Лекции, методаппарат учебников, дидактические правила Рыбниковой. Учитель литературы
Скачать 204 Kb.
|
2009.09.10 Тема: Учитель литературы В системе школьных предметов литература занимает особое место хотя бы потому, что предмет изучения на этом предмете очень сложный. Чем учитель отличается от любого другого учителя? История высшего педагогического образования в России начинается после войны 1812 года. 19 век дал образованию очень известные и очень значительные имена: Стоюнин Владимир Яковлевич, Водовозов Василий Иванович, Остроговский, Чернышевский Николай Гаврилович. Это – 19 век, 60-е годы. 20 век нам дал Рыбникову Марию Александровну, Ильина Евгения, Айзермана (часто выступает на страницах журнала «Литература в школе»). Требования Остроговского к учителю-словеснику: 1) Учитель литературы должен обладать энциклопедическими знаниями 2) Он должен быть знаком с историей развития философии 3) С историей развития эстетики 4) С историей мировой литературы 5) С историей развития русской литературы 6) С методикой преподавания литературы и «быть высочайшего образа профессионал» 7) Он должен иметь быстрый критический ум Таким образом, внимание к личности словесника существует давно. Любой учитель складывается из трех составляющих 1) Специалист 2) Воспитатель 3) Человек Какие человеческие качества необходимы учителю литературы? 1) Терпение 2) Понимание 3) Человеколюбие (доброта) 4) Оптимизм 5) Юмор 6) Интуиция 7) Искренность 8) Чувство меры 9) Способность сопереживать Какие качества воспитателя необходимы учителю литературы? 1) Тактичность 2) Доброта Литература – это тот предмет, в котором знания добываются наслаждением (Стоюнин). Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь (Пушкин). – формула воспитания на уроке литературы. (Гармония – высшая форма, сторона искусства. И – вымысел…) «В мире нет более изнуряющего труда, чем труд педагога» (Сухомлинский). Канадский психолог Ганс Кселье говорил: «Работа изнуряет главным образом в результате разочарований и неудач». То, что может привести к разочарованиям и неудачам молодого педагога: 1) Недостаточная продуманность вопросов. Мало того, что надо вопрос интересно сформулировать, надо уметь его задать. 2) Неумение дозировать материал на урок. 3) Стремление дать ученикам столько, сколько знает сам учитель. 4) Комплекс неполноценности. 5) Переоценка своих возможностей. 6) Банальное незнание материала. У учителя существуют способности, данные от природы, и способности приобретенные. Способности от природы: 1) Голос: сила голоса, тембр, богатство интонаций, мелодичность… 2) Темперамент (дает индивидуальность преподавателю) Приобретенные качества специалиста 1) Артистизм (но не актерство! это, прежде всего, интеллект). Артистизм работает там, где нужно убедить, где нужно, чтоб тебе поверили. Различается две разновидности: интеллектуальный и внутренний (мимика, жесты) 2) Интуиция 3) Юмор 2009.09.24 Учитель должен уметь задавать вопрос и выдерживать паузу. Выразительное чтение также не обходится без умения держать паузу. Фасцинация - способность зачаровывать. Важные составляющие фасцинации: - голос - манера держать себя на уроке - походка - манера общения вне предмета Диалог на уроке литературы невозможен, если нет доверия. Артистизм незаменим в процессе диалога на уроке литературы. Он дает возможность быт искренним. Децентрация – это способность учителя временно встать на противоположную точку зрения. Эмпатия – сопереживание Диалог на уроке литературы нельзя рассматривать в узком лингвистическом смысле. В данном случае, диалог – это методический прием. Учитель < - > Ученик Ученик < - > Ученик Художественное произведение < - > Ученик Автор < - > Читатель (внутренний диалог) Литературное произведение по своей природе диалогично. И это помогает организовать диалог учебный. Коллективом педагогов был создан комплекс учебников для всей школьной программы. На всех уроках должен быть диалог. «Кричащий в гневе смешон, молчащий в гневе страшен» Методика преподавания литературы как наука Что является основой содержания методики преподавания литературы как науки? Об этом и сегодня идут споры в научных кругах. Более 200-т лет тому назад определение методики преподавания литературы дал… 1 т.з. – педагогическая наука 2 т.з. – школьный прикладной предмет Все методики, по суди дела, отвечают на три вопроса: Зачем (концепция, цель) Что (содержание) Как (методы и приемы) Любая наука имеет право на существование, как отдельная самостоятельная, при наличии трех условий: Предмет исследования, который не изучается ни одной наукой Общественная необходимость исследований Специфические методы исследований Методика преподавания литературы – это педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения литературе как учебному предмету, и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса, с целью более правильного руководства. Литература как учебный предмет состоит из: 1) Чтения и изучения художественных произведений 2) Изучения критического материала 3) Изучения теории литературы 4) Изучения истории литературы, биографий писателей 5) Развития речи 6) Процесса воспитания на уроке литературы («Именно на литературе воспитывается гражданин» - Острогорский) Школа ориентирована не на жизнь, а литература – тем более. Необходимо сделать так, чтобы быть литературно образованным стало модно. Специфические методы исследования: методика – это прикладная наука, без практики она не существует. Общественное значение литературы очень велико. Преподавание литературы — государственное дело. Информация как таковая не имеет ни ценности, ни принципа. 2009.10.01 Структура науки всегда отражает структуру предмета Основные элементы предмета: Цель обучения (диктует отбор материала и систему организации,) Сам учебный предмет (систему методов и приемов) Учитель (знания и умения) Ученик Учебный предмет — методика преподавания. Дает систему методов и приемов. Учитель ↔ ученик знания умения Цель <—> учебный процесс <—> учитель <—> ученик Методика преподавания литературы — учебники и пособия, программы. Организация: 1) Урок литературы 2) Внеклассная работа 3) Факультативные занятия или целенаправленное профессиональное обучение Предмет научного исследования - обучение учащихся литературе. Направления: Практическое (исследуется непосредственно преподавание) Исследование: - ходить на уроки - проводить анкетирование - изучить нормативные документы - изучить историю вопроса Цель в каждой школе – подготовить ученика, которых хорошо читает. Экзамен, техника чтения, тренировка. Теоретическое (научная литература и ее изучение, история вопроса, изучение нормативных документов) а) Выявление проблемы (нет интереса, не читают) - семья - начальная школа - содержание б) Выдвижение гипотезы. Она должна быть подтверждена научно установленными фактами (без крайностей). Факт, взятый вместе с другими фактами в точно зафиксированных условиях. Они доказываются тогда, когда могут быть произведены с неизбежными вариантами в аналогичных условиях. Могут быть зафиксированы в магнитофонных записях, анкетах, протоколах и т.д. Цель изменить: цель не техника, а интерес. Техника — средство, а не цель 1) Содержание — что читают (обязательно полные тексты произведений) 2) Организация обучения 3) Приемы (методика) Модель для начальной школы (пример) Понедельник — устное народное творчество Вторник — эпос Среда — эпос Четверг — день читательских удовольствий (слушание, выбор книги самими детьми) Пятница — лирика в) Разработка методов исследования. Срезы, целенаправленные наблюдения, естественный эксперимент, теоретические исследования, библиографические исследования, связь с другими науками, изучение трудов методистов прошлого. Современные исследователи: Качурин, Курдюмова, Маранцман, Кутузов, Бунеев и Бунеева, Ионин и т.д. Герменевтическое чтение как практика общения с художественным текстом Основная проблема современной методики - потеря интереса к чтению, конкретнее - потеря интереса к чтению классики. А классика в школе — большая часть содержания. Потеря интереса к чтению связана с проблемой понимания художественного произведения. В методике есть сейчас две тенденции: обеспечить глубокое понимание художественных произведений передать в процессе обучения сумму знаний Непонимание становится причиной отторжения классики. А. Брудный (психолог) заметил, что образование — не то, чему человека учили, а то, что он в этом понял. Решается сложная задача: ориентировать ученика не на усвоение интерпретации, а на понимание художественного произведения. При таком подходе традиционные приемы на уроке литературы становятся малоэффективными. Понимание подменяется знанием, а это не одно и то же. Чтобы преодолеть непонимание и возбудить интерес, нужны новые технологии: медленное чтение комментированное чтение проблемное обучение исследовательская деятельность практическая интерпретация художественного чтения герменевтические чтения Все эти технологии погружают в художественный текст, а без этого немыслимо понимание. Герменевтика, согласно философскому словарю, это искусство и теория толкования текста. Центральной и одновременно конечной целью является понимание. Рассматривая герменевтику как практику общения с художественным тестом, необходимо опираться на следующие положения Гадамера: 1) Философ определяет ряд условий, необходимых для чтения текста, он последовательно воздерживается от суждений о тексте, отсылающих к иной действительности, кроме самого текста 2) Считает неправильным сведение смысла текста к замыслу (а именно на это была направлена традиционная методика) 2009.10.02 Основы герменевтики были заложены в 18 веке в Германии. Тогда герменевтика понималась как искусство понимания чужой индивидуальности, затем - как искусство толкования Библии, потом — как искусство толкования литературы. В 19 веке герменевтика трактовалась как искусство толкования литературных памятников. По мнению Гадамера, герменевтическое усилие должно быть направлено не на то, чтобы переместиться в позицию автора, а на то, чтобы отнести несомое им сообщение к своей собственной ситуации. Понимание начинается с того, что нечто обращается и задевает. Это положение содержит и внутренние, и внешние компоненты герменевтической деятельности (и субъект, и объект), которые образуют диалог. Это положение Гадамера раскрывает механизм, технологию общения с художественным текстом. Гадамер считает, что важнейшей особенностью постижения жизни через искусство является то, что его предмет — это нечто такое, к чему с необходимостью принадлежит и сам познающий (читатель). Предмет искусства — жизнь, но она воспроизводится в художественных образах. Рассматривается отношение автора к событию, а не само событие. Такой подход обеспечивает в процессе герменевтической деятельности самопознание, активную рефлексию читателя, а они являются важнейшим условием решения трудных задач литературного образования. Цель герменевтического чтения не в «воспроизведении смысла». Такой поворот ведет к плюральности интерпретации. Различные истолкования не могут быть сведены раз и навсегда к одному правильному, ибо такового не существует. Гадамер: «Фундаментальная истина герменевтики такова: Истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь осваивать произносимое им — вот в чему душа герменевтики». То есть происходит децентрация с методической точки зрения. Выслушать — понять — проработать (дать еще знания) — организовать диалог. Гадамер предлагает завершенную герменевтическую концепцию, которая вполне может стать основой выстраивания субъективной работы с текстом. Такой подход может претендовать на то, чтобы стать гуманитарной технологией. Герменевтическое чтение — это новая культура образования, это методика других современных уровней, это создание нового образовательного пространства, направленного не на репродуктивное воспроизведение, а на понимание, то есть на то, что человек, читатель, ученик, вырабатывает сам. Герменевтическая деятельность не подвластна четкому алгоритму, так как нельзя пошагово разбить естественный процесс, творчество. Герменевтическое чтение – это практика поисков смысла художественного текста, возможность диалога на разных уровнях, создание условия для креативного мышления. Педагогическая сущность герменевтического чтения – поддержка обращения читателя к самому себе. Чтобы герменевтический акт состоялся, нужно следовать определенным принципам: 1) Феноменологический подход позволяет осуществить личностное постижение произведения искусства, приближение к произведению через множество смыслов, актуальных и неактуальных для самого познающего. Феноменологический подход – установка учителя, который допускает бесконечность познаваемого, множество мнений и право каждого на свое мнение. Формула: я так отражаю. 2009.10.08 Основным способом достижения истины, понимания, Гадамер считает диалог. Всякое знание проходит через вопрос. Иногда вопрос труднее ответа, поэтому диалог есть диалектический способ познания. Решение вопроса есть путь к знанию, и конечный результат зависит от правильности вопроса. Очень часто при герменевтическом чтении требуется преодолеть сильную власть мнений. Искусство диалоги требует, прежде всего, чтобы собеседники слышали друг друга. «Вопрошание» становится искусством, а разговор — подлинным и продуктивным. Уметь вести диалог — это значит действительно суметь оценить фактическую ценность, весомость чужого мнения. Особую роль приобретает аутентичная речь (искренняя, личная, моя). «Если на все есть ответы, то зачем Я?» Чтение не может быть другим, нежели чем герменевтическим при гуманизации (человечное) и гуманитаризации (духовность) образования. «Понятие, данное ребенку без его собственного усилия, педагогически бесплодно» - Л.Н. Толстой. Синергетический принцип Любая случайность может стать толчком к движению в новом направлении. Вариативное мышление, когда из хаоса рождается космос. Шенграбенское сражение 1) Определить эмоциональное состояние людей на батарее: задор, воодушевление, веселье. Минута нравственного колебания, которая решает исход сражения, «Момент истины». С одной стороны — страх, ужас, как следствие — паника, как следствие паники — безрассудство и преступление С другой стороны — подвиг, жажда победы, патриотизм, слава При таком подходе на уровне литературы становится рефлективная деятельность - свобода понимания, точки зрения, позиции, отношения. Диалектический принцип Личностная рефлексия показывает включенность в процесс, но ее недостаточность для понимания. Видение собственной проблемы обуславливает интеллектуальную рефлексию, и результатом может стать соединение несоединимого. Благодаря определенной работе ученик выходит на новый этап. Каждый контакт с художественным произведением дает читателю новые впечатления, расширяет контекст анализа самого читателя и его представления о произведении. Функция герменевтического чтения заключается в том, «чтобы сказать, что я знаю, что я знаю». В результате герменевтического чтения рождается понимание, суждение. Это условие для саморазвития. Понимание осуществляется в стихии языка. Исходный пункт герменевтики — языковая, знаковая форма выражения, то есть интерпретация. 2009.10.09 Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством Технология – заданный порядок действий. Искусство – живое, рожденное в творчестве. Из всех искусств, литература — самое отвлеченное, так как каждое из искусств имеет свой определенный знак, (цвет, звук, линия). В основе литературы – слово. Литература дает абсолютно все ощущения от других искусств. Словом задается настроение, слово дает возможность слышать звуки. Благодаря слову произведение оживает в воображении читателя. Соответственно, разные читатели — разные версии прочтения. На создание интерпретации оказывают влияние: 1) Настроение читателя |