Главная страница

Лекции, методаппарат учебников, дидактические правила Рыбниковой. Учитель литературы


Скачать 204 Kb.
НазваниеУчитель литературы
Дата06.06.2022
Размер204 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции, методаппарат учебников, дидактические правила Рыбниковой.doc
ТипЛитература
#571636
страница3 из 4
1   2   3   4

III Комментирование текста с помощью внетекстовых материалов
Внетекстовые материалы – письма, мемуары, биография писателя, литературоведческие понятие, культурологические комментарии и т.д.
IV Претворение литературных произведений в других видах искусства
1) Живопись, музыка, кино, театр

2) Устное, словесное рисование

3) Рисунки

4) Инсценирование

5) Чтение по ролям, выразительное чтение

6) Создание киносценария

7) Создание диафильмов

8) Сопоставление художественных интерпретаций
V Литературное творчество учеников
Создание текста с творческим началом
1) Пересказ с изменением лица рассказчика

2) Составление дневников героев (на основе текста)

3) Написание писем (несуществующих)

4) Написание несуществующих эпизодов

5) Сочинение по жизненным впечатлениям

6) Собственно художественные произведения
2009.10.23
Литературное развитие школьников как методическая проблема
Впервые эту проблему начала разрабатывать Молдавская Н.Д., а продолжил работу В.Г. Маранцман и его ученики.
Литературное развитие — специальное развитие, оно всесторонне и глубоко связано с общим умственным развитием, но не совпадает с ним.
Цельпреподавания литературы – воспитание хорошего, грамотного читателя.

Литературное развитие – образование развитие способностей к непосредственному восприятию искусства слова, то есть развитие сложных умений сознательно анализировать и оценивания прочитанное, при этом руководствоваться эстетическими критериями и художественным вкусом.
В художественном образе обобщение не может быть общеупотребительным. Оно всегда единственное и неповторимое.

Восприятие произведения искусства формируется по законам, которые не совпадают с законами умственного развития, теоретического мышления. В связи с этим воспитание читателя становится не только конечной целью литературного развития, но и его средством. Активность читательского сознания необходимо рассматривать как длительный процесс роста и развития. Речь идет о развитии специальном, в совершенно определенной области деятельности: чтение восприятие художественного произведения.

Основой любой деятельности являются способности (способностьэто сложная, синтетическая, индивидуально-психологическая особенность человека, определяющая его пригодность к той или иной деятельности; способность проявляется, формируется, развивается в деятельности, и вне деятельности не существует).

Таким образом, стремясь обеспечить литературное развитие в процессе обучения надо развивать наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоционально-образную память, чувство слова.
Задача состоит в том, чтобы правильно организовать деятельность по художественному восприятию искусства слова, обеспечить полноценное творческое восприятие на четырех уровнях:

1) Эмоции

2) Воображение

3) Смысл

4) Форма
Исходя из понимания термина «восприятие», можно определить литературное развитие как процесс качественных изменений способности мыслить словесно-художественными образами.
Движущие силы литературного развития:

1) чтение

2) знание законов литературы

3) развитие речи
Критерии: владение словом, умение анализировать, выразительное чтение, начитанность, художественный вкус, заинтересованность, способность к образной детализации, образное обобщение.
По Молдавской, кроме того, к критериям также присоединяются способность к образной конкретизации (умение увидеть деталь) и способность к образному обобщению (проанализировав художественный образ).
Таким образом, стремясь обеспечить литературное развитие в процессе обучения, надо развивать наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство слова, эстетическое отношение к произведению и т.д.
Образная конкретизация и образное обобщение достигают необходимого уровня в зависимости от:

1) От возрастных возможностей учащихся

2) От типа и индивидуального характера восприятия

3) От своеобразия произведения
Маранцман выделяет три эпохи литературного развития:

1-6 класс. Эпоха наивного реализма. События художественного произведения воспринимаются как события реальной жизни.

7-9 класс. Нравственный эгоцентризм. Притягивают произведения, которые могут объяснить внутреннее «Я».

10-11 класс. Эпоха связей. Произведения, открывающие философскую сторону бытия.
Существуют два типа читателей:

1) Мыслители (идейная сторона)

2) Художники (образная сторона)
2009.10.29
Специфика анализа эпических произведений. Зависимость анализа от рода и жанра произведения.
Методика анализа в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Если говорить об эпических произведениях, то в них объект изображения и субъект изображения находятся в равновесии и в сложном взаимодействии.

События окрашены авторской оценкой.
Основная работа эпического произведения выстраивается по трем направлениям:

1) Сюжет

2) Образы героев (характеры)

3) Авторская позиция
Все события в эпическом произведении, все характеры окрашены авторской оценкой. Та действительность, которая создана – это плод воображения автора. Это – художественная реальность. Эта художественная реальность должна реализоваться в читательской деятельности, в чтении и изучении произведения (диалог).
Анализ произведения зависит от его жанра.
Басня

Мораль выражается с помощью содержания басни.

Приемы:

- выразительное чтение басни

- инсценирование басни

- анализ

Мораль открывается текстом.
Баллада (лироэпический жанр)

Баллада – всегда сложное произведение. Как один из приемов используется составление плана баллады.
Маленький рассказ

Прием - чтение и анализ в классе.
Роман или повесть

Прием - выделение эпизодов для классной и домашней работы. Необходимо выбирать эпизоды, значимые для раскрытия идей и авторской позиции.
Специфика анализа эпических произведений зависит также и от возраста учащихся.

Среднее звено - освоение сюжета. Характеры. Выявление авторской позиции ( может представлять трудность).

Старшее звено – композиция, стиль писателя, идея, авторская позиция.
Основная трудность (недостаток) в изучении эпических произведений – отсутствие целостности. Чтобы добиться целостности, учителю нужно связать сюжет, приемы и образы произведения с проблемами, которые волнуют писателя.
Специфика эпических произведений требует определенного пути изучения. В методике выделяют три пути:

1) «Вслед за автором» (по сюжету)

2) «Пообразный» (главные образы)

3) «Проблемно-тематический» (не путать с проблемным обучением! Характерен для произведений крупных форм)
Не надо стремиться объять необъятное!
«Война и мир»

Тьма и свет

Ночь и день

Смерть и жизнь

Зло и добро

Зима и лето

Холод и тепло

  • Отношение Толстого к войне

  • Героизм, подвиг, слава

  • Патриотизм (народ)

  • История. Роль личности

Улыбки в салоне: искренность и неискренность, естественная или неестественная.
В средних классах необходимо использовать приемы, которые помогут воспринят сюжет в его целостности.
План (вид умственной деятельности).

  1. Увидеть части произведения

  2. Правильно расположить части

  3. Возможность увидеть внутренние логические связи

  4. Выделить систему образов

  5. Понимание композиции


Планы бывают:

- простые

- сложные

- цитатные

- картинные
Работа над планами

Осмысление текста, составление плана — это звенья одной цепи.

Назвать заголовок (вопросы, назывные предложения, простые предложения, цитата)
Нет методической стройности в оформлении плана, если учитель правильно не поставил задачу.
Картинный план — картинки раскрывают содержание. Можно выйти на диафильм как на итог работы над произведением.

Рисуют те, кто умеет рисовать.

Отбор эпизодов, отбор цитат, (может быть рисунок с подписью), монтаж.
Простой план нумеруется арабскими цифрами.

Сложный план имеет три раздела:

1) Начало

2) Основная часть

3) Вывод

Может использоваться составление своих заголовков.
Пересказ

1) Подробный – 1,5 страницы. Сохраняется авторский стиль и художественные детали, не пересказывается пейзаж.

2) Сжатый. Всегда готовится в классе. Объем — глава, несколько глав. Репетиция, отбор материала - 2-3 человека. Анализ, разбор, что имеется, а что не досказали.

3) Свой вариант у учителя

4) Творческий пересказ. Пересказ с изменением лица, без изменения лица, стилизованный пересказ.
Пересказ – это устное изложение прочитанного в связной речи. Содержание становится второстепенным.
Литературный монтаж - привлечение к тексту. Разделение класса на части. Выбрать главного, расчленить произведение на крупные части. Выбор текста для чтения (один прием должен быть использован не более 2-3 раз.) Раздача материала. Репетиция чтения. Защита.

Урок 40 минут: 20 минут — чтение, 15 минут — обсуждение: отбор материала, качество чтения.
2009.11.09
Методический аппарат учебника
1. Обложка.

2. Название учебника.

3. Форзацы.

4. Первая страница (гриф МО)

5. Содержание

- хронология

- жанровое разнообразие

- авторское разнообразие

- объем произведений
! Содержание должно соответствовать программе !
6. Структура содержания:

- вступление

- биография

- словарик

- и т.д.

- оформлено ли это в содержании, или есть в наличии, но в содержании не отражено?
7. Иллюстрации

8. Шрифт

9. Организация

  • Вопросы и задания.



Меркин, Кутузов
1. Обложка

Кутузов: цветная

Меркин: цветная (показалась лучше, чем у Кутузова)
2. Название

Кутузов: «В мире литературы» (неординарно)

Меркин: «Литература» (б/к)
3. Форзацы

Кутузов: пустые

Меркин: красивые иллюстрации, к месту
4. Гриф Министерства образования и социального развития Российской Федерации

Кутузов: рекомендован

Меркин: допущен
Меркин:
Второе издание, Издательство – «Русское слово», 2004.
Достаточно крупный шрифт, однако не очень удобен для чтения – следовало бы сделать либо побольше межстрочное расстояние, либо поменьше шрифт при том же межстрочнике. А так – строки сливаются.

Есть расшифровка терминов, они выделены жирным шрифтом. После текста главы – вопросы и задания. Есть иллюстрации, правда, монохромные. Отдельно тексты «для любознательных».

Отрывки из текстов.

Отдельно задания для устной работы, называются «живое слово». Также отдельно – задания «после уроков», «литературная игра», «пофантазируем».

Сноски – постраничные. Цветографическое оформление заданий и дополнительного материала, разделов и глав (оранжевый, белый, черный).

Биографии, портреты писателей.

Чередование поэзии и прозы

Хронология, жанровое и авторское многообразие.
У Кутузова есть вступление к каждому разделу, «проба пера», словарь-указатель.

Нет иллюстраций, есть лишь «входы в темы», и те – черно-белые.

Есть примечания. Жирный шрифт на термины.

Задания, названия, разделы.

Сноски – курсивом.

В организации работы есть элемент игры. Объяснения идут в процессе живой беседы. Нет рубрики «вопросы и задания». Восприятие через объяснение.

Большое жанровое разнообразие, на котором строится не только весь этот учебник, но и вообще вся программа Кутузова с 5 по 11 класс.

Большое разнообразие авторов.

Неравный объем произведений различных авторов.
Вопросы и задания во всех учебниках – это самое главное. Необходимо рассматривать этот раздел как с точки зрения учителя (насколько полно охватывает все аспекты отдельного произведения, творчества одного автора или литературного периода), так и с точки зрения ученика (сможет ли он ответить на эти вопросы, адекватной ли они сложности).
Методический аппарат учебника «Русская литература ХХ в. 11 класс. 1, 2 ч.»

Л.А. Смирнова, А.М.Турков и др.

Гриф: рекомендовано

На обложке картина К.Ф.Юна «Весенний солнечный день»

При составлении соблюдена историческая хронология

Учебник представлен в двух частях

Учебник дает целостное культурно-историческое представление об основных этапах развития литературы ХХ века, об основных именах и направлениях в литературе этого периода

Статьи о писателях представлены подробно, каждая из них условно делится на «биографию» и «творчество».

После каждой статьи: вопросы и задания (актуальные вопросы по биографии и творчеству автора, ориентированные на усвоение программы)

Представлены примерные темы сочинений

Дается «круг понятий» - основные термины, вводящиеся в употребление

Присутствует рекомендуемая литература («Советуем почитать»)

Оформление: темы выделены жирным шрифтом, в каждой статье есть фотографии.
Методический аппарат учебника «Русская литература ХХ в.»

Ю.В. Лебедев

Обложка – репродукция с «Грачи прилетели»

Форзацы – цветные, с иллюстрациями

Оглавление – есть вводная статья, выделение жирным шрифтом. Соблюдается хронология учебного процесса и авторское разнообразие. Однако объем материала по авторам различен.

Гриф: рекомендовано

При составлении соблюдена историческая хронология

Статьи о писателях условно делятся на «биографию» и «творчество».

Имеются задания повышенной сложности

Темы выделены жирным шрифтом

Имеются исторические и литературные справки

Дается рекомендованная литература
Агеносов, «Русская литература ХХ века, 11 класс»

1. Обложка – «в стиле авангарда». Видимо, должна напоминать о Маяковском.

2. Форзац – пустой.

3. Гриф – рекомендовано МО.

4. Несколько авторов.

5. Содержание – соблюдена историческая хронология. Представлены основные авторы ХХ века. Из текстов – только некоторые примеры.

6. По разделам: начинается с биографии, далее – обзор художественного мира, потом художественная критика и разбор произведения. Вопросы и задания для анализа.
Журавлев, «Русская литература ХХ века в 2-х частях»

Гриф: рекомендовано

Обложка: цветная картинка + портреты писателей

Форзац – стихи + картины

Иллюстрации: только черно-белые «фотографии» писателей

В конце – краткий словарь литературоведческих терминов.

Писатели разделены по направлениям.

Сначала – общая статья «Литература начала ХХ в.,» потом – проза, следом – поэзия середины века.
2009.11.12
Лебедев А.В.

1. Обложка – репродукция с «Грачи прилетели»

2. Форзацы – цветные, с иллюстрациями

3. Оглавление – есть вводная статья, выделение жирным шрифтом. Соблюдается хронология учебного процесса и авторское разнообразие. Однако объем материала по авторам различен.

Высокая степень информативности.

Нет словаря.
Агеносов, «Русская литература ХХ века, 11 класс» 2 части + хрестоматия
1. Обложка – «в стиле авангарда». Видимо, должна напоминать о Маяковском.

2. Форзац – пустой.

3. Гриф – рекомендовано МО.

4. Несколько авторов.

5. Содержание – соблюдена историческая хронология. Представлены основные авторы ХХ века. Из текстов – только некоторые примеры.

6. По разделам: начинается с биографии, далее – обзор художественного мира, потом художественная критика и разбор произведения. Вопросы и задания для анализа.
Методическая разработка урока по сказке «Репка»
1) Маленькие бумажные репки

Определить по описанию персонажа. Расставить «по порядку».

2) Детальный разбор

Образ репки = образ чуда, мотив жизни.

3) Постановка «Репки» - литературная версия в стихах.

4) Развитие коммуникативных навыков.

Постановка детьми, 2 команды, экспромтом.

5) Образы

Как одет дед? Старый ли он? Смог ли бы дед сам вытянуть репку?

Возможно, творческий пересказ с изменением лица.

6) Задания в конвертах.
Сказка как сакральный текст. Закодированное послание. Время и пространство отсутствуют. А+(А+В)+(А+В+С)+…

Круг, репка, солнце, хоровод.

Семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели… Семь – магическое число.

На что похожа репка? Например, на купол или шлем.

Дед с бабкой – мифические персонажи на границе мира, носители знания и мудрости.

Репка как модель мира.

Герои не случайны. Почему дружат собака с кошкой, а кошка – с мышкой?

Даже самый маленький вклад ценен и важен.

Сказка с позиции соцреализма.

Как написал Толстой, Достоевский? Обыграть пародией.
1   2   3   4


написать администратору сайта