Главная страница
Навигация по странице:

  • Последним критерием истинности философской интуиции может быть лишь вселенский соборный дух.

  • Тогда философия будет понята как творческая познавательная мощь человека, возвышающаяся над миром.

  • Внешнее самосознание человека необъяснимо из внешнего мира и остаётся тайной для этого мира.

  • Человек по существу своему есть уже разрыв в природном мире, он не вмещается в нём.

  • ПервоАдам —> Новый Адам —> возрождение через Христа —> Творец.

  • В мире должно быть открыто творческое развитие, а не эволюция.

  • Новое познание = новое бытие.

  • Религиозный путь: от личности к обществу. Последняя конечная свобода, дерзновение свободы и бремя свободы есть добродетель религиозного совершеннолетия.

  • Только второе рождение в духе - окончательное рождение человека. Христианство как религия искупления отвергает и преодолевает родовую стихию и родовую необходимость.

  • Но тайна пола раскрывается лишь в любви.

  • Семья родилась из необходимости, а не из свободы.

  • Трагедия творчества и кризис творчества и есть основная проблема, переданная XIX веком веку XX .

  • Тайна Возрождения в том, что оно не удалось.

  • Теургия творит не культуру, а новое бытие.

  • Творчество космично, а не хаотично, поэтому оно вне изобличения закона, всегда обращённого к ветхому хаосу.

  • Следует создать аристократию жертвенного служения

  • Проблема творчества космической общественности.

  • Культура по глубочайшей своей сущности и религиозному смыслу - вечная неудача. Миссия России - быть Востоко-Западом. Славянская истина апокалиптична.

  • Гены всей мировой жизни и мировой культуры - постановка проблемы творчества, проблемы антропологического откровения. Это вертикальное движение в “розе мировой жизни”

  • Ответы к экзамену по Философии. Учение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5


    Скачать 1.47 Mb.
    НазваниеУчение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5
    Дата10.05.2018
    Размер1.47 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы к экзамену по Философии.doc
    ТипДокументы
    #43291
    страница27 из 61
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   61

    Н.Бердяев. “Смысл творчества”.


    (Опыт оправдания человека) 1916 (14?)

    ВВЕДЕНИЕ.

    Дух человека в плену. Плен - “мир”.

    Человечество находится в состоянии разобщённости и вражды. Изначальный грех человека - рабство. Творческий акт - это освобождение и преодоление. Творчество - это выход, победа, переживание силы. Наступает время жизни человечества, когда оно должно помочь само себе. Это время свободы в духе, жизни в божественной любви. Религиозное сознание по существу антиномично: мир божественен и не божественен. Эта антиномичность снимается в глубине религиозной жизни. Бог имманентем человеческому духу, а мир трансценедентен ему. Следовательно, необходимо имманентное изживание зла. Необходимо изживание антиномий, а не их ложное устранение. Через дуализм следует прийти к монизму.

    Динамическая интроспекция религиозного опыта. Это рождени человека в Боге и Бога в человеке. Царственное чувствование человека - это религиозное сознание Антропоса как божественного лика. Оправдание человека - антроподицея. Нужно постигнуть всё как мистерию духа.
    Глава I. ФИЛОСОФИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ АКТ.

    Место новой философии - наука или наукообразность. Но и схоластика была научной для своего времени. Апологетический принцип - принцип господства школьности.

    Философия ни в каком смысле не есть наука и не должна быть наукой. Научность - критерий и свойство только самой науки. Наука и научность - разные вещи. Научность - перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, ей чуждые. Научность (не наука) - рабство духа у низших сфер бытия, неустанное и повсеместное сознание власти, необходимости, зависимости от мировой тяжести. Наука - реакция самосохранения человека, потерянного в тёмном лесу мировой жизни. Наука есть познание необходимости через приспособление к мировой данности. Наука есть послушание необходимости (по сути ветхозаветное, связанное с грехом мышление). Наука открывает не Истину, а истины.

