Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема: - Как изобразить животного с натуры и по представлению с опорой на его фотографию

  • - Кто говорит - Слон.- Откуда - От верблюда.- Что вам надо - Шоколада.- Для кого

  • п.планы 4 кл. 4 кл ИЗО П,П,. Учимся смотреть и видеть(с. 69)


    Скачать 142.49 Kb.
    НазваниеУчимся смотреть и видеть(с. 69)
    Анкорп.планы 4 кл
    Дата17.04.2022
    Размер142.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4 кл ИЗО П,П,.docx
    ТипУрок
    #481080
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    - Как бы вы назвали понравившийся вам рисунок?


    - Почему автор так назвал свой рисунок?


    - Какие средства художественного выражения использовалавтор рисунка?
    2. Актуализация опорных знаний.

    • Разгадать кроссворд (лист 20Творческой папки), в основе которого задумано слово «марина».

    1 РеМбрандт

    2 ЭрмитАж

    3 пиРамида

    4 графИка

    5 ВасНецов

    6 нАтюрморт

    3. Применение умений и знаний.

    • Ответ на вопрос рубрики «Подумай и ответь» (с. 31). Обратить внимание на особенность живописной манеры разных художников. Ученикам важно прийти к выводу, что колорит морских живописных пейзажей,марин (тёплый, холодный, контрастный и т. п.), является важнымвыразительным средством композиции, помогающим автору раскрыть свой замысел.

    • При восприятии произведений взрослых и юных художников(с. 29-31) обращается внимание на названия работ. (Для одной и той же учебной темы (образовательнойпроблемы) юные живописцы должны найти разные оригинальныекомпозиционные решения и названия к ним.)

    ФИЗМИНУТКА


    • Решение задания поможет в решении образовательной проблемы - как через цветв пейзаже выразить какое-нибудь настроение, состояние, идею.

    Глядя на детские рисунки (с. 30-31 учебника), делается вывод:цвет является главным средством выражения.

    • Перед практической работой 2-3 ученика высказывают свойзамысел вслух:

    • «Я нарисую бушующее море, шторм, в работебуду использовать тёмные краски: чёрную, синюю, фиолетовую -в контрасте с белыми и оранжевыми цветами».

    • «Я нарисую нежное утро, все цвета смешаю с белой гуашью - получится туманная дымка».

    • «Я нарисую закат, который я видел, когда отдыхал в Ялтес родителями. Солнце будет оставлять светлую дорожку на воде,а небо будет усыпано тёплыми солнечными зайчиками».

    • Вспомнить о правилахработы с гуашевыми красками, о необходимости мыть кисть перед каждым замесом, а после мытья вытирать её тряпкой. Краскисмешиваются сразу, на листе бумаги. Предварительный рисуноксоздаётся на листе сразу кистью бледно-голубым раствором воды. (лист 21 Творческой папки)

    4. Итог. Рефлексия.

    • Анализ и оценка созданных на уроке рисунков - 5-7 минут.

    5. ВД.

    • Во внеурочное время школьники играют в художественноелото «Шедевры Дрезденской картинной галереи» (см. Творческуюпапку, 4 класс).

    • Разработать и воплотить собственный суперприз для награждения особо отличившегося юного художника. Это может быть изображение медалибольшого размера или призы, выполненные из глины (рельефноеизображение медали), с использованием необычных и бросовыхматериалов (пуговиц, лоскутков ткани, картона, семян, фольги,целлофана и т. п.),сконструированные в виде оригами или инымспособом.

    Урок изо №7

    Тема: Горный пейзаж. Колорит.(с.34-35)
    Задачи развития универсальных учебных действий:

    - учить высказывать эмоциональные суждения о живописных работахН. Рериха;

    - различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж,

    портрет, натюрморт; знать о том, что цвет является главным выразительнымсредством живописи;

    - различать тёплые и холодные цвета;

    - выполнять оригинальную композицию горного пейзажа в тёплом,холодном или контрастном колорите для достижения своего замысла;

    - оценивать выразительные качества изображений, выражать черезназвание эстетическое отношение к изображению («Сильные высокие горы»,«Студёные горы», «Каскад гор, освещённых солнцем», «Я встречаю красивыйрассвет в горах», «Печальная музыка гор», «Вулкан сердится», «Горный дракон», «Торжественный горный пейзаж»).

    Ход урока

    1. Мотивация.

    • Анализ принесённых детьми домашнихработ.


    2. Актуализация опорных знаний.


    • Работа с текстом учебника (с. 34-35).

    Внимание учеников акцентируется на восприятии и анализе произведений Николая Рериха.

    • Ответы на вопрос рубрики «Подумайи ответь» активизируют аналитические способности школьников,фантазию и воображение. (с.34)


    3. Применение умений и знаний.

    • Выполнение задания 22 Творческой папки расширяет представления детей о живописной палитре и колорите, задаёт ориентиры для будущейкомпозиции, помогает в решении проблемы занятия - как нарисовать горный пейзаж с ярко выраженным колоритом.

    • Перед практической работой двум-трём ученикам предлагается проговорить свои замыслы вслух:

    • «Я нарисую голубые горы,покрытые снегом, горы будут напоминать царство Снежной королевы, скалы будут острыми и колючими».

    • «Я нарисую закат в горах, солнечные лучи окрасят небо и горы в оранжево-красные тона,на переднем плане горы будут плавными и холмистыми, а на заднем - похожи на раскалённые угли».

    • «Свою композицию горного пейзажа я построю на контрасте тёплых и холодных тонов, какна картине Н. Рериха из серии «Гималаи» на с. 33 учебника. Контраст синего и жёлтого цвета подчеркнёт таинственность и загадочность гор. Назову свой пейзаж «Загадка горного озера».

    ФИЗМИНУТКА

    • Практическая работа

    Во время выполнения учениками творческого задания цветными фломастерами (см. лист 22а Творческой папки) или маслянойпастелью учитель отмечает выразительные работы, главным образом те, в которых колорит ярко выражен и горный пейзаж решёнмногопланово: первый план более контрастный и яркий, нежелипоследующие.

    4. Итог. Рефлексия.

    • Анализ и оценка созданных на уроке рисунков - 5-7 минут.

    5. ВД.

    • Дома поиграть с членами семьи,с друзьями в художественное лото «Шедевры Государственногомузея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина», или «Шедевры Лувра» (см. Творческую папку, 3 класс), или «Шедевры Дрезденской картинной галереи», или «Творчество художников-передвижников» (см. Творческую папку, 4 класс).

    • Выполнитьлюбое задание (листы 5-23) Творческой папки.


    Урок изо №8

    Тема: Необычные подземные музеи. Монотипия. (с.36-39)
    Задачи развития универсальных учебных действий:

    - учить высказывать эмоциональные суждения о красотах ледяныхпещер;

    - развивать представление о пещерах, в которых находятся наскальные

    рисунки животных, о пещерах со сталагмитами и сталактитами, которые охраняются государством;

    - учить различать линейный рисунок от силуэтного;

    - использовать выразительные возможности рисунка или техникимонотипии для достижения своего замысла;

    - оценивать выразительные качества рисунка и умение автора выразить своё отношение к сказочному герою («Замок Снежной королевы»,«В залах подземного царя», «В царстве Хозяйки Медной горы», «Мамонти мамонтёнок в ледниках» или др.).

    Ход урока

    1. Мотивация.

    • Анализ принесённых детьми домашнихработ.


    2. Актуализация опорных знаний.


    • Разгадывание ребуса предварит тему занятия. Выполняя зада-

    ние 24 Творческой папки, дети узнают о смыслообразующем словеурока «пещера».
    3. Применение умений и знаний.

    • Знакомство с содержанием текста учебника (с. 36-37) расширит детские представления о пещерах - хранительницах наскальных рисунков.

    • Ответить на вопрос рубрики «Подумай и ответь» (с. 38). Школьники самостоятельно приходят к выводу о необходимости сохранения уникальных пещер, которые, по сути, являютсямузеями под открытым небом, поскольку хранят рисунки древнихлюдей и красоту, созданную природой.

    - Пещеры, имеющие культурно-историческое и геологическоезначение, охраняются государством. Уникальная пещера со сталагмитами и сталактитами находится в Кунгуре. Рассматриваниееё пещерных залов, гротов и озёр - незабываемое зрелище. Ученики, рассматривая репродукции учебника (с. 35-36), обогащаютсвой зрительный опыт восприятием картин и скульптур, которыесоздала сама природа.

    Техника монотипии позволяет получить многообразие необычных эффектов, которые по изобразительному рисунку можносравнить с подземными ледяными картинами (с. 39 учебника).

    ФИЗМИНУТКА

    • Практическая работа

    Выполнение задания 24 или 25 Творческой папки нацелено наразвитие способности к фантазированию, домысливанию образа,на создание завершённой тематической изобразительной композиции.
    4. Итог. Рефлексия.

    • Анализ и оценка созданных на уроке рисунков - 5-7 минут.

    5. ВД.

    • Во внеурочное время наставник рекомендует ученикам нарисовать ещё один рисунок на основе оттиска, монотипии (см. задания24 и 25 Творческой папки).

    • Поиграть с членами семьи илис друзьями в художественное лото «Шедевры ГосударственнойТретьяковской галереи» (см. Творческую папку первоклассника),«Шедевры Государственного Эрмитажа» (см. Творческую папку второклассника), «Шедевры Лувра» (см. Творческую папку,3 класс) или «Творчество художников-передвижников» (см. Творческую папку, 4 класс).


    Урок изо №9

    Тема: Тайны лабиринтов. Геометрический рисунок. (с.40-45)
    Задачи развития универсальных учебных действий:

    - учить высказывать эмоциональные суждения о запутанных лабиринтахи о сути мифа «Нить Ариадны»;

    - развивать представление о пещерах, в которых находятся наскальныерисунки животных, о пещерах со сталагмитами и сталактитами, которые охраняются государством;

    - различать линейный рисунок от силуэтного;

    - использовать ритм линий, пятен и орнаментальную композицию каквыразительные средства рисунка;

    - оценивать результаты своего творческого труда и работ сверстников.

    Ход урока

    1. Мотивация.

    • Анализ принесённых детьми домашнихработ.


    2. Актуализация опорных знаний.

    • Разгадывание кроссворда с искомым словом «лабиринт» (см. задание 26 Творческой папки).


    1 скуЛьптура

    2 Анималист

    3 Бумага

    4 Иллюстрация

    5 поРтрет

    6 РерИх

    7 ВасНецов

    8 наТюрморт
    3. Применение умений и знаний.

    • Прочитать текст учебника (с. 40-43), узнают о необычных лабиринтах, которые

    встречаются в разных уголках Земли.

    • Рассмотреть репродукции (с. 40-42),

    Вспомнить древнегреческий миф о Минотавре, Тесее и Ариадне. Это формирует представление о лабиринте как запутанном пути, у которого есть только один вход

    и выход. Всё это способствует осмыслению основной образовательной проблемы занятия - как нарисовать лабиринт.

    ФИЗМИНУТКА

    • Практическая работа

    • Создать оригинальный лабиринт-орнамент (детям помогаютпомещённые в учебнике арабесковые композиции (с. 41, 43). Форма лабиринта может напоминать спиральную линию, красивыйузор, изображение в виде цветка или перекрещивающихся лучей.

    • На листочке в клеточку (см. задание 27 Творческой папки)школьники изобретают изобразительный образ своего лабиринта,украшая клеточки рисовальной поверхности в определённом порядке и ритме. В работе используют цветные фломастеры.

    • Передпрактическим воплощением своего замысла учитель просит 2-3

    детей вслух описать его.

    Выразительной получится работа, созданная с использованиемтолько ахроматических цветов (белый, чёрный, серый). Контрастэтих цветов придаст лабиринтному орнаменту особую таинственность и фантастичность.
    4. Итог. Рефлексия.

    • Анализ и оценка созданных на уроке рисунков - 5-7 минут.

    5. ВД.

    Во внеурочное время ребята могут продолжить свою деятельность по созданию лабиринтов, рисуя на листах в клеточку или используя лист 26 или 27

    Творческой папки.
    Урок изо №10

    Тема: Рисунки животных с натуры. (с. 46-49)
    Задачи развития универсальных учебных действий:

    - учить оценивать содержание народных сказок и мифов, выразительность книжных иллюстраций про животных;

    - видеть в части целое: проявлять смекалку при определении названиясказки по её иллюстрации;

    - анализировать выразительность объёмных и графических изображений животных, различать произведения разных видов искусства: скульптуру,книжную графику, декоративно-прикладное искусство;

    - мотивировать на выполнение иллюстрации к сказке про животных,используя средства художественной выразительности: линию, пятно, штрих,точку;

    - оценивать выразительные качества рисунка, основанного на чёрно-белом контрасте;

    - придумывать оригинальные названия для творческих работ.

    Ход урока

    1. Мотивация.

    • Анализ принесённых детьми домашнихработ.


    2. Актуализация опорных знаний.

    • Работа по учебнику (с. 48-51), отвечают навопрос рубрики «Подумай и ответь» (с. 48).

    • Рассматривание и анализ рисунков, выполненных профессиональными и юными художниками, позволит определить специфику рисунка, его отличие от фотографии.


    Проблема: - Как изобразить животного с натуры и по представлению с опорой на его фотографию?
    3. Применение умений и знаний.

    - Художники рисуют животных с натуры, посещая зоопарки.Однако животные всё время двигаются, а не позируют, поэтомурисунки получаются отрывочными. Дляизучения строения и особенностей формы животного художники иногда обращаются к фотографии или идут в зоологический музей.

    • В задании 28 Творческой папки приводятся фрагменты стихотворения, которые дети иллюстрируют.

    У меня зазвонил телефон.


    - Кто говорит?

    - Слон.


    - Откуда?

    - От верблюда.


    - Что вам надо?

    - Шоколада.


    - Для кого?

    - Для сына моего.

    А потом позвонил

    Крокодил

    И со слезами просил:

    - Мой милый, хороший,

    Пришли мне калоши,

    И мне, и жене, и Тотоше.


    • Перед практической работой 2-3 юных художника, которые много и хорошо рисуют, создают свой образкрокодила, или слона, или носорога.


    ФИЗМИНУТКА

    • Практическая работа

    с.49- творческое задание

    4. Итог. Рефлексия.

    • Анализ и оценка созданных на уроке рисунков - 5-7 минут.

    5. ВД.

    • Подготовить видеопрезентацию «Кошки разных пород в жизни и изобразительном искусстве». В качестве ориентира: фото своей кошки в разных движениях и ракурсах, её изображение на детском рисунке, кошка Бастет в египетском искусстве, чёрные кошки в русских народных сказках, фотографии кошек разных пород и их изображения на картинах отечественных и зарубежных художников.

    • В Творческой папке (см. лист 29) дети разгадывают ребус «кошка».

    Урок изо №11

    Тема: Образ кошки в искусстве ( с.50-56)
    Задачи развития универсальных учебных действий:

    - учить высказывать суждения о повадках и характере кошек, основанных на собственном опыте;

    - продумывать замысел, сочинять оригинальные названия для будущей композиции, давать словесное описание её содержания;

    - высказывать свои суждения о выразительных качествах творческихработ сверстников;

    - использовать средства художественного выражения для достижениязамысла: в скульптуре и конструировании - объём, пластику; в графике -точку, линию, штрих, пятно; в живописи - цвет, композицию;

    - оценивать результаты своей творческой деятельности и работ сверстников.
    Ход урока

    1. Мотивация.

    • Анализ принесённых детьми домашнихработ.


    2. Актуализация опорных знаний.


    • Разгадать ребус«кошка» (см. лист 29 Творческой папки), сочинить и нарисоватьсвой ребус со словом «котёнок».

    • 2-3 ученика рассказывают об особенностях поведения их кошки.

    (Если кто-то из учеников принёс открытки, календари или выполнил презентацию по теме урока, то сначала нужно посмотретьих.)
    3. Применение умений и знаний.

    • Анализу текста учебника (с.50-52)

    • Рассмотреть репродукции учебника (с. 52-53), выразительные детские рисунки (с. 54-55). Основной целевой ориентир урока заключён в том, чтобы расширить детские представления о способахизображения кошки, о том, что животное можно не только нарисовать на плоском листе бумаги, используя фломастеры, карандашиили краски и другие материалы (с. 54-55 учебника), но и создатьизобразительный образ в объёме, сконструировать (с. 53 учебника). Образовательная проблема: - Как изготовить пластичную фигурку кошки, имея чёрнуюполоску бумаги, ножницы и клей?

    ФИЗМИНУТКА

    • Практическая работа

    Ученикам раздаются полоски чёрной бумаги (3 _ 42 см), ножницы и клей, или ребята вырезают полоску самостоятельно (см.задание 30 Творческой папки). Показываю этапы изготовления фигурки чёрной кошки, а юные художники, глядя в учебник, создают свой образ. Самым запоминающимся моментом урока становится заключительный этап, когда у детей появляется возможность поиграть

    с созданной ими игрушкой. Ребята с удовольствием придают фигурке разные позы: чёрная кошка лежит, сидит, потягивается, бежит и т. п. Некоторые дети при этом мяукают, как кошки, активноучаствуя в игровых действиях.

    4. Итог. Рефлексия.

    • Анализ и оценка созданных на уроке рисунков - 5-7 минут.

    5. ВД.

    Создать целоесемейство кошек, представив, что у чёрной кошки-мамы и у белого

    кота-папы родился серый котёнок (см. лист 30 Творческой папки).

    Урок изо №12

    Тема: Скульпторы-анималисты. Объём. (с.56-58)
    Задачи развития универсальных учебных действий:

    - учить различать основные виды художественной деятельности: скульптуру, графику, живопись;

    - знать некоторые произведения художников-анималистов И. Ефимоваи В. Ватагина;

    - продумывать замысел, сочинять оригинальное название для будущейобъёмной поделки, давая словесное описание её содержания;

    - использовать выразительные свойства пластилина (глины): объём, пластичность - для достижения замысла; учитывать в творческой работе основные

    пропорции животных;

    - оценивать выразительность объёмных поделок; придумывать оригинальные названия для своей композиции и компазиций сверстников.
    Ход урока

    1. Мотивация.

    • Анализ принесённых детьми домашнихработ.


    2. Актуализация опорных знаний.

    • Разгадываниекроссворда, искомым словом которого является слово «скульптор» (см. лист 31 Творческойпапки).

    1 плаСтилин

    2 ТретьяКов

    3 ЛУвр

    4 Левитан

    5 гуашЬ

    6 Портрет

    7 ЭрмиТаж

    8 АйвазОвский

    9 Рерих
    3. Применение умений и знаний.

    • Изучение содержания текстаучебника (с. 56-57).

    • Рассмотреть репродукции (с. 56) .

    • Ответить на вопрос рубрики «Подумай и ответь».(Дети вместе с педагогом контролируют свои ответы,читая рубрику «Проверь себя» (с. 57 учебника).

    - Объём является важным выразительным средствомскульптуры, художник использует объёмную форму для достижения своего замысла.

    Образовательнаяпроблема урока - как из пластилина вылепить характерное животное.

    - Характерное - значит имеющее какое-то настроение, котороепередаётся через движение животного: поворот головы, поднятиеноги, опущенную шею и т. п.

    ФИЗМИНУТКА

    • Практическая работа

    - Обратите внимание на два способа лепки,которые называются художественный и конструктивный.

    - Суть художественного способа лепки заключается в том, чтофигурка животного лепится из целого куска пластилина (илиглины) с использованием приёма вытягивания частей из общегокуска. (Этот приём - вытягивание из бруска или

    шаровидного комка пластилина шею, ноги, хвост.)

    Особенность конструктивного способа лепки заключаетсяв том, что части фигуры лепятся отдельно, а затем все скрепляются между собой. ( Брусок пластилина, стекой разрезается с одной и с другой стороны с целью получения переднихи задних лап для туловища животного. Другой брусок пластилинаделится пополам, из одной половинки лепятся шея с головой, а издругой - остальные части: хвост, уши и др.

    Существует и комбинированная лепка, когда некоторые части фигуры животного вытягиваются из одного куска (например,голова и туловище), а другие лепятся отдельно и прикрепляютсяк фигуре.


    • 2-3 ученика озвучивают свой замысел

    4. Итог. Рефлексия.

    • Анализ и оценка созданных на уроке рисунков - 5-7 минут.

    5. ВД.

    Выполнить задание 32 Творческой папки.

    Урок изо №13

    Тема: Рельефное изображение животных. Статика и динамика. (с.59-62)
    Задачи развития универсальных учебных действий:

    - учить высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых рельефов: статичное или динамичное, декоративное или реалистическое изображение животного;

    - продумывать замысел, проговаривать сюжет будущей композиции

    рельефа;

    - использовать выразительные средства полуобъёма для достиженияизобразительных замыслов;

    - оценивать выразительные качества рельефных изображений (своихи сверстников), придумывать оригинальное название для своей работы и работсверстников («Раненый зверь», «Грустная львица», «Игривый львёнок», «Пряничный сказочный лев» или др.).

    Ход урока

    1. Мотивация.

    • Анализ принесённых детьми домашнихработ.


    2. Актуализация опорных знаний.


    • 7-10 минут урока отводится игре в художественное лото«Шедевры Дрезденской картинной галереи» (см. Творческую папку, 4 класс).


    3. Применение умений и знаний.

    • Работа по учебнику (с. 58-61).

    Обратить внимание детей на пластику царя зверей - льва(с. 59-60), выразительность его статичного и динамичного изображения, на особенность рельефной лепки этого животного(с. 60-61).

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта