Главная страница

Лнкция. Конспект лекции по РУНТ и ДРЛ-2. Учебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091)


Скачать 364.4 Kb.
НазваниеУчебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091)
АнкорЛнкция
Дата02.05.2023
Размер364.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонспект лекции по РУНТ и ДРЛ-2.docx
ТипУчебное пособие
#1103666
страница3 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных.

План

1. Определение жанра

2. Собирание сказок

3. Изучение сказок

4. Классификация сказок

5. Сказки о животных, их происхождение, источники вымысла

6. Социальная и бытовая сатира в сказках о животных

7. Основные принципы поэтики сказок о животных
Определение жанра

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. За фантастикой и вымыслом в сказке скрываются реальные человеческие отношения. Идейная направленность русских классических сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее.

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правдой над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность незаконченность не свойственны сказочному сюжету. При определении понятия «сказочный вымысел» принципиальный характер имеет вопрос о специфике отражения сказкой действительности. Убедительный ответ на него можно получить в статье В.Я. Проппа «Фольклор и действительность». Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи той эпохи, в которую она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных фактов и событий. Сказочный вымысел, уводя слушателя от действительности, поднимает его, по словам А.М. Горького, над бытовой мелочностью и грубостью, заставляет думать о лучшей жизни. Важным признаком сказки является ее воспитательная функция.

Русская сказка представляет собой своеобразную концентрацию всего того, что создано веками русским народом в образной и выразительной живой разговорной речи. Это проявляется и в лексических особенностях, и во фразеологическом богатстве, и в семантических насыщенных словах, и в звуковых особенностях, и в грамматических и синтаксических признаках, и т.д. Русская народная сказка как существенная составная часть культуры русского народа имеет огромное значение в изучении русского языка вообще и его преподавании иностранным учащимся в частности.

Собирание сказок

Сказки на Руси известны с давних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. В «Слове о богатом и убогом» (XII в.) рассказывается о том, как богатому человеку перед сном особые слуги «Бають и кощунять» – сказывают сказки. В летописях и других памятниках встречаются словесные формулы, близкие к сказочным в Псковской летописи (XIIIв.) например читаем: «Кто стар – тот буди отец, а кто молод – тот брат».

В рукописях XVI-XVII вв. сохранились записи нескольких сказок «Об Иване Понамаревиче», «О царевне и Ивашке Белой рубашке», десять сказок записаны в первой половине XVII века для английского путешественника Колинза.

В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о воре Тимошке» и «Сказка о цыгане» в сборнике В. Левшина «Русские сказки» (1780 – 1783), «Сказка об Иване богатыре, мужицком сыне» в сборнике П.Тимофеева «Русские сказки» (1787).

В первой половине XIX века бытовало немало рукописных сборников сказок. Но появились и печатные сборники, например «Русские народные сказки» Б. Бронницына, записанные от крестьянина. В1841 г. Вышли «Русские народные сказки» И.П. Сазарова, который переделывал и пересказывал тексты.

Важное общественное и научное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855-1864).

В конце XIX – начале XX века появляется целый ряд важных, хорошо подготовленных сборников сказок. Первым сборником была книга Д.Н.Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884). В ней помещено 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника Абрама Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок «Северные сказки» Е.Н. Ончукова, записанные в Архангельской и Олонецкой губерниях. Ценные издания Д.К.Зеленина «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914), «Великорусские сказки Вятской губернии» (1915) «Сказки и предания Северного края», записанные И.В. Карнауховой (1934). В 1941 г. Издан сборник Н.И. Рождественской «Сказы и сказки Беломорья и Пинежья» (Архангельск), в 1961 г. Опубликованы «Северные русские сказки в записях А.И. Никифорова». В 1964 г. Были выпущены «Великорусские сказки в записях И.А. Худякова».

Публикация текстов сказок продолжается. Они появляются в областных сборниках фольклора, например в весьма ценной книге «Сказки, песни, частушки Вологодского края» (1965).

Изучение сказок

Сказка стала объектом пристального внимания ученых многих специальностей, а не только филологов и фольклористов. В исследовании сказки используются самые различные методы и приемы, в большинстве своем те самые, как и при исследовании мифов.

Изучением сказки как составляющей части духовной культуры народа занимается целый ряд наук: фольклористика (Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп), этнография (А.Н. Афанасьев, Б.Н. Путилов), литературоведение (С.С. Аверинцев, О.М. Фрейденберг), философия (П.С. Гуревич, А.Ф. Лосев), культурология (Я.В.Боровский, М.Э. Матье), лингвистика (А.А. Потебня, СМ. Мокиенко) и другие науки.

Русская народная сказка глубоко изучалась в трудах В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» 1996, «Морфология волшебной сказки» 1969, «Русская сказка» 2005, «Фольклор. Литература. История», «Морфология сказки» 1969, Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа» 1976, «Герой волшебной сказки» 1958 и в большинстве работ общего характера о сказках как фольклорном жанре вообще.

А.И. Никифоров считал, что «издание и изучение сказок по лучшим мастерам представляет собой некоторый отбор, а отбор в любой науке всегда опасен и может привести к неправильным представлениям и выводам… записью и изучением должны быть охвачены не только отдельные, избранные люди, а целые селения, при более широком охвате – целые районы, а в идеале – вся страна». Благодаря новому методу собирания «вскрылась необычайная интенсивность жизни сказки в детской среде, что дало А.И. Никифорову возможность выделить особый жанр детской сказки, определяемый как со стороны содержания, так и со стороны исполнения».

Трансмиссия культуры осуществляется через передачу опыта от старших к младшим. Собрание А.И. Никифорова дает нам необходимый материал, чтобы увидеть эту связь поколений и исследовать ее. Детство – особый этап в жизни человека, когда формируются основные культурные ценности. На их формирование важное действие оказывает сказка. А.И. Никифоров говорит о сказках как устных рассказах, бытующих в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающихся специальным композиционно-стилистическим построением. Он делит сказки на две большие группы: натуральные (естественные) и пародийные (пародии на натуральную сказку). По его словам, натуральных жанров сказки пять:

  1. сказка-присказка;

  2. сказки с фантастическим и чудесным содержанием (так называемые волшебные);

  3. сказки с житейским содержанием (новеллистические): анекдотические и эротические;

  4. сказки с религиозным содержанием (легендарные);

  5. сказки с детским содержанием: драматическая, кумулятивная и басенная.

Среди пародийных жанров он выделяет:

  1. сказки-небылицы;

  2. сказка-пародия на сказочную форму (разновидность – дразнилка на сказку);

  3. пародия на содержание волшебной сказки;

  4. докучные сказки.

Наиболее популярны следующие тематические группы: Сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. Из поколения в поколение сказочные сюжеты передавали сказочники. Творческие стили сказочников исключительно разнообразны. Из ХIХ в. сохранились сказки, записанные от Абрама Новопольцева. В ХХ веке опубликованы сборники, состоящие из репертуара А.К. Барышниковой (Куприянихи) и А.Н. Корольковой; рыбака бывшей Архангельской губернии М.М. Когруева; Сибирского охотника Е.И.Сороковикова (Магая); пинежской крестьянки М.Д. Кривополеновой и других.

Классификация сказок

Научная классификация сказок не создана до сих пор. Это видно хотя бы по тем попыткам, какие делаются в наших учебниках по фольклору. Так, например, классификация Ю.М. Соколова в основном сводится к выделению следующих категорий сказок: волшебные, сказки о животных, кумулятивные, реалистические, сказки-легенды, сказки-былички, исторические легенды и предания, религиозные легенды. Все эти жанры включены в состав сказок. Ошибки классификации Ю.М. Соколова довольно очевидны. Она представляет собой шаг назад по сравнению с классификацией Афанасьева, который различал сказки и легенды и дал два разных сборника. Братья Гримм не относили к сказкам, исторические легенды или предания, и они также были правы.

Как же будем выходить из положения мы? Положим в основу те разряды, которые установлены Афанасьевым. Подразделение же будем вести не по Аарне, а объединяя сказки в группы по родственности сюжетов в целом. Как мы уже говорили, Афанасьев признал наличие трех больших групп сказок:

1) сказки о животных;

2) фантастические (мифологические), или волшебные сказки;

3) новеллистические сказки.

Афанасьев нигде не оговаривал своей классификации. Огромный материал естественным образом распался на эти группы. Мы будем придерживаться тех же разрядов, каких придерживался и Афанасьев, но будем делать это уже по иным мотивам. Каждая из названных разновидностей имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль.

Сказки о животных, их происхождение, источники вымысла

Истоки вымысла сказок о животных принято связывать с их древним происхождением, с анимистическими и антроморфическими представлениями первобытного человека, наделившего животное способностью говорить и разумно действовать. Звери в сказке ведут себя как люди, реже сюжет отражает реальные детали поведения животных.

Связь сказки с древним периодом ее жизни обнаруживается в мотивах боязни зверя, в преодолении страха к нему. Следы тотемизма сохранились в сказках слабо. Сохранившаяся сказка о медведе на липовой ноге повествует о наказании человека, посягнувшего на животное.

Сказки о животных – своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности. В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения. В.Я. Пропп в указателе, приложенном к третьему тому народных русских сказок А.Н. Афанасьева (1957), выделяет шесть групп сказок этого вида: 1) сказки о диких животных, 2) сказки о диких и домашних животных; 3) сказки о человеке и диких животных; 4) сказки о домашних животных; 5) сказки о птицах, рыбах и др.; 6) сказки о прочих животных, растениях и др.

Каждая группа сказок имеет свои характерные сюжеты. Так, первая группа включает в себя сказки о лисе, которая крадет рыбу из саней, и о волке у проруби; о лисе, попавшей в горшок со сметаной; известные сказки: битый небитого везет (лиса и волк), лиса-повитуха, звери в яме, лиса и журавль (приглашение друг друга, в гости), лиса-исповедница, мир у зверей. Ко второй группе относятся сказки: волк в гостях у собаки, старая собака и волк, кот и дикие животные (звери пугаются кота), волк и козлята. К третьей группе следует причислить сказки: о мужике, медведе и лисе (мужик обманывает медведя при дележе урожая); о том, что старая хлеб-соль забывается (волк, спасенный мужиком хочет его загрызть); о медведе – липовой ноге; о лисе, которая меняла скалочку на гусочку, гусочку на индюшечку, индюшечку на овечку. В четвертую группу входят сказки о козе лупленой, о лошади собаке; в пятую – о журавле и цапле (несостоявшемся сватанье) о разбитом золотом яичке, о смерти петушка, подавившегося зернышком; в шестую – о лисе и раке, пустившимся вперегонки о тереме мухи, о колобке и животных, о войне грибов, наконец о морозе, солнце и ветре.

В сказках о животных отразились древние представления чело, века о природе: анимизм, антропоморфизм и тотемизм. Примеров, анимизма может быть сказка «Жадная старуха» – вариант сказки  золотой рыбке, где одушевляется дерево. Анимизм проявляете и в мотиве чудесных деревьев, вырастающих на могилах невинно убитых. В сказке «Крошечка-хаврошечка» из костей коровы вырастает чудесная яблоня: она помогает девушке выйти замуж. Антропоморфизм в сказках выражаемся в том, что животные говорят и действуют, как люди. Возможно, что основой этого было наблюдаемое людьми сходство человека и животных: в действиях, в поведении, в ссорах, в страхе слабых перед сильными.

На животных в сказках переносятся качества людей: ум, доброта, хитрость. Тотемизм, состоящий в представлении о том, что человек ведет свой род от животных, проявляется во многих сказочных сюжетах: рождении человека от животного, превращении человека в животное, а животного в человека. Наиболее показательна сказка «Медведь – липовая нога».

Социальная и бытовая сатира в сказках о животных

Сказка о животных по своему характеру ближе всего стоит к бытовой сказке. Раньше других она перешла в детскую аудиторию. Детская сказка о животных доказывает самые прописные истины: нельзя нарушать запреты, нужно слушаться старших. Они обучают коллективизму, учат дорожить дружбой. К ним можно отнести следующие сюжеты: Кот, петух и лиса, Теремок, Колобок, Лубяная и ледяная и избушка и другие. Некоторые сказки обретают социальные мотивы в процессе бытования, как, например, сказка «Кот и лиса».

Больше всего в русском животном эпосе сказок о лисе. Она во сказках ловка, удачлива, предприимчива, находчива. В то же время – она притворщица, воровка, злопамятная и жестокая. Отношение к ней двойственное: из сорока сказок о лисе в сборнике Афанасьева только в девяти она наказана за свои проделки. Двойственное отношение к герою не типично для фольклора с его строгой нормативностью, стремлением к предельной ясности.

Тотемная функция лисы в русских сказках не просматривается, она живет в стихии плутовства. Генетические корни плутовства уходят в фольклор первобытного общества, но в каждую новую эпоху стихия комического обновляется. Наиболее распространенные сюжеты о лисе: кража лисой рыбы, волк у проруби, битый небитого везет, лубяная и ледяная и другие.

Постоянные партнеры лисы – волк и медведь. Сказка обычно разоблачает их грубую силу. Храбрый петух, умный кот баран – весь животный мир, приближенный к человеку, побеждает силу потому, что не боится ее. В этом убеждении, которое вытекает из всех сказок, ее огромное воспитательное значение. Поэтические особенности сказок о животных определяются спецификой сказочного вымысла, который возникает в результате соединения противоположностей – человеческого мира и животного мира – в одном пространстве.

В сказках о животных нет идеализированного героя. Во всех сказках ум противопоставлен силе. Не во всех сказках благополучный конец, но трагедийного звучания в ней нет. Сказки о животных иносказательны, в них легко угадываются человеческие бытовые ситуации. Сюжет сказок о животных несложен, событий мало, часто разрабатывается мотив встречи. Дидактический, назидательный план сказки ясен. В сказках о животных используются традиционные сказочные формулы, песенки, диалоги. С развитием представлений человека о природе, с накоплением наблюдений в сказки входят сюжеты о победе человека над животными и о домашних животных, что было результатом их приручения. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь – крик, поведение – повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса – хитрости, волк – глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры. В сказках о животных не только высмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы. В сказке «Кот на воеводстве», которая также называется юз «Бурмистр сибирских лесов», лесные звери обязаны приносить воеводе все, что ему нужно. В сказке «Кот и лиса» лиса выходит замуж за кота, выдает его всем за страшного зверя; лесные звери вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает. В сказке «Лиса-исповедница» лиса, прежде чем съесть петуха, убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее.

Своеобразие образа животного в сказках как раз в том и состоит, что черты человеческие в нем никогда не вытесняют полностью черт животного. Как ни развито иносказание в сказках этого типа, в них можно найти и образцы, в которых трудно обнаружить иносказание. Известная сказка о лисе и тетереве содержит в себе ясное иносказание; оно очевидно из ряда деталей: лиса, например, говорит тетереву об указе, требующем, чтобы тетерева не летали на дерево, а ходили по земле. Но в сказке «Медведь – липовая нога» или в сказке «Волк и козлята», вероятно, нет иносказания. Эти сказки увлекают не иносказанием, а изображением действия.

Сюжеты и образы сказок о животных имеют нередко социальный сатирический аспект. Однако следует подчеркнуть, что основной смысловой аспект сказок о животных – моральный. Это объясняется тем, что сказки о животных гораздо старше классового общества, в котором они действительно стали приобретать ясную социальную трактовку. В моральном плане можно выделить две основных идеи сказок о животных: прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злых и сильных, и прославление самой победы, которая приносит слушателям моральное удовлетворение. Мирные животные, даже если они глупы, достигают победы: баран одурачивает волка, овца и лиса побеждают волка. Волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден – вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят. Лиса хочет съесть петуха, тетерева. Если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, если сама наносит вред другим – отрицательную.

Основные принципы поэтики сказок о животных

Поэтика сказок о животных. Структура сказок о животных довольно проста. Основой композиции служит строение сюжета. В зависимости от хода действия распределяется и весь повествовательный материал. Самая примечательная особенность строения этого типа сказок – нанизывание эпизодов. Весьма характерна для развития действия встреча животных друг с другом. «Бежала лисица по лесу, увидела на дереве тетерева...», «Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран...». Но встреча обычно – лишь начало целого ряда других встреч. Весьма типична для сказок о животных так называемая комулятивная, или цепочная, структура. Петух подавился бобовым зернышком, курица бегает от одного к другому, просит помощи, пока не спасает петуха («Бобовое зернышко»); муха построила теремок, к ней по очереди приходят разные звери: один, другой, третий... («Теремок»). Такая же структура в сказках «Колобок» и «Коза с орехами». Нередка в сказках трехкратность ситуаций: три раза лиса обращается к петуху и три раза к тетереву; три раза волк приходит к избушке козы. Началу сказок свойственна конструкция «жили-были старик и старуха» (разные варианты). Соответственно этому в сказках о животных находим: «жили-были кум с кумой – волк с лисой», «жили-были волк да лисичка», «жили-были лиса да заяц».

В сказках о животных диалогизм развит значительно более, нежели в сказках другого типа: он движет действие, раскрывает ситуации, показывает состояние персонажей. Широко вводятся в сказки песенки: лиса песенкой выманивает петуха, волк песенкой обманывает козлят, колобок бежит и напевает песенку: «Я по коробу скребен, по сусеку метен...».

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором. В сказке «Напуганные 105 медведь и волки» баран по совету кота пугает волков найденной на дороге волчьей головой и те разбегаются, боясь, что и у них отгрызут головы.

Утверждая древнее происхождение сказок о животных, мы утверждаем древность происхождения самого жанра. Но данным еще не сказано, что дальнейшие эпохи не давали новообразований. Отдельные сюжеты могут быть и более позднего происхождения. Сличение репертуара перво­бытных народов с народами более развитыми покажет, по какой линии шло развитие сказок о животных.
Лекция 6.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта