Главная страница
Навигация по странице:

  • ОБЫЧАЙ – совокупность общепринятых норм,регулирующих повседневные отношения людей и опирающихся на неформальный социальный контроль.ПАРАДИГМА

  • СЕМИОТИКА

  • ТЕКСТ

  • УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРНЫЕ

  • ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

  • Аксиологическая (ценностно-ориентирующая) функция

  • Гносеологическая (познавательная) функция

  • Гуманистическая (человекотворческая) функция

  • Коммуникативная функция

  • Регулятивная (нормативная) функция

  • Рекреативная (релаксационная или компесаторная) функция

  • Семиотическая (знаковая) функция

  • ЭЛИТА

  • ЯЗЫК

  • Тематический словарь по культурологии. Удк007 г 67


    Скачать 372.32 Kb.
    НазваниеУдк007 г 67
    АнкорТематический словарь по культурологии.pdf
    Дата06.04.2017
    Размер372.32 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТематический словарь по культурологии.pdf
    ТипУчебное пособие
    #4566
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6
    МОДЕЛЬ
    РЕГРЕССИВНАЯ
    (РЕВЕРСИВНАЯ)
    культурно-исторического процесса – это вариант линеарной модели, которая представляет собой «стрелу времени»,
    обращенную в прошлое. Регрессивная (реверсивная) модель утверждает, что «золотой век» человечества был в прошлом,
    все дальнейшее развитие культуры приводит только к ухудшению положения человека и общества. Таким образом,
    вся история есть лишь деградация культуры. Человек,
    стремящийся к «золотому веку», должен повернуть ход истории вспять, вернуться к идеальному первоначальному состоянию культуры. Примером такой модели может быть концепция Ж.-Ж. Руссо, призывавшего вернуться к природе,
    отказавшись от современной цивилизации и ее ценностей.
    МОДЕЛЬ СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ культурно- исторического процесса - это модель, в которой культура и общество предстают как неравновесные системы особого
    132
    типа. Культура, рассматривается как открытая, неравновесная система, находящаяся в постоянном процессе обмена энергией, информацией с окружающей средой, и при этом система крайне неустойчивая. С точки зрения этой модели культура проходит 2 этапа: 1) это плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемыми результатами и возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия; 2) это скачок,
    моментально приводящий систему в качественно новое состояние, когда система находится в точке бифуркации
    (ветвления), у неё есть несколько возможных вариантов развития, но предсказать какой будет выбран невозможно и невозможно вернуться назад в исходное состояние.
    МОДЕЛЬ ЦИКЛИЧЕСКАЯ
    (ПОЛИЦИКЛИЧЕСКАЯ)
    культурно-исторического процесса – это модель, которая представляет культурно-исторический процесс как процесс постоянно сменяющих друг друга локальных культур. В
    работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби отрицается идея всемирной истории как единого исторического процесса и выдвигается идея развития отдельных культур, которое происходит по циклическим законам. Форма развития одинакова для всех, но содержание уникально для каждой культуры. Развитие локальных культур проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка. Количество существовавших в истории человечества культур у различных учёных различно: 10 культурно- исторических типов у Н.Я. Данилевского, 8 культур у
    О. Шпенглера.
    МОДЕЛЬ ЭВОЛЮЦИОННАЯ культурно-исторического процесса– одна из линеарных моделей культурной динамики.
    Центральным понятием, характеризующим историческую динамику культуры, является понятие «эволюция» как плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к
    142
    усложнению любой социальный или биологический организм. Культура здесь рассматривается как совокупность процессов и форм адаптации людей, организованных в общество, к их природному окружению. Подобная модель дает возможность показать зависимость современного состояния культуры от прошлого, исследовать сущность современных форм культуры на материале первоначальных форм первобытной культуры. Основные представители:
    Г.Спенсер, Э.Тайлор, Дж. Фрейзер и др.
    МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (греч. morphe - форма + …
    логия) – учение о типичных формах существования культуры в обществе независимо от человека: культурные традиции,
    институты культуры и т.д.
    НООСФЕРА (ноо – разум, сфера – земля) – сфера разумной деятельности людей, сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Признаки Ноосферы в эпоху глобализации – это становление планетарного ноосферного интеллекта и способность к глобальному управлению социоэкосистемой.
    ОБЫЧАЙ
    – совокупность общепринятых норм,
    регулирующих повседневные отношения людей и опирающихся на неформальный социальный контроль.
    ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma - пример, образец) - 1)
    образец, пример, своего рода эталон, который берётся для доказательства определённых смысловых связей между изучаемыми явлениями; 2) признанная в некоторой период времени всеми исследователями большая теория,
    объясняющая все открытые явления и предлагающая гипотезы, язык (понятийный аппарат) и методы (алгоритм исследования) для дальнейшего изучения научных проблем;
    3) совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретные научные
    152
    исследования и являющиеся моделью, образцом постановки и решения задач; 4) термин парадигма заменяет понятие
    «картина мира», определённый набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного общества.
    ПАРАДОКС (греч. paradoxos - неожиданный, странный) – 1)
    мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым,
    противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смысле; 2) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям; 3) формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений.
    ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – разновидность культуры общества, отражающая уровень правосознания, законности,
    совершенства законодательства и юридической практики;
    включает все ценности, которые созданы людьми в области права. Это культура, которая формируется в сфере деятельности, содержанием и целью которой является регуляция отношений между личностью и государством.
    РИТУАЛ (лат. ritualis –.обрядовый) – 1) совокупность и установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта; 2) выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо,
    церемониал.
    СЕМИОТИКА (греч. «относящийся к знаку») – общая теория знаков и знаковых систем и типов знаковой деятельности.
    СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНВЕРСИЯ
    – термин используется в культурологии для обозначения процессов развития ценностей на чуждой им основе – ценностей модернизации на базе традиционализма или наоборот, что приводит к изменению смысла явлений и процессов так, что они становятся прямо противоположными.
    162

