Главная страница

Лнкция. Конспект лекции по РУНТ и ДРЛ-2. Учебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091)


Скачать 364.4 Kb.
НазваниеУчебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091)
АнкорЛнкция
Дата02.05.2023
Размер364.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонспект лекции по РУНТ и ДРЛ-2.docx
ТипУчебное пособие
#1103666
страница4 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки

План

  1. Происхождение, своеобразие вымысла

  2. Фантастика в волшебных сказках

3. Сюжетный состав русских народных сказок

4. Структура и специфика волшебных сказок

5. Идейная направленность социально-бытовых сказок

6. Содержание социально-бытовых сказок

7. Герои бытовой сказки

8. Бытовые новеллистические сказки

9. Анекдотические сказки

Происхождение, своеобразие вымысла

Волшебная сказка сложилась в своих основных чертах в тот период, когда представления первобытного человека о мире развивались одновременно в двух измерениях: существовал видимый реальный мир, в котором жил человек, и мир воображаемый, ирреальный, населенный злыми и добрыми силами, оказывающими, как ему представлялось, прямое влияние на жизнь. Оба они в сознании первобытного человека составляли единую реальность. В сказках как разновидности поэтического искусства говорится «не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться…». Вопрос об исторических корнях волшебной сказки обстоятельно рассматривается в работах В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» (1946), Е.М. Мелитинского «Герой волшебной сказки» (1958), В.П. Аникина «Русская народная сказка» (1959), Н.В. Новикова «Образы восточнославянской волшебной сказки» (1974).

Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в социально-бытовых сказках, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать ив результате использования чудесных предметов, в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля.

Фантастика в волшебных сказках

Сюжеты волшебных сказках построены на цепи чудес. Вымысел в волшебных сказках носит характер фантастики, поэтому Н.В.Новиков выделяет два начала в сказке – волшебное и фантастическое. Волшебное связывает с религиозно-мифологическими представлениями первобытного человека, одухотворением вещей и явлений, приписывание им магических свойств; фантастическое – с творческим воображением, мечтой, существующими только в воображении человека и не существующими в реальной жизни, но отражающими ее. Фантастика, обгоняя действительность, помогает человеку заглянуть далеко вперед (ковер – самолет, скатерть – самобранка, живая и мертвая вода и т.д.). Фантастическое же начало сказки вырастает на стихийно-материалистической основе, замечательно верно улавливает закономерности развития объективной действительности. Происхождение фантастики имеет свои корни в особенностях уклада жизни и мечте людей о господстве над природой.

Сюжетный состав русских народных сказок

Сюжетный состав русских народных сказок исключительно богат. «Сравнительный указатель сюжетов» (СУС) учитывает 225 сюжетов и сюжетообразующих мотивов.

Волшебная сказка несет в себе разнообразные следы тотемических верований. Это отражено в сюжетах о чудесных невестах и женихах («Царевна – лягушка»), о чудесном рождении богатыря («Иван – Медвежье ушко», «Бой на калиновом мосту»). Часто животные тотемы являются чудесными помощниками героя («Мачеха и падчерица», «Сивка – Бурка»).

В восточнославянских сказках особое значение имеет образ Бабы Яги. О глубокой древности Бабы-Яги говорит двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником. Чаще всего она фигурирует в сюжетах «Ивашка и ведьма», «Мачеха и падчерица», «Братец и сестрица», «Чудесные дети», а также в сюжетах, связанных с мотивом добывания или разыскания героем жены, невесты, матери: «Три царства», «Кощеева смерть в яйце», «Два брата», «Молодильные яблоки».

Ее положительная роль исчерпывается дачей герою мудрых советов и вручением чудесных предметов. Отрицательную роль она играет в качестве воительницы, мстительницы, злой советчицы, разлучницы, похитительницы детей.