    Философия - общая ориентировка к совокупности бытия. Это познание свободы и познание из свободы. Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости. Философия есть творчество, а не приспособление, послушание. Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости, проникающих в запредельную сущность мира. Философия - расточительность, а не философия мышления, это постижение смысла мира. Основное предположение всякой подлинной философии - предположение о существовании смысла и постижимости смысла. История философии двойственна и полна глубокого драматизма познавательной жажды. История философии - история самосознания чел.духа на совокупность бытия. В субъективности всегда есть своя общеобязательность. Философия как искусство соборнее, чем философия как наука.

    Проблема общеобязательности - не логическая проблема, это проблема духовного общения, проблема соборности, соборного духа. В философском познании рвётся к свободе творческая интуиция (которая не есть произвол). Дискурсивное мышление - серединность, дурная бесконечность. Интуиция - симпатическое вживание, вникновение в мир. Философия не верит, что мир таков, каким нам по необходимости навязан.

    Наша эпоха - обстрение и кризис сознания во всех сферах. Кризис объективированной философии. Философия не трубует и не допускает никакого научного, логического основания и оправдания. Прагматизм - симптом кризиса научной философии. Бергсон - прорыв в творческую философию, но его останавливает биологизм. Философия будущего: творческая, преображающая и преодолевающая природа познания.

    Познание - рассвет и расцвет самого бытия. Философское познание - в самом бытии. Истина есть осмысливание и освобождение бытия, она предполагает творческий акт познающего в бытии. Истина есть смысл и не может отрицать смысла. Отрицать смысл в мире, значит отрицать истину, признавать лишь тьму. Истина делает нас свободными. Отрицать свободу знаний - отрицать истину. Истина предполагает Логос.

    Философия расслаблена болезнью рефлексии и раздвоения (гамлетизм). Творческая философия - догматическая, цельная, рискнувшая сделать выбор. Подлинное философское познание есть приращение сомнения над тем, кого избрал и полюбил. Пафос философии - эротический пафос, брачная тайна познания. Философское познание как творческий акт есть брак по любви.

    Требование доказательства исходит из необходимости. Доказательство стоит на пути познания истины как препятствие. В философии самое истинное, наиболее творчески прорывающееся через необходимость к свободе, через бессмыслицу к смыслу, - наименее доказанное. Истина показывается и формируется, а не доказывается и обосновывается. Дорога философии - найти наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции и синтезировать формулы. Убеждает и заражает в философии совершенство формул, их острота и ясность, исходящий от них свет, а не доказательства и выводы.

    Философия предполагает высшую степень духовного общения на почве начальных интуиций, а не серединных доказательств дискурсивной мысли. Последним критерием истинности философской интуиции может быть лишь вселенский соборный дух. Философское познание проистекает в антропологической среде. Человек предшествует философии, он - предпосылка всякого философского познания. Гегель - предельная точка философии. Дальше - крах. Человек восстаёт против философии. Только тот Логос не истребляет человека, который есть Абсолютный человек. Только в христологическом (Христос - Логос) сознании Человек спасён и утверждён. Путь освобождения от релятивизма - путь абсолютизации человека. Тогда философия будет понята как творческая познавательная мощь человека, возвышающаяся над миром. Творческая философия - антропологическая философия, предполагающая творящего и его цель. Сознательный и абсолютный антропологизм. Философия есть самосознание человеком его царственной и творческой роли в космосе. Цель философии - не создание системы, а творческий познавательный акт в мире. Философия автономна, мир постижим лишь мифологически, философия - это согласие подвергнуть себя опасности в познании.
    Глава II. ЧЕЛОВЕК. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ.

    Само сознание человека ка цкнтра мира, в себе таящее загадку мира и возвышающееся над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать. Человек космичен по своей проде, центр бытия. Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина познания человека и основная истина, предполагающая саму возможность познания. В человеке есть весь состав вселенной. Человек в мире и над миром, философия есть внутреннее познание мира через человека. В человеке открывается абсолютное бытие, человек - точка пересечения двух миров. Внешнее самосознание человека необъяснимо из внешнего мира и остаётся тайной для этого мира. Человек глубже и первичнее своего психологического и биологического. Человек по существу своему есть уже разрыв в природном мире, он не вмещается в нём. Наука познаёт человека лишь как часть природного мира. Философская антропология не зависит от антропологии научной.

    Христос - абсолютный человек. Человек - микрокосм, ответственен за весь строй природы. Омертвление природы - следствие грехопадения человека. Человек растворён в царстве природной необходимости, но должен отречься от соблазна мира сего, чтобы вернуть себе царственное положение в мире, расколдовать и оживить природу. Всечеловек неотделим от космоса и его судьбы. Это возможно лишь через явление в мир Абсолютного человека.

    ПервоАдам —> Новый Адам —> возрождение через Христа —> Творец.

    Бесконечный дух человека претендует на абсолютный сверхприродный антропоцентризм, он осознаёт себя замкнутым центром не замкнутой планетной системы, а всего бытия, всех типов бытия, всех миров. Природность и сверхприродность человека в мире сём, но не от мира сего.

    Человек - точка пересечения всех планов бытия, основанная лишь на откровении о Христе. Мировой факт явления Христа - основной факт антропологии. Через Христа человек делается причастным природе Святой Троицы, ибо вторая ипостась Святой Троицы - Абсолютный человек. Человек - посредник между Богом и космосом. Задача религиозного сознания человечества - раскрытие христологического сознания человека. Ницше - предтеча новой религиозной антропологии. (и Достоевский). Проблема человеческого конца. Канун антропологического откровения. Антропологический религиозный поворот в мире есть поворот в космосе от природной необходимости к человеческой свободе.
    Глава III. ТВОРЧЕСТВО И ИСКУПЛЕНИЕ.

    Новозаветная евангельская правда - абсолютная новоспасающая правда. Но в Евангелии нет ни одно слова о творчестве и пустыми софизмами его оттуда не вывести. Священный авторитет умолчания Евангелия о творчестве: если бы пути были оправданы и указаны в сященном писании, то творчество было бы послушанием, то есть не было бы творчеством. Бог ждёт от человека антропологического откровения, творчества, жертв от человека во имя богоподобной свободы его пути творчества и оправдания творчества. Человек перерождается в новую тварь через космическую мистерию искупления. Творчество - дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нём творца.

    В творчестве миру раскрывается божественное в человеке, сила свободного почина самого человека, а не сверху. Творчество создаёт иной мир, продолжает дело творения. В мире ещё не было религиозной эпохи творчества. Подобно тому как языческие кровавые жертвоприношения лишь предваряли подлинное мировое искупление через Голгофскую жертву Христа, но самого искупления не достигали, так и творческие усилия человека, создавшего ценности культуры, до сих пор лишь предваряли подлинную религиозную эпоху творчества, которое осуществляет иное бытие.

    Религиозный смысл жизни и бытия не исчерпывается искуплением греха, но имеет и положительные задачи. Вечная, творческая полнота бытия, которая по-видимости не достижима в моменте зачинающегося искупления, когда Бог всё ещё трансцендентен человеку, достижима в другом моменте религиозной жизни, по ту сторону искупления, когда Бог уже имманентен человеку.

    Творчество не допускается и оправдывается религией, а само есть религия. Творчеством должна оправдываться жизнь.
    Глава IV. ТВОРЧЕСТВО И ГНОСЕОЛОГИЯ.

    Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, через него бытие самораскрывается. Критическая философия лишь рассматривает закон (норму), по которой должна жить греховная природа. Это закон, а не искупление. Классическое творчество нормировано - это болезнь возведения в норму. Творчество болезненно и трагично в существе своём. Цель творческого порыва - достижение иной жизни.

    Искусство - теургия.

    Философия - теософия.

    Общественность - теократия.

    Кризис культуры (против критической гносеологии). Творчество бытийственно и поэтому оно вне гносеологического суда. Мы стоим перед проблемой христианского бытия, а не христианской культуры, перед проблемой претворения культуры в бытие, наук и искусств в новую жизнь, в новое небо и новую землю.
    Глава V. ТВОРЧЕСТВО И БЫТИЕ.

