Тематический словарь по культурологии. Удк007 г 67
Скачать 372.32 Kb.
|
СОКРАТ (около 470-399 гг. до н.э.) - выдающийся древне- греческий мыслитель, философ, родоначальник критического метода в поиске истины, воплощенного в форме диалога. В словах: «Я знаю, что я ничего не знаю…», - почти вся «формула» его философии. Сократ считал, что незнание, или точнее, знание человека о своем незнании, является предпосылкой познания, так как стимулирует поиск истины, заставляет человека «поразмыслить и поискать». Для культурологии важное значение имеют не только знаменитые высказывания Сократа, но и сам облик знаменитого мудреца – независимого и честного мыслителя, мужественного человека, чья жизнь и трагический конец стали примером «античного человека». СОФОКЛ (Y в. до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Автор трагедий «Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др. В его трагедиях постепенно усложняются психологические характеристики героев, которые перестают быть лишь орудием в руках богов. СЦИЕНТИЗМ (лат. scientia – знание, наука) - мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как высшей культурной ценности и достаточном условии решения всех проблем в жизни человека. Зародился в европейской культуре эпохи Просвещения и особенно утвердился в западной культуре конца XIX в., породив в то же время противоположную мировоззренческую ориентацию – антисциентизм. 472 Последний подчеркивает ограниченность возможностей науки в решении проблем в жизни человека, толкует науку как враждебную человеческой природе силу и требует уравнять науку с другими ценностными формами общественного сознания – религией, моралью, искусством. ТЕРТУЛЛИАН (около 160-220 гг.) - христианский богослов и писатель. Утверждал величие христианской веры в силу ее несоизмеримости с разумом человека, тем самым выражая антагонизм христианства и античной культуры. Утверждал принцип: «Верую, потому что абсурдно». В конце жизни порвал с церковью, упрекая ее в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества. ТРУБАДУРЫ – провансальские поэты XI-XIII веков, их изысканная лирика была посвящена куртуазной рыцарской любви. ХАРИЗМА – это наделённость какого-либо лица (харизматический лидер) исключительными качествами и способностями, вызывающими у своих приверженцев чувство преклонения, безоговорочную веру, готовность следовать ему, подчиняться и т.д. ЭЗОП (YIв. до н.э.) - древнегреческий баснописец, которого считали создателем басни. Легенды рисуют Эзопа народным мудрецом в обличии хромого раба, которого отпустили на волю за его талант. Умел в своих баснях сочетать понятный простому люду краткий развлекательный сюжет с побуждающей к размышлению моралью. Ему приписывались сюжеты почти всех басен, известных в античной культуре. Эти сюжеты легли в основу и многих басен Лафонтена, Крылова и др. баснописцев в европейской и русской культуре: «Лиса и виноград» и др. ЭПИКУР (341-270) – греческий философ, давший начало и имя целому философскому направлению и мировоззрению – эпикуреизму. Имел много друзей, учеников и почитателей, 482 которых влекла не только его проповедь наслаждения и удовольствия (перед входом в его сад висела надпись «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо»), но и личными качествами – умеренностью, самообладанием, мужеством, дружелюбием, почтительным отношением к родителям, гуманным отношениям к рабам. ЭПИКУРЕИЗМ – в узком смысле философская система Эпикура, в широком - мировоззрение, этические представления и образ жизни, основанный на принципах его философии, понимаемой по-разному. Уже в древности эпикуреизм часто ошибочно понимался как эквивалент гедонизма, провозглашавший физические наслаждения высшим благом. В обычной плане эпикуреизм означает особый стиль жизни, связанный в радостями, удовольствиями, комфортом, высоким уровнем обеспеченности, изысканности (эпикурейство). В современной этике идеи эпикуреизма используются для обозначения гедонизма, эгоизма, утилитаризма. ЭСХИЛ (около 525-456 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт- драматург, «отец трагедии». Превратил трагедию (первоначально «песнь козлов») из обрядового действия, посвященного богу Дионису, в жанр театрального искусства. Впервые ввел второго актера и тем создал предпосылку для диалога. Форма трагедии у Эсхила сохраняет архаическую монументальность. Характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия, духовные искания. Все герои выступают орудием в руках богов. Автор трагедий: трилогия «Ористея», «Прикованный Прометей» и др. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА 492 АНТРОПОГЕНЕЗ – процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа. АНТРОПОЛОГИЯ (греч. anthropos - человек + logos - учение) — 1) в широком смысле - наука о человеке; 2) совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах; 3) биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (от греч. anthropos - человек, лат. societas – общество, греч. genesis- происхождение) – исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное и культурное. Представляет собой неразрывное единство 2-х параллельно протекающих процесса: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества). ИДЕНТИЧНОСТЬ – психологическое представление о своём «Я», характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности. ИНДИВИДУАЛИЗМ – тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу, освобождение человека от навязанных ему группой поведения и идей, самостоятельный и ответственный выбор жизненного пути. Индивидуализм включает широкой диапазон ориентаций – от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – процесс обретения индивидом культурных навыков, «вхождение» в культуру: освоение культурных традиций, ценностных ориентаций и т.д., необходимых для жизни в определенной культурной среде, в определенной культуре. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ - человек с высоким уровнем развития мыслительных способностей (интеллекта). 502 ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - образованность, культурность. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intelligens – понимающий мыслящий, разумный) – общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным трудом, развитием и распространением культуры; родовое понятие, определённый социокультурный тип; определённый социальный слой. Термин «интеллигенция» введён П.Д.Боборыкиным в 60-е годы в 19 веке для обозначения им образованного слоя русского общества. А как реальная общественная группа зародилась, по мнении. Некоторых учёных уже в 15 веке. Как многочисленная социальная группа – в последней трети 18 века. Почву для неё подготовили реформы Петра I. Российская интеллигенция формировалась как маргинальный слой: всегда не признавалась как властями и не понималась народом. В отличие от Запада, где интеллигенция стояла «над классами», в России – «между классами»: к властям в оппозиции, а по отношении к народу испытывала чувство вины. Основную массу интеллигенции составляли земские служащие, учителя, врачи, инженеры и другие – они представляли разночинскую интеллигенцию – внесословную. Интеллигенция российская – служилая. Служение необходимо понимать двояко: 1) как государственную службу, которая в России считалась всегда привилегированным и почётным делом, связанным с гражданским подвигом служения Отечеству; 2) как нравственное просвещение народа, стремление и желание пострадать за него. Служение своему народу провозглашалось высшей целью русской интеллигенции. Слово «интеллигенция» перешло в другие языки. На Западе вместо него распространён термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции. В русском понимании слова «интеллигенция» на Западе нет. Однако, термин «интеллигенция» сегодня принят во всём мире, и в 512 международном значении – это образованный слой общества, занимающийся творческим умственным трудом за плату. Интеллигенция как культурная общность имеет неписанный этический кодекс, несёт в себе определённое моральное значение, заключающее в себе качества всесторонности и гармоничности, черты деятельного борца во имя общечеловеческих идеалов, приверженность высокой культуре. МЕНТАЛИТЕТ (от лат. – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – образ мышления, общая духовная настроенность, мировосприятие, мироощущение, а также совокупность психологических и поведенческих установок этноса, социальной группы, индивида. Менталитет формируется на глубоком психологическом уровне индивидуального и коллективного сознания, менталитет обусловлен национальными и социокультурными особенностями, т.е. формируется исторически в недрах культуры народов и меняется очень медленно. В структуру индивидуальной психики человека менталитет «входит» в процессе инкультурации (в процессе приобщения индивида к данной культуре). МИЗАНТРОПИЯ (от греч. ненавижу + человек) – отчуждение от людей, ненависть к ним. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс освоения индивидом системы социальных связей и отношений, социального опыта, в ходе которого индивид обретает качества, необходимые для нормального взаимодействия с существующими социальными институтами, для нормальной жизнедеятельности в обществе в качестве полноправного члена этого общества. ФИЛАНТРОПИЯ (греч. – люблю + человек) - благотворительность, помощь нуждающимся. 522 ЦИНИЗМ (от греч.) – бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающе-презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали. ЭВФЕМИЗМ (от греч. – хорошо + говорю) – слово или выражение, заменяющее другое неудобное для данной обстановки или грубое, неправильное. ЭТИКЕТ – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений: обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и т.д. Этикет выражает общие требования культуры общения: вежливость, тактичность и т.д. Этикет носит исторический характер и меняется со временем. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ АККУЛЬТУРАЦИЯ – процессы взаимодействия культур, в результате чего культура одного народа (или одного человека) частично воспринимает культуру другого народа. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo – оба и valentia – сила) – 1) двойственность переживания, когда один и то же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и нелюбви, удовлетворения и неудовлетворения; одно из чувств иногда подвергается вытеснению другим; 2) одинаково выраженная направленность в противоположные, взаимоисключающие стороны АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ, АМЕРИКОЦЕНТРИЗМ – одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая США как форпост человечества и место создания абсолютно новой культуры. Исторически американское национальное сознание включало в себя глубокую веру в исключительность происхождения и судьбы страны: американцы – новый народ, 532 сформировавшийся из тех, кто искал и обрел свободу в Новом Свете, обладающий своего рода миссионерским предназначением. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ - ускоренная интеграция наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Термин «глобализация» появился в конце 80-х годов в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов. Глобализация культуры имеет позитивные и негативные стороны. Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако, чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности, возникает угроза ассимиляции – поглощения малой культуры более крупной, растворение культурных особенностей национального меньшинства в культуре большей нации. При этом, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, с другой стороны, к её культурному истощению за счёт унификации и стандартизации, распространению одинаковых культурных образцов по всему миру. ДИАЛОГ КУЛЬТУР – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает свою самобытность на основе выявления многообразных различий в культурных традициях и ценностных ориентациях. ДИСКРИМИНАЦИЯ (лат. discriminatio - различение) – это негативная оценка действий людей, заведомо ложное суждение, исключительно на основании их принадлежности к иной группе, иной культуре. 542 ДИФФУЗИОНИЗМ (лат. diffusio – разлитие, растекание, просачивание) – направление в этнографии, социологии, социальной антропологии, археологии, культурологии, объясняющее развитие культуры отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.). Диффузионизм подразумевает не конкуренцию и вытеснение культур, а их сотрудничество и общение, способность учиться друг у друга. По мнению представителей диффузионизма наиболее удачные культурные изобретения, первоначально возникшие в какой-то географической точке (или точках), затем распространяются по всему миру методом стихийного растекания. Диффузионизм определяет каналы культурной коммуникации – это торговля, завоевания, колонизация, миграция добровольное подражание). ЕВРАЗИЙСТВО – историко-культурная концепция, утверждающая исключительность русского этноса и его культуры, которая определяется синтетическим характером русского этноса. Россия поэтому представляет собой особый тип цивилизации (евразийский), отличающийся и от Запада, и от Востока. Причем, особое влияние на русское самосознание оказала не Европа, а Восток: тюркско-татарский компонент, связанный с татаро-монгольским завоеванием Руси. ЕВРИПИД (ок. 480-406 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт- драматург, младший из трех великих афинских трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид). Творчество Еврипида сложилось уже в период кризиса античной демократии и отличается критическим отношением к мифологии, традиционным взглядам на человека как орудия в руках богов. Его героям присущ психологизм. Усиливается интерес к бытовым деталям и частным судьбам людей. Автор трагедии «Медея» и др. 552 ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ – концепция, согласно которой Европа - центр и эталон культурного развития человечества. ЗАПАДНИЧЕСТВО – историко-культурная концепция, отстаивающая идею органической включенности России в европейскую цивилизацию: Россия – составная часть Европы. ИНТЕГРАЦИЯ (лат. integer – целый) - 1) объединение в целое каких-либо частей, элементов; 2) процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко- культурными образованиями. ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ см. культурная интеграция. ИНТРОВЕРТНАЯ КУЛЬТУРА – культура замкнутая, самоуглублённая, обращенная на свой внутренний мир. КОЛЛЕКТИВИЗМ (от лат. collectivus - собирательный) – принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным. Присущ культурам стран Востока, где индивид всегда чувствует свою сопричастность какой-то общности (семье, фирме), где не принято выделяться, где коллективные интересы всегда превалируют над личными, где, как например в Китае, каждый знает за кого он отвечает. КОММУНИКАЦИИ («связь», «общение») - 1) в широком смысле всё, что связывает человека с окружающей средой, что приносит ему информацию об объективной реальности; 2) в узком смысле – это процесс передачи, распространения или сообщения какого-либо опыта, обмен или циркуляция идей между людьми; 3) в психологии – процесс обмена эмоциями и мыслями; 4) в семантике – процесс обмена значениями. Коммуникацию делят на вербальную (речевая) и невербальную (неречевые знаковые системы, например жесты и т.д.). КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУР (от лат. приближаться, сходиться) – процесс сближения культур. 562 КОНСЕРВАТИВНЫЙ - противящийся нововведениям, отстаивающий старое; в политике – приверженный стабильности, традиционным ценностям. КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservativus – охранительный) – 1) приверженность всему старому, отжившему; 2) приверженность традициям в их неизменности, как залога стабильности. КОНСЕРВАТИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ см. культурный консерватизм. КОНФРОНТАЦИЯ (от лат. против + фронт) – противоборство, противостояние. КОНФРОНТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ см. культурная конфронтация. КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. kosmopolites – космополит, гражданин мира) – Идеология мирового гражданства. 1) В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства – космополиса; 2) в эпохи Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте); 3) в современных условиях это понятие имеет значение – от взаимодействия и сближения народов и государств, до нигилистического отношения к национальным культурам и традициям. КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ – приспособление человеческих сообществ и отдельных индивидов к меняющимся природным и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации, норм и способов жизнеобеспечения и т.п. Это одна из основных функций культуры в жизни человека и общества. Это и важнейший фактор культурогенеза. 572 |