Главная страница
Навигация по странице:

  • Киевский и Новгородский цикл былин. Социально-бытовые былины

  • Исторические песни

  • Лнкция. Конспект лекции по РУНТ и ДРЛ-2. Учебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091)


    Скачать 364.4 Kb.
    НазваниеУчебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091)
    АнкорЛнкция
    Дата02.05.2023
    Размер364.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект лекции по РУНТ и ДРЛ-2.docx
    ТипУчебное пособие
    #1103666
    страница6 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    Былины. Древнейшие былины

    План

    1. Определение жанра

    2. Проблема происхождения и исторической периодизации былин

    3. Сказители их роль в сохранении песенно-эпической культуры

    4. Состав и классификация былин

    5. Древнейшие былины

    6. Основное содержание древнерусского эпоса
    Определение жанра

    Былина – песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями.

    Само название «былина» показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины «старинами», то есть песнями о старине. Все былины можно условно разделить на две большие категории:

    - героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны);

    - социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

    Большинство учёных пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира. Русские былины народ поет, точнее – сказывает торжественным, мерным речитативом.

    Композиция (построение) былины:

    - зачин (начальная, вводная часть произведения) – здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине;

    - основная часть – дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается;

    - заключение – подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Медленно и плавно развёртывается в былине действие.

    Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни народа: они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.

    Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.

    Былины – русские народные эпические песни, которым свойственны героические сюжеты; имеющиеся в них социально-бытовые сюжеты также обычно включают в себя героические мотивы. В центре былины обычно героический подвиг богатыря. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства.

    Эпичность былин состоит в том, что для них характерны монументальные образы богатырей и их врагов. Воссоздавая события далекого прошлого, сказители и слушатели воспринимают их как действительно происходившие. Исторические и бытовые реалии своеобразно соединяются с вымыслом.

    Былины-песни среднего объема, они отличаются устойчивой структурой и особенностями поэтики. Важной идеей былин служит идея единства русской земли. Термин «былина» – научного происхождения, сами исполнители называли ее «старина», «старинушка». В былинах отразилось глубокое народное понимание истории и исторической роли народных масс, о чем свидетельствует поэтизация борьбы русских богатырей за независимость родной земли и основного занятия крестьян-земледелия.

    Проблема происхождения и исторической периодизации былин

    Проблема происхождения русского эпоса – одна из центральных в современной фольклористике. И в настоящее время в решении ее много спорного и неясного. Несомненно одно – изучение истории эпоса должно вестись вместе с изучением истории народной поэзии в целом, на базе изучения истории русского народа. События, которые легли в основу русских былин происходили в X- ХII веке. Но оформляться и записываться начались приблизительно в XIV веке. До тех пор былины существовали в устной форме и передавались в народе с поколения в поколение. Текстовое наполнение былин в связи с этим иногда менялось – новое поколение добавляло что-то свое в сюжет, иногда значительно преувеличивая его.

    В.П.Аникин утверждает, что русский героический эпос слагался в несколько этапов или характеризуется несколькими периодами становления и развития.

    1 период бытования былин – Мифологический – начало II-III – конец IX века. Как это ни парадоксально, но именно в это время сложились основы былевого эпоса. Есть гипотезы, относящие ранние песни славян к V- III вв до н.э.

    2 период – конец IX – середина XII вв – Киевский период.

    3 период – середина XII – середина XIV вв. – Владимиро-суздальский. В это время активизируется процесс хозяйственного и этнического развития на северо-востоке Руси. Определение национального лица былины совпадает именно с этим периодом.

    4 период – вторая половина IV века – XVII век. Этот период можно назвать как вторичный. В это время идет пересмотр старых образов и сюжетов в применении к новым уровням сознания человека. Таким образом, IX-XIV вв. – время сложения и оформления былин.

    Былины известны нам в записях преимущественно не раньше ХVIII века, а в основной массе ХIХ – ХХ вв. тексты былин очень различны, от совершенных до отрывков. Ясно, что былина прошла многовековой путь развития. Но былинный сюжет, как бы он ни был древен, нельзя отнести к одной древней эпохе. Процесс образования былины может длиться столетиями, и речь должна идти не только о первоначальном возникновении, но и о дальнейших переработках, переосмыслении ранее созданных текстов. Поэтому, говоря о происхождении той или иной былины, надо стремиться «не к тому, чтобы определить более или менее точно дату образования былины, а к тому, чтобы установить внутреннюю связь содержания былины с определенной исторической эпохой в жизни народа».

    Два основных цикла былин – киевский и новгородский, сложились во время расцвета Киева и Новгорода. С конца ХI в. единое Киевское государство начинает распадаться на отдельные княжества, процесс этот в полной мере развивается в ХIII-ХV вв. Это вместе с тем время татарского ига. Происходит новое осмысление сложившихся ранее былин. Основными врагами становятся татары. Создаются и новые былины: «Илья и Калин-царь», «Илья и Батыга», «Камское побоище», «Василий Игнатьевич», «Добрыня и Василий Казимирович». Дальнейший этап развития русского эпоса – ХV–ХVII вв. В это время новые былины почти не создаются, старые осмысляются в связи с современностью. К ХVII веку ученые относят былины «Илья и голи кабацкие», «Илья на Соколе-корабле», «Добрыня и Маринка».

    Сказители и их роль в сохранении песенно-эпической культуры

    Сказителями называли исполнителей былин и других эпических произведений. Интерес к личности сказителя возник в начале 1860-х гг. после того, как стали выходить из печати «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым» (Ч.1: М., 1861; Ч.2: М., 1862; Ч.3: Петрозаводск, 1864; Ч.4: СПб. 1867). Иногда со слов современников он приводил сведения о талантливых певцах прошлого. Всего в собрании Рыбникова опубликовано 224 произведения, которые были записаны от 33 сказителей.

    В 1871 г. в ту же Олонецкую губернию поехал А.Ф. Гильфердинг. В течение двух месяцев он встретился с 70 сказителями и записал от них 318 былин и других эпических песен. Гильфердинг впервые составил сборник по репертуару сказителей, предпослав краткие биографические справки. Этим он положил начало изучению творческой личности в фольклоре.

    Талантливые сказатели пользовались большим уважением и любовью слушателей. Среди них Трофим Григорьевич Рябинин (1791-1885) – родоначальник целого поколения сказителей: Иван Трофимович Рябинин, Иван Герасимович Рябинин-Андреев, Петр Иванович Рябинин-Андреев и др. Известны имена Андрея Сорокина, Абрама Евтихиева, Василия Петровича Щеголенка.

    Исполняли былины и женщины: Аграфена Матвеевна Крюкова, Марфа Семеновна Крюкова.

    Древнейшие былины. Состав и классификация былин

    В современном литературоведенье не существует единого мнения на счет классификации былин. Существует несколько классификаций. Самая распространенная из них связана с локализацией былин. По этому принципу многие исследователи делят их на два большие цикла: киевский (если упоминается Киев) и новгородский. Хотя мы можем встретить и владимиро-суздальский, и галицкий и др. циклы. Однако эта классификация условна, так как былина – явление многослойное.

    По причине этой многослойности мы должны представить также циклизацию былин по характеру эстетического отражения мира, эстетического образного воплощения богатыря, его подвига, его связи с миром. Исходя из этого, исследователи делят былины на 1) героические (о святорусских богатырях) и 2) новеллистические (по Ф.М. Селиванову – социально-бытовые). Это былины более позднего происхождения, они отражают более позднюю историческую эпоху Руси, сцены жизни городской, посадской.

