Реферат. Учение о бытии и теория познания
Скачать 190.76 Kb.
|
Тема: Учение о бытии и теория познания План. 1. Понятие бытия. Признаки бытия. 2. Основные формы бытия: природа, духовное, общественное. 3. Рационализм и эмпиризм – источники научного знания. 4. Истина как цель познания. Тема: Учение о бытии и теория познания Бытие - это философская категория, которая обозначает всю реальность: как объективно существующую материю, так и ее субъективное проявление. Глубина содержания этого понятия неисчерпаема, оно вбирает в себя абсолютно все, что есть во Вселенной: вещи, предметы, явления и их свойства, связи и отношения, живое вещество и духовность. Бытие является источником и условием функционирования всех форм и видов человеческой жизнедеятельности. Важнейшая часть философии, осмысливающая все фундаментальные принципы существования Мироздания в виде наиболее общей категории сущего, получила название онтологии Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики, по каким законом он развивается и куда направлено его развитие. Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется. Основные способы существования, уровни и формы бытия: материя, пространство, время “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.” (Ленин). В этом определении выделено 2 основных признака: 1) материя существует независимо от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира. Таким образом, определение материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического решения основного вопроса философии. Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время. Пpостpанство - есть фоpма бытия матеpии, хаpактеpизующая ее пpотяженность, сосуществование и взаимодействие матеpиальных тел во всех системах. пространство характеризуется следующими свойствами: — протяженностью; протяженность — сущность пространства и характеризует способность вещей существовать одно возле другого; — однородностью: отсутствием в нем каких-либо выделенных точек; — изотропностью: — равноправностью всех возможных направлений; — трехмерностью: положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин. Вpемя - фоpма бытия матеpии, выpажающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех матеpиальных систем. Классическое время характеризуется следующими свойствами: — длительностью; длительность — сущность времени, способность явлений существовать одно после другого; — одномерностью; — необратимостью (невозможность возврата в прошлое); — однородностью (равноправие всех его моментов). Изменение в форме обозначены понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механического перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи. Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления). В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Гносеология занимается поиском ответов на вопросы: «Насколько познаваем мир?», «Как человеку познать мир», «Каково соотношение истины и заблуждения?» В зависимости ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления: гностицизм и агностицизм. Гностицизм – это философское учение, утверждающее, что мир познаваем. Агностицизм – это философское учение о непознаваемости мира. Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания, истину как цель познания. Объектом познания называется то, на что направлено познание, то, что познается. Субъектом познания называют конкретного носителя познавательной деятельности. Эмпиризм – направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт. Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Рационализм – это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении. Мышление – это осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина всегда объективна, т.е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует Истина бывает относительной и абсолютной. Относительная истина - это неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютная истина это знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. В теории познания обсуждается так же соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называются заблуждения . Вопросы для самоконтроля. Студент должен знать: понятия: Бытие, дуализм, монизм, материя, сознание, время, движение, эмпиризм, рационализм, истина, гностицизм, агностицизм, диалектика. 1. что такое картина мира? 2. В чем особенность философской картины мира? 3. Что означает философская категория «Бытие» 4. Как соотносятся понятие «бытие» и «материя»: что их объединяет и в чем их различие? 5. Что такое движение? Почему весь мир находится в движении? |