Главная страница

Лекции, методаппарат учебников, дидактические правила Рыбниковой. Учитель литературы


Скачать 204 Kb.
НазваниеУчитель литературы
Дата06.06.2022
Размер204 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции, методаппарат учебников, дидактические правила Рыбниковой.doc
ТипЛитература
#571636
страница2 из 4
1   2   3   4
2) Образование читателя

3) Жизненный опыт читателя
Для того, чтобы создать интерпретацию, нужно протрудиться. Интерпретируя, читатель переводит произведение на свой язык.
Рождение интерпретации проходит в несколько этапов:

  • Эмоциональное погружение в текст

  • Размышления, первичное понимание

  • Анализ (целенаправленный путь к концепции автора). Здесь важно внимание к форме

  • Рождение интерпретации


Необходимым условием рождения интерпретации является работа воображения и способность ответить чувством на слово.
Каждое искусство обладает своим языком, и тому, кто воспринимает его, необходимо в той или иной степени этим языком владеть, только тогда открывается смысл. В настоящее время практика текстовой интерпретации становится важной проблемой. Она рассматривается как художественная деятельность, и во многом технология интерпретации не сегодняшний день остается экспериментальной.
Каким способом можно прочитать текст? Существует несколько путей, но их объединяет личностное отношение.
Художественное произведение имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Следовательно, есть два направления:

  1. Внешнее: восприятие текста как целого, состоящего из частей.

  2. Внутреннее: произведение как объект художественной реальности. И, как результат, художественно-эстетическое восприятие произведения.

Сегодня в методике традиционные приемы работы с текстом продолжают жить. Это:

- пересказ

- ответы на вопросы

- разбивка на части

- озаглавливание частей

Но они должны идти как вспомогательные, как помощники рождения интерпретации.

Самой интерпретации способствуют такие виды работ как:

- медленное чтение

- комментированное чтение

- герменевтическое чтение

- проблемное обучение

- исследовательская деятельность

По мере усложнения содержания, именно эти методические приемы призваны вести к пониманию (понимание есть преодоление непонимания). Однако понимание не равно знанию.
Существует понятие художественной интерпретации — это образное толкование текста.

Интерпретировать значит объяснить, переводить, понимать. Таким образом, интерпретация - это реализация понимания. Соответственно, художественная интерпретация – понимание средствами искусства.

Фильм, театр, постановка, иллюстрации, музыкальные произведения, выразительное чтение, рисунок – для школьников.
Детский рисунок
1) Рисунки делаются добровольно

2) Их нельзя оставлять без внимания

3) Рисунки оцениваются не по качеству исполнения, не по уровню владения техникой рисования, а по уровню эмоциональности произведения и передачи понимания авторской задачи.

4) Рисунки можно группировать
2009.10.15
Искусство интерпретации состоит в том, чтобы приблизить себя к автору текста с объективной или субъективной стороны.

Субъективная сторона – познание тех фактов внутренней и внешней жизни автора, которые помогают нам раскрыть произведение (эпоха, в которую он жил, словарь той эпохи, и т.д.)

Объективная сторона – понимание художественного мира автора.
Сущность интерпретации: возможность по детали понять целое и целое конкретизировать до детали (дедукция и индукция)
Интерпретатор должен быть подготовлен к истолкованию, и толкуемое никогда не может быть понятно сразу. К более понятному толкованию приближает каждое прочтение текста, потому что сам художественный тест изначально полифоничен и многозначен.
Понимание не равно интерпретации.

Полного понимания художественного текста быть не может, так как он неисчерпаем.
«Цветок Лотмана»:

Центр – инобытие

Вокруг центра – авторский текст

Вокруг вокруга – семантическое поле текста в данном культурном контексте

Лепестки – смысл прочтения авторского текста (не один, взаимопересекаются)

Внешнее поле – смысловая плазма текста
На восприятие текста влияют многие факторы. Три главных – эмоциональное состояние писателя, его эстетический опыт (знания, образованность) и его жизненный опыт.
Классификации интерпретационной деятельности
1. Классификация по Ионину

В основе этой классификации лежит видо-жанровое различие.

Три вида интерпретационной деятельности:

1) Художественная деятельность

- исполнительская (художественное чтение, выразительное чтение, инсценирование)

- пересоздающая (иллюстрирование, (профессиональных художников, в учебнике, рисунки учеников) музыкальное произведение)

- самостоятельное творчество (использование стиля писателя, воссоздание того, чего нет в произведении (но могло бы быть),

2) Критико-публицистическая

- рецензирование

- актуализация идей

- эстетическая критика (монографии, обзоры, сравнения)

3) Литературоведческая

- рассмотрение особенностей формы

- лингвоанализ

- литературоведческие интерпретации

- реконструирование (воссоздание исчезнувших или предполагаемых текстов)
2. Классификация по Ружницкому

Указывает на направление интерпретационной деятельности

1) На строение художественного текста (опора на теорию литературы)

2) Соотнесение художественного текста с понятиями общечеловеческими (не только этика главное, должен быть этико-эстетический аспект)

3) Интерпретация направлена на индивидуальный мир читателя

4) На ситуацию творения текста

5) На представление о мировосприятии текста (культурологический аспект)
Итак, при интерпретации художественного текста, текст воспринимается как образ определенной действительности, и этот образ, пропущенный через собственную действительность интерпретатора, проецируется в некоторый новый образ, лежащий во вновь созданной действительности, и способный быть перенесенным в реальность.
Интерпретация – это всегда результат.
Текст – это не только собственно текст. Это может быть и музыка, и танец и т.д. Это – образ определенной действительности.
Этапы интерпретации
1) Эмоциональное погружение в текст. Первая эмоция возникает при первичном чтении. Чувства у разных читателей возникают разные, и на этом этапе оценивается, воспринимается сложный поединок чувств. Эмоциональный отклик может быть очень простым, а может быть очень сложный. Простой – «нравится» / «не нравится». Сложный – борьба противоречивых чувств. Из этого эмоционального отклика возникает сопереживание. И именно в этот момент, чаще всего, проявляется индивидуальность читателя. И на этом этапе читатели (школьники) пытаются выдать интерпретацию. Однако это только первичный вариант, и интерпретации этого этапа таковыми, по сути не являются. На этом этапе важна рефлексия.

2) Постижение смысла. Это этап освоение предлагаемых обстоятельств. Это осмысление. Когда рассматриваются события, герои, их отношения, мотивируется выбор точки зрения, свое собственное отношение.
На холмах Грузии лежит ночная мгла,

Шумит Арагва предо мною…
3) Анализ – это путь к автору. Это возможность понять мысль автора через форму ее выражения. Задача – обогатить представления читателя о смысловых и художественных особенностях произведения; проверка, корректировка, а иногда – изменение первоначального мнения, и в этом помогает перечитывание. Анализ – это проверка субъективного впечатления объективными методами. На этом этапе очень важно внимание к деталям. Анализируется содержание, композиция, образ героя, портрет, пейзаж (как элементы композиции) и т.д. Анализ должен дать возможность в конце прийти к синтезу. Как прийти? С помощью выделения существенных свойств и качеств (существенное остается, несущественное отбрасывается). Анализ не должен погасить эмоциональную отзывчивость.

4) Рождение интерпретации.
Вывод:

Интерпретация считается состоявшейся, когда воспринимающий трактует художественный текст адекватно замыслу автора.
2009.10.16
Литературное образование и художественная деятельность
Предмет изучения на уроке литературы — художественное произведение, принадлежащее к такому виду искусства, как литература.
Функции искусства:

- эстетическая

- познавательная

- оценочная

- этическая

Все они направлены на личность человека.

Эстетическая функция — возможность наслаждаться.

Эстетическое созерцание – один из важнейших видов работы на уроке. Оно пожжет происходить в процессе самого обыкновенного чтения.

В процессе чтения происходит отбор материала, анализ, синтез.
Главная задача искусства — дать толчок к творчеству. Особое воздействие искусства связано с тем, что, даже развлекая и доставляя тем самым наслаждение, оно активизирует особые способности и силы, а значит, пробуждает к творчеству. Творчество при постижении искусства является необходимым аспектом, при отсутствии его нарушается система художественной деятельности.

Художественная деятельность — это деятельность, основной целью которой является создание именно эстетических ценностей, деятельность, которая порождает произведение искусства, деятельность, благодаря которой осваивается художественная ценность и создаются художественные ценности.

Художественная деятельность — это система, в которую входит художественное творчество — произведение искусства — художественное освоение искусства.

Художественная деятельность обладает тремя критериями:

1) Творчество

2) Целесообразность

3) Свобода
Восприятие художественного произведения.
Субъект воспринимает художественное произведение не столько с точки зрения его информативности, сколько с позиции постижения того, что лежит за внешними пределами произведения. Субъект воспринимает идеальную модель действительности художника.
Восприятие имеет несколько уровней:

1) Эмоции

1.1) авторские

1.2) читательские

2) Воображение

2.1) воссоздающее

2.1.1) зрительное

2.1.2) слуховое

2.1.3) осязательное

2.2) творческое

3) Смысл

3.1) репродуктивный пересказ

3.2) анализ

3.3) концептуальный

4) Формы

4.1) мини (художественная деталь, выразительные средства)

4.2) макро (композиция)

Все уровни восприятия должны быть в единстве.
Любой методический подход к произведению заключается в трех вопросах:

1) О чем? (тема)

2) Зачем? (идея)

3) Как? (форма)
2009.10.22
Процесс обучения художественному восприятию должен строиться на основе учета следующих аспектов:

- творчество

- художественная деятельность

А приемы, которые для этого используются, должны быть сходны с теми, которыми пользуется создатель (восприятие художника)

Само произведение диктует определенную специфику приема.
Исследователи различают три фазы художественного восприятия:

1) Предварительная

2) Коммуникативная

3) Посткоммуникативная

Необходимо помнить, что художественное восприятие диалектно.
Методы обучения на уроках литературы
Вопрос о методах на уроках литературы в МПЛ до сих пор остается открытым. «Метод» - это путь к чему-либо. С философской точки зрения, метод – это способ достижения цели, упорядоченная деятельность, направленная на достижение результата. Метод – это средство познания. Однако все эти определения не избавляют каждую науку от необходимости искать свои пути.

Вопрос о методах, раскрытие этого вопроса, зависит от многих вещей. В 30-50 г. в МПЛ царила классификация Голубкова.

Схема была очень проста: метод определялся по источнику знаний. Поскольку в это время в школе господствовало сообщающее обучение, то метод определялся по тому, кто является источником знаний.

Три метода:

1) Лекция (осуществлял учитель)

2) Беседа (совместная работа)

3) Самостоятельная работа (из книг)

КПД лекций – 10-15%. Однако лекции остаются одной из ведущих форм обучения в вузе.

Подкупает простота. С другой стороны, содержание оставалось в тени.

В 60-е гг. в педагогике наметился прорыв. Такие ученые, как Лернер, Скаткин, Кудряшов, разработали новую классификацию. Они описали новую систему методов.
I Метод творческого чтения.
Приемы, которые обеспечивают работу этого метода:
1) Выразительное чтение (учителя), чтение мастеров художественного слова (прослушивание) исполнение отдельных сцен актерами

2) Обучение художественному чтению

3) Беседа с выяснением впечатления

4) Слово учителя, или беседа после изучения произведения (цель – активизация художественного переживания)
Виды деятельности:
Чтение произведений классики дома, заучивание наизусть, слушание художественного текста, составление плана (заголовки), близкий к текста пересказ (подробный), сжатый пересказ, отзыв о прочитанном, инсценирование, составление сценария, критические заметки, рассматривание иллюстраций, литературный монтаж, сочинения разных жанров.
II Эвристический метод
Приемы:
1) Обучение анализу (эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов, целого произведения, образов, героев, языка, композиции, сопоставление различных произведений)

2) Диспут

3) Постановка вопроса и поиски ответов

Виды деятельности:
1) Работа с текстом

2) Пересказ (различные виды)

3) Подбор цитат для ответа

4) Составление плана

5) Подбор материала для характеристики героя

6) Характеристика героя

7) Сравнительная характеристика героев

8) Составление плана развернутого ответа

9) Доклады

10) Письменное изложение анализа

11) Выступление на диспуте

12) Сочинения разных жанров
III Репродуктивный метод
Приемы:

1) Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя

2) Лекция о творчестве писателя

3) Обзорная лекция

4) Задание по учебнику

Виды деятельности:
1) Запись плана лекций (составление плана лекции)

2) Запись самой лекций

3) Составление плана (статьи учебника, например)

4) Конспект

5) Тезисы

6) Составление таблиц

7) Доклады

8) Ответы на вопросы

9) Рефераты

10) Сочинения
IV Исследовательский метод (проблемное обучение)
Приемы:
1) Выдвижение проблемы

2) Обозначение тем (сочинений)

3) Подготовка к семинару

4) Выбор проблемы для самостоятельного анализа

Виды деятельности:
1) Самостоятельный анализ

2) Сопоставление произведений

3) Сопоставление высказываний

V Метод творческого восприятия действительности, с учетом опыта, полученного при восприятии литературы
1) Встречи с интересными людьми

2) Рассказ о прекрасном в людях

3) Рассказ о мастерстве

4) Беседы по этике и эстетике

и т.д.

VI Метод стимулирования чтения
Приемы:
1) Рассказ учителя о своих непосредственных жизненных наблюдениях, вызвавших у него интерес

2) Рассказы учеников о себе, о своих проблемах, о проблемах найти ответы на личные вопросы в литературе

3) Рассказ учителя о писателе, который близок/помог что-то решить/и т.д.

4) Беседа о сущности и ценности чтения

5) Обучение самонаблюдению учащихся (рефлексия)

6) Вычленение учащимися проблем, вытекающих из жизненных наблюдений и самонаблюдений

7) Рекомендации источников, совместный поиск источников
Виды деятельности:
1) Слушание рассказов учителя

2) Чтение дневников (писательских)

3) Ведение личного дневника

4) Беседы с учителем
В системе Кудряшова очень много достоинств, он адаптировал педагогическую систему методов к урокам литературы. Однако есть ученые, которые все-таки считают, что такая система не отражает специфику предмета. Особенно Маранцман, Владимир Георгиевич.
Маранцман: исследование – это наука. А научными методами школьники не владеют. Следовательно, ученики чаще интерпретируют, а не исследуют.
Маранцман предлагает свою попытку классификации методов. Эту классификацию он основывает на тех видах деятельности учителя и учеников, которые определяют характер общения с искусством.
I Метод чтения художественного произведения
Маранцман считает само чтение процессом творческим и предлагает такие приемы:
1) Индивидуальное чтение

2) Слушание текста, художественного произведения

3) Коллективное чтение

4) Выразительное чтение
II Метод анализа художественного произведения

|

\/

Это – путь к авторской позиции
Что можно анализировать?
1) Анализ композиции

Нельзя переносить литературоведческий анализ в школу. Ученику это не под силу.

- игра

- сжатый пересказ

- составление плана по памяти

Иногда анализ композиции необходим для анализа идей. Особенно там, где произведение строится на контрасте. Пример – «Деревня» Пушкина.

2) Анализ стиля (речь, строй, выразительные средства)

2.1)«вставьте слово»

2.2) пересказ, близкий к тексту (подробный). Задача – сохранить стиль, образ мысли, выразительные средства

2.3) сопоставление данного произведения с другими произведениями этого автора (например, «Лирика любви» Пушкина)

2.4) сопоставление двух равножанровых произведений (например, две элегии Жуковского)

2.5) сопоставление произведений, которые объединены одной темой

2.6) сопоставление произведений разных авторов, но на одну тему (Есенин, Фет – «Береза»)

2.7) прием написания стилевых пародий (высший пилотаж!)

2.8) «узнай автора»
1   2   3   4


написать администратору сайта