    Бытие мира - тварное, сотворённое и творимое бытие, носящее печать творческого акта. Творчество - творчество из ничего. Во всяком творческом акте есть абсолютная прибыль, прирост (прибыль без убыли). Моменты творчества: творец, сотворивший тварное бытие; творчество в самом тварном бытии. Творческий акт абсолютной прибыли бытия, прироста мощи без всякой убыли и умаления, продолжается в самом тварном бытии, в человеке, подобном творцу. Творческая прибыль происходит из свободы творящего. В Боге есть страстное томление, тоска по человеку. Тайна рождения Бога в человеке есть тайна рождения человека в Боге. Творческий акт имманентно присущ лишь лицу, личности как свободной и самостоятельной мощи. Божье творение продолжается в воплощении Христа - Логоса. Мир творится не только в Боге-Отце, но и в Боге-Сыне. Мировой процесс - восьмой день творения, продолжающееся творение совершает откровение всех тайн Божьих, творения и творчества.

    Творческая эпоха должна создать новое творческое учение о человеке, о мире и его развитии. В мире должно быть открыто творческое развитие, а не эволюция. Для этого нужно предполагать свободу как основу всякой необходимости и личность как основу всякого бытия. Новое познание = новое бытие.

    Тварное бытие динамично. Но лишь Бог способен создать лицо. Онтологически существует лишь один мир - одно божественное бытие. Но падшее бытие расколото и раздвоено.
    Глава VI. ТВОРЧЕСТВО И СВОБОДА. ИНДИВИДУАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ.

    Творчество неотрывно от свободы, ничем не детерминировано, есть абсолютная прибыль. Тайна свободы - бездна. Свобода - безусловная основа бытия, она глубже вечного бытия, положительна и содержательна. Необходимость - результат дурно напрвленнной свободы, свободы отпадения. Необходимость есть научная свобода, свобода вражды и распада, свобода зхаоса и анархии. Подлинная свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния вселенной, её иерархической гармонии, внутренней соединённости всех её частей. Любовь сжигает всякую необходимость и даёт свободу, любовь есть содержание свободы, свободы Нового Адама, восьмого дня творения. (Христос - Освободитель).

    Индивидуализм - судорога свободы старого Адама. Индивидуализм - враг индивидуальности. Волю надо утверждать содержательно. Религиозный путь: от личности к обществу. Последняя конечная свобода, дерзновение свободы и бремя свободы есть добродетель религиозного совершеннолетия.
    Глава VII. ТВОРЧЕСТВО И АСКЕТИЗМ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СВЯТОСТЬ.

    Аскетизм - метод, но его содержание может быть разным. Сам по себе путь аскетика - не творческий. Творящий не от мира сего. Подлинное творчество не может быть демоническим. Но пути покаяния неизбежны. “Мир” должен быть побеждён творчески.

    Гениальность - иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный пути святости. В путях творчества нет гарантии личного устроения. Следует различать гения и гениальность, гениальность и талант. Путь святости должен быть дополнен путём гениальности. Гениальная жизнь - монашеская жизнь в миру.
    Глава VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ.

    Пол - источник бытия; половая полярность - основа творения. Сексуальность разлита по всему телу человека. Пол - пересечение двух миров в организме человека, точка пересечения человека с космосом, микрокосма и макрокосма. Половые категории - не только антропологические.

    Власть рода над человеком осуществляется через женщину. Если падение и порабощение старого Адама, ветхого человека, укрепило в мире царство природно-родового рождения через сексуальный опыт, то Новый Адам, новый Человек, мог родиться лишь от девы, мог быть зачат лишь от Духа.

    Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность: бесконечную силу рождения и смерти. Пол - источник жизни и источник смерти. Только второе рождение в духе - окончательное рождение человека. Христианство как религия искупления отвергает и преодолевает родовую стихию и родовую необходимость. Религиозное самосознание личности - кризис родовой жизни, начало выхода из рода.
    Глава IX. ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И СЕМЬЯ.

    Обыденное христианство:

    - подзаконные семьи

    - аскетизм

    - разврат

    Но тайна пола раскрывается лишь в любви. Любовь - вне человеческого рода и выходит из состояний человеческого рода, не подлежит никакому упорядочиванию. Семья - институт благоустройства. Семья родилась из необходимости, а не из свободы. Разврат - разединение, любовь к любви вместо любви к лицу.

    Андрогинизм. В любви должна раскрыться не тайна женственности и не тайна мужественности, а тайна человека. Эротическая энергия - вечный источник творчества, путь выявления красоты в мире.
    Глава X. ТВОРЧЕСТВО И КРАСОТА. ИСКУССТВО И ТЕУРГИЯ.

    Художественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого акта. Трагедия творчества и кризис творчества и есть основная проблема, переданная XIX веком веку XX. Языческое искусство - классическое и имманентное. Христианское искусство - романтическое и трансцендентное. Возрождение - столкновение языческих и христианских начал в человеческой природе. Раннее возрождение (треченто) - мистика. Возрождение XV века (кватроченто) - противоборство языческого и христианского. Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. XVI век (чиквиченто) - высокое римское Возрождение. Творческий акт задерживается в мире искуплением и потому становится трагическим. XIX век - реализм и романтизм. Символизм. Подлинный путь к красоте - религиозно-творческий. Вступление в новую мировую жизнь. Теургическое творчество - основная проблема нашей эпохи. Теургия творит не культуру, а новое бытие. Она сверхкультурна. Теургия - искусство, творящее новый мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Проблема искусства как теургии - по преимуществу русская проблема. В художнике-теурге осуществляется взлёт человека над природой через красоту. Ибо красота есть высшая сила, и она мир спасёт.
    Глава XI. ТВОРЧЕСТВО И МОРАЛЬ. НОВАЯ ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА.

    Творческое преображение. Творчество космично, а не хаотично, поэтому оно вне изобличения закона, всегда обращённого к ветхому хаосу. Различие между послушанием и творчеством, которое просветлёно искуплением.
    Глава XII. ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.

    XIX и XX века: две крайности - социологизм и индивидуализм. Социологизм - всегда позитивизм. Индивидуализму противоположен универсализм, космизм. Все элементы общественности ветхи. Революция - только внешнее, механическое разрушение закона. Революционный переход от религиозного послушания к религиозному творчеству совершается через мировой кризис серединно-канонической культуры. Творчество нового обучения предполагает антропологическое откровение богочеловечества - христологию человека. Последняя антропологическая тайна не в послушании, а в творчестве. Царство Божие, а не царство кесаря.

    Аристократия - властвование внутреннего человека, избранных и великих. Христианство породило иерархию и аристократию. Следует создать аристократию жертвенного служения. Свобода должна быть содержательной. Воинственный дух наименее буржуазен. XIX и XX века - торжество ложной механической цивилизации. Человек стал рабом технических сил. Проблема творчества космической общественности. Отечественная революция не ведёт к Новому Граду. Новая общественность сотворится из элементов “мира”, она сотворится в мирском смысле из ничего, из других истоков, лежащих вне мировой эволюции, из Духа, а не из мира.
    Глава XIII. ТВОРЧЕСТВО И МИСТИКА. ОККУЛЬТИЗМ И МАГИЯ.

    Мистика раскрывает внутренний мир человека. Христианство петра бытовое, христианство Иоанна творческое. Индийская мистика, неоплатонизм, М.Эрнхард - растворение человека. Семиотическая Каббала, Я.Бёме, Вл.Соловьёв - сам человек. Мистика духовна, магия же почти материальна.
    Глава XIV. ТРИ ЭПОХИ. ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА. ТВОРЧЕСТВО И ЦЕРКОВЬ. ТВОРЧЕСТВО И ОРИГИНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.

    Божество глубже Бога (Отца, Сына, Святого Духа). Мир проходит три эпохи божественного откровения:

    1.Откровение закона (Отец);

    2.Откровение искупления (Сын);

    3.Откровение творчества (Святой Дух).

    Все три эпохи сосуществуют. Творчество антагонистично: совершенство человека и совершенство культуры. Культура по глубочайшей своей сущности и религиозному смыслу - вечная неудача.

    Миссия России - быть Востоко-Западом. Славянская истина апокалиптична. У нас родство с латинской расой, а не с германской. В последней тайне своей сущности творчество церковно. В религиозном творчестве творится мировое человеческое тело.

    Гены всей мировой жизни и мировой культуры - постановка проблемы творчества, проблемы антропологического откровения. Это вертикальное движение в “розе мировой жизни”.
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   61


    написать администратору сайта