Внутри сказочного сюжета отчетливо выделены два пространства: мир людей и чудесное тридевятое царство. Последнее, по мнению ученых, не что иное, как мифологическое царство мертвых. От реального мира оно отделено чаще всего избушкой Бабы-Яги. В.Я. Пропп пришел к выводу, что Яга умершая мать, покойник, проводник в загробный мир. Со временем (под влиянием христианства) усилилась отрицательная характеристика Яги, но очень прочно удерживалась в памяти ее материнская сущность.

Змей, как и Баба-Яга, олицетворяет многочисленных врагов человека. Он появляется из моря: «Вдруг змей начал выходить из воды, вода за ним хлынула на три аршина», прилетает по воздуху: «Утром поднялась сильная буря…».

А.Н. Афанасьев трактовал змея как, «воплощение молнии, низведенной некогда… на домашний очаг». В.Я. Пропп видел в нем связь с разнообразными стихиями (огнем, водой, горами, небесными силами) и с животным миром. Змею близок другой мифологический образ – Кащей Бессмертный. Афанасьев писал: «Кащей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей: оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга…».

От мифологии сказка унаследовала два типа героя: «высокий» (богатырь) и «низкий» (дурачок); новый этап идеализации человека отразился в третьем типе героя – Иване-царевиче.

Иван – царевич – герой самых популярных волшебных сказок: «Иван – царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Финист – ясный сокол», «Царевна лягушка» и др. Он совершает различные подвиги: побеждает Кащея, Змея, сражается с войском Бабы Яги. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств: смелости, честности, доброты.

Иванушка – дурачок чаще всего действует в сказках «Сивка-бурка», «Конек-горбунок». Он добр и доверчив, презираемый даже братьями и отцом всегда оказывается умнее их. Очевидно, в волшебные сказки этот образ пришел из бытовых.

Типы положительных героев включают в себя три категории: богатырши и воительницы, как Марья Моревна, мудрые девы, как Елена и Василиса, сироты и падчерицы, как Золушка и Аленушка. Все они воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости.

Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей жениха или мужа. Такая сюжетная роль, идущая от древнего обычая активного поведения женщины в выборе жениха, повлияла на содержание образа сказочной царевны. Она волшебница, связана с солнечным миром, морской стихией и тридесятым царством. Но самое ценное в образе невесты то, что она красавица и царевна.

Структура и специфика волшебных сказок

Волшебные сказки имеют структуру, отличную от структуры сказок о животных и социально-бытовых. Прежде всего, им свойственно наличие особых элементов, которые получили название присказок, зачинов и концовок. Они служат внешнему оформлению произведения и обозначают его начало и конец.

Некоторые сказки начинаются присказками – шутливыми прибаутками, не связанными с сюжетом. Они обычно ритмичны и рифмованы. Цель их – привлечь внимание слушателей к тому, о чем далее идет речь. Так, сказка «Иван Сученко и белый Полянин» имеет присказку: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый; и шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут похваляются, сами с собой забавляются; были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская баба теста! Эта присказка, сказка будет впереди».

За присказкой, которая бывает далеко не у всех сказок, следует зачин, начинающий повествование. Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир.

Специфика волшебной сказки заключается в следующем:

  1. конфликт всегда разрешается при помощи чудесных сил, помощников. Чудесные силы, чудесные противники – это мифологические мотивы, они составляют основу сказки, социальные мотивы обрамляют сюжет. Ядро сказки постоянно, а социальные мотивы обновляются в зависимости от эпохи;

  2. действия развертываются в двух пространственно-временных планах: в одном живет герой, в другом – его противник и чудесные помощники;

  3. в волшебных сказках два типа героя: «высокий» и «низкий»;

  4. описание в этой группе сказок заменяют поэтические формулы. Знание этих формул позволяет сказителю легко «построить» сказку.

Идейная направленность социально-бытовых сказок

Термин «бытовая сказка» объединяет несколько внутри жанровых разновидностей: анекдотические сказки, новеллистические сказки, семейно- бытовые. Они сближены по характеру конфликта и способу его разрешения.

Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия, получили названия социально-бытовых.

Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде всего, в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание.

Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян.

Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.

В сказке «Барин и плотник» барин приказал слугам избить встречного плотника за то, что сам ехал из деревни Адковой, а плотник шел из деревни Райковой. Плотник узнал, где живет барин, нанялся к нему строить дом (барин не узнал его), позвал в лес выбирать нужные бревна и там с ним расправился. Сюжет о том, как мужик одурачил барина, в разных формах и вариациях весьма популярен в сказках. Так, в одной сказке Горшеня заставляет барина везти себя на спине. В другой мужик дурачит глупую барыню, обманывает барина. Барин в сказках представлен как глупый, не знающий жизни, не умеющий ни в чем разобраться человек, жадный, жестокий, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее. Поэтому такого рода сказки звучали в крепостной деревне как беспощадное обличение бар, как отрицание их права распоряжаться судьбою крепостных. В сказках есть сюжеты, в которых барин, а чаще барыня попадают в иную жизненную обстановку, например барыня во сне переносится в избу сапожника, пробует и там распоряжаться, но получает хороший урок.

Другой остросатирический образ сказок – поп. Поп изображается в сказках как жадный, сластолюбивый невежда, лицемер, который не верит тому, чему учит других. Обличение попа – одновременно критика религиозных догм и морали, проповедуемой церковью. Поп обычно нарушал все заповеди и оставался безнаказанным, что приводило к мысли о ложности религиозного учения. К тому же в сказках нередко пародируется церковная служба. Поп за деньги может и козла похоронить по церковному обряду. В сказке «Похороны козла» архиерей хотел было наказать такого попа за кощунство, но, получив «мзду», лишь обругал за то, что поп «не соборовал козла». Поп нередко выступает как лентяй и невежда (сказки «Безграмотная деревня», «О попе в мешке»). Весьма популярны сказки о любовных похождениях попа. Поп ходит и к купчихе, и к барыне. Но если тут все кончается для него благополучно, то попытки ходить к жене мужика или плотника приносят ему много огорчений. Сатиричен и образ попадьи.

Идейный смысл социально-бытовых сказок состоит не только в том, что в них критикуются жизненные «порядки», угнетатели и обиратели народа, но и в том, что в них гораздо яснее выражаются чаяния и ожидания народные, мечта о социальной справедливости, счастливой и спокойной жизни. В ряде сказок этого типа мужик побеждает барина, купца и попа, но в мечтах. Тем не менее подобные сюжеты рождали веру в победу, в освобождение от гнета; человек труда добивается торжества справедливости и обретает некоторую независимость. В отличие от волшебных сказок, где борьба добра и зла, а затем и победа добра происходит в сказочном мире, здесь все совершается в реальной жизненной обстановке, в определенных социальных и бытовых условиях.

Идейная задача социально-бытовых сказок определяет и их структуру: основой ее служит социальная антитеза, противопоставление мужика барину, купцу, попу, бедного богатому («Марко Богатый и Василий Бесчастный»). Такого рода антитеза раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повышении классового сознания трудовых масс, вызывала ненависть к богачам, находила положительный отклик у слушателей.

Идейная сторона социально-бытовых сказок проявляется и в оценке действительности, и в оценке поведения персонажей. Два вида этих сказок – сказки с более развитыми социальными и бытовыми мотивами – разнятся между собой в том, что в первых ярче проявляется сатира, а во вторых – юмор. Несправедливые социальные порядки обличаются с едкостью и беспощадностью, бытовые неурядицы осмеиваются в тоне незлобливой и остроумной шутки. Две названные разновидности сказок различаются и тем, что в первых обычно нет моралистических выводов – сатира их не требует, для нее необходим не морализм, а разоблачение; для бытовых сказок характерна поучительность, особенно для сказок на семейные темы.

Конфликты бытовых сказок, как и конфликты социальных, связаны с особым составом персонажей. Если в социальных сказках представлены барин, купец, мужик, то в бытовых типизированы образы мужа, жены, старика, старухи, солдата.

В бытовых сказках выделяются две группы произведений: одни посвящены осмеянию общечеловеческих пороков, их героями выступают глупец (дурак), лгун, лентяй, хитрец, вор. Другие изображают семейные конфликты, их герои – глупый и ленивый муж, злая и строптивая жена, бывалый солдат, доверчивые старики. Обличение общечеловеческих пороков обычно использует гиперболизацию. Особенно преувеличивается глупость. В сказках осмеивается глупость жителей некоторых областей, сел и отдельных персонажей. Известны сказки о пошехонцах, которые тащили на крышу корову, чтобы она могла съесть выросшую там траву; носили из погреба ложкой кислое молоко, вместо того, чтобы принести сразу горшок; плыли по реке в дырявой лодке, а когда в нее стала набираться вода, чтобы не замочить ног, выпрыгнули из лодки в реку.

Наиболее популярен образ Иванушки-дурачка, обычно третьего сына в семье. Он, как говорится в сказке, «набитый дурак» и совершает нелепые поступки; едучи с ярмарки с горшками, накрывает ими пни или верстовые столбы, чтобы тем не было холодно; галушками кормит свою тень. К числу популярных сказок о дураках относятся также сказки, в которых дурак невпопад говорит, за что его бьют. Очень широко были распространены сказки и песни о Фоме и Ереме, которые неумело пахали, торговали, охотились и ловили рыбу. Своеобразны сказки о Лутонюшке, который, будучи недоволен глупостью своих родных, решил отправиться по свету, поискать, есть ли такие глупые люди в других местах, и нашел еще более глупых, которые дерево растягивали, свет решетом носили, кур доили, с разбегу кафтаны надевали.

Менее широко, но не менее ярко развиты темы лжи и хитрости. Известны сказки с названием «Лгала и Полыгала». Их герои дурачат людей, рассказывая им небылицы; о петухе, склевавшем половину месяца и т. п. Наконец, существует серия сказок, которые принято называть новеллистическими и которые чаще всего разрабатывают сюжеты о споре мужа и жены, об испытании верности жены, о лености жены и глупости мужа, о спрятанном и наказанном любовнике. Обычно муж при содействии кума отучает жену командовать собой. Комизм особенно ярок в рассказах о старике и старухе, которые ревнуют друг друга. Широко популярен сюжет о Николе Дупленском. Муж путем хитроумных уловок изобличает любовника, избивает его и наказывает жену.

Во многих типах социально-бытовых сказок важную роль играет солдат. Его образ весьма оригинален. Это «бывалый» солдат, который умеет и мастерить, и рассказывать сказку, и перехитрить, когда надо. Образ его важен тем, что солдат часто как бы выносит приговор в спорах, дает оценку поведению людей, обличает пороки, потешается над суевериями («Суп из топора»). Солдат способен обмануть чертей, барина и глупую старуху. Оригинальна сказка о том, как солдат продал барину шинель, расхвалив ее за то, что ее можно под себя подстелить, «в голова положить» и укрыться ею. Когда барин пожаловался командиру, тот наградил солдата за то, что ловко показал, как это надо делать. Сказка заканчивается моралью: «Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет». Социально-бытовые сказки лишены ужасов. Они веселы, остроумны, иногда кончаются присказкой. В.Г. Белинский говорил, что в них видны «быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве». Все в них сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев; но в этом типе сказок есть и особые средства краткого выражения душевных состояний персонажей в отдельные моменты, что передается в прямом определении, в действии и речи героев. Это оживляет их образы, которые представляют собой «готовые», т. е. неизменяющиеся, характеры.

Содержание социально-бытовых сказок

Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно проявилось в них сатирическое начало, выразившее социальные симпатии и антипатии народа.

Количество русских бытовых сказок очень велико: более половины национального сказочного репертуара. По приблизительному подсчету, в русском фольклоре 646 анекдотических сказок, 137 новеллистических.

Социально-бытовые сказки очень кратки: в центре сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро. В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером.

Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские «пороки», в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности: в одной превалируют социальные конфликты, в другой – бытовые.

Из композиционных формул в них распространены простейший зачин жили – были как сигнал начало сказки. Но обрамление бытовых сказок зачинами и концовками не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются последним штрихом самого сюжета.

Социально-бытовые сказки ярко показали острые противоречия феодального общества. Человек-труженик, создающий материальные и духовные ценности, живет в кабале, в унижении, а его классовые враги – помещики и попы – живут в богатстве, в безделье. Но это – изначальная ситуация в сказках. Ведь в жизни должно быть по-другому: кто не работает, тот не ест! И сказки зло смеются над помещиками и попами.

Позавидовал барин кузнецу, решил завести сам кузницу, чтобы быстро разбогатеть, и стал кузнечить. Но ничего не вышло из этого: не умел барин трудиться! И избил его мужик, заказавший шины для телеги («Барин-кузнец»). В другой сказке плотник мстит барину за то, что тот побил его ни за что ни про что («Барин и плотник»).

Так же, как и помещиков, сказки высмеивают попов. В них сатирически изображены все служители церкви, начиная с пономаря и кончая архиепископом. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки «Церковная служба», «Безграмотная деревня», «Поп и дьякон», «Отец Пахом», «Похороны козла» и др. Нередко сказки заканчиваются изображением гибели попа от рук работника, мужика или Ивана-дурака.

Осмеянию в социально-бытовых сказках, как в «Сказке о Ерше Ершовиче», «Вороне», подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность; несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки («Шемякин суд»), отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгады-вающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат («Семилетка»), и т. д.

Герои бытовой сказки

Положительный герой социально-бытовых сказок – социально активный критически настроенный человек. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат. Сказочники любуются его трудолюбием и оптимизмом и вместе с тем изображают его бедственное положение. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться.

В представлении народа в богаче сосредоточено все плохое – скупость, глупость, жестокость. Бедняк же всегда честен, трудолюбив, добр. В сказке «Два брата» противопоставлены друг другу богатый и бедный братья, оба мельники. С самого начала сказки подчеркнуто, что богатый брат «мелет муку – дорого берет», а бедный за ту же работу берет дешевле. Поэтому у бедного брата на мельнице много народу, а у богатого – мало. Завидно стало богачу, позвал он брата в лес и выколол ему глаза...». Как и в сказках о животных, в социально-бытовых сказках нас поражают невероятные ситуации: чтобы брат брату выколол глаза – быть того не могло! Но сказка нарочито сгущает краски: раз уж родственные узы рвутся из-за богатства, то что же говорить о людях, не связанных родством! Сказки осуждают безудержное стремление к обогащению: оно связано с потерей человеческого облика, ведет к преступлению.

В сказках высмеивается не только барин, но и его близкие, чаще всего барыня. Сколько издевки над барами звучит, например, в сказке «Свинья-сестра»! Барыня решила посмеяться над мужиком и по его просьбе отправила на свадьбу свинью, которая, по словам хитрого мужика, была сестрой его жены. Она нарядила ее в дорогую шубу, посадила в повозку да в придачу отдала мужику еще и поросят. Но даже не это самое удивительное в сказке! Барин, узнав об обмане, бросается на коне в погоню за мужиком и, тоже одураченный, пешком возвращается домой. Сказка заканчивается так: «А мужичок приехал домой на трех лошадях, и сто рублей у него в кармане! Стал он помаленьку жить да поживать, землю обрабатывать, поле засевать да обильный урожай получать. Нужды с тех пор больше и не видывал».

Сказка всем своим содержанием утверждала: кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев, мужик не перестает трудиться: сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются, высмеиваются зло и остро (например, в сказках «Горшеня», «Елевы шишки»), царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке «Царь и портной» царь показан уже таким же, как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

Бытовые новеллистические сказки

Бытовые новеллистические сказки внесли в повествовательный фольклор новое качество: интерес к внутреннему миру человека. Их тематикой является личная жизнь, а персонажи – люди, связанные между собой добрачными, родственными отношениями. Герои – разлученные возлюбленные, изгнанный матерью сын, неузнанный муж на свадьбе своей жены и др. По содержанию в этом жанре выделяются такие группы сюжетов: о женитьбе или замужестве («Приметы царевны», «Неразгаданные загадки»); об испытании женщины («Спор о верности жены»), о разбойниках («Жених – разбойник») и др. В новеллистических сказках почти нет чудесного. Сюжет составляют любовные приключения, опасные путешествия, чередование удач и неудач.

Происхождение бытовой новеллистической сказки связывается с тем историческим периодом, когда земледелие выходит из примитивной стадии, а родовой строй сменяется рабовладельческим государством. Состав бытовой новеллистической сказки чрезвычайно разнообразен и допускает различные способы деления и классификации. В числе новеллистических сказок есть такие, которые близки волшебным. Они представляют как бы переходную, смежную группу. Граница между волшебными и новеллистическими здесь чисто условная, она должна рассматриваться не как формальная граница, а как историческая, как результат длительного процесса перерождения одного вида в другой. Морфологическое родство между некоторыми новеллистическими и волшебными сказками позволяет предполагать происхождение этой группы сказок из волшебных («Приметы царевны»).

Необходимым условием понимания специфики бытовой новеллистической сказки является изучение особенностей ее поэтики и стиля. Для новеллистической сказки характерна занимательность сюжета, насыщенного комическими ситуациями. Один из наиболее часто встречающихся приемов комического изображения является утрированное изображение главных черт персонажей. Особенностью построения сюжета новеллистической сказки – это сознательное нарушение обычного и естественного хода действий, изображение нереальных ситуаций и положений. Одним из распространенных приемов создания комического эффекта в новеллистической сказке – это обыгрывание многозначности слов, причудливое сочетание несообразностей. Сказке-новелле свойственна установка на непрерывность и единство восприятия, которая реализуется в отсутствии вставных и параллельных эпизодов и наличии одного конфликта, ограниченном числе действующих лиц.

Анекдотические сказки

В основе анекдотических сказок лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра – человек, униженный в семье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, нелюбимый муж. Его противники – богатый мужик, поп, барин, судья, черт, злая жена. Конфликт большинства сюжетов построен на одурачивании («Николай Дупленский», «Мертвое тело» и др.). В известном нам виде анекдотическая сказка сложилась только в средние века. Она впитала поздние сословные противоречия: между богатством и бедностью, между крестьянами и помещиками.

В сказках используется реалистический гротеск-вымысел на основе реальности. В группе сюжетов о глупцах гротеск проявляется как особая форма «дурацкого» мышления. Глупцы действуют по внешним аналогиям: сеют соль (она напоминает зерно), строят дом без окон и потом носят в него свет в мешках, снимают с воза стол – «у него четыре ноги, сам дойдет». Анекдотические сказки могут иметь одномоментный сюжет или кумулятивный («Набитый дурак», «Хорошо да худо»). Но главным их свойством является свободная и подвижная композиция.

Бытовая новеллистическая сказка близка к анекдоту и необходимым условием понимания ее специфики является определение границ, разделяющих сказку-новеллу и анекдот. В отличие от анекдота, представляющего собой повествование об одном событии, в котором развязка следует неожиданно, и вместе с тем вполне мотивированно и естественно, в соответствии с обстоятельствами и характерами действующих лиц, новеллистическая сказка знает и развернутое повествование, и более или менее развернутые характеристики персонажей. Отличие сказки-новеллы от анекдота состоит в объеме повествования и в композиционном его строении, а также в самом смысле, обширном в сказке и лапидарном в анекдоте. Для стиля новеллистической сказки обычна рифмованная и ритмически организованная речь, однако наиболее полно представлена в сказке-новелле разговорная речь.
Лекция 7.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта