Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-политическая структура

  • Главной агрокультурой в Китае всегда был рис.

  • Главной проблемой был отбор будущих чиновников и их подготовка.

  • История мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеУчебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков
    АнкорИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    Дата21.12.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    ТипУчебное пособие
    #12355
    КатегорияИскусство. Культура
    страница10 из 42
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   42
    В эпоху Гуптов
    В эпоху Гуптов
    сложилась практика храмового строительства. В Индии появляются вначале пещерные храмы (в частности, вблизи города Аджанты). Содержание росписей пещерных храмов составляют сцены из жизни Будды. В правление Гуптов успехи в архитектуре и живописи были столь значительны, что этот период можно считать золотым веком индийского искусства. Изображение Будды приобретает все большую углубленность и одухотворенность, рассказы о его перерождениях занимают значительное место в литературной прозе Древней Индии.
    Особую роль в культуре Индии играло
    искусство танца.
    Разнообразные школы классического индийского танца возникают и оформляются в первые века нашей эры. Те- атральное искусство включало в себя танец, сценическую игру и музыку. Танец являлся неотъемлемой частью театрального действа, а впоследствии выделился в самостоятельный жанр. Танец индийцы рассматривали как зримую поэзию; зрительное воздействие танца должно было соответствовать воздействию прекрасной поэзии. Танцевальные движения, позы, жесты, мимика представляли собой своеобразный символический язык. В танцах оживали индийские мифы и сказания. Удивительной особенностью индийского танца являются именно жесты. В своей статье, посвященной классическому танцу Индии, Сунил
    Котхари пишет: «Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и даже символическими, они передают целую гамму чувств и мыслей. Они говорят: приди, уйди, нет; они благословляют, ладонь становится благословляющей чашечкой лотоса, с кончиков пальцев слетают птицы, движения могут обозначать небо и землю, семь морей и преисподнюю. Они говорят, в буквальном смысле говорят».
    107
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Постепенно входя в мир этого танца, зритель начинает легко читать символику движений и помещать прочитанное в конкретный контекст» (Сунил Котхари. Классический танец Индии //
    Индия. М., 1987. С. 17—18.).
    Соотношение различных видов искусств в культурах неодинаково. В европейской культуре танец никогда не был таким доминирующим видом искусства, как в культуре индийской. Современный индийский кинематограф (имеющий, кстати, самого массового зрителя) в некоторой степени позволяет представить, какова роль танца и музыки в индийской культуре. Ведь ими наполнены не
    «мюзиклы», что было бы понятно для европейца, а обычные фильмы.
    Искусство танца оказало огромное воздействие на изобразительное искусство. Когда смотришь индийский танец, то как будто видишь ожившие изваяния. Характерной особенностью танца является особая скульптурность поз и движений, что превращает танец в движущуюся скульптуру, а скульптуру — в застывший танец. Процесс синтеза исконно индийской и мусульманской традиций проявился как в истории танца, так и в изобразительном искусстве, в частности в создании индийской миниатюры. В середине XVI в. появилась монгольская школа миниатюры, она уделяла большое внимание историческим событиям, иллюстрируя как эпосы, так и мемуары.
    С историей индийского народа и его повседневным бытом было связано декоративно-прикладное искусство Индии. Изделия индийских ремесленников: ювелирные украшения и оружие, ткани и ковры, статуэтки и сосуды — поразительны по своему художественному мастерству, в них выражены представления индийцев о красоте и гармонии.
    Индия обладала богатыми природными ресурсами и плодородными землями. Главными богатствами ее были текстиль, хлопок, шелк. Еще в XIV—XV вв., когда мусульманские купцы стали вести активную торговлю индийскими товарами, было построено множество удобных пор- тов. Через эти порты в Европу поступали экзотические
    108
    индийские товары, благодаря которым сложилось впечатление о сказочном богатстве Индии.
    Европейцы, торговавшие с Индией, постепенно сосредоточили в своих руках контроль над портами и вмешивались даже в политическую борьбу местных правителей. Индия в это время была политически нестабильной страной. Империя Великих Моголов переживала период упадка, на ее наследство претендовало несколько государств. Хотя в колонизации Индии принимали участие различные европейские государства, наиболее сильны были позиции Англии и английской Ост-Индской компании, объединившей в своих руках как торговые, так и дипломатические отношения с Индией. Англичане активно вмешивались в политические распри индийцев и правили по принципу «разделяй и властвуй». Уже к началу XIX в. практически вся
    Индия была под контролем англичан. В 1858 г. государственная власть в Индии перешла к представителю Англии в статусе вице-короля, и Индия стала британской колонией.
    Завоевание Индии англичанами привело к изменению ее традиционной структуры. Страна превратилась в сырьевой придаток Англии, разорялась и слабела год от года. Ее несметные богатства потекли на Запад. В то же время страна включилась в мировой рынок, англичане строили дороги и открывали промышленные предприятия, создавали новую администрацию.
    Английский язык для страны, говорящей на разных языках, стал объединяющим началом.
    Активное внедрение западной культуры способствовало проникновению в Индию европейского опыта, знаний, образа жизни. Знакомство с Западом стало реальностью для социальных верхов индийского общества, для индийских интеллектуалов, оно способствовало распространению европейских культурных ценностей, английский язык постепенно становился основным для образованных индийцев.
    Индия разделилась на две части: в городах шел активный процесс модернизации, а деревни по- прежнему жили в соответствии с традициями. Радикальные партии не
    109
    имели в Индии массовой поддержки, так как идеи ненасилия были традиционно близки индийцам. В XX в. самым известным политическим лидером, сыгравшим особую роль в истории Индии, стал Махатма Ганди, возглавивший партию Национальный конгресс и разработавший теорию ненасильственного сопротивления. Возглавленное Ганди движение набирало силу, и после окончания второй мировой войны Индия получила независимость. За десятилетия своего независимого развития Индия решила задачи огромной важности. Процесс модернизации продолжался: развивалась промышленность, благодаря чему страна смогла
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru обеспечить себя продовольствием, возникали наукоемкие отрасли, проводились социальные реформы.
    Современная Индия — светское и демократическое государство, она успешно идет по пути технической цивилизации. Однако процесс модернизации охватил далеко не все слои индийского населения. В Индии реально существует два общества: примерно пятая часть индийцев, чей образ жизни повторяет европейский с его ценностями и стандартом жизни, и остальное население, ведущее привычный для их предков образ жизни. Обе части населения остаются достаточно обособленными и живут каждая по своим законам в одной стране.
    Самой большой проблемой современной
    Индии является неконтролируемый демографический рост. В отличие от Китая, где жесткие меры контроля над рождаемостью, введенные государством, помогли снизить рост народонаселения, Индия не имеет такой программы. По прогнозам социологов, именно Индия будет самой многонаселенной страной в
    XXI в. Высокие темпы рождаемости не позволяют стране решить экономические и социальные проблемы, повысить уровень жизни населения, обеспечить образование и медицинское обслуживание всех индийцев. Индия слишком большая страна, чтобы опреде- лить ее развитие по простой формуле. История этой «вечной цивилизации» может быть интерпретирована по-разному, так же как и ее будущее.
    110
    Китай
    Историческая периодизация
    Подобно Индии, Китай можно назвать «вечной цивилизацией». Древнейшие поселения землевладельцев (культура Яншао) появляются в долине реки Хуанхэ около 5 тыс. лет до н. э.
    После периода землевладельческих культур Китаем стали управлять первые династии (к XXII в. до н. э. относятся начало правления династии Ся, а к XVIII в. до н. э. — династии Шан). Вся дальнейшая история Китая также была связана с правлением династий императоров. Одни из них правили сотни лет, другие — десятки. Основателями новых династий чаще становились потомки древнейших аристократических родов, но были в истории Китая случаи, когда императорами провозглашали себя простолюдины, возглавившие крестьянские восстания.
    В отличие от Индии, где почти отсутствуют исторические документы, в Китае письменность возникла очень рано (во II тыс. до н. э.) и необозримое количество письменных источников представляет богатейший материал для реконструкции исторических событий. Однако для историков обилие свидетельств также затрудняет изучение. Многие ранние тексты были канонизированы, обросли комментариями и часто трудно отделить реальные исторические факты от их более поздней интерпретации. Так, например, правление первой китайской династии Ся сопровождается такими легендами об авторитете и добродетельности правителей, что заставляет исследователей сомневаться в реальном историческом факте ее существования и предполагать, что династия Ся могла быть неким золотым веком, идеалом древности, скорее мифическим, нежели достоверным.
    В качестве исторических периодов выделяются этапы правления династий, переживавших подъем, стабильность и спад. Можно говорить об особой «династической цикличности» в истории Китая. Среди династий, период
    111
    правления которых оставил наибольший след в истории, следует выделить
    Чжоу, Цинъ, Тан
    и
    Сун, Цин.
    Эпоха Чжоу (около XI—III вв. до н. э.),
    Эпоха Чжоу
    (около XI—III вв. до н. э.), несмотря на войны, стала временем экономического роста и торгового подъема. Правителям из этой династии удалось укрепить свою власть, создать эффективную централизованную администрацию, разработать систему наследственных земельных наделов. Именно в эпоху Чжоу возникло
    конфуцианство
    как этико-политическое учение.
    С VIII в. до н. э. авторитет и влияние династии Чжоу стали резко падать. За власть боролись мелкие царства, затем образовались крупные государства. В течение следующих 250 лет они
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru постоянно вели войны друг с другом (в истории Китая этот период называется Чжаньго
    «Борющихся царств»). Победителем над всеми стало царство Цинь. Циньский ван принял новый титул «хуанди» (император) и стал первым императором Цинь Шихуанди, завершив объединение Китая. Император добился больших успехов не только в объединении китайских земель, но и в совершенствовании законодательной и исполнительной системы, Он ввел единую денежную систему, начал строительство Великой китайской стены, которая должна была защищать страну от набегов кочевников.
    Империя Цинь
    просуществовала недолго (с 221 по 207 г. до н. э.). После ее падения в результате народного возмущения началась ожесточенная борьба предводителей восставших за власть. В 202 г. до н. э. крестьянин Лю Бан провозгласил себя императором новой
    династии Хань.
    Страна переживала времена гражданского мира и кровопролитных крестьянских восстаний, единства и раздробленности, процветания и бедствий. Китайские историки заметили, что в чередовании этих периодов существует своего рода закономерность. Каждая новая династия вначале действовала успешно, но затем спустя более или менее длительное время крестьянство постепенно разорялось, а среди чиновников росла коррупция. Центральная область ослабевала, и начиналось восстание, участники которого требовали смены правящей династии. Реформы
    112
    обычно сводились к гигантскому переделу земли, когда каждый трудоспособный крестьянин получал свой участок. Количество собираемых налогов возрастало, и империя вновь вступала в период стабильности.
    Эпохой истинного расцвета Китая, золотым веком ее культуры называют периоды правления
    династий Тан
    (с начала VII по начало X в.) и династии Сун (X—XIII вв.). В эту эпоху страна не только переживала экономический расцвет, но и необыкновенный культурный подъем, осо- бенно в области искусства и поэзии.
    Последней китайской династией стала
    династия Цин.
    Империю Цин возглавляли маньчжурские правители, достаточно быстро китаизировавшиеся и этнически, и культурно.
    Династия Цин просуществовала до 1911 г., когда в Китае была установлена республика.
    Китай под властью Цин на протяжении веков (с середины XVII в.) успешно развивался, но к концу XIX в. империя явно клонилась к упадку, завершившемуся поражением цинского Китая в опиумной войне.
    После свержения императорской власти в стране начались либеральные и демократические реформы. В 1937 г. японцы оккупировали Китай, и началась длительная война, в ходе которой укрепились позиции Коммунистической партии Китая (КПК). После войны КПК получила полную власть в стране и начала социалистические преобразования. Только со смертью председателя КПК Мао Цзэдуна в Китае наступила эпоха энергичных реформ. Проводимые в последние десятилетия уходящего века реформы оказались настолько успешными, что Китай обещает стать супердержавой XXI в.
    Социально-политическая структура
    Еще немецкий философ Гегель, характеризуя отношения между властью и обществом, заметил, что в Китае, где перед императором все равны, а следовательно, одинаково бесправны, не может существовать большого различия между рабством и свободой.
    Восточные деспотии Гегель
    113
    считал обществами, где свободен один только правитель. И действительно, власть китайского императора была абсолютной и безграничной. Она была также сакральной: император провозглашался «Сыном неба» — верховного духа, выдававшего «мандат» на правление. В управлении государством император опирался на огромный чиновничий аппарат, необходимый для организации основного производственного сельскохозяйственного процесса. Китайское государство взяло на себя управление экономикой. Поскольку 90% населения составляли крестьяне, то от их благополучия как налогоплательщиков зависела судьба империи.
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Главной агрокультурой в Китае всегда был рис.
    Главной агрокультурой в Китае всегда был рис.
    Исследователи, пытающиеся проследить связь между типом хозяйствования и образом жизни, отмечают, что технология заливного рисоводства (как в Китае) из-за угрозы ирригационным сооружениям предполагает мир, стабильность и порядок, которые должно обеспечить именно государство. Государство занимало очень высокое место в системе ценностей, а представители государства — чиновники получали самый высокий социальный статус. Как и любое традиционное общество, Китай был страной с жесткой социальной структурой.
    Но и в Китае была достаточно высокая социальная мобильность. Только один факт, что императорами могли стать бывшие крестьяне, подтверждает эту особенность. Личные заслуги чиновника, а не его родовитость становились основой для продвижения и успеха. Для того чтобы государственный аппарат действовал эффективно, в Китае была создана уникальная бюрократическая система.
    Главной проблемой был отбор будущих чиновников и их подготовка.
    Главной проблемой был отбор будущих чиновников и их подготовка.
    Если сначала чиновники принадлежали к определенному социальному слою и их привилегии обеспечивались наследственно, то со временем возник конкурс претендентов на должность. Участники этого конкурса должны были сдать экзамены, показав знания истории и литературы Китая, обнаружив умение рассуждать на философские темы и даже... сочинять стихи! Успешная сда-
    114
    ча экзаменов открывала возможность стать чиновником, т. е. приобрести высокий социальный статус в обществе и получать высокое жалование. К сдаче экзаменов допускались и простолюдины, хотя, конечно же, в большинстве случаев это были потомки чиновников и знати. Тем не менее любой человек мог попытать счастья. Допуск к экзаменам простолюдинов открывал возможность для каждого способного мальчика, обратившего на себя внимание односельчан, стать со временем важным государственным чиновником. Чиновничий аппарат пополнялся способными и целеустремленными «студентами», поскольку сдать экзамены было весьма непростой задачей. Даже в китайских сказках бродячий «вечный студент» был часто встречающимся персонажем, ведь участники конкурса, «студенты», предпринимали такие попытки не один раз, и по многу лет.
    Сам принцип выдвижения мудрых и способных и их справедливый конкурс на должность провозглашался еще Конфуцием. В эпохи Тан и Сун система отбора достойнейших была полностью оформлена и предполагала выдвижение именно знатоков конфуцианства, которые от теории должны были переходить к практике. Бесспорно, что именно данная система отбора чиновников стала одной из причин необыкновенной жизнеспособности китайской цивилизации, несмотря на все перипетии ее развития.
    Были и другие последствия. Еще одним следствием принятой в Китае системы сдачи экзаменов на государственные должности явилась высокая ценность образования. Для того чтобы выдержать экзамены, необходимо было заниматься под руководством мудрых и образованных людей. Именно полученное образование позволяло измененить социальное положение человека, повысить его статус. Естественно, что носители знания (мудрецы, поэты, художники, философы) занимали самое высокое место в обществе, статус мудреца был, например, намного выше статуса военного.
    Нельзя не видеть связи между сдачей экзаменов и необходимостью подготовки образованных людей и особой
    115
    сложностью китайской письменности-иероглифики. Для того чтобы запомнить несколько тысяч иероглифов, учащийся должен был обладать от природы хорошей памятью и развитым ассоциативным мышлением. Даже в наше время овладение иероглифической письменностью представляет такую сложность, что время от времени затеваются дебаты среди педагогов о возможности перехода к алфавитному типу письма. В давние времена отбор способных к обучению китайцев был насущной необходимостью.
    В Китае образование стало «лифтом» социальной мобильности, обеспечивая возможность перехода из одного социального слоя в другой во многом благодаря личным заслугам.
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   42


    написать администратору сайта