Главная страница
Навигация по странице:

  • Конфуцианство Конфуцианство

  • Религиозно-мифологические представления

  • Литература 1. Абаев Н. В

  • История мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеУчебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков
    АнкорИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    Дата21.12.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    ТипУчебное пособие
    #12355
    КатегорияИскусство. Культура
    страница11 из 42
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   42
    Религиозно-мифологические представления китайцев
    Когда европейские миссионеры начали обращаться к китайцам с христианской проповедью, они не смогли обнаружить в китайском языке термина, адекватного европейскому понятию
    «бог». В представлениях древних китайцев, создателем всего сущего было Небо, порождающее все многообразие жизни от связи с Землей. В средневековой мифологии Небо представлялось как место пребывания огромного количества божеств. Один из космогони- ческих мифов рассказывает об отделении неба от земли по мере роста божества Пань-гу, при этом Космос уподобляется человеческому телу.
    Широко были распространены предания о культурных героях: так Фуси научил людей приготовлению пищи на огне, охоте и рыболовству, Хуанди придумал колесницы, дороги и календарь, Суйжэнь добыл огонь, Шэньнун устроил рынок и научил людей земледелию. Как часто бывает в мифологии, одно и то же изобретение часто приписывается разным богам.
    Вначале разрозненные образы древнекитайской мифологии постепенно складывались в единую систему с огромным количеством мифов, многие из которых до сих
    116
    пор живы в сознании китайцев. Боги войны и драконы, феи и боги счастья, боги удачи и боги богатства, бывшие ранее то полководцами, то чиновниками, боги — хранители жизни и домашние божества, боги-умельцы и боги-бессмертные — пантеон китайских богов был поистине неисчерпаемым. Древние мифологические представления в восприятии китайца тесно переплетались с мифологией
    даосизма
    и
    буддизма,
    с этическими установками
    конфуцианства,
    как учений, ставших основными религиями Китая.
    Конфуцианство
    Конфуцианство
    стало государственной религией Китая, а ее основатель древний китайский мыслитель Конфуций, живший на рубеже VI—V вв. до н. э. (552—479 гг.) был даже причислен к лику святых. Как философ Конфуций не задавался вопросами о смысле жизни и тайнах природы: он искал путь к процветанию общества, утверждая, что человек должен научиться следовать правилам гуманности, человеколюбия. Конфуций и поныне считается духовным отцом китайцев. Его учение пользуется признанием, а имя — почитанием. Сам он не написал никаких книг, а лишь прокомментировал классические произведения Древнего
    Китая. Вскоре после смерти Конфуция ученики изложили его взгляды в небольшой книге
    «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Книга строится своеобразно: ученики задают вопросы,
    Конфуций отвечает. «Лунь юй» является, по сути дела, сборником мудрых мыслей и настав- лений. Основное содержание поучений Конфуция составляют суждения о пяти простых великих добродетелях: мудрости, гуманности, верности, почитании старших и мужестве. Они находятся в соответствии с законами природы и являются важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей.
    Конфуций сравнивал государство с семьей, а правителя с отцом. Главное — найти путь к свободному процветанию общества, его благоденствию и спокойствию, что предполагает соблюдение ряда принципов, важнейшими из которых являются пять великих добродетелей.
    Человек, следующий этим правилам, — идеальный гражданин (цзюнь-цзы).
    Конфуций
    предлагает начать моральное совер-
    117
    шенствование с самого себя, затем построить должные отношения в семье, а потом и в
    государстве.
    Примером справедливости и ответственности должен быть правитель, на необходимость его нравственного авторитета постоянно указывал Конфуций. Правитель, по
    Конфуцию, должен иметь возле себя ученого, мудреца, который стал бы его помощником и советчиком.
    Главным правилом жизни конфуцианство считает соблюдение правил и обрядов (ли).
    Конфуций требовал строгого соблюдения древних обычаев, в частности культа предков: т. е. совершения обрядов и жертв в юс честь. По религиозным верованиям китайцев, главнейшей обязанностью является также сыновняя почтительность (
    сяо
    ). Центральным понятием учения
    Конфуция является также принцип
    жень —
    гуманности, человеколюбия. В книгах современ- ных исследователей приводятся разнообразнейшие интерпретации этого принципа добродетели, и не случайно! Ведь в европейской цивилизации принцип гуманизма как основы человеческого поведения появляется лишь в эпоху Возрождения, а Конфуций говорит о нем за
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    500 лет до н. э. Конфуцием был сформулирован принцип, получивший в европейской традиции название «золотого правила нравственности». Оно гласит:
    «Не делай другим того,
    чего не желаешь себе».
    «Лунь юй» начинается и завершается высказываниями о необходимости учиться, учеба же не сводится только к овладению знаниями, она заключается в нравственном совершенствовании личности.
    Конфуцианство было политическим и морально-этическим учением. Конфуций не задавался вопросами о жизни души после смерти, он попытался построить мораль, независимую от религии. Конфуций считал высшей ценностью земное существование и видел спасение в ста- бильности и жизнеустойчивости общества. Он сам начинал как чиновник, потом отошел от политической деятельности и создал свою философскую школу. Его учеников называли конфуцианцами. Они, говоря современным языком, были политиками, политологами, исто- риками, писателями и, конечно же, чиновниками. Кон-
    118
    фуцианцы сыграли значительную роль в политической истории Китая. Конфуцианство стало главной политической доктриной в Китае и оставалось таковой в течение 25 веков. В XVI в.
    Конфуций был обожествлен, сам император совершал в честь него религиозные обряды. Даже в начале XX в. в Китае насчитывалось около 1,5 тыс. храмов, построенных в честь Конфуция.
    Специального конфуцианского жречества в Китае не было, исполнителями обрядов являлись должностные лица. Система государственных экзаменов, с одной стороны, была порождена конфуцианством, а с другой — поддерживала и воспроизводила его, поскольку именно знание классических конфуцианских книг должен был продемонстрировать претендент на государственную должность.
    Сравнивая авторитет конфуцианства с быстро меняющимися политическими учениями
    Европы, невозможно не отметить удивительной стабильности и традиционности восточного менталитета. «Во второй половине XX в. в Китае проходила компания («против Линь Бяо, против Конфуция») в которой цитировались и сопоставлялись изречения и Линя и Куна, но при этом Кунцзы жил в середине 1-го тысячелетия до н. э., а Линь Бяо — в конце второго»
    (Куль-пин Э. С. Восток. (Человек и природа на Дальнем Востоке). М., 1998. С. 20.). На протяжении двух с лишним тысяч лет конфуцианство представляло собой государственную идеологию (только в III в. до н. э. и в XX в., учение подверглось критике).
    Современные исследователи обращают внимание также на рационализм конфуцианства как мировоззрения. Оно предполагало, что, основываясь на разумных и нравственных принципах поведения, можно усовершенствовать как жизнь отдельного человека, так и целого общества.
    Именно в качестве рационалистической утопии оно и получило распространение. Но конфуцианская модель культурного развития человека отнюдь не была единственной. Две другие модели —
    даосизм
    и
    чань-буддизм
    (китайский вариант учения Будды) — резко отличались от конфуцианства.
    даосизм
    и
    чань-буддизм
    Основателем даосизма был Лаоцзы, учение
    119
    которого также было изложено уже после его смерти и представляет собой сборник странных и загадочных изречений — «Дао-дэ-цзин» («Книга о Дао»). Конфуций и Лаоцзы были современниками, старинное предание даже сообщает об их встрече и беседе, а возможно, и споре, настолько расходились их учения.
    Центральной идеей философии Лаоцзы была
    теория дао.
    Китайское слово «дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и закон человеческого поведения, обычно его переводят как
    «путь».
    В отличие от Конфуция Лаоцзы не интересовался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь достижения — это самоуглубление, духовное очищение. Условием его является овладение телесностью, т. е. особый режим питания, физические упражнения и дыхательная гимнастика, особая психотехника и достижение сексуаль- ной гармонии. Даосы совсем не интересовались политикой (вряд ли можно было рассматривать ее как средство продления жизни, скорее наоборот), они были врачами, собирателями трав, занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица) и геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» земли).
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Если конфуцианство — учение рационалистическое, то
    в даосизме весьма сильное мистическое
    начало.
    Конфуцианство обращалось к человеку, в первую очередь как культурному, разумному существу, даосизм — к человеку как существу природному: его эмоциям, инстинктам.
    Если конфуцианцы призывали к социальной активности, то даосы (последователи даосизма) выдвинули принцип недеяния: «Не выходя со двора, можно познать истинное дао», — это высказывание Лаоцзы стало его классической формулировкой. Конфуцианская идеология, этика была попыткой снятия напряженности между человеком и обществом, укрепила социально- политическую систему Китая, усовершенствовав ее. Даосизм выработал собственную и весьма оригинальную концепцию культурного развития человека.
    120
    Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев, а даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность. Даосы были противниками конфуцианства, считая, что человек должен руководствоваться не социальными доктринами, а стремиться к естественности поведения. Представления о природном равенстве людей и необходимости возврата к естественному состоянию также включены в даосизм. Даосская религия имела своих служителей — жрецов, свои храмы и священные книги. Даосские святые
    («бессмертные») почитались в Китае подобно божествам. Весьма распространен даосизм и в современном Китае. Рядом с конфуцианством и даосизмом, оригинальными китайскими учениями, популярностью пользуется
    буддизм,
    привнесенный из Индии. Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился там и фактически занял положение третьей религиозной системы. Буддийские обряды вместе с даосскими и конфуцианскими выполняют почти все верующие китайцы. В стране за многие века сформировалось несколько оригинальных школ собственно китайского буддизма, самое примечательное из них — школа
    чань-буддизма
    (термин
    чань
    означает «медитация»). По преданию основоположником чань-буддизма стал ин- дийский проповедник Бодхирдахма. Чань-буддизм отвергает чтение сутр, исполнение ритуала и вообще поклонения Будде. Целью становится медитация и самораскрытием человека в повседневной жизни.
    Не соглашаясь с конфуцианским убеждением, что человек в принципе является рациональным существом и лучший способ воздействия на его сознание — это слово и текст, чань-буддисты утверждали, что любой текст только скрывает истину. Они были близки к даосам, считавшим, что
    «знающий не говорит, а говорящий не знает». В чань-буддизме особая роль отводилась медитации, а целью ее было достижение особого состояния «просветления». Чань-будцизм вырабатывал более гибкую, чем в конфуцианстве модель поведения. В чань-буддизме был накоплен
    121
    ценный психологический опыт, оказавший воздействие на художественное творчество.
    Любопытно, что параллельное сосуществование конфуцианства, даосизма и буддизма никогда не приводило к религиозным распрям, поскольку в стране возникла ситуация религиозного синкретизма: персонажи народной мифологии, даосской и буддийской были объединены с героями конфуцианского культа. В деревенском храме рядом вполне могли оказаться статуи
    Конфуция, Лаоцзы и Будды.
    Мир повседневности
    В культуре Китая важное место занимает такой феномен сознания, как
    китайские церемонии.
    Так называют в Европе строгие нормы поведения и мышления, сложившиеся на основе культа традиций и ритуалов. Именно ритуалы упорядочивали отношения между людьми, да и сам человек становился проекцией его общественной значимости. Не столько индивидуальность личности, сколько социальная роль, которую выполняет человек, стала ценностью в китайской цивилизации. Замечательной иллюстрацией этой особенности мировосприятия китайцев стал традиционный жанр портрета. В Западной Европе жанр портрета становится ведущим в эпоху Возрождения, обнаруживая открытие человеческой индивидуальности. В
    России XVIII в., с началом петровских преобразований также развивается в первую очередь портретное искусство. В китайской традиции жанр портрета выполняет принципиально иную задачу, чем в западной. Китайский художник выписывал не подробности внешности изображаемого, а отражение его духа. Фактически художник конструировал облик персонажа, основываясь на его моральных качествах.
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    «В традиционном отношении китайцев к женщине есть что-то глубоко неловкое, неуклюжее, даже жестокое, ибо это отношение с редким упорством и последовательнос-
    122
    тью отрицает в женщине женское начало, присущие только женщине переживания, интересы и мечты. «Женщина сильнее мужчины», — гласит поговорка китайских крестьян, в которой без всякой иронии отразился взгляд на женщину прежде всего как на работницу» (Малявин В.
    В. Китайская цивилизация. М., 2000. С. 542—543.) — отмечает В. В. Малявин в своей книге
    «Китайская цивилизация». Гуманизм Конфуция не помешал ему довольно резко отзываться о женщинах, даже запретить общение незнакомых мужчин и женщин. Женщины не могли уча- ствовать в мужских компаниях, девочкам с детства не разрешалось играть с мальчиками.
    Поскольку ритуалы, связанные с культом предков, осуществлялись исключительно мужчинами, то особенно ценилось появление на свет мальчиков, сыновей.
    Проблема выбора супруга была незнакома китайской женщине до такой степени, что даже в фольклоре исследователи не обнаруживают мотивы жалоб на замужество без согласия девушки, на ее брак с нелюбимым. Для семейного быта китайцев характерно представление о предосудительности публичных проявлений любовных отношений между мужем и женой.
    Только муж обладал правом на развод, а после его смерти жена не имела права снова выйти замуж. Женщины Китая носили, подобно мужчинам, широкие в поясе штаны, а также длинные халаты, скрывающие женские формы.
    Миф мужского превосходства был в особенности характерен для конфуцианства, в то же время даосизм с его искусством гадания и врачевания становился религией для женщин.
    Строгие ограничения конфуцианской морали даосизм компенсировал утонченным искусством любовных отношений. В рамках даосизма была разработана особая сексуальная техника, традиции которой изучают современные западные сексологи. У даосов особая сексуальная практика стала частью духовного совершенствования. Воспитывая детей, китайцы старались внушить ребенку необходимость беспрекословного повиновения старшим, уважения по
    123
    отношению к родителям. Ради сплоченности семьи требовалось жертвовать личными интересами. Каждый ребенок твердо знал свое место в семейной иерархии. В целом китайские методы воспитания в первую очередь сдержанности и подчинения обнаруживают серьезное расхождение с западными принципами.
    Искусство
    Важной особенностью китайской культуры, во многом обусловившей не только самобытность китайского искусства, но и способ мышления китайцев, была
    иероглифическая письменность.
    Сложный иероглиф, воспринимаемый целиком как символ того или иного понятия, составляется из более простых элементов, наделенных собственным значением.
    Необходимость «расшифровывать» письменные знаки формировала и укрепляла способность китайцев мыслить образами и символами. Изобразительно-символический характер иероглифики и трудоемкость техники письма, требовавшей высокого мастерства владения кистью, привели к эстетизации письма, осознанию самоценности его графической основы —
    линии
    и появлению самостоятельного вида искусства —
    каллиграфии.
    Владение каллиграфией, как и всем комплексом традиционной учености, включавшим знание древних философских трактатов, классической поэзии, живописи, давало через систему экзаменов доступ к успешной карьере, породив особый пиетет перед иероглификой, подлинный культ письменности. В каллиграфии существовало множество школ, стилей и почерков.
    Единство эстетических принципов сближало каллиграфию с живописью. Сам процесс создания традиционной китайской картины был сходен с письмом. Художник с помощью тех же средств, что и при письме, — кисти и туши — строил композицию, составленную, как и иероглиф, из определенных элементов, написанных каллиграфическими линиями и штрихами.
    В VI—XI вв. складыва-
    124
    ются основные
    жанры китайской живописи:
    пейзаж («горы» и «воды»), «цветы и птицы»,
    «люди». Ведущая роль среди них принадлежала пейзажу. Традиционная китайская живопись условно подразделяется на два типа. В пейзажах приверженцев первого из них выразилось
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru мистическое преклонение перед необъятностью и могуществом природы. Их работам присущи яркие цветовые сочетания, выписанность каждой детали. Сторонники другого направления испытали сильное влияние учения
    буддистской секты чань.
    Художники делали акцент на интимном общении с природой, исполненной тишины и покоя, находящейся в гармоническом согласии с человеком. Их живопись полна намеков, недосказанности, по- этических раздумий. С творчеством мастеров этого направления связано становление монохромной живописи тушью. Особенностью их пейзажей является подчеркнутая воздушность пространства, обобщенность форм и мягкость очертаний. Работа кистью скупа, но выразительна. Этот стиль тесно связан с искусством каллиграфии.
    Входившая в круг занятий образованных людей живопись высоко ценилась в средневековом
    Китае. Талантливые художники, среди которых были даже императоры, пользовались заслуженной славой. Создатели средневековой скульптуры, которая считалась уделом ремесленников, наоборот, оставались обычно безвестными.
    Выдающимся явлением мировой культуры была
    классическая китайская поэзия.
    Мощное государство императоров династии Тан (618—906) было временем небывалого взлета китайской поэзии. Лучшие танские поэты — Ли Бо (701-770), Ду Фу (712-762), Бо Цзюй-и
    (772-846).
    В художественной культуре Китая живопись и литература органически связаны. Поэзия отличается лиричностью, богатством образного ряда при немногословии, постоянстве тем.
    Живописность китайской поэзии и поэтичность живописи — нерасторжимый синтез, вырос- ший на почве сформировавшегося в глубокой древности учения
    дао.
    125
    Подобно другим традиционным культурам, Китай, вступив в диалог с Западом, вынужден был измениться. Китайские императоры считали себя правителями Поднебесной и далеко не сразу осознали, какие последствия несет им встреча с европейцами. Еще в XVIII—XIX вв. китайцы верили в свое превосходство над остальным миром. В Китайской империи в XIX в. проживало 400 млн жителей и она контролировала значительную часть мировой экономики. Китай успешно торговал с Западом и получал огромные прибыли от продажи таких традиционных для него товаров, как фарфор и чай. Так, например, в 1800 г. англичане ежегодно потребляли 10 000 т чая.
    Местные купцы стали самыми богатыми в мире, настолько велик был приток денег.
    Однако вековое господство и превосходство Востока уже находилось под угрозой. Англичане нашли способ ослабления Китая: им оказалась торговля наркотиками. В горах Индии, где англичане чувствовали себя хозяевами, произрастал опиумный мак. Вкладывая деньги в произ- водство и распространение этого наркотика, англичане затем поставляли его китайцам в обмен на чай. Английские корабли доставляли опиум в китайские порты, а затем отправляли его по рекам в глубь страны. Эта торговля была смертельно опасна для Китайской империи. Китайцы попытались бороться с опасностью. Однако несмотря на официальные запреты и даже указы императора торговля опиумом не прекращалась.
    В 1839 г. английским купцам приказали очистить склады от опиума, у неподчинившихся товар был уничтожен или конфискован. Англичане в ответ прибегли к оружию. С обеих сторон начались открытые военные действия, завершившиеся капитуляцией Китая в 1842 г. Империя должна была выплатить огромную контрибуцию и предоставить Англии, а затем и другим европейцам торговые льготы. Иностранцы к тому же приобрели право неподсудности китайским властям. Все это в целом привело к упадку империи и управляющей ею цинской династии. В
    126
    стране, как это бывало в ее истории и раньше, начались крестьянские восстания. Но на этот раз обычного повторения очередного цикла в китайской истории и установления новой династии не произошло. В 1911 г. в Китае была провозглашена республика, а ее президентом избран Сунь
    Ятсен. Он был человеком патриотически настроенным, получил хорошее образование (учился в
    Японии и США). Сунь Ятсен приспособил западные либерально-демократические и социалистические теории для решения проблемы модернизации Китая, выдвинув универсальную концепцию модернизации всей страны. Развивая принципы разделения властей, к трем ветвям власти, заимствованным из американской политической системы, Сунь Ятсен добавил еще две, традиционно китайских: экзаменационную и контрольную. Как и во времена Конфуция, отбирались преданные стране и просвещенные чиновники. Такая система сохраняется и сейчас на
    Тайване, а недавно вновь введена в КНР. Три народных принципа, сформулированных Сунь
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Ятсеном:
    национализм, народовластие
    и
    народное благоденствие
    стали синтезом китайской и западной культур. Не только Сунь Ятсен, но и другие китайские реформаторы, осмысляя опыт модернизации своей страны, пришли к выводу, что следует придерживаться принципа
    «китаизации западного», а не «вестернизации китайского». Однако реализовывать данный прин- цип без противоречий и ошибок оказалось весьма непросто.
    В 1938 г. Китай был оккупирован Японией и не смог оказать достойное сопротивление экономически и технически более развитому соседу. В японо-китайской войне погибли миллионы китайцев. Антияпонскую борьбу возглавила Коммунистическая партия Китая, во главе которой был Мао Цзэдун. Борьба завершилась победой китайских коммунистов и образованием КНР.
    В период правления Мао Цзэдуна страна оказалась втянутой не только в революционный процесс, но и в гигантские социальные эксперименты: «большой скачок» и «культурную революцию».
    Политика «большого скачка»
    127
    была абсолютно волюнтаристской попыткой «модернизации вдогонку». Крестьяне были лишены земли и собственности, объединены в коммуны, производство оказалось дезорганизовано, в стране начался страшный голод (некоторые социологи называют цифру 30 млн умерших!).
    На рубеже 60-х гг. положение было выправлено, но вскоре начался очередной грандиозный эксперимент, которым стала «китайская культурная революция», под знаком которой прошло последнее десятилетие жизни Мао (он умер в 1976 г.). В ходе культурной революции милли- оны образованных китайцев были переселены в деревню под предлогом борьбы с буржуазной идеологией. Начались погромы партийного и государственного аппарата и интеллигенции, со стороны которой Мао ощущал скрытую оппозиционность. Проводили культурную револю- цию
    хунвейбины —
    преданные Мао отряды молодежи. Культурная революция вновь довела страну до кризиса. Перед преемниками Мао встала проблема выхода из тупика.
    Япония
    Влияние «вечной цивилизации» Китая на другие страны и народы всегда было весьма ощутимым. Большую роль такое воздействие оказало и на развитие Японии, культуру которой можно считать «дочерней» по отношению к китайской. Возникновение культуры на Японских островах уходит в глубь тысячелетий. Следы древнейшей протокультуры Дземон относят к III тыс. до н. э. В I тыс. до н. э. сложился японский этнос и зародилась оригинальная японская религия —
    синтоизм.
    Первое государство возникло сравнительно поздно, в III в., в период, получивший название
    Ямато. На Японских островах всегда ощущалось сильное китайское влияние: перенимались религия и письменность, организация управления, знание и искусства. Если Китай переживал период расцвета, то оно особенно усиливалось. 128
    Вся история Японии делится на исторические периоды, так называемые эпохи, названия которых не всегда связаны с династиями, как в Китае, а могут определяться и переменой столиц. Так, в начале VIII в. была отстроена столица Японии Нара, давшая название целому периоду в японской истории. В это время усиливается централизованная власть, синтоизм дополняется даосизмом и буддизмом, привнесенными из Китая, начинает развиваться культура и искусство. Подлинным золотым веком японской культуры стала эпоха Хэйан (так по-японски звучит название новой столицы — Киото), продолжавшаяся с конца VIII до начала
    XII в.
    Странным образом эпоха ослабления централизованной государственной власти была одновременно и эпохой расцвета литературы и искусства, во многом развивавшегося благодаря китайскому влиянию.
    В XII в. в Японии вновь меняется столица. Ею становится город Камакура, объявленный ставкой
    сегуна —
    предводителя самураев. Власть императору стала принадлежать лишь формально, она сосредоточилась в руках самурайской верхушки. Эпоха Камакура стала временем усиления централизации страны, развития ремесел и торговли (XII-XIV вв.).
    Находясь у власти, самураи изолировали страну от внешнего мира уже в XVII в., в самом начале контактов с европейцами. Конечно, им удалось осуществить изоляцию во многом благодаря островному положению Японии (достаточно было закрыть порты для иностранцев).
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Проводимая в течение двух веков политика изоляции привела, однако, к стагнации, экономическому упадку и кризису. В 1868 г. период самурайского правления закончился и власть в стране оказалась в руках императора Муцухито. Началась новая эпоха в истории
    Японии, получившая название эпохи Мэйдзи. Страна вступила на путь модернизации и радикальнейших преобразований, превративших Японию в одно из самых преуспевающих современных государств.
    129
    Социально-экономическая структура
    Основы японской государственности были заложены и развиты в III—VII вв. Во главе страны стоял император
    «тэнно» (сын неба).
    В его подчинении находился большой чиновничий аппарат, управлявший полноправными японцами, платившими налоги. Хотя японцы заимствовали у китайцев и титул правителя, и конфуцианскую модель государства, сразу появились различия. Роль конфуцианской верхушки постепенно уменьшалась, и на первое ме- сто выходила японская знать, так называемые
    дома.
    Так, например, знаменитый род «дом
    Фудзивара» на протяжении 500 лет контролировал императоров. Власть все более сосредоточивалась не у конфуцианской администрации согласно классическому китайскому образцу, а у владельцев земельных наделов, представителей знатных и богатых родов. При сравнительно слабой централизации в Японии проявлялась тенденция к приватизации частных владений. В IX—X вв. усиливается мощь отдельных феодалов, растет раздробленность страны. На протяжении IX—XI вв. власть в стране удерживает родовая аристократия, в среде которой формируются новые нравственные и эстетические идеалы.
    Эпоха Хэйан была расцветом аристократической культуры Японии.
    В XII—XIV вв. сформировался и выдвинулся класс военных —
    самураев.
    Их усиление связано с существованием частных земельных владений. Если в Китае каждый житель платил налог императору, которого, в сущности, не заботило местонахождение налогоплательщика, ибо государственные чиновники находили его везде, то в Японии уход крестьянина с частного землевладения означал для собственника сокращение суммы собираемых налогов. Для поиска крестьян-беглецов, решивших поменять землевладельца, были организованы
    отряды
    вооруженной полиции.
    Из их числа и сформировалось новое военное сословие — самураи.
    Начиная с XII в., реальной политической властью в стране обладал сегун — военный правитель, предводитель самураев. Система военного управления страной —
    130
    сёгунат —
    просуществовала в Японии вплоть до середины XIX в. Именно при сегунах произошла централизация Японии. Сегунами были и три самых знаменитых исторических деятеля Японии: Ода Нобунага (XVI в.), Тоетоми Хидэеси (XVI в.) и Токугава Иэясу (XVII в.).
    Система власти в стране опиралась теперь на
    воинов-самураев,
    а не на обычную чиновничью бюрократию. Самураи стали замкнутым сословием, жестко организованным, соблюдавшим кодекс военной этики, основным из важнейших принципов которого была личная преданность господину, вплоть до готовности отдать за него жизнь. В период сегуната император сохранил за собой только религиозную, а не светскую власть. Императоры оказывались на троне в малолетнем возрасте, а по достижении зрелости уходили в монастырь, отрекаясь в пользу нового наследника. Только после начала антисегунского движения, вызванного отставанием страны в результате политики изоляции, проводимой самураями, светская власть императора была восстановлена. Произошло это событие в 1868 г. Система власти в Японии оказалась менее прочной, чем в Китае. Император царствовал, но страной реально не управлял. В
    Японии так и не закрепилась конфуцианстская система отбора чиновников. Высшие посты удерживали за собой представители местной знати. Власть на местах оказалась именно у владельцев частных земельных владений, достаточно зависимых от центральной власти.
    Религиозно-мифологические представления
    Япония — страна, уникальным образом совместившая две религии:
    синтоизм
    и
    буддизм.
    Даже сейчас проводимые социологические опросы показывают, что синтоистами и буддистами одновременно считают себя 90% страны.
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Синтоизм
    Синтоизм —
    древняя и оригинальная японская религия, представляет собой обожествление сил природы и включает культ предков. Синтоизм одушевляет буквально все: людей, животных, растения, горы, реки, камни,
    131
    души умерших предков. Синтоизм не представляет собой абсолютно единого учения и делится на храмовый и сектантский. Храмовый синтоизм до конца второй мировой войны оставался государственной религией Японии, основываясь на принципе божественной императорской власти и самой фигуры правителя. Важную роль в синтоизме играет культ предков, обряды и ритуалы которого во многом заимствованы в Китае. Считается, что души умерших предков превращаются в
    ками —
    это общее название для всех духов и богов. Сама же религия называется
    камидо (путь богов),
    синтоизм — ее китаизированное название.
    Синтоитский пантеон огромен, в священных текстах говорится о миллионах
    ками.
    Видное место в нем занимают императоры и выдающиеся исторические деятели Японии. Среди ками есть своя иерархия: высшими являются небесные ками-боги, затем земные ками той или иной местности, и, наконец, ками-духи, проявлением существования которых служат явления природы и предметы. В мифологии синтоизма отражена вера японцев в магию и в то же время не представлен миф о творце мироздания.
    Главной заповедью храмового синтоизма было безусловное повиновение императору.
    Синтоизм как религия обращен к земной жизни и мало интересуется жизнью потусторонней.
    Синтоистскими ритуалами обычно обставляются события земной жизни человека: свадьба, рождение детей, в то время как похороны и поминовение предков осуществляется по буддистским канонам. Если синтоизм — чисто национальная религия, то буддизм был привнесен извне. Он получил распространение в Японии с середины VI в. и оказал огромное влияние на культурную жизнь японского общества. У буддизма и синтоизма сложился общий пантеон богов. Считалось, что тот или иной будда проявляет себя через синтоистское божество. Боги
    синто
    были включены в буддистский пантеон в качестве
    ботхисатв.
    Японский буддизм не был единым учением, а развивался различными школами (сектами).
    Особую известность, как в Японии, так и за рубежом, приобрела секта
    дзен-буддизма.
    Японское слово
    дзен,
    как и китайское
    чань,
    132
    означает медитацию. Дзен-буддизм, проповедовавший мистическое самоуглубление и внеразумное постижение истины, оказал глубокое воздействие на духовную жизнь общества.
    Последователи дзен отказались от ритуальности, не признавали духовных авторитетов и норм, не доверяли слову и тексту как форме передачи высшей истины и логическому мышлению как способу ее постижения. Достичь
    сатори
    (просветления) можно было лишь путем мистического созерцания. Дзенские монахи перенесли внимание на эстетическое переживание как на возможность непосредственного постижения истины через произведения искусства.
    Вследствие этого дзен-буддизм оказал значительное влияние на японскую эстетику и художественную культуру, а также внес вклад в духовное возрождение Японии и формирование национальной психологии.
    Мир повседневности
    Япония успешнее всех традиционных культур Востока осуществила модернизацию. Сейчас страна находится в авангарде постиндустриальной цивилизации. «Загадкой Японии» стали интересоваться исследователи. Появилось огромное количество книг, посвященных японской культуре и японскому национальному характеру. Среди этих книг есть серьезные культурологические исследования, как, например, работа Р. Бенедикта «Хризантема и меч», вышедшая еще в 1947 г. и написанная по поручению американского военного командования, принимавшего решения о послевоенном будущем Японии. Есть и любопытнейшие впечатления обычных путешественников. Конечно же, мнения о национальном характере японцев, как и любого другого народа, не могут не быть субъективными, но и в личных наблюдениях можно увидеть долю истины. Как отмечают исследователи, у японцев ощуще- ние принадлежности к социальной группе, в качестве которой выступают семья и соседи, сослуживцы и земляки, выражено острее, чем в другой культуре, за исключением
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    133
    разве что китайской. В социальном поведении японцам свойственна
    эмпатия,
    т. е.
    способность сопереживания
    другому человеку. Стремление понять другого и действовать в соответствии с его ожиданиями стоит на первом месте в поведении японца. Эмпатия в свою очередь предполагает зависимость от другого.
    Характерна для японцев и особая статусность общения: каждый человек располагается на своей ступеньке социальной лестницы, строго выполняя обязанности и пользуясь правами, и каждый старается не переступить грань дозволенного. Довольно любопытен такой пример.
    Психологи давно уже интересуются принципами японского управления, видя в нем одну из причин «японского чуда». Оказалось, что в крупных компаниях должности управляющих занимают по старшинству, согласно возрасту. Молодому и способному менеджеру практически невозможно занять место своего начальника, пока тот не выйдет на пенсию или не будет повышен в должности. Казалось бы, это не должно способствовать успеху бизнеса.
    Но все наоборот: исчезает опасность потери должности, нет угрозы «подсиживания» и неожиданного увольнения и... улучшается атмосфера в коллективе, все работают на общее дело, а не только ради собственного продвижения.
    Современные авторы описывают привлекательные стороны японского национального характера: умение избегать соблазнов, отделять добро от зла, восторгаться красотой, но и не обходят и негативные характеристики, такие как формализм, бюрократизм и авторитаризм японцев. В поведение японской нации глубоко проник
    традиционализм,
    став важнейшей чертой ее характера. Сложившиеся традиции закрепляют национальные, культурные и бытовые обычаи японцев. Именно традиционализм японцев помог им не просто заимствовать иноземную культуру, вначале китайскую, а потом и западную, но и сделать ее органичной для себя. Япония оказалась страной, открытой к культурному диалогу гораздо в большей степени, чем Индия или Китай. Традиции успешно совмещались в Японии с усвоением нового.
    134
    После периода изоляции японцы уже не прибегали к искусственным барьерам против внешнего культурного натиска. Новые элементы они уже не отталкивали, а по-настоящему ассимилировали, что удавалось легко далеко не всем народам. Любой элемент чужой культуры осваивался прагматично, в соответствии с потребностями самой Японии. В этом процессе просматривался японский этноцентризм — способность поставить во главу угла интересы своей страны и действовать исходя из них. Именно в Японии удалось наиболее успешно провести этот принцип последовательно и с наименьшими потерями за два пос- ледних века. В качестве обыденных житейских черт японцев называют вежливость и аккуратность, бережливость и терпеливость, усердие и самообладание, бесспорно, обу- словленные буддизмом, его проповедью сдержанности и терпения. Покорность и смирение перед властью также стали чертой японцев, неписаным кодексом их поведения.
    Важнейшим принципом, подчиняющим себе все аспекты жизни японца, является
    выполнение
    обязанностей.
    Даже вступить в брак японец, а тем более японка, должны были не по влечению чувств, а чтобы иметь семью, потомство и чтить память предков. Супружество затрагивало интересы семей и групп и не рассматривалось лишь как выбор влюбленных.
    Молодые могли даже не знать друг друга до вступления в брак, что часто случалось, напри- мер, в семьях самураев. Японских девушек учили послушанию родителям, затем — мужу, а в старости — и выросшим детям. Замужняя японка должна была соблюдать абсолютную верность мужу, ревность по отношению к которому считалась почти преступлением жены.
    Невесте, например, говорилось, что она превратится в дракона, если будет ревновать мужа.
    Строгие семейные нравы дополнялись институтом гейш — японских гетер, обученных пению, танцам, чайной церемонии, традиционным японским искусствам и умению развлечь гостя.
    Гейши были самыми образованными женщинами в Японии. Они создали специфическую японскую культуру развлечения, до сих пор тщательно оберегаемую.
    135
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Система образования в Японии
    была одной из причин успешной модернизации страны.
    Начиная с эпохи Мэй-дзи, японцы развивали систему образования, постоянно увеличивая число окончивших высшие учебные заведения. Сейчас в стране взят курс на всеобщее высшее образование. В основе японской системы образования лежит определенная философия, не формально, а содержательно связанная с религиозными принципами. Синтоизм, например, учит японцев поклонению предкам и природе и формирует чувство
    национальной
    исключительности.
    Самурайский кодекс поведения (бусидо) ориентирует японца на воспитание воли, мужества и скромности. Взятые из буддизма идеи целеустремленности, самодисциплины и ограничения желаний также входят в японскую систему воспитания и педагогику. Положения конфуцианства о важности постоянного обучения и сдачи экзаменов воплотились в конкретные педагогические методики. Но стремление к получению образования и успеху имеет обратную сторону. Социологи уже отметили, что ежегодно происходит всплеск молодежных самоубийств сразу после объявления результатов вступительных экзаменов.
    Искусство
    Синтоизм и буддизм повлияли не только на формирование национального характера японцев, но и на искусство.
    Если европейские художники исходили из принципа «человек — мера всех вещей», то в художественной жизни японцев мерой всех вещей является природа. В мировоззрении японцев согласно синтоизму каждое явление самоценно, все имеет свое божество. На природу японец смотрит как на существующую саму по себе и требующую благоговейного к себе отношения. Нет в синтоизме границ между богами и людьми. Такая картина мира во многом определила особую одухотворенность японского искусства, его способность к восприятию и эстетизации самых незначительных природных событий и перемен.
    136
    Философско-эстетические взгляды дзен-буддизма были реализованы в традиционных японских искусствах. К ним относят японскую поэзию в жанре хайку (хокку), японскую живопись и керамику, театр, стрельбу из лука и боевые искусства, чайную церемонию и икебану.
    «Вкус чая — это вкус дзен», —
    говорили японцы. Действительно принципы дзен наиболее полно реализовались в чайной церемонии, истоки которой относятся к XII в., а окончательное формирование — к XV—XVI вв. Культ чая с его временным выключением из повседневности, сосредоточенностью на переживании красоты открывал, как считали последователи этого учения, путь к просветлению всякому человеку, вне зависимости от его социального статуса. Чайный культ оказал огромное воздействие на японскую культуру во всех ее областях. Сформировалась особая эстетика чайной церемонии, которая повлияла на многие виды и жанры японского искусства: архитектуру, живопись, каллиграфию, керамику.
    Сложилась особая культура восприятия предметов искусства, основанная на поэтико- метафорическом мышлении, позволяющем раскрыть внутренний смысл произведения через образ-символ, образ-знак. Признавался лишь минимум художественных средств. Так были разработаны эстетические категории:
    ваби —
    красота бедности, суровая простота, шероховатость и одновременно изысканность,
    саби —
    прелесть старины, печать времени,
    югэн —
    не выразимая словами истина. Во второй половине XIV—XV вв. складывается пейзажная монохромная живопись на свитках, на стилистику и образность которой повлияла дзенская эстетика, а также монохромный китайский пейзаж периода раннего средневековья.
    На развитие прикладного искусства в немалой степени воздействовал вкус
    тядзинов —
    мастеров чая. Тядзин являлся тончайшим знатоком ритуала, готовил чай, поддерживал и направлял беседу, создавал утварь для проведения обряда; многие из них были известными архитекторами и художниками. Особого развития в Японии достигло искусство изготовления керамики, что связано с
    137
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru той важностью, которая придавалась чайной церемонии. Японская керамика отличается крайней простотой форм и декора, использует красоту самого материала, отказывается от серийности (все изделия строго индивидуальны).
    Эстетика дзен лежит в основе таких жанров японской поэзии, как хайку и танка. По мнению знаменитого популяризатора дзен-буддизма Д. Судзуки, влияние дзен на поэзию куда сильнее, чем на философию, поскольку поэзия воздействует не на разум, а на подсознание.
    Формой жанра хайку является стих из трех строк. Столь малая, даже миниатюрная поэтическая форма требовала от поэта не описания чувств, а лишь намека на них, способного вызвать цепочку ассоциаций и переживаний читателя и слушателя. Такое стихотворение могло родиться лишь в особом состоянии мгновенного озарения. Дзеновское искусство медитации было, по сути дела, подготовкой к творчеству самого поэта и сотворчеству читателя и слушателя. Понять поэтические миниатюры можно было, только находясь в состоянии мистического озарения. Содержание их считалось до конца не постигаемым. Хайку содержат в себе скрытый смысл, понять который часто можно лишь погрузившись в медитацию, и иллюстрируют такую черту японского характера, как его развитое подсо- знательное начало. Все виды японского искусства подчиняются идее подсознательного как ведущего принципа жизни, что проявляется и в театре Но и Кабуки, и в японской жизни.
    Для того чтобы отразить реальность, художнику необходимо слиться с окружающим миром,
    — учили наставники дзен. Художник должен не копировать внешние явления, а передавать свое видение действительности, свой внутренний мир. Нужно пережить состояние единения с природой, состояние внутреннего озарения. Именно в этом состоянии, постигая душу вещей, создает художник подлинное произведение. Сама техника японской живописи тушью на рисовой или шелковой бумаге исключала возможность наброска или исправления. Движение кисти художника могло быть единственно верным. Подобно
    138
    поэту, он давал лишь намек, а все остальное домысливал талантливый зритель, способный не только воспринять образ, но и развить, дополнить его. Японская живопись была необыкновенно оригинальна. Она характеризовалась каллиграфической тонкостью, деликатным колоритом, использованием особой,
    плавающей
    перспективы. Тематикой живописи была повседневная жизнь и пейзаж в монохромной черно-белой технике.
    Изображались утренние и сумеречные состояния, заснеженная природа.
    В XVIII в. появилась цветная ксилография (школа укие-э). В ней работали знаменитые художники Хокусаи и Утамаро. Японская ксилография была хорошо известна в Европе и оказала заметное влияние на европейскую живопись, особенно на импрессионистов.
    В истории Японии период колониализма совпал не с состоянием кризиса страны, как это было в Индии и Китае, а, напротив, с бурным подъемом в эпоху Мэйдзи. Япония не стала ни колонией, ни полуколонией и смогла без внешнего вмешательства провести модернизацию страны, ее экономики, политики и культуры. При этом были сохранены исторические традиции прошлого, соединено старое и новое. Поразительный успех страны получил название «японского чуда». Ему посвящено множество исследований, но загадка Японии не разгадана до сих пор.
    Реформы императора Муцухито отменили социальные различия, была введена всеобщая воинская повинность, подорвавшая позиции самураев. В стране началось промышленное развитие, была проведена реформа аграрных отношений. В самом конце XIX в. монархия стала конституционной, был созван парламент. Радикальная реформа была проведена в области образования.
    Самурайство исчезло как сословие, но дух самурайства остался. Япония начала войну с
    Кореей, а затем — с Россией и Китаем. В годы второй мировой войны Япония была союзницей гитлеровской Германии. В политике Японии проявлялись милитаризм и откровенная агрессив-
    139
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru ность, так, например, в японо-китайской войне было убито 6 млн китайцев.
    Поражение Японии во второй мировой войне привело к трансформации внутренней структуры общества. В отличие от Китая, который длительное время относился к заимствованиям с осторожностью, Япония активно использовала технические и экономические новшества.
    Литература
    1. Абаев Н. В. Чань-будцизм и культура психической деятельности в средневековом
    Китае. Новосибирск, 1983.
    2. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV—
    XVIII вв.: В 3 т. М., 1992.
    3. Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М., 1994.
    4. Гомбрих Э. История искусства. М.,1998,
    5. Григорьева Т. П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.
    6. Дандин. Приключения десяти принцев. М., 1974.
    7. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М.,1991.
    8. Кульпин Э. С. Восток. (Человек и природа на Дальнем Востоке.) М. 1998.
    9. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000.
    10. Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.
    11. Мень А. В. Культура, христианство, церковь: Лекции и беседы. М., 1995.
    12. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1994.
    13. Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М., 1997.
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   42


    написать администратору сайта