Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные правила метода

  • Несколько правил морали, извлеченных из этого метода

  • Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или основания метафизики.

  • Порядок физических вопросов.

  • Что необходимо, чтобы продвинуться в исследовании природы.

  • Ответы к экзамену по Философии. Учение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5


    Скачать 1.47 Mb.
    НазваниеУчение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5
    Дата10.05.2018
    Размер1.47 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы к экзамену по Философии.doc
    ТипДокументы
    #43291
    страница35 из 61
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   61

    Декарт.


    Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках.

    Речь от первого лица.

    I. Соображения, касающиеся наук. Способность отличать истину от заблуждения - разум - есть у всех людей и одинаков, поскольку именно он делает людей людьми, а различия могут быть только у случайных свойств, а не общих форм. Различие во мнения соотв. не от природы разума, а от способов его использования.

    Задача - не научить методу, а продемонстрировать его использование. Разочарование в наличном знании - нет абсолютно достоверной науки. Поскольку в философии почти все проблематично, постольку необходимо считать ложным, все что не более чем правдоподобно, дабы выявить что-либо абсолютно достоверное. Другие науки, т.к. они заимствуют принципы из философии должны рассматриваться вторично. Знание можно найти или в самом себе или в великой книге мира, но не среди разномастных мнений.

    II. Основные правила метода. Наилучшее здание - построенное в согласии с единым планом. Поэтому необходимо перестроить здание собственного знания, представляющего дотоле разнородную совокупность мнений, в согласии с требованиями собственного разума, не полагаясь на веру. Отсюда решение освободится от всех принятых на веру мнений. Пример не для тех, кто полагает, что умнее чем есть и не для тех, кто настолько скромны, что довольствуются следованию чужим мнениям. Логика, анализ геометров и алгебра - модели познания, взять лучшее, отбросив излишнее. Правила метода: 1. Не принимать за истинное что-либо, что не представляется уму ясно и отчетливо и может дать повод сомнению. 2. Делить каждую рассматриваемую задачу на столько частей, сколько необходимо для того, чтобы ее разрешить. 3. Располагать мысли в порядке от простейших и легкопостигаемых до сложных, как по ступеням, предполагая порядок даже там, где он очевидным образом не дан. 4. Делать перечни настолько полные, а обзоры всеохватывающие, чтобы быть уверенны, что ничего не опущено. Этот метод дал возможность разрешить различные затруднения в алгебре и геометрии, а так же других науках. Но прежде всего его необходимо применить к философии как сфере, из которой иные науки черпают свои принципы.

    III. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода. 1. Повиноваться законам и обычаям страны проживания, следуя мнениям наиболее благоразумных людей, т.к. свои под сомнением. Т.е. умеренным мнениям, т.к. всякая крайность плоха. 2. Оставаться решительным в действую, следуя самым сомнительным мнениям, коль скоро принял их за правило. 3. Побеждать скорее себя, а не судьбу, менять свои желания, а не порядок мира, т.к. в нашей полной власти только наши мысли. 4. Заниматься своим делом.

    Прежде чем пересматривать основания метафизики, решил путешествовать и набираться опыта, чтобы и делал еще долго, если бы не дошли слухи, что эту работу уже завершил. Поэтому пришлось оправдывать свою репутацию.

    IV. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или основания метафизики.

    Во-первых, исключить как ложное, все что может дать повод к сомнению: чувственный опыт, чужие мнения, доказательства геометрии и т.д., т.к. и здесь есть место для ошибок. Но это утверждение иллюзорности всего на свете выявляет предельную истину - Ego cogito, ergo, sum (не силлогизм, а очевидность), кот. можно сделать основанием метафизики. Я- субстанция, природа или сущность кот. состоит в мышлении и кот. для своего бытия помимо него не нуждается ни в чем. Я - душа, кот. отлична от тела и легче познается и т.д. Эта самоочевидность в своей достоверности определяет исходные критерии достоверного - ясное и отчетливое представление. Трудность заключается в том, что считать ясным и отчетливым. Сомнение как реальность мышления указывает на некий предел его совершенства, поскольку полное постижение есть нечто большее, чем сомнение. Но откуда идея этого совершенства. Она не проистекает не из природы вещей, т.к. их представление ограниченно моим мышлением, не из него самого, т.к. оно по определению конечно. Соотв. эта идея вложена тем, идей кого она является - Богом, абсолютно совершенным и самодостаточным. Бог необходимо существует, поскольку в его идеи необходимо заключается представление о его существовании, как в идее треугольника - представление о равенстве его углов двум прямым (хотя не содержится представление о существовании какого-либо треугольника самого по себе). Существование Бога является необходимым условием познания, т.к. в противном случае мы не имели бы абсолютного основания для утверждения какой-либо истины, поскольку только в божественном разумении мыслимое тождественно сущему. Разум указывает, что все наши представления должны иметь какое-либо основание истины, чтобы быть достоверными, кот. Бог вложил в нас. Поскольку душа независима от тела- она бессмертна.

    V. Порядок физических вопросов.

    Пересказ своей неопубликованной работы (“Мир ил трактат о свете”), где Декарт рассматривает возникновение воображаемого мира, во всем подобного этому, из хаоса и, вследствие действия естественных законов, формируется в знакомый нам. От описания неодушевленных тел к описанию животных и человека в их телесной природе, потом к описанию явлений, кот. возникают при вложении в тело разумной души.

    Рассматривает функционирования сердца, с точки зрения механицизма - кров поступает в камеры сердца и вследствие сердечной теплоты расширяется, закрывая клапаны, через которые вошла и открывая выпускные. Новая кровь не поступает и наличная охлаждается, в силу чего проталкивается в артерии сужением сердца. Одновременно открываются закрытые ею клапаны и все заново. Круговое кровообращение (ссылка на Гарвея). Законы механики тождественны законам природы, тело как божественная машина.

    VI. Что необходимо, чтобы продвинуться в исследовании природы.

    Вместо умозрительной философии нужно создать практическую, способствовавшей бы овладению природой. Необходимы опыты.

    Порядок размышления. 1. Начала или первопричины, простые следствия, частные следствия и т.д. - от простого к сложному. Но в эмпирии следствий так много, что их не отличить непосредственно от причин, которые необходимо в познании раскрыть посредством многократных частных опытов.
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   61


    написать администратору сайта