    С первым, мифологическим (древнейшим) периодом связаны сюжеты о Святогоре, о Вольге и Микуле Селяниновиче, о Дунае, о Михайле Потыке. В этот период складывались основы художественной системы былин. Русские былины как бы идеологически оформили создание этнической общности, создание нации, так как эпос прежде всего связан с идеей государственности. Герои эпоса этого времени – представители народа, земли русской, а не класса, узкой группы внутри этноса. Наиболее интересны в мифологическом цикле былины о Святогоре. Известно 2 варианта сюжетов о нем: 1) Святогору не с кем померяться силой; 2) о встрече Святогора с Ильей Муромцем. В науке существует ряд попыток определить первичный смысл былины. С точки зрения Д.М. Балашова, сюжет о передаче силы Илье Муромцу символизирует закат культуры праславян и появление культуры новых славян.

    Воспоминания восточных славян о своей далекой родине, представления о прежней культуре трансформировались в образе Микулы Селяниновича в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула олицетворяет собой существование предков-землепашцев, символизирующих образ жизни, судьбу народа, занимающегося земледелием. В мифологический период сформировалась художественная форма былин, был создан достаточный круг сюжетов.

    Основное содержание древнерусского эпоса

    Основными циклами былин являются мифологические (древнейшие), киевские (героические и новеллистические) и новгородские. Герои былин киевского цикла знакомые нам уже давно Илья Муромец, Михайло Потык, Добрыня Никитич, Чурило Пленкович, Алеша Попович. Все герои былин делятся на старших и младших богатырей. Старшие богатыри – Микула Селянович, Вольга и Святогор – мудрые наставники молодых богатырей.

    Старшие богатыри олицетворяют собой дохристианские верования славянского народа в богов силы, мужества, отваги.

    Эпос мифологического периода оставил след во многих былинах. Это прежде всего былины о Волхе и Святогоре и о Дунае и Потыке.

    Былина о Волхе состоит из двух частей. В первой он избражается как чудесный охотник, обладающий способностью превращаться в зверя, птицу, рыбу. Во второй Волх – предводитель похода в Индейское царство, которое он покоряет и жестоко разоряет.

    Былины о Святогоре имеют особую форму – прозаическую, форму побывальщин. В них содержится ряд эпизодов: о встрече Ильи Муромца и Святогора, о смерти Святогора в гробу, о суме с тягой земной. Многими учеными Святогор рассматривается как воплощение старых порядков жизни, которые должны исчезнуть. Поэтому так неизбежна его смерть. Илья получает от Святогора часть его силы.

    Герои ряда былин являются змееборцами. В былине «Михайло Потык» герой женится на чудесной деве-лебеди. По уговору после ее смерти он живым идет за ней в гроб. В полночь в могиле появляется огненный змей. Потык отсек ему голову и оживил ею жену.

    Былина «Дунай Иванович – сват» имеет трагическую развязку: герои гибнут и превращаются в реки:

    Протекла тут от них Дунай – река,

    А другая протекла – Настасьина…

    Рассмотренные былины сохранили мифологический взгляд на действительность, который не смогли заглушить более поздние исторические наслоения.

    Основное отличие этих былин состоит в том, что в них значительны следы мифологических представлений.
    Лекция 10. Киевский и Новгородский цикл былин. Социально-бытовые былины
    План

    1. Анализ былин о Илье Муромце

    2. Образ богатыря Добрыни Никитича

    3. Своеобразие сюжета былины о Алеше Поповиче

    4. Былины о Садко

    5. Былины о Василии Буслаеве

    6. Поэтика былин

    7. Социальные проблемы былин

    9.Анализ былины «Вольга и Микула»

    10.Образ князя Владимира

    Анализ былин о Илье Муромце

    Очень важной стадией в развитии эпоса был Киевский период, охватывающий два столетия. Это время от крещения Руси в 988 году до раздробления государства на отдельные княжества. Память о Киевской Руси до нас дошла как о веке золотом. Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, при дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Основные защитники русской земли – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – выходцы из трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.

    С этим периодом связана прежде всего циклизация эпоса об Илье Муромце. Это самый известный герой русского эпоса, признаваемый другими богатырями за главного. Он встречается как эпизодическое лицо во многих былинах, а в качестве центрального героя выступает в 15 сюжетах. Сюжеты былин об Илье Муромце могут быть выстроены в хронологическом порядке и представлять собой своеобразное жизнеописание героя. Причем, относятся эти сюжеты к разным периодам, многие из них могли возникнуть спустя какое-то время.

    Главный богатырь – Илья Муромец. Он самый старший из богатырей, самый сильный и мудрый. Илья – крестьянский сын, он родом из села Карачарова близ Мурома.

    В былине «Исцеление Ильи» повествуется о том, что до тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники (калики) дали ему испить чарочку питьеца медвяного, отчего он не только выздоровел, но и обрел богатырскую силу. Сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому богатырь устремился в Киев.

    Былина «Илья и Соловей» рассказывает о его первых подвигах по дороге в Киев: уничтожение вражеского войска под Черниговым и победе над Соловьем – разбойником, которого в качестве пленника он представил князю Владимиру. В этой же былине намечен социальный антагонизм между богатырем и князем. Самым значительным произведением о периоде нашествия на Русь татаро-монгольских войск является былина «Илья Муромец и Калин царь».

    В образе Калина-царя ученые обычно видят олицетворение татарской силы. Былина верно передает потрясение русского общества накануне нашествия врага:

    Зачем мать сыра земля не погнется?

    Зачем не расступится?

    А от пару было от кониного

    А и месяц, солнце померкнуло,

    Не видать луча света белого…

    А от духу от татарского

    Не можно крещеным нам живым быть.

    Ситуация осложняется внутренними распрями: богатыри обижены на Владимира, который поит да жалует только бояр, но не думает о богатырях: они покинули Киев. Несмотря на ссору с князем Владимиром на защиту земли русской выступает Илья, и в итоге вместе с богатырями они разбили вражескую силу.

    Основная мысль этой былины состоит в том, что перед угрозой гибели русской земли теряют значение все личные обиды. Об Илье сложены и другие былины: «Илья Муромец и Идолище», «Три поездки Ильи», «Илья на Соколе - Корабле».

    Образ богатыря Добрыни Никитича

    Один из самых популярных героев русского эпоса этого времени – Добрыня Никитич. В качестве главного персонажа Добрыня представлен примерно в 10 былинных сюжетах. Самый популярный из них – «Добрыня и змей». Змееборство – один из самых распространенных сюжетов мирового фольклора.

    Правой рукой Ильи Муромца считают Добрыню Никитича. Былины о нем считаются более старыми. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Добрыня Никитич обладает многими достоинствами: образован, тактичен, обходителен, умеет в послах ходить, мастерски играет на гуслях. Главное дело его жизни – воинское служение Руси.

    Богатырский подвиг Добрыни Никитича изображает былина «Добрыня и змей». Содержание ее сводится к следующему. Богатырь купается в Пучай – реке. Появляется Змей – враг Русской земли. Добрыня бьется с ним и побеждает его. Змей обещает не причинять зло людям. Однако, позже он нарушает обещание, и Добрыня, встретив его, убивает. Совершив этот подвиг, он освободил «полоны российские». Убивая змея, Добрыня спасает племянницу Владимира Забаву, а также выступает на защиту всех христианских вдов.

    Толкование былины вызывает многочисленные споры. Одни ученые относят былину к древнему времени и считают ее отражением мифологических представлений, другие пытаются осмыслить ее исторически. Купание Добрыни толкуется как крещение, а образ Змея как образ язычества. Но, вероятно, в образе Змея есть и отражение набегов степных кочевников. Змей обещает Добрыне:

    А мне не летать больше на святую Русь,

    Не носить-то людей да в полон к себе.

    В былине «Добрыня и Василий Казимирович» князь Владимир посылает богатырей отвезти дани-пошлины, царю Батуру в землю половецкую. Но богатыри, обыграв Батура в кости, в стрельбе из лука, в борьбе вернули народное добро на Русь.

    Добрыня значительно отличается от Ильи Муромца. Он также могуч и смел, служит земле русской. Но вместе с тем он тонкий дипломат, музыкант, он знает церковную грамоту, умеет вести себя, ему свойственно «вежество».

    Своеобразие сюжета былины о Алеше Поповиче

    К этому же периоду восходит ряд сюжетов, связанных с третьим былинным богатырем – Алешей Поповичем. Уже само имя говорит, что он – сын священника, в текстах имеются свидетельства, что родина Алеши – Ростов. Из трех героев – Алеша самый молодой. Он наделен не только всеми достоинствами героя, но и некоторыми недостатками, свойственными молодости. Пропп пишет: «Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша выражают героические черты русского народа. В них народ изобразил самого себя».

    Об Алеше Поповиче сложены три былины: «Алеша Попович и Тугарин», «Алеша и сестра Збродовичей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович».

    Алеша Попович, как и Добрыня Никитич, – змееборец, однако его индивидуальные качества вызвали своеобразную интерпретацию змееборческой темы. Этот богатырь родом из города Ростова, сын старого попа соборного. В былинах обычно подчеркивается, что Алеша молод. Он склонен к шуткам, иронии, насмешкам. Не обладая такой могучей силой, как Илья или Добрыня, Алеша использует хитрость. Так, в былине «Алеша и Тугарин» он заставляет змея оглянуться и срубает ему голову: И пала голова на сыру землю, как пивной котел.

    Образ Алеши Поповича претерпел сложную эволюцию. Переместившись из героических былин в позднейшие новеллистические, Алеша стал изображаться как бабий пересмешник, человек коварный и лживый («Добрыня и Алеша», «Алеша и сестра Збродовичей»).

    Новгородские былины не разрабатывали воинской тематики. Они отразили купеческий идеал богатства и роскоши, дух смелых путешествий, предприимчивость, размашистую удаль, отвагу. В этих былинах возвеличен Новгород, их герои-купцы.

    Былины о Садко

    Особое место в русском былевом эпосе занимает Новгородский цикл (по локализации). Новгород – второй после Киева политический, хозяйственный и культурный центр, который находился на скрещении водных путей. Более того, Новгород не подвергался многочисленным нашествиям внешних врагов, от которых бесконечно страдали другие русские города. Основное занятие новгородцев – торговля. Все это отразилось в новгородских былинах. К новгородским былинам относятся былины о Садко, богатом госте, и о Василии Буслаеве. Некоторые ученые причисляют к этому циклу и былину о Микуле, а также о Ставре, Хотене Блдовиче и др. Для новгородского цикла былин характерны социальные темы. Даже когда в былинах основное место занимают личные или семейные конфликты, то и тогда социальная сторона жизни определяет их особенности.

    Новгородцы всецело зависели от водной стихии, и именно с морским царем вступает в контакт герой былины о Садко. Эта былина состоит из 3-х самостоятельных сюжетов: «Садко-гусляр получает богатство», «Спор Садко с новгородцами», «Садко в подводном царстве». Эти три сюжета существуют по отдельности и в соединениях. Первый сюжет имеет две различные версии.

    В сборнике Кирши Данилова былина «Садко богатый гость» содержит своеобразный рассказ о Садко, который был «волжским суром» (сур – молодец), двенадцать лет гулял по Волге. Задумав отправиться в Новгород, он благодарит Волгу, опуская в нее хлеб с солью. Волга дала ему наказ поклониться от нее брату «славному озеру Ильменю». Передал он поклон, а Ильмень наградил его великим богатством, посоветовав ловить рыбу. Наловил Садко с рыбаками красной, белой и мелкой рыбы, которая потом превратилась в золотые, серебряные и мелкие монеты.

    За этими событиями следует состязание Садко с Новгородом. Ловля рыбы в Ильмене изображена правдиво, передан обычай артельной работы. Реалистические детали соединяются с фантастическими событиями. Но более популярна другая версия получения героем богатства. В ней Садко – бедный гусляр, которого новгородские купцы перестали звать на пиры. Обиженный, уходит он на берег Ильменя. Игрой на гуслях он усмиряет водную стихию, и сам водяной царь выходит к нему из озера и награждает его богатством за чудесную игру. В этом выражено народное мнение о ценности искусства. Но рассказ социально утопичен: бедняк чудесным образом становится богатым. Эта часть былины, вероятно, существовала самостоятельно.

    Третий сюжет – рассказ о том, – как Садко попал в подводное царство, как полюбилась морскому царю игра на гуслях и царь задумал оставить его у себя, для чего захотел женить его на девушке Чернаве. Но обманул Садко царя и при помощи святого Николы Можайского спасся и оказался «во своем во городе». Построил в честь святого церковь и перестал ездить по синему морю.

    Он – персонаж большого значения. В его приключениях раскрывается важная мысль о том, что разбогатеть можно лишь чудом; в его истории – споре с Новгородом – социальный конфликт: столкновение бедного гусляра, случайно ставшего богатым купцом. Садко – иной тип богатыря «…это сила, удаль и богатство денежное, это аристократия богатства, приобретенного торговлею, – это купец, это апофеоза купеческого сословия… Садко выражает собою бесконечную удаль, но эта сила и удаль основаны на бесконечных денежных средствах, приобретение которых возможно только в торговой общине».

    В образе Садко трудно увидеть реальные исторические черты. Вместе с тем былина подчеркивает его удаль, что верно отражает колорит эпохи. Отважным купцам, преодолевающим водные просторы, покровительствовали божества рек и озер, симпатизировали фантастический морской царь.

    Образ новгородского купца-корабельщика естественно вписывается в систему всего русского фольклора. Киевская Русь активно пользовалась водными торговыми путями.

    Былины о Василии Буслаеве

    Былины о Буслаеве отразили внутреннюю жизнь независимого Новгорода в ХIII – ХVI в. Василий Буслаев – герой  новгородского  былинного эпоса, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. По данным С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Василий Буслаев является главным героем трёх из них: «Василий Буслаев и новгородцы», «Поездка Василия Буслаева», «Смерть Василия Буслаева».

    При всех нравственных изъянах в поведении Василия Буслаева – он богатырь наш, русский. В былинах наблюдается невольное любование проделками новгородского озорника.

    Первый из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов рассказывает о его конфликте с городской общиной. С юных лет для Васьки нет никаких стеснений; он всегда делает так, как ему вздумается, не обращая внимания на тот вред, который приносят его поступки. Настроив против себя большинство новгородцев, он собирает дружину из таких же сорвиголов, как он сам, и буйствует всё более и более; только мать его имеет над ним хотя бы тень власти. Наконец, подзадоренный на пиру, Василий бьётся об заклад, что будет биться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.

    Второй из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов изображает этого героя уже не юношей, но зрелым человеком. Чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к Святым местам не меняет характер героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

    Тип Василия Буслаева был мало разработан в дореволюционной научной литературе. Большинство исследователей высказались в пользу оригинальности этого типа, считая его олицетворением могущества самого Новгорода, тогда как Садко служит олицетворением его богатства.

    Всего, таким образом, имеется приблизительно 60 опубликованных записей былин о Василии Буслаевиче, которые охватывают все основные районы распространения эпоса к моменту записи. Василий Буслаевич художественно выражает эту новгородскую русскую удаль, порожденную теми историческими условиями, в которых находился Новгород.

    Поэтика былин

    Былины имеют особый художественный мир. Композиционную основу сюжетов многих былин составляет антитеза: герой резко противопоставлен своему противнику («Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин»).

    Принцип построения былинного сюжета универсален: зачин, завязка действия, его развитие, кульминация и развязка. В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря. Некоторые сказители начинали исполнение не с запева, а сразу с зачина. Подробно сказкам, сюжеты былин имели свое художественное обрамление: запевы (в начале) и исходы (в конце). Это самостоятельные мелкие содержанием былины. Исход имеет общий смысл окончания высказывания. Это – заключение, которое подводит итог, вносят элемент тишины и успокоения: Тем старина и кончилася.

    При повторяющихся разных сюжетах одних и тех же ситуациях сказителями использовались общие места. Их сказитель знал наизусть и шел совершенно одинаково сколько бы раз он ни повторял былину; описание пира у князя Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне, расправа богатыря с врагами.

    Важным приемом изображения подвига героя в былине, как и в сказке, является утроение. Замедленность действия, или ретардация, достигается путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев. Так, в былине «Вольга и Микула» изображается три попытки княжеской дружины сошку с земелькой повыдернути, Из омешиков земельки повытряхнути, Бросити сошку за ракитов куст.

    Когда общие места начинали повторяться внутри одной былины, они включались в систему замедления действия. Другой тип ретардации – повторение слов одного персонажа другим с последовательным отрицанием сказанного.

    Главный художественный прием былин – гипербола. С их помощью рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь. Высшей степени гиперболы достигали в кульминации былинного сюжета – изображение боя. Здесь появлялась типическая формула: богатырь хватает то, что подвернулось ему под руку (шапку со буйной головы, палицу боевую, дубиночку и даже татарина) и начинает им помахивать:

    Дак куды-де махнет – туды улицы,

    Да назадь отмахнет – переулочки.

    В отдельных случаях гиперболы подчеркивали необычайную продолжительность битвы. Так, в былине «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем», записанной А.Д. Григорьевым, богатыри бились палочками буевыми, сабельками вострыми, копьями по семь сажен. Сказители воспринимали эпические песни в качестве достоверно исторических, и это повлияло на их поэтический стиль.

    Важным художественно-изобразительным средством явились эпитеты и сравнения; метафоры как стилеобразующий прием отсутствуют.

    Как песенный жанр былины взаимодействовали с другими эпическими песнями: духовными стихами, балладами, лирическими песнями.

    В художественной системе былин выделяется ряд уровней: художественный мир, композиция, язык и его напевно-ритмическая организация. Герои решают крупные общенародные и государственные задачи. Эпический мир былин объединил в себе людей разных столетий и эпох. Они образовали круг людей, живущих самостоятельной жизнью, но не в отрыве от других людей. У них особый этикет: «крест кладут по-писаному, поклоны ведут по-ученому». С одной стороны, это реальный мир, а с другой, предельно гиперболизированный.

    Социальные проблемы былин

    В пору феодальной раздробленности Руси постоянно возникали раздоры между князьями, переходившие в кровопролитные войны. Падение политического престижа Киева заметно в тех былинах, в которых приезжие из других русских земель и городов богатыри побеждают князя Владимира или его людей в различного рода состязаниях. Среди русских былин особое место занимают произведения социально-бытового характера. В центре этих былин социальные или семейно-бытовые конфликты, порой они соединяются вместе. Эта группа былин обычно связывается с Киевом и князем Владимиром. Былины ставят серьезные проблемы нравственного порядка. В социально-бытовых немало сатирических элементов – осмеяние не только бояр, но и самого князя Владимира, который оказывается беднее заезжих щеголей, подчиняется их влиянию или обнаруживает разного рода недостатки. В этой группе былин социальные мотивы перекрещиваются нередко с любовными приключениями героев.

    В былине о Чуриле Пленковиче создан образ красавца-щеголя. Мужики-киевляне приходят к князю Владимиру с жалобой на приезжего охотника, который бьет зверя и ловит рыбу в княжеских угодьях, а когда ему сказали, чтобы уходил, то дружина его избила мужиков. Князь сам отправляется к Чуриле.Тот живет в богатом дворце. Чурила задобрил князя ценными подарками и тот, удивленный красотой и богатством Чурилы пригласил его к себе на службу. Чурила так красив, что женщины в Киеве покой потеряли, даже сама княгиня Апракса, заглядевшись на него во время пира, порезала себе руку. В другой былине рассказывается, что Чурила тайком ходит к жене боярина Бермяты Катерине. Донесли об этом боярину и он, застав щеголя у жены, убивает его, а Катерина с горя кончает самоубийством.

    В этих произведениях Чурила представлен в ироническом плане, порой он прямо осуждается, когда речь идет о нарушении им патриархальных обычаев и порядков.

    Образ Чурилы в некотором отношении схож с образом Дюка Степановича. Несмотря на то что Дюк Степанович хвастается богатством и роскошью своего двора, былина не осуждает героя. Как установил Добрыня, похвальба Дюка небезосновательна. Дюк оказывается богаче киевского князя, посрамляет служащего при дворе Владимира Чурилу Пленковича. Предполагается, что первоначально былина сложилась в Галицко-Волынской земле (Дюк оттуда приезжает в Киев) и в пору соперничества феодальных княжеств изображала свою землю и богаче, и выше в культурном отношении, чем Киев. Поддержка, оказываемая богачу Дюку Степановичу Ильей Муромцем, самым авторитетным богатырем, в других случаях пренебрежительно относящимся к богатству, могла быть привнесена при включении былины в Киевский цикл. Былины о Дюке относятся ко времени Московской Руси, видели в них сатиру на московских зазнавшихся бояр.

    Анализ былины «Вольга и Микула»

    К социально-бытовым былинам относится былина о Вольге и Микуле. Ее основной замысел состоит в противопоставлении крестьянина-пахаря и князя. А конфликт противоречия князя и пахаря – поставлен в обстановку раннефеодального времени: Вольга едет собирать дань, «у него дружинушка храбрая».

    Микула не воин, но богатырь: он могуч и превосходит всю дружину Вольги, которая не в силах выдернуть его сошку из борозды. Князь и дружина не могут никак догнать Микулу, догнать его «кобылку соловенькую». Микула несет тяжелый груз соли неподъемный для обыкновенного человека. Но Микула противопоставлен Вольге не только как могучий богатырь, а и как человек труда. Князь живет поборами с крестьян, а Микула – своим трудом.

    На вопрос, кто он, Микула отвечает Волге:

    Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,

    Я во скирды сложу да домой выволочу

    Домой выволочу да дома вымолочу,

    А я пива наварю да мужичков напою.

    А тут станут мужички меня нахваливати:

    «Молодой Микула Селянинович!»

    В былине ярка поэтизация крестьянского труда, образ Микулы – воплощение могучих сил трудового народа. Это подтверждается и другой былиной о Микуле – «Святогор и Микула», где он противопоставлен могучему исполину Святогору, который не может поднять суму с «тягой земной», а Микула легко ее несет.

    Образ князя Владимира

    Образ князя Владимира Святославовича (978-1015) присутствует во многих былинах. Основную часть русских былин, прежде всего былин киевского цикла, ученые связывают с Киевской русью и временем этого князя. Былины циклизуются вокруг Киева и князя Владимира.

    Былинный образ Владимира прошел сложную историю. На негонаслоились черты другого известного киевского князя Владимира Мономаха, а затем и ряда других князей, как Владимир Волынский «Былина о Михаиле Козарине». Однако в дальнейшем своем развитии образ Владимира приобретает иные черты: сначала он,противопоставлялся современным князьям как укор им в неумении вести борьбу против иноземных захватчиков, а затем на него стали наслаиваться черты последующих князей. Обострение социальных противоречий привело к тому, что в образе Владимира все более стали развиваться отрицательные черты: сначала он стал изображаться иронически, как в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник», а затем и еще более критически, как в былине «Ссора Ильи Муромца с Владимиром». Он стал представляться как самодур, который может наказать богатыря без его вины, как деспот, который модет отнять жену у своего ловчего «Данила Ловчанин», нарушить обычай и сватать жену Добрыни за Алешу. Особенно стали осуждаться его бессилие и трусость, черты, которые были приписаны ему позже. Он стал изображаться как данник Батыю, как князь, который готов отдать Киев Калину-царю. В.Г.Белинский отметил, что Владимир не герой былин, он бездеятелен, а характер его неопределенен, он более имя, чем человек. Но этот отзыв Белинского может быть отнесен к поздним вариантам былин, в ранних он изображается в свете идеализации.

    Лекция 11. Исторические песни

    План

    1. Определение исторических песен. Их художественные особенности
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта