "общего блага", протекционизм и всеобъемлющее руководство промышленной и частной деятельностью.

    И. Кант, "философ свободы", основоположник идеи правового госу­дарства, давал такое определение: "Свобода (члена общества) как чело­века, принцип которой в отношении устройства общества я выражаю в следующей формуле: никто не может принудить меня быть счастливым так, как он хочет (так, как он представляет себе благополучие других людей); каждый вправе искать своего счастья на том пути, который ему самому представляется хорошим, если только он этим не наносит ущерба свободе других стремиться к подобной цели - свободе, совмес­тимой по некоторому возможному всеобщему закону со свободой каж­дого другого (т.е. с таким же правом другого). - Правление, которое зиждилось бы на принципе благоволения народу, подобном благоволе­нию отца своим детям, иначе говоря, правление отеческое (imperium patemale), при котором подданные, как несовершеннолетние, неспособ­ные различать, что для них на деле полезно, а что вредно, принуждены оставаться сугубо пассивными, ожидая от главы государства суждения о том, как им надлежит быть счастливыми, и предоставляя это суждение его милостивому соизволению, - такое правление есть величайший дес­потизм, какой только можно себе представить (такое устройство, при котором уничтожается всякая свобода подданных, не имеющих в таком случае никаких прав)"1.

    Приведенное суждение Канта точнее и полнее выражает сущность правового государства, чем еще встречающиеся обширные перечни раз­личных признаков последнего . Суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок, обеспечивающий свободу и равенство чле­нов общества, отнюдь не навязывая им общеобязательных представле­ний об общем благе и путях его достижения3. Соответственно соотно­шение права и государства в гражданском обществе с точки зрения правового режима определяется не только как законопослушность (законопокорность) населения, типичная для сословных и кастовых об­ществ, а сверх того, как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы. "Существо правового государства не в том, что все здесь регулируется законом, -справедливо заметил Ф. Хайек, - а в том, что государственный аппарат принуждения пускается в ход только в случаях, заранее оговоренных

    1 Кант И. Сочинения. Т. I. Трактаты и статьи. М., 1994. С. 285.

    2 См., напр.: Общая теория права. М., 1995. С. 332 и след.

    3 Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мыс­ли // Политология. Курс лекций. М., 1997. С. 81, 85.

    50

    законом, причем так, что способы его применения можно заранее пред­видеть"1.

    Аналогичное понятие законности обосновывалось в советской лите­ратуре некоторыми авторами, утверждавшими, что законность как ре­жим осуществления государственной власти возникла лишь в период буржуазно-демократических революций в результате низвержения фео­дализма . Н.Г. Александров определял законность ("в узком смысле") как принцип деятельности государственного аппарата, заключающийся в том, что все органы государства осуществляют свои властные функции в строгих рамках закона, соблюдая неукоснительно права граждан и их общественных организаций3. Такое понимание оспаривалось многими авторами, утверждавшими, в частности, что в социалистическом обще­стве нет свойственных капитализму противоречий между личностью и государством; поэтому законность является "единой", "всеобщей" и сводится к законопослушности, к требованию правомерного поведения всех вообще субъектов социалистического права4.

    Природе гражданского общества соответствует принцип законности как строгого соответствия закону деятельности государства и его орга­нов.

    Во-первых, лишь при таком понимании обозначается проблема за­конности самих законов, издаваемых высшими органами государствен­ной власти в смысле их соответствия общепризнанным и узаконенным правам и свободам граждан.

    1 Хайек Ф. Дорога к рабству // Новый мир. 1990. № 7. С. 209-215. гСамощенко И.С. Законность и правопорядок в советском социалистиче­ском обществе // Общая теория советского права. М., 1966. С. 346 и след.

    3 Теория государства и права. М., 1968. С. 383 и след.

    Правонарушение, совершенное гражданином, пояснял Н.Г. Александров, за­конности не нарушает (правонарушитель наказывается, а причиненный им вред возмещается на основе права и закона). Правопорядок как результат осуществ­ления законности нарушается лишь при массовом попустительстве правонару­шениям со стороны правоохранительных органов либо при безнаказанном на­рушении законов должностными лицами или органами государства, облеченны­ми властными полномочиями. Законность нарушается также принятием "неза­конных законов" (законов, противоречащих конституции).

    4 Вышинский А.Я. Революционная законность и задачи советской защиты. М., 1934. С. 6; Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 288 и след.; Марксистско-ленинская общая теория государства и пра­ва. Основные институты и понятия. М., 1970. С. 501 и след.; Алексеев С.С. Общая теория права. Т. I. М., 1981. С. 217 и след.

    Вполне обоснованны и справедливы сетования Н.В. Витрука на некритиче­ское и бездумное воспроизведение этих устаревших суждений в современной литературе (см.: Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 2. Теория права. М., 1998. С. 509 и след.)

    51

    В сословно-кастовых обществах государство порой существенно ме­няло правовое положение различных сословий (например, поэтапно узаконивалось крепостное право в России, законами и указами учреж­дались, отменялись отдельные привилегии дворянства, духовенства, ме­щанства и т.п.), но законы, принятые по этому поводу, никак не нару­шали "законность", ибо любой закон, данный высшей властью, считался и был общеобязателен в соответствии с началами законопослушности (см. § l)v В гражданском обществе закон - это не только правило, уста­новленное верховной властью (хотя бы и всенародно избранной), но и норма, изданная в соответствии с конституционными границами обще­ства и государства, учитывающая права и свободы членов общества.

    Во-вторых, только при таком подходе к понятию законности гражда­нин в случае нарушения его прав ставится на один правовой уровень с государством и его должностными лицами при рассмотрении и решении спора о нарушенном праве. "Член гражданского общества имеет право искать суда и обязан предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право, - писал Гегель. - В эпоху феодализма мо­гущественные лица часто не являлись на судебное заседание, вели себя вызывающе по отношению к судебным инстанциям и рассматривали вызов в суд могущественного лица как неправое деяние. Это - состоя­ние, противоречащее тому, чем должен быть суд. В новейшее время правитель обязан по частным вопросам признавать над собой власть суда, и в свободных государствах он обычно проигрывает свои процес­сы"1.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    написать администратору сайта