    СУБКУЛЬТУРА – («культура в культуре») - это часть культуры общества (внутри господствующей культуры),
    отличающейся собственными ценностными ориентациями,
    образцами поведения, особенностями речи, одежды, форм проведения досуга и т.д., что, как правило, отражает особенности условий жизни этой группы (социальной,
    этнической, демографической, профессиональной и т.п.).
    ТЕКСТ (в широком семиотическом смысле) – любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.
    ТРАДИЦИЯ (лат. traditio - передача, повествование) –
    социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых культурах, обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты
    социокультурного наследия (материальные и духовные ценности);
    процессы социокультурного наследования;
    способы этого наследования. В качестве традиций выступают определённые культурные образцы, институты, нормы,
    ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Традиции образуют «коллективную память» обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии.
    УАЙТ Лесли (1990-1975) - известный американский антрополог. В 1949 году изложил в книге «Наука о культуре»
    основополагающие представления о культурологии как о науке, базирующейся на принципиально новом способе подхода (системном подходе) к изучению культурных явлений, общих закономерностях культурно-исторического процесса и специфики самой культуры. Л. Уайт поставил вопрос о статусе и характере отличия культурологии от других наук, занимающихся культурой, а также сделал
    172
    первую попытку аналитического рассмотрения культуры с обозначенных им позиций.
    УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРНЫЕ – см. культурные универсалии.
    ФЕНОМЕН (греч. являющийся) – 1) явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь; 2) редкое, необычное явлений; 3) выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении человек (уникум).
    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
    – область культуры,
    реализующая систему мировоззренческих принципов отношения человека к своему физическому телу. В разные эпохи эти принципы были различны: от признания гармонии тела и духа в культуре Античности или Возрождения – до противопоставления духа и тела в христианской культуре средневековья, безоговорочно признающей приоритет духа над телом. Формировались соответствующие формы физического и нравственного воспитания, личной гигиены и т.д.
    ФУНКЦИЯ (лат. functio - исполнение, осуществление), - 1)
    круг деятельность, обязанность; назначение, роль; 2) в социологии - роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому
    (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе).
    ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ – обозначают и определяют роль,
    которую культура играет в жизни человека и общества.
    Адаптивная функция – культура организует приспособление человека как к меняющимся природным условиям, так и к социальным изменениям в обществе.
    Аксиологическая (ценностно-ориентирующая) функция
    культура определяет поведение человека через систему ценностей (или ценностных ориентаций) – своеобразных духовных ориентиров.
    182

    Гносеологическая (познавательная) функция – культура организует познание человеком окружающего мира
    (природного и социального), целью которого является истинное знание, необходимое для адаптации и преобразования мира.
    Гуманистическая (человекотворческая) функция
    культура выполняет важнейшую функцию социализации и инкультурации, обеспечивая формирование человека как социокультурного существа, живущего в обществе, по его правилам и нормам, осуществляющего деятельность и общение в определённых культурных формах.
    Интегративная функция
    – культура организует объединение людей (с помощью языка, общей системы ценностей мировоззрения и т.п.) необходимое для решения жизненно важных проблем.
    Информационная функция
    – культура выступает механизмом «социальной памяти», сохраняя и передавая от поколения к поколению полученную информацию,
    накопленный опыт интеллектуального и духовного развития.
    Коммуникативная функция – культура организует взаимопонимание и взаимодействие людей, выступая средством связи между ними.
    Преобразовательная функция – культура в основе своей –
    это преобразовательная деятельность людей.
    Регулятивная (нормативная) функция – культура с помощью выработанных социокультурных норм регулирует жизнь людей, поддерживая равновесие и порядок в обществе.
    Рекреативная (релаксационная или компесаторная)
    функция – связанна с восстановлением физических и духовных сил человека, необходимых для участия в преобразовательной деятельности общества.
    Семиотическая (знаковая) функция – культура это и определённая картина мира, где каждое явление имеет своё
    192
    обозначение, своё «имя» - знак, и соответствующее имени значение.
    ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК – искусственная знаковая система, предназначенная для представления некоторой теории. Формализованный язык отличается от естественных
    (национальных) языков человеческого общения и мышления,
    от искусственных языков типа Эсперанто, от «технических»
    языков науки, сочетающих средства определенной части естественного языка с соответствующей научной символикой
    (язык химии, язык обычной математики и др.), от
    алгоритмического
    языка
    типа обобщенного программирования и т.п. прежде всего тем, что его задача –
    служить средством фиксации (формализации) определенного логического содержания, позволяющего вводить отношение логического следования и понятие доказуемости (либо их аналоги). Исторически первым формализованным языком была
    силлогистика
    Аристотеля, реализованная с помощью стандартизованного фрагмента естественного (греческого)
    языка.
    ЦЕННОСТЬ – термин, указывающий на человеческое,
    социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве "предметных ценностей" или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.
    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
    – самые общие представления о добре и зле, важном и неважном в жизни и т.д.- духовные ориентиры, которые организуют жизнь больших масс людей в обществе.
    202

    ЦИВИЛИЗАЦИЯ (пер с лат. – гражданский) - термин,
    который используется в разных значениях: 1) синоним понятия «культура»; 2) уровень общественного развития материальной и духовной культуры; 3) современная мировая культура; 4) высшая ступень в развитии культуры; 5) антипод понятию культура, например «эпоха умирания культуры» в теории О.Шпенглера; 6) цивилизация и культура – два различных способа реализации творческих сил человека. В
    культуре все материальное и практическое служит духовному началу, а в цивилизации духовное начало служит материальному и практическому; цивилизация – это способ и уровень овладения силами природы, а культура – овладение человеком своей собственной природой, смысл и цель культуры – развитие «человеческого» в человеке.
    ЦИЦЕРОН, Марк Тулий - (106-43 гг. до н.э.) римский государственный деятель и философ, знаменитый оратор и теоретик риторики. Одним из первых стал трактовать термин
    «культура» как умственную деятельность, «возделывание души», меру совершенствования человека. Культура для
    Цицерона не исчерпывается образованностью, но обязательно включает и особое духовное состояние – служение интересам государства. Особое внимание в культурном развитии личности уделял ораторскому искусству.
    ЭЛИТА (фр. - лучший отборный) – это наиболее видные представители какой-либо части общества (элита интеллектуальная, духовная , политическая, финансовая и т.д.)
    ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – термин возник в процессе критики массовой культуры. Концепция элитарной культуры отстаивает идею, что элитарное творчество (высокая культура), опережая свое время, слишком сложна для восприятия и оценки «среднего» человека, а потому может рассчитывать на признание «народным достоянием» лишь в
    212
    будущем. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества (элита).
    ЭТНОГЕНЕЗ – исторический процесс происхождения этноса от их зарождения до формирования целостных этно- социальных организмов и их специфических этнокультурных систем. Современная наука предполагает несколько механизмов образования новых этносов:
    - интеграция, когда этнос формировался путём объединения различных племенных общностей (как, например, французы и поляки); смешение пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (турки, перуанцы); или за счёт интеграции разноэтнических групп иммигрантов
    (южноафриканцы, канадцы, американцы США);
    - дифференциация, когда от крупного этноса по каким-либо причинам откалывается его окраинная часть (австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (древнерусский этнос на великороссов, украинцев,
    белорусов);
    - трансформация, когда прежний этнос в новых исторических условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтнические включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (древние греки – в византийцев, а часть последних – в современных греков).
    ЭТНОГРАФИЯ – наука, изучающая культуру и быт народов мира, отдельных племён и обществ. В западноевропейской и американской традиции – составная часть антропологии.
    Этнография началась в 19 века с изучения малых бесписьменных племён и доиндустриальных обществ.
    ЭТНОЛОГИЯ – наука о сравнительном изучении культур.
    Базовая единица этнос. Этнографические данные дают исходный материал для этнологического исследования и сравнений. Этнология представляет собой обобщающую фазу науки и рассматривает общие законы развития и
    222
    закономерности, характерные для многих культур. В
    американской традиции часть или синоним культурной антропологии, в европейской (британской, французской) –
    аналог социальной антропологии, в немецких странах –
    самостоятельное направление исследования.
    ЯЗЫК – это полиструктурная, разветвленная, иерархическая,
    многоуровневая организация знаков, базисной структурной единицей языка является слово.
    КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ
    АРХЕТИП (от лат. arche – начало, typos – отпечаток). В
    теории К.Юнга это образы или мотивы без содержания (но они способны заполняться сознанием), глубинный слой бессознательного, где дремлют всеобщечеловеческие изначальные образы. Это первичные структуры коллективного бессознательного – осадок от первично душевного опыта человечества. Это «первосмысл» –
    первобытные формы постижения мира. Это врождённые условия интуиции, «основания», согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя всё богатство мифологических тем.
    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – в концепции З. Фрейда особый глубинный уровень психики человека, отличный от сферы сознания и оказывающий на неё мощное скрытое воздействие. З.Фрейд назвал это бессознательное «Оно» - это индивидуальные животные инстинкты, а также безотчетные влечения и первичные желания.
    ГУМИЛЁВ Лев Николаевич (1913-1992) –русский историк,
    автор оригинальной концепции возникновения этносов и культур в результате энергетического воздействия космоса –
    232
    теории пассионарного заражения (толчка). Рассматривая процесс происхождения этносов, Гумилев определяет их как природное биофизическое явление, которое может существовать за счет естественных энергетических источников. В момент своего зарождения этнос получает заряд энергии, которую потом постепенно расходует в процессе этногенеза. Особая составляющая в энергетическом потоке – космические излучения - вызывает мутацию организмов в регионах, которые попадают в сферу этого излучения. В результате происходит пассионарное заражение людей, которое выражается в их повышенной пассионарной способности, то есть способности организмов потреблять большее количество энергии из окружающей природной среды. Такие люди – пассионарии – отличаются повышенной активностью, стремлением и готовностью к действию. Если такие пассионарные толчки проходят по территории, где граничат разные ландшафты и живут разные народы, то происходит зарождение нового этноса со специфическим самосознанием и активным стереотипом поведения. В
    результате возникают и новые культурно-исторические типы.
    Пассионарного заражения хватает приблизительно на 1500
    лет, и расходуется постепенно и в специфических для каждой фазы этногенеза форме. Гумилев указывает общие закономерности и фазы в жизни этносов после пассионарного заражения: фаза подъема, когда происходит захват новых территорий; акматическая фаза, когда пассионарии начинают думать, прежде всего, о своих индивидуальных интересах и это приводит к внутренним конфликтам; фаза надлома, когда пассионарии истребляют друг друга и уровень пассионарности в этносе резко падает; инерционная фаза,
    когда снижение активности пассионариев приводит к усилению государственной власти и доминировать начинают законопослушные и добросовестные граждане, занятые
    242
    культурным творчеством; фаза обскурации (старости) этноса,
    когда недостаток пассионариев неизбежно приводит к застою и упадку; фаза регенерации – временное восстановление за счет периферийных пассионариев; фаза мемориальная –
    сохранение культурных традиций; завершающая фаза, в которой этнос может существовать очень долго, если не будет внешних причин его гибели. Культура каждого этноса специфична и оригинальна, но при этом, по мнению
    Гумилева, прослеживаются генетические связи между актуальной культурой этноса с прежними культурами народов, которые были основой формирования нового этноса.
    Культурологические идеи Л.Н.Гумилева отражены в его работах: «Конец и вновь начало», «Этногенез и биосфера
    Земли» и др.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта