Главная страница
Навигация по странице:

  • Догматический эмпиризм 1) я

  • Догматический докантовский рационализм

  • Первоначальный очерк основных положений теории знания интуитивизма

  • Объекты находятся в самом процессе знания, а не вне его. Знание есть переживание, сравненное с другим переживанием

  • Непосредственное сознавание внешнего мира - интуиция, мистическое восприятие

  • Универсалистический эмпиризм - интуитивизм

  • Учение о непосредственном восприятии транссубъективного мира в философии ХIXвека

  • V. Учение о непосредственном восприятии в русской философии

  • Суждение есть отдельный опыт дифференциации объекта путем сравнивания.

  • Элементарные методы знания. I. Теория интуитивизма

  • IV. Косвенные индуктивные умозаключения.

  • VI. Интуитивизм, индивидуалистический эмпиризм и априоризм критической философии в их отношении к теории элементарных методов знания.

  • Последние основания знания.

  • Характерные особенности интуитивизма.

  • Ответы к экзамену по Философии. Учение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5


    Скачать 1.47 Mb.
    НазваниеУчение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5
    Дата10.05.2018
    Размер1.47 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы к экзамену по Философии.doc
    ТипДокументы
    #43291
    страница30 из 61
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   61

    Лосский Н. О. “Обоснование интуитивизма”.


    Лосский Николай Онуфриевич 6. (18). 12- 1870 - 24.1. 1965.

    “Обоснование интуитивизма” впервые в “Вопросах философии и психологии” за 1904 - 1905г.г. п од заглавием “Обоснование мистического эмпиризма”. Мистический эмпиризм- особенность теории знания, которые обуславливаются признанием мистического восприятия, т.е. утверждением , что транссубъективный мир познается также непосредственно (интуитивно), как и субъективный мир. Знание - возможность выйти за пределы своей индивидуальности хотя бы отчасти. Теория познания до сих пор приводила к субъективному идеализму и солипсизму.

    Из-за ошибок в инстинктивно мыслимых положениях, в подсознательной подпочве философии.

    Нужен анализ исходных пунктов основных философских направлений . Множество невыявленных предположений в различных теориях.

    Догматический эмпиризм

    1) я и не-я обособлены друг от друга

    2) опыт - результат действия не-я не я

    3) ощущения - “мои” субъективные состояния сознания.

    По мнению эмпиристов сознавание причинности, субстанциональности имеет еще более субъективный характер, чем ощущения( второй этаж субъективности).При таких условиях не только нельзя познавать свойства внешнего мира, но даже и самое существование его не может быть доказано или мы не могли бы при этом даже догадываться о существовании какого-то внешнего мира.

    Ошибки эмпиризма:

    1) положение, что я и не-я обособлены друг от друга (не-я не проникает в я)

    2)все состояния сознания есть субъективные сотояния познающего

    3)знание, если бы оно было воспризвю действительностью. заключало бы в себе процессы действительности в копии и в оригинале.

    4)Предположения что опыт - результат воздействия внешнего мира на Я.

    Из догматического скептицизма возникает саморазрушаемый скептицизм: все верования, кроме моментального единичного восприятия ( сомневаться в своей теории знания).

    Догматический докантовский рационализм

    Декарт: знание оказывается трансцендентальным( тоже у Спинозы и Лейбница)

    Особенно Лейбницу, связь с понятием субстанции.Субстанции замкнуты совершенно. Адекватное знание - трансцендентальный характер. В пределе - отрицание адекватного знания. Знание о внешнем мире и сам внешний мир - не совпадают.

    Знание - результат деятельности разума (познавательная деятельность субстанции - мышление)

    (Точное соответствие причины и действия). Опыт складывается из состояний познающего субъекта, неадекватных процессам внешнего мира.

    Противоречивые выводы рационализма: адекватное трансцендентальное знание складывается исключительно из таких материалов, которые возникают изнутри познающего духа,т.е. имманентны ему по своему составу и происхождению.

    Эмпиризм и рационализм совпадают в предположении обособленности субъекта и объекта.

    Гносеология должна отказаться от этой предпосылки рационализма и эмпиризма.

    Три формы объединения субъекта с объектом:

    1)субъект может быть растворен в объекте;

    2)объект может быть включен в субъект;

    3)единство субъекта и объекта при сохранении самостоятельности.

    Первоначальный очерк основных положений теории знания интуитивизма

    1)Отношение объекта знания к знанию.Теория знания должна быть свободна от предпосылок.Всякое знание есть знание о чем-либо. Объекты находятся в самом процессе знания, а не вне его. Знание есть переживание, сравненное с другим переживанием. Сравниваемое переживание и есть объект знания.Объект познается так, как он есть.

    2) Я и не-Я. Отличительные признаки: а)по качеству; в) по количеству; с) по отношению.

    - Данность мне

    - Непринадлежность мне
    рассматриваемое - мир не -Я, рассматривание - мир-Я

    Предмет, составляющий содержание нашего восприятия и есть именно часть мира не - Я

    Мир не - Я познается также непосредственно как и мир Я. В процессе познания объект транцендентен Я, но имманентен самому знанию.Знание о внешнеммире есть прцесс, одною своею стороною разыгрывающийся в мире не - Я (материал знания), а другою стороною совершающийся в мире Я.

    Непосредственное сознавание внешнего мира - интуиция, мистическое восприятие

    Учение о субъективности заменяется учением отранссубъективности.

    а)Ощещение - внешний мир,

    в)Ощущение не есть свойство воспринимаемого внетелесного объекта.

    Транссубъективность - внутрителесная и внетелесная.

    с)Состав восприятий внешнего мира.

    Воспрития:

    а)процессов сферы субъективного мира

    в)процессов транссубъективного внутрителесного мира,

    с)процессов транссубъективного внетелесного мира.

    Внешние восприятия складываются из всех трех категорий.
    4) Недостатки учений о Я как о духовно - телесной индивидуальности.

    Произошло смешение: субъективное и транссубъективное внутрителесное --- духовно - телесная индивидуальность. Транссубъективное внетелесное --- объективное.

    5)Основные характерные особенности интуитивизма.

    Философское направление Лосского - мистическое ) : мир не-Я познается таким непосредственно как и мир Я. Имманентное в отношении к процессу знание может быть трансцендентальным в отношении к Я, т.к. процесс знания надындивидуален.

    Эмпирическое(в) - -познающий субъект не может сам создавать знание о внешнем мире. Опыт -

    испытание самого внешнего мира, а не действий его на Я.

    Универсалистический эмпиризм - интуитивизм.
    Догматические предпосылки теории знания Канта.

    Кант принимает подпочвенные предположения эмпиризма и рационализма:разъединенность знания и вещей. Предпосылка, что в данных опыта нет связанности, она - действие субъекта. Оригинальность Канта: систематическая активность субъекта.

    Я и не-Я - совершенно непознаваемы. Познаваемо только представление и строй его определяется только отношениями между рассудком и чувственностью, а вовсе не отношением между Я и не- Я. Познавательный процесс и вещи в себе обособлены друг от друга. Кант смешивал объективность вообще и объективность чистого опыта.Объективность знания по Канту отнесенность представления к чему-то такому, что кажется находящимся за пределами субъекта.

    Учение о непосредственном восприятии транссубъективного мира в философии ХIXвека

    I.Общий характер послекантовской философии. Отрицание гносеологического индивидуализма, возможность интуитивного знания

    Фихте,Шеллинг,Гегель,Шопенгауэр - мистический рационализм, вывести все знания путем спекуляции.

    Спенсер, Мах, Авенариус - эмпиризм, позитивистический эмпиризм: переплетение индуктивного знания со спекуляцией.

    Неокантианцы, имманентная философия - интуитивный критицизм.

    II. Мистический рационализм.

    Слишком одностороннее использование умозрения. Интеллектуальная интуиция. Гегель: непосредственность знания - соотнесенности его только с самим собой.

    III. Позивистический эмпиризм.

    Упущение различия между действительной данностью транссубъективной действительности и необходимым допущением ее существования.

    IV.Интуитивный критицизм.

    Имманентная философия - отрицание возможного трансцендентного знания .

    Трансцендентальная апперцепция - сверхиндивидуальное единство.

    V. Учение о непосредственном восприятии в русской философии.

    1.От Шеллинга и Гегеля (С.В.Соловьев, С.Н.Трубецкой)

    2. От Лейбница (Козлов)

    Лосский: учение о непосредственном восприятии транссубъективного мира для целей гносеологии.

    Аскольдов

    Часть II: Знание как суждение.

    I.Дифференциация объектов знания. Объективность процесса знания. Знание - жизнь+ сравнивание.

    Знание - процесс дифференцирования путем сравнивания

    Но есть и недифференцируемый .
    Истина - дифференцированный образ складывается только из элементов самого объекта. Есть “сознание субъективности” и” сознание объективности”

    II. Суждение.

    Процесс знания как процесс дифференцирования путем сравнения неизбежно выражается не иначе как в форме суждения, и этим генезисом суждения вполне объясняется структура его,т.е. неизбежная наличность трех элементов: субъекта, предиката, отношения между субъектом и предикатом. Субъект суждения - темная, неисчепаемая действительность, неизвестная нам, но обозначающаяся некоторым представлением. Представление и понятие - сокращенные комплексы суждений.

    III. Учение о суждении. Суждение есть отдельный опыт дифференциации объекта путем сравнивания.

    Учение: суждение - отношение между понятиями

    1. - отношение между вещами.

    Лосский:

    1. суждение есть акт, производимый познающим субъектом, акт дифференцирования путем сравнивания.

    2. суждение сохраняет эту необходимость для познающего субъекта навсегда.

    истинное суждение обязательно для всякого бходимо причисляется Y = функциональная зависимость (связь основания и следствия). Истинное суждение - предикат его без всякой помощи со стороны познающего лица следует из субъекта суждения так, что познающему лицу остается только опознать это отношение путем сосредоточения внимания на нем. Истинное суждение = предикат имеет полное (достаточное) основание в субъекте. (Закон достаточного основания).

    а)норма, в) закон природы.

    Полагая, что между миром Я и миром не-Я нет никаких перегородок, так что вещи даны нам вместе со всеми связями действия, применения и т.п. - мы вводим последнее условие необходимостисуждений. Психологический состав суждения может измениться, но сами объекты - нет, они остаются тождественными.
    Общее и индивидуальное

    Множество явлений не может быть помыслимо как множество в акте суждения, т.к. это единый акт. Как единая мысль в общем суждении охватывает множество явлений :

    1)реализм

    2)концептуализм

    3)номинализм (крайний)

    Реализм вместе с интуитивизмом( мистическим эмпиризмом) отвечает на вопрос опроисхождении общих понятий: различные обособленные друг от друга в пространстве и времени явления вовсе не обособлены друг от друга абсолютно, они заключают в себе одни и те же, не просто сходные, а тождественные элементы или стороны; поскольку в них есь тождественное, они составляют один и тот же предмет и в действительности и в мышлении. Общее в вещах есть нечто первоначальное, непроизводное, поэтому и в мышлении оно не может быть произведено из чего-либо необщего. Реализм - прямое выражение тех фактов, которые непосредственно переживаются в акте высказывания общего суждения. Те стороны действительности, которые наблюдаются с величайшей ясностью и отчетливостью и несомненно находятся налицо в суждении и восприятии, относятся к области общего и только вследствие ряда недоразумений принимаются за индивидуальное, тогда как настоящее индивидуальное, абсолютно индивидуальное наблюдается и опознается с величайшим трудом.

    Содержание суждения:

    1. индивидуальное.

    2. средней степени общности - развитие в настоящий момент.

    3. высшей степени общности.

    Для процесса мышления нет различия между общим и частным - они одинаково единичны и индивидуальны.

    Элементарные методы знания.

    I. Теория интуитивизма (Теория непорседственного усмотрения связи основания и следствия). Теория суждения должна допускать, что мы сознаем не только элементы мира, но и отношения между этими элементами, процессы действования, функциональные зависимости как живое, реальное единение.

    Суждения, возникающие путем усмотрения связи основания и следствия - суждения восприятия.

    Процессы восприятия:

    1) Прямые (Воспринимаем сложное S и невыходя за его пределы обнаруживаем P).

    2) Косвенные (Выходим за эти пределы).

    Построение суждения из материала уже существующих суждений - умозаключение (дедуктивное).

    1) Прямые методы знания.

    2) Косвенные методы знания.

    II. Прямые методы.

    Простейший прямой метод: построение суждения на основании одного акта восприятия, путем дифференцирования непосредственно данного в нем и еще не обработанного в познании содержания.

    Второй метод - умазаключение. Новое суждение строится путем дифференциации одного или нескольких уже существующих суждений.

    S1 - P1.

    S2 - P2., где S1, S2 - одна группа, а P1, P2 - другая. = обобщение или прямое индуктивное умозаключение.

    III. Косвенные методы. Применяются когда дано либо основание, либо следствие и к ним нужно найти соответственно следствие или основание и когда по отношениям S и P к другим элементам можно усмотреть их отношение друг к другу.

    1) косвенное восприятие.

    2) косвенное (дедуктивное) умозаключение: поставив в сознании с двух различных сторон дифференцированную действительность M, т. е. выразив ее содержание в двух суждениях, из которых одно заключает в себе S, а другое - P, мы затем присматриваемся к содержанию этой действительности и находим в ней некоторое новое свойство: отношение S к Р. (NB: Можно заключать от полного следствия к полному основанию).

    IV. Косвенные индуктивные умозаключения. Не усматривается связь S и Р прямо. Меньная посылка состоит из наблюдений и опытов. Модификация дедуктивных умозаключений.

    V. Умозрение. Переживания - двух родов: (1) чувственные и (2) нечувственные.

    Знание, состоящее в обработке нечувственного опыта есть умозрение. “Умозрительный эксперимент”. Умозрительные умозаключения - в котороых все содержание посылок, поскольку оно необходимо для вывода, имеет нечувственный характер. (аксиомы, постулаты).

    VI. Интуитивизм, индивидуалистический эмпиризм и априоризм критической философии в их отношении к теории элементарных методов знания.

    Три ответа на вопрос о происхождении общих суждений:

    1) Путем прямых методов (прямой индукции) = интуитивизм.

    2) Общих суждений нет Только иллюзия. (Индукция через перечисление).

    3) Даны априори.

    Последние основания знания.

    Роль превых истин, с которыми новые истины должны согласовываться принадлежит аксиомам. Каков критерий, заставляющий нас встать на сторону аксиом, суждений прямого восприятия и определений? Если истина есть не копия действительности, не символическое воспроизведение ее и не явление ее, а сама действительность в дифференцированной форме, то критерием истины может быть наличность самой познаваемой действительности, наличность познаваемого бытия в акте сознания.

    Эта наличность несомненна в том случае, когда содержание познания дано “мне”, а не произведено деятельностью, которая чувствуется мной как “мое” субъективное усилие, когда содержание знания присутствует и развивается в акте знания смо собою, а я только следую за ним, сосредотачивая на нем внимание и дифференцируя его путем сравнивания.

    Характерные особенности интуитивизма.

    Интуитивизм вскрывает и устраняет ложную предпосылку разобщенности познающим субъектом и познаваемым объектом. Освобождает теорию знания от односторонностей. Интуитивизм утверждает, что знание - сама действительность, подвергнутая дифференцированию посредством сравнения. (знание-бытие содержит в себе бытие-знание). Явления - своеобразное отношение конечного мира вещей не к познающему субъекту, а к абсолютному. Логические тождество и противоречие существуют лишь там, где есть реальное тождество и исключение одного другим. Признание синтетической необходимости: свободный и творческий характер. Реальная синтетическая необходимость - первоначальный критерий истины. Понимание бытия: реальное возникновение бытия в процесе суждения. Устраняет противоположность рационального и иррационального. Утверждает, что общее индивидуально и единично = устраняется иррациональность индивидуального. Устраняется противоположность между описанием и объяснением. Разум есть способность ставить и осуществлять высшие (мировые) цели. Совершенное единство мира. Поскольку весь материал дан: интуитивзм - это эмпиризм.
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   61


    написать администратору сайта