Лекции, методаппарат учебников, дидактические правила Рыбниковой. Учитель литературы
Скачать 204 Kb.
|
2009.11.19. Разработка литературной викторины по содержанию, не более 20 вопросов. 2 балла за правильный ответ, соответственно – максимум 40 баллов. Разработка шкалы. Быстрая проверка (ученики проверяют) Литературный аукцион По поэма «Кому на Руси жить хорошо» - найти элементы устного народного творчества в поэме. Анализ образа персонажа. Образ персонажа – всегда в системе образов. Образ — синтез чувств и мыслей автора. Художественное произведение — система образов. Задача учителя определить связи. Необходимо учитывать, что художественный образ — единство изображения и авторской оценки. Самая распространенная ошибка учителя - характеристика персонажа через набор черт характера. Характер — это целостная живая действующая система. Он отражен с помощью средство и приемов, присущих жанру и творческой индивидуальности автора. Обычно анализ происходит по схеме: 1) Персонаж: кто он? Внешность, как она изображена? Какое впечатление она производит на других персонажей и на читателя? 2) Особенности внутреннего мира и характера. Как проявляются, как изображены, какие чувства вызывают у читателя. 3) Вывод. Какой смысл и идею несет этот персонаж? Рассматривая характер героя, нужно помнить, насколько согласуются мысли, слова и действия героя, как он относится к себе, каково отношение к герою других героев, типичен ли он? Как изображен герой? Как его оценивает автор? Какие чувства вызывает герой у читателя? Особое место отдается природе и описанию интерьера. Все это даст возможность понять образ. Образ: - портрет - поступки - черты характера (связь с поступками) - отношение других героев - пейзаж - внутренняя монологическая речь Авторская позиция: к ней надо обращаться на каждом уроке. Прямая или опосредованная авторская оценка, через художественные приемы или детали, через композицию. Анализ драматического произведения Драма в системе литературы занимает особое положение. С одной стороны, это полноправный литературный род, с другой – это явление, принадлежащее театру. Специфика драмы: 1) Суть драмы — осознание противоречий действительности через отношение людей и их индивидуальной судьбы. 2) В драме мы видим подражание действию посредством действия, а не рассказа. 3) Драма представляет свершившееся действие как свершающееся. 4) Отсутствие повествовательности. 5) Резкое ослабление описательного элемента. 6) Авторская точка зрения через высказывания героев, расположение частей; основа содержательной стороны драмы – конфликт. Драмы столкновения – это способ выявления жизненных программ персонажей. Конфликты: - драматический - комический - трагический Могут быть вариации. В драме отсутствуют такие важные компоненты как авторская характеристика, портреты, описания природы, но зато есть: - диалогическая форма - деление на акты и явления - афиша - ремарки Главная задача учителя — научить читать пьесу, то есть ученик должен научиться определять авторскую позицию. Драма требует присутствия сильных чувств у читателя. Эмоция рождается благодаря воображению, которое должно стать доминирующим уровнем восприятия. На уроке по изучению драматического произведения ученик должен побывать в разных ипостасях: 1) Читатель 2) Режиссер 3) Актер 4) Зритель Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене. Нужно сделать все возможное, чтобы приблизить его к этому. М.А. Рыбникова, «Очерки по методике литературного чтения». М. 1985 г. 5-я глава. Дидактические основы уроков Четыре дидактических правила 1 Дидактическое правило (далее — Д.П.) Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств, на различные сферы сознания. Это требование должно одновременно отвечать нормам здоровой дозировки этих впечатлений, их устойчивости и постоянству. Виды деятельности: Чтение в классе и дома, пересказ отрывков, составление планов по роману, чтение стихотворений наизусть, запись стихов в тетрадь, чтение по ролям, выразительное чтение, вступительное слово учителя, использование иллюстраций, рисунков на доске. 2 Д.П. Ученик должен ясно понимать поставленную задачу, предъявленное ему учителем требование, участие учителя в разрешении поставленной задачи, характер работы класса и степень своей личной ответственности в этой общей работе. Виды деятельности: Распределение заданий: одни ученики готовят пересказ, другие – краткий план. Перед походом в театр учитель должен указать детям, на что нужно обратить внимание в пьесе, по которой будет вестись разговор. Предварительно формулировать требования (работа в группах). Разделить класс на группы, или давать индивидуальные задания. Активизация класса по группам или индивидуальные задания. Подбор и распределение эпизодов — учитель связывает части. Мыслить и рассуждать, подведение идейно-тематических итогов. 3 Д.П. Приобретаемые знания идут по степени возрастающей трудности, причем сложное сперва показывается в простом, в новом вскрывается знакомое, в старом — нечто новое. Виды деятельности: Работа над произведением должна охватить все стороны изучаемого предмета (язык произведения, различные тропы, поиск в языке эмоции писателя, его реакции на жизнь). Обращаясь к герою, учитель дает ученику видеть и чувствовать его. Вжиться – если герой положительный, высмеять – если отрицательный. Повторение, установление связи с уже пройденным, показывать отношение писателя к изображаемому на самом языке произведения, сравнение схожих описаний у разных авторов, идейно-тематический разбор, произведенный средствами этого вида языкового анализа, вживание в литературный образ, отношение к герою, работа с главами произведения. Разбор образа персонажа через интерьер, пейзаж, портрет, место, речь, отношение к нему, его отношение к другим, поступки. 4 Д.П. Диалектически соединяя дедукцию с индукцией, учитель обеспечивает в итоге стройность и систематичность знаний и тем самым воспитывает сознательный подход к жизни, соединение теории с практикой. Виды деятельности: Работа над целым произведением ведется если оно укладывается в часы занятий, если нет – ограничиться работой над частью. Работа должна вестись по многим линиям (события, герои, система образов, язык), но не всегда равномерно. Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина и др. Программа по литературе (5-11 классы) Пояснительная записка Цель литературного образования — становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой речью. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность во общении с книгой может сложиться лишь при широко- и узконаправленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны, приятию учениками текста, и их раздумью над поставленными автором проблемами. В программе последовательно осуществляется принцип вариативности, который: дает учителю право выбора авторов и произведений дает выбор путей изучения конкретной темы Программа направлена на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом. В средних классах предлагается три круга чтения: чтение и изучение самостоятельное чтение и обсуждение в классе внеклассные чтения Учитель может перемещать произведения из одного круга в другой. Структура и содержание (5-9 кл.) Содержание программы средних классов определяется миром интересов учащихся, структура – стремлением помочь юному читателю в мире искусства слова. Обогащен круг изучаемых произведений, расширен состав изучаемых фольклорных жанров, включены новые произведения. Представлен список для внеклассного чтения. Есть подразделы, посвященные теории литературы, в который включены понятия, без которых читателю трудно ориентироваться в мире книг. Теория прикладывается после произведения. Есть связь литературы с другими видами искусств. 9 класс – особый, так как является выпускным. Ученики, выходя из школы, должны иметь представление о литературном процессе. А.Г. Кутузов, А.К. Кселев и др. Программа по литературе (5-11 классы) Пояснительная записка В основе содержания и структуры этой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Цель литературного образования: формирование читателя, способности к полноценному восприятию литературных произведений (через понятийный аппарат (теория литературы)). Задачи: - формирование представлений о литературе как о культурном феномене - осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции - формирование системы гуманитарных понятий - формирование эстетического вкуса - формирование эмоциональной культуры личности - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие: 5 класс – жанры 6 класс – роды и жанры 7 класс – характер – герой – образ 8 класс – литература и традиция 9 класс – автор – образ – читатель 10-11 классы – литературный процесс Важно соблюдать этот путь. Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе. 5 класс – переход от литературного чтения к изучению литературы. 6-9 классы – изучение литературы как искусства слова. 10-11 классы – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. Широко представлены произведения мировой литературы. В программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Составители программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, обозначенную как «творческая мастерская» - творческие задания и пр. Программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений: - владение техникой грамотного и осмысленного чтения (5-7 кл.) - владение умением выразительного чтения (5-11 кл.) - восприятие художественного произведения как сложного композиционного единства (5-6 кл.) - умение видеть в произведении автора и авторское отношение (5-9 кл.) - умение выделять проблематику (9 кл.) - умение определять жанрово-родовую природу произведения (5-6 кл.) - умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения (8-11 кл.) - умение грамотно строить монологическое высказывание (5-11 кл.) - умение выполнять письменные работы различных жанров (5-11 кл.) Данная программа может быть использована как в массовой школе, так и в школах широкой гуманитарной ориентации. В.Г. Маранцман Литература как вид искусства в содружестве всех искусств Пояснительная записка Цель литературного образования – интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности благодаря гуманистическому потенциалу литературы. В программе учитывается взаимовлияние русской литературы и литературы разных народов и эпох, разных видов искусства. Круг представленных в программе авторов и произведений обновлен, но при этот сохраняется преемственность с прежней школьной программой. Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы и часто опережает уроки литературы. Свобода выбора книг. Содержание курса ориентируется на развитие творческой способности учеников с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе. Выделяются критерии литературного развития, определенные задачи школьного курса литературы: 1) Начитанность школьника 2) Любовь к чтению 3) Совокупность историко- и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе 4) Эмоциональная отзывчивость 5) Умения, связанные с анализом художественного произведения 6) Способности, связанные с литературно-творческой деятельностью. Характеристика по классам: 5-6 класс – читательские свойства учащихся могут проявляться в анализе отдельного произведения, литературно-творческие – в сочинениях типа «описать эпизод произведения». 7 класс – сравнение произведений разных писателей, сочинения типа «характеристика героя». 8 класс – сочинения про социально-нравственную проблематику на материале литературного произведения или жизненных впечатлений. Рецензия, творческие исторические произведения, биография писателя. 9, 10, 11 классы – историко-литературные темы (эволюция писателя, сопоставление творческих индивидуальностей писателей) Круг чтения школьников проверяется путем проведения викторин, конференций, проверки ученических читательских дневников. |