Главная страница

Тематический словарь по культурологии. Удк007 г 67


Скачать 372.32 Kb.
НазваниеУдк007 г 67
АнкорТематический словарь по культурологии.pdf
Дата06.04.2017
Размер372.32 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТематический словарь по культурологии.pdf
ТипУчебное пособие
#4566
страница6 из 6
1   2   3   4   5   6
КУЛЬТУРНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ – полное или частичное поглощение культуры одного народа культурой другого народа, «иноземной культурой».
КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ – (идентификация –
отождествление, установление совпадения чего-либо с чем- либо) процесс осознанного принятия человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения,
ценностных ориентаций и языка. Это самоотождествление себя с культурными образцами именного этого общества,
механизм психологической защиты, заключающийся в отождествлении человеком себя с другими представителями одной с ним этнокультурной группы. Это ощущение себя неотъёмлемой частью коллектива и существом, социально востребованным и одобряемым, а также осознанное отношение как к ценности к истории и культуре своего народа, к его нравственным идеалам и интересам, традициям и т.д.
КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния, когда различные культуры впитывают достижения друг друга и в этом процессе сближаются и соединяются, образуя при этом новую синтетическую культуру.
КУЛЬТУРНАЯ КОНФРОНТАЦИЯ – это когда другая культура считается враждебной, всё, что от неё исходит и её
принадлежит, полностью отвергается.
КУЛЬТУРНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ – это приверженность сформировавшимся духовным ценностям, нормам и правилам поведения, неприятие всего нового в культуре.
КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ – критическая стадия противоречий в ценностных ориентациях, позициях,
582
суждениях между отдельными личностями, их группами,
личностью и группой, личностью и обществом и т.д.
Культурный конфликт специфичен именно своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренческих и религиозных установок, традиционных норм и правил.
КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ – наличие в обществе социальных групп, каждая из которых имеет свою «малую»
культуру. Равенство культур, вне зависимости от их масштабности и социального потенциала, и их право на выживание в любых условиях составляют одно из важнейших нормативных требований современной цивилизации.
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК – состояние физического и эмоционального дискомфорта (ощущение растерянности,
опасности тревоги), возникающего в процессе столкновения индивида, с иной культурной реальностью, реакция личности на конфликт между привычными для него ценностями,
нормами, языком и аналогичными явлениями, характерными для новой среды, в которой он оказался.Это неумение расшифровать культурную информацию иного окружения,
психическая несовместимость с носителями иной культуры и неспособность понять и принять их ценности. При этом личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но и становится развитой культурно,
хотя и испытывает стресс.
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – пограничная культура,
которая возникает на грани культурно-исторических эпох,
этнических культур или субкультур социальных групп.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. – находящийся на краю, от фр. – побочный, на полях) – ситуация, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами или социальными группами. В маргинальном, промежуточном состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и
592
неудовлетворённость: от одного берега отплыл, а к другому не пристал. Маргинальность в том, что ни с одной из культурой – старой или новой – равно как и ни с одной социальной группой (стратой), из которой индивид вышел и в которую ещё только входит, он полностью идентифицировать (отождествить) не может.
МЕНТАЛИТЕТ (от лат. – ум, мышление, образ мыслей,
душевный склад) – образ мышления, общая духовная настроенность, мировосприятие, мироощущение, а также совокупность психологических и поведенческих установок этноса, социальной группы, индивида. Менталитет формируется на глубоком психологическом уровне индивидуального и коллективного сознания, менталитет обусловлен национальными и социокультурными особенностями, т.е. формируется исторически в недрах культуры народов и меняется очень медленно. В структуру индивидуальной психики человека менталитет «входит» в процессе инкультурации (в процессе приобщения индивида к данной культуре).
МЕНТАЛЬНОСТЬ - это комплекс особенностей психологического строя и мировосприятия членов этносистем, который выделяет их из всех прочих этнических целостностей и является одной из адаптивных форм поведения, усвоенных до автоматизма безотчётного восприятия.
МЕТАКУЛЬТУРА - (как синоним цивилизации) культура,
имеющая надэтнический характер в включает в себя разные,
но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В
основе сходства культур, входящих в единую метакультуру,
могут лежать языковая общность (испанская метакультура),
общность природных условий (метакультура горных народов), религии (буддийская, христианская, исламская метакультуры).
602

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория и идеология. Мультикультурализм признаёт права за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и т.д. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» - где предполагается слияние всех культур в единую.
Мультикультурализм – это параллельное существование культур. Идея выдвигает главным образом в высокоразвитых странах.
ПРАГМАТИЗМ (греч. дело, действие) – 1) направление в современной, преимущественно американской философии,
которое отрицает объективность истины и признаёт истинным только то, что даёт практические, полезные результаты; 2) следование узкопрактическим интересам соображениям пользы, выгоды во всяком деле, в повседневном поведении.
ПРЕДРАССУДКИ ЭТНИЧЕСКИЕ см. этнические предрассудки.
ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ (от лат. суждение, основанное на прошлом) – это враждебное или негативное отношение к группе людей, основанное исключительно на принадлежности к иной группе. В русском языке – предвзятое, не подтверждённое фактами отношение к человеку (осторожное,
подозрительное, недоверие и т.д.). Источником предубеждения, как правило, становятся стереотипы.
РУСОФИЛИЯ – термин, отражающий любовь и особо доброжелательное отношение к русским.
612

РУСОФОБИЯ
– термин, отражающий враждебное отношение к представителям русской нации.
СТЕРЕОТИПНЫЙ (от греч. твёрдый отпечаток) –
повторяющийся без изменений; воспроизводящий общеизвестное; шаблонный, трафаретный.
СТЕРЕОТИПЫ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ см. этнокультурные стереотипы.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ терпимость к чужому мнению и убеждениям, бесконфликтное отношение к новому,
неизвестному, чужому, иному. Оптимальная стратегия существования в сложном, культурно разнообразном,
динамичном, индустриальном, глобальном мире.
ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРЫ (лат. transformare - превращать, преобразовывать) - глобальная, охватывающая различные стороны национальной культуры реакция на сильное внешнее воздействие, вступающее в конфликт с ранее сложившейся ментальностью. Культура вынуждена что- то утратить, что-то изменить в себе, чтобы обрести новую целостность в условиях вторжении в неё чуждых ей существенных новшеств.
УНИФИКАЦИЯ - приведение чего-либо к единой системе,
форме, к единообразию.
УТИЛИТАРИЗМ (лат. польза, выгода) – 1) направление в этике, признающее пользу и выгоду критерием нравственности и критерием человеческих поступков; 2)
поход, отношение к чему-нибудь, в основе которого лежит стремление из всего извлекать выгоду, пользу.
УТИЛИТАРНЫЙ - имеющий практическое применение;
прикладной.
ЭКСТРАВЕРТНАЯ КУЛЬТУРА
– это культура,
обращённая на интерес к внешнему миру, на деятельность в нём, на постижение этого мира и изменение его в соответствии с потребностями человека.
622

ЭРОЗИЯ КУЛЬТУРЫ - культура утрачивает национальную специфику, теряет лицо и разрушается. Выходит из употребления национальный язык, перестают соблюдаться обычаи, чахнут традиционные формы хозяйства. В итоге это может привести к смерти культуры, превращению её в архивную.
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - осознание свое принадлежности к определённой этнической общности,
готовность к сходному с представителями своей этнической группы, образу мыслей и действий.
ЭТНИЧЕСКИЕ ПРЕДРАССУДКИ - содержит бездумное негативное отношение ко всем членам другой этнической группы или большей её части.
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ
ИДЕНТИЧНОСТЬ

психологическое представление человека о своем Я,
характеризующееся субъективным чувством отождествления себя с определенным народом, его культурными традициями.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ – обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой- либо народ. Разделяют автостереотипы (что люди думают о своем народе) и гетеростереотипы (что люди думают о другом народе).
ЭТНОГЕНЕЗ
(от греч. народ + происхождение,
возникновение) – процесс образования и становления народа.
ЭТНОС – (от греч. народ) - это, прежде всего, сообщество культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором является общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко политическое единство и общность приёмов хозяйственной практики населения, на основе которых в ходе обретения и межпоколенной трансляции опыта совместного проживания, взаимодействия людей формируется и единообразие черт комплекса совместной культуры. Например, Л.Н.Гумилёв представлял
632
этнос, как народ, обладающий самобытной культурой и созидающий цивилизации, этнос - это целостность, одинаково настроенная эмоционально, психически, поведенчески.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ – 1) склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму своей этнической группы,
которая принимается за образец, эталон. 2) система взглядов,
утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного образа жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими и несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном (например, греки и римляне называли «варварами» окружающие их народы,
обычаи и традиции которых сильно отличались от их собственных). Обычно речь идёт об абсолютизации европейского типы культуры и европоцентризме как форме проявления этноцентризма. Сегодня этноцентризм служит признаком бескультурья, низкой образованности и выступает источником национальных конфликтов.
РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
АБСОЛЮТ (лат. absolutus – отрешённый, неограниченный,
безусловный, безотносительный, совершенный, полный) –
термин в философии и теологии, обозначающий духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное. Также употребляется в значении сверхличностное, вневременное.
АВАТАРА (дословно – «нисхождение») – обличья, в которых бог индуистской религии Вишну в разные времена являлся людям.
«АВЕСТА» – священная книга зороастризма, древней,
доисламской религии иранского народа (учение пророка
Заратустры – YI в.до н.э.).Содержит свод религиозных и
642
юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимны зороастрийским божествам.
Включает многие мифологические элементы.
АНИМИЗМ – одна из ранних форм религии, для которой характерна вера в существование души и духов, влияющих на жизнь людей и явления окружающего мира.
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. – человек и форма) - мыслительный процесс переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого данные объекты приобретают «человекоподобие»,
антропоморфность. Антропоморфизм – есть одно из важнейших проявлений метафорической природы мышления.
В древних культурах человек был базисной метафорой;
посредством «вдувания нашего собственного духа в хаос предметов и воссоздания его по нашему образу»
формировались представления о мире, мифология, структура языка. В картине мира, построенной на принципах антропоморфизма, неодушевлённые предметы и в целом универсум демонстрирует свойственные человеку физические, психические и интеллектуальные качества, а зачастую также и половые признаки (в китайской культуре понятия ян – мужское начало, и инь – женское начало).
Антропоморфизация окружающего мира – типичный приём архаического мышления, которым обусловлено становление анимизма, тотемизма, фетишизма. Антропоморфизация реальности, сохраняя исторически своё место в структуре сознания и культуры, продолжает оставаться важным способом описанием мира: традиционные антропоморфные образы: Церковь – невеста, Бог – Отец. Например, образы умных машин, хитрых компьютеров – они возникают стихийно, как следствие метафорической природы мышления или формируются общественными интересами, прессой,
рекламой.
652

АСКЕТИЗМ ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли,
одиночества и т.д. Цель аскетизма – достижение свободы от физических потребностей, сосредоточенность духа.
АТЕИЗМ (от греч. atheos – безбожный) – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию. Это мировоззренческая установка не просто
«неверие», а осмысленная, рациональная позиция отрицания
Бога.
БОДИСАТВЫ (БОДХИСАТВЫ) – в буддизме – святые,
почти дошедшие до нирваны, но не погрузившиеся в неё, а оставшиеся жить земной жизнью, они помощники будд,
творящие добро.
БРАХМАН (санскрит.) – 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, обозначающее абсолютное духовное начало, лежащее в основе всего существующего. Закрыто для постижения обычным сознанием, но открывается натренированной религиозной интуицией немногих избранных; 2) член высшей жреческой касты.
БРАХМАНИЗМ - религия древних брахманов, 2-я стадия (1
тыс. до н. э.) формирования индийской религии – индуизма.
Большое место занимали абстракции, элементы философского анализа. Это привело к появлению идеи верховного
Брахмана-Абсолюта, к разработке кардинальных проблем бытия. Сложные ритуалы, совершаемые брахманами (жрецам,
которые имели исключительное положение), строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги,
рассматривались как средство, обеспечивающее по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансары) и конечное освобождение от цели перерождений.
БУДДИЗМ – первая мировая религия, возникшая VI в. до н.э.
в Индии. Легендарный основатель – Будда (это не имя, а
662
прозвище, означающее по-индусски «просветлённый»,
настоящее имя Сиддхаратха Гаутама из рода Шакьямуни родился ок. 560 г. до н.э.). Истоки буддизма – в брахманизме
( Атман или Брахман, карма, сансара, нирвана,
реинкарнация). Идеи буддизма: непричинение вреда живому,
ненасилие, общественное согласие; умеренность и терпимость; стремление к духовному совершенствованию;
разработка техник управления телом; традиция углубления в собственный мир, пренебрежение к земному, к хозяйственной деятельности.
«Срединный путь» буддизма требует избегать крайностей, не предъявляет чересчур жёстких требований к людям, он не требует аскетизма, только настаивает на том, что следует быть равнодушным к мирским благам и невзгодам. Будда в
Бенаресской проповеди изложил 4 основоположения буддизма (4 благородных истины). 1. «Святая истина о страданиях»: жизнь есть страдание. 2. «Святая истина об источнике страдания»: причиной страдания являются наши желания.3. «Святая истина о прекращении страданий: чтобы избавиться от страданий, надо освободиться от желаний. 4.
«Святая истина о пути к прекращению страданий»:
восьмеричный путь самосовершенствования, которой
«открывает глаза, открывает и ум, ведёт к покою, к познанию,
к просветлению, к нирване».Путь самосовершенствования предполагает овладение искусством: праведно понимать,
решать, говорить, действовать, вести праведный образ жизни,
праведно нацеливать волю, праведно направлять внимание,
праведно самоуглубляться. Буддизм имеет множество разновидностей, но основными считаются хинаяна (малая колесница) и махаяна (большая колесница). В хинаяне утверждается, что нирваны способны достичь только монахи,
ведущие аскетическую жизнь в монастыре, а другие могут заботиться об улучшении кармы. Махаяна учит, что стать
672
буддой может любой человек, ведущий праведную жизнь, а не только монах-аскет.
БУДДЫ (будда – просветлённый, тот, кто сумел пройти все стадии восьмеричного пути и достичь нирваны) – это боги буддийской религии. Их много. Кроме Сиддхартхи – Будды настоящего времени, Великого Учителя (когда «Будда»
пишется с большой буквы, имеют в виду именно его), есть ещё будда прошлого Кашба, будда будущего Майтрейа
(который появится через 8,5 млн. лет), будда Амитабу –
«бесконечный свет», символ райского счастья и др.
«ВЕДЫ» – древнейшие литературные памятники в культуре
Индии, состоящих их сборника религиозных гимнов,
жертвенных формул, теологических текстов. Является важнейшим источником для изучения религиозных и философских идей древних индийцев.
ДАО (кит.) - основное понятие даосизма. О нём рассказывается в трактате «Дао-де цзин». Дао – это всё, Дао –
это ничто. Дао – это Путь. Дао – это высшая Реальность. Дао пусто, но неисчерпаемо, вечно и безымянно, оно – праотец всего в мире, ибо растекается и пронизывает всё. Это вечный
«Путь» единой жизни, который пронизывает всё сущее,
принимая формы и воплощаясь в бесконечной череде преходящих вещей и состояний. Задача мудреца – достичь максимальной естественности и слиться с Дао. Считается, что знающий о Дао молчит, а говорящий не знает.
«ДАО ДЭ ЦЗИН» - даосский трактат, написанный в 3 в. до н.
э., приписывается легендарному Лао-цзы.
ДАОСИЗМ (кит.) – одно из направлений древнекитайской философии; это одна из религий Китая (возникла в середине I
тыс. до н. э.), выросшая из философии даосизма, в основе вероучения поиски вечного счастья, достигаемого 10
добродетелями
(сыновний долг,
терпение,
самопожертвование и т.п.) и соблюдение заповедей.
682

Легендарный основатель Лао-Цзы, который написал, если верить легендам, трактат «Дао-де цзин». Основное понятие –
Дао, которое породило все вещи, благодаря Дао всё сущее рождается, затем всё возвращается в Дао. Даосизм уделяет мало внимания проблемам Порядка и Гармонии,
совершенствованию общества. Древнекитайские даосские философы стремились уйти от страстей и суетности жизни к простоте и естественности, старались обрести гармонию и полноту бытия, думали о продлении жизни, о бессмертии, о сиянии с Дао. Даосизму присущ натурализм, элементы религиозной мистики.
ДЕИЗМ – религиозно-философское учение XYII- XYIII вв.,
признающее Бога творцом мира, но отвергающее его дальнейшее вмешательство в жизнь природы и общества.
ДОГМАТ - положение, которое утверждается в религиозных системах и богословии высшими церковными инстанциями и объявляется неоспоримой, непреложной, вечной истиной для верующих
ДХАРМА – одно из центральных понятий индуизма,
означающее царящий над миром вечный моральный закон.
ЕРЕТИК - человек, отступивший от христианского вероучения и общепринятых церковных правил и порядков.
ЗАРАТУСТРА (Заратуштра – иран.; Зороастр – греч.) –
пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм (6 в. до н.э.). Составил древнейшую часть «Авесты».
ЗОРОАСТРИЗМ – религия домусульманского периода,
распространённая в древности и раннем средневековье в
Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока, сохранилась в парсов в
Индии и гебров в Иране. Название произошло от имени пророка Зороастра. Священный канон «Авеста», в гимнах
«Авесты» люди призывались быть доброжелательными,
692
умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему.. Основные принципы зороастризма: противопоставление двух «вечных начал» - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра,
олицетворяемого в образе верховного божества –
Ахурамазды. Одной из главных этических идей является тезис о том, что истина и добро, Равно как страдание и зло,
зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. Главную роль в ритуалах зороастризма играет огонь (например, взгляд молящегося должен был быть устремлён на огонь).
ИНДУИЗМ - религия, одна из наиболее крупных религий мира по числу последователей (95% всех индусов – в Индии).
Сформировался в 1 тыс. н. э., как итог соперничества буддизма с брахманизмом. Основа – учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. Важнейшими из многочисленных богов индуизма считаются трое (тримурти) –
Брахма (творец, созидатель), Шива (бог смерти, разрушения,
изменения, олицетворяет культ жизненной силы и мужского начла), Вишну (мягок, непротиворечив, выполняет охранительную функцию). В качестве священных почитаются животные (корова, змея), река (Ганг), растения (лотос) и др.
Для индуизм характерно представления об универсальности и всеобщности верховного божества.
ИСЛАМ - основатель ислама Мухаммед (ок. 610г.). По- арабски мусульманин значит исповедующий ислам. А ислам в переводе с арабского – послушание (послушание воле
Аллаха). Высшей ценностью является Аллах и его воля.
702

Аллах суров и строг, и в отличие от христианского Бога он не сострадает людям. Аллах оказывает людям благодеяния из милости, но жестоко карает тех, кто не ценит его милости.
Священная книга – Коран (что по-арабски означает чтение).
Коран мусульмане читают нараспев на арабском языке.
Знание Корана высоко ценится. Аллах в Коране наделяется тремя главными качествами: единственностью,
превосходством над всем, что существует, и присущностью,
т.е. присутствием во всём, что происходит. В Коране справедливость становится выше милосердия.
Мусульманские ценности воплощаются в пяти основных обязанностях – в пяти столпах веры, которые должны выполнять правоверный мусульманин. 1) шахада
«свидетельство веры» - формула исповедания ислама: «Нет
Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его»; 2) намаз
(салат) – обязательная молитва пять раз в день, по пятницам коллективно в мечети; 3) саум – пост в месяц рамадан:
запрещается днём есть, пить, вдыхать дым и благовония,
вступать в половые отношения, ночью запреты снимаются; 4)
закят – обязательный налог в пользу бедных, уплата которого делает богатство праведным; 5) хадж – паломничество в
Мекку, которое хотя бы раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин. Мухаммед основал не только религию,
но и религиозное государство. До сих пор существует около
30 мусульманских стран, в которых ислам признаётся официальной государственной религией.
ИУДАИЗМ - монотеистическая религия, которая появилась в начале II тысячелетия до н. э. среди древнееврейских скотоводческих племён. Основой её стали 10 заповедей,
которые Моисей провозгласил на горе Синай (эти заповеди были сохранены Иисусом Христом в христианском вероучении). Иудаизм – это религия Завета, т.е. наставления,
полученного людьми от единого и всемогущего Бога,
712
вездесущего, бестелесного, всеведущего и вечного. Иудаизм направлен не на космос, как многие древние религии, а на народ израильский, ведь именно иудеи, по их представлениям, владели истиной, знали Бога, единого и общего для всех, но который выделял их среди прочих,
поэтому это был преимущественно их Бог, т.е. был божеством одного народа (идея богоизбранности евреев). Священная книга «Библия» («Ветхий завет»). Синагогальная организация, авторитет раввинов в иудаизме служил интегрирующим моментом в условиях отсутствия социального, политического, территориального, даже языкового единства расселённых почти по всему свету евреев диаспоры. Именно религия позволила сохранять этнокультурную общность потомков древних евреев до сих пор.
КАРМА – одно из основных понятий в религиозно- философских учениях Древней Индии. Это мистический закон посмертного воздаяния за поступки при жизни, который определяет судьбу человека, это сумма злых и добрых дел человека (его карма) определяет форму последующего рождения. Согласно учению о переселении душ между старым и новым воплощением души существует кармическая связь: всякое существо в своем нынешнем существовании расплачивается или вознаграждается за всю совокупность чувств и поступков, присущих ему в предыдущей жизни.
Хорошая карма гарантирует удачное рождение (в новой жизни человек родится брахманом или князем и его все будут уважать и почитать; средняя карма даёт возможность возродиться примерно в том же качестве, какое было ранее;
скверная карма вдёт к тому, что в новой жизни человек возродиться изгоем, рабом или неприкасаемым, или животным, червяком, жалкой мошкой).
722

КАСТА (португ. casta – род, поколение) – 1) в странах
Востока – обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов,
например касты в Индии. Разделение общества на каты –
источник общественного, социального неравенства (в Индии в настоящее время касты официально признаны равноправными, но кастовая система ещё продолжает существовать, приспособившись к новым условиям); 2)
общественная группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.
КАТОЛИЧЕСТВО - одна из трёх ветвей (направлений)
христианства. В 395 году после разделения Римской империи христианство разделилось на два направления: католичество
(Рим) и православие (Константинополь). Представляет собой единую церковь, возглавляемую Римским папой. Считают,
что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога- сына. Церковь является хранителем и распорядителем
Святого духа, а потому выше светских властей и непогрешима. Есть понятие «чистилища», куда душа попадает после смерти, и время пребывания в котором можно сократить (индульгенции). Для священников обет безбрачия
(целибат). Крестятся слева направо. Причащаются хлебом,
Крещение обливанием. Миропомазание в 7-8 лет. Главный праздник – Рождество (рождение Иисуса как человека).
Подчёркивается человеческая сущность Христа и чего следует стремление к улучшению земной жизни.
«КНИГИ МЁРТВЫХ» - уникальное явление мировой культуры, специальные книги, где записывались наставления для умерших, их путь по загробному миру. «Книги мёртвых»
существовали у многих древних народов, достигших письменности. «Книги мёртвых» у древних египтян являлись своеобразным даром умершим. Они представляли свиток
732
папируса, на котором записаны заклинания, призванные помочь умершему перейти к загробной жизни. В статуэтке
Осириса (бог перерождения, судивший души умерших в загробном мире) было скрыто вместилище, куда вставлялся свиток – это должно было обеспечить умершим загробное блаженство, указывать путь умершему на том свете. В
тибетской «Книге мёртвых» пять татхагат – высших будд –
встречали умершего на небесах и по состоянию его духа определяли, на какой ступени просветления он находится и,
соответственно этому, каким должно быть его новое рождение.
КОНФЕССИЯ
(лат.) – определённое религиозное направление, вероисповедание.
КОНФУЦИАНСТВО
– этико-политическое учение,
разработанное в YI в. до н.э. Конфуцием в Древнем Китае.
Конфуцианство устанавливало социальный порядок в обществе: государство – это большая семья, а семья маленькое государство, где любой старший (отец, чиновник,
государь) – это беспрекословный авторитет для младшего,
подчинённого, подданного. Конфуций создал свой идеал совершенного человека («цзюнь-цзы»), важнейшие достоинства которого – гуманность («жень») и чувство долга.
Основа гуманности «сяо» - сыновняя почтительность. В
конфуцианстве важно соблюдать церемонии и обряды («ли»)
и чтить предков (и живых и мёртвых). Конфуцианство – это политика, административная система, регулятор экономических и социальных процессов, квинтэссенция китайского образа жизни и китайской цивилизации.
КОНФУЦИЙ (Кун-цзы – «учитель Кун», 551-479 гг. до н.
э.)– основатель этико-политического учения – конфуцианства,
которое до сих пор остаётся основным и постоянно действующим импульсом общественной жизни Китая.
742

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio – созидание, порождение,
творение) – учение о сотворении мира божеством, высшим существом или высшим принципом из ничего, в завершённой форме характерно для теистических религий( в иудаизме,
христианстве, исламе Мир, Земля, жизнь, человек есть результат «божественного творения». В зачаточных и фрагментарных формах, допускающих творение не только из ничего, но и из некоторого предзаданного субстрата, оно встречается в мифологиях отдельных архаических культур
Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.
ЛАО-ЦЗЫ - (кит. старый философ) легендарный основатель даосизма, старший современник Конфуция, автор трактата
«Дао-де цзин».
МАГИЯ (от греч. mageia –колдовство, волшебство) - обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (шамана колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.
«МАХАБХАРАТА» - эпос народов Индии. Современный вид приобрёл к середине 1-го тысячелетия. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из 18 книг, вводных эпических сказаний главным образом фольклорного характера.
«Махабхарата» - источник многих сюжетов и образов,
получивших развитие в литературе стран Азии.
МИСТИКА – религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с
Богом, а также совокупность теологических и философских учений, осмысливающих эту практику.
МИФ (греч. – предание, сказание) – древние повествования о богах, героях, демонах и пр., отражающие в фантастической форме представления людей о реальной природе и социальных явлениях. Миф выполняет важную регулирующую, структурирующую функции, преобразуя хаос
752

- в порядок, неясное и непостижимое – в объяснительно образные формы.
МИФОЛОГИЯ – архаическая, исторически первая форма общественного сознания и способ мыслительной деятельности, главной особенностью которого является синкретизм, то есть качественная неразделенность и переплетённость различных способностей психики человека:
веры и разума, адекватного отражения реальности и вымысла,
мысли и образа, мысли и эмоций, и т.д. Этот способ мышления формировал и синкретную картину мира, где человек и природа взаимопроникали друг в друга и т.д.
МОНОТЕИЗМ (от греч. monos – единый и theos – бог) –
система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. В монотеистических религиях
(иудаизм, христианство, ислам) – это вера в Творца мира,
нравственно требовательного.
НИРВАНА – в буддизме это понятие характеризует отрешенность от всех жизненных забот и желаний, состояние полного покоя и высшего блаженства человека - конечная цель его стремлений.
ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ (от греч. правоверный) – неуклонно придерживающийся какого-либо направления, учения,
мировоззрения; последовательный.
ОРТОДОКСИЯ – твёрдая приверженность традиционным положениям церкви, сформулированным в вероучительных книгах, постановлениях соборов, в творениях отцов церкви и учителей церкви.
ПАНТЕИЗМ (греч. pan – всё + theos - бог)– мировоззрение,
отождествляющее Бога и природу, что открывало путь для изучения природы.
ПОЛИТЕИЗМ (греч. многобожие) – языческая вера в множественность богов, существующих отдельно и независимо друг от друга и не сливающихся с природой
762

Вселенной. Большинство национальных религий политеистичны (индуизм, синтоизм и др.).
ПРАВОСЛАВИЕ - одна из трёх ветвей (направлений)
христианства. В 395 году после разделения Римской империи христианство разделилось на два направления: католичество
(Рим) и православие (Константинополь). У православия нет единой организации, оно представляет собой совокупность самостоятельных церквей (автокефальных). В отличие от католичества, Святой Дух исходит только от Бога-отца, нет чистилища, только рай и ад. Акцент делается на божественности Христа, на стремление к спасению души.
Главный праздник Пасха (конец земной жизни Иисуса). Для священников можно иметь семью. Крестятся справа на лево.
Причащение хлебом и вином. Крещение окунанием.
Миропомазание при крещении.
ПРОТЕСТАНТИЗМ - одна из трёх ветвей (направлений)
христианства. Возникновение связано с движением
Реформации в Европе в16 веке (М.Лютер в Германии,
У.Цвингли в Швейцарии, Ж.Кальвина во Франции), с выступлениями против католической церкви (церковными злоупотреблениями, корыстолюбием, продажностью священнослужителей, роскошью). Различные виды протестантизма – лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, пуританство, пресвитерианство, баптизм и др. –
распространились по всем странам Европы. Для протестантизма характерно отсутствие единой организации,
отмена церковной иерархии, отмена монашества, священства
(посредники между людьми и Богом не нужны), пышных богослужений, индульгенций, икон. Священное Писание имеют право толковать не только священники, но и простые прихожане. Главными условиями спасения души считаются –
вера и добродетельное поведение. Признаются только два таинства – Крещение и причащение. В протестантизме
772
хозяйственная деятельность угодна Богу: приумножение богатств – богоугодное дело, именно это стимулировало развитие экономики
САКРАЛЬНОЕ
(от лат. «посвящённое богам»,
«священное», «запретное», «проклятое») - святое, священное,
сверхъестественное, неземное, принципиально отличное от обыденной реальности и исключительно ценное.
Употребляется в значении сокрытости, неприкосновенности.
Для религиозного сознания сакральное есть «совершеннее
Иное», то, что «исполнено благодатной иночеловеческой силы». В религии как чудесное, сверхъестественное.
САНСАРА – одно из основных понятий религиозно- философских воззрений в культуре Древней Индии; означает бесконечную цепь перерождений («колесо сансары»).
СИНКРЕТИЗМ

соединение,
объединение,
неразделенность. Качество, характеризующее неразвитость чего-либо.
ТОТЕМИЗМ (англ. тотем – «его род») – ранняя форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или другой общины с каким-либо видом животных или растений (реже явлениями природы и неодушевлёнными предметами). Тотем считался не божеством, а родичем и другом. Каждый род носил имя тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу
(вначале почитание, видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу). Тотемные племена верили в то, что после смерти каждый человек обращается животное своего тотема,
следовательно, каждое животное – это умерший родственник.
Тотему поклонялись, его умилостивляли и к нему приобщались. Тотемизм – самая ранняя и самая сильная форма идентификации группы. Это видимый знак единства и
782
солидарности рода, понятие кровного родства. Возникло понятие «МЫ» противовес понятию «чужие».
ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (от лат. выходящий за пределы) –
находящееся за пределами бытия, недоступное познанию;
божественное.
ФЕТИШИЗМ – ранняя форма религии, основанная на вере в сверхъестественную силу неодушевлённых предметов (вещей
– амулетов, талисманов, оберегов и т.д.).
ХРИСТИАНСТВО - монотеистическая, мировая религия.
Возникло в Иудее в I веке нашей эры (начало новой эры связано с датой «рождество Христова») с проповеднической деятельности Иисуса Христа (по-гречески – «Христос», а по- древнееврейски «Мессия», что означает «Помазанник»).
Учение Иисуса Христа выделилось из иудаизма, из которого восприняло: монотеизм, «Библию» - «Ветхий Завет»
(священная книга иудаизма); Синайские заповеди,
записанные Моисеем (ок. 1230 г. до н.э.) – «чти отца и мать,
не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй». Священные тексты христианства назывались
«Книгами» («Библия» по-гречески «Книги»), они разделяются на две части. Первая, более древняя часть – «Ветхий Завет» - общая для иудаизма и христианства, вторая часть, которой нет в Библии иудейской – «Новый завет». В отличие от иудаизма появляется новый образ Бога: Иисус - бог-мученик,
человеческий лик Бога, Вера, надежда, любовь – путь праведника, Царство Божие – не на земле, не на небе, а в душах людей. Заповеди Христа (обозначенные в Нагорной проповеди) – нравственный идеал, к которому должен стремиться каждый христианин. Таинства – священные действия, через которые тайно даётся человеку благодать
Святого душа: Крещение, миропомазание, покаяние,
причащение, брак, священство, соборование. В 4 веке нашей эры в Римской империи признали христианство как
792
государственную религию. После разделения Римской империи в 395 году на Западную (столица – Рим) и
Восточную (столица – Константинополь) возникло соперничество между Римскими папами и
Константинопольскими патриархами, которое привело к расколу на католичество и православие. В 17-18 веках возникает
протестантизм, который отделился от католичества.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (от греч. – внутренний) – 1) тайный,
скрытый, предназначенный исключительно для посвященных
(о религиозных обрядах, мистических учениях магических формулах); 2) термин, относящийся ко всему, что понимается немногими избранными, что вверяется только им.
ЭКУМЕНИЗМ (от греч. ойкумена) – 1) движение,
стремление к сближению и объединению различных христианских конфессий (церквей); 2) общее обозначение самых различных движений, организаций, инициатив и действий, целью которых является достижение единства христиан, согласно словам из молитвы Иисуса Христа «Да будет всё едино».
ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos – последний и logos –
слово) – учение о «последних днях», о «конце света»,
которые должны наступить в будущем, о финальных итогах для отдельных человеческих душ, всего человечества и мира в целом.
ЯЗЫЧЕСТВО (от слав. – языки, народы) - религии внебиблейского мира. Одной из главных форм язычества (но не единственной) был политеизм или многобожие.
ЯХВЕ (Ягве, Иегова, Саваоф) – Бог в иудаизме. Бог Яхве –
зарок – условие существования еврейского народа. Он даёт евреям право на землю обетованную, требует концентрации всей их силы для достижения этой цели. Яхве – мессия – Бог,
который защищает народ, даёт ему возвысится среди других
802
народов. З это он требует послушания себе, любви к себе.
Иудейской культуре требуется человек, который полностью подчинён интересам Бога и еврейского общества, человек,
который ничего не знает и не хочет, кроме следования своему закону – Богу.
ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
АБСТРАКЦИОНИЗМодно из течений в искусстве модернизма, последователи которого отказываются от форм реального мира для выражения своего особого мироощущения, переживания, своего «видения» мира. Его иногда называют «беспредметным искусством», так как в картине художник стремится к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний, или к созданию пространственных сочетаний всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.
БАРОККО (ит. вычурный)– мировоззрение и основное стилевое направление в искусстве Европы XYII в., для которого характерно трагичное восприятие действительности и стремление к созданию искусственного мира особой изысканной («неземной») красоты, причудливости,
пышности, но одновременно и напряженного динамизма,
контрастности, «капризности» судьбы.
ДАДАИЗМ
(фр. «конёк», «деревянная лошадка»,
«бессвязный детский лепет») - модернисткой авангардное течение в западноевропейском искусстве, преимущественно французском и немецком, 1916- 1926 годов. Это протест против традиционализма и условностей в искусстве,
выражающийся в применении намеренно алогичных абсурдных выразительных средств. С дадаизмом преемственно связаны сюрреализм и экспрессионизм.
812

ДЕКАДЕНТСТВО – общее наименование кризисных явлений в европейской культуре конца XIX – начала XX вв.,
отмеченных упадочническими настроениями: неприятие существующего общества, настроение безнадежности, ярко выраженный индивидуализм.
ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., представители которого стремились передать свои впечатления, свое восприятие подвижности и изменчивости реального мира, для чего использовали новые художественные формы, новые различные живописные техники.
ИСКУССТВО – форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому (с точки зрения красоты) освоению мира; процесс и совокупный результат человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в художественных образах.
КЛАССИЦИЗМ – мировоззрение и направление в европейском искусстве с XYII в., признающими мир разумно организованным и требующим в художественном творчестве сознательного «подражания природе», то есть показывать идеальный порядок мироздания (не то, что реально есть,
наблюдаемо в жизни, а то, что должно быть).
КУБИЗМ – одно из направлений в искусстве авангарда. В
картинах этого направления множество причудливых кубиков. Главный принцип – деконструирование формы предмета, чтобы выявить в ней её элементарные основания.
Главной темой становится поиск скрытых смыслов вещей,
передаваемый с помощью различных сочетаний геометрических фигур. На него сильно повлияли ставшие модными в художественных кругах Парижа того времени древние примитивы, африканская скульптура, средневековое искусство, народное творчество.
822

МОДЕРН – художественный стиль начала ХХ века,
стремящийся эстетизировать окружающую среду, усилить ее зрелищность и декоративность с одновременным усилением ее функциональности и использованием новых материалов.
Особенно ярко проявил себя в архитектуре и декоративно- прикладном искусстве.
МОДЕРНИЗМ – направление в искусстве конца XIX –
первой половине XX вв., противопоставляющее себя искусству прошлых веков, классическому европейскому искусству. Направление объединяло множество своеобразных идейно-художественных систем (абстракционизм, кубизм,
сюрреализм и т.д.) отошедших от традиций «внешнего подобия», то есть от изображения окружающего мира в формах этого мира.
ПОП-АРТ
(англ. «общедоступное искусство») - модернистское художественное течение, возникшее во 2-й пол. 1950-х годов в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических опий
(фотография, муляж, репродукция), обрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика,
комиксы и т.д.).
ПОСТМОДЕРНИЗМ – 1) Новый тип культуры, перелом в истории мировой культуры, поиск путей к преодолению разрыва между элитарной и массовой культурой, традициями и новаторством, Востоком и Западом, эпоха «многомерного диалога» как способа существования культуры и человека в культуре. 2) Совокупность течений в области теоретической мысли, общественного сознания и искусства, появившихся в
70-80 годы 20 века. Постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, начало нового периода в развитии западной цивилизации. Постмодернизм не
832
считает, что общество и культура развиваются о восходящей линии и всем странам присущи одни и те же формы.
Постмодернизм изменяет содержание культуры. Смешение разнообразных принципов и стилей, культивируемая эзотеричность, расцвет иррационалистических движений и сект в конце 20 столетия бросают вызов духу модернистского рационализма. Исчезает культурная иерархия, культура распадается на независимые друг от друга культурные стили,
формы и образы жизни. Высокая культура обретает субкультурный статус, массовая культура выдвигается на место господствующей системы ценностей, задающей жизненные стили. Масс-медиа, индустрия досуга,
молодёжная субкультура, сами порождённые модернизмом,
подрывают и расшатывают его основы, открывая путь к новой эпохе. Культурные стили меняются с калейдоскопической быстротой вместе со сменой поп- и рок- лидеров, рэпа, рейва и пр. (гигантский рост масштабов шоу- бизнеса). Эстетика постмодернизма подрывает целостность мира на отдельные фрагменты, из которых монтируется некий коллаж, состоящий из разношёрстных и разносмысловых кусков. Вместо анализа текста предполагается всматриваться в контекст. Его идеалом служит ассиметрия, карнавал, игра.
Постмодернизм провозгласил лозунг «открытого искусства»,
которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. Постмодернизм показал, что в конце 2
тысячелетия именно культура выступает основной сферой,
где происходят обновление человечества – и следствие –
выдвижение на лидирующие позиции среди всех отраслей социологии культуры.
РОКОКО
(фр. раковина) – художественный стиль,
сложившийся в 18 веке во Франции и получивший распространение в Европе. Его появление связано с кризисом барокко. Он отличается причудливой ассиметричной
842
орнаментацией и изяществом форм. Ему характерны лёгкость, грация, утончённой эстетизм, ирония,
вольнодумство. Рококо - это наслаждение быстротекущей жизнью. Формировался как аристократический, дворцовый стиль, который ознаменовался появлением европейского фарфора, менуэта, соло на флейте. Стремился к интимности в искусстве. Характерно для рококо пристрастие к миниатюрным и прихотливым формам: ювелирным композициям из хрусталя, перламутра, драгоценных камней,
живописи на эмали, поверхностной экзотике )шёлковые ширмы, лакированные изделия, расписные фонарики,
затейливые беседки, попугаи и обезьянки в быту и пр.). В
живописи предпочитали нежные, «селадоновые» цвета и оттенки серебристо-серые, голубоватые, лимонно-жёлтые и пр. На развитие европейского рококо оказали влияние традиции итальянской комедии «дель арте» и театр К.Гоцци.
В литературе рококо получили развитие галантная лирика,
различные виды «лёгкой поэзии»: эпиграмма и элегия.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (РОМАНИКА) – художественный стиль в искусстве средневековой Европы X-XIII вв.,
преемственно связанный с древнеримской культурой.
Особенно ярко проявился в архитектуре оборонительного характера, которая отличилась суровой простотой,
монументальностью, рациональностью конструкций
(использован тип античной базилики) и т.д.
РОМАНТИЗМ - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон 18 – 1-й пол. 19 века. Отразив разочарование итогами Великой французской революции, идеологией Просвещения и общественным прогрессом, и выступал за безграничную свободу творчества и создал новую концепцию личности.
Вместо просветительской формулы «гражданин и общество»
появилась романтическая «личность и Вселенная». Исходная
852
позиция участников романтического движения – неприятие реальной действительности и стремление противопоставить ей романтический идеал. У многих романтиков героика протеста соседствовала с мотивами «мировой скорби»,
«мирового зла», «ночной» стороны души. Это облекалось в формы иронии и гротеска, поэтику двоемирия. Романтизму характерно ощущение зыбкости и непрочности мира. Он отразил переходное, неустойчивое состояние общества и глубоких перемен в жизни, предчувствие нового.
Представители в литературе: Дж.Байрон, Э.Т.А.Гофман,
В.Гюго, Э.ПО. М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Тютчев и др. В музыке:
Ф.Шуберт, Р.Вагнер, Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен. В
живописи: Э.Делакруа, У.Тернер, О.А.Кипренский.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от фр. sentiment - чувство) –
течение в европейской и американской литературе и искусстве 2 пол. 18 – нач. 19 века. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой
«человеческой природы» не разум, а чувство, путь к идеальной личности, высвобождение и совершенствование
«естественных» чувств, отсюда большой демократизм и открытие сентиментализмом богатого духовного мира простолюдина. Сентиментализм предваряет романтизм, но в отличие от романтизма связан с просветительскими идеями.
Главные представители6 С.Ричардсон, Л.Голдсмит,
Т.Смоллетт; в России вершина сентиментализма – «Бедная
Лиза» Н.М.Карамзина.
СЮРРЕАЛИЗМ – буквально означает сверхреализм; одно из направлений модернизма в искусстве ХХ века, идейными основами которого был, прежде всего, фрейдизм. Главная опора художника – образы сновидений, галлюцинаций, бреда,
воспоминаний младенческого возраста или мистических видений. В сюрреализме нет полного отхода от изобразительности, но «реальные формы жизни»
862
дополняются разрушением логических связей мира,
изменением реальных свойств и т.д.
ФЕНОМЕН (греч. являющийся) – 1) явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь; 2) редкое, необычное явлений; 3) выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении человек (уникум).
ЭКЛЕКТИЗМ
(эклектика) (от греч. eklektikos –
выбирающий) – механическое соединение разнородных,
часто противоположных принципов, взглядов, теорий,
художественных элементов и т.п. В архитектуре и изобразительном искусстве – сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смыслы и значения.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
– направление в искусстве модернизма ХХ века, провозгласившее не изображение действительности, а эмоциональное «выражение» ее сути.
Стилистика экспрессионизма включает деформацию реальной картины действительности ради усиления ее эмоционального переживания и оценки. При этом художники могут выражать как протест против социальной действительности (сильны были тенденции пацифизма), так и усиливать позитивное восприятие красоты мира, человека, человеческих отношений и т.д.
872

Сводный план 2011 г., поз. 241
Горелова Ирина Николаевна
Лысенко Наталья Николаевна
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Учебное пособие
Ответственный за выпуск: Клепикова И.А.
_____________________________________________________
Подписано к печати Формат 60х84х16 Тираж 100 экз.
Усл.-печ.л –
Заказ №
____________________________________________________
150048, Ярославль, Московский пр., д. 151.
Типография Ярославского ж.д. техникума-филиала МИИТ
882
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта