Лнкция. Конспект лекции по РУНТ и ДРЛ-2. Учебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091)
Скачать 364.4 Kb.
|
Предания План 1. Определение жанра 2. Собирание и изучение преданий 3. Типы преданий 4. Древнейшие предания 5. Предания XVI-XVII веков 6. Предания XVIII-XIX веков Определение жанра Народ всегда ощущал потребность в сохранении и передаче собственной истории. Живая память о минувшем – залог единства, жизнестойкости общества. У жителей каждого села, города, края – своя история, свои рассказы о событиях, происходивших на их малой родине, но глубоко связанных с большой историей. Эти рассказы принято называть преданиями. Предания в народе называют «былями», «бывальщинами». Предание сближается с быличкой и легендой своим отношением к действительности: и те и другие воспринимаются как повествование о реальных событиях. С развитием общественного сознания в процессе повседневного функционирования все жанры устной прозы (быличка, предание, легенда) приобретают ту или иную долю вымысла, а вместе с ним художественно-эстетические функции. «Предание» – от греческого «передача», «преподавание». Здесь схвачена жанровая суть. Рассказы этого жанра представляют собой сообщение, передачу знаний, накопленных поколениями. Предание сложно определить в речевом потоке. Предание – это рассказ, в народном представлении заслуживающий доверия, о жизни в прошлые времена, о лицах, которых рассказчик не видел, о событиях, в которых не участвовал. Это рассказ о жизни, ставшей историей. В предании содержится не история как таковая, а народные представления о ней. Тематические доминанты преданий в русском фольклоре называет Криничная Н.А.: Предания о первопоселенцах, о заселении и освоении края; О прежних аборигенах, о коренных жителях края (о чуди); Предания о родоначальниках (о людях, основавших деревню, город, село, о местных семейных фамилиях); Предания о кладах; Предания о силачах; Предания о борьбе с внешними и внутренними врагами; Предания о разбойниках; Предания о раскольниках; Предания об исторических лицах. Предания – жанр, который имеет тенденцию циклизации или возможность жанровых групп собираться по функциям какого-то персонажа в группы. Цикл – это совокупность сюжетов и мотивов на одну тему. Существуют две основные смысловые группы преданий. В.К. Соколова делит предания на исторические и топонимические. Топонимические – это предания, объясняющие названия географических объектов. В исторических преданиях речь идет, как уже было сказано, о событиях местной истории. Предание является полифункциональным жанром. Однако доминантная его функция – информативная. Исходя из этого, не все исследователи рассматривали предание как жанр, имеющий право присутствия в фольклоре. Это происходило в силу того, что умалялась другая важнейшая функция предания – эстетическая. Художественный секрет преданий состоит в сочетании обобщения с конкретизацией и детализацией. В процессе живой передачи рассказчик стремится вызвать в слушателях то же отношение к событию или личности, ту же оценку их, какие разделяет он сам. К этому присоединяется стремление заинтересовать слушателей, увлечь их рассказом. Таким образом, художественная жизнь преданий, их эстетическое оформление во многом зависит от личности рассказчика. Собирание и изучение преданий Собирание русских народных преданий не велось систематически. Древнейшие предания записаны в пересказах русских летописях. Записи преданий были сделаны и некоторыми западно-европейскими путешественниками: Олеарием, Флетчером, Коллинзом. Первым сводным сборником преданий была книга М.Н. Макарова «Русские предания» в трех частях, вышедшая в Петербурге в 1838-1840 гг. В XIX – начале XX в. Предания публиковались главным образом в журналах: «Историческом вестнике», «Русском архиве», «Беседе», а также в областных сборниках. Публикации помещали Е.В. Барсов, Н.Я. Аристов и др. Предания включались и в сборники сказок. Так книга Д.Н. Садовникова называется «Сказки и предания Самарского края» (1884). К.В. Чистов разработал вопрос о классификации жанров несказочной народной прозы и о сюжетном их составе. С.Н. Азбелев пытался разграничить эти жанры в их отношении к действительности, В.К. Соколова изучала типологию преданий. Своеобразные уральские предания изучали В.П. Кругляшова и А.И. Лазарев. Фундаментальную работу представляет собой книга книга В.К. Соколовой «Русские исторические предания» (1970). Исследование В.К.Соколовой – первая работа, в которой обстоятельно рассмотрены сюжеты, познавательная, идейная и художественная ценность преданий, обобщено то, что сделано в их изучении. Типы преданий Общепринятой классификации жанра преданий нет, однако в фольклористике принято выделять группы или «циклы» преданий. Одна из наиболее ранних классификаций (А.И. Никифорова) разделяет предания на три группы: мифические (рассказы о богах, небе, душе), натуралистические (о происхождении растений, животных, рыб и др.) и исторические. В свою очередь, исторические предания разделяются на географические, предания о вещественных памятниках, предания об обычаях и обрядах народа, об исторических событиях, о генеалогии народностей, о полезных ископаемых. Классификации А.И. Никифорова свойственно расширенное истолкование жанра. Классификация устной народной прозы была предпринята также в работах В.К. Соколовой и Н.А. Криничной. Основным достоинством работы В.К. Соколовой является то, что предания в ней рассматриваются в соотношении с другими жанрами несказочной прозы – бывальщинами, легендами, быличками и разделяются на тематические группы. В.К. Соколова выделяет два типа преданий: исторические и топонимические. К первым относятся рассказы об исторических событиях и лицах, случаях, связанных с ними, а также о лицах, участвовавших в событиях или встречавшихся с историческими деятелями. Ко вторым относятся рассказы о возникновений поселений (городов и сел) и их названий, о местах, связанных с важнейшими событиями. Классификация Н.А. Криничной, осуществленная и изложенная в монографии «Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры», строится на основе структурного метода, аналогичного предложенному В.Я. Проппом в «Морфологии сказки». В основе классификации – формализация повторяющихся мотивов преданий. Древнейшие предания Древнейшие русские народные предания не дошли до нас в точных записях. В ранние русские летописи включено немало расазов, основой которых можно считать устные предания. Существует три типа текстов в летописях, которые есть основания считать идущими от народных преданий: это краткие записи важных и удивительных случаев (относящихся к самым древним временам), или пересказы устных преданий, или более распрастраненные повествования, в известной степени сюжетно-организованные и включающие в себя значительный диалогический текст. Ранние предания запечатлели немало важных свидетельств о прошлом русского народа. Это прежде всего рассазы о древних славянских племенах, об их родоначальниках. Так, по преданию, Радим и Вятко пришли из «ляшских стран», первый со своим родом осел на Соже, а второй на Оке. От них пошли радимичи и вятичи. Сохранились в летописях и рассказы о соседях славян: о великанах обрах, которые были наказаны богом за жестокость и насилие над другими народами, - они исчезли с лица земли, почему и пошла пословица «погибоша аки обри». Записан рассказ и о том, как поляне освободились от хазарского ига: хан требовал от полян дань, они дали хазарам «от дыма по мечу». Хазары испугались этой дани и ушли. Древние предания рассказывают о первых русских князьях: о походе Олега на Царьград, о смерти от укуса змей, выползшей из черепа его любимого коня (сюжет обработан А.А. Пушкиным в «Песне о вещем Олеге»), о мести древлянам Ольги за смерть Игоря, о сватовстве князя Владимира к Рогнеде. Немало рассказов посвящено борьбе русских племен с южными кочевниками. Особенно выделяются рассказы о юноше киевлянине Кожемяке, победившем в единоборстве Печенежина, о котором говорится: «Превелик зело и страшен». К повествованиям о битвах следует отнести и сказание о борьбе с монголо-татарами, особенно о Куликовской битве. «Повесть о Мамаевом побоище» имеет в своей основе устное предание. Следует выделить особый тип произведений – героические сказания, представляющие собой промежуточные явление между исторической песней и преданием. ПреданияXVI-XVII веков В преданиях XVI-XVII веков выделяются три цикла произведений: об Иване Грозном, о Ермаке и о Степане Разине. Каждый из них по-своему оригинален. Среди преданий о Грозном особенно популярны рассказы о казанском походе и о насыпанных по приказу царя курганах с целью сосчитать войско (каждый воин приносил шапку земли), о справедливости Грозного, общении его с крестьянами, к которым он приходит в избы и у которых крестит детей. Царь жестоко расправляется с боярами и воеводами, обирающими народ. Он казнит воеводу за то, что тот взял взятку – гуся, начиненного золотом. Симпатии народа к Грозному стали основой сюжета о его избрании на царство (царь из мужиков). В XVI-XVII вв. складываются два важных социальных цикла преданий – о Ермаке и о Степане Разине. Это было результатом воздействия на народное творчество больших крестьянских движений. Предания этих циклов представляют собой новое явление в произведениях этого типа, а именно: народные массы уже не удовлетворялись мечтой о справедливом царе, а стали мечтать о герое, который возглавил бы «вольных людей», о народном вожаке. Во многих областях России складывались предания о Ермаке, прикреплявшие его происхождение или его действия к определенной области: Дону, Уралу, Волге. И Ермак выступал то донским казаком, то бурлаком с Волги, то разбойником с Камы. Основной сюжет – поход в Сибирь. Предания посвящены и победам Ермака в Сибири, и его гибели. Рассказы о Степане Разине стали складываться еще при жизни. В них отразился рост крестьянских волнений. Большие отряды «вольных людей» собирались на Дону и на Волге, Во главе их стоял Степан Разин. В преданиях это образ народного вожака. Основные сюжеты – взятие Астрахани, расправа с воеводой, поход в Персию. Основной аспект изображения Разина, как и характер всего цикла преданий о нем, можно назвать романтическим, что наиболее ярко выражено в сюжете «Разин и персиянка». Однако общий план изображения довольно реалистичен. Народ наделил Разина чудесными качествами: его не берет пуля, оковы его не держат, из тюрьмы он бежал на лодке, которую нарисовал на стене и на которую плеснул воду из кружки: заплескались волны и лодка поплыла. Предания разинского цикла отличаются от предшествующих циклов социальной проблематикой большого значения, прямым прославлением народного протеста и борьбы против угнетателей. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам. ПреданияXVIII-XIX веков В преданиях XVIII-XIX веков находит дальнейшее развитие тема народных восстаний. Она служит основой богатого цикла повествования о Емельяне Пугачеве. В нем отразился размах социальной борьбы крестьянства в 70-е годы XVIII века. В центре – образ Пугачева, вождя восставших народных масс и, что характерно для народной психологии того времени «мужицкого царя». Основные сюжеты цикла – сюжеты борьбы против воевод и помещиков. Пугачев представлен как «справедливый царь». В ряде преданий рисуются картины сражений с царскими войсками, взятие крепостей, городов и заводов на Урале. Разгром войск Пугачева и его казнь: народ не мог примириться с развязкой крестьянской войны. Это дало основу для легенды о том, что Пугачев жив, еще придет на помощь народу. В преданиях XVIII-XIX веков продолжает развиваться тема «царь и народ». Она наиболее реализуется в преданиях о Петре I. Многочисленные войны России со шведами, немцами и турками придали этой теме новый аспект – она превращается в тему «полководец и солдаты», особенно в преданиях о Суворове и Кутузове. Одним из первых образов полководцев в преданиях был образ Петра I. Одновременно он был образом «справедливого царя». При всех тяжестях для народа военной службы и труда, например при постройке Ладожского канала, Петр I изображается положительно. Весьма популярны предания о Суворове, любимом полководце солдатской массы конца XVIII в. Солдаты гордятся своим военачальником, победами, которые одержали под его командованием, его героическим поведением в сражениях. В преданиях Суворов обрисован как простой, остроумный, веселый человек, с которым можно говорить прямо, без стеснения. Многие мотивы предания о нем затем перенесены были на образ Кутузова. Особенно популярны были предания об атамане Платове. Он представлен как простой казак, смелый, отважный, показывающий пример в бою. Особенностью образа является то, что Платов не боится сказать слово против мнения царя. Образы Суворова, Кутузова и Платова – наиболее яркие и содержательные образы полководцев, которые с правом могут быть названы народными героями. Лекция 8. Легенды План 1. Определение жанра 2. Классификация легенд и состав сюжетов 3. Идейно-художественные особенности легенд Определение жанра Легенда (от лат. legenda – то, что должно быть прочитано или рекомендовано к прочтению) – один из прозаических жанров фольклора. Легенды подразделяются на исторические, религиозные, бытовые и др. Термин «легенда» – книжного происхождения. В средневековой письменности этот вид произведений был весьма популярным. Впоследствии термин стал применяться и к произведениям фольклора. Легенда – прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом. Она нередко начинается словами «Давно было ...», «Когда-то ...», «Дело было в старину...». Легенды по своей структуре представляют собой вид «небольших повестей» с неустойчивым текстом и свободной формой. Неустойчивость текста обусловливает значительную импровизацию, которая, в свою очередь, ведет к неустойчивости текста: эти явления взаимосвязаны. Свободная форма легенд характеризуется тем, что эпизоды и мотивы, в отличие, например, от сказочного твердого порядка чередования, могут более свободно следовать друг за другом. Кроме того, легенды не имеют постоянных начальных и конечных формул, какими отличаются сказки. Легенда – сюжетный жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а мало эпизодичны, часто одно эпизодичны. В первом случае связь эпизодов образует развитие действия, во втором – в центре рассказа один эпизод. Сюжет подчеркивается развязкой, в которой отмечается перелом в ходе событий: «Ан вышло не так», неожиданность: «Мужик не знал, куды и собирать-то». Как вывод нередко приводится нравоучение: «Грех великий обижать матушку Пятницу» или результат событий. Событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность. Рассказчик и слушатели обычно верили в действительность того, о чем рассказывалось. Однако события и действия персонажей легенд явно вымышлены. Более того, в них немало фантастического. Важный элемент сюжетов в легендах – чудесное или даже чудо, совершаемое лицами, обладающими способностью волшебства. Состав сюжетов и персонажей легенд своеобразен. Сюжеты нередко взяты из Библии: сотворение мира, конец мира, Адам и Ева, чудесные явления ... Персонажами часто выступают Христос или святые. Всё это давало основу для определения легенд как рассказов с христианским религиозным содержанием. В.Я. Пропп определяет их следующим образом: «...Рассказы, содержание которых напрямую связано с христианской религией». А.Н. Афанасьев связывает легенды с «христианскими представлениями», но указывает, что «языческая старина служила обильным материалом для народной поэзии». Он даже отмечает, что в легендах содержатся явные следы дохристианских представлений: то, что заимствуется в легенде, например, из библейской истории, «подчиняется произволу народной фантазии, видоизменяется сообразно её требованиям и даже связывается с теми преданиями и поверьями, которые уцелели от эпохи доисторической и которые, по-видимому, так противоположны началам христианского учения». А.Н. Афанасьев высказал также мысль о том, что в русских легендах отразилось двоеверие, т.е. соединение языческих и христианских элементов. Определение жанра предполагает отграничение его от других близких ему жанров. К таким жанрам относятся и жанры письменности, и жанры фольклора. С жанрами письменности, например с житиями святых и апокрифами, легенды связывают сходные мотивы; к фольклорным жанрам легенды близки по структуре. Значительной части легенд, как и житиям святых, свойственны религиозно-христианский характер, образ святого, тема творимого им чуда. С апокрифами, в которых отвергается каноническое толкование библейских событий и персонажей и утверждается народное их понимание, легенды роднят тема борьбы бога и дьявола и тема сотворения человека, созданного, по апокрифическим сказаниям, и богом и дьяволом: дьявол сотворил его тело, а бог вдохнул в него душу. Особенно важно то, что и в апокрифах, и в легендах утверждается, что власти земные не от бога, а от дьявола, поэтому они враждебны простому народу. Наконец, и в апокрифах, и в легендах рисуется образ «доброго бога», милостивого к людям, к беднякам. Легенды имеют сходные моменты и с так называемыми духовными стихами, которые возникли в народном творчестве под влиянием религиозной литературы. А.Н. Афанасьев в свой сборник легенд вводит и духовный стих «Егорий храбрый» – о христианском святом Георгии-Победоносце. В.Я. Пропп сопоставляет духовные стихи и легенды, в которых есть образ Смерти, например, стих об Анике-воине, существующий и в стихотворной форме и в прозаическом пересказе. Аника сражается со смертью, но побежден ею. Подобные сюжеты есть и в легендах, например в легенде «Солдат и смерть». Однако легенда отличается от духовного стиха тем, что в ней отражаются народные воззрения, в ней нет страха человека перед смертью, «смерть воспринимается как закон жизни. В названной легенде солдат за примерное поведение и верную службу после смерти попадает в рай. Но райская жизнь не по нему: там не дают, ни водки, ни табаку. Он просит отправить его в ад. Однако там черти готовят ему страшные муки. Перехитрив чертей, солдат бежит из ада. Здесь ясно осмеяние религиозных представлений об аде и рае, острота которого «увеличивается оттого, что народ для более яркого обличения пользуется образами, созданными самой церковью». От преданий легенды отличает то, что в основу повествования положено фантастическое явление, тогда как в преданиях обычно есть реальная основа. Со сказкой легенда сходна в ряде особенностей: в прозаической форме, некоторых сюжетах и мотивах, особенно фантастических. Они используют начальные формулы сказки, главным образом волшебной. Так, легенда «Пиво и хлеб» начинается словами «В некотором царстве, в некотором государстве жил был богатый крестьянин». Подобное начало в легендах «Золотое стремя», «Марко богатый» и других. Часто встречается формула «жили-были», «жил-был», например, в легендах «Солдат и смерть», «Пустынник и дьявол», «Кумова кровать», «Грех», «Горький пьяница». Обычны также начала: «один старик», «один солдат». Отличие легенды от сказки в том, что сюжет сказки строится обычно на «чудесах», а легенды на «чуде», которое совершает святой или «дух» – домовой. Сказка – жанр твёрдой формы, имеющий определенные структурные особенности, а легенда – жанр свободной формы, он может заимствовать у сказки структурные особенности, как устойчивые начала, но сам их не имеет. В сказке действуют обычно простые смертные – мужик, барин, поп, а в легенде к ним присоединяются ещё и святые. Классификация легенд и состав сюжетов Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам. Естественно, что с их тематикой связаны и особенности сюжетов, и особенности персонажей. Это даёт возможность положить в основу классификации легенд их тематику. Русские народные легенды можно разделить на следующие тематические группы: 1. Легенды о сотворении миры, о происхождении солнца, месяца, луны, звёзд, земли и неба. Они чаще всего связаны с библейскими мотивами, но токуют их иначе. Кроме того, в такого типа легендах есть немало языческих элементов. 2. Легенды о животных, где рассказывается не только о происхождении животных, птиц и рыб, но и объясняется происхождение их особенностей: почему у зайца передние ноги коротки? Почему собака и кошка всегда ссорятся? 3. Легенды о Боге, Христе, святых, их хождение по земле, по аду и раю, об их помощи людям, прежде всего труженикам и бедным. 4. Легенды о наказании злых и прощении грешников. В них рассказывается о том, как злой человек отказал в помощи несчастному или путешественнику и был за это наказан, а добрый, помогавший им, был вознаграждён. Подобные сюжеты есть и в сказках, например о злой дочери мачехи и о доброй падчерице. 5. Легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные. Их называют социально-утопическими легендами. К ним относятся рассказы о далёкой счастливой стране, о царе, который избавит народ от страданий. 6. Легенды с семейными мотивами, в которых повествование строится на отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры. Но эти отношения связываются с религиозными или суеверными понятиями. В легенде «Непрошенный сын» проклятие матерью сына приводит к гибели их обоих. В легенде «Муж и жена» супруги забывают в поле ребёнка, а когда возвращаются за ним, видят, что его нянчит леший. В легендах, как и в сказках, зло всегда наказывается. Особо стоят легенды с сатирическими мотивами. Именно они более всего близки к социально-бытовым сказкам. Эти легенды имеют определённый социальный характер. В них обычно действуют бедные крестьяне, землепашцы, которым всегда помогают святые и даже силы природы. В легенде «Чудо на мельнице» бедному крестьянину выпало счастье: он хорошо отнёсся к нищему (это был Христос) и поэтому из небольшого количества зерна намолол много муки. Святым, который часто помогает мужику-земледельцу, в легендах является Николай-чудотворец. В народе существовал культ этого святого. По типу пафоса легенды делят на религиозные и социальные. Идейно-художественные особенности легенд Идейно-художественная сущность легенд состоит в том, что в них выражено народное понимание действительности, народное толкование изображаемых событий и персонажей. Вместе с тем в легендах имеет место глубокое осознание социальной психологии других общественных групп. Так, в известной легенде о бедняке, ставшем богачом, подчеркнуто резкое изменение его психологии, его отношение к людям, особенно к беднякам: он становится жадным и безжалостным. В легендах высказываются религиозные поучения, однако они имеют явно социальный характер: святые и силы природы помогают не барину, попу или купцу, а мужику. В этом состоит суть поучений: крестьянин трудолюбив, честен, человеколюбив. В таких легендах всегда присутствует социальная антитеза: противопоставление мужика его собирателям и угнетателям. Идейная сторона легенд проявляется в том, что в них оценка событий и лиц даётся с крестьянской точки зрения. Важной особенностью идейной стороны легенд служит сатира, которая носит социальный, в том числе антицерковный характер, когда оправдывается убийство человека, стоящего над крестьянами, например, человек, совершивший грех в легенде «Грех и покаяние» и подобных легендах, никак не может искупить свой грех длительным трудом, но убив барина, попа, купца или разбойника, грехи ему тот час же прощаются. Легенда является произведением искусства устного слова. Как и сказки, легенды нередко рассказываются подлинными мастерами слова. В легендах видно мастерство построения сюжета или эпизода, которые раскрывают и основную мысль произведения, и сущность характеров персонажей. Художественное мастерство проявляется и в том, что фантастика и юмор становятся в ней средствами острого обличения. Легенды жили в фольклоре, пока в народе держались суеверные или религиозные представления. Хотя русские легенды имеют много сходных с другими народами сюжетов, перешедших в русский фольклор из сербских, румынских, венгерских, немецких легенд, однако большая часть русских народных легенд самобытна; в них отразились представления русских людей, черты их быта, традиции русского устного поэтического творчества. Лекция